Нервный тик задержка дыхания


Нервный тик у детей – это одна из разновидностей гиперкинезов, характеризующаяся непроизвольными сокращениями мышц различных групп, проявляющиеся подергиваниями рук, ног, плеч, лица или другой части человеческого тела. При затрагивании голосового аппарата они могут проявляться в виде произнесения различного рода звуков. Такие проявления зачастую беспокоят родителей и служат поводом обращения к врачу за помощью.

Что такое нервный тик и как он внешне проявляется у детей

Гиперкинезы – это внезапно возникшие движения в различных группах мышц, неконтролируемые сознательно, происходящие вследствие ложных импульсов, посылаемых головным мозгом. Тикозные гиперкинезы являются проявлением психоневрологических заболеваний. Нервные тики встречаются у около пяти процентов детей. В среднем данная патология развивается в возрасте до 15 лет, её пик приходится на возраст семи лет. Зачастую они начинают проявляться, когда дети идут первый раз в школу, сталкиваются с какими-либо новыми условиями, требующие адаптации к ним. Симптомы патологии часто проявляются при сильной эмоциональной нагрузке и проходят с периодами обострения и ремиссии. Яркая клиническая картина развивается к десяти годам жизни и постепенно стихает к четырнадцати годам. Болезненные эпизоды чаще встречаются у мальчиков.

К проявлениям тиков относят непроизвольные подергивания мимических мышц на лице, скелетных мышц, неожиданных криков и вздохов ребёнка, иногда ощущением холода или тяжести. Заболевание чаще поражает мышцы, расположенные на лице (моргание, поднятие бровей), распространяясь на нижние отделы тела человека (подёргивания рук, ног, плеч).

Нервные тики часто сопровождаются психическими расстройствами (повышенной тревожностью, плохим поведением, низкой успеваемостью в обучении).


Причины нервного тика у детей

Среди нервных тиков выделяют первичные и вторичные.

Первичные гиперкинезы, характеризуются отсутствием органической патологии центральной нервной системы и возникают вследствие воздействия психических или физиологических факторов:

  • Сильная эмоциональная нагрузка (испуг, страх),
  • Строгое воспитание родителей, конфликты в семье, нехватка внимания,
  • Злоупотребление чаем, кофе или энергетическими напитками,
  • Неправильный режим дня, бессонницы,
  • Различного рода переутомления, истощения человеческого организма,
  • Неправильное питание, приводящее к дефициту питательных веществ и витаминов.

Первичные нервные тики имеют благоприятное течение и часто при устранении причинных факторов проходят самостоятельно.

Вторичные нервные тики подразумевают наличие патологии органического характера и также могут развиваться на фоне приёма некоторых лекарственных средств:

  • Воспалительные заболевания головного мозга (менингиты, энцефалиты),
  • Сосудистые заболевания головного мозга (внутримозговые кровоизлияния, субарахноидальные кровоизлияния, суб- или эпидуральные гематомы, черепно-мозговые травмы, инфаркты головного мозга).
  • Опухолевые поражения головного мозга,
  • полиневропатии различной этиологии,
  • Заболевания психической сферы у ребёнка,
  • Нейроциркуляторная дисфункция (поражение вегетативной нервной системы),
  • Побочные эффекты психотропных и противосудорожных лекарственных средств.
  • Заболевания, вынуждающие постоянно сглатывать мокроту (горловой тик),

Важно! Вторичные гиперкинезы самостоятельно не проходят и требует незамедлительно лечения.


Симптоматика при разных видах тиков

Нервные тики подразделяют на 4 группы:

    1.Мимические (в процесс вовлекается мимическая мускулатура):
  • Непроизвольное дергание глаз,
  • Различного рода нахмуривания лба, подъём бровей,
  • Неконтролируемые улыбки, открывания рта, подёргивание щёк.

2.Моторные (в процесс вовлекаются скелетные мышцы):

  • Неконтролируемые резкие движения рук, ног,
  • Отдёргивания головы,
  • Подергивания плеч, пальцев ног и рук.

3.Голосовые или вокальные (затрагивание мышц гортаней, регулирующих просвет голосовых связок):

  • Непроизвольные звуки (ребёнок может фыркать, шипеть, хмыкать),
  • Покашливание с одинаковыми интервалами.

4.Сенсорные (нарушения поверхностной или глубокой чувствительности):

  • Патологическое ощущения холода или тепла,
  • Ощущения тяжести.

Также различают локальные и генерализованные формы (когда поражаются отдельные мышцы или группы мышц).


Медицинская диагностика

Диагностика нервного тика основывается на сборе грамотного анамнеза, для выявления вида нервного тика, его продолжительности, установления вызывающего фактора, определения чем купируются симптомы. Была ли недавно черепно-мозговая травма, принимались ли какие-либо лекарственные вещества, хорошая ли психоэмоциональная обстановка в семье.


Далее следует неврологический осмотр, на предмет поражения черепных нервов, проверка поверхностных и глубоких рефлексов, определение болевой, температурной и глубокой чувствительности. Проверка наличия менингиальных симптомов, нарушений со стороны мозжечка. Обследование на предмет черепно-мозговой травмы, ушибов головного мозга. Определение объёма и силы двигательной активности ребёнка.

Для исключения органической патологии необходимо проведение лабораторных и инструментальных исследований (общий и биохимический анализы крови, рентгенография в прямой и боковой проекции, компьютерная томография, магниторезонансная томография, при подозрении на менингит – спинномозговая пункция). Для исключения эпилепсии делается электроэнцефалография.

Консультация врача психиатра для исключения психической патологии.

К врачу следует обратиться при первом замечании повторяющихся симптомов у ребёнка. Обычно родители не обращают внимания на одиночные и непродолжительные нервные тики, хотя уже они могут свидетельствовать о наличии серьёзной патологии. При обнаружении заболевания не стоит паниковать, так как существует несколько видов данной болезни, которые могут пройти самостоятельно, но обратиться к врачу нужно, для исключения органической патологии и назначения лечения.


Обратившись к врачу, он выполнит следующие действия:

  • Спросит на что вы жалуетесь и соберёт необходимые данные для выявления заболевания,
  • Осуществит объективный осмотр (осмотрит вашего ребёнка, его кожу, мышцы, суставы, кости, определит частоту сердечных сокращений, выслушает тоны сердца, послушает лёгкие),
  • Проведёт неврологический осмотр (оценка двигательной активности, поверхностной и глубокой чувствительности, определит глубокие и поверхностные рефлексы, симптомы поражения мозжечка),
  • Проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований для исключения органической патологии (выбор процедур проводят индивидуально для каждого пациента, в зависимости от симптом).

Первая помощь при нервном тике


Нервные тики, доставляющие дискомфорт, можно попытаться купировать методом отвлечения (занять ребёнка интересной игрой, показать ему что-то необычное).

При задействовании мимических лиц на лице, можно надавить на точки выхода тройничного нерва (в области надбровья, под скуловой дугой и по бокам от подбородка), если вовлечены глаза необходимо надавить в области уголков глаз. Делает это следует в течение десяти секунд.

Лечение нервного тика

Выбор эффективного метода лечения зависит от конкретного человека и индивидуальных особенностях проявления заболевания, иногда достаточно правильного питания, улучшения эмоционально фона и устранения причинного фактора. Для некоторых случаев требуется проведение дополнительной терапии. Она может быть хирургической (требует операции) и консервативной.


Необходимо наладить психоэмоциональную обстановку с ребенком, поговорить с ним. Устранить сильные физические и эмоциональные нагрузки. Нормализовать его ритм дня, обеспечить спокойный и продолжительный сон. Избегать сильных раздражителей (яркого света, громких резких звуков), отграничить его от долгих игр за компьютером и просмотра телевизора. Запретить употребление различных сладких газированных напитков, энергетических напитков. Отграничить ребёнка от чая и кофе (из-за содержания в них кофеина, обладающего тонизирующим эффектам, тем самым стимулируя появление нервных тиков). Необходимо составить правильный и сбалансированный рацион питания (оно должно быть дробным, 4-5 раз в день, содержать достаточное количество микро- и макроэлементов, витаминов, белков, жиров и углеводов).

Лечение нервных тиков проводится индивидуально, учитывая причинный фактор развития заболевания. До полного излечения проходит огромное количество времени. Используются различные группы препаратов:

  • Ноотропные средства (пантогам, фенибут, корексин),
  • Витаминоподобные вещества (элькар),
  • Седативные (новопассит, тенотен, глицин),
  • Транквилизаторы (диазепам).


В качестве народного лечения подойдут успокоительные средства:

  • Чай из ромашки,
  • Настой, сделанный из плодов боярышника,
  • Напиток из семян аниса,
  • Использование сборов с валерианой или пустырником.

Если ребёнок хорошо переносит успокоительные напитки, то можно попытаться заменить его обычные напитки на них.


Нетрадиционные методы лечения пришли к нам во многом из Китая и пока не вызывают окончательного доверия к ним, однако они могут быть достаточно эффективны в профилактики нервных тиков.

  • Лечебные массажные процедуры (желательно обратиться к специалисту),
  • Иглорефлексотерапия,
  • Лечебные ванны (хвойные или минеральные),
  • Ароматерапия (применение эфирномасличных растений, обладающих сильным запахом).


Рекомендации родителям

Для обеспечения нормального развития ребёнка, сохранения его здоровья, необходимо постоянное наблюдение за ребёнком, правильное воспитание. Нужно обеспечивать ребёнка правильным питанием, организовывать режим дня, обеспечивать положительный эмоциональный контакт. 

Внимание! При обнаружении каких-либо симптомов обращаться к врачу, а не ждать самоизлечения.

Нервные тики делятся на несколько видов и проявляются по-разному. Они бывают первичные и вторичные. Первые имеют доброкачественное течение и могут пройти самостоятельно, а вторые нуждаются в своевременной диагностике и правильном лечении, без которого у ребёнка могут развиться тяжёлые осложнения. Поэтому родители не должны игнорировать своих детей, а обеспечивать их должным вниманием.

Мила, ваш случай идентичен с нашим. Я вас так понимаю! Сама жила в этом кошмаре много лет.

5 декабря 2017 10:16

Девочки, у моего ребенка были тики, ужас как настрадались. Лечились долго и упорно у неврологов, съели таблеток с килограмм наверное. А оказалась причина банальна. ЛЯМБЛИИ!! Лечимся сейчас упорно, два курса их не выгнали, НО от тиков осталось процентов 10! Проверьте деток на эту гадость. Сдать надо анализ кала раза три не меньше и кровь обязательно. Удачи всем.

5 декабря 2017 03:45

Дорогие друзья!Тики- это не болезнь.Это ответная реакция в виде болезненных рефлексов на нарушение мозговой деятельности.
Когда вы боретесь с тиками- вы боретесь с организмом ребенка, пытаясь уничтожить сопротивление организма существующему нарушению.Для этого и существуют нейролептики, подавляющие естественные реакции организма и мозговую деятельность.Тем самым заглушаются и тиковые рефлексы, или заменяются совершенно другими проявлениями, которые ,порой, бывают гораздо хуже первичных.
Удачи вам и берегите здоровье своих детей!

4 декабря 2017 15:26

выше писала отзыв,ещё добавлю,когда у детей прошли тики ,родителям нужно помнить,что ребенок всё равно не здоров.нужно выдерживать всё время баланс:вот улучшилось состояние вот и нужно всё это закрепить:но не добавлять нагрузок и притом резко,никаких скачков и только соблюдение режима,ласковое отношение это залог успеха.Ну не хватает вашему ребенку одной 5 чтобы стать отличником ну и не надо:не получится это хоть как не старайся,не выдержит его нервная система нагрузок.Потом будет совесть мучать за ваш же комплекс отличницы,это я описываю всё как в нашем случае. и главное когда тики у ребенка-больше ничего не надо только бы тики прошли!. Тики прошли,нет несколько месяцев . и понеслось снова,всё забыли -мы здоровы: англ,француз.немецкий,чуть ли не в президенты готовим ребенка. А нет не получится,да и темболее ребенок не хочет жить по той схеме,по которой вы выстроили и проживать и изучать и танцевать за вас,только потому что вы не дополучили и не успели дотанцевать или выучить иностранный язык в детстве.Тики это протест,это выброс .у нас третья волна тиков после перерыва,больше не допустим ошибок.Лишь бы снова тики прошли..Будем помнить:Лучше двоечник,но здоровый ребенок.

3 декабря 2017 02:25

Тики у сына начались в 6,5 лет:моргание глазами.но потом я поняла,что в 5,5 лет у него было хеканье ,после орви,но тогда я считала что это лор органы,после обследования поняла,что невралогия на фоне адаптации в дет.саду-перевелись в другую группу и всё прошло без лечения. и вот в 6,5лет снова,но моргание.часто болеющий ребенок,в семье не очень спокойная обстановка,да и характер у ребенка не сладкий,приходится покрикивать на него. лечили так:энцефабол+пантогам+кальций+магний В6+афабазол,массаж+электрофорез,результат стал заметен на фоне массажа с электрофорезом.перед этим пробывали фенибут,но его он сильно возбуждает,он бегал как ураган и хохатал. другой врач прописал адаптол.и вот вместо афабазола я решила ему давать 1/2адаптола.через 1 месяц все прошло. но в 7 лет пошли в школу и уже за неделю до школы он очень переживал из-за школы и боялся-появились моргания,сразу адаптол и через несколько дней прошло.в школе ге сложились отношения с учителем,да и он очень впечетлительный,боязливый,накручивает себя,тяжело адаптируется так как в дет.сад из за частого орви почти не ходили.и начались тики на ноябрьских каникулах,хотя уже в ноябре с учителем всё наладилось,(т.е. тики начались после пережитого стресса и скажем так на фоне адаптации в школе-в коллективе)она стала очень хорошо относится к нему,она поняла,что не права была и полностью изменила к нам отношения в лучш.сторону,хотя уже думали менять школу.назначил хваленный врач тиаприд ,тики ухудшились сразу же и добавилось втягивание живота+задержка дыхания.побежали к другому своему проверенному врачу:снова адаптол,магний в6,кальций и убрали все кружки ,все нагрузки,только плавание оставили.делали только домашнее задание и никакого закрепления материала,даже перед диктантом ничего не повторяли.отношение к ребенку только ласковое,терпеливо к его ворчанию и капризам. и так моргание прошло.после новогодних каникулах появилось ерзанье на стуле во время выполнения уроков и в школе на занятиях,объясняет это тем что чешится зад,хотя на глисты сдавали. то есть это тик снова на фоне школы ну и конечно на фоне нервных родителей.снова продолжили адаптол,почерк из-за ерзания испортился,успеваемость в школе снизилась,хотя учится хорошо,но я никаких требований не предъявляла и никаких допол.занятий только уроки и плавание. всё прошло с окончанием учеб.года. ура! 8 лет нам сейчам 2 класс. характер у ребенка не сахар,вредный,стараешься лишний раз и не ругать его и как то не заметить капризов лишь бы тики не начались,но потом всё равно прихолится сорваться и повысить голос так как уже на шею садится.учится хорошо:4,5,немного не получается стать отличником.и вот мама монстр решила поднажать и сделать сына во 2четверти отличником:постоянно занимаемся по немногу,плюс программа сложная :по англ.много зубрить и постоянно,таблица умножения да и чтоб его усадить за уроки надо 10раз сказать в на 11 крикнуть. Не высыпается,нагрузки,дополнительные кружки,обстановка с мужем неочень (любит папа поорать) снова моргание у нас. снова пьем адаптол и стремление в отличники отменяется,хотя ой как можно было бы на круглые 5 закончить четверть. Убираем дополнительные кружки:англ.,карате,оставляем только плавание 2р в неделю. Еще хочу аминалин добавить,назначали нам такую схему,но тогда тики прошли без лечения. Вообщем,бедные дети у кого родители монстры как мы. Выводы:самое главное спокойная обстановка в семье -это 80%успеха ну и конечно никаких смен обстановки и стрессов вне семьи.Пешие прогулки на свежем воздухе и прям ежедневно и неменьше часа,никаких гаджитов,начинаем рисование (предлагаем сразу как альтернативу гаджетам,но я заметила что во время тиков появляется у него видимо потребность в рисовании),кальций,магнийв6,сдать анализы на глисты,мазки из носа и гортани на стрептокок и зол.стафилакок.массаж обязательно и обязательно именно с электрофорезом (у нас был с папаверином) ну и пока у нас из таблеток это адаптол.Но главное повторюсь,"не орать и ничего не требовать"(хотя как нелегко. )это спокойствие родителей или хотя бы мамы: не орать на ребенка.Гладить,обнимать и целовать.Как же мучает теперь совесть и как же больно смотреть на тики. Надеюсь это нам снова поможет и может кому-нибудь ещё будет полезным.Ещё у нашего папы моргание с детства началось после конюктивита,и у сына так же после орви с конюктивитом.но я уверена это стрессы,только обстановка влияет на тики,нервная система истощается , а орви это только толчок,а не причина.Строго не судите,всем удачи.

3 декабря 2017 01:57

Дорогие друзья.Два предыдущих поста показывают, что ,несмотря на обращение к профессорам и огромное количество выпитых психотропных препаратов и нейролептиков , люди так и остались больными, а , может быть, стали еще и более больны, чем прежде.Это доказывает то, что нельзя употреблять наркотики в таблетках в виде нейролептиков, даже если вам их прописывает врач.

30 ноября 2017 07:37

А у нас наоборот. В последнее время мы голодаем,не потому ,что сели на диету, а просто не хватает финансов купить еду. И стала замечать,что если сын не съест хоть маленький кусочек мяса за день, то все. вокал,тики по нарастающей.
Приходится бежать просить в магазине в долг мясо и бананы. Этим дуэтом немного сбиваем тики, ну и конечно Магне + Клоназепам + Ноофен.
Поэтому,я думаю не всем подойдет диета, в нашем случае это точно. Каждый человек индивидуален.
Лене спасибо за ее историю-отзыв, кому то он точно пригодится. Я рада,что хоть кто-то нашел причину и предотвратил дальнейшие последствия.

28 ноября 2017 14:29

Наш ребенок заболел полтора года назад, ему было 2,5 года. Я решила его отлучить от груди и пропить курс антибиотиков ( постоянно болело горло, фарингит). До этого были тревожные звоночки, но мы на них внимания не обращали. Ребёнок иногда моргал при просмотре мультиков, стал очень нервным, постоянно орал, плохо спал ночью. После отлучения от груди он стал закатывать глаза, дергать шеей, поднимать брови. Всё лицо просто ходило ходуном. Я тогда с ним к родителям в деревню уехала на Украину, на лето. У меня был шок, я не знала что с ребенком, думала может ударился головой, может инфекция какая-то, он в последнее время часто болел. Врачей толком нет. В общем я чуть с ума не сошла, быстро собрались и уехали в Москву. После антибиотиков и на фоне стресса у меня началась диарея. В Москве ездили к врачам, профессорам, лечились фенибутом, витамины, куча лекарств было выпито ребенком, уже не помню названий. Пока пьёт тики прекращаются, потом по новой начинаются. Я тоже сдала все анализы, сказали что у меня нервная диарея, ещё у меня начались панические атаки, выписали мне нейролептики. В общем пол года лечились мы с ребенком вместе, мне лучше не становилось, ребёнку кстати тенотен помогал, он становился спокойнее и спал лучше. Потом с моим желудком стало совсем худо, я уже еле ходила, кушать ничего не могла, от всего понос, я перестала есть совсем и мне стало легче. Пару дней я поголодала и поняла, что мне плохо от мясных и молочных продуктов. Я перестала их кушать и стала меньше их ребёнку давать. В начале тяжело было, но через месяц организм перестроился. Мой стул стал налаживаться и прошли панические атаки, ребенок перестал дёргаться полностью, стал таким спокойным и уравновешенным. Сейчас мне не верится что это всё с нами было, как страшный сон. Сама животный белок так и не ем( веган), муж перестал есть мясо, а ребенку пару раз в неделю готовлю мясное, ( птицу, рыбу)и молочное не каждый день.
Ребенок наш всегда мало кушал, худенький, я всегда в него старалась впихнуть побольше и посытнее, жареное давала, говядину и макароны каждый день ели. Думаю что просто ребенок переделал и от токсинов и шлаков начался тик. С диетой всё прошло, я сама себя чувствую так хорошо и легко как юности. Из-за зашлакованного, больного кишечника начинаются психические нарушения.
Когда ребенок болел, сто раз перечитывала эти отзывы и думала, что если мы вылечимся, то обязательно напишу сюда. Сложно описать всё в кратце, но я надеюсь что суть понятна и что может кому-то наш опыт поможет.

27 ноября 2017 02:58

Популярно о нервном тике.


Процесс лечения заключается в том, чтобы убрать из организма все образования, которые возникли в результате пережитого детского испуга.
Испуг, как правило, возникает из - за того, что ребенок не ожидает развития таких событий, либо видит страшных, по его мнению, людей или животных.
В результате возникает сильнейший стресс и огромное возбуждение, которое, как снаряд пробивает центральную нервную систему. Вследствие этого, нервная система не выдерживает и возникает несколько серьезных нарушений в подсознании и центральном отделе головного мозга.
Что же это за нарушения?
Когда вы открываете компьютер и наблюдаете, как он работает - вы прекрасно понимаете, что там имеются определенные программы и операционная система. Если же что-то начинает портиться и меняться, исчезать или возникать помимо вашего желания- то это говорит о том, что с программой что-то произошло и в системе что-то изменилось.
В этом случае специалисты говорят, что, скорее всего, вы зацепили какой-то вирус. Это и есть та структура, которая может нарушать действия и настройку системы компьютера.
То же самое бывает и с мозгом.
Когда мощная сила удара в виде возбуждения пробивает центральную нервную систему- то возникает столкновение с защитными функциями мозга.
И при этих столкновениях образуется своеобразный поток, который затем формирует электромагнитное поле.
Электромагнитное поле - это и есть тот очаг, который способен существовать автономно. И при этом, излучая определенные импульсы, нарушать различные взаимодействия мозга и центральной нервной системы.
Нам совершенно не нужно знать и понимать тонкости этих процессов.
Нам важно получить такую программу, которая может нейтрализовать и убрать этот образовавшийся очаг. И тогда уже мозг будет полностью чист, свободен и начнется восстановление нормального здорового состояния, которое запрограммировано от рождения.
При этом исчезнут из подсознания образовавшиеся раздражители, которые могут вызывать у ребенка ложное чувство страха и мешать ему воспринимать мир таким, какой он есть.
Осталось добавить только лишь одно.
Программы восстановления мозговой деятельности - это естественные механизмы, основанные на природных закономерностях. И в отличие от компьютерных программ, существуют и действуют они уже не одну тысячу лет.
Способности же к возможности использования таких программ закладываются в некоторых людей от рождения в виде природного дара и таланта.

Расскажите о диагностике, механизме и методе лечения нервных тиков
и гиперкинезов.


В организме могут произойти изменения, при которых ребенок не может контролировать различные участки своего тела. В результате возникают движения и импульсивные вздрагивания помимо воли ребенка, и без каких- либо команд головного мозга.
О чем это говорит?
Мозг создает для человека полноценность жизнедеятельности всех органов, систем и участков тела. Если же мышца вдруг вздрагивает без команды головного мозга – то это говорит о том, что помимо структуры мозга существует какой-то "излучатель", который и создает импульс в эту структуру. В этом случае и возникают те неестественные движения и всевозможные непонятные дергания, которые в медицине так никто и не попытался объяснить.
Человек может легко освободиться от последствий и образований, возникших в результате пережитого испуга. Для этого создается резонанс с помощью структур, отвечающих за жизнедеятельность человека.
Человек - это индивидуум, который имеет структуры, находящиеся вне его тела. Они выполняют определенные функции и отвечают за общее состояние человеческого организма.
В этих- то структурах и существуют природные программы и механизмы, которые помогают при заболеваниях, вызванных нарушением проходимости мозговых команд в человеческом теле.
Если в какой- то структуре нарушена проходимость мозговой команды, например, в костно - мышечной системе, то организм начинает испытывать неестественные реакции и ощущения.
Эти процессы и обстоятельства существуют помимо наших знаний и представлений, веры, убеждений, стереотипов и всего остального.
Мозг исследуется на предмет проходимости излучений, запрограммированных от рождения. Иногда в определенных участках эти излучения оказываются нарушенными. Это определяется с помощью структуры, отвечающей за взаимодействие человека с окружающим миром.
Для этого создается своеобразное воздействие, которое обеспечивает полноценное исследование участка, излучение которого оказалось нарушено. В месте нахождения причины нарушения создается определенное электромагнитное поле и происходит полная нейтрализация и уничтожение заряда - очага, образовавшегося в результате перевозбуждения, возникшего от давнего детского испуга или потрясения в более позднем возрасте.
В результате центральный отдел головного мозга полностью освобождается от тех очагов и зарядов, которые находились помимо его нормального здорового состояния, в котором не должно присутствовать никаких образований, связанных с различными перегрузками, испугами, страхами и тяжелыми переживаниями.
Очаг не только подавлял различные мозговые функции, но и излучал импульсы, которые шли в структуры костно - мышечной системы, тем самым вызывая нарушения, при которых организм вынужден сопротивляться и создавать ответные рефлекторные реакции. Функционирование рефлексов идет за счет мышечной памяти на автоматическом режиме, и оно исчезнет после определенного временного периода. Болезненные рефлексы при этом начинают терять заряженность и постепенно исчезают, заменяясь нормальными здоровыми рефлексами.

12 октября 2017 08:18

На сайте Методтим анализируются и исследуются причины,
обстоятельства и условия, при которых механизмы в виде
естественных природных закономерностей восстановления нарушений
мозговой деятельности были заменены
использованием психотропных наркотических препаратов и
других экзекуционных методов.

Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков.


Мария Бобылова детский невролог

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.


Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.