Нервно психическое развитие детей младшего школьного возраста

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка- начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Если учащиеся 1-2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3-4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Особые трудности возникают у учащихся в понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: от причины к следствию устанавливается прямая связь, рассмотрение же фактов в обратном порядке предполагает анализ самых разных причин, что ребенку зачастую еще не под силу.

Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (исследование природы самих понятий), которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и к самому себе.

В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие.

Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях:

- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

- ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с относительным преобладанием первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают текст дословно!

Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, - этому надо учить).

Он еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть некоторые различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, настроить на запоминание, их произвольная механическая память лучше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, более дифференцированным, принимает характер организованного наблюдения; изменяется роль слова в восприятии. У первоклассников слово по преимуществу несет назывную функцию, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово-название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу.

В развитии восприятия велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, - не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок.

Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3-4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

К окончанию начальной школы изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например, срисовывать японские иероглифы).

Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.

После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.



Хотя младший школьный возраст не отмечен решающими сдвигами в развитии личности, как у подростков, но все же этот период отличается заметным формированием личностных качеств. Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка: он включается в систему коллективов (классный, общешкольный), начинает налаживать отношения с учителями и одноклассниками. Учеба в школе – новый вид деятельности, предъявляющий к ученику ряд требований, заставляющий его быть организованным и подчиняться строгому режиму и регламентации. Все это формирует и закрепляет новую систему отношений к окружающему миру (людям, обучению и обязанностям, коллективу), определяет развитие способностей, формирует волю и характер, расширяет круг общения и интересов.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Стиль жизни ребенка с началом обучения в школе меняется коренным образом, теперь его социальная роль – ученик. Эта деятельность становится доминирующей, и к нему предъявляются уже другие требования. Психическое развитие младшего школьника подвергается изменениям, поскольку меняются его ценности, интересы, и он оказывается в преддверии очередного возрастного периода.


Главные проблемы, сказывающиеся на психическом здоровье учеников начальных классов:

  • Принятие своего нового статуса.
  • Выстраивание отношений с педагогом, сверстниками.
  • Изменение взаимоотношений в семье.

Дети, как правило, с удовольствием переходят из детского сада в школу: они рады этому событию, чувствуют себя взрослыми, им нравится все происходящее с ними. Однако психическое развитие детей младшего школьного возраста очень зависимо от существенно изменяющейся самооценки и от того, как правильно родители подготовят ребёнка к школе. Первые два года в младшей школе самооценка детей зависит от отметок, выставляемых учителем. А уже позже ее корректируют товарищи на основе характеристик, которые ничего общего с учебой не имеют и проявляются при общении ребенка со сверстниками. В этот период ребенок излишне критически к себе относится, и уровень негативных самооценок при этом возрастает.

На этом этапе важно учитывать особенности психического развития детей младшего школьного возраста и помочь сохранить им общее положительное отношение к себе как к личности. Во многом это зависит от оценок взрослых.

В этот же период дети начинают критически относиться к взрослым: ими уже не принимаются как истина все их слова и поступки. Особенно остро дети реагируют на те ситуации, где слова расходятся с делом. Именно в это время большую роль играет компетентность педагогов и родительский авторитет.

С поступлением в школу у детей происходят изменения в системе отношений с взрослыми представителями его семьи. Родители проявляют особое внимание и уважение к его учебной деятельности, интересуются успехами, а ребенок прислушивается к их советам. То есть устанавливается взаимное уважение. Несмотря на серьезность вопросов обучения, дети в начальной школе по-прежнему остаются детьми, поэтому не стоит забывать об этом и применять для формирования их правильного психического развития игровую деятельность. Чтобы помочь ребенку справиться с заданием, можно перевести его в игровую плоскость. Детям бывает сложно справиться с этим самостоятельно, значит, задача взрослых – разобраться в проблеме и оказать ребенку помощь в ее решении. Ругать его ни в коем случае нельзя.

Принимая во внимание особенности психического развития младшего школьника в этот период нельзя забывать о движении и активности детей, которые удовлетворяют эту естественную потребность через игры на воздухе, детские шалости. Надо заботиться, чтобы взаимоотношения ребенка и остальных членов семьи были искренними. Они очень важны для младшего школьника и помогают безболезненно адаптироваться к новой среде.

Психическое развитие учеников младших классов так же, как и особенности психического развития детей дошкольного возраста, оценивают не по отметкам, полученным в школе, а по чертам характера, доминирующим в поведении.

Психическое здоровье школьника в норме, если ему присущи следующие качества:

  • Исполнительность.
  • Дисциплинированность.
  • Ответственность.
  • Открытость.
  • Уважение к окружающим.
  • Оптимизм.

В сознании ребенка должно прочно закрепиться знание того, что все неудачи и беды преодолимы, а в кругу семьи его все поддерживают и готовы помочь в любой момент.

Нервно-психическое развитие школьника

Три года, с шести до девяти лет или с семи до десяти лет, приходятся на младший школьный возраст. В это время у ребенка совершенствуется работа мозга и нервной системы. К семи годам кора больших полушарий мозга уже является почти зрелой. Однако к этому времени еще не сформированы некоторые важные отделы мозга, связанные с программированием, регулирующие сложные формы психической деятельности.

Вследствие недостаточного регулирующего и тормозящего влияния коры мозга на подкорковые структуры младшие школьники возбудимы, невнимательны, эмоциональны, легко отвлекаются.


Нервно-психическое развитие школьника в этом возрасте претерпевает глубокие изменения. Существенно влияет на все психические процессы переход к операциональному мышлению. Изменяется восприятие, память, воображение, речь, воля, сознание ребенка, его моральные суждения, способность к сотрудничеству с другими людьми. Полноценно прожить этот период, раскрыть возможности младших школьников помогут родители, воспитатели, учителя, психологи. Их роль в этом возрасте для ребенка особенно важна.

В старшем школьном возрасте центральная нервная система детей функционирует в неоптимальном режиме гормональных воздействий. К этому времени завершается группировка различного типа нейронов в коре головного мозга, наблюдается совершенствование региональной специфичности, изменяется соотношение между корой больших полушарий мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания последних, активизируются диэнцефальные структуры.

Проследив психическое развитие старшего школьника, можно заметить, что для этого периода характерно проявление у детей полярных качеств психики, когда настойчивость и целеустремленность находятся рядом с неустойчивостью и импульсивностью, а повышенная безапелляционность и самоуверенность в суждениях легко сменяются неуверенностью в себе и ранимостью. Возвышенность чувств может уживаться с циничностью, враждебностью, сухим рационализмом, даже жестокостью. Дети переживают становление характера, переходят от детства с опекой взрослых к самостоятельности, идентифицируют себя как личность, устанавливают более тесные контакты со сверстниками.

В период обучения достаточно велика роль сверстников в психическом развитии школьника. Общение с ровесниками является залогом правильного формирования личности. Родители всегда могут поддержать эти взаимоотношения, пригласив друзей ребенка в гости. Они должны интересоваться, с кем дружит сын или дочь, что они ценят в друзьях. Нельзя негативно оценивать товарищей своего ребенка, а если они вам и не нравятся, то нужно объяснять своему чаду, почему. Надо уважать потребность растущей личности. Младшие школьники должны получать от родителей поддержку в построении межличностных отношений и их коррекции при необходимости.


Новые отношения со сверстниками, воспитателями, педагогами, вливание в школьный коллектив, учеба – факторы, влияющие на становление характера, воли, отношения к людям. Они закладывают фундамент нравственных и моральных ценностей ребенка, а также правил и норм поведения.

Общение со сверстниками в старшем возрасте особенно важно и представляет самостоятельную ценность для подростков. Расширяется география общения и социальное пространство: ближайшими друзьями старшеклассников становятся учащиеся других школ, работающие люди, студенты, военнослужащие. Главная потребность, удовлетворяемая здесь – разделить с кем-то собственные переживания. При этом интерес к переживаниям других невелик. Поэтому и взаимная неудовлетворенность отношениями, напряженность в них.

Общение со сверстниками важно для школьников еще и по следующим причинам:

  • Оно является специфическим каналом передачи информации, по которому поставляются знания, не получаемые от родителей.
  • Благодаря общению дети вырабатывают навыки социального взаимодействия: обучаются осознавать свои обязанности, отстаивать права, соотносить личные и общественные интересы.
  • Общение с ровесниками отвечает потребности ребенка как в аффилиации (стремлении находиться в обществе людей), так и потребности в обособлении.

Особую ценность в этом возрасте наряду со становлением приятельских отношений приобретает понятие дружбы.

А Вы замечаете этапы психического развития Вашего школьника? Расскажите об этом в комментариях.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социльная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываюся именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину):

2. Учебная задача.

3. Учебные операции.

4. Контроль и оценка.

познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);

социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е.Сапоговой).

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка.

В письменной речи различают правильность орфографическую ( правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

В статье описывается психическое развитие детей младшего школьного возраста.

Психическое развитие детей младшего школьного возраста

Школьники 7 – 9 лет в несравненно большей степени, чем дошкольники, способны осмысливать, продумывать и контролировать свои действия. У них интенсивно нарастают и становятся более устойчивыми процессы концентрации возбуждения, сдержанность, способность тормозить эмоциональные порывы, проявлять активное внимание и сосредоточенность. В младшем школьном возрасте дети легко могут овладевать технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток.

Но функциональным показателям нервной системы ещё далеко до совершенства. Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей.

Внутреннее (в особенности запаздывающее) торможение ещё неустойчиво. Поэтому, не успев выслушать объяснения тренера, дети начинают выполнять упражнение. Точность деталей движений при этом подменяется угадыванием правильности его выполнения. Дальнейшее корректирование движений идёт через сопоставление выполнения их другими, а также под воздействием указаний педагога. Быстрая смена одних упражнений другими без предварительного их усвоения также нежелательна.

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями высшая нервная деятельность детей приобретает специфические черты: у тренированных все показатели её становятся относительно выше.

Ребенок этого возраста не способен еще длительно выполнять однообразные движения, требующие постоянного контроля сознания. Поэтому приходится разнообразить средства и методы, быстрее переходить от разучивания элементов техники к плаванию с полной координацией движений, чаще вводить игровые и соревновательные ситуации.

На возраст семь лет приходится критический период в развитии нервно-психической деятельности ребёнка, обусловленный влиянием нейроэндокринной перестройки. По мнению Л.И. Божович кризис семи лет связан с появлением нового центрального для личности системного образования. В этот период психика детей наиболее неустойчива, они становятся непослушными, капризными, раздражительными. Взаимоотношения с внешним миром характеризуются всё более нарастающей сложностью и разнообразием. К семи годам заканчивается развитие коры большого мозга. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. При этом отмечается быстрая утомляемость и истощаемость клеток коры головного мозга, что проявляется в ослаблении процессов внутреннего торможения и быстром снижении работоспособности. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы у большинства закрепляются сразу же. Этим объясняется тот факт, что дети семи-девяти лет легко могут овладевать технически сложными формами движений. В то же время у них быстро развивается резко выраженное запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных двигательных раздражителей и слабо выражена устойчивость к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. По мнению С.В.Хрущёва, это следует учитывать при упражнениях на выносливость, чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.

Исследования изменения микроструктуры мозжечка детей и совершенствование процессов управления моторикой подтверждают физиологические данные об ускорении развития сенсомоторных функций и об эффективности тренировочных мероприятий с целью развития координационных способностей в этот период.

Двигательные возможности ребёнка зависят от особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, восприятия пространства, сенсомоторных процессов, памяти, мышления, внимания. В исследованиях Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой, показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей.

Установлено, что развитие мышечно-двигательных ощущений ребёнка протекает неравномерно. В исследуемый период значительно возрастает скорость движений, но точность их невысока. Дети легче переносят и усваивают движения, выполняемые в экстенсивном режиме. По данным А.В.Коробкова к девяти годам происходит формирование взаимодействия мышц антагонистов, что повышает координационные возможности детей. Наиболее интенсивное развитие функции равновесия происходит в возрасте семи-девяти лет.

С некритичностью восприятия тесно связана и некритичность памяти школьников младшего возраста. Так, увлекаясь выполнением упражнения, они могут забыть объяснение учителя. Это обусловлено их психологической направленностью на результат.

У младших школьников затруднены точные дифференцировки, поэтому они особенно плохо запоминают упражнения, включающиеся в серию похожих. Учитывая эту особенность памяти, необходимо выделять ведущие элементы упражнений.

Установлено, что время латентного периода простой реакции у девятилетних школьников мало чем отличается от этого показателя у 11 – 13 летних подростков, а время латентного периода сложных реакций значительно больше. Это объясняется неумением одновременно выполнять быстрые и точные движения, следовательно, необходимо соблюдать меру в требованиях к скорости и точности движений при обучении им школьников младших классов.

В оценке пространственных компонентов движения особенно большое значение у детей имеют зрительные восприятия. В семь лет они легко ориентируются в основных направлениях, причём легко усваивают направления движения относительно других предметов, но не всегда могут воспринять направление движения относительно собственного тела и слабо ориентируются в оценке пространственных величин.

У школьников младших классов преобладает непроизвольное внимание. Концентрация внимания учащихся первых-вторых классов – своеобразна, так как внимание младших школьников настолько подвижно, что они не могут порой полностью сконцентрировать его на нужном упражнении. Внимание детей младших классов отличается быстрой отвлекаемостью, недостаточно устойчиво и интенсивно, а также недостаточно развиты его распределение и переключение.

Дети младшего школьного возраста чрезвычайно склонны к положительным эмоциям и поощрениям, в связи с этим следует избегать слишком резких оценок, обидных сравнений, так как они ещё не понимают критериев оценки и воспринимают их как оценку личности.

Дети восьми-девяти лет восприимчивы к педагогическим воздействиям, стимулирующим преодоление трудностей. Подражание ещё имеет большое значение в их поведении, но уже проявляются инициатива и творчество, появляются типологические и индивидуальные черты характера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.