Нервно психическое развитие у детей второго года жизни

Тамара Цыпкина
Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни

Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей второгогода жизни:

На втором году жизни в формировании детейможно выделить 4 этапа:

1. От 1 года 1 месяцев до 1 года до 3 месяцев;

2. От 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;

3. От 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

4. От 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Формирование детей второго года жизниможно проверять по следующим критериям:

1. Развитие уяснения речи;

2. Развитие конструктивной речи;

3. Сенсорное формирование;

4. Развитие игры и действий с предметами;

5. Формирование движений;

6. Развитие навыков.

Подобное выделение условное, поскольку, с одной стороны, наблюдается некая связь между тенденциями развития, имеющими отношение к развитию разных умений, с другой, всякая тенденция формируется вследствие развития определенных функций. Так, к примеру, формирование конструктивной речи связано с формированием артикуляционного аппарата детей, способности подражать речи взрослых, развитием функции обобщения в речи, общественных связей, эмоциональной сферы детей. И всё же, всякая линия формирования представляет собой некие умения детей: разговаривать, играть и т. п. Ясное выделение линий делает проще диагностику нервно-психического формирования детей, несмотря на то, что и не охватывает всего развития.

Любая линия развития выражается определенным показателем. Вследствие апробирования показателей формирования оставляются только выполняемые 50 – 80% детей, которые воспитываются в условиях коллектива, то есть по одному показателю на каждую линию развития (общая численность показателей - 24).

Наиболее информативным показателем является формирование конструктивной речи. Рассмотрение данного показателя в условиях коллектива явственно раскрывает неблагополучие ряда факторов (этапа адаптации, анамнеза детей, педагогических влияний). Вследствие этого формирование конструктивной речи детей, с одной стороны, нуждается в особом внимании со стороны взрослых в качестве показателя наиболее сложного и вновь формирующегося, а с другой, сообщает о неких неблагополучных условиях воспитания детей.

На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия.В каждом из них обозначаются такие линии:

В первом полугодии:

1. Конструктивная речь;

3. Активная деятельность;

4. Сенсорное формирование;

5. Формирование движений;

6. Формирование навыков.

Во втором полугодии:

1. конструктивная речь;

3. изобразительная деятельность;

4. активная деятельность;

5. сенсорное формирование;

6. Формирование навыков, движений.

Общая численность показателей - 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.

При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.

Методика раскрытия степени нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст 1 год 6 месяцев

1. Материалом являются два одинаковых предмета, которые отличаются друг от друга по определённому признаку, например, цвету, предмет, похожий с одним из них по данному признаку (к примеру, кошка белая, кошка чёрная, собака чёрная, а также контрольный предмет, коим является кукла.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми кладутся кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослым предлагается показать вначале одну кошку, потом другую, собаку, куклу. Вслед за этим предметы меняют местами, и детям предлагают отыскать ещё раз.

2. Материалом являются ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по размеру и цвету похожий на одну из ложек, кукла.

Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребёнка – отыскивает одинаковые предметы по просьбе взрослого (кошку белую и чёрную, ложку десертную и игрушечную).

Материалом являются четыре предмета (к примеру, кукла, заяц, петушок, кошка, мешочек либо коробочка, из которой они достаются.

Ориентируется в трёх-четырёх контрастных формах предмета (шар, куб, кирпич, призма).

Материалом являются три шарика, три кубика, три кирпича, три призмы, скат (одинакового цвета и сходные по величине).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладывается перед детьми материал вразнобой. Берётся кубик, ставится возле ребёнка, называет, предлагает взять ещё аналогичные кубики и возвести дом. Когда ребёнку трудно сделать настоящее по слову, можно ему показать, поставив один кубик на другой, потом убрать кубики, поставив перед ним один кубик, и предложить осуществить задание. Вслед за этим взрослым берётся шарик и скатывается по жёлобку, далее предлагается ребёнку отыскать ещё шарики и скатить их таким же образом.

Поведение ребёнка – по примеру и слову взрослого реализовывает задание, подбирая предмет необходимой формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводить в игре некоторые, часто замечаемые действия.

1. Материалом являются кукла, носовой платок.

Поведение ребёнка – прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материалом являются кукла с волосами, расчёска.

Поведение ребенка – прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ею по волосам.

Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Перешагивает сквозь преграды (брусочки) приставным шагом.

Материалом являются четыре брусочка.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена (может быть проявлено на занятиях по гимнастике). На пол, на отдалении друг от друга укладываются брусочки. Ребёнку предлагают перешагнуть через них. Когда ребенком не понимается задание, можно ему показать, после чего встать перед ребёнком и позвать его к себе.

Поведение ребенка – перешагивает сквозь брусочки приставным шагом сам либо как показывает взрослый.

Сам кушает жидкую еду ложкой.

Материалом являются глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления – естественная обстановка (в час обеда).

Поведение ребёнка – сам съедает большую часть) жидкой пищи ложкой, держа ложку одной рукой сверху (в кулачке).

Возраст 1 год 9 месяцев

Разбирается в несложном рассказе по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материалом являются изображения знакомых картинок,прежде рассматривавшиеся вместе с взрослым:

1. Мальчик поит лошадку;

2. Ребёнок умывается;

3. Ребёнок поливает цветы;

4. Взрослый ремонтирует машину.

Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого незамедлительно, или при помощи дополнительных вопросов, при этом пользуясь словами и двухсловными предложениями.

В период игры отмечает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления – естественная обстановка. Речевые проявления ребёнка прослеживаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребёнка – в период игры либо в иной обстановке сопровождает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Разбирается в трёх контрастных размерах предметов (типа кубов) различием в три сантиметра.

1. Материалом являются три куба-вкладыша одинаковой окраски. Длина ребра первого – десять сантиметров, второго – семь сантиметров, третьего – четыре сантиметра.

Методика выявления – взрослым, чтобы это видел ребёнок, достаются кубы один из другого и ставятся в разнобой, вслед за тем предлагается ребёнку их снова составить.

Поведение ребенка – составляет кубы в соответствии с их величиной. При этом может делать несколько проб (не больше трёх).

2. Материалом является трехместная матрешка (различие в размере три-четыре сантиметра).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Чтобы видно было ребёнку, достаётся одна матрешка из другой так, чтобы каждая половина располагалась супротив другой. Дальше ребёнку предлагают прикрыть половинки матрешек. Когда ребёнок не может выполнить задание, то можно ему продемонстрировать.

Поведение ребенка – сам либо вслед за показом взрослого прикрывает все три матрешки. При этом может делать несколько проб (не больше трёх). Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Игра и действия с предметами.

Материалом являются три кирпичика.

Поведение ребёнка – по просьбе взрослого или после его показа повторяет постройку. При этом может делать несколько проб (две-три).

Идёт по ограниченной поверхности (шириной 15-20 сантиметров, которая приподнята над полом (15-20 сантиметров).

Материал является скамейка вышиной 15-20 сантиметров, и с шириной доски также 15-20 сантиметров.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнку предлагают пройтись по доске без поддержки взрослого (войти и спуститься можно при помощи взрослого).

Поведение ребёнка – идёт по ограниченной поверхности, то есть доске, без поддержки взрослого.

Частично снимает с себя одежду с незначительной поддержкой взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления – естественная обстановка (при раздевании ребёнка).

Поведение ребенка – снимает ботинки (расстегнутые, развязанные, шапка, чулки.

Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей второго года жизни. Речевые упражнения с природным материалом.


Особенности развития детей третьего года жизни Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития.


Развитие детей 2-3 года жизни по следующим линиям:

игра и действия с предметами;

Скачать:

ВложениеРазмер
pokazateli_nervno-psikhicheskogo_razvitiya_detey_2-3_g._zhizni.doc 135 КБ

Предварительный просмотр:

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГО ГОДА ЖИЗНИ

Игра и действия

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2-х предметах разной величины

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит долго, меняя положение

Самостоя-тельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Отыскивает предметы по слову взрослого

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту

Перешаги-вает через препятствия приставным шагом

Самостоя-тельно ест жидкую пищу

Ставит кирпичик на узкую грань

Действует карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий

Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными.

Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы заменители

Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола 15-20 см)

Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого)

Воспроиз-водит несложные постройки

Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа

Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имевших место в собственном опыте

Пользуется предложениями из 3 –х слов

Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроиз-водит постройки типа: стол, стул, кровать

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Понимает рассказ (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситуации (курочка ряба)

Пользуется многословными предложениями.

Подбирает к образцу предметы 4-х цветов, ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов

Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения

Приставным шагом преодолевает несложные препятствия

Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не застегивает пуговицы)

Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван)

Умеет рисовать кривую замкнутую линию

Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы

Пользуется сложными конструкциями с придаточными предложениями.

Называет 4-6 цветов. Использует по назначению геометрические тела

Участвует в ролевых играх

Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см

Пользуется салфеткой при еде. Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

Делает сложные постройки (гараж, лестница), называет их

Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в.

Шкала оценки нервно-психического развития детей 1-го года жизни по методике Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.

Представлены материалы по показателям нормального нервно-психического развития детей 1-го года жизни.

Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста:возраст 1 год 3 мес.;возраст 1 год 6 мес.;возраст 1 год 9 мес.;возраст 2 года;возраст 2 года 6 мес.;возраст 3 года.

Диагностика нервно-психического развития.

В помощь педагогам ясельных групп,в период адаптации.

Аналитическая справка по результатамнервно – психического развития детей 2 – 3 года жизниза 2018 – 2019 год.


К концу второго года жизни ребенок представляет собой крайне любознательное и забавное существо с почти сформировавшимся характером и манифестной претензией на полную самодостаточность:) По крайней мере, сам маленький человек в последней ни на йоту не сомневается:) Да и с чего бы, собственно, сомневаться-то? Судите сами:

Моторика двухлетнего малыша развита впечатляюще: уверенно освоив все виды возможные передвижения на двух и четырех конечностях, ребенок может легко игнорировать любые барьеры - мало какое место в жилище может считаться для него недосягаемым. Многим из родителей двухлетних сорванцов может показаться смешным тест, предлагаемый для оценки адекватности моторного развития ребенка этого возраста: малыш должен уметь переступать чередующимся шагом через три-четыре разложенных на полу низких брусочка. И это при том, что в реальной жизни маленький человек "щелкает", как орехи, тесты покруче - лазит вверх и вниз по легкомысленно оставленной в квартире лестнице-стремянке, взбирается на стиральную машинку (подставив к таковой отцовское кресло на колесиках), и запросто разворачивается на своем трехколесном велосипеде в тесной прихожей:)

Не менее впечатляющий рывок вперед сделало и речевое развитие ребенка: к концу второго года жизни словарный запас у большинства малышей превышает 200 - 300 слов! Фразы, включающие не только прилагательные и наречия, но и местоимения (!), активно используются маленьким человеком для удовлетворения собственных (очень, стоит заметить, важных:) потребностей. Родители двухлетнего ребенка всегда узнают о том, что в настоящий момент ему требуется - особенно часто такое оповещение имеет место в магазинах детских игрушек:)

Интеллект двухлетнего малыша вполне можно считать адекватно работающим "инструментом" - как уже указывалось выше, приспособляемость к типовым условиям внешней среды (родителям и бабушкам с дедушками:) у ребенка выражена неплохо, а это, по сути и есть главнейшее проявление интеллекта.

Впрочем, для развлечения родителей и педиатров ребенок этого возраста может безошибочно ответить на вопросы, касающиеся сюжета короткого неиллюстрированного рассказа, только что поведанного ему взрослым. Этот формальный тест, отражающий понимание ребенком речи, также может показаться смешным тем родителям, что давно убедились: их малыш абсолютно все услышанное дома и в гостях успешно "мотает на ус", после чего поразительно эффективно использует усвоенную информацию на свое собственное благо:)

Чтож, малыш этого возраста действительно может уметь многое - различать основные контрастные цвета и знать названия последних, например. А также: играть в довольно сложные сценарные игры; читать наизусть детские (и даже недетские:) стихи; забавно танцевать в качестве солиста и водить хоровод с другими детьми; рисовать каракули при помощи карандашей, фломастеров и пальцев, предварительно запущенных в кетчуп; пинать и бросать руками мячик; аккуратно переворачивать страницы книг и журналов; показывать, "где у него" нос, глаза, рот, пуп (и даже щитовидная железа - если его научить, разумеется); петь понравившиеся ему песни; подпрыгивать на месте и недолго стоять на одной ноге; отличать свои игрушки от чужих; одевать шапку, носки и рукавицы. Он может уметь в десятки раз больше - если, повторимся, его этому научить. Так что не теряйте времени, уважаемые мамы и папы - таких благодарных учеников и соратников по играм, какими могут быть Ваши двухлетние дети, Вам не найти при всем желании:)

Как развивается ваш малыш: основные показатели развития двухлетнего ребенка. Советы родителям для определения уровня и своевременной коррекции.

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). "Роль" не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: "Собери игрушки", "это можно", "этого нельзя". Понимает слова: "хорошо", "плохо".

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). "Жалеет", "помогает" по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: "хороший", "большой", "красивый". Говорит: "до свидания", "пока", "спасибо", "здравствуйте" в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.


Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.


Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.


Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Выполняет плясовые движения под веселую музыку Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.


Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.


Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.


Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.


Как помогают родители?

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.


Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.