Нервно работать в школе


Стандартное напряжение


Еще одним фактором, провоцирующим стресс, Ирина Абанкина назвала давление на педагогов дошкольного образования со стороны родителей — их требования растут с каждым годом. Учителя школ находятся в более выгодном положении — они проводят со своими подопечными 18 аудиторных часов, а остальное время посвящают консультациям, подготовке к урокам, участию в педсоветах, проверке тетрадей. Воспитатель же все 36 часов работает в группе с детьми, что уже само по себе — задача не из легких, считает эксперт.

Результаты опроса показывают, что 77% воспитателей трудно адаптироваться к изменениям.


Большинство воспитателей отметили, что в процессе повышения квалификации для них особенно актуальны курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями. В числе таких курсов дефектология и клиническая психология, а также различные виды психотерапии и навыки общения с родителями.

У семи нянек дитя с синяками

Работа воспитателем в условиях повышенного стресса опасна, отмечают эксперты. Педагог с расшатанными нервами способен сорваться на воспитанниках. Один из последних подобных резонансных случаев произошел в сентябре в Красноярском крае — в селе Нижний Суэтук воспитатель избил четырехлетнего мальчика. А работой детсада Центрального района Петербурга заинтересовалась прокуратура, сотрудники которой решили выяснить, почему дети приходят домой с синяками и ушибами.


Однако даже если не рассматривать крайности и из ряда вон выходящие случаи, нервный педагог оставляет серьезный след в воспитании детей.

— Если рядом с ребенком находится человек, постоянно испытывающий стресс, то права этого ребенка ущемляются. Такой воспитатель не всегда может проявить внимание, доброту, заботу, умение находить компромисс, то есть простые профессиональные качества, — сказала Ольга Радионова.

Для решения этой проблемы ФИРО РАНХиГС предлагает комплекс мер. Среди них — включение тренингов по стрессоустойчивости в образовательные программы и курсы повышения квалификации педагогов, реализация службы поддержки педагогов на базе консультационных центров по оказанию психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

Кроме того, отмечают авторы исследования, часть работы могли бы взять на себя психологи детсадов, которых следует ориентировать не только на работу с детьми, но и на помощь коллегам.

Ребенок-интроверт идет в новую школу, новый класс

Если ваш ребенок особенно волнуется перед 1 сентября — удастся ли ему сохранить старых друзей, какими будут новые учителя — вполне возможно, по характеру он интроверт. В школе интровертам тяжелее, чем экстравертам — из-за повышенного уровня шума, невозможности уединиться и необходимости вступать в контакты, которые ему вовсе и не нужны. Если в начальной школе детям-интровертам могут помочь родители, подростки-интроверты часто оказываются со своей "непохожестью" один на один. Выжить в школе помогут книги Сьюзан Кейн — "Интроверты" и "Тайная сила".


В начальной школе мы все знали друг друга, ведь были вместе с детского сада. Я догадывалась о своей робости, но со знакомыми ребятами чувствовала себя уверенно и даже однажды участвовала в школьном спектакле. Все изменилось, когда я перешла в среднюю школу. Там я оказалась новенькой среди незнакомых ребят, болтавших о чем-то своем.

В школу меня отвозила мама: я слишком нервничала, оказываясь в автобусе с другими детьми. Двери в школу отпирались только после первого звонка, и если мы приезжали раньше, приходилось ждать на парковке. Школьники разбивались на группки, кто с кем дружил. Все знали друг друга и чувствовали себя совершенно нормально. А для меня та парковка была кошмаром.

Наконец звонил звонок, и мы бежали в школу. В коридорах царила еще бoльшая суета, чем на парковке. Ребята бегали взад-вперед, уверенно шагали по коридору, явно чувствуя себя хозяевами школы. Мальчишки и девчонки обменивались новостями, хихикали. Я же выискивала в толпе знакомые лица, долго думала, не подойти ли поздороваться, а потом шла своей дорогой, так ничего и не сказав.

Но хуже всего бывало в столовой на большой перемене. По сравнению со столпотворением в ней толкотня в коридорах казалась раем! Сотни голосов отражались от стен. В зале стояли длинные узкие столы, и за каждым восседала смеющаяся, болтающая "компашка". У меня голова шла кругом — куда там улыбаться и непринужденно болтать, как другие!

Знакомая картина? Думаю, не я одна столкнулась с такой проблемой.

Вот, например, Дэвис. Задумчивый, застенчивый парень, в первый учебный день в шестом классе он оказался в такой же ситуации. Будучи одним из немногих азиатов в школе, где учились в основном дети с европейской внешностью, он чувствовал себя неуютно: ему казалось, что все считают, будто он выглядит как-то не так. И настолько нервничал, что чуть ли не забывал дышать от волнения. В переполненной столовой он, еле дыша, нашел свободное место и с облегчением выдохнул лишь на уроках, где царила тишина.

Когда в половине четвертого прозвенел звонок, Дэвис чувствовал себя выжатым как лимон. Первый день в шестом классе закончился, он выжил. Правда, в автобусе по пути домой кто-то прилепил к его волосам жвачку.

На следующее утро Дэвис пришел к выводу, что в школе все дети совершенно счастливы. Все, кроме него.

Первый день в школе: кому труднее всего?

Конечно же, не все дети в школе радуются первому школьному дню, хотя кажутся веселыми. Первые дни нового учебного года, даже если ты ходишь в свою школу уже сто лет, — испытание для всех. Просто мы, интроверты, сильнее реагируем на раздражители, а значит, приспособиться к ситуации нам сложнее.

Что это значит — "сильнее реагируем на раздражители"? Большинство психологов сходятся во мнении, что ничто так не влияет на опыт общения с людьми, как склонность к интроверсии или экстраверсии. И это справедливо для всех людей в мире независимо от культуры и языка, на котором они говорят.

Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. Интроверт активнее реагирует на ситуации, связанные с общением, и на сенсорный опыт. У экстравертов же реакции приглушены, и для того, чтобы почувствовать себя в норме, они стремятся к внешним стимулам — яркому свету, грохочущим звукам. Им становится скучно, они не могут усидеть на месте, если их органы чувств недостаточно нагружены. Экстравертам необходимо находиться среди людей, энергия толпы их заряжает. Именно они всегда врубают музыку на полную громкость, любят приключения, щекочущие нервишки, и на уроках первыми тянут руку.

Мы же, интроверты, напротив, реагируем сильнее, а порой даже слишком сильно. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает нас. А расслабляемся мы и "подзаряжаем батарейки" в более спокойной обстановке — необязательно в одиночестве, но непременно среди родных либо в небольшой компании близких друзей.

На вечеринках интроверты тоже могут веселиться от души, но иногда быстрее устают и вынуждены раньше уходить домой. Время, проведенное в одиночестве, покое и тишине, восстанавливает энергию интроверта. Вот почему мы часто любим заниматься чем-то в одиночку — хоть чтением, хоть бегом, хоть скалолазанием. Не слушай тех, кто говорит, что интроверты асоциальны. Мы любим общаться, просто по-другому.

Ты можешь добиться успеха и в школе, и в любом другом обществе, если твоей нервной системе дают работать оптимально. Проблема в том, что большинство школ — неподходящая среда для чувствительной нервной системы интровертов. Но, научившись распознавать сигналы, которые посылает тебе тело, например ощущение тревоги и давления, ты сможешь управлять ситуацией.

Кстати, если тебе необходимо восстановить равновесие, необязательно возвращаться домой и запираться в комнате. Прислушайся к себе и найди в школе тихий уголок, где можно собраться с мыслями: отправляйся в библиотеку, компьютерный класс или пустой кабинет учителя, который дружески к тебе относится. Можно даже ненадолго уединиться в туалете!

Дэвис интуитивно понял это и после инцидента со жвачкой стал садиться в автобусе на первое сиденье, где его никто не трогал. Мальчик попытался не обращать внимания на оглушительные звуки, сигналы телефонов, крики и смех ребят. Вскоре он обзавелся наушниками и спокойно читал в дороге. Отгородившись от шума, он понизил уровень внешних воздействий, мешавших ему ясно мыслить.


Как выжить в школе подростку-интроверту

Интровертов много — от трети до половины всего населения Земли. Интроверсия не прихоть, которую можно перерасти; это качество нужно принять, дорасти до него и даже научиться его любить. Чем чаще ты отмечаешь, насколько ценны твои особенности интроверта, и понимаешь, что лучшее в тебе, скорее всего, связано с "тихим" темпераментом, тем увереннее ты начинаешь себя чувствовать. Не нужно заниматься чем-то только потому, что так делают все, или пытаться подружиться с людьми, с которыми, как тебе кажется, ты должен дружить. Делай то, что нравится, и выбирай друзей, чьим обществом действительно дорожишь.

Всем, кто работает в системе школьного образования, нелишне понимать, какие у интровертов и экстравертов преимущества и в чем их потребности. Средние и старшие классы — самый сложный период для интровертов. Когда сотни ребят изо дня в день вынуждены толпиться в одном здании, кажется, будто единственный способ заставить уважать себя и обзавестись друзьями — стать шумным и заметным.

Но ведь есть множество других замечательных качеств характера интроверта, например, способность глубоко сосредотачиваться на том или ином предмете или действии, умение внимательно и терпеливо слушать. Это лишь две "суперспособности" интровертов. Пользуйся ими, ищи свою страсть и полностью посвящай себя ей! Тогда ты не только выживешь в школе, но и заживешь полной жизнью.

Вот несколько советов, которые помогут абстрагироваться от школьной суеты и при этом не потерять свой круг общения.

Знай свои потребности. Шумная среда, подобная школьной, часто истощает интровертов. Прими как данность, что окружающая среда не всегда будет соответствовать твоим потребностям. Но она не должна мешать тебе оставаться самим собой. Находи тихие уголки и свободные минутки, чтобы "подзарядить батарейки".

Ищи "своих" людей. Может быть, тебе интересно общаться с ровесниками-спортсменами или с теми, кто увлекается программированием. А возможно, для тебя неважно, совпадают ваши интересы или нет, главное — чтобы человек был хороший. Если для того чтобы завязалась дружба, нужно составить список тем для разговора, так и сделай.

Нью-йоркский психолог Челси Греф знает способ, как подготовиться к ситуациям начала общения, сложным для интровертов. Одна ее пациентка, умная, творчески одаренная пятиклассница, очень волновалась, общаясь с другими ребятами. Девочке хотелось иметь больше друзей. В школе у нее были две подруги, но в их отсутствие она чувствовала себя потерянной.

Доктор Греф порекомендовала проводить мозговой штурм перед каждой ситуацией, в которой Карина могла бы почувствовать себя неуютно. "Главное — составить план и провести ролевую игру, в которой ты первой начинаешь разговор", — сказала она.

Так Карина и сделала. Сначала определяла, какая из девочек наиболее приветливая и располагающая к себе. Затем ставила цель заговорить с ней один на один и спросить, не хочет ли она сесть рядом в школьной столовой или поболтать попозже. Это позволяло Карине избегать таких ситуаций, когда, например, она подходила к столу, за которым все места заняты, и не знала, что сказать.

Доктор Греф рекомендует придумать несколько фраз, которыми можно начать разговор: "Какие планы на выходные?" или "Ты тоже волнуешься перед школьным спектаклем (контрольной)?". Так ты почувствуешь себя готовым к общению и на всякий случай приобретешь запасной план действий.

Объясняй. Обязательно объясни близким друзьям, почему в школе ты иногда уходишь от всех или перестаешь участвовать в разговорах. Расскажи им об интровертах и экстравертах. Если твои друзья — экстраверты, расспроси их о том, чего им не хватает в общении с тобой.

Найди то, к чему лежит душа. Это важно для каждого независимо от типа личности, но для интровертов — особенно! Мы любим сосредотачивать все усилия на одном-двух проектах, которые нам действительно небезразличны. Кроме того, если ты робок, истинное увлечение воодушевляет и придает сил для борьбы со страхом. Страх — мощный враг, но увлечение — гораздо более сильный союзник.

Язык тела — это важно. Улыбка не только располагает к тебе окружающих — улыбаясь, ты сам чувствуешь себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.

Данный принцип касается не только улыбки — понаблюдай, как реагирует твое тело на те или иные эмоции. Какую позу ты инстинктивно принимаешь, когда расслаблен и чувствуешь себя уверенно и когда напряжен? Например, нервничая, мы часто скрещиваем руки на груди: такая поза сообщает окружающим, что ты хочешь отгородиться от них, и, скорее всего, именно это ты и чувствуешь. Поучись стоять и сидеть в позах, не сигнализирующих о твоей закрытости, и почувствуешь себя соответственно.

4 октября 2019 16:20

Вера Масленкова, учитель начальных классов школы № 2048

До работы в школе я думала, что у учителя много свободного времени, но уже после университетской практики поняла, что это не так. Тем более когда речь идет о детях, которые только адаптируются к школе. В первые дни возникали сложности: нужно было объяснить детям, что в их жизни начинается новый этап, и научить их соблюдать школьные правила. Самое сложное в моей работе — заинтересовать всех детей. В моем классе 29 человек, и у всех разный уровень знаний: например, кто-то умеет читать, кто-то — нет. Многие дети и родители беспокоятся по этому поводу, но я объясняю, что мы все учимся читать заново, изучаем звуки, соотносим звуки с буквами и так далее. У меня есть мальчик, который занимался ментальной арифметикой и сейчас может решить примеры уровня четвертого класса. То, что мы сейчас проходим, ему совсем неинтересно, поэтому я стараюсь заинтересовать его арифметикой в сочетании с творчеством, учу работе с моделями.

Конечно, поначалу было страшно, что родители учеников не будут принимать меня всерьез, я ведь только после института. Но пока ни с чем подобным не столкнулась, может, потому что работаю совсем недолго. Коллеги меня поддерживают. Школа у нас большая (около 40 начальных классов), мы все работаем тут первый год, поэтому вне зависимости от педагогического стажа объединяемся для решения каких-то задач.


Иллюстрация: Рита Морозова

Полина Мельникова, учитель информатики школы №1560

Самым сложным для меня оказались публичные выступления: класс смотрит на тебя, и ты словно под лупой. Потом это прошло, ведь в некотором смысле я со своими учениками на одной волне: разница в возрасте не такая большая, мы сидим в одних соцсетях и черпаем информацию из одних ресурсов — это сближает.


Иллюстрация: Рита Морозова

Школьники и их родители привыкли к одним стандартам, когда на уроках дается в основном теория, поэтому вначале чувствовался некоторый скептицизм с их стороны. Но, когда мы показывали детям, например, мобильное приложение, которое сделал их одноклассник, у них появлялся интерес, мотивация и энтузиазм. Сейчас дети ждут этих занятий. Когда я вижу прогресс и результат своей работы, понимаю, что все делаю правильно, и это дает мне силы.


Иллюстрация: Рита Морозова

Я учитель начальных классов и преподаватель английского языка. Мой педагогический стаж — 13 лет. Преподавать мечтала с детства, и чем старше становилась, тем сильнее было это желание. Я чувствовала в себе лидерские задатки, мне хотелось вести людей за собой, направлять и раскрывать их таланты, а где это делать, как не в школе?

На мой взгляд, основная задача учителя — поддерживать интерес в детях, делиться с ними знаниями, подходя к процессу профессионально и творчески, раскрывая способности каждого школьника. При этом ни один ребенок не должен остаться в стороне. Важно также наладить контакт с семьей ребенка, вовлекать родителей в совместные дела, чтобы они понимали, что интересует их детей.

Профессия учителя благородная, трудная, но интересная — за это я ее и люблю. Как и в любом деле, тут всегда нужно оставаться хорошим человеком. За 13 лет, что я работаю в школе, я ни разу не усомнилась в правильности выбора профессии. Общение с детьми, поиск лучших методик их обучения и воспитания, постоянное развитие — смысл моей жизни. Я не только учу детей, но и сама учусь у них новому.


Иллюстрация: Рита Морозова

Ирина Кучеренко, учитель английского языка школы №1500

Я работаю в школе с 2003 года. Никогда не думала, что буду учителем, хотя моя мама большую часть жизни преподавала физику в школе. Меня интересовали иностранные языки, и я просто поступила на соответствующую кафедру в педагогический университет. К третьему курсу, после прохождения практики, я поняла, что мне интересно работать с детьми. Поэтому после окончания института я целенаправленно пошла работать в школу и ни разу об этом не пожалела. Кстати, новые знакомые не сразу верят, что я работаю учителем. У людей срабатывает стереотип, что учитель — немолодая женщина, в очках и с указкой.

Поскольку моя мама была учителем, я с детства видела, как она ведет себя с учениками, что позволяет, а что нет. И к тому времени, как я сама начала преподавать, у меня уже сформировалась определенная модель поведения. В нашей профессии всегда важно обозначить дистанцию и дать понять детям, что ты их наставник, тем более когда ты молодой учитель и разница в возрасте с учениками у тебя совсем небольшая. Когда я только пришла в школу, мне дали кадетский класс, где были одни мальчики, и я как-то сразу нашла с ними общий язык. Они были такие исполнительные и вышколенные. Правда, с другими классами у меня тоже проблем не возникало. Конечно, дети все разные, у них не всегда хорошо с воспитанием и дисциплиной. Мы стараемся как-то скорректировать поведение учеников, но основная воспитательная функция лежит на их родителях.

Ребенок будет учиться, если у него есть интерес, если у него что-то получается. Поэтому я даже самые сложные темы стараюсь преподнести интересно и легко, чтобы все дети смогли справиться с заданием и почувствовали себя успешными — это сильно мотивирует. Лучшая награда для меня — огонь в глазах учеников и благодарность от выпускников.

Здравствуйте! Прошу, помогите, пожалуйста. Я на грани нервного истощения, хотя бы выговориться- уже счастье. Нет больше сил работать в школе! Истфак выбрала не знаю зачем, историей особо никогда не интересовалась, папа любил историю и надоумил, а я по молодости да по глупости пошла, был пунктик на высшем образовании. Рыдала уже на первом курсе от отчаяния, но бросить бюджетное место не решилась. Так и до магистратуры добралась. В науку не пошла, связей особых не было (тогда еще в Ташкенте), попала по знакомству в Институт культуры. Работала спустя рукава,честно скажу, ощущение чужого хлеба никогда не покидало. Потом замужество, декрет, а там уже колледж. Втянулась, окрепла, научилась многому, но желание сбежать из педагогики всегда подспудно "точило" изнутри. Так и не узнала, что моё, что мне самой интересно. Потом опять декретный отпуск, потом переезд в Россию, долгий перерыв в стаже. И вот устраиваюсь в подмосковную школу. Спросите-зачем опять? Пресловутая "зона комфорта", долгий летний отпуск и т.п., что для меня важно, мы здесь одни помочь некому. Вышла на работу, а депрессия накрыла так, что хоть. Даже писать не хочу. Успокаиваю себя, и внушаю постоянно, что ипотека и т.п.,работу найти сложно, да и не знаю уже, на что еще гожусь. Учителем себя считаю посредственным, заниматься самообразованием не остается ни времени, ни сил, да что там, на своих детей то сил не остается. И работа за порогом не остается, все время указания по мессенджеру, то заполните, то отправьте, то в родительскую группу скиньте. Я уже разучилась расслабляться, все время чувство вины, что что-то недоработала, не доделала и т.п.. Нервная система расшатана, психотерапевт диагностировала затяжную депрессию, но от антидепрессантов я отказалась, лечить надо причину, а не следствия. А причина в голове и уже не лечится. Заранее благодарю и прошу прощения за столь длинное повествование. Вам удачи в таком благородном труде!

Автор вопроса: Лилия Возраст: 38

Большое спасибо за Ваш вопрос!

Вы правы: часто выговаривание эмоциональных переживаний помогает их переосмыслить и с ними справиться, снимает душевную боль.

Профессиональное выгорание учителя – действительно, серьезная проблема. Условия повышенной ответственности, постоянной неопределенности, ненормированный рабочий день, постоянное общение с детьми разных возрастов, на что тратится огромное количество эмоциональной энергии.

В Вашем случае, насколько я понимаю, ситуация усугубляется и тем, что выбор профессии был продиктован не Вашими желаниями и мотивами, а по воле отца. То есть изначально это нелюбимая профессия, и это причиняет Вам еще больше боли.

Возможно, это внутренний страх пробовать что-то новое, неуверенность в своих силах, боязнь неопределенности будущего или что-то еще?

Вы пишете, что так и не узнали, что Ваше, что Вам действительно интересно. А какие действия Вы предпринимали, чтобы это узнать? Что пробовали еще, кроме работы в сфере культуры и образования?

Вы не знаете, что Ваше, но, насколько я Вас поняла, можете с уверенностью сказать, что история, педагогика – точно НЕ ВАШЕ.

Давайте с Вами представим такую ситуацию: на вашем пути встретился какой-то человек с возможностями, знакомствами и связями, который говорит, что может устроить Вас на совершенно любое место работы, Вам нужно лишь выбрать – кем Вы хотите быть, какую профессию хотите опробовать? Никакого специального образования не нужно, всему научат на месте.

Какие бы 5 профессий Вашей мечты Вы бы назвали?

Напишите их на чистом листе бумаги. А теперь посмотрите на этот список. Какая из этих профессий Вам больше по душе: она Вас радует и вдохновляет, и вы бы очень хотели попробовать себя в этой профессии.

Итак, предварительная профессия Вами выбрана.

Теперь предстоит узнать, Ваша ли она. А для этого нужно попробовать себя в этой сфере: разместить Ваше резюме на сайтах работы, поискать вакансии на работу, стажировку, прохождение практики, возможно, участие в качестве волонтера или помощника.

Самое сложное, на мой взгляд, в Вашей ситуации – решиться уйти из педагогики и конкретно с Вашего места работы. Но Вам не нужно этого делать прямо сейчас! Сейчас Вы можете просто отслеживать вакансии по выбранной Вами профессии на сайтах работы; возможно, пройти обучающие курсы или тренинги, дающие те навыки, которые Вам необходимы будут в выбранной профессии.

Все эти предварительные шаги к смене трудовой сферы дадут Вам уверенности в собственных силах, уверенности в будущем, и помогут легче сделать самый важный шаг – поменять место работы.

Но разве эта привычная жизнь стоит той каждодневной боли, которую Вы испытываете?



Никого уже давным-давно не удивляет то, что выпускники педагогических вузов не хотят работать в школах – ищут себе местечко потеплее да поспокойнее. Одни идут в крупные компании, где просто нужно наличие высшего образования абсолютно по любой специальности, и учатся новой профессии прямо на месте.

Другие уезжают за границу в рамках различных программ, а некоторые и вовсе продолжают работать официантами в тех заведениях, где зарабатывали себе на пропитание во время нелегкой студенческой жизни… А в результате высшие педагогические учебные заведения признают неэффективными.

Если смотреть правде в глаза, то школа – место далеко не райское. Платят мало. Работы много. Постоянный шум. Неуправляемые дети. Недовольные родители. Горы тетрадей. Ну кто добровольно пойдет на такую каторгу?

А давайте я покажу вам все с изнаночной стороны! Приподниму завесу, чтобы вы увидели моими глазами проблемы тех выпускников, которые все-таки осознанно решили связать свою жизнь с преподавательской деятельностью…

Начнем с того, что еще во время прохождения первой педагогической практики я точно решила стать учителем. Моя специальность – иностранные языки. У меня их в запасе аж целых два. К сожалению, один из них практически уже нигде в нашем городе не преподается. Остался английский, который, кажется, преподают все, кому не лень. Еще до сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы около деканата вывесили списки вакансий по нашей специальности.

А их на весь Петрозаводск было две… Вы только представьте — на целый курс всего две вакансии! В тот же день я позвонила в предложенные учебные заведения и записалась на собеседование. В первом мне сообщили, что приступить к работе придется уже в мае. Никого не интересовало, что мне в этом самом мае нужно сдать сессию и государственные экзамены да еще и диплом дописать. Сказали: мол, хотите работать — успеете все.


Во втором сразу сказали, что хотели бы опытного педагога, а не студентку. И предложили подождать точного решения до конца апреля. Чтобы не терять времени даром, я стала искать другие возможные вакансии. Позвонила в Министерство образования. Там мне сообщили, что, оказывается, есть места еще в трех школах города. Однако завучи школ мне в один голос твердили, что вакансий нет. Вся эта неопределенность продолжалась до самого мая.

Мне, соответственно, никто перезванивать не собирался, и тут я наконец поняла, что кроме меня самой, это никому больше не нужно. Позвонила сама в то учебное заведение, куда хотела попасть больше всего – сначала завучу, потом директору, потом методисту. Приносила резюме, просилась на открытые уроки к другим учителям, получала всю информацию, которая могла бы мне пригодиться.

В конце-концов мне предложили место. Записали на курсы повышения квалификации, которые я уже успешно прошла. И, казалось бы, вот тут должно было наступить безоблачное счастье. Но нет…

Теперь мне нужно за лето получить все нужные справки (платно), сдать специальный экзамен (платно) и написать собственную программу (кстати, этому студентов никто не учит). И как вам? А ведь я заняла одно из двух свободных мест в городе! Что же осталось тем, кто оказался чуть менее проворным?

Я уверена в том, что путь к настоящей цели никогда не бывает простым, что всего нужно добиваться большими усилиями. Но все-таки я надеюсь, что у этой истории не будет продолжения и я в конце августа благополучно официально трудоустроюсь. И начну работать с большим удовольствием и интересом. И что мне не придется пожалеть о том, что я когда-то сделала такой выбор.

Нервная работа — это работа, связанная со значительным нервным напряжением и нередко приводящая к профессиональному стрессу, а в запущенных случаях — профессиональному выгоранию. Нервной работа бывает в двух основных случаях: либо профессия сама по себе сопряжена со стрессом на работе, либо стресс вызывается условиями работы (плохая атмосфера в коллективе, моббинг на рабочем месте, деспотичное начальство и пр.).

Ну а самый тяжелый случай — сочетание обоих типов нервной работы. Самый яркий пример — работа в школе: работа с детьми сама по себе не самое благодарное занятие, а когда к нему добавляется борьба с коллегами за часы и классное руководство, и стальные нервы могут не выдержать.

Какие профессии считаются самыми нервными? Психологи выделили несколько групп профессий, представители который больше всего подвержены стрессу на работе. Хотя на первый взгляд такие профессии кажутся безобидными, а для многих — очень желанными.

Очень нервная работа у… звезд! Публичные люди (актеры, певцы, телеведущие, политические и общественные деятели) всегда находятся в центре внимания, им нужно постоянно выглядеть безукоризненно, следить за тем, что и как они говорят. К тому же, такая работа сопряжена с постоянными разъездами, плотным графиком и невозможностью удалить достаточно времени семье. Быть звездой очень утомительно.

Нервная работа и у творческих личностей (писателей, художников, композиторов) и ученых. Казалось бы — что тут нервного, знай себе твори или изобретай! Но у таких людей работа прочно переплетается с личной жизнью, они погружаются в нее полностью и часто совершенно не умеют отдыхать. А ведь смена деятельности нужна не только нашему телу, но и мозгу — так и перегореть недолго.

Думаем, никто не будет спорить, что у педагогов тоже очень нервная работа. Дети — очень специфическая целевая аудитория, но работа учителя — это не только проведение уроков. Это еще и горы документации, внеклассные мероприятия, необходимость постоянно взаимодействовать с родителями учеников, которые обычно появляются в школе тогда, когда чем-то недовольны. Сплошной стресс.

Вообще, практически любая работа, связанная с общением с людьми, — нервная работа. Сотрудники техподдержки, операторы колл-центров, продавцы-консультанты, менеджеры по работе с клиентами и представители многих других профессий вынуждены ежедневно сталкиваться с претензиями и хамством, которые приходится молча проглатывать — на такой работе сотрудник обязан постоянно быть вежливым, даже если ему открыто хамят.

Ах да, не забудем еще и руководителей — у них тоже нервная работа. Иногда со стороны может показаться, что директор ничего не делает, но на самом деле на нем лежит огромная ответственность. Вообще, чем выше уровень ответственности человека, чем больше профессиональный стресс. Если рабочий криво положил кирпич — ничего страшного не случился. А вот если ошибся человек, который проектировал все здание…

Что делать, если у вас нервная работа? Если все ваши нервы — не от профессии, а от обстановки, есть несколько выходов:

  • сменить работу (но учтите, что если в натянутых отношениях с коллегами виноваты вы, а не они, на новом месте может быть то же самое);
  • научиться управлять своим стрессом (стресс-менеджмент);
  • смотреть на вещи проще и не расстраиваться из-за мелочей (многие проблемы мы придумываем себе сами, делая из мухи слона).

Если же дело в самой профессии, все намного сложнее. Изменение отношения к работе может в какой-то степени помочь — но все равно работа останется нервной, пусть и в меньшей степени. Другое дело — согласны ли вы с этим мириться. Если вы любите свою работу несмотря на ее недостатки, можем посоветовать четко разделить работу и личную жизнь, насколько это возможно — даже от самой любимой работы нужно отдыхать.

Нервная работа — проблема многих, но не нужно думать, что вы не в силах все изменить!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.