Невролог если ребенок не сидит

Похожие и рекомендуемые вопросы

1 ответ


Половина детей в этом возрасте самостоятельно садится, но лечь обратно ребенок пока еще может не всегда.


Рис. 26. Сидит уверенно без опоры руками. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Может в положении сидя обернуться и посмотреть назад

Из положения лежа или положения сидя встает на колени.

Начинает вставать во весь рост, выпрямляя колени, деpжась за поручень манежа или удобные для захвата части мебели. Стоя у такой опоры, пеpеносит вес тела с бока на бок (с ноги на ногу). Первое время, после того, как сам начинает вставать, сесть обратно самостоятельно еще не может. Начинает перемещаться шагами вбок вдоль подходящих по высоте для захвата ручками ребенка предметов: мебели, поручней манежа и т. д.

Тест-игра. Стоит короткое время при поддержке взрослого за обе ручки (не подмышки). Увереннее переступает ногами при такой поддержке (ходит).

Нет необходимости специально стимулировать функцию сидения, стояния и ходьбы (ходунки и т. д.). Если ребенок мало передвигается в вертикальном положении, то, вместо этого, он хорошо осваивает функцию ползания, а затем передвижения на четвереньках. Эти виды передвижения для его возраста более естественны и полезны.

Желательно, чтобы с 8 - 9 месяцев бодрствование было организовано в огороженном месте на полу или в манеже, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может самостоятельно встать и передвигаться. Постарайтесь сделать окружающее ребенка пространство (комнату) не только безопасным, но и интересным. Расставьте пару ящиков или корзинок с игрушками или с безопасными бытовыми предметами (баночки, кастрюльки, коробочки и т. д.). Таким образом, малыш сможет всегда найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Еда. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает, грызет или кусает его. Во время кормления ребенка с ложечки основной пищей можно приучить ребенка самому периодически откусывать от куска хлеба (корочки с небольшим количеством мякиша).

Когда пьет из чашки, котоpую деpжит взpослый, то может слегка пpидеpживать ее pуками.

Рис. 27. Тест. Видит маленькие пpедметы размерами до 1 мм (изюминка, крошка хлеба) на расстоянии около 30 см. От своих глаз. Тычет в них указательным пальцем или берет их 3-4 пальцами (щепотью)

Следует помнить, что в остальное время (вне времени проведения теста) вокруг ребенка не должно быть таких мелких предметов, которые он мог бы взять в рот и поперхнуться. Может научиться по вашей просьбе (и после того, как Вы покажете ему как это делать) собирать рассыпанные мелкие предметы (изюминки) в кучку. Внимание! Если ребенок не делает таких движений на протяжении следующих 1-2 месяцев, и не берет в руки такие маленькие объекты, то необходимо обратиться к окулисту для проверки зрения.

Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.

Начинает узнавать и различать близких людей на фотографии.

Игpушками занимается долго и pазнообpазно - действует ими в зависимости от их свойств. Извлекает звуки из пищащей резиновой игрушки, нажимая на нее; трясет колокольчиком; снимает крышку с кастрюльки и стучит, гремит ею; опрокидывает миску с шарами, нажимает на кнопки, дергает за рычажки и т. д. Кидает игрушку на пол, ищет и находит глазами упавшую игрушку.

Появляется интерес к игрушкам, которые разбираются или каким-либо образом вставляются одна в другую. Ребенок начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, каждый день открывая для себя что-то новое: горшочки с землей, собачьи миски с водой, мамин рот, в котором видны зубы, мамина сумочка с интересными всевозможными предметами. Начинает доставать отдельные предметы из различных емкостей (коробок, сумок, горшков, корзинок и т. д.). Открывает дверцы шкафчиков и интересуется их содержимым.

Внимание! Ребенок с аутизмом не стремится к игре в взрослыми. При самостоятельной игре с игрушками или случайными предметами предпочитает катание, кручение, вращение игрушек вместо тряски, стука, размахивания и бросания.

Все лучше понимает жесты. Шалуну в 8-9 мес. Жизни иногда бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу.

Все активнее и сам использует жесты для общения. Если ребенок хочет, чтобы близкий взрослый продолжал с ним играть, то он дергает его за руку или нетерпеливо подпрыгивает.

Понимание речи. Ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует оттенки вашего настроения: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.

Более четкое различие реакции на свое и чужое имя. Попробуйте позвать ребенка по имени, и он тут же откликнется: повернется (или даже обернется) к вам, найдет вас взглядом, заулыбается, если будет пребывать в соответствующем настроении, конечно. Попробуйте тут же произнести какое-нибудь другое, малознакомое ему имя и вы увидите, как пропадет интерес ребенка. Если же с самого начала назвать чужое имя, то ребенок или не pеагиpует, продолжая заниматься своими делами, или смотpит на говорящего спокойно, без признаков эмоционального вовлечения.

отвечаю на первый вопрос про вес. мы крупные родились 54 см 3860, сейчас 73 см 9500 кг .

Добавлено спустя 4 минуты 6 секунд:

отвечаю на второе про таблицу по развитию.
я посмотрела: у нас отстает только моторное развитие.
мы находим глазами кису, болтаем, узнаем, улыбаемся и играем с взрослыми. наблюдает за детками, смеется и улыбается им. подражает-да. идр. единственное, корочку не грызет- не даю, из чашки не пили, не давала. получается только моторика.

Добавлено спустя 3 минуты 18 секунд:

по поводу отклонений- нам не ставили ни чего страшного. родился синий, ставили гипоксию. пос гипоксический синдром не ставили.
был тонус- по неврологии его лечили, вылечили. внутречерепного не было. развитие все в норме кроме моторного.
умственно очень сообразительный, тьфу, тьфу, тьфу.

Добавлено спустя 1 минуту 21 секунду:

на пузе ползаем с 5 месяцев.
а вот на четвереньках не стоим ноги разъезжаются и руки не держат.

Добавлено спустя 4 минуты 5 секунд:

просмотрела все таблицы. ОГРОМНОЕ СПАСИБО, получается что будет плохо если мы будем сейчас усиленно заниматься и это не принесет результатов. мы занимаемся но больше зарядкой. надо вернуть массаж и фитболл. надеюсь все получится!

Получается, ждать. А может подскажете какой-нибудь комплекс упражнений? Или что-то еще, медикаментами пичкать больше не хочется. А ждать. Время-то идет, наши сверстники бегают уже. Боюсь, чтобы не опоздать.

Добавлено спустя 3 минуты 37 секунд:

iryle4ka, по-немногу тренируйте умение стоять без опоры. ( когда стоит у опоры или около вас давайте в обе ручки интересные игрушки, ребенок заинтересуется, руки будут заняты, некоторое время постоит).

Расстояние между опорными предметами увеличивайте постепенно, мой старший тоже никак не хотел переходить к ходьбе от ползания. Я ставила табуреты в ряд через маленький промежуток, на табурет клала игрушку, а чаще соску (сын большой поклонник соски в то время был). Соску переносила с одного табурета на другой, Егор шел за ней, а расстояние между табуретами постепенно увеличивала.

Я очень посоветую Вам дожать невропатолога до необходимого обследования и назначения бобат терапии.
лучше перебдеть чем недобдеть. И внимательно почитайте что написано в карте ,а не сказано врачом. Случается что в карте записано одно а говорится другое.

Добрый день!
Наш сыночек родился В 37.5 недель с весом1700 44 см, тазовое и 5-кратное обвитие пуповиной. делали кесарево и еще была аспирационная пневмония и мекониальные воды. 11 дней на ивл и 9 в патологии.
На данный момент: сделали 5 курсов массажа (всего 47 сеансов), пьем третий курс цераксона и сейчас еще добавили коэнзим и церебрум.
по енйрососнографии вентрикулодилатация 1 степени и киста в оболочке мозга, невролог говорит НСГ хорошее.

по развитию: не переворачивается, не сидит и не ползает. переворачивается с полоения на боку, сидит с поддержкой только. игрушку в ручках может удержать несколько секунд но очень внимательно рассматривает ручки, больше левую. начал поднимать ножки согнутые в коленках когда лежит на спине. на животе на полу не отталкивается ручками, на мяче ручки же почти прямые. плашет ими в свает. на мяче садиться раз 10 с помощью мышц спины. слабые руки, ноги сильнее.
голову начал держать в 5.5 месяцев.
по развитию психическому - все в норме, гулит, улыбается смеется, занет своих и чужих, не пуглив и очень внимательный. рассматривает то что ему нравиться и может это делать достаточно долго. бьет по игрушкам и хочет схватить но не может. руки летают (какбы машет ими в стороны)

хотелось бы узнать ваше мнение и чем грозит, возможо ли все восстановить и что посоветуете делать?
какие могут быть прогнозы? что возмжно упущено?

В первый год жизни ребенок активно знакомится с окружающим миром. Моторные, физические, психоэмоциональные навыки развиваются очень быстро. Каждую неделю ребенок овладевает новыми умениями: держать головку, хватать предметы, распознавать лица матери и отца. В 6-7 месяцев ему становится недостаточно того пространства, которое он может охватить из положения лежа, поэтому малыш начинает пытаться сесть. В каком возрасте грудничок должен уметь сидеть без поддержки взрослых и как поступать, если он не может сесть?

В каком возрасте ребенок начинает садиться?

Младенец рождается с неокрепшим костно-мышечным аппаратом. Поначалу новорожденные не могут даже держать головку, взрослым приходится поддерживать их. Это объясняется незрелостью скелета, связок, мышц.

У новорожденных костная ткань содержит меньше минеральных веществ, чем у взрослых. На протяжении первого года жизни увеличивается количество солей кальция, благодаря которым кости крепнут. К 11-12 месяцам жизни кальция в костях становится в 3,5 раза больше, чем было при рождении. Постепенно формируются физиологические изгибы позвоночника — шейный, грудной и поясничный, которые обеспечивают возможность сидеть и стоять прямо.

Мышцы развиты слабо, соотношение массы мышечного аппарата и массы тела не такое, как у взрослого человека. При рождении у младенца тонус сгибателей повышен, именно поэтому у грудничков ножки и ручки находятся в согнутом состоянии. К 4 месяцам тонус снижается.

Во сколько месяцев ребенок в норме должен сесть (см. также: во сколько месяцев ребенок начинает сидеть и ползать?)? Педиатры не могут назвать точный возраст, потому что развитие каждого грудничка проходит индивидуально и зависит от многих факторов, в том числе и наследственных. На первые месяцы развития влияют даже особенности беременности.

В среднем малыши начинают садиться в 6-7 месяцев. К этому времени опорно-двигательный аппарат сформирован на достаточном уровне, чтобы удержать тело малыша в прямом положении. В 7-8 месяцев большинство малышей садятся самостоятельно, без поддержки взрослых и могут сидеть довольно долгое время (см. также: что должен уметь ребенок в 8 месяцев?). Начиная с 9-10 месяцев, груднички пытаются вставать.

Почему малыш еще не сидит в 7 месяцев?

Строгих норм, когда младенец должен сесть, нет. Некоторые груднички в первый год жизни развиваются очень быстро и начинают сидеть уже в 6 месяцев, а к 9-10 месяцам делают свои первые шаги. Другие же малыши не сидят вплоть до 8-9 месяцев, и это тоже считается нормой (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 8 месяцев не сидит и не ползает?).

По мнению доктора Комаровского, причины того, почему в 7-8 месяцев ребенок не сидит, могут быть следующими:
(рекомендуем прочитать: что должен уметь 8 месячный ребенок?)

  • опорно-двигательный аппарат еще не окреп — это может быть следствием индивидуальных особенностей ребенка, наследственности, плохого питания, при котором малыш получает недостаточно кальция;
  • грудничок еще не вышел на новую ступень психоэмоционального развития, которая позволила бы ему делать новые шаги в освоении окружающего мира;
  • лишний вес — масса тела слишком велика для костно-мышечного аппарата, скелет не может выдержать нагрузку.

Почему ребенок может задерживаться в физическом и психическом развитии? На формирование новых навыков влияет течение беременности:

  • была ли задержка внутриутробного развития или нет;
  • чем болела будущая мама;
  • как питалась беременная;
  • какие патологии гестации наблюдались;
  • вовремя родился ребенок или раньше срока.

Что делать родителям?

Могут ли родители поспособствовать развитию нового умения? Доктор Комаровский считает, что в основе формирования новых навыков лежит познавательный интерес. Грудничок изучает окружающий его мир. Когда он понимает, что из положения лежа не может реализовать возрастающие потребности, он начинает садиться.

Задача родителей — формировать и поддерживать познавательный интерес. Грудничка нужно обучать хватать различные предметы, постепенно отдаляя их от него, пусть малыш учится тянуться за любимыми игрушками. В таком возрасте дети часто хватают себя за ножки и тянут их в рот, в этом ничего страшного нет, наоборот такое упражнение формирует хорошую растяжку.

Упражнения, которые помогут научиться сидеть:

  • Подтягивание крест-накрест. Малыш лежит на спине. Взрослый берет его за правую ручку и подтягивает ее к левой ножке, затем выполняет упражнение наоборот. Такая гимнастика хорошо развивает боковые мышцы.
  • Подтягивание за ручки. Грудничок лежит на спине. Взрослый протягивает ему два указательных пальца, чтобы тот схватился ручками за них. Затем родитель приподнимает ребенка так, чтобы тот оказался в полусидячем положении. Упражнение укрепляет мышцы пресса.
  • Наклоны вперед. Родитель берет малыша на руки и ставит на стол спиной к себе. Одной рукой он поддерживает младенца за ножки и животик, а второй аккуратно надавливает на спинку, заставляя наклониться. Такое упражнение способствует укреплению мышц спины.

В каком случае есть поводы для беспокойства?

В зоне риска находятся малыши, во время беременности которыми наблюдались:

  • гипоксия плода;
  • анемия у матери;
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • родовые травмы.

Неспособность сидеть редко бывает единственным симптомом при ЗМР и ЗПР. Тревожные признаки в 7 месяцев:

  • не переворачивается со спины на живот и обратно;
  • при положении лежа на животе не может приподняться на ручке, чтобы ухватить игрушку;
  • если взрослый поставит малыша на стол, поддерживая его подмышками, тот не будет подпрыгивать и отталкиваться от поверхности ногами;
  • не пытается дотянуться до нужного предмета;
  • не смотрит на близких людей, не улыбается родителям;
  • не гулит.

При появлении подобных симптомов ребенка следует показать детскому неврологу. Чем раньше начнется лечение патологии, тем лучше будут его результаты.


Первые умения малыша умиляют и радуют родителей: он улыбнулся, он повернулся, он сел, и он пополз. Однако не всегда развитие крохи идет по такому сценарию - есть немало детей, которые начинают присаживаться в 4 месяца, а бывают такие карапузы, которые не сидят самостоятельно и в 8 месяцев, зато прекрасно ползают.

Родители деток, которые не хотят сидеть в нужное время (согласно общепринятым медицинским стандартам), стараются помочь крохам и учат их этому самостоятельно. Нужно ли это делать, рассказывает Евгений Комаровский.

Нормы

Согласно существующим медицинским стандартам, по которым педиатры оценивают развитие малышей, сидеть большинство карапузов начинают в 6-7 месяцев. Однако эти цифры настолько условны, говорит Евгений Комаровский, что их можно не брать в расчет. Все дети разные, они развиваются по своей индивидуальной схеме и у каждого — свои стандарты.



Ребенок, который не сидит в 7 месяцев, нисколько от этого не страдает.

Зато страдают и сетуют его родители, которые хотят, чтобы чадо ни в чем не отставало в развитии от соседских детей.




Что делать родителям?

Во-первых, посетить врача. Если что-то в развитии крохи вызывает или смущает, это — первое, что они должны сделать. Ребенка нужно показать ортопеду, детскому хирургу и неврологу. Если эти три специалиста не выявят у малыша никаких заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата и других тревожных причин, то делать больше ничего не нужно.

Такой малыш обязательно сядет, говорит Евгений Комаровский, но только тогда, когда придет время.

И процесс этот произойдет сам по себе, без какого-либо участия со стороны мамы и папы.


Что делать нельзя?

Нельзя слишком рано присаживать детей, поскольку сидение ребенку, по словам доктора, вообще не полезно. Чем позже малыш это сделает, тем прямее будет его спина, ровнее ножки и ручки, правильнее осанка. Раннее присаживание создает сильнейшую нагрузку на слабый и не готовый к ней позвоночник, отсюда потом у подросших детей возникают многочисленные проблемы со здоровьем.


Лучшее, что могут сделать мама и папа малыша - не помогать ему в сидении, стоянии и первых шагах.

Часто родители, заставшие своего грудничка за попыткой присесть, сразу отправляют малыша на диван, обкладывают подушками и в сидячем положении и радуются, что их ребенок быстрее всех развивается. Правильнее развивать не сидение, а ползание, ведь именно при этом процессе мышцы и костный скелет малыша укрепляются и готовятся к сидению и хождению.

Еще одна ошибка, которую часто допускают современные родители — прыгунки. Ребенка, который еще не умеет сидеть, они подвешивают в вертикальное положение, чтобы он прыгал. Взрослым кажется, что так он укрепляет двигательный аппарат. На самом деле ранняя вертикализация может быть очень опасной для крохи. Прыгунки и ходунки — не самые удачные приобретения, и их лучше убрать подальше в чулан.



Как тренировать мышцы

Евгений Комаровский советует малышей с 5 месяцев не присаживать, а выкладывать на живот на пол, на расстеленное покрывало или одеяло. В паре метров от него положить яркие игрушки, и всячески стимулировать перемещение по-пластунски или любым другим способом (на животе, с опорой на одну ногу и руку, как угодно).

Отличная тренировка всех нужных для сидения мышц — это вечерний укрепляющий массаж, а также купание. Водные процедуры способны творить чудеса. Никто не отменяет и ежедневную гимнастику, которую желательно начинать делать сразу по приеду из роддома.

Тем не менее, когда кроха начнет сидеть, обязательно станет понятно, какие мышцы у него наиболее слабые: если он сидит с круглой спиной, то можно говорить о слабости спинных мышц и мышц шеи, если он будет падать назад — слаб пресс, а если заваливаться на бок — в поддержке нуждаются боковые мышцы.


Как правильно держать ребенка вертикально

Ребенка, который еще не сидит самостоятельно держать на руках тоже нужно правильно, ведь вертикальное положение, как говорилось выше, может им навредить. Евгений Комаровский советует обязательно поддерживать малыша одной рукой под попу, другой — плотно обхватывать под мышками.




Мифы о сидении

  • Считается, что девочек нельзя присаживать до 6 месяцев — это чревато загибом шейки матки и другими патологиями по линии женского здоровья. Это неправда, говорит Евгений Комаровский. И мальчиков, и девочек до полугода присаживать не надо, и не только потому, что у девочек там что-то не так устроено и может повредиться. До полугода детей вообще присаживать нельзя. С точки зрения формирования крепкого позвоночника нет никакой разницы, мальчик это или девочка.
  • Мальчика можно присаживать на руках уже в 3-4 месяца. Это неправда, говорит Комаровский. Такое забуждение опасно и страшно, оно увеличивает число молодых людей, которые из-за болезней позвоночника не только не годны в армию, но и не могут вести полноценную активную жизнь. Особенно опасно такое присаживание для мальчиков крупных, пухлых - у них нагрузка на позвоночный столб увеличивается в разы.



Советы доктора Комаровского

Научить ребенка присаживаться - не самая хорошая идея мамы. Лучше научить ребенка много гулять, закаливаться и плавать.

Если не сидит ребенок 9 месяцев, а также 10 и 11 месяцев от роду, то в этом тоже нет никакого криминала, утверждает Комаровский. До года вообще не стоит трогать малыша и стимулировать его делать что-то такое, чего он сам пока не хочет, но чего очень хотят его заботливые и переживающие родители.

Если малыш только начинает сидеть, обращайте внимание по позы, в которых он это делает.

Если ребенок сидит, сложив ноги перевернутой буквой w, ничего полезного такая поза не сулит, поскольку происходит выворот тазобедренного сустава внутрь. Лучше мягко скорректировать его позу, научив сидеть правильно.

Подробнее о нормах развития детейвы узнаете из следующего видео.

  • Когда присаживать
  • Доктор Комаровский
  • Когда сидит самостоятельно
  • Когда ползает и сидит
  • Сажать ли в ходунки

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.