Нервные движения у грудничка

Нервная система грудничка еще не развита и не сформирована полностью, и он в основном способен к движениям двух видов. Одно из них мы уже описывали — это движения, базирующиеся на безусловных рефлексах.


Второй вид — спонтанные, хаотические движения ножками и ручками. Доношенные детки в послеродовые две недели жизни, а недоношенные даже дольше, теребят пальчики на руках, ненамеренно отклоняют пальцы ног, в частности большой, гримасничают, время от времени высовывают язык.

Такие движения получили название атетоидные, они объединены с увеличенной активностью подкорковых участков мозга. Чаще всего данные спонтанные движения имеют двусторонний характер.

Помимо таких движений у новорожденных возможно проявление тремора (дрожания) ног, рук, головы, подбородка. Происходит это при сильном плаче, крике, перевозбуждении, охлаждении. Такой тремор носит физиологический характер и без сопровождения крика, держится на протяжении дня-двух. В случае, когда кроха при этом кричит и дольше.

Суча ручками и ножками, малыш себя согревает. Не стоит торопится тут же его укрывать потеплее, так как тельце крохи всецело расслабляется уже при температурном режиме 32–34 °С, столько градусов и под одеялом. На первый взгляд кажется, пусть лучше малышу будет тепло и спокойно, но не стоит забывать о пользе движения, пусть даже и непроизвольного.

Иногда поведение ребенка может быть необычным. Например, он может долгое время лежать неподвижно и на первый взгляд спокойно. Однако при любом звуке, даже тихом, при самом нежном прикосновении к тельцу, малыш сильно вздрагивает и пронзительно кричит.

За этим следует дрожание и быстрое дергание рук и ног. Или же ноги у ребенка разгибаются, а согнутые руки судорожно прижимаются к телу. Порой малыш лежит неподвижно с застопорившимся взором, не моргая, и во время этого часто высовывает язык.

Распространен и прямо противоположный образ поведение младенца. Его тело расслаблено, распрямлены ручки и ножки. Ему не присуще эмбриональное положение, свойственное новорожденным. Малыш не реагирует на громкие и внезапные звуки и иногда даже на боль. При подтягивании его за ручки не проявляется удерживание головки, головка откидывается назад.

При удерживании крохи навесу лицом вниз, обхватывая грудную клетку ладонями, его голова и конечности свисают (в то время как у здорового новорожденного ножки вытянуты, а ручки согнуты, голова же размещается на одной прямой с туловищем). В обычном состоянии его глаза закрыты. Сосет он вяло, мерзнет и часто срыгивает.

Первый вид поведения свойственен детям с синдромом повышенной возбудимости, а второй — с пониженной. Связано это может быть с тем, что более сложно проходит адаптация малыша к внеутробным условиям жизни, по сравнению с обычными детками. Однако данное поведение нередко содержит в своей основе определенную болезнь. Поэтому, при проявлении у младенца описанных линий поведения, лучше поспешить на консультацию к педиатру.

Порой у младенца дрожание рук такое сильное, что со стороны кажется, что малыш грозит кулачком. Данный симптом свойственен билирубиновой энцефалопатии. Продолжительная дрожь конечностей, наряду с повышенным мышечным тонусом и подергиваниями языка, интерпретируется как один из первичных симптомов церебрального паралича детей.

Дыхание у такого младенца может внезапно замирать или учащаться. Малыш резко краснеет и бледнеет.

Сокращения некоторых групп мышц могут беспорядочно мигрировать по всему телу младенца. Такой вид судорог обычно свойственен недоношенным деткам. Локализация в каком-либо месте сильных мышечных сокращений может привести к потери сознания младенца.

Подобные симптомы — веский знак для безотлагательного обращения к врачу. Все описанные патологические состояния нуждаются в безотлагательном лечении. Ведь продолжительные судороги сами по себе негативно воздействуют на нервную систему младенца, существенно нарушая ее строение и функции.

Особенности развития новорожденного: гипертонус, срыгивания, сосательный и другие рефлексы


Дмитрий Смирнов детский невролог

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?


У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Да, это гипертонус — повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.

Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией — такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.

Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок — может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Дрожание, или тремор, — это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.

Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго — всего несколько секунд; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов — так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4–5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения. Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4–5 месяцев он должен исчезнуть.


Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3–4 годам.

Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2–4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2–3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

Срыгивания — очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3–5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем — всего 5–10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.

Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).

Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад — это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, — это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии — остается только терпеливо дождаться этого времени.

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Понятие синдрома навязчивых движений у детей

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей. Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций. Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.


Какие бывают навязчивые движения

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание,
  • Взмахи или тряска конечностями,
  • Бруксизм,
  • Подергивание гениталий (мальчики),
  • Раскачивание головой,
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины,
  • Обкусывание ногтей,
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос,
  • Сосание пальцев,
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания,
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику,
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке,
  • глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность,
  • сильный стресс,
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток. Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения,
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий,
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд,

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов. Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно. Естественная цель родителей , здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия , отвлечь ребенка. Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее. Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит. Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза. Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию. Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества , настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны. Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка. Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие. Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их. А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.


Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).


Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.


Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).


Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.


Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.