Нервный процесс это объективное

Понимание нервно-психических процессов

Нервно-психические процессы отражают воздействие раздражителя на поверхность организма и передают активизацию импульсов в центры.

В данных процессах сохраняются следы возбуждения и соотносятся с подобными следами прошлых воздействий в том или ином центре. В результате, эти взаимосвязи получают реакцию в виде движения тела или иной форме проявления реакции организма.

Начало процесса связано с впечатлениями, а далее процесс идет при образовании и сочетании импульсов с полученной информацией, затем происходит внешнее отражение, то есть внешняя реакция на раздражитель.

Нервно-психические процессы характеризуются сочетанием импульсов, предполагающих хранение следов предыдущих впечатлений с устанавливаемыми сочетаниями следов новых впечатлений, возникающих при воздействии внешнего раздражителя.

Сочетание является неотъемлемой частью нервно психических процессов, при этом бывает простым или сложным. При сложных сочетаниях образуется целая цепь последовательных следов, при помощи которых формируется взаимосвязь новых впечатлений со следами ранних переживаний.

  • Курсовая работа Нервно-психические процессы 460 руб.
  • Реферат Нервно-психические процессы 220 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психические процессы 250 руб.

Рефлексы

Основой нервно-психических процессов служат рефлексы, которые передаются с помощью высших центров нервной системы. Механизм рефлекса при воздействии постороннего раздражителя задерживает передачу импульса. Внешние воздействия, которые осуществляются одинаковым образом усиливают действие рефлекса.

При нервно-психических процессах внешние впечатления не вызывают ответного реагирования, а возбуждают внутренние процессы нервно-психической деятельности, не проявляющих внешний эффект.

Таким образом, импульсы, вызванные внешним впечатлением, не влекут за собой реакции тела, но возбуждают деятельность мысли. Так, при обдумывании своих вопросов, человек созерцает окружающую обстановку и не воспроизводит никаких внешних телодвижений.

Факторы нервно-психических процессов

Существуют значимые факторы, которые влияют на нервно-психические процессы. Один из них связан с преобладанием памяти от следов внутренних раздражителей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

С момента рождения в организме накапливаются раздражения, идущие от внутренних органов, которые передаются посредством нервной системы. Импульсы, связанные с голодом, жаждой, неудовлетворенностью, пресыщением и подобными состояниями организма, раздражают нервные окончания тела и передают возбуждение к центрам, где хранятся следы данных возбуждений.

Внутреннее раздражение является основным возбудителем движения тела и отличается большой интенсивностью и взаимосвязью с удовлетворением основных потребностей человека. Поэтому следы, связанные с внутренними возбуждениями имеют значительность при сравнении со следами, накопленными нервной системы в процессе жизнедеятельности.

Внутренние раздражители и их следы служат важнейшими направляющими движений тела. В обычных рефлексивных действиях процесс нервных импульсов идет по конкретно определенному пути, связанному с нервными элементами.

Импульсы внутренних раздражений видоизменяются в зависимости от общего состояния организма человека. Так проявляется взаимосвязь нервно-психических процессов одними и теми же внешними раздражителями. Следы предыдущих внутренних раздражений влияют на характер двигательной реакции. Получается, что следы внешних раздражителей управляют движениями тела и определяют характер раздражения.

Нервно-психические процессы, подобные рефлекторным, отличаются сложностью протекания явлений.

Источники нервно-психических процессов

Источником нервно-психических процессов служит физиологическое возбуждение, возникающее при внешнем воздействии на периферии воспринимающих органов.

Важно учитывать, что внешние раздражители имеют различный характер, взаимодействуют на разные органы и приводят к различной реакции нервно-психических процессов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Толковый словарь по психологии . 2013 .

  • НЕРВНЫЙ ОТРОСТОК
  • НЕРВНЫЙ ПУТЬ

НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС — волна возбуждения, к рая распространяется по нервному волокну и служит для передачи информации от периферич. рецепторных (чувствительных) окончаний к нервным центрам, внутри центр. нервной системы и от неё к исполнительным аппаратам мышцам и… … Физическая энциклопедия

НЕРВНЫЙ ШОВ — НЕРВНЫЙ ШОВ, технический метод соединения нервного ствола, проводимость которого на нек ром протяжении оказалась нарушенной в результате его повреждения или заболевания. Показанием к Н. ш. являются в первую очередь нарушения целости нервного… … Большая медицинская энциклопедия

процесс нервный: индукция — возникновение противоположного по знаку процесса нервного: 1) вслед за существующим процессом индукция последовательная; / 2) за его территориальными пределами индукция одновременная. Индукция называется положительной, если первичный процесс… … Большая психологическая энциклопедия

процесс нервный — разнообразные процессы, идущие в системе нервной: процессы возбуждения, торможения и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

процесс нервный: уравновешенность — свойство системы нервной, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие введено И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств системы нервной, образующее в сочетании с другими силой и подвижностью тип… … Большая психологическая энциклопедия

Процесс — (Process) Определение процесса, виды и типы процессов Информация об определении процесса, виды и типы процессов Содержание Содержание Определение Исторический Бизнес процесс Тепловой процесс Адиабатический процесс Изохорный процесс Изобарный… … Энциклопедия инвестора

Токийский процесс — Токийский процесс суд над японскими военными преступниками, проходивший в Токио с 3 мая 1946 по 12 ноября 1948 года в Международном военном трибунале по Дальнему Востоку. Содержание 1 История 2 Обвинители … Википедия

Импульс нервный — выражение, употребляемое в физиологии для обозначения процесса нервного возбуждения, пробегающего или в центробежном направлении от мозга по центробежным нервам к различным рабочим аппаратам тела мышцам, железам и т. д., или в центростремительном … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Анализатор состоит из трех частей: 1)… … Словарь-справочник по педагогической психологии

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Анализатор состоит из трех частей: 1)… … Словарь по педагогической психологии

Выше мы уже встречались с тем положением, что даже при исследовании собственной нсвропсихики мы не можем обойтись без объективного метода: субъективно мы переживаем лишь некоторую часть своих нервно-психических процессов, которые поэтому называются сознательными, многие другие нервно-психические процессы, которые называются подсознательными или бессознательными, субъективно не переживаются и, следовательно, непосредственно нами не воспринимаются, а познаются лишь косвенным путем при посредстве наблюдения за непосредственными результатами этих процессов и за соответствующими движениями, иначе говоря, чисто объективным путем; наконец, что также особенно важно, мы переживаем только субъективную сторону психических явлений и вовсе не сознаем их объективной стороны, между тем в существовании этой объективной стороны мы не можем более сомневаться, руководствуясь точными физиологическими исследованиями.

Таким образом, наши субъективные переживания, по крайней мере как они представляются в нашем воспоминании, и неполны и недостаточны даже для уяснения нашей собственной нервно-психической деятельности, исследуемой путем самонаблюдения, вследствие чего они не могут служить точным мерилом даже происходящих в нас нервно-психических процессов. Если же они не служат достаточным мерилом собственных нервно- психических процессов, то какое значение имеют они при определении и оценке нервно-психических процессов других существ. Вот почему мы полагаем, что главный и основной метод изучения нервно-психических процессов других лиц есть не самонаблюдение, как многие до сих пор думают, а объективный метод наблюдения и исследования. Последний в сфере изучения нсвропсихики других, а тем более душевнобольных или животных должен быть признан единственным руководящим методом исследования.

Как мы видели выше, нервно психические процессы всегда скрывают за собой известную объективную или физическую сторону. Эти нервно- психические процессы не только в известных случаях субъективны, но и объективны и притом они всегда объективны, тогда как субъективны не всегда.

В тех случаях, когда нервно-психические процессы сопровождаются субъективными переживаниями, они на самом деле не субъективные только процессы, но суть процессы субъективно-объективного характера, в которых субъективное представляет собою лишь нечто соотносительное с происходящими при этом объективными изменениями нервной ткани и притом это субъективное, как мы знаем из собственного опыта, ничуть не представляет собой обязательного явления в процессах нервнопсихических. Когда мы говорим или пишем, когда мы производим ряд сложных движений, мы, как известно, сознаем далеко не все, что входит в содержание этих нервно-психических процессов; мы сознаем, в сущности, лишь конечный продукт нашей нервно-психической деятельности, многое же из того, что составляет неотъемлемую принадлежность этих нервно-психических процессов, мы не сознаем, и следовательно, субъективно не переживаем или, если и переживаем, то не оставляем их в своем воспоминании. Отсюда опять-таки следует, что сознаваемое нами или субъективно переживаемое ничуть не выражает собою всей полноты нервно-психических процессов, а потому и нельзя, собственно говоря, стоять на точке зрения учения о строгом параллелизме психических переживаний с физическими процессами, происходящими в мозгу. Этот так называемый параллелизм мы должны понимать лишь в очень условном смысле: мы можем говорить, в сущности, лишь об определенном соотношении переживаемых субъективных явлений с объективно происходящими в мозгу физическими явлениями, признавая те и другие результатом одного и того же процесса, который при известных условиях имеет две стороны — субъективную и объективную, при других же условиях лишь одну объективную. Но если это так, то очевидно, что нервно-психические процессы, изучаемые до сих пор лишь путем самонаблюдения на себе самом, могут и должны изучаться объективным методом, без которого мы совершенно не можем обойтись при изучении невропсихики других.

Если мы производим какое-либо движение и замечаем, что другой человек ему в точности подражает, не вправе ли мы заключить, что производимое нами движение, действуя на другого человека, приводит к выполнению того же самого движения наподобие рефлекса. Иначе говоря, логика вещей приводит нас к выводу, что другой человек реагирует на производимое нами движение таким же движением, возбуждаясь соответственным зрительным раздражением. При этом самый факт подражания может быть проанализирован с точки зрения его быстроты и точности повторения, а также сопутствующих внешних обстоятельств и условий, в которых находился подражающий человек, и, наконец, в связи с прошлыми раздражениями подобного же рода, которым он ранее подвергался. Ограничиваясь только что сказанным, мы остаемся в пределах точного знания, не вводя в рассуждение никакой неопределенности, которая запутывала бы совершенно излишним образом основной факт. Но если тот же самый факт мы будем обсуждать с точки зрения субъективных явлений, предполагаемых нами в другом по аналогии с самим собою, то мы тотчас же введем неясность, которая лишит нас возможности быть точными при обсуждении вышеуказанного явления.

Уже из этих рассуждений ясно, в какой мере мы далеки были бы от точности, если бы объективный факт вызванного зрительным раздражением подражательного внешнего движения со стороны другого человека мы стали обсуждать с точки зрения предполагаемых субъективных переживаний, которые могут и должны быть наблюдаемы и изучаемы лишь на себе самом. Ясно, что, рассматривая вышеуказанный процесс подражания с субъективной стороны, мы ничуть не выиграли бы в точности, а напротив того, запутали бы дело и лишили бы себя возможности точно обсуждать сам факт, как он дан в объективном наблюдении. Для многих сущность так называемого психического анализа заключается именно в изучении внутреннего процесса в его субъективном проявлении: но в таком случае было бы совершенно произвольно и ненаучно допускать, что другой человек, произведший из подражания то же самое движение, как и мы, переживает вместе с тем то же субъективное состояние, которое переживаем и мы, производя подобный же подражательный акт. Всякому ясно, что это чистое предположение, основанное лишь на аналогии, а между тем наука должна быть точною и не может строить своих положений на аналогии и предположениях.

Таким образом, субъективная психология может иметь своим предметом прежде всего изучение собственной душевной жизни; невропсихика же других, поскольку она выражается во внешних проявлениях, может быть изучаема лишь путем объективного наблюдения и анализа и должна быть предметом особой науки, которую мы называем объективной психологией. Для последней нет надобности задаваться вопросом, каким субъективным состоянием сопровождается тот процесс, который привел к подражанию или какому-либо иному действию, и даже вообще сопровождался ли он каким-либо субъективным состоянием; под внутренним процессом объективная психология понимает лишь ту переработку, которой при известных условиях подвергается в центрах внешний импульс, возбуждающий определенное движение, причем она понимает иод этой переработкой определенный объективный процесс в нервной ткани, существование которого может быть доказано точным образом.

Итак, в задачи объективной психологии вовсе не входит выяснить характер тех субъективных переживаний, которыми сопутствуются при известных условиях нервно-психические процессы. Она признает лишь существование объективных процессов в мозгу, обусловливающих переработку внешних воздействий в определенный род внешних же реакций организма. Отсюда ясно, что объективная психология ставит предметом своего изучения все внешние проявления тех внутренних процессов, которые развиваются под влиянием внешних воздействий в нервной системе организмов и которые находятся в известном соотношении с прошлым опытом, следовательно, в определенной сочетательной связи с бывшими ранее раздражениями. Объективная психология поэтому должна быть наукой о внешних выразительных реакциях в широком смысле слова, изучающей их в соотношении с бывшими внешними влияниями как непосредственно им предшествующими, так и отдаленными, которые приводят к проявлению выразительных реакций.

В действительности везде и всюду можно открыть тот первоначальный внешний повод, который является возбудителем данной выразительной реакции. Где последняя кажется самостоятельной, т. е. независимой от внешнего воздействия, там это последнее представляется отдаленным и должно быть отыскано в прошлом. Таким образом, конечною целью объективной психологии является изучение соотношения организма с внешним миром в связи с его прошлым опытом совершенно независимо от тех субъективных переживаний, которые могут предполагаться в организме при внешних воздействиях по аналогии с самим собой. Для объективной психологии нет надобности говорить об ощущениях, представлениях, понятиях и проч. Она должна говорить только о внешних раздражениях и впечатлениях, о следах, оставляемых ими в центрах, о сочетании их друг с другом и о тех или других внешних реакциях в их соотношении с бывшими внешними влияниями, подействовавшими на организм как непосредственно перед их проявлением, так и в прошлый период времени.

Вряд ли нужно говорить, что понимаемые в вышеуказанном смысле задачи объективной психологии далеко не совпадают с задачами субъективной психологии. то время как последняя изучает субъективные проявления невропсихики и взаимную связь между ними, не относя к сфере своего исследования ни предшествующее раздражение, ни даже движение и другие процессы, являющиеся прямым выражением невропсихики, объективная психология, как мы ее понимаем, оставляя совершенно в стороне характер субъективных переживаний, вызываемых внешним раздражением, и возможную связь между ними, останавливает свое внимание исключительно на соотношении между бывшим внешним раздражением и внешним же проявлением невропсихики, устанавливаемым путем внутренней переработки возбуждения, вызванного бывшим внешним раздражением,— переработки, происходящей на основании установления связи нового впечатления со следами от бывших ранее впечатлений: Если понимать объективную психологию в более широком смысле, то ее предметом является изучение внешних отношений живых существ к окружающему миру, обусловленных бывшими внешними воздействиями последнего на организм животных.

Способность живых тел реагировать на внешние раздражения со времени Glissoifa и Haller'a можно условно называть раздражительностью. Эта раздражительность познается нами при посредстве той или иной формы движения. Будет ли это движение механическим, химическим или молекулярным, оно во всяком случае доступно объективному исследованию. Эта раздражительность является прообразом всякой ответной реакции живого организма на внешние воздействия. Но ближе всего к этой раздражительности стоят так называемые простые рефлексы, где ответное движение находится в прямой и неизменной связи с подействовавшим раздражением.

Надо иметь в виду, что реакция на внешние воздействия происходит не в одних только живых организмах, но и в телах мертвой природы. Всякий металл подвергается изменению в своем молекулярном состоянии под влиянием внешнего удара, теплоты, электричества и т. и. По в живых организмах независимо от этих молекулярных перемещений происходят реакции особого рода, побуждающие к деятельности или угнетающие деятельное состояние сократительных клеточных элементов как первичных организмов, составляющих живую единицу. Иначе говоря, здесь мы встречаемся с реакцией целой системы, именуемой клеточным образованием, или ряда систем, именуемых тканью и органом. При этом, если иметь в виду животных, главное, что характеризует упомянутую реакцию, это то, что она обусловливается не одним лишь внешним раздражением, но и стоит в определенном соотношении со следами бывших ранее раздражений.

Уже в простых рефлексах мы видим как бы унаследованную внешнюю реакцию на раздражения, действовавшие на организмы прошлых поколений, причем каждый рефлекс выработался в течение целых генераций в определенную, наиболее подходящую для благосостояния данной живой системы форму: между тем в нервно-психических процессах мы имеем в результате внешнего раздражения ответное движение, которое не стоит в прямой и непосредственной, а потому и неизменной связи с первым, как в простых рефлексах, а находится с ним в связи при посредстве сохранившихся в течение индивидуальной жизни следов прошлых воздействий. Следовательно, нервно-психическая деятельность предполагает прежде всего впечатление и образование следов внешнего воздействия в мозговых центрах и возможность их оживления при посредстве воздействия иного рода, входящих в сочетание с упомянутыми следами, которые, в свою очередь, стоят в ближайшем или более отдаленном сочетании с двигательными импульсами.

При этом нужно иметь в виду, что наступление ответного движения регулируется при посредстве следов внутренних раздражений, благодаря чему ответное движение может быть задержано или усилено в зависимости от его соотношения с упомянутыми следами. Равным образом и следы внешнего воздействия могут быть более прочно фиксированными и легче оживляемыми благодаря тому процессу, который может быть назван сосредоточением , стоящим также в зависимости в значительной мере от следов внутренних раздражений.

Здесь нет необходимости особенно распространяться по поводу того, что к области объективной психологии должны быть отнесены все те приобретения современной психологии, которые имеют ценность объективного знания. Надо заметить, что уже давно проявились стремления к тому, чтобы вывести психологию из области умозрительной науки и сделать ее естественнонаучным знанием. Благодаря этому создалась первоначально так называемая психофизика, подвергающая математическому анализу некоторые отделы психологии, затем физиологическая психология, рассматривающая психические процессы в связи с отправлениями мозга, и, наконец, так называемая экспериментальная психология, имеющая целью применять опыт к изучению невропсихики, дабы тем сделать изучение так называемых внутренних resp. психических явлений более точным, чем это достигается путем простого самонаблюдения.

Тем не менее и физиологическая, и экспериментальная психология, если отрешиться от некоторых второстепенных задач, изучают главным образом субъективную сторону нервно-психических процессов. Поэтому объективная психология для выяснения своих задач может воспользоваться только той частью материала психофизики, физиологической психологии и экспериментальной психологпи, которая может служить к выяснению отношений между воздействиями внешних раздражений и внешними же проявлениями невропсихики, — отношений, составляющих предмет изучения объективной психологии.

Само собою разумеется, что материалом для объективной психологии должны служить не только наблюдения над людьми как здоровыми, так и больными, но и обширные наблюдения над животными всех видов. Кроме того, объективная психология дает широкое поле эксперименту над животными, который, с одной стороны, позволяет исследовать реакции на внешние раздражения со стороны функций, малодоступных для исследования у человека, как, например, движение внутренних органов, отделение пищеварительных желез, почек, половых органов и проч., с другой стороны, путем удаления соответствующих областей мозга позволяет установить те центры, участие которых необходимо для проявления определенной внешней реакции. Нужно, впрочем, иметь в виду, что подобные же исследования возможны и над людьми с поражением тех или других участков мозга.

Вместе с этим эксперимент дает возможность установить, как упомянутые реакции изменяются в зависимости от применения тех или других внутренних средств и общих внешних влияний. Наконец, путем эксперимента выясняются как скорость развития определенных реакций, так и изменение этих реакций в зависимости от тех или других условий эксперимента.

Можно было бы думать, что понимаемая в вышеуказанном смысле объективная психология уступает субъективной психологии в том отношении, что, игнорируя метод самонаблюдения, она обречена на темное отгадывание того ряда внутренних возбуждений, который скрывается за цепью воспоминаний, входящих в область исследования субъективной психологии. Но дело в том, что самонаблюдение не может иметь вообще никакого значения, если воспоминания о пережитом не выражены в определенных словесных символах, а с тех нор как пережитый нервно-психический процесс выражен в тех или иных словесных символах, он уже дает соответствующий материал, заключающийся в этих символах, и для объективной психологии, которая рассматривает слово как одну из важнейших двигательных реакций человека

Таким образом, пережитый нервно-психический процесс, или цепь воспоминаний, по терминологии субъективной психологии, выраженная в словесных символах, без чего она вообще не может быть доступна никакому научному исследованию, становится предметом изучения объективной психологии, но это изучение происходит не с точки зрения характера пережитых субъективных состояний, а в отношении тех внешних особенностей’, которые мы открываем в этих словесных символах, и зависимости их от следов бывших внешних раздражений. В целях объективной психологии поэтому нет надобности при изучении нервно-психических процессов подставлять самого себя на место другого лица, передававшего нам свои воспоминания, как допускают обыкновенно представители субъективной психологии. Для первой в этом случае есть только один метод, метод объективный, и потому она должна обратиться к объективному изучению тех внешних движений и словесных знаков или символов, которыми выразится цепь объективно протекших в центрах нервно-психических процессов без обращения внимания на сопутствующие этим протекшим процессам субъективные явления. Если словесные знаки не вполне выражают цепь бывших процессов, то последняя все равно не может быть воспроизведена в точности никаким пылким воображением другого лица, тогда как объективное наблюдение внешних реакций в момент самих процессов дополняет недостающее в словесных символах, которые выражают протекший нервно- психический процесс.

Из всего вышесказанного очевидно, что только один объективный метод в изучении нервно-психических процессов других лиц дает вполне твердую точку опоры для научных выводов. В зависимости от большего или меньшего развития и усложнения внешних реакций, развивающихся под влиянием внешних раздражений в связи с прошлым опытом, мы и можем составить себе суждение о большей или меньшей полноте и разнообразии нервно-психических отправлений, а следовательно, о большем или меньшем развитии и совершенстве невропсихики; всякий же иной способ оценки невропсихики животных и другого человека для нас остается по самой сути дела недоступным.

Само собою понятно, что для того, чтобы наблюдать деятельность невропсихики в ее внешних проявлениях, необходимо точно наблюдать, а при возможности и регистрировать все вообще движения и прочие реакции в организме, развивающиеся при внешних воздействиях в связи с прошлым влиянием и отмечать те внешние раздражения, следы которых послужили для них внешним поводом. Это сопоставление внешних реакций с их действительными поводами, т. е. бывшими внешними раздражениями, и дает возможность установить соотношение первых с последними, как оно дано в объективном наблюдении. Нет надобности говорить, что применение эксперимента и здесь получает благодарную почву, но не в видах изучения субъективных переживаний, как это мы имеем обыкновенно в современной нам экспериментальной психологии, а с целью точнее выяснить те соотношения, которые устанавливаются между внешним впечатлением или следом от внешнего раздражения и следующей за ним внешней нервно- психической реакцией.

И. П. Павлов и сотрудники его лаборатории при изучении условно-рефлекторных реакций собак обратили внимание на индивидуальные различия в их проявлении. Эти различия касались скорости и точнос­ти образования условных реакций, их интенсивнос­ти, способности к адекватному реагированию на из­менения раздражителей, общего поведения в экспе­риментальной ситуации. И. П. Павлов выдвинул гипотезу о том, что в основе этих различий лежат фунда­ментальные свойства нервной системы, характеризующиеся силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Индивидуальные особенности ВНД проявляются в разной скорости образования и упрочения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения, в различной трудности переделки сигнального значения условных раздражителей, в различной работоспособности корковых клеток и т.п. Для каждого индивидуума характерна определенная комбинация основных свойств корковой деятельности. Она и получила название типа ВНД.

Типы высшей нервной деятельности формируются на основе как генотипа, так и фенотипа. Генотип формируется в процессе эволюции под влиянием естественного отбора, обеспечивая развитие наиболее приспособленных к окружающей среде индивидов. Под влиянием реально действующих на протяжении индивидуальной жизни условий внешней среды генотип формирует фенотип организмаПонятия тип нервной системы и тип BHД чаще всего используются как синонимы, хотя не все ученые с этим согласны, полагая, что с помощью рефлекторных методик в большей степени выявляются особенности функционирования коры большого мозга и в меньшей степени — особенности нервной системы в целом. Однако исследование типов ВНД приближает нас к пониманию истинных типов нервной системы, а значит, дает возможность понять характерологические особенности человека.

Особенности ВНД определяются характером взаимодействия, соотношением основных корковых процессов - возбуждения и торможения. Поэтому в основу классификации типов ВНД положены различия основных свойств этих нервных процессов. Такими свойствами являются:

1. Сила нервных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток нервные процессы могут быть сильными и слабыми. Сила процесса возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Если слабое раздражение вызывает сильное возбуждение, ведущее к развитию охранительного торможения, то сила процесса возбуждения (работоспособность нервной системы) слабая. Сила процесса торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации условного торможения. Естественно, и безусловное торможение должно быть сильным. Силу процесса торможения следует понимать как свойство нервной системы (аналогично силе процесса возбуждения), а не как текущее состояние. Сила процесса торможения проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций — угасания, дифференцировки или запаздывания. Сила процесса торможения всегда проявляется там, где имеют место запреты, воздержание от определенных действий или отсрочка реакции. Чем сильнее процесс торможения, тем адекватнее реакция в таких ситуациях.

2. Уравновешенность нервных процессов. В зависимости от соотношения возбуждения и торможения они могут быть уравновешенными или неуравновешенными. Уравновешенность означает равенство силы процессов возбуждения и торможения, вовлеченных в выработку условных рефлексов или условного торможения. В жизни людей часто возникает необходимость торможения сильных возбуждений, чтобы осуществить реакции на другие интенсивные раздражители окружающей среды, и нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности.

3. Подвижность нервных процессов, т.е. быстрота их возникновения и прекращения, легкость перехода от одного процесса к другому. В зависимости от этого нервные процессы могут быть подвижными или инертными. Лабильность, подвижность нервных процессов оцениваются в показателях прочности переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот). Подвижность нервных процессов, согласно представлениям И.П.Павлова, указывает на способность нервной системы быстро реагировать на изменения среды и переходить от одних условных рефлексов к другим в зависимости от требований среды. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися стимулами и определяется скоростью возникновения и прекращения нервных процессов

Общие типы ВНД. Теоретически мыслимо 8 комбинаций этих трех свойств нервных процессов. И.П. Павлов, выделил, однако, только 4, наиболее резко бросающихся в глаза типа ВНД у собак (рис. 1):

1 - сильный неуравновешенный (с резким преобладанием возбуждения);

2 - сильный неуравновешенный подвижный;

3 - сильный уравновешенный инертный;

Выделенные типы Павлов считал общими и для человека и животных. Он показал, что четыре установленных типа совпадают с галеновским описанием четырех темпераментов человека - холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим, основанным на гиппократовской классификации основных жидкостей организма.

Частные типы ВНД. Кроме общих типов ВНД, у человека различают и частные типы, характеризующиеся различным соотношением между первой и второй сигнальными системами. По этому признаку выделяют три типа ВНД:

1. Художественный, у которого особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы;

2. Мыслительный тип, у которого заметно преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип, в котором 1 и 2 сигнальные системы уравновешены.

Преобладающее большинство людей относится к среднему типу. Этот тип характеризуется гармоничным сочетанием образно-эмоционального и отвлеченно-словесного мышления. Художественный тип поставляет художников, писателей, музыкантов. Мыслительный - математиков, философов, ученых и т.п.

Вопр.40.Основные понятия о I и II сигнальных системах. Развитие сигнальных систем у ребенка.

Вопр.41 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Вопр.42.ЗНАЧЕНИЕ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ

Вопр43. Зоны коры головного мозга и функции 2 сигнальной системы, их нарушения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.