Нервный и трудный ребенок детей


Нервные дети - проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей. Нервность - широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушения сна, а также невропатию и невроз; к ней относят и психосоматическое неблагополучие, т.е. заболевания внутренних органов, основная причина которых - тягостные переживания. Один ребенок рождается нервным, другой становится таковым.


На прием к невропатологу и психиатру приводят и трудных детей, т.е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию (приспособление) в жизни. Между тем, если нервный - всегда трудный, то трудный - не всегда нервный, хотя нервность угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого - неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание.

Поскольку нервность детей неразрывно связана с отклонениями в их поведении, в данном разделе рассматриваются обе стороны проблемы.

Нервный или трудный ребенок - это бессонные ночи, изнуряющая усталость, сниженная работоспособность, плохое настроение и, как итог, нередко - неврозы и депрессии у родителей. Именно поэтому нервный и трудный первенец, порождая страх перед появлением в семье такого же ребенка, может остаться единственным. Единственный же чаще всего становится еще более нервным или еще более трудным. Нервный или трудный ребенок вызывает у родителей тревожную любовь или неприятие, отвергание, неосознаваемую агрессивность по отношению к нему. Плохо и то, и другое.

Нервный или трудный ребенок - источник ссор в семье, поскольку мнения о том, кто виновен в этом и как воспитывать его, разделяются. Зачастую такой ребенок становится причиной развода. Проблема нервных и особенно трудных детей при отсутствии своевременного квалифицированного воспитующего воздействия неизбежно перерастает сначала в проблему трудных подростков, а затем и в проблему молодых людей с отклоняющимся поведением, которые пополняют контингент лиц, совершающих правонарушения, прибегающих к алкоголю и наркотикам.

Проблема нервности или трудности рождается нередко вместе с ребенком. В оплодотворенной яйцеклетке встречаются две сложные генетические линии предков, пересекаются истории жизни отца и матери, их здоровье или болезни. В ней уже заложены великие возможности, задатки, способности, норма, но и отклонение от нее, патология. Внутриутробное развитие может оказаться благополучным или дефектным, а роды нормальными или патологическими. И если воспитание каждого ребенка индивидуально, то воспитание нервного или трудного тем более требует решения множества специфических индивидуальных задач. Здравым смыслом и опытом бабушек здесь не обойтись. Необходимы специальные знания, совет врача.

В настоящее время к категории нервных или трудных правомерно отнести каждого третьего ребенка. Причин тому много. С одной стороны, время предъявляет чрезвычайно высокие требования уже к ребенку. С другой - множество детей рождаются слабыми. Последнее обусловлено: вынашиванием беременности, которая в прошлом заканчивалась выкидышем (из-за неполноценности плода или детородных органов женщины); осложненным протеканием беременности из-за болезни женщины или в связи с вредными воздействиями (экологическими, инфекционными, токсическими, производственными, радиационными и др.) на беременную; ростом числа осложненных родов (крупный плод, увеличение числа позднородящих, в том числе первого ребенка, а также родящих до достижения полной физической зрелости, сделавших аборт до первых родов и др.); выживанием глубоко недоношенных. Наличие же большого числа единственных детей, что объективно осложняет их воспитание, еще более усложняет проблему.

Рассмотрению сложной проблемы детской нервности и связанной с нею трудности посвящен весь этот раздел нашего сайта. Мы стремились дать как наиболее общие, так и конкретные рекомендации по преодолению, а еще более по профилактике отдельных, чаще всего встречающихся форм детской нервности.

Если нервный - всегда трудный, то трудный - не всегда нервный, хотя нервность угрожает и ему !

Итак, невроз – это психогенное заболевание или болезнь формирующейся личности, как защитная реакция психики на тяжелую жизненную ситуацию.

*От куда начинается путь в невроз?

Неврозо - подобное состояние может иметь начало в период внутриутробного развития, это и болезни будущей мамы, её чувства, мысли, а главное – её эмоциональное состояние. Особенности родовой деятельности, общение с взрослыми в первые дни жизни, болезни на стадии раннего младенчества, особенности воспитания в последующем, отношения между супругами и пр. - так же могут оказать влияние на развитие неврозов.

Итак, первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую роль в последующие годы играют отношения с отцом. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

* И что же теперь с этим делать? – лечить! Врач знает как надо и чем надо лечить проявления невроза. И результат, конечно же, будет…..но не продолжительное время. Если не устранить первопричину, приведшую к такому состоянию, если не исправить, то, что было нарушено в процессе воспитания – сколько не лечи медикаментозно, причина всех проблем сама не уйдет.

* А может это генетически обусловленное заболевание ? - Нет, то, что передается нам по наследству – не исправляется при изменении внешних условий, в которых проявляется эта болезнь. Доказано, что неврозо - подобные проявления исчезают, при устранении причин их вызвавших.

* А как устранить причину ? Прежде всего, надо выяснить, откуда она пришла, как выглядит и какие последствия в психике формирующейся личности уже имеются. А потом уже будет видно, как исправить то, что есть, как дать ребенку то, чего нет. Все, что связано с проявлениями неврозов обратимо, т.е. все можно устранить, создав условия для спокойной жизни, где не надо будет напрягаться, боятся, защищаться.

Работа с психологом состоит из 3-х этапов:

3-й этап терапевтический – это коррекционная работа с ребенком по устранению негативных или нежелательных форм поведения, преодоление страхов и формирование таких черт личности, которые помогут ребенку чувствовать себя уверенным, сильным, самостоятельным и пр.

*Только в совместной деятельности с родителями помощь от психолога будет эффективной.


На прием к невропатологу и психиатру приводят и трудных детей, т.е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию (приспособление) в жизни. Между тем, если нервный – всегда трудный, то трудный – не всегда нервный, хотя нервность угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого – неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание.

Поскольку нервность детей неразрывно связана с отклонениями в их поведении, в данном разделе рассматриваются обе стороны проблемы.

Нервный или трудный ребенок – это бессонные ночи, изнуряющая усталость, сниженная работоспособность, плохое настроение и, как итог, нередко – неврозы и депрессии у родителей. Именно поэтому нервный и трудный первенец, порождая страх перед появлением в семье такого же ребенка, может остаться единственным. Единственный же чаще всего становится еще более нервным или еще более трудным. Нервный или трудный ребенок вызывает у родителей тревожную любовь или неприятие, отвергание, неосознаваемую агрессивность по отношению к нему. Плохо и то, и другое.

Нервный или трудный ребенок – источник ссор в семье, поскольку мнения о том, кто виновен в этом и как воспитывать его, разделяются. Зачастую такой ребенок становится причиной развода. Проблема нервных и особенно трудных детей при отсутствии своевременного квалифицированного воспитующего воздействия неизбежно перерастает сначала в проблему трудных подростков, а затем и в проблему молодых людей с отклоняющимся поведением, которые пополняют контингент лиц, совершающих правонарушения, прибегающих к алкоголю и наркотикам.

Проблема нервности или трудности рождается нередко вместе с ребенком. В оплодотворенной яйцеклетке встречаются две сложные генетические линии предков, пересекаются истории жизни отца и матери, их здоровье или болезни. В ней уже заложены великие возможности, задатки, способности, норма, но и отклонение от нее, патология. Внутриутробное развитие может оказаться благополучным или дефектным, а роды нормальными или патологическими. И если воспитание каждого ребенка индивидуально, то воспитание нервного или трудного тем более требует решения множества специфических индивидуальных задач. Здравым смыслом и опытом бабушек здесь не обойтись. Необходимы специальные знания, совет врача.

В настоящее время к категории нервных или трудных правомерно отнести каждого третьего ребенка. Причин тому много. С одной стороны, время предъявляет чрезвычайно высокие требования уже к ребенку. С другой – множество детей рождаются слабыми. Последнее обусловлено: вынашиванием беременности, которая в прошлом заканчивалась выкидышем (из-за неполноценности плода или детородных органов женщины); осложненным протеканием беременности из-за болезни женщины или в связи с вредными воздействиями (экологическими, инфекционными, токсическими, производственными, радиационными и др.) на беременную; ростом числа осложненных родов (крупный плод, увеличение числа позднородящих, в том числе первого ребенка, а также родящих до достижения полной физической зрелости, сделавших аборт до первых родов и др.); выживанием глубоко недоношенных. Наличие же большого числа единственных детей, что объективно осложняет их воспитание, еще более усложняет проблему.

Рассмотрению сложной проблемы детской нервности и связанной с нею трудности посвящен весь этот раздел нашего сайта. Мы стремились дать как наиболее общие, так и конкретные рекомендации по преодолению, а еще более по профилактике отдельных, чаще всего встречающихся форм детской нервности.

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.



Содержание:


На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.


Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок – единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.

Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.

Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.

Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.

Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.


Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо:

Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостает их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.

Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ – это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.

Что делать родителям:

  • чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
  • если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его игнорировать;
  • если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
  • проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в родительских делах.

Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.

Что делать родителям:


Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.

Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. В результате будет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.

Что делать родителям:

Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.

Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже – в личностном развитии и самооценке ребёнка.

Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.

Что делать родителям:


К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса, это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.

Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и чтобы взрослые считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.

Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.

Если вы беспокоитесь за своего подростка, подозреваете, что он связался с плохой компанией или подвергся нападкам со стороны сверстников, или просто хотите убедиться, что у него всё в порядке в школе – не обязательно подвергать его тотальному контролю. Просто установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.


Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:

  • СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности);
  • РАС (расстройством аутистического спектра);
  • ЗПР (задержкой психической развития) и умственной отсталостью;
  • психическими заболеваниями;
  • у тех, кто перенес психотравму или находится в состоянии стресса.

В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.

Помните мальчика, который пришёл с папой на приём к психологу? В его случае был целый комплекс причин, породивших такое поведение ребёнка. Мама и папа разошлись, когда ребёнку не было ещё трёх лет, и его воспитанием стала заниматься бабушка, поскольку у родителей на первом месте было устройство своей личной жизни. Вскоре бабушка поняла, что не справляется с мальчиком, и попыталась вовлечь родителей в процесс воспитания ребёнка. В результате мальчик жил то у папы и его новой жены, то у бабушки, иногда на выходные его забирала мама. Семейная ситуация, при которой ребёнок не чувствовал себя нужным и любимым, наложилась на педагогическую запущенность и неврологические нарушения, на которые не обратили внимание родители мальчика.

Что делать с непослушным ребёнком?


Мы уже выяснили, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.

Поэтому родителям стоит знать правила наказания и неукоснительно их соблюдать:

  1. Задача наказания – сделать так, чтобы ребёнок осознал неправоту своего поступка и впредь поступал иначе. От наказания не должно быть ни физического, ни психологического вреда.
  2. Ребёнок должен быть уверен, что вы, даже наказывая, всё равно продолжаете его любить.
  3. Наказываем за конкретный поступок, который совершил ребёнок.
  4. Никогда не наказывайте ребёнка, находясь в гневе и, тем более, в общественных местах.
  5. Учитывайте возраст ребёнка. Наказывать двухлетнего ребёнка за то, что он нечаянно опрокинул на себя тарелку с супом – непедагогично.
  6. Наказание не должно унижать ребёнка.
  7. Если вам сообщили о плохом поступке ребёнка, сначала выслушайте его, затем принимайте решение о наказании.
  8. Наказание в виде лишения не должно распространяться на вещи и сладости, уже подаренные ребёнку.
  9. По возможности заранее обсудите с ребёнком поступки, за которые обязательно последует наказание, и какое оно будет, чего именно ребёнок будет лишен.


  1. Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве, не обязательно в углу).
  2. Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
  3. Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
  4. Воспитательная беседа спокойным тоном.
  5. Совместный поиск решений.
  6. Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.

  • 80% родителей используют наставления и нравоучения;
  • 12% практикуют наказание ремнем;
  • 43% запрещают пользоваться компьютером;
  • 29% ставят детей в угол;
  • 13% лишают карманных денег.


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.