Нервный процесс рефлекс объективное материальное психическое

ВЫХОД ИЗ МОДУЛЕЙ 1 – 4 – ИТОГОВЫЙ ТЕСТ-КОНТРОЛЬ

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

Предмет психологии - ……………….… и её развитие в ………………………. и ……………………………функциях.

Психология изучает …………………………….. состояния и свойства человека на разных этапах его ………………………………, а также закономерности его формирования как активного………………………социального прогресса.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание есть ………………………………….поведения и действий человека.

Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство ……………………….. и …………………………

становятся психологические ………………., на основе анализа которых психика может быть ……………………………

Задание 2. Из предложенного перечня выпишите слова, которые обозначают психические явления:

Слезы, нервный процесс, мышление, память, смех, бег, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, ум, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, наследственность, сигнал-образ.

Задание 3. Выпишите слова, которые описывают природу психики, её существенные свойства:

Первичность, материальность, субъективность, активность, интенциональность, идеальность, осознанность, рефлекторность, решительность, вторичность, целеустремленность, отражательность, объективность, сигнальность, эмоциональность, содержательность.

Задание 4. Вместо точек вставьте нужные слова:

Под отражением понимается ………………….материальных систем в процессе ……………………….воспроизводить посредством своих особенностей свойства других систем.

Головной мозг является ………………………………….психики человека.

Содержание психики определяется ……………………………., с которым взаимодействует человек.

Сознание – это высший, присущий только …………………….. уровень ……………………. заключающийся в обобщенном и целенаправленном ………………………………..действительности.

Человеческое сознание включает в себя совокупность………………… об окружающем нас мире.

Бессознательное – это область …………………. явлений, ……………………..человеком, функции которых состоят в ……………….поведения, ……………………сознания от информационных перегрузок.

Задание 5. Из данных понятий построить ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему:

Психика, знание , отражение, сознание.

Задание 6. Из указанных в скобках слов выбрать те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце:

Записать только законченную пару слов.

Образец: Мозг – психика

Материя – ……………….( природа, вещество, отражение, действие).

Образец: сознание – субъективное

Нервный процесс – ( рефлекс, отражение, объективное, материальное, психическое).

Образец :Мозг – материальное

Сознание - ……..(физиологическое, реальное, идеальное, активное ).

Задание 7.Назовите предпосылки возникновения человеческого сознания в филогенезе.

Задание 8. Назовите компоненты структуры сознания человека:

А) по А.В.Петровскому ( на основе психологической триады)

Б) по А.Н. Леонтьеву

В) по В.П.Зинченко

Задание 9. Перечислите свойства человеческого сознания:

Задание 10. Назовите и объясните сущность функций сознания. В чем отличие функций сознания и бессознательного ?

1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

Методологическим основанием культурно – исторической теории Л.С. Выготского является:

А. Принцип развития;

Б. Принцип единства сознания и деятельности;

В. Принцип объективности.

2. К высшим психическим функциям относятся (выбрать правильный(ые) вариант(ы) ответов):

А. Непроизвольная память;

Б. Произвольное внимание;

В. Произвольная память;

Г. Логическое мышление

Д. Непроизвольное внимание.

3. Вставьте пропущенные слова в утверждение:

По утверждению …, человек овладел своим …, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он назвал … .

4.Связь между развитием и обучением отрицал (выбрать правильный вариант):

5. Вставьте пропущенное слово в определение:

Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал … .

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

Деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется:

Д. Все ответы верны;

Е. Все ответы неверны.

7. А.Н. Леонтьев в структуре деятельности выделял:

А. Деятельность, действия, операции;

Б. Мотив, цель, условия;

В. Все ответы верны;

Г. Все ответы неверны.

8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

В психологии выделяют следующий (ие) вид(ы) деятельности:

Д. Все ответы верны;

Е. все ответы неверны.

9. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

А. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в … ;

Б. Каждое действие в структуре деятельности обусловлено … .

10. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце:

Образец: личность: направленность

Деятельность: … (мотив, цель, практика, потребность, активность)

1. Распределите в таблицу номера предложенных функций в соответствии с представлением о функциональной асимметрии полушарий::

1) Доминирующим является речевое общение.

2) Положительные эмоции и чувства.

3) Контроль и обеспечение неосознаваемых действий человека.

4) Контроль действий во внутреннем плане.

5) Отрицательные эмоции и чувства.

Левое полушарие Правое полушарие

2. Вставьте пропущенные слова:

1) Обратная связь (по Сеченову) – это связь между … и …, содержанием которой является информация о выполненном действии.

2) В основе психического отражения (по Павлову) лежит … рефлекс.

3) Психические явления являются функциональным свойством процессов, имеющих … природу и протекающих в….

4) В ЦНС информация имеет форму нервного импульса или … .

5) Психическое и нервно-физиологическое образуют в работе мозга …, но не ………

3. Верно или неверно утверждение:

1) Функция обратной связи (по Сеченову) состоит в том, чтобы на её основе осуществлять саморегуляцию и самокоррекцию действий.

2) Первой сигнальной системой Павлов называл совокупность условных рефлексов на сигнал сигнала.

3) В теории сигналов источник информации – это любом объект внешнего мира.

4) Информация, которая заложена в источние и носителе (ЦНС) различна по содержанию и тождественна по форме.

5) Особенность сигнала-образа состоит в том, что он материален.

4. Тестовые задания. Выберите правильные (правильный) варианты ответа:

1) Работа И.М. Сеченова по изучению головного мозга называлась:

2) Безусловный рефлекс– это…

А) Психическое отражение

Б) Химическое отражение

В) Биологическое отражение

Г) все ответы неверны

3) Условный рефлекс присущ

В) Все ответы верны

Г) Все ответы не верны

4) Характеристики сигнал-кода:

А) Это материальный процесс

Б) Не имеет предметных характеристик

Г) Совокупность сигнал-кодов создаёт нервную модель внешнего объекта.

Д) Все ответы верны.

Е) Все не ответы верны.

5) Функциями энергоблока мозга являются:

А) Приём и переработка поступающей информации

Б) Регуляция и коррекция поведения.

В) Все ответы верны

Г) Все ответы не верны.

ВАРИАНТ Ш

I. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1. К функциям психики относится:

а) функция отражения; б) креативная функция;

в) функция регуляции; г) ориентировочная функция;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Психическое отражение определяется также как:

а) чувствительность; б) раздражимость;

в) инстинкт; г) поведение.

3. Системность – свойство психического отражения, в соответствии с которым:

а) психическое отражение одномоментно включает всю психологическую триаду;

б) психическое отражение является результатом поведения и деятельности человека;

в) психическое отражение зависит от внутреннего мира человека;

г) психическое отражение помогает предвидеть человеку события, которые будут происходить в будущем.

II. Вставьте пропущенные слова в предложения.

1. Психика – системное … высокоорганизованной материи, заключающееся в активном … субъектом объективного мира.

2. Ведущая регуляция обеспечивает возможность … поведения, осознаваемого человеком и подчинённого цели.

3. Продукт психического отражения - … картина мира или его … , включающий самого субъекта, других людей, пространственное окружение, временную протяжённость и последовательность событий.

4. Психическое отражение … по происхождению и по содержанию.

5. Всеобщим свойством материальных объектов мира является их способность к … .

III. Согласны ли Вы со следующими высказываниями?

1. Субъектом осознанного психического отражения является личность.

2. Чувствительностью обладают все живые организмы.

3. Психическое отражение пассивно.

4. Физическая, химическая, биологическая формы отражения относятся к психическому отражению.

5. Фоновая регуляция обеспечивает произвольное поведение и регулируется целью.

ВАРИАНТ 1У

I. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1. Особенностью психического отражения является:

а) субъективность; б) системность;

в) активность; г) вторичность;

д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

а) физической форме допсихического отражения;

б) психическому отражению;

в) биологической форме допсихического отражения;

г) химической форме допсихического отражения.

а) креативная функция; б) ориентировочная функция;

в) функция отражения; г) функция регуляции.

II. Вставьте пропущенные слова в предложения.

1. … отражение – отражение того, что будет происходить в будущем.

2. Психическое отражение – свойство высокоорганизованной материи … в форме субъективных образов объекты внешнего мира в процессе активной … в природной и социальной среде.

3. Ориентировочная функция психики обеспечивает ориентацию человека в … и … среде.

4. Критерий адекватности психического отражения - … человеческой деятельности.

5. … функция психики состоит в том, что человек не только отражает окружающий мир, но и создаёт его.

III. Согласны ли Вы со следующими высказываниями?

1. Психическое отражение первично, а окружающий мир вторичен.

2. Продуктом психического отражения является психический образ.

3. Раздражимость - свойство, отличающее живую материю от неживой.

4. Человек способен только к осознанному отражению.

5. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

I. Дайте определение следующим понятиям:

1. Обратная связь – это…

2. Источник информации – это…

3. Функциональная асимметрия – это…

II. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

1.Функция обратной связи состоит в том, что на её основе осуществляется:

а) переработка информации, полученной из сенсорной системы;

б) саморегуляция действий;

в) отбор, селекция стимулов;

г) самокоррекция действий.

2. В соответствии с концепцией динамической локализации психических функций 1-ый блок мозга включает в себя:

а) лобные отделы коры полушарий головного мозга;

б) ретикулярную формацию;

г) височные отделы коры полушарий головного мозга.

3. Правое полушарие ответственно за:

а) понимание языка жестов, мимики и поз;

б) негативные эмоциональные переживания;

г) восприятие образно оформленной информации;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

4. К глухоте приводит поражение:

а) височных отделов коры головного мозга;

б) теменных отделов коры головного мозга;

в) затылочных отделов коры головного мозга;

г) лобных отделов коры головного мозга.

5. К афферентной системе нейронов относится:

а) нейроны предетекторы;

в) модальные нейроны;

г) нейроны детекторы.

1. Сеченов И.М. полагал, что психические явления входят в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы.

2. Сигнал-код не имеет предметных характеристик объекта, но несёт информацию о них в закодированной форме.

4. Для левого полушария характерна синтетическая стратегия обработки информации.

5. По Лурия А.Р., 3-ий блок мозга отвечает за получение, переработку и хранение информации.

ВАРИАНТ У1

I. Дайте определение следующим понятиям:

1. Акцептор действия – это…

2. Гибкие звенья – это…

3. Носитель информации – это…

II. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

1. В соответствии с концепцией динамической локализации психических функций 3-ий блок мозга включает в себя:

а) теменные отделы коры полушарий головного мозга;

б) затылочные отделы коры полушарий головного мозга;

в) лобные отделы коры полушарий головного мозга;

г) ретикулярную формацию.

2. Левое полушарие ответственно за:

а) высокий уровень развития речи;

б) осознанное мышление;

в) целенаправленные действия;

г) положительные эмоции;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

3. Спланировать ход решения задачи невозможно при поражении:

а) теменных долей головного мозга;

б) височных долей головного мозга;

в) затылочных долей головного мозга;

г) лобных долей головного мозга.

4. В противовес локализационизму была выдвинута:

а) теория функциональной системы П.К.Анохина;

б) информационная теория;

в) концепция жёстких и гибких мозговых структур (Н. Бехтерева);

г) концептуальная модель рефлекторной дуги.

5. Латерализация – это:

а) взаимодействие полушарий;

в) подход к пониманию мозга как к органу психического отражения;

г) доминирование одного из полушарий головного мозга.

2. Вторая сигнальная система свойственна и человеку и животным.

3. Эффекторная система нейронов обеспечивает выработку команд и их выполнение.

4. Сигнал-образ характеризуется тем, что он имеет определённые физико-химические характеристики, т.е. является материальным процессом.

5. Функциональная система по П.К.Анохину состоит из следующих компонентов: афферентный синтез, блок принятия решений о действии с объектом, акцептор действия, обратная афферентация.

§ 4. Психика — функция мозга, отражение объективного мира

Каждое из этих положений можно рассматривать отдельно, но также необходимо рассматривать их вместе.

Второе из этих положений составляет решение основного вопроса марксистско-ленинской теории познания, обширную и сложную область философии.

Мозг осуществляет психику как отражение объективного мира — такова очевидная связь между обоими этими положениями 44 . Но для чего нужны организму психические отражения объективного мира? Для человека, не прошедшего школу классической эмпирической и физиологической психологии (а также последующих психологических направлений, которые, впрочем, существенных изменений в эту проблему не внесли), ответ прост: отражение объективного мира нужно для того, чтобы действовать в этом мире; и чтобы правильно действовать, это отражение должно быть правильным.

44 Петровский А. В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. С. 138.

45 Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 161, 162.

46 Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. С. 281.

47 Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлексам их значение для психологии. Вопросы психологии. 1955. № 6.

48 Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлексам их значение для психологии. Вопросы психологии. 1955. № 6.

Следует подчеркнуть: эти нервные модели представляют собой не что иное, как физиологические отражения компонентов условного рефлекса (раздражителя, реакции, подкрепления). Учитывая эти нервные модели, механизм смены ориентировочной и условно-рефлекторной деятельности легко представить в таком виде: сигналы (от условного раздражителя, выполняемого действия, подкрепления) поступают в центральную нервную инстанцию на соответствующие модели и сличаются с ними. В случае согласования нервный процесс без задержек переходит на центральные механизмы исполнительных реакций, а в случае рассогласования эти механизмы блокируются и возбуждение переключается на центры ориентировочно-исследовательской деятельности 49 .

49 Объяснение принадлежит вышеуказанным авторам (см. сноски 18, 19, 20).

50 Иванов-Смоленский А. Г. Об исследовательском или ориентировочном рефлексе. Русский физиологический журнал. 1927. Т. 10. Вып. 3–4. С. 257–265.

Естественно, подобный механизм предполагает, что возбуждение чувствительного нерва несет от раздражителя его физиологическое отражение. Можно ли доказать наличие такого отражения уже в периферическом нерве? Это тем более необходимо, что нервные модели в центральных инстанциях условных рефлексов пока остаются предположением, гипотезой. Правда, гипотезой такого рода, без которой мы не можем понять ни высокой чувствительности условного рефлекса (к изменениям в составе раздражителей, в ходе исполнения, в подкреплении), ни его отношения к кибернетической схеме регуляции, которой он, несомненно, подчинен. Словом, это гипотеза необходимая, но все-таки только гипотеза; получить ее прямое физиологическое подтверждение было бы в высшей степени желательно.

51 Wever Е. Theory of Hearing. N. Y., 1970; Об этом опыте см. в кн.: Психология восприятия. Изд-воМГУ, 1973. С. 184; Физиология сенсорных систем. Л., 1972.

Таким образом, опыт Уивера служит, во-первых, прямым доказательством наличия физиологического отражения внешнего раздражения в биотоках чувствительного нерва и, во-вторых, непрямым, но очень веским доказательством наличия физиологических отражений, нервных моделей в высших нервных центрах; без таких нервных моделей стали бы ненужной роскошью и физиологические отражения в чувствительном нерве, где они не используются, и было бы совсем непонятно, чем оправдано возникновение и развитие этой высокой чувствительности воспринимающего аппарата.

Наличие специального механизма, регулирующего смену условно-рефлекторного и ориентировочного поведения, служит веским доказательством того, что мозг осуществляет психику не как эпифеномен, безразличный к его внутренней, собственно физиологической деятельности, а именно тогда, когда одной только автоматической регуляции отношений со средой становится недостаточно. Тогда организм вынужден задержать автоматическое реагирование и перейти к обследованию ситуации. Подчиняясь этому требованию, мозг блокирует автоматические реакции и переводит возбуждение на механизмы ориентировочно-исследовательской деятельности. Вместе с ее развертыванием совершается переход от уровня чисто физиологического отражения ситуации к следующему, более высокому — психическому уровню ее отражения. Здесь (как при восприятии картины) материальная фактура отражения отодвигается на положение основы, а на передний план выступает отраженное предметное содержание в виде поля возможных действий субъекта. Конечно, психическое отражение ситуации само не действует, но оно и не эпифеномен, оно составляет необходимое условие качественно новых, неавтоматических действий.

3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.

6. Врождённый пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех животных.

7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

Вопрос 2. Методы воспитания.

Практическое задание. Из указанных в скобках слов, выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: Мозг – Психика

Материя - … (природа, вещество, отражение, действие).

2. Образец: Сознание – Субъективное

Нервный процесс - … (рефлекс, отражение, объективное, материальное, психическое).

3.Образец: Мозг – Материальное

Сознание - … (физиологическое, реальное, идеальное, активное).

4. Образец: Физическое – Первичное

Психическое - … (объективное, активное, вторичное).

5. Образец: Образ – Отражаемое

Копия - …(психическое, действительность, активность, вторичность).

Э. Эриксону, А.Адлеру).

Вопрос 2. Технологические подходы в обучении.

Практическое задание. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие – как к индивиду?

Целеустремлённость, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убеждённость, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

Вопрос 1. Личность – как социально-психологический феномен

Вопрос 2. Педагогические концепции прошлого.

Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: Человек – Деятель общественного развития

Личность - … (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии).

2. Образец: Животное – Особь

Человек - … (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность).

3. Образец: Человек – Неповторимость

Личность - … (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность).

Вопрос 1. Направления и тенденции психического развития личности. Коррекция самооценки.

Вопрос 2. Стили педагогического общения.

Практическое задание. Из данных понятий выстройте логический ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение.

Вопрос 1. Общие свойства и закономерности ощущений. Нарушения ощущений.

Вопрос 2. Педагогическая компетентность и творчество педагога.

Практическое задание. Из предложенных вариантов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

Вопрос 1. Восприятие. Его закономерности и свойства. Нарушение восприятия.

Вопрос 2. Педагоги-новаторы.

Практическое задание. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

Вопрос 1. Представление – как познавательный психический процесс. Характеристика, классификация.

Вопрос 2. Современная зарубежная педагогика.

Практическое задание. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Воображение – познавательный процесс….

а) связанный с мышлением; б) мотивированными потребностями личности;

в) имеющий эмоциональную окраску; г) оперирующий образами реальной действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Воображение выражается в …..

а) построении опережающих образов-представлений; б) организации системы понятий;

в) воспроизведении представлений ранее воспринятых предметов и явлений;

г) классификации представлений; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Фантазия осуществляется как …..

а) оперирование понятиями, приводящими к новому выводу;

б) преобразование конкретных образов, создание новых образов;

в) возобновление образов, приближающее к точной копии ранее воспринятой ситуации;

г) обобщение образов и представлений;

д) связь с другими наклонностями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Создание нового образа – это …

а) отлёт от действительности; б) творчество; в) стремление к преобразованию действительности;

г) подлежащая воплощению идея; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Вопрос 1. Внимание. Определение, виды. Характеристика произвольного и непроизвольного внимания.

Вопрос 2. Социально-психологические аспекты воспитания.

Практическое задание. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психическое явление.

2. Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.

Вопрос 1. Свойства внимания и их характеристика. Патология внимания.

Вопрос 2. Процесс развития личности и факторы, влияющие на него.

Практическое задание. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает …..

а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Внимание выполняет функцию …..

а) активизации нужных психофизиологических процессов;

б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации;

в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте;

г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врождённый признак ……

а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания;

в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Условием возникновения непроизвольного внимания является …..

а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Произвольное внимание ….

а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма;

в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Об уровне готовности ребёнка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как …..

а) умение слушать; б) умением понимать и точно выполнять указания взрослого;

в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Вопрос 1. Память. Определение, классификация, характеристика основных видов памяти.

Вопрос 2. Формирование личности в семье.

Практическое задание. Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Вопрос 1. Развитие памяти в онтогенезе и нарушения памяти.

Вопрос 2. Стили семейного воспитания и формирование личности ребёнка.

Практическое задание. Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие – к представлениям?

Опят, узнавание, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грёзы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщённый чувственный образ, запоминание, иллюзия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, галлюцинация, словесный портрет.

Введение
Глава 1. Понятие ‘психика’
Глава 2. Рефлекторный характер психики
Заключение
Список источников

Человек весьма разнообразен и неоднозначен. На один какой-либо предмет находится масса взглядов, на какую-то блеснувшую мысль находится множество умозаключений и предположений. Широта и многообразие человеческого мира, поражающего своей индивидуальностью и великолепием. Всё это мы – люди.
Что же делает нас такими разнообразными и уникальными? Попробую проанализировать этот вопрос в своей работе и, если нераскрыть настежь эти двери неопределенности, то хотя бы приоткрыть, дабы подсмотреть и прислушаться – вполне возможно, что где-то здесь скрывается истина - ответ на волнующий вопрос.
Что же такое психика? На этот вопрос уже многие пытались найти ответ в своих научных трудах, такие как Н.А. Бернштейн, П.С. Выготский, Н.А. Леонтьев, С. П. Рубинштейн, Р. Ассаджиоли и другие, которые ещё нераз вернуться к столь увлекательному понятию.
Ответ на этот вопрос больше поможет узнать о человеке, как об индивидуальном субъекте разума, а так же поможет узнать и раскрыть внутреннюю красоту человеческой души и натуры. Да, все мы разные, но нас всех объединяет стремления, наличие целей, взглядов, убеждений, желаний, чувств, которые являются движущей силой к познанию и постижению. Кто-то предпочитает довольствоваться малым, а кто-то желает заполучить всё и сразу, идя на многое во имя вспыхнувших, зовущих так идей, подобных звёздам на безкрайних просторах небес, ведущих странников, искателей и мечтателей. Главное, чтобы эти идеи небыли безумными. Безумные мысли и идеи – диагноз.
Что же сможет помочь нам узнать больше о психике? – психология.
Психология – это наука, изучающая психику человека. Под психикой подразумеваются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.
Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание [2].

Глава 1. Понятие ‘психика’

Многие пытаются дать понятию ‘психика’ какое-то определение. Например, встречается такое мнение, что психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма [4]. А вот ещё одно предположение, что психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нём [1]. Сам предположу, что психика является одновременно сборщиком поступающей информативности окружающего нас мира, неким фильтром, отвергающим или же воспринимающим её, как нечто осознанное, а так же реагент осознанного, выраженный в человеческой деятельности. В любом случае, на мой субъективный взгляд, психика – это процесс, который определяет сознание. Карл Маркс утверждал, что ‘сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди’, потому что мы все живём в обществе, как в едином организме. К сожалению, действительно, общество движимо личностями и, бывает, что личности пожирает, растворяя и выбрасывая их, как отработанный продукт, более неугодный.
Предполагается, что психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи, являющейся свойством мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности.
Отражение предметов реального мира мозгом человека неследует понимать как пассивное отражение, подобное отражению в зеркале. Человек непассивно воспринимает мир, он познаёт его в практической деятельности, активно воздействуя на природу и на других людей. В этой активной деятельности и возникают наши ощущения и восприятия – образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.
Современная наука о мозге даёт нам знание физиологических процессов, совершающихся в работающем мозгу. Исследования И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности открыли те физиологические процессы, которые составляют основу отражения реального мира мозгом человека. Эти исследования сняли покровы тайны с так называемой душевной деятельности: на огромном материале экспериментальных фактов доказано, что психика определяется внешними воздействиями, условиями существования. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, как величайшее достижение современной науки о мозге, является естественнонаучным фундаментом психологии.
Слово ‘психология’ образовано из двух греческих слов: ‘псюхе’ (душа) и ‘логос’ (слово, учение), и означает ‘наука о душе’ [2]. В течении многих веков ‘психика’ обозначалась термином ‘душа’. По древней мысли Аристотеля душа представляет собой форму существования живого тела, в образе безплотной сущности, история и жизнь которой, согласно различным вероучениям имеет божественное начало.
Например, Роберто Ассаджиоли составляющими психики являются:
1) самость высшая – своего рода ‘внутренний бог’;
2) самость сознательная (Я) – точка ясного осознания;
3) поле сознания – анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, кои могут легкоосознаться;
6) бессознательное низшее – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и прочее [1].
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы (ощущение, восприятие и др.)
2) психические состояния (сосредоточенность, рассеянность и др.)
3) психические свойства (потребности, интересы, убеждения и др.)
4) психические образования (знания, умения, навыки, компетенции и самооценка)
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Функции психики:
1) функция восприятия окружающего мира на основе живого существа – ориентировка существа в окружающем мире, на уровне человека и познание мира; выделение его существенных закономерностей.
2) функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учётом конкретной ситуации и обеспечение выживания самого существа и его потомков [4].

Глава 2. Рефлекторный характер психики

Рефлексология (от лат. Reflexus – отражённый и греч. logos - слово) – естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему животных и человека [5].
В основе работы мозга лежит рефлекс (лат. – отражение), т.е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. ‘Все акты сознательной и безсознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы’, – указывал выдающийся русский ученый И. М. Сеченов (1829—1905). Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, И. М. Сеченов выделил в них три главных звена: начальное – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее – процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.п.); конечное – внешние движения. При этом И. М. Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом неможет быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса.
Рефлекторный принцип психической деятельности позволил И. М. Сеченову сделать важнейший для научной психологии вывод о детерминированности, причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. ‘Первоначальная причина всякого поступка, – писал он, – лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна’. При этом Сеченов отмечал, что под внешними условиями нужно понимать нетолько наличные внешние воздействия, но и всю совокупность испытанных человеком предшествующих воздействий, весь его прошлый опыт, так как ‘всякое душевное движение, как бы просто оно нибыло, представляет собою результат всего предшествующего и настоящего развития человека’.
Идеи И. М. Сеченова о рефлекторном характере психики и о ее регулятивной роли в поведении чело века и животных были экспериментально подтверждены и конкретизированы И. П. Павловым (1849—1936), который открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных, а также и человека с внешней средой. Совокупность взглядов И. П. Павлова на эти закономерности обычно называется учением о высшей нервной деятельности. Основные положения этого учения заключаются в следующем. Животным свойственны два вида рефлексов: безусловные, возникающие непроизвольно (безусловно), если на организм действует внешний или внутренний (появившийся в организме) раздражитель; и условные, которые возникают только при определенных условиях. Безусловные рефлексы являются врожденными. К ним относятся инстинкты, например пищевой (едва появившийся на свет ребенок, почувствовав голод, уже производит сосательные движения), болевой, оборонительный (на человека замахнулись рукой, он невольно делает оборонительное движение) и многие другие.
Условные рефлексы неявляются врожденными, они вырабатываются в процессе жизнедеятельности организма, в результате неоднократных повторений раздражителей, однотипных реакций организма на них и обратной информации. Так, например, если ребенок нераз видел белый порошок горького лекарства, которое ему затем давали, то уже один вид такого порошка вызывает у него неприятную горечь во рту. Это происходит потому, что возбуждения в зрительном центре мозга ребенка (при виде порошка) и во вкусовом центре (при ощущении горечи во рту) следуют одно за другим, и при повторном возбуждении между этими двумя центрами в коре мозга образуется связь, посредством которой уже один вид лекарства вызывает у ребенка ощущение горечи. Однако если эта связь не будет подкрепляться (т.е. за показом лекарства непоследует его прием), то она ослабнет, а затем может и совсем исчезнуть. Таким образом, условный рефлекс нетолько приобретается в жизни, но со временем может и утрачиваться. Поэтому И. П. Павлов назвал его также временной нервной связью. Временные нервные связи образуются в коре мозга нетолько в результате появления раздражителя (сигнала) и последующего подкрепления, но и в результате пробных (случайных) действий, которые приводят к достижению цели.
Условно-рефлекторную деятельность коры больших полушарий И. П. Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире. Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления), Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и у животных. Но у человека произошла, как пишет Павлов, чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка – человеческая речь. ‘Слово со ставило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов’ . При помощи слова могут быть замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Поясним это на простом примере. В конце перемены раздается звонок и учащиеся идут в класс. Звук звонка для них является первой сигнальной системой. Но на большой перемене учащиеся могут играть около школы, где звонок неслышен. Какой-то ученик прибежал и сказал: ‘Звенит звонок!’ В данном случае речь заменила звук звонка. Слова ученика являются уже второй сигнальной системой. Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) неимеют опоры в первой сигнальной системе (неотражают того, что было получено через неё), то они становятся непонятными. Так, слово на иностранном языке, которого мы незнаем, ничего нам неговорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания. Но и одни первые сигналы недают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы (речи) человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности. Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания.
И. П. Павлов назвал мозг саморегулирующейся системой. Это значит, что мозг непросто отвечает на внешние раздражения, но контролирует и регулирует выполняемые по его указанию действия. Это возможно лишь в том случае, если имеется информация о результативности выполненного действия. Обратная связь в виде сигналов двигающихся органов тела в кору головного мозга о ходе их движения является четвертым звеном рефлекса, которым современная наука дополнила представление о рефлекторном характере психики. Таким образом, рефлекс представляет собой замкнутое кольцо или спираль, расширяющуюся в результате обратной информации, которая может потребовать уточнения движений органов тела. Отсутствие сигналов обратной информации исключает возможность точного реагирования организма на какие бы то ни было внешние или внутренние раздражения. Если человек лишается возможности ощущать положение и движение, например, своей руки (при креплении стартера к двигателю), он неможет произвести этой рукой точных движений. С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряет его в качестве своеобразной модели действительности.
Опережающее отражение является качеством психики, свойственным нетолько человеку, но и животным. Оно дает возможность животному заранее готовиться, например, к зиме, заготовляя запасы пищи, а человеку – предвидеть результаты нетолько осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже длительной деятельности. Различие между опережающим отражением животного и человека, а также разных людей заключается в отдаленности по времени предвосхищения результатов действий. Чем разумнее человек, тем дальше он видит последствия своих действий.
Без опережающего отражения человек немог бы организовать и спланировать свои действия. Если оно плохо развито у человека, то ему нужны постоянные подсказки и непосредственное руководство. Такие люди чаще всего лишь слепо выполняют чужую волю. Непредвидящий или плохо видящий последствия чужих и своих действий человек неможет быть самостоятельным. Чем лучше развито опережающее отражение, тем человек самостоятельнее, активнее и инициативнее в учении и трудовой деятельности [3].

Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи – приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде человеческого проживания [5]. Так же, входе изучения, подтвердилась и моя теория, что психика является одновременно и сборщиком поступающей информативности окружающего нас мира, и неким фильтром, отвергающим или же воспринимающим информацию мира, как нечто осознанное, а так же реагент осознанного, выраженный в человеческой деятельности, т.е. является реакцией на пережитое, ощутимое, осознанное. Т.е. другими словами, психика – это тройственный процесс, определяющий сознание. И именно степень чёткости, налаженности этого тройственного процесса и определяет нашу так называемую адекватность, здравость суждений, ход и направленность мыслей, логичность, так же, определяет наше поведения в социуме. Способность человека принимать верные, максимально обдуманные за очень короткий промежуток времени решения в сложных, стрессовых ситуациях, явно свидетельствует о крепкой, устойчивой психике, т.е. способной адекватно (действенно-верно) реагировать на поступающее из вне.
Человек поистине есть высокоразвитое биологическое существо, обладающее разумом, способным к мысли, размышлению, разговору, воспроизводству, саморегенерации и прочему – человек рождён для жизни. Непонятно только почему человек стремиться уничтожить себя и себе подобных. Даже если человек случайно, даже слегка, порежет палец ножом, то рефлекторно обязательно его отдёрнет, что означает, что чувство самосохранения развито и заложено в нас. Так почему же человек себя травит разной гадостью, как например, алкоголем и табачными изделиями? Неужели понимание очевидного с годами притупилось и разумность, стремление к жизни, жажда познания настолько угасают и ослабевают? Может быть, просто человек забывает, что он человек? Надеюсь, у нас получиться вспомнить, вернуть забытое и утраченное. Помоги нам бог.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.