Нервные клетки не стареют


Считается, что старение мозга является нарушением деятельности и гибелью клеток мозга — нейронов. Нейроны — клетки нервной системы с отростками — аксонами и дендритами. Эти клетки управляют всеми процессами организма. Аксоны и дендриты передают сигналы от одного нейрона к другому, образуя цепочку.

Нейроны — основа любой мозговой активности. Мозг содержит около ста миллиардов нейронов, разделенных на основные доли : лобную, теменную, височную и затылочную.Они (нейроны) не соприкасаются друг с другом а передают сигнал через особые вещества — нейротрансмиттеры. Нейроны выстраивают цепи из сотен тысяч клеток, которые по-особому взаимодействуют между собой, когда наш мозг ведет активную деятельность.

Что происходит, когда мозг стареет? Как быстро погибают нервные клетки? Может быть просто меняется их состав или ломаются их отростки? Какие изменения происходят в стареющем мозгу?

Не так давно ученые были уверены, что нервные клетки не восстанавливаются. Причем процесс гибели клеток начинается чуть ли не с рождения. Считалось, что человек рождается с уже определенным количеством нейронов, которые с возрастом погибают. Иными словами — нервные клетки рождаются с человеком и погибают в течение жизни.

Однако последние исследования показали: большинство нейронов остаются нетронутыми даже после смерти человека. На это во многом влияет наследственность человека. Вероятность умереть от болезни Альцгеймера или других старческих энцефалопатий определяется в основном, генами.

Но, образ жизни и её продолжительность тоже играют немаловажную роль.
Примерно с пятидесяти лет мозг начинает уменьшаться в объеме. К 80-ти годам он уменьшается в объёме на 10%. Больше всего страдают лобный отдел и гиппокамп. Это — зоны, ответственные за планирование, хранение информации, контроль над поведением.

Кроме того, что самих нейронов становится меньше, уменьшается и скорость передачи сигналов между ними. Кроме того, нейроны с возрастом уменьшаются в размерах. Погибают отростки нейронов и уменьшается число связей между нейронами. В результате пожилые люди становятся медлительными, забывчивыми.
Однако, сами нервные клетки остаются живыми.


Нервные клетки не погибают в большом количестве. Да их становится чуть меньше, но это не критично. Более того, в течение жизни и даже в старости в мозгу появляются новые клетки. Этот процесс называется нейрогенез. В большинстве своем новые клетки образуются в отделах мозга, которые отвечают за память, получение новых навыков и знаний, то есть за обучение. Казалось бы, при таком раскладе мозг должен жить вечно. Но этого не происходит. Почему?

Большинство молодых нейронов погибает в течение нескольких недель жизни по причине невостребованности. Да-да, кормить ненужные нервные клетки слишком дорого для пожилого организма. Единственный способ спасти их — сделать нужными, то есть дать нагрузку. Любую (лучше экономически целесообразную*), любое обучение — как физическое, так и интеллектуальное.

Под физическим обучением следует понимать обучение тела новым навыкам — катание на коньках, игра на гитаре, хождение по канату, езда на велосипеде, вязание, сложные танцы, упражнения на координацию. То есть все, чего раньше не умело тело человека.

Интеллектуальное обучение — все виды наук, иностранные языки, заучивание стихов и уголовного кодекса. Все это заставляет мозг использовать новорожденные нейроны и они не погибают.

С возрастом нейрогенез становится существенно медленнее, потому что с годами в организме становится все меньше стволовых клеток, которые являются генераторами любого типа клеток в организме. Это одна из причин спада умственной активности людей в пожилом возрасте.

Но есть одна хорошая новость. Мозг человека обладает хорошими компенсаторными возможностями. У пожилых людей мозговая активность немного смещается к передней зоне, что позволяет существенно сдержать снижение памяти, нарушение координации мыслей и так далее. Также есть данные, что с возрастом уменьшается асимметрия правого и левого полушария. Человеческий мозг перестраивается так, чтобы повысить результативность при уменьшении ресурсов мозга.

Есть проверенные доказательной медициной способы существенно замедлить процессы старения мозга:

Умственные нагрузки — регулярные умственные упражнения существенно снижают скорость старения мозга;
физическая активность (на свежем воздухе) — такие занятия стимулируют работу всего организма, и мозга в том числе. Про важность хорошего кровообращения в мозгу мы уже упоминали.

Сам свежий воздух. Сидеть на лавочке у подъезда куда полезнее, чем сидеть на диване в квартире. Вообще, все, что добавляет кислорода мозгу — хорошо.

Низкокалорийная диета. Вы встречали хоть одного толстого долгожителя?

Растительная диета с большим количеством свежих овощей и фруктов и других продуктов. Про это говорят на всех форумах по здоровому образу жизни, однако только с возрастом до большинства доходит — что ешь, тем и становишься. Клеткам нужна полноценная еда. Кроме того есть много исследований, подтверждающих прямую связь между нездоровой пищей и развитием тяжелых заболеваний, вызывающих преждевременную смерть.

Прием биологически активных веществ и витаминов. В частности- витамина В12 и омега-3 жирных кислот.

Подробнее о питании, продлевающем жизнь поговорим в отдельном разделе.


Мозг человека стареет, также как и все другие органы

Причины, по которым стареет самый сложный орган тела человека

Старение мозга нельзя увидеть просто посмотрев в зеркало. Мозг меняется незаметным, но измеримым образом по мере того, как мы становимся старше. Когда человек появляется на свет, в его мозге содержится множество нейронов, но количество связей между ними незначительно. По мере взросления формируется большое количество нейронных связей, а с возрастом они начинают ослабевать. Но что именно вызывает эти изменения? Сегодня существует много разных теорий о том, почему нейроны и клетки в целом стареют. Предлагаем познакомиться с тремя наиболее известными теориями о причинах старения мозга.

Повреждения ДНК

Изменения в экспрессии генов — процесс, в ходе которого наследственная информация от гена (последовательности нуклеотидов ДНК) преобразуется в РНК или белок — могут играть роль в старении нейронов. Гены, участвующие в синаптической пластичности, менее активны в мозге пожилых людей, чем в мозге молодых людей. В этих генах, как правило, наблюдается больше признаков повреждения ДНК, которые накапливаются в течение жизни и способствуют процессам старения в мозге и теле.

Синаптическая пластичность - это основной механизм, с помощью которого реализуется феномен памяти и обучения.


Нейронные связи в мозге ослабевают с возрастом

Исследования на людях и грызунах показывают, что повреждение способствует возрастному снижению памяти и ухудшению когнитивных способностей. Грызуны с большим количеством повреждений хуже выполняют тесты на память, а у людей с легкими когнитивными нарушениями и болезнью Альцгеймера наблюдается больше признаков повреждения ДНК по сравнению со здоровыми людьми. Более того, энергетические потребности мозга могут сделать орган более уязвимым, чем другие ткани, к метаболическим изменениям, которые происходят при старении.

Чтобы всегда быть в курсе новостей из мира высоких технологий и научных открытий, подписывайтесь на нашем канале в Яндекс.Дзен

Нарушение в работе собственного иммунитета центральной нервной системы

Нарушения в работе иммунной системы часто происходят на фоне метаболических изменений, которые наблюдаются при старении. Микроглия — своего рода собственный иммунитет центральной нервной системы — выполняет много важных задач: защищает от патогенных микроорганизмов, очищает клетки и помогает поддерживать и реконструировать синапсы. Эти воспалительные реакции являются защитными, однако длительное воспаление вредно для здоровья мозга. С возрастом микроглия становится более реактивной, усиливая воспалительную реакцию в мозге и одновременно снижая выработку полезных противовоспалительных молекул. Исследования на мышах показывают, что чрезмерная активность микроглии может ухудшить когнитивные способности.

Не забудьте подписаться на наш новостной канал в Telegram, там вы найдете еще больше интересных статей о мозге и старении организма.


Самый сложный орган тела человека по-прежнему мало изучен

Когнитивными способностями называют высшие функции мозга, такие как речь, мышление, внимание, восприятие и др.

Нарушение переработки белка

В процессе разрушения клетки перерабатывают поврежденные белки и молекулы. Однако этот процесс не совершенен, и со временем поврежденные молекулы могут накапливаться в клетках и мешать их нормальной работе. Так, при болезни Альцгеймера белки накапливаются внутри клеток головного мозга. Накопление белков и других клеточных компонентов также способствует клеточной дегенерации в здоровом мозге. Хотя некоторые изменения, происходящие в мозге, являются нормальной, неизбежной частью процесса старения, это не означает, что мы не можем их контролировать. Например, плохое состояние сердечно-сосудистой системы, вероятно, способствует изменениям, наблюдаемым в стареющем мозге. С другой стороны, полезные для сердца вещи — правильное питание, физические упражнения и снижение стресса — также могут принести пользу вашему мозгу с возрастом.


За всю историю своего существования, человечество придумало огромное количество видов спорта. В одних только Олимпийских играх насчитывается 57 спортивных дисциплин, а в мероприятие 2020 года планировалось добавить еще 8 новых соревнований. Участвуя в них, спортсмены демонстрируют удивительные способности своих организмов — для достижения рекордных результатов необходимы годы усердных тренировок. Как правило, участники большинства спортивных соревнований […]


Чтобы определить возраст человека, достаточно посмотреть на его лицо. Если кожа покрыта морщинами, а на волосах образовалась седина — значит, возраст человека явно больше 30 лет. Ученые уже давно заметили, что шерсть на теле и голове обезьян шимпанзе тоже седеет. Они предполагали, что волосяной покров наших ближайших родственников тоже становится светлым из-за возраста, но этому […]


На сегодняшний день антидепрессанты для многих являются единственным способом борьбы с волнениями и стрессом. Несмотря на то, что разработка этих препаратов началась еще в 50-х годах прошлого века, ученые до сих пор точно не знают, как работают некоторые антидепрессанты. Но тот факт, что для многих людей они являются эффективными, не вызывает сомнений, иначе данные препараты […]

Исследователи применили метод, основанный на радиоуглеродном анализе, который позволил им ретроспективно изучить клетки мозга умерших людей. Они измерили уровни радиоактивного изотопа углерода, углерода-14, в клетках мозга людей, живших в 1955—1963 годах. Почему именно в этот период? В это время СССР и США проводили активные испытания ядерного оружия, и в результате этих испытаний количество радиоактивного углерода-14 в атмосфере резко возросло. Сначала этот изотоп накапливали растения и животные, поедавшие эти растения, а затем вместе с пищей он попадал и в организм людей. И дальше встраивался в ДНК вновь появлявшихся клеток, становясь своеобразной меткой, по которой можно было определить время встраивания. Когда ученые обследовали клетки мозга людей, живших в 1955—1963 гг., то концентрация углерода-14 в них прямо показывала, что эти клетки образовались уже во взрослом возрасте. Так было получено еще одно подтверждение нейрогенеза. Но это, можно сказать, почти самый конец истории.


Первым, кто смог частично пошатнуть мнение о невозможности обновления нервных клеток, стал американский биолог Джозеф Альтман. В 1962 году в журнале Science он опубликовал первую из своих новаторских работ. Альтман вводил крысам меченый тритием нуклеотид, тимидин. В организме крыс тимидин благодаря своим свойствам встраивался в синтезирующуюся ДНК. После Альтман обследовал мозг крыс и выяснил, что именно в ДНК клеток мозга обнаруживается радиоактивный тритий, которым был помечен тимидин. А так как этот нуклеотид мог встраиваться лишь в новую ДНК, образующуюся при делении клеток, исследователь вынужден был сделать сенсационный вывод: новые нервные клетки появляются во взрослом мозге! Получив ощутимый удар, центральная догма нейробиологии пошатнулась, но так быстро не сдалась.

Как это часто бывает при ломке стереотипов, коллеги-ученые приняли результаты Альтмана в штыки, списав полученные им данные на технические погрешности. Из-за такого отношения ученому пришлось свернуть свои исследования, так как спонсоры лишили его финансирования. Вслед за Альтманом за нервные клетки на свой страх и риск взялся еще один энтузиаст, американский биолог Майкл Каплан. В 1977 году он опубликовал результаты своих исследований нейронов мозга крыс. Как и Альтману, ему удалось обнаружить радиоактивно меченный тимидин в ДНК клеток мозга. Но кроме этого, Каплан смог в электронный микроскоп разглядеть характерные признаки новорожденных нейронов — синаптические контакты с другими нейронами в мозге. После этих работ ученый провел еще серию исследований, уже с мозгом макак, но так и не смог добиться признания коллег, хотя его работы публиковали самые авторитетные научные издания. Догма нейробиологии трещала по всем швам, но силой веры продолжала держаться.


Теперь предстояло выяснить все детали все-таки открытого явления. Каковы масштабы нейрогенеза во взрослом мозге млекопитающих и в каких отделах мозга он происходит? Какова его физиологическая функция? И один из самых важных вопросов, вставших перед биологами, мог иметь большое практическое значение: влияют ли внешние факторы на процессы нейрогенеза и можно ли его усилить. Сегодня мы уже можем более или менее достоверно ответить на все эти вопросы.


Но это еще не конец. Чтобы вновь образовавшаяся нервная клетка выжила, она должна обрасти синаптическими контактами с другими клетками, то есть органично встроиться в структуру мозга, влиться в клеточный коллектив. А новые связи между нейронами появляются, когда человек усваивает какую-либо информацию — вот почему для процесса нейрогенеза так важно, чтобы мозг активно работал. Клетки, не создавшие с соседними таких связей, становятся лишними и погибают. Весь цикл нейрогенеза от начала до конца занимает по времени около семи недель. Считается установленным, что в сутки в гиппокампе человека рождается около 700 новых нейронов.

Считается установленным, что нейрогенез у млекопитающих проходит в основном в двух областях мозга: в обонятельной луковице и зубчатой извилине гиппокампа. Время от времени в печати появляются сообщения об обнаружении новых нервных клеток и в других мозговых структурах, но после проверок все они оказываются недостаточно убедительными и пока отвергаются большинством ученых. Но и того, в чем мы уверены сегодня, не так уж и мало.


Противоположным серотонину действием обладают гормоны стресса, глюкокортикоиды, прочно и наверняка блокирующие рождение нервных клеток. Поэтому стресс и хорошая работа мозга плохо совместимы. Также оказались плохо совместимы с нейрогенезом почти все пагубные привычки современного человека: курение, употребление спиртного, а также малоподвижность и обжорство. Совсем свежее исследование показало, что алкоголь очень негативно и целенаправленно влияет на нейрональные стволовые клетки. Причем женский организм оказался более уязвим для пагубного воздействия спиртного, чем мужской.

Любители гамбургеров, газировки и сладких булочек также не случайно попали в группу риска по нейрогенезу. Оказалось, что лишний вес может очень негативно влиять на обновление нейронов. Жир вокруг талии, скапливаясь в большом количестве, стимулирует воспаление в организме, выделяя в кровь вещества воспалительного процесса, цитокины. И эти цитокины, добравшись до мозга, будут мешать рождению новых клеток. Кроме этого, лишние жировые отложения вызывают в организме окислительный стресс, в результате которого активируется ядерный фактор транскрипции NF-kB, также блокирующий нейрогенез. Вот почему рацион играет такую большую роль в работе мозга.

Алексей Ржешевский

Доктор медицинских наук В. ГРИНЕВИЧ.

Природа закладывает в развивающийся мозг очень высокий запас прочности: при эмбриогенезе образуется большой избыток нейронов. Почти 70% из них гибнут еще до рождения ребенка. Человеческий мозг продолжает терять нейроны и после рождения, на протяжении всей жизни. Такая гибель клеток генетически запрограммирована. Конечно же погибают не только нейроны, но и другие клетки организма. Только все остальные ткани обладают высокой регенерационной способностью, то есть их клетки делятся, замещая погибшие. Наиболее активно процесс регенерации идет в клетках эпителия и кроветворных органах (красный костный мозг). Но есть клетки, в которых гены, отвечающие за размножение делением, заблокированы. Помимо нейронов к таким клеткам относятся клетки сердечной мышцы. Как же люди умудряются сохранить интеллект до весьма преклонных лет, если нервные клетки погибают и не обновляются?

Одно из возможных объяснений: в нервной системе одновременно "работают" не все, а только 10% нейронов. Этот факт часто приводится в популярной и даже научной литературе. Мне неоднократно приходилось обсуждать данное утверждение со своими отечественными и зарубежными коллегами. И никто из них не понимает, откуда взялась такая цифра. Любая клетка одновременно и живет и "работает". В каждом нейроне все время происходят обменные процессы, синтезируются белки, генерируются и передаются нервные импульсы. Поэтому, оставив гипотезу об "отдыхающих" нейронах, обратимся к одному из свойств нервной системы, а именно - к ее исключительной пластичности.

Смысл пластичности в том, что функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых "коллеги", которые увеличиваются в размерах и формируют новые связи, компенсируя утраченные функции. Высокую, но не беспредельную эффективность подобной компенсации можно проиллюстрировать на примере болезни Паркинсона, при которой происходит постепенное отмирание нейронов. Оказывается, пока в головном мозге не погибнет около 90% нейронов, клинические симптомы заболевания (дрожание конечностей, ограничение подвижности, неустойчивая походка, слабоумие) не проявляются, то есть человек выглядит практически здоровым. Значит, одна живая нервная клетка может заменить девять погибших.

Но пластичность нервной системы - не единственный механизм, позволяющий сохранить интеллект до глубокой старости. У природы имеется и запасной вариант - возникновение новых нервных клеток в головном мозге взрослых млекопитающих, или нейрогенез.

Первое сообщение о нейрогенезе появилось в 1962 году в престижном научном журнале "Science". Статья называлась "Формируются ли новые нейроны в мозге взрослых млекопитающих?". Ее автор, профессор Жозеф Олтман из Университета Пердью (США) с помощью электрического тока разрушил одну из структур мозга крысы (латеральное коленчатое тело) и ввел туда радиоактивное вещество, проникающее во вновь возникающие клетки. Через несколько месяцев ученый обнаружил новые радиоактивные нейроны в таламусе (участок переднего мозга) и коре головного мозга. В течение последующих семи лет Олтман опубликовал еще несколько работ, доказывающих существование нейрогенеза в мозге взрослых млекопитающих. Однако тогда, в 1960-е годы, его работы вызывали у нейробиологов лишь скепсис, их развития не последовало.

И только спустя двадцать лет нейрогенез был вновь "открыт", но уже в головном мозге птиц. Многие исследователи певчих птиц обращали внимание на то, что в течение каждого брачного сезона самец канарейки Serinus canaria исполняет песню с новыми "коленами". Причем новые трели он не перенимает у собратьев, поскольку песни обновлялись и в условиях изоляции. Ученые стали детально изучать главный вокальный центр птиц, расположенный в специальном отделе головного мозга, и обнаружили, что в конце брачного сезона (у канареек он приходится на август и январь) значительная часть нейронов вокального центра погибала, - вероятно, из-за избыточной функциональной нагрузки. В середине 1980-х годов профессору Фернандо Ноттебуму из Рокфеллеровского университета (США) удалось показать, что у взрослых самцов канареек процесс нейрогенеза происходит в вокальном центре постоянно, но количество образующихся нейронов подвержено сезонным колебаниям. Пик нейрогенеза у канареек приходится на октябрь и март, то есть через два месяца после брачных сезонов. Вот почему "фонотека" песен самца канарейки регулярно обновляется.

В конце 1980-х годов нейрогенез был также обнаружен у взрослых амфибий в лаборатории ленинградского ученого профессора А. Л. Поленова.

Откуда берутся новые нейроны, если нервные клетки не делятся? Источником новых нейронов и у птиц, и у амфибий оказались нейрональные стволовые клетки стенки желудочков мозга. Во время развития зародыша именно из этих клеток образуются клетки нервной системы: нейроны и клетки глии. Но не все стволовые клетки превращаются в клетки нервной системы - часть из них "затаивается" и ждет своего часа.

Как было показано, новые нейроны появляются из стволовых клеток взрослого организма и у низших позвоночных. Однако потребовалось почти пятнадцать лет, чтобы доказать, что аналогичный процесс происходит и в нервной системе млекопитающих.

Развитие нейробиологии в начале 1990-х годов привело к обнаружению "новорожденных" нейронов в головном мозге взрослых крыс и мышей. Их находили большей частью в эволюционно древних отделах головного мозга: обонятельных луковицах и коре гиппокампа, которые отвечают главным образом за эмоциональное поведение, реакцию на стресс и регуляцию половых функций млекопитающих.

Так же, как у птиц и низших позвоночных, у млекопитающих нейрональные стволовые клетки располагаются поблизости от боковых желудочков мозга. Их перерождение в нейроны идет очень интенсивно. У взрослых крыс за месяц из стволовых клеток образуется около 250 000 нейронов, замещая 3% всех нейронов гиппокампа. Продолжительность жизни таких нейронов очень высока - до 112 дней. Стволовые нейрональные клетки преодолевают длинный путь (около 2 см). Они также способны мигрировать в обонятельную луковицу, превращаясь там в нейроны.

Обонятельные луковицы головного мозга млекопитающих отвечают за восприятие и первичную обработку различных запахов, включая и распознавание феромонов - веществ, которые по своему химическому составу близки к половым гормонам. Сексуальное поведение у грызунов регулируется в первую очередь выработкой феромонов. Гиппокамп же расположен под полушариями мозга. Функции этой сложноорганизованной структуры связаны с формированием краткосрочной памяти, реализацией некоторых эмоций и участием в формировании полового поведения. Наличие у крыс постоянного нейрогенеза в обонятельной луковице и гиппокампе объясняется тем, что у грызунов эти структуры несут основную функциональную нагрузку. Поэтому нервные клетки в них часто гибнут, а значит, их необходимо обновлять.

Для того чтобы понять, какие условия влияют на нейрогенез в гиппокампе и обонятельной луковице, профессор Гейдж из Университета Салка (США) построил миниатюрный город. Мыши там играли, занимались физкультурой, отыскивали выходы из лабиринтов. Оказалось, что у "городских" мышей новые нейроны возникали в гораздо большем количестве, чем у их пассивных сородичей, погрязших в рутинной жизни в виварии.

Cтволовые клетки можно извлечь из мозга и пересадить в другой участок нервной системы, где они превратятся в нейроны. Профессор Гейдж с коллегами провел несколько подобных экспериментов, наиболее впечатляющим среди которых был следующий. Участок мозговой ткани, содержащий стволовые клетки, пересадили в разрушенную сетчатку глаза крысы. (Светочувствительная внутренняя стенка глаза имеет "нервное" происхождение: состоит из видоизмененных нейронов - палочек и колбочек. Когда светочувствительный слой разрушается, наступает слепота.) Пересаженные стволовые клетки мозга превратились в нейроны сетчатки, их отростки достигли зрительного нерва, и крыса прозрела! Причем при пересадке стволовых клеток мозга в неповрежденный глаз никаких превращений с ними не происходило . Вероятно, при повреждении сетчатки глаза вырабатываются какие-то вещества (например, так называемые факторы роста), которые стимулируют нейрогенез. Однако точный механизм этого явления до сих пор не ясен.

Перед учеными встала задача показать, что нейрогенез идет не только у грызунов, но и у человека. Для этого исследователи под руководством профессора Гейджа недавно выполнили сенсационную работу. В одной из американских онкологических клиник группа больных, имеющих неизлечимые злокачественные новообразования, принимала химиотерапевтический препарат бромдиоксиуридин. У этого вещества есть важное свойство - способность накапливаться в делящихся клетках различных органов и тканей. Бромдиоксиуридин включается в ДНК материнской клетки и сохраняется в дочерних клетках после деления материнской. Патологоанатомическое исследование показало, что нейроны, содержащие бромдиоксиуридин, обнаруживаются практически во всех отделах мозга, включая кору больших полушарий. Значит, эти нейроны были новыми клетками, возникшими при делении стволовых клеток. Находка безоговорочно подтвердила, что процесс нейрогенеза происходит и у взрослых людей. Но если у грызунов нейрогенез идет только в гиппокампе, то у человека, вероятно, он может захватывать более обширные зоны головного мозга, включая кору больших полушарий. Недавно проведенные исследования показали, что новые нейроны во взрослом мозге могут образовываться не только из нейрональных стволовых, но из стволовых клеток крови. Открытие этого феномена вызвало в научном мире эйфорию. Однако публикация в журнале "Nature" за октябрь 2003 года во многом остудила восторженные умы. Оказалось, что стволовые клетки крови действительно проникают в мозг, но они не превращаются в нейроны, а сливаются с ними, образуя двуядерные клетки. Затем "старое" ядро нейрона разрушается, а его замещает "новое" ядро стволовой клетки крови. В организме крысы стволовые клетки крови в основном сливаются с гигантскими клетками мозжечка - клетками Пуркинье, правда, происходит это довольно редко: во всем мозжечке можно обнаружить лишь несколько слившихся клеток. Более интенсивное слияние нейронов происходит в печени и сердечной мышце. Пока совершенно непонятно, какой в этом физиологический смысл. Одна из гипотез заключается в том, что стволовые клетки крови несут с собой новый генетический материал, который, попадая в "старую" клетку мозжечка, продлевает ей жизнь.

Итак, новые нейроны могут возникать из стволовых клеток даже в мозге взрослого человека. Этот феномен уже достаточно широко применяется для лечения различных нейродегенеративных заболеваний (заболеваний, сопровождающихся гибелью нейронов головного мозга). Препараты стволовых клеток для трансплантации получают двумя способами. Первый - это использование нейрональных стволовых клеток, которые и у эмбриона, и у взрослого человека располагаются вокруг желудочков головного мозга. Второй подход - использование эмбриональных стволовых клеток. Эти клетки располагаются во внутренней клеточной массе на ранней стадии формирования зародыша. Они способны превращаться практически в любые клетки организма. Наибольшая сложность в работе с эмбриональными клетками - заставить их трансформироваться в нейроны. Новые технологии позволяют сделать это.

В некоторых лечебных учреждениях в США уже сформированы "библиотеки" нейрональных стволовых клеток, полученных из зародышевой ткани, и проводятся их пересадки пациентам. Первые попытки трансплантации дают положительные результаты, хотя на сегодняшний день врачи не могут разрешить основную проблему подобных пересадок: безудержное размножение стволовых клеток в 30-40% случаев приводит к образованию злокачественных опухолей. Пока не найдено подхода к предотвращению подобного побочного эффекта. Но, несмотря на это, трансплантация стволовых клеток, несомненно, будет одним из главных подходов в терапии таких нейродегенеративных заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона, ставших бичом развитых стран.

"Наука и жизнь" о стволовых клетках:

Белоконева О., канд. хим. наук. Запрет для нервных клеток. - 2001, № 8.

Белоконева О., канд. хим. наук. Праматерь всех клеток. - 2001, № 10.

Смирнов В., акад. РАМН, член-корр. РАН. Восстановительная терапия будущего. - 2001, № 8.






Нейроны и стресс

Принято считать, что нервные клетки умирают, когда человек испытывает бытовой стресс и эмоциональные переживания. Картина, которая рисуется неграмотным маркетингом (пока ты нервничаешь, миллионы твоих нервных клеток умирают), так не работает. Стресс, переживания — это один из режимов работы нервной системы. Да, может, он и не самый комфортный, но точно не катастрофа. Одна из функций нервной системы — обслуживать организм, который нужно спасать от неприятных ситуаций. Такой режим для человека субъективно неприятен, но клеткам, по сути, всё равно. Если стресс не прекращается и тянется неделями и месяцами, это может истощить запас прочности организма, но всё же довести нервные клетки до гибели довольно сложно, скорее мы получим другие проблемы со здоровьем.


Нарушения нервной системы

Кроме того, существуют такие заболевания, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Они как раз связаны со смертью определённых групп нейронов. Это очень тяжёлые состояния, которые человек получает в результате совокупности многих факторов. К сожалению, эти заболевания нельзя предвидеть на ранних этапах или обратить вспять (хотя наука не оставляет попыток). Например, болезнь Паркинсона обнаруживают, когда у человека трясутся руки, ему сложно контролировать движения. Это значит, что 90% нейронов в области, которая всё это контролировала, уже умерли. До этого остававшиеся в живых клетки брали на себя работу погибших. В дальнейшем нарушаются умственные функции и появляются проблемы с движением.

Синдром Альцгеймера — это сложнейшее заболевание, при котором по всему мозгу начинают отмирать определённые нейроны. Человек теряет себя, теряет память. Таких людей поддерживают медикаментозно, но восстановить миллионы погибших клеток медицина пока не может.

Есть и другие, не такие известные и распространённые, заболевания, связанные с отмиранием нервных клеток. Многие из них развиваются в пожилом возрасте. Огромное количество институтов по всему миру изучают их и пытаются найти способ диагностики и лечения, ведь население земли стареет.

Нейроны потихоньку начинают отмирать и с возрастом. Это часть естественного процесса старения человека.


Восстановление нервных клеток и действие успокоительных

Здесь стоит понимать: погибшие нейроны уже не возобновляют свою работу. Что погибло, то утеряно безвозвратно. Никаких новых клеток не образуется, мозг перестраивается, чтобы те задачи, которые выполнял поражённый участок, снова решались. Таким образом, совершенно точно можно сделать вывод, что нервные клетки однозначно не восстанавливаются, но и не умирают от событий, происходящих в повседневной жизни человека. Это случается только при тяжелейших травмах и болезнях, которые имеют непосредственное отношение к сбою в работе нервной системы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.