Нервный круг чарльз белл это

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Сравнительно-анатомические исследования Мюллера убедили его в том, что "сравнительный метод — главное орудие биологии". Этот метод был применен им для изучения ряда проблем физиологии, и потому Мюллера можно считать основоположником сравнительной физиологии. Ему принадлежат важные исследования по рефлекторной функции спинного мозга, по физиологии органов чувств. И. Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области науки. Доктрина включает 10 законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы – это посредники между воспринимаемыми объектами и умом, и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики. По И. Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов.

Второй закон И. Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму.

Третий закон: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения. В основе теории И. Мюллера лежит неправомерное допущение о том, что органы чувств и проводящие нервные пути обладают своей специфической энергией изначально, и, следовательно, ощущение зависит не от природы раздражителя, а от самого органа или нерва и является выражением его специфической энергии.

В первой четверти XIX в. известный австрийский врач и анатом Ф. А. Галль выступил с исследованиями по морфологии мозга. Он впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способность человека. Френология Галля как учение о связи строго локализованных способностей человека со строением черепа является ложным направлением, хотя в свое время эти идеи вызывали определенный интерес, в том числе в России. Она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.

Идеи локализационизма натолкнулись на сопротивление со стороны фактов.

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственно данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на

Психологические учения первой половины XIX века развивались в двух направлениях.

Первое направление связано в развитие психофизиологии. В частности рефлекторная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря открытию различию между чувствительными (сенсорными) или двигательными (моторными) нервными путями, идущими в спинной мозг.

Чарльз Белл (невропатолог)– нервные волокна берут свое начало в головном мозге. Он начал изучать мозг как носителя психических явлений. Эти исследования привели к представлению о локализации рефлекторных путей. Рефлекс начинает рассматриваться как принцип работы спинно-мозговых центров. С работ Белла начинается классическое учение о рефлексе.

Мюллер:мозг является связующим звеном между сенсорными и моторными волокнами.

Второе направление – исследование физиологии.

Предмет физиологии – природное тело, его начинают изучать и все функции, в т.ч. психические начинают рассматриваться в зависимости от строения органа, его анатомии. В начале XIX века появляются работы, связанные с изучением зависимости образа от действия.

Исследование глаза Пуркинье: было обращено внимание на то, что сам глаз является сложной физиологческой системой. В это же время исследовалась зрительная чувствительность и особый интерес уделен субъективным зрительным феноменам (обман зрения, иллюзии, случайные цвета и т.п.). Эти феномены не могли объяснить ни с т.з. физиологии, ни с т.з. физики, поэтому пытались найти объяснение в психологии.

Мюллерприходит к идее, что нужно психологически объяснять функционирование органов чувств. Физиологи считали, что ощущения и субъективные образы – это результат актуализации заложенной в органы чувств специфической энергии. По мнению Мюллера, внешний мир воздействует на орган чувств и в результате мы получаем не новую информацию, а актуализируем уже существующую. (в результате Мюллер стал родоначальником физиологического идеализма).

Мюллер сформулировал закон специфической энергии органов чувств.

Заслуга Мюллера: учение о специфической энергии органов чувств являлось основой для развития теории цветового зрения Юнга,, теории Гельмгольца и Вебера.

В 1851 г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно. С этого времени Гельмгольц занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зрении и развивает ее.

Гельмгольц оставил интересные психологические заметки по творческому мышлению, вниманию и др. вопросам. Но они имеют более частное значение.

Ф. А. Галль -исследования по морфологии мозга. Он впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способность человека. Френология Галля как учение о связи строго локализованных способностей человека со строением черепа является ложным направлением, хотя в свое время эти идеи вызывали определенный интерес, в том числе в России. Она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.

Соционика - наука или искусство?

  • Главная
  • Отношения
    • Активация
    • Деловые
    • Дуальные
      • Дуальность
      • Дон Кихот - Дюма
      • Гюго - Робеспьер
      • Жуков - Есенин
      • Гамлет - Максим Горький
      • Наполеон - Бальзак
      • Джек Лондон - Драйзер
      • Гексли - Габен
      • Штирлиц - Достоевский
    • Заказ
    • Зеркальные
    • Квазитождество
    • Контроль
    • Конфликт
    • Мираж
    • Погашение
    • Полудуальность
    • Родственные
    • Супер-эго
    • Тождество
    • Разное
  • Психология
    • Книги по психологии
      • Возрастная психология
      • Достижение успеха
      • Искусство быть счастливым
      • Классики психологии
      • Конфликтология
      • НЛП
      • Общая психология
      • Основы психологии
      • Отраслевая психология
      • Практическая психология
      • Прикладная психология
      • Психические процессы
      • Психоанализ
      • Психодиагностика
      • Психологическая практика
      • Психология деятельности
      • Психология личности
      • Психология масс
      • Психология общения
      • Психология отношений
      • Психология семьи
      • Психология управления
      • Психотерапия
      • Разное
      • Социальная психология
      • Соционика
      • Справочная литература
      • Тестирование
    • Направления психологии
      • Педагогика
      • Психоанализ
      • Психология личности
      • Семейная психология
      • Социальная психология
      • Типология Майерс-Бриггс
      • Трансперсональная психология
      • Юнгианский анализ
        • О Юнге
        • Статьи Юнга
        • Типы Юнга
        • Юнгианцы
    • Практическая психология
      • Беременность
      • Воспитание
      • Дом и семья
      • Зависимость
      • Истории из жизни
      • Общение в сети
      • Саморазвитие
      • Семейная жизнь
    • Притчи
    • Психологи
    • Психологический словарь
      • A-Z
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я
  • Словари
    • Мифы
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Э
      • Ю
      • Я
    • Сонник
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Ю
      • Я
    • Психологический словарь
      • A-Z
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я
    • Соционический словарь
  • Соционика
    • Знаменитости
    • Критика соционики
    • Малые группы
    • Методики типирования
    • Направления соционики
      • Детская соционика
      • Кадровый менеджмент
      • Соционика в семье
      • Другие направления
    • Основные дихотомии
    • Признаки Рейнина
    • Сказки разных ТИМов
      • Сказки Бальзаков
      • Сказки Габенов
      • Сказки Гамлетов
      • Сказки Гексли
      • Сказки Гюго
      • Сказки Джеков
      • Сказки Дон Кихотов
      • Сказки Достоевских
      • Сказки Дюма
      • Сказки Есениных
      • Сказки Максов
      • Сказки Наполеонов
      • Сказки Робеспьеров
      • Сказки двух авторов
      • Сказки авторов с неопределенным типом
    • Социон
    • Соционические модели
    • Соционическое видео
    • Эксперименты
      • СРТ-99
      • Сходимость социоников
      • Эксперименты
      • Эксперимент Бальзаков
      • Эксперимент Дон Кихотов
      • Эксперимент Дельты
      • Эксперимент Джеков
      • Эксперимент Дюма
    • Функции
    • Разное
  • Соционики
    • Интервью с социониками
    • Конференции
    • Организации
    • Соционики
    • Соционический атлас
    • Сходимость социоников
  • Тесты
  • Типы
    • Особенности типов
      • Акценты типа
      • Внешность
      • Подтипы
      • Соционические типы
      • Темпераменты
    • Дон Кихот
    • Дюма
    • Гюго
    • Робеспьер
    • Жуков
    • Есенин
    • Гамлет
    • Максим Горький
    • Наполеон
    • Бальзак
    • Джек Лондон
    • Драйзер
    • Гексли
    • Габен
    • Штирлиц
    • Достоевский
  • Типологии
    • Акцентуации Леонгарда
    • Акцентуации Личко
    • Гороскопы
      • Гороскоп друидов
      • Зодиакальный гороскоп
      • Зороастрийский гороскоп
      • Китайский гороскоп
      • Цветочный горскоп
      • Японский гороскоп
    • Вектора Бурлана
    • Психе-йога Афанасьева
    • Развлекательные типологии
      • Журнал "Maxim"
      • Лукоморье
      • Социальные сети
      • Типы стерв
    • Телесные типологии
      • Аюрведа
      • Времена года
      • Женские фигуры
      • Расы
      • Типы Кречмера
    • Типология Майерс-Бриггс
      • ENFJ
      • ENFP
      • ENTJ
      • ENTP
      • ESFJ
      • ESFP
      • ESTJ
      • ESTP
      • INFJ
      • INFP
      • INTJ
      • INTP
      • ISFJ
      • ISFP
      • ISTJ
      • ISTP
    • Типология Мак-Вильямс
    • Типология Хорни
    • Типология Юнга
    • Характеры Лоуэна
    • Шкала эмоций
  • Юмор
    • Видеоюмор
    • Загробная соционика
    • Интертипные отношения
    • Квадры в картинках
    • Смехохоника
    • Соционика в стихах
    • Соционический зоопарк
    • Соционические маньяки
    • Соционический юмор
    • Типирование
    • Четыре квадры
    • Шестнадцать типов
  • Контакты
  • Skip to content

БЕЛЛ ЧАРЛЬЗ

БЕЛЛ (Bell) Чарльз (1774—1842) — английский анатом, физиолог, психолог, один из авторов (наряду с французским ученым Ф. Мажанди) учения о рефлекторной дуге как главной единице деятельности центральной нервной системы.

Опираясь на открытие различий между чувствительными (центростремительными) и двигательными (центробежными) нервами распространил в кругу своих друзей трактат "О новой анатомии мозга" (1811). Если прежде считалось, что внешние впечатления передаются в нервные центры и вызывают двигательную реакцию посредством одного и того же нервного ствола, то, опираясь на анатомические опыты, Б. доказал, что этот ствол состоит из двух различных нервных структур, представляя собой их связку, в которой следует отделить волокна, идущие от корешков через спинной мозг к волокнам, приводящим в действие мышечный аппарат. Тем самым определялась модель рефлекса как своего рода автомата, состоящего из трех блоков: центростремительного, центрального и центробежного. Соответственно те непроизвольные реакции организма, которые считались эффектом психических импульсов, выступили в виде чисто нервного механизма, заложенного в устройстве тела и не нуждающегося в регуляции со стороны души.

Эта анатомо-морфологическая модель работы ЦНС была названа законом Белла-Маджани. В этом законе описывается закономерность распределения нервных волокон в корешках спинного мозга: чувствительные волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные входят в составе передних. В дальнейшем Б. сделал ряд других важных открытий в психофизиологии. Среди них особо следует выделить его представление, согласно которому рефлекторно вызываемая реакция мышц не обрывается на этом эффекте, но передает информацию о том, что произошло с мышцей обратно в нервные центры (головной мозг). Тем самым впервые была сформулирована идея обратной связи как основы саморегуляции поведения организма. Б. продемонстрировал эту саморегуляцию на данных о деятельности глазных мышц. Благодаря этой деятельности строится чувственный образ воспринимаемого субъектом внешнего пространства и тех объектов, которые в нем расположены.

Опираясь на тщательно выверенные факты в экспериментах по изучению функций зрительного аппарата как органа, в котором сенсорные эффекты и двигательная активность нераздельны, Б. доказал зависимость психического (то есть субъективного) образа от объективного, анатомо-физиологического устройства, работающего по принципу рефлекса. Выдвинутая Б. идея "нервного круга", соединяющего мозг с мышцей, была замечательной догадкой о рефлекторной природе чувственного познания, об его закономерном характере, о первичности образов, которые строит головной мозг по отношению к органам сознания субъекта.

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант — М.: Высшая школа, 2005. — 439 с.

2. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

3. Блугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1975.

4. Богуславский В.М. Кондильяк. М., 1984.

5. Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977.

6. Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.

7. Гербарт И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

8. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

9. Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. —
М., 1996. — 260 с.

10. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.

11. Кольцова В.А. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной психологической науки (к 275-летию со дня рождения) // Психол. журн. № 6. 1986.

12. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия, XVIII в. М., 1986.

13. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках.
Л.: ЛГУ, 1982.

14. Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976.

15. Момджян Х.Н. Философия Гельвеция. М., 1955.

16. Психологическая мысль России века Просвещения. СПб., 2000.

ТЕМА 7. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ (XIX в.)

Начало введению измерения психических явлений в психофизиологии органов чувств было положено немецким анатомом и физиологом Эрнстом Вебером (1795 – 1878), который вывел и обосновал математическую корреляциюмеждуфизическими стимулами и сенсорными реакциями.

Если психофизиология исследовала связь ощущений и телесного субстрата, то возникшая в Х1Х веке психофизика стала наукой о соотношении психического (ощущения) и физического (внешний раздражитель), независимо от анатомии и физиологии тела. Основатель психофизики – немецкий физик, философ и психолог Густав Фехнер (1801 – 1887) измерял соотношение силы раздражителя и интенсивности ощущений разных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и пр.). С помощью интегрального и дифференциального исчисления Г.Фехнер вывел уравнение, которое в современной психологии известно под названием закона Вебера-Фехнера:интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности внешнего раздражения.

В рамках другой частной отрасли психофизиологии – психометрии –велись исследования по измерению временного параметра психических процессов (ощущений, восприятия, ассоциаций). Ранее, в психофизиологии, уже проводились измерения времени прохождения нервного импульса
(Г. Гельмгольц), но это было измерением физиологических параметров (реакция организма). Голландский физиолог Франц Дондерс (1818 – 1889) изучал скорость протекания именно психических процессов.Чтобы сделать их доступным для измерения, в эксперимент вводились интеллектуальные задания. Увеличение времени реакции при введении задач в сравнении со скоростью простого прохождения импульса по нерву, Ф.Дондерс трактовал как психическое усложнение процесса. Эти исследования были продолжены
З. Экснером, который изучал особенности изменения времени реакции в зависимости от возраста, степени тренированности, утомления, действия алкоголя и т.д. на различных этапах распространения импульса от периферии к центру. В целом, исследования временных параметров реакций показали, что индивидуальные колебания общего времени реакции связаны с особенностями переработки нервного импульса в головном мозге, что выводило исследования из сферы физиологии в психофизиологию и психологию.

К середине XIX века, благодаря открытиям в биологии, изменился и стиль психологического мышления в направлении от механистического детерминизма к биологической причинности. Французский ученый
Клод Бернар (1813-1878)разработал концепцию о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. В ее основе лежала идея о стремлении внутренней среды организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость) к постоянству вопреки действию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Эта концепция утверждала принцип саморегуляции в живых системах, что коренным образом расходилось с постулатами механистического детерминизма. Важным источником методологического преобразования стало эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882). В 1859 г. в свет вышла его книга "Происхождение видов путем естественного отбора", в которой Дарвин описал механизм биологического прогресса – отбор и борьба за существование, предполагающие сохранность и накопление таких признаков, которые обеспечивают организму выживание и наилучшее существование. Естественный отбор заставляет организм приобретать и удерживать только такие признаки, которые необходимы для приспособления к условиям внешней среды и сохранения жизни. Так в биологии получили развитие принципы активности и целесообразности жизненных реакций. Поскольку психика имеет биологические корни, то революционные преобразования в биологии распространились и на психологию: психика стала пониматься как жизненно важная функция живых систем, помогающая приспособиться к изменяющимся условиям.

Итак, к концу XIX века в рамках естественных наук было накоплено достаточное количество экспериментальных данных, которые не могли быть объяснены законами этих наук, что указывало на тот факт, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. В анатомо-физиологических исследованиях и в психиатрии была доказана связь психики с телом, биология способствовала изменению методологических оснований психики; в области психофизики и психометрии была обоснована возможность объективного измерения психических явлений. Все это стало основанием для выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку, отличную по предмету исследования как от философии, так и от физиологии.

1. Назовите авторов и раскройте содержание следующих открытий в области естествознания XIX века: принцип рефлекторной дуги, время реакции, нервный круг, порог чувствительности, специфическая энергия органа, френология, полная функциональная однородность мозговой массы, теория бессознательных умозаключений, сенсорная функция, круг ощущения, личное уравнение, биологический детерминизм.

Область естествознания Представители Значение для психологии
Анатомия
Физиология
Психофизика
Психометрия
Биология
Психиатрия

3. Определите достоверность тезисов:

· Чарльз Белл является автором доктрины специфической энергии органа.

· Закон Белла-Мажанди отражает активность замкнутого в себе и не зависимого от органов чувств сознания.

· И. Мюллер связывал характер ощущения с типом нервной ткани воспринимающего рецептора.

· Пьер Флуранц экспериментально подтвердил френологию Франца Галя.

· И. Мюллер определял зависимость ощущений от внутренней деятельности сознания.

· Г. Гельмгольц экспериментально доказал зависимость ощущений от материального источника.

· Э. Пфлюгер экспериментально доказал, зависимость поведенческих реакций от деятельности сознания.

· Э. Вебер экспериментально исследовал соотношение раздражителей и ощущений.

· Согласно закону Вебера-Фехнера, интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности представлений.

· Основателем психофизики является И. Мюллер.

· В психометрии экспериментально изучалась скорость протекания физиологических реакций.

· Эволюционный подход в биологии способствовал становлению механистического варианта принципа детерминизма в психологии.

1. Назовите направления естествознания XIX века и их вклад в развитие психологического познания.

2. Охарактеризуйте основные достижения физиологии и анатомии первой половины XIX в., повлиявшие на развитие психологии.

3. Выделите направления в исследовании локализации психических функций в XIX веке и соотнесите эти позиции с современными взглядами.

4. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии?

5. Какие идеи и экспериментальные исследования Г. Гельмгольца оказали влияние на развитие психофизиологии и психологии?

6. Каким образом Э. Пфлюгер подтверждает выводы Гельмгольца?

7. Как Э. Пфлюгер приходит к выводу о не сводимости психики к физиологии и философии?

8. В чем заключается значимость открытий Э. Вебера и Г. Фехнера для становления психологии самостоятельной наукой?

9. Какой вклад внесли астрономы в развитие психологии?

10. Чем предмет измерения временных параметров Францем Дондерсом отличается от предмета изучения Г. Гельмгольца?

11. В каком направлении З. Экснер продолжил экспериментальные исследования Ф. Дондерса?

12. Охарактеризуйте вклад эволюционных идей в развитие психологического познания.

13. Какова роль психиатрии в развитии психологии?

14. В чем заключается значение учения Дарвина для развития психологии?

15. Какова роль психиатрии в становлении предмета и методов объективной психологии?

Механическая концепция рефлекса. Понятие о рефлексе возникло в XVI в. в учении Рене Декарта (1596-1650).

Анатомическая концепция рефлекса. Чарльз Белл (1774-1842) писал, что можно произвести перерезку заднего пучка нервов, исходящего из задней части спинного мозга, без конвульсивных сокращений мышц спины. Однако это становилось невозможным даже при одном прикосновении кончиком ножа к переднему корешку. Переход нервного возбуждения по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы получил название закона Белла-Мажанди. Ч. Белл: между мозгом и мышцей имеется замкнутый нервный круг: один нерв передает влияние от мозга к мышце, а другой передает в мозг чувство состояния мышцы. Если круг будет разомкнут перерезкой моторного нерва, то исчезнет движение. Если же он размыкается перерезкой чувствительного нерва, пропадает ощущение самой мышцы, а вместе с тем исчезает и регуляция ее деятельности.

Рефлекс - закономерный двигательный ответ на раздражение сенсорных нервов.

Психофизиологическая концепция рефлекса Сеченова (1829-1905).

Рефлекс - универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, опирающаяся на эволюционную биологию.

Есть два типа рефлексов:

  • 1) постоянные, врожденные, осуществляемые низшими отделами нервной системы;
  • 2) рефлексы головного мозга изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни. Это одновременно и физиологическое, и психическое явление.

Рефлекс - стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.

  • - безусловные (осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями)
  • - условные (осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного).

Диалектическая концепция рефлекса. Алексей Алексеевич Ухтомский усматривал в рефлекторном акте единство внутренних и внешних детерминант, причем внутренние детерминанты, также заданы и определяются внешними условиями.

Рефлекс - это такая реакция, которая мотивируется вполне отчетливо текущей обстановкой или средой. Представляется встречею во времени двух условий: с одной стороны, деятельности заготовленной, или сложившейся в самом субстрате (клетке) за предыдущую его историю, и, с другой стороны, внешних импульсов текущего момента.

П.К. Анохин рассматривал поведение как системный процесс. В основе организации поведения, согласно П.К. Анохину, лежат функциональные системы. Подчеркивал как Павлов и Ухтомский зависимость формирования условного рефлекса от обстановки и опыта.

Е.Н. Соколов: на основе анализа конкретных механизмов различных поведенческих актов разработал общий принцип функциональной организации рефлекторной дуги и представил в виде схемы концептуальной рефлекторной дуги. Концептуальная модель рефлекторной дуги Е.H. Соколова выступает как общая схема взаимодействия трех функциональных блоков(сенсорный анализ,интер-пусковое звено,звено реализации) мозга,схема передачи сигналов в цепи нейронов от рецепторного уровня до реализации поведенческой реакции.

Стивен Хокинг. Credit: Wikimedia Commons

Боковой амиотрофический склероз относится к группе заболеваний мотонейрона, то есть при нем поражаются те нервные клетки, которые отвечают за двигательные импульсы, поступающие по нисходящей от коры к мышцам. Особенность БАС состоит в том, что поражение охватывает все уровни сигнала: как верхний мотонейрон (те нейроны, которые начинаются в моторной зоне коры головного мозга), так и нижний мотонейрон (нейроны уровнем ниже, тело которых находится в передних рогах спинного мозга и двигательных ядрах черепных нервов).

Если говорить о распространенности недуга, то можно немного успокоиться: встречается оно не так уж и часто – 3-5 случаев на 100 000 человек – с заболеваемостью в 2,7 человек на 100 000 в год. Возраст заболевших чаще всего колеблется от 55 до 65 лет, но в эту группу могут попасть как совсем молодые люди, так и долгожители. У знаменитого Лу Герига патология проявилась в 36-летнем возрасте, но развивалась, судя по всему, крайне быстро – он скончался, немного не дожив до своих 38.

Интересно, что впервые патологию, при всем нашем уважении к Жану-Мартену Шарко, описал, увы, не он. Еще в 1824 году выдающийся шотландский анатом, хирург, при этом философ и теолог Чарльз Белл излагал симптомы заболевания, при которых человек сначала терял силу рук и ног, затем постепенно утрачивал контроль за конечностями, переставал говорить и дышать…

Интересно, что такую разносторонность взглядов Белл приобрел еще в университете, куда пошел учиться на врача по стопам своего старшего брата Джона Белла только потому, что остальное его привлекало мало. Во время обучения он как-то раз попал на лекции известнейшего в то время адепта шотландского просвещения – философа и математика Дугалда Стюарта, который вещал о духовной философии. Отголоски этих знаний впоследствии отражались во многих его работах. Дополнительно он также прошел курс изобразительного искусства и научился весьма неплохо иллюстрировать свои труды, что ему очень пригодилось в жизни.

Открытие бокового амиотрофического склероза могло иметь непосредственную причастность к Эдинбургу, если бы не досадная ссора брата Белла с двумя преподавателями в Эдинбургском университете: Александром Монро Секундусом и Джоном Грегори. Последний работал председателем Эдинбургского королевского лазарета и заявил, что для работы в больнице будет назначено только шесть штатных хирургов. Братья Беллы, понятное дело, в это число не вошли и, таким образом, лишились возможности там практиковать.

Чарльз Белл, который не принимал непосредственного участия в ссоре, все же попытался заключить сделку с медицинским факультетом. Он предложил университету сто гиней и свой музей анатомии, который на тот момент уже наполнился экспонатами – восковыми препаратами и рисунками (на них до сих пор можно посмотреть в музее Surgeons’ Hall в Эдинбурге), в обмен на то, чтобы ему позволили наблюдать и делать наброски выполненных операций. Однако, предложение не приняли.

Такса осталась живой и невредимой, а вот у кроликов разрезался мозг и раздражались разные нервные волокна, что приводило к разным последствиям – подергиванию лапок, усов, носа и так далее. Именно тогда он обнаружил то, что впоследствии помогло ему идентифицировать боковой амиотрофический склероз и привело к новому витку эволюции в неврологии – различие функций передних и задних рогов мозга. Раздражение передних рогов приводило к разного рода движениям и судорогам мышц, тогда как задних, вроде бы, не влияло ни на что. Чуть позже оказалось, что в задних рогах проходят пути чувствительности, доставляющие сигнал от многочисленных рецепторов в теле человека к участку коры мозга, который их обрабатывает.

Но все-таки основную роль в этом вопросе сыграл Жан-Мартен Шарко. Именно он в своей работе 1874 года смог связать симптомы постепенной утраты двигательной активности с нейроанатомическими проблемами: потерей моторных нейронов. Тогда же с его легкой руки и впервые появился современный термин: боковой амиотрофический склероз или БАС (в англоязычном мире – ALS, amyotrophic lateral sclerosis).

Лекция Шарко в госпитале Сальпетриер

Постепенно научные работы накапливались, и картина заболевания обрастала новыми подробностями. Однако, какой-то системы в этом всем не было. Изменил ситуацию и заставил обратить внимание ученых на проблему талантливейший американский бейсболист Лу Гериг.

Все было хорошо до 1938 года. Если в 1937 году Лу Гериг все еще блистал на пьедестале победителей, то в 1938 году уже наметился довольно сильный спад показателей, а в Мировой лиге бейсбола, которую Yankees выиграли, он был почти незаметен. Сначала казалось, что это – просто старение. Или накопившаяся за полтора десятка лет усталость… В апреле 1939 года стало понятно, что с Лу что-то не то. Этот месяц по всем показателям стал худшим в его карьере.

Увы, хоть врачи и настраивали больного еще на 10-15 лет жизни, Лу Гериг не прожил и двух. Он умер 2 июня в 10 часов 10 минут вечера в своем доме. Прощаться с ним в день похорон пришел, кажется, весь Нью-Йорк. А после сотни ученых по всему миру принялись расшифровывать загадочный патогенез недуга, так быстро сведшего одного из лучших спортсменов в могилу. И его имя было решено увековечить в названии.

В 2012 году этот уникальный человек отпраздновал свое 70-летие и все еще продолжает вести активный образ жизни и проводить научные исследования, хотя способность к движению у него сохраняет только мимическая мышца щеки, напротив которой укреплен датчик движения, позволяющий посредством компьютера, встроенного в инвалидную коляску, общаться с миром.

Нейробиологи из Вюрцбургской университетской больницы выяснили, что этот самый процесс аутофагии про болезнях мотонейронов, в том числе при БАС, попросту ломается. Естественно, тоже из-за мутации. Поломка происходит в гене PLEKHG5, из-за чего в синаптических окончаниях, которые с помощью нейромедиатора передают возбуждение на мышцу, скапливается сильно много пузырьков с этим медиатором. В нормальной клетке лишние пузырьки утилизируются, а больная от них избавиться уже не может. И в итоге погибает.

Нам очень не нравится такое писать, но от бокового амиотрофического склероза эффективного лечебного средства тоже пока не придумали. Однако, ученые по всему миру за это борются самым активным образом – открывают новые мишени, испытывают новые химические соединения, создают новые способы диагностики, позволяющие заподозрить недуг на ранней стадии, когда еще можно попытаться как-то помочь и затормозить процесс.

В дальнейшем эти гены могут стать мишенями для генетической терапии, которая постепенно начинает выходить из области чистой науки в клиническое применение. Методы генетической модификации, например, FDA в 2017 году уже разрешило для лечения некоторых видов лимфом и слепоты.

Еще некоторые исследования только будут запускаться. Ученые в госпитале Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе получили одобрение FDA на проведение клинического испытания по комбинации генной терапии и терапии стволовыми клетками. Ранее Ассоциация по борьбе с БАС сертифицировала этот госпиталь как передовой научно-исследовательский центр по поиску лекарства от болезни Шарко.

Также завершилась вторая фаза исследования NurOwn. Инновационная биотехнологическая компания Brainstorm, которая занимается использованием стволовых клеток в терапии неизлечимых заболеваний, объявила о начале проведения третьей фазы в конце 2017 года. NurOwn – это платформа клеточной терапии, источник которой – мезенхимальные клетки из костного мозга пациентов с БАС. Исследователи наделяют мезенхимальные клетки способностью производить факторы роста для нейронов, которые представляют своего рода питание для клеток и обладают значительным защитным потенциалом. Посмотрим, что из этого получится.

Нейрочат в работе

Текст: Анна Хоружая

Charles Bell. On the nerves; giving an account of some experiments on their structure and functions, which lead to a new arrangement of the system. Esq. Phil. Trans. R. Soc. Lond. 1821 111, 398-424.

Waller A. Experiments on the section of the glossopharyngeal and hypoglossal nerves of the frog, and observations of the alterations produced thereby in the structure of their primitive fibres. Philos. Trans. R. Soc. London 1850, 140:423-29.

Charcot J-M. De la sclerose laterale amyotrophique. Prog Med. 1874;2:325-327, 341-342, 453- 455.

Charcot J-M, Joffroy A. Deuxcas d’atrophie musculaire progressive avec lesions de la substance grise et de faisceaux anterolateraux de la moelle epiniere. Arch Physiol Norm Pathol. 1869;1:354- 357; 2:628-649; 3:744-757.

Lewis P. Rowland. How Amyotrophic Lateral Sclerosis Got Its Name. The Clinical-Pathologic Genius of Jean-Martin Charcot. Arch Neurol. 2001;58(3):512-515.

Thomas Gaj, David S. Ojala, Freja K. Ekman, Leah C. Byrne, Prajit Limsirichai and David V. Schaffer In vivo genome editing improves motor function and extends survival in a mouse model of ALS. Science Advances, 2017. doi:10.1126/sciadv.aar3952

Wenting Guo, Ludo Van Den Bosch et al. HDAC6 inhibition reverses axonal transport defects in motor neurons derived from FUS-ALS patients. Nature Communications, 2017. doi:10.1038/s41467-017-00911-y

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.