Нервно психическое состояние студентов

Сущность психических состояний. Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности. Исследование развития у детей состояния нервно-психического напряжения в ситуациях зачетов и экзаменов.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.05.2014

Уровень агрессивности и враждебности до экзаменационной сессии

Уровень агрессивности и враждебности в период экзаменационной сессии

До экзаменационной сессии норма агрессивности (средний уровень) свойственна большинству студентов изучаемой выборки (15 человек - 75%), ниже нормы (низкий уровень) наблюдается у 5 человек (25%), показателей, превышающих норму, не обнаружено.

Низкий показатель индекса враждебности выявлен лишь у одного испытуемого (5%), 95% студентов (19 человек) присуща норма.

Во время экзаменационной сессии норма агрессивности (средний уровень) свойственна лишь 2 студентам (10%), наибольший же процент, превышающий норму агрессивности обнаружено у большинства студентов (18 человек - 90%), показателей ниже нормы не обнаружено.

Высокий показатель индекса враждебности выявлен у 10 студентов (50%), норма враждебности свойственна 10 студентам (50%), а показателей ниже нормы не обнаружено.

По данной методике можно сделать вывод о том, что агрессивность до экзаменационной сессии в основном находилась на уровне нормы (75 %) и ниже нормы (25 %), а во время экзаменационной сессии возрастает до (90 %), уровень враждебность до экзаменационной сессии так же находится на уровне нормы (95 %) и ниже нормы (5 %), а в период сессии возрастает до (50%).

Отрицательный фон любого человека характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Он почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Человек может часто плакать, легко обижаться, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании данный индивид подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой студент опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в учении, с делом.

2.2 Особенности изменений психических состояний студентов в период сессии

Осознание общественной значимости личностных особенностей человека, новые научные сведения об этих особенностях важны для отражения и понимания проявления психических состояний у человека. Наибольшее количество работ, дающих описание и экспериментальные характеристики, психические состояний, относится к области изучения типологических свойств нервной системы и их проявлению в различных видах деятельности. Многие состояния возникают под влиянием социальных воздействий (например, общественная похвала или порицание, сдача экзамена).

Данная ситуация недопустима в учебной деятельности, т.к. заниженная самооценка будет связана не только с повышенным уровнем тревожности, но еще и с не усвоением учебного материала, нежеланием учиться, агрессивностью или замкнутостью и т.д. Немалая по психической напряженности нагрузка ложится и на студента, задачей которого является переработка и усвоение колоссального объёма информации. Поэтому одной из важнейших сторон научной организации учебного процесса является определение функционального состояния студентов в период действия умственных и эмоциональных нагрузок. В этих условиях основной личностной характеристикой человека становится его способность выдерживать интенсивные умственные нагрузки. Степень работоспособности в каждый данный момент определяется воздействием и взаимодействием ряда факторов разного характера: физиологического, физического и психологического (в который входят такие, как самочувствие и настроение).

Динамические моменты психического состояния проявляются также и в том, что оно может выступать на разных уровнях напряженности и быть различной глубины. Нам как раз и предстоит остановиться на рассмотрении этих проблем.

Психические состояния - важнейшая область внутреннего мира человека, имеющая определенное внешнее выражение. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. Они служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданные ситуации.

Психические состояния являются важнейшей частью психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, теория психических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены.

Остаются мало исследованными социальные и социально - психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояния.

Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче.

В психических состояниях так же, как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в личности как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое.

Существенное значение имеет изучение психических состояний для повышения эффективности учебной деятельности, особенно в ее напряженных моментах (семинар, контрольная работа, зачет, экзамен), связанных с неопределенностью исхода ситуации.

B учебной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса, волнения и напряжения в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Психические состояния являются реакцией на различные ситуации. В ситуациях с неопределенным исходом (например, экзамен) возникают специфические психические состояния, отличающиеся негативным настроением, депрессией, неуверенностью в своих возможностях.

2. Выявлено, что при приближении неопределенной и экстремальной ситуации экзамена происходит смещение качественных характеристик состояний от положительных к отрицательным. Период за два месяца до экзаменационной сессии характеризуется спокойствием, энергией, приподнятостью, уверенностью в себе; за один день до экзамена -- тревожностью, усталостью, подавленностью, чувством беспомощности.

3. Выявлена динамика психических состояний, наиболее характерных для ситуации неопределенности. Исследуемая группа состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) носит отрицательную окраску и имеет тенденцию к увеличению статистических показателей к моменту приближении кульминационного момента в развитии ситуации экзамена. Во время экзаменационной сессии тревожность возрастает до (45 %), фрустрация до (25 %), агрессивность до (30 %) и ригидность до (50 %).

4. Установлено, что уровень выраженности отрицательных состояний зависит от характера экзамена. Перед экзаменами по профилирующим учебным дисциплинам возникают более ярко выраженные отрицательные психические состояния такие как, тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность, а перед экзаменами по учебным дисциплинам, не связанными с профилем специальности, отрицательные состояния наблюдаются в смягченной форме.

Преподаватель, произвольно влияя на состояние студентов и используя определенные пути стимуляции, может формировать активные психические состояния, значительно повышающие работоспособность и качество выполнения учебных задач. Такие способы воздействия вызывают уверенность в собственной силе, активность мышления и положительный эмоциональный настрой, обеспечивающие более высокие достижения в учении.

Проведенное исследование дает дополнительную информацию о психических состояниях студентов, специфике их содержания и динамики в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом. Его результаты могут быть использованы для улучшения учебной работы со студентами.

1. Беляев, Г.С. Психогигеническая саморегуляция [Текст] / С.Г. Беляев, В.С. Лобзин. -- М.: Медицина, 1977. - 500с.

2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. -- Л., 1988. - 625с.

3. Васильев, И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций [Текст] / И.А. Васильев // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -- М., 1979. -- С. 86 -- 98.

4. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности [Текст] / И.А. Васильев //Психологический журнал. -- 1998. -- Т. 19. -- № 4. -- С. 49--60.

5. Горбов, Ф.Д. Детерминация психических состояний [Текст] / Ф.Д. Горбов //Вопросы психологии. -- 1971. -- № 5. -- С. 45 -- 61.

6. Дорофеева, Н.В. Учет психофизиологических и психодинамических особенностей студентов в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Дорофеева // Пед. образование и наука. - 2011. - № 11. - С. 86-88.

7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. ? СПб.: Питер, 2002. ? 678с.

8. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. -- М., 1982. -- 206 с.

9. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы -- несвободы от фрустрации [Текст] / Е.И. Кузьмина //Вопросы психологии. -- 1997. -- № 4. -- С. 86 -- 94.

10. Ларионова, Ю. Н. Влияние психофизиологических особенностей на успеваемость [Текст] / Ю.Н. Ларионова // Нач. шк. плюс до и после - 2010. - № 12. - С. 58 - 62.

11. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. -- М., 1964. -- 343 с.

12. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. -- М.: Знание, 1988. - 625 с.

13. Мясищев, В.Н. Психические состояния и отношения человека [Текст] / В.Н. Мясищев //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. -- М., 1996. -- № 1 -- 2. -- С. 8 -- 14.

14. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс [Текст] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

15. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст] / Н.Б. Пасынкова //Психологический журнал. -- 1996. -- № 1. -- С. 169--174.

16. Пейсахов, Н.М. Закономерности динамики психических явлений [Текст] / Н.М. Пейсахов. -- Казань, 1984. - 350 с.

17. Платонов, К.К. О системе психологии [Текст] / К.К. Платонов. -- М., 1972. -- 264 с.

18. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции студентов [Текст] / А.О. Прохоров. -- Казань, 1987. -- 26 с.

19. Прохоров, А.О. Особенности психических состояний личности в обучении [Текст] / А.О. Прохоров //Психологический журнал. -- 1991. -- Т. 12. -- № 1. -- С. 47--54.

20. Психология состояний [Текст] : хрестоматия / сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров; под ред. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ: СПб.: Речь, 2004. - 608с.

22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -- М., 2002. -- 520 с.

23. Словарь практического психолога [Текст]/ сост. С.Ю. Головин. -- Минск, 1997. -- 800 с.

24. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст] / Ю.Е. Сосновикова. -- Горький, 1975. --117 с.

25. Спилбергер, Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте [Текст] / Ч.Д. Спилбергер //Стресс и тревога в спорте /Под ред. Ю.Л. Ханина. -- М., 1983. -- С. 12--24.

26. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. -- М.: Педагогика, 1975. -- 175 с.

27. Цветкова, А.Т. Концепция диагностики сформированности мотивации учебной деятельности [Текст] / А.Т. Цветкова // Наука и школа. - 2011. - № 4. - С 90 - 97.

28. Чебыкин, А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность [Текст] / А.Я. Чебыкин //Психологический журнал. -- 1989. -- Т. 10. -- № 4. -- С.135--141.

29. Шарай, В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса [Текст] /В.Б. Шарай В. -- М., 1979.

30. Шкуратова, И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью [Текст] / И.П. Шкуратова, И.П. Ермак И // Прикладная психология: достижения и перспективы. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. - С. 283-299.

31. Яковлева, Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе [Текст] / Б.П. Яковлева, О.Г. Литовченко // Психологичекая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 16 - 22. - (ч/з).

32. Янсон, В.Н. Психологическое прогнозирование риска дезадаптации к учебным нагрузкам [Текст] / В.Н. Янсон, З.Ф. Дайя, Л.П. Рожане //Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студентов / Под ред. Б.Зельцерман. -- Рига, 1988. -- С. 20--48.

Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности. Особенности проявления психических состояний у студентов. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.

курсовая работа [53,2 K], добавлен 19.02.2007

Характеристика психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности. Исследование особенностей изменений психических состояний студентов в период сессии. Изучение рекомендаций студентам для психологической подготовки к экзаменам.

курсовая работа [227,1 K], добавлен 11.07.2015

Исследование влияния рефлексивности, личностного смысла и временного фактора на структурно-динамические особенности взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов естественнонаучных специальностей.

диссертация [3,3 M], добавлен 14.06.2011

Исследование эмоциональных состояний, которые оказывают влияние на протекание психических процессов, на активность человека повышая или понижая ее. Характеристика основных видов нервно-психического состояний: настроения, страсти, стресса и фрустрации.

реферат [39,1 K], добавлен 12.07.2011

Сущность психических состояний. Эмоциональные и волевые психические состояния. Особенности познавательных психических состояний. Индивидуальные свойства личности. Характеристика основных эмоциональных состояний. Виды стрессоров и их последствия.

реферат [438,9 K], добавлен 27.06.2012

Психологическая характеристика юношеского возраста. Типология эмоциональных нарушений. Эмоциональные состояния студентов, вызываемые экзаменами. Эмпирическое исследование программы по улучшению эмоциональных состояний студентов перед экзаменами.

курсовая работа [97,0 K], добавлен 20.10.2012

Особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Анализ проблемы психических состояний в психологической науке. Эмпирическое исследование психических состояний у младших школьников. Организация и методы исследования, анализ его результатов.

курсовая работа [364,9 K], добавлен 19.03.2013

Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.

дипломная работа [354,2 K], добавлен 24.08.2010

Настроение как целостное состояния психики. Значение его особенностей в деятельности преподавателей. Виды психических состояний. Последовательность выявления и последующего устранения причин отрицательных состояний и усиления положительных у учащихся.

реферат [15,5 K], добавлен 24.07.2014

Понятие психологических состояний и их классификации. Прикладное значение психодиагностики состояний: определение пригодности индивидов в экстермальных ситуациях, предотвращение "запрещенных" ситуаций, выработка рекомендаций по коррекции состояний.

презентация [104,9 K], добавлен 17.02.2015

Мамутова Насибе
Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов

Аннотация. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. В статье представлен анализ работ ученых по раскрытию структуры, особенностей протекания и развития нервно-психического напряжения. В результате теоретического анализа психологических особенностей нервно-психического напряжения в процессе обучения, было разработано и проведено эмпирическое исследование нервно-психического напряжения студентов-психологов 2 курса.

Постановка проблемы. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. Учебные или академические стрессы у студентов исследовали Б. Ананьев, Д. Андреева, В. Бодров, А. Бондаренко, А. Варес, Н. Горст и В. Горст, И. Есауленко, Л. Китаев-Смык, Л. Ковалева, Ю. Щербатых и др.

Ученые единогласно указывают на то, что экзамен является психотравмирующим фактором, инициирующим механизм реактивной депрессии, негативно влияющий на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов, а также вызывающий истерики, формирующий состояние общего недомогания, растерянности, страха.

Для экзаменационного стресса характерны физиологические, эмоциональные и когнитивные симптомы. Однако в реальных условиях сдачи экзаменов эти симптомы большинством студентов не контролируются, поскольку доминирующим аспектом является сосредоточение на успешном решении академических проблем (стремлении сосредоточиться на поставленных вопросах и дать на них правильные ответы).

Таким образом, изучение нервно-психологического напряжения в период зачётной экзаменационной сессии у студентов является довольно интересной темой требующей детального изучения.

Цель статьи. Изучение особенностей нервно-психического напряжения студентов психологов в период зачётно-экзаменационной сессии.

Изложение основного материала. Нервно-психическое напряжение – это особое состояние, которое возникает в непривычных, тяжелых для психики человека условиях. В случае нервно-психического напряжения от организма требуется максимально быстрая перестройка, адаптация всей системы.

Напряжение - это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе. Соматический компонент выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Они вызывают изменение подвижности век и глазного яблока [3].

Вегетативные выражения напряжения подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующего определенное эмоциональное проявление [3].

Вопрос о приспособительной роли эмоций, нервно-психического напряжения наиболее полно исследовал И. П. Павлов. Он создал учение о динамическом стереотипе - устойчивой системы ответных реакций животного и человека, которые соответствуют определенной комбинации внешних сигналов.

С. Л. Рубинштейн в различных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня [2, с. 23].

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности.

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С. Л. Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции).

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического.

На базе эмоциональных переживаний формируется огромный спектр человеческих чувств, поэтому выделяют: положительные чувства; нейтральные чувства; негативные чувства; ниже чувства; социальные чувства; эстетические чувства; группа чувств, связанных с понятием собственности [3].

Период получения высшего образования является одним из самых стрессовых в жизни человека. Наиболее стрессовые факторы учебной деятельности, безусловно, - экзамены, зачеты, защиты курсовых и дипломных проектов [2, с. 12].

Период сессии для большинства студентов полон стрессами разного характера: физиологического (недосыпание, головные боли, нервно-психическое напряжение др., информационного (чрезмерная загруженность информацией по различным учебным дисциплинам, которую необходимо одинаково хорошо усвоить, чтобы получить удовлетворительную оценку, эмоционального и социального (ускоренное переживания времени, недовольство собой по сравнению с более успешными однокурсниками, давление со стороны преподавателей, страх не сдачи экзаменов,

В случае неэффективной адаптации к физическим и психическим нагрузкам в экзаменационный период студент может почувствовать разнообразные последствия пережитых стрессов: головную боль раздражительность; проблемы с пищеварением, изжогу; постоянную усталость, подавленность, перегрузку. Также во время экзаменов у студентов может наблюдаться нарушение режима сна, бессонница снижение иммунитета; увеличение аппетита или его потеря; кожные аллергические реакции; обострение хронических заболеваний; снижение производительности жизнедеятельности в целом и др.

Стрессом называют неспецифическую реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [17, с. 34].

Особое место в анализе формирования, развития преодоления нервно-психического напряжения занимают вопросы адаптационных ресурсов человека, главная задача которых - приспособить человека к чрезмерным нагрузкам или угрожающим ситуациям.

Под адаптационными ресурсами понимают ряд социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности к конкретным социальным условиям. В психологии к адаптационным ресурсам организма относят анатомо-физиологические свойства личности (Н. Василевский, С. Кинелев, Н. Маркин и др.) нервно-психическую устойчивость, самооценку, особенности построения контакта с окружающими, моральную нормативность, уровень групповой идентификации (А. Маклаков, А. Кислицына, И. Королева) автономность (М. Ростовцева) рефлексию, эмпатию, саморегуляцию (С. Пакулина)

Опасность нервно-психического напряжения заключается в том, что оно образует механизм замкнутого круга: с одной стороны, стрессовые реакции должны активизировать адаптационные ресурсы личности для преодоления жизненной ситуации. С другой стороны, сами изменения, как в физиологической, так и в психологической организации человека, обусловленные стрессом, требует поиска механизмов и средств перестройки привычного режима функционирования, то есть адаптации к стрессовому состоянию [7, с. 69].

Таким образом, человеку необходимо почти одновременно адаптироваться как к проблемной ситуации, которую вызвал стресс, так и к изменениям, спровоцированных стрессовым состоянием организма и психики.

По результатам исследований устойчивости студентов к стрессам в экспериментальных работах А. В. Бондаренко обнаружена склонность 90% первокурсников к стрессам, которые вызывают существенное негативное влияние на их жизнедеятельность. Для 31% опрошенных третьекурсников влияние стрессовых событий в обучении больше, тогда как для 78% опрошенных пятикурсников характерен нормальный уровень стресса, который соответствует степени напряженной жизни активного студента.

К общим причинам стресса у студентов в течение всего учебного процесса, в период сессии в частности, по мнению ученых, относятся несоответствие адаптивных генетических программ современным условиям, когнитивный диссонанс, условия жизни или учебы, иррациональные установки и убеждения, нарушения коммуникации с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза [14, с. 74]. Среди субъективных причин стрессового состояния как результата учебной деятельности сами студенты называют большую учебную загрузку, строгость преподавателей, жизнь вдали от родителей, семейные конфликты, чрезмерно серьезное отношение к учебе, застенчивость и замкнутость, проблемы в личной жизни и др. [14, с. 27]

По результатам изучения поведения студентов в период сессии ведущая причина возникновения стресса во время сессии - отсутствие у студента системной работы в течение семестра, неуверенность в себе и высокая критичность [32, c.17]

Основные признаки нервно-психического напряжения у студентов в период зачетной экзаменационной сессии - изменение поведения (повышенная раздражительность и неадекватные реакции, снижение активности, постоянное разочарование, потеря контроля над ситуацией, нежелательные реакции организма (учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и сыпь на коже) [17, с. 36].

Эмпирическое исследование нервно-психического напряжения.

Цель исследования: выявление актуального уровня стрессового состояния, нервно-психического напряжения у студентов-психологов в течение учебного года.

Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Бланки заполняются самим испытуемым. Тест содержит 25 утверждений, расположенных в бланке под соответствующими номерами. При прочтении очередного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера слева, оценив по 8 бальной шкале свой ответ.

В ходе эмпирического исследования были получены следующие данные: на момент первичного опроса 7% студентов имели признаки высокого уровня стресса, 29% - среднего и 64% - низкого. В последующие месяца результаты исследования менялись в зависимости от приближающихся экзаменов.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что в сентябре 2017 года, показатели психологического стресса по методике PSM-25 достигали минимального уровня и составили при этом – 72,5. Основной причиной такого низкого уровня показателей, является то, что в начале года студенты, как правило, все еще находятся под впечатлением положительных летних событий, еще не подвержены стрессу от предстоящих экзаменов, но нервно-психическое напряжение прослеживается из-за начала процесса обучения (адаптационный период).

В октябре результаты проведенного эксперимента характеризуются ростом по сравнению с предыдущим месяцем, основной причиной является то, что студенты узнают от преподавателей, количество экзаменов и зачетов по дисциплинам. Кроме того, увеличивается учебная нагрузка. Преподаватели начинают подготавливать студентов, к тому, что в скором времени начнется зимняя сессия, выдаются вопросы к экзаменам и зачетам, как следствие возрастает нервно-психическое напряжение.

В январе прослеживается скачок – уровень психологического стресса резко увеличился и составил – 103,2. Как видно из гистограммы (рис. 2, чем ближе подходило время к наступлению сессии, тем больше повышался уровень стресса студентов. Максимального уровня показатели стресса достигли в январе. В этот нелегкий для студентов период обучения, от постоянного нервно-психического напряжения у студентов в ходе наблюдения были замечены проявления агрессии, упадок сил, повышение тревожности.

В феврале уровень стресса характеризуется снижением показателя психологического стресса, достигнув значения – 75,1, что вызвано сдачей экзаменов, зачетов. Это явно свидетельствует о том, что студенты-психологи эффективно приспособились к сессионной нагрузке и целесообразно применяли свой адаптационный потенциал.

В период с марта по май наблюдается плавный рост уровня психологического стресса, как выявлено нашим исследованием – основная причина – предстоящая летняя сессия.

Как показывали наблюдения за студентами-психологами, состояние высокого нервно-психического напряжения во время сессии приводило к возникновению признаков депрессии: подавленному настроению; отсутствию радости и удовлетворения, а также сил и мотивации для реализации деятельности; трудностей концентрации на чем-то, кроме переживания чувства вины, собственной никчемности и др.

Исследование показало, что экзаменационная сессия - тяжелая стрессогенная ситуация, которая требует от студентов мобилизации внутренних и внешних ресурсов, как для освоения самой ситуации, так и приспособления к сдвигам в организме и психике, обусловленных экзаменационным стрессом.

Выводы. Проанализировав и исследовав эмпирически нервно-психические особенности стресса, испытываемого студентами во время экзаменов мы пришли к выводу, что стресс от экзаменационных сессий - один из самых типичных студенческих стрессов. Стресс – это естественная реакция человека на ситуацию угрозы, опасности, дискомфорта. Его назначение – мобилизовать все ресурсы организма для преодоления препятствий, решение проблем, выполнения важных задач и в результате обеспечить успешную адаптацию к условиям среды. Стрессовые реакции помогают человеку быть собранным, сконцентрированным, проявлять повышенную активность, действуют на все интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы. Их можно рассматривать как один из инструментов адаптации к стрессовым ситуациям во время экзаменов.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев; ред. колл. : Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин. АНСССР, Ин-т психологи. — М. : Наука, 1977. - 380 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. / [Скрипченко А. В., Долинская Л. В., Огороднийчук С. В. и др. ]; под общ. ред. А. В. Скрипченко. — М. : Просвещение, 2016. - 416с.

4. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск. : изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. — 92 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — 2 изд. — СПб: Питер, 2013. — 783 с.

7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. / Л. А. Китаев-Смык — М. : Наука, 2012. — 265с.

8. Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса: практикум. / Р. В. Куприянова, Ю. М. Кузимина — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.

9. Львов Л. В. Конфликтология: теория и практика: учеб. -метод. пособие. гриф МОиН РФ / Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАА, 2013. — с. 233

10. Педагогика и психология высшей школы [отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова]. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 544с.

12. Психология человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. - 656 с.

13. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова / / Вопросы психологии. — 2017. — № 1. — С. 111— 124.

14. Роменец В. А. Воспитание творческих способностей у студентов [Текст] / Владимир Андреевич Роменец. — М. : шк., 1973. — 94с

15. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте / Е. И. Степанова // Вопросы психологии, 1970, № 1. — С. 79-88.

Рекомендации для родителей по предупреждению возникновения стресса у детей - Создайте правила, обозначьте четкие границы в семье, исключите противоречивость в воспитании (договориться всем членам семьи). - Будьте.

Визитка на конкурс педагогов-психологов Сегодня я хочу рассказать вам о комнатных цветах и способах их выращивания. Наш детский сад я сравниваю с оранжереей, в котором растет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.