Неврологические нарушения при аутизме

Перезвоним Вам в течении 1 минуты

Москва, Балаклавский проспект, дом 5

Капельные вливания используют при внутривенном введении больших объемов жидкости.

Терапия больных ОА должна проводиться с использованием системно назначаемых лекарственных препаратов

(медикаментозная коррекция, динамический контроль)

Нужен хороший платный невролог в Москве? Приходите к нам! В нашей клинике неврологи ведут приемы без выходных.

  • Новости
  • Неврология
  • Неврологические болезни. Аутизм у детей и его симптомы


Неврологические болезни представляют собой патологические изменения, которые возникают в нервной системе человека. Неврологические болезни могут воздействовать на мозг. В таком случае они способствуют проблемам с памятью и речью, искажают восприятие.

К основным болезням неврологического характера можно отнести аутизм, анорексию, астенический синдром, болезнь Паркинсона, гидроцефалию. Аутизм представляет собой врожденное заболевание. Болеют ним чаще дети. Проявляется болезнь в появлении у ребенка проблем при общении с другими детьми и взрослыми. Ребенок, больной аутизмом, не может выражать свои эмоции, и не способен понимать их у других. Он часто плохо разговаривает, у него может понизиться интеллект. Ребенок словно замыкается в себе.

Возникает это расстройство вследствие отсутствия нормальной работы части головного мозга. У аутистов, в основном, всегда будут проблемы во взаимоотношениях с другими людьми. Предполагают, что аутизм может передаваться по наследству. Проявляется болезнь у детей до з-х летнего возраста. Родители видят, что сын или дочь недостаточно быстро развивается, плохо разговаривает и ведет себя отлично от других детей. Случается и так, что ребенок и вовсе перестанет разговаривать. Тогда возникает предположение о его глухоте. Однако эти дети слышат. Дети, больные аутизмом, часто особо привязываются к каким-то предметам, на пример, игрушкам. Они любят играть в одиночку без присутствия кого-либо. Признаки болезни у детей проявляются по – разному. Интеллектуальное развитие у больных аутизмом недостаточное.

У больных подростков может появиться депрессия. У детей часто бывают припадки эпилепсии.

При анализе возможности наследственных причин заболевания было выявлено, что если один из родителей болен аутизмом, то ребенок у них тоже может родиться с этой болезнью. Если один из детей болен, то возникает риск того, что и другой тоже может быть подвержен этой болезни.

Кроме того, мальчики в несколько раз чаще болеют аутизмом, чем девочки. Причинами развития аутизма не могут быть отношения семье. Не связано возникновение аутизма и с плохим питанием и с вакцинацией.

Наиболее вероятно то, что развитию аутизма способствовала инфекционная болезнь у беременной матери, токсикоз, осложненные роды и другие факторы внешнего воздействия.

Признаки болезни аутизма проявляются неодинаково у младших детей и детей старшего возраста.

В настоящее время нет методов для лечения аутизма. Полностью вылечить ребенка не возможно. Однако сейчас применяются разные методики, которые помогают больному приспособиться к окружению, общаться с другими людьми. Чем раньше диагностируется болезнь, и методы лечения начнут применяться, тем больше у ребенка шансов стать полноценным. Часто у детей происходит ремиссия болезни. Тогда диагноз аутизма снимается, и болезнь относят к нарушениям аутистического спектра. Достигается улучшение состояния, в частности, благодаря интенсивной терапии.


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 24.05.2017 2017-05-24

Статья просмотрена: 1296 раз

У детей с аутизмом выявлено сочетание нескольких факторов анте- и перинатального риска. В структуре соматической патологии у детей с аутизмом значимо чаще диагностируются заболевания ЖКТ, аллерго- и иммунопатология. Нарушения высших психических функций у детей с аутизмом сочетаются с неврологической и соматической патологией (желудочно-кишечного тракта, иммунной системы).

Ключевые слова: детский аутизм, соматика, неврологические нарушения

По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречается в 4–26 случаях из 10000, что составляет 0,04–0,26 % от общей детской популяции. В то же время, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации дошкольников с детским аутизмом [2, 5].

По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей, страдающих аутизмом, последние годы по всему миру ежегодно увеличивается на 1,3 %. За 10 лет оно выросло более чем в 10 раз. По данным американских исследований, в США на каждые 88 детей один ребенок рождается с аутизмом. Такая пропорция характерна, скорее всего, и для остального мира [4, 5].

Детский аутизм относится к группе расстройств психологического развития, проявляющегося нарушением в социальном взаимодействии, нарушением коммуникабельности и воображения, сужением интересов и активности. Из-за сложности его диагностики и недостатка знаний об этой аномалии предполагается, что частота заболеваний значительно больше и каждый десятый ребенок с умственной отсталостью страдает данной патологией [1, 3].

Понятие детский аутизм включает в себя следующие категории: аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера, синдром Аспергера. По мнению большинства авторов [3, 5], одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации при детском аутизме, являются неврологические нарушения. Аутизм является системным нарушением функции мозга, которая может быть вызвана разными отклонениями в функционировании ведущих регуляторных систем, таких как нейротрансмиттерная, иммунная, гормональная [2, 4]. Полиморфизм и специфичность нарушений при детском аутизме позволяет предположить наличие характерных нейрофизиологических и нейровизуализационных нарушений, которые, исходя из общих теоретических представлений, могут являться ключевыми звеньями в патогенезе данного заболевания.

Цель исследования: изучить особенности соматического и психоневрологического статуса детей с аутизмом.

Материалы иметоды исследования: в основу исследования положены данные обследования 95 детей, из них группу контроля составили 52 ребенка, сопоставимые с основной группой по полу и возрасту, посещающих образовательные учреждения и не имеющие аутистических расстройств. Основная группа состояла из 43 детей с детским аутизмом. Возрастная градация детей составила от 3 до 8 лет. Средний возраст основной группы составил 4,8±0,2 лет. Мальчики в основной группе составили 65,1 %, а девочки 34,9 %, их соотношение составило 1:2.

Диагноз детский аутизм определялся с использованием критериев DSM- IV для диагностики аутичного расстройства. Для достоверного подтверждения диагноза должны иметь место по меньшей мере 8 из перечисленных 16 признаков, причем 2 признака из группы А, 1 — Б и 1 — В.

В работе использовались следующие методы исследования: изучение анамнеза заболевания и жизни, анализ наследственных факторов, оценка физического развития, оценка структуры и частоты встречаемости сопутствующих заболеваний и психоневрологического статуса. Проводился осмотр следующими специалистами: психиатром, психологом, неврологом, педиатром, генетиком, эндокринологом, гастроэнтерологом.

Результаты исследования: для понимания механизмов возникновения болезни необходимо изучение причинно-следственных факторов таких как, наследственность, течение анте-, пери- и постнатального периодов, особенности индивидуального развития ребенка, частота и структура сопутствующих заболеваний.

Нами был проведен анализ наследственной отягощенности по психическим и дегенеративным заболеваниям, при котором установлено, что у детей с детским аутизмом в 32,6 % выявлена отягощенность анамнеза в отношении психических заболеваний в 27,9 %, в отношении дегенеративных — в 4,7 %. В контрольной группе в 86,5 % случаях наследственная отягощенность не выявлена, у 7,7 % детей установлена отягощенность по психическим заболеваниям, а в 5,8 % — по дегенеративным заболеваниям. таким образом отмечается достоверная частота встречаемости наследственной отягощенности в группе детей с детским аутизмом (Р детский аутизм, соматика, неврологические нарушения

Похожие статьи

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство.

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение.

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство.

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение.

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство.

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение.

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство.

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение.

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

Последнее время встречаю отзывы пациентов о том, что дескать психиатр поставил страшный диагноз "аутизм", а потом они попали на прием к дефектологу/нейропсихологу, который сказал что это не аутизм, а органическое повреждение мозга, на фоне которого возникла задержка развития. Итак, давайте разберемся, что происходит.


Диагноз аутизм выставляется только при наличии состояния психоза или постпсихотического дефекта. Если психиатр видит психоз - он ставит "аутизм". Потому что сама аббревиатура - "аутизм" - взята из основ психотической симптоматики - 4а - аутизм, абулия, аффекты, амбивалентность. Если психоза нет - ставит задержку развития и т.д. Если психиатр поставил диагноз "аутизм", значит он наблюдал психоз.

При психозе нервные клетки приобретают дисфункциональное состояние. У пациентов с шизофренией наблюдаются необратимые изменения мозга - расширение желудочков, уменьшение серого и белого вещества. То есть, после психоза мозг получает органическое поражением в рамках функционала - изменение импульса, работы нервной клетки.

В ремиссии и ребенок и взрослый будет демонстрировать симптоматику органики - органического поражения - нарушение развития, плохую память и т.д.

Но, ПРИЧИНОЙ этого органического нарушения будет психоз. Когда педагог говорит о том, что несмотря на диагноз аутизм, ребенок имеет задержку по органическому типу - он наблюдает ребенка В РЕМИССИИ. Утверждая, что психиатр ошибочно поставил диагноз аутизм, педагог сознательно подрывает доверие родителей к врачу, что не может не сказаться на их выборе терапии при обострении - шубе, повторном психозе. Нет, мы не пойдем к злому психиатру, а пойдем к доброму нейропсихологу/дефектологу, пусть купирует это занятиями. И пока они ждут возможности попасть на прием - психоз проходит, унося с собой нервные клетки, оставляя новые органические повреждения в мозге.

Длительность обострения у всех разная - от нескольких часов до недель. Дефект при раннем начале психоза - олигофреноподобный. Это значит, что ребенок, переживший несколько психозов, будет демонстрировать внешне клинику олигофрении - умственной отсталости.

Только опытный врач психиатр сможет дифференцировать на этапе дефекта ПРИЧИНУ - психотическая или врожденная УО.

Неврология и психиатрия тесно связаны. Дети с задержкой развития любой формы - это и психиатрия, и неврология в том числе. Даже с неврозом - малая психиатрия. Дети с врожденной умственной отсталостью, эпилепсией - большая психиатрия, потому что необходима более длительная и глубинная коррекция.Психиатрия - это про состояние психики. Врач-психиатр занимается органическими нарушениями в том числе. Пациент, который выпил уксус из-за обострения шизофренического шуба - это психиатрия или гастроэнтерология ? Думаю, нет сомнений. Так и тут - ребенок в ремиссии с органической симптоматикой - это психиатрия или неврология? Это и то, и другое. Причина в психозе, последствия - в дисфункционале нервной системы. И вести, лечить это должен врач психиатр в первую очередь. Заявлять, что врач дескать "ошибся", я-то вижу органику - это верх непрофессионализма и отсутствие понимания клинической степени происходящего. Последствия таких заявлений фатальны - это ухудшение состояния ребенка, отсутствие необходимой медикаментозной поддержки в периоды обострений, и все это из-за самонадеянного - ваш врач ошибся, а я вот вижу органику! Конечно, видишь, только это ПОСЛЕДСТВИЯ, а НЕ ПРИЧИНА.

Еще по поводу психоза: наш мозг запоминает все, что с ним происходит. Именно поэтому после двух и более психозов или судорожных состояний вероятность того, что это повторится, перейдет в хронику - огромная. Но не все дети выходят в непрерывное психотическое течение. Есть дети, которые пережив психоз, приобретают пограничное состояние - шизоидную психопатию, синдром Аспергера. Есть те, кто вообще выходит в ЗПР - задержку развития и больше психоз не повторяется, условная норма, но этих детей всего 3 % из статистики. Это редкость.

В основном дети переживают новые обострения, выходя из каждого с нарушениями работы нервной системы и дефектом, приобретая к 7 годам стойкое нарушение - олигофрению, умственную отсталость, без дальнейшей симптоматики психоза или редкими повторениями обострения.

Быть "борцом с ошибками психиатров" - это выгодно, потому что каждый родитель будет рад услышать, что его ребенок без диагноза "аутизм", а просто "ЗПР", и конечно, будет ходить и советовать всем такого "хорошего" педагога, но ребенку от этого только хуже - пока вы радостно распространяете глупость направо и налево, торгуя надеждой - ребенок уходит в дефект, за который вы конечно не понесете никакого наказания - вы же не врач.

И да, по прошествии времени - динамики, диагноз "аутизм" трансформируется либо в олигофрению, либо в шизофрению, - в зависимости от степени дефекта. Олигофрения - это злокачественное психотическое течение, шизофрения - более легкое, значит есть что-то, что тормозит процесс - та же изначальная органика в том числе, или терапия за время жизни, поэтому психический процесс есть, но нет таких глубоких нарушений, как в первом типе - при дефекте УО.

Не впадайте в панику, нередко РАС поддаются лечению

17.12.2019 в 15:11, просмотров: 1438

В последнее время аутизма в мире становится больше. В чем причина этого, специалисты не знают. И можно было бы объяснить увеличение случаев рождения детей с расстройствами аутистического спектра чрезмерной внимательностью современных матерей, которые зачастую сами первые и ставят диагноз своим детям. Однако статистика наглядно демонстрирует: дело не в этом. Просто детей с РАС стало действительно рождаться в десятки раз больше.


СВОЕВРЕ­МЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ

В Петербурге о том, что у ребенка, возможно, РАС, матерям сообщают зачастую, к сожалению, поздно. Женщины рассказывают, что нередко медики несколько лет уверяют, что у малыша просто легкие задержки развития или даже все в норме, а потом разводят руками: где вы раньше были, почему не забили тревогу вовремя.

Эксперты в один голос утверждают, что в некоторых случаях задержки развития аутистического спектра поддаются коррекции. Безусловно, это требует времени и совместной работы с ребенком, и грамотных специалистов и родителей. При этом лучше поддаются коррекции неврологические нарушения. Чтобы добиться максимального успеха, начинать с ними работать следует как можно раньше.

Кстати, клинически доказано, что успех в лечении некоторых симптомов расстройств аутистического спектра можно достичь и методами реабилитации, такими как дельфинотерапия, иппотерапия, рефлексотерапия или даже просто занятия в бассейне. Это связано с тем, что некоторые аспекты РАС имеют сенсорные проявления. Детям с РАС тяжело ощущать окружающую среду, она, как правило, для них слишком шумная, активная и потому неприятная. Если дать им возможность сенсорной разгрузки, самочувствие детей с РАС обычно улучшается. Кроме того, животные воздействуют и на эмоциональный фон ребенка, помогая его коррекции и развитию.


Эти люди доказали, что аутизм — это не болезнь, а способность мозга думать по-другому. Иногда даже гениально. Многие из этих особенных людей не только приспособились к самостоятельной жизни в обществе, но и стали известными на весь мир.

1. Стенли Кубрик

Он рос нестандартным ребенком, плохо учился, но был просто одержим игрой в шахматы. Атмосфера надуманного мира, которое мы видим в его фильмах, близка Кубрику. После переезда в Англию он обнес свою усадьбу высоким забором и почти никого не принимал в доме.

2. Кортни Лав

В девять лет будущей актрисе и рок-певице диагностировали легкую форму аутизма. У нее были проблемы с учебой и сложные отношения с одноклассниками. При этом ее называли талантливым ребенком.

3. Энтони Хопкинс

4. Дэрил Ханна

5. Сюзан Бойл

6. Дэн Айкройд


Алмаз Шарман / Фото из личного архива

В последнее время многих интересует проблема аутизма, о которой мы подробно писали в одной из наших публикаций. Данной теме была посвящена ежегодная международная научная конференция, состоявшаяся 2-4 мая в канадском городе Монреале. На конференцию съехалось более 2000 представителей мировой научной элиты, которые обсуждали возможные причины аутизма, вопросы его ранней диагностики, лечения и реабилитации. Участником этого научного форума был профессор медицины Алмаз Шарман, председатель Попечительского совета Фонда Булата Утемуратова. Фонд в течение пяти лет в рамках проекта Асыл Мирас активно занимается внедрением в Казахстане современных методов борьбы с аутизмом. Мы обратились к профессору с вопросами об итогах конференции.

– Нынешняя международная научная конференция по аутизму – 18-я по счету. Вы ежегодно участвуете в таких форумах. Что нового вы узнали на этот раз?

– Учёными обнаружено 102 гена, которые в той или иной степени ассоциированы с аутизмом. Однако на сегодня невозможно сказать, чтобы какой-либо из них в полной мере кодировал бы белки, вызывающие аутизм. Секрет вероятнее всего – в комбинации генов.

Определённый интерес вызвали научные подходы, позволяющие анализировать генетические мутации, потенциально ведущие к аутизму. Это делает возможным динамически, в реальном времени изучать причинно-следственные связи вместо того, чтобы лишь регистрировать отдельные генетические изменения. Это можно сравнить с видеохроникой генетических событий в сравнении с отдельными кадрами фотосъёмок.

На анатомическом уровне в головном мозге у аутистов чаще обнаруживается увеличение мозжечковой миндалины (amygdala), уменьшение задней части мозолистого тела (corpus callosum), а также накопление нервных клеток в лобной части. Структурные изменения в зоне речевого развития, а также повышение электрофизиологической активности в определённых участках головного мозга, скорее всего лежат в основе нарушенных речевых функций и эпизодов эпилептических приступов, нередко наблюдаемых у аутистов.

Благодаря сотрудничеству учёных из различных сфер было установлено четыре аутистических состояния, характеризующихся своеобразным сочетанием генетических маркеров с анатомическими особенностями. Это стало возможным благодаря использованию экспериментальных моделей и комбинации генетического анализа с диагностическим исследованием головного мозга, называемым функциональной магнитно-резонансной томографией. Скорее всего в ближайшие годы мы узнаем о ещё большем разнообразии форм аутизма.

– Какое это может иметь практическое значение?

– Также как рак – это не одна болезнь, а сотни заболеваний, различающихся между собой генетическими проявлениями, аутизм – это широкий спектр различных состояний с генетическими особенностями, проявляющимися характерными изменениями в головном мозге. Подобно тому как сейчас рак принято лечить персонализировано – на основе выявленной мишени (таргетная терапия), – установление разнообразных видов расстройств аутистического спектра также позволит более индивидуально подходить к вопросам лечения и предупреждения. Например, персонализированный подбор лекарств против некоторых психоневрологических заболеваний уже сегодня становится возможным с помощью анализа крови на специальные молекулярные мишени.

При этом заслуживает внимания альтернативная точка зрения, согласно которой некоторые формы аутизма вовсе не стоит рассматривать в качестве заболеваний или расстройств. Они скорее являются индивидуальными особенностями развития. По аналогии с существующим в природе биологическим разнообразием аутистические особенности могут рассматриваться в качестве проявлений так называемого неврологического разнообразия или, как говорят, "нейроразнообразия". Сторонники данной точки зрения призывают не заниматься лечением и реабилитацией аутистов, тем более не называть их недееспособными или инвалидами. Вместо этого они считают, что следует создавать для них благоприятную социальную среду.

– Хотелось бы узнать подробнее об этом: в чём здесь противоречия и какое это имеет значение для аутистических детей, их родителей и общества в целом?

– Термин "нейроразнообразие" в 1998 году впервые озвучила австралийский социолог Джуди Сингер. Будучи сама аутистом с сохранёнными речевыми и познавательными функциями, Джуди Сингер считает, что она просто обладает особенностями мозговой деятельности, которые не следует считать недостатком или расстройством. Это скорее её индивидуальное отличие от большинства других людей, которых она называет "нейротипичными".

Для Джуди Сингер, как и для других аутистов, нелегко приспособиться к стандартному социальному окружению, что вызывает поведенческие реакции, которые многими воспринимаются как проявления психических нарушений и даже агрессии или недостойного поведения.

Вместе с тем, сформировав подходящую для аутистов социальную среду, можно создать почву для реализации удивительных талантов и уникальных способностей отдельных аутистических личностей.

Сторонники нейроразнообразия объясняют свою позицию следующей сравнительной аллегорией: "в обычном обществе мы словно пресноводная рыба в солёной воде, в которой нам приходится бороться чтобы выживать. Поместив нас в пресную воду, можно создать условия более адекватные для нашей жизнедеятельности".

Некоторых аутистов действительно можно и следует воспринимать таковыми, как они есть. Ведь среди нас многие обладают разным словарным багажом и способностями воспринимать новые знания. Если выйти за рамки стандартного мышления и представить, что диапазон такого разнообразия гораздо шире, чем мы обычно себе представляем, то можно полагать, что некоторые аутисты вполне вписываются в пересмотренный "нормальный" диапазон.

Это заключение в какой-то степени подтверждается на генетическом уровне: до 50 процентов генетических особенностей у аутистов являются атрибутами индивидуальных различий.

– Вы говорите о разнообразии форм и проявлений аутизма. А что есть общего у аутистов, что их объединяет?

– Общими проявлениями аутизма являются: склонность к повторяющимся движениям и действиям, предпочтение одинаковости и единообразия, необычно узкие интересы, а также повышенная или, наоборот, пониженная чувствительность к внешним сигналам и раздражителям. Некоторые аутисты могут отличаться уникальными талантами, познавательными способностями, особым интересом к мелочам и запоминанию деталей, склонностью к обобщению и выявлению закономерностей. Указанные особенности не следует рассматривать в качестве ограниченных возможностей; они скорее являются признаками индивидуальных различий. То, как они проявляются зависит от речевых способностей и уровня интеллектуального развития (IQ). При определённых обстоятельствах некоторые способности аутистов могут оказаться высокопродуктивными и весьма востребованными.

Читайте также:

Вместе с тем, для многих аутистов бывает затруднительным общаться с окружающими и формировать социальные связи, а также приспосабливаться к непредсказуемым изменениям ситуации. Эти особенности следует отнести к категории ограниченных возможностей, которые могут потребовать социальной поддержки и адаптации.

– Каковы масштабы проблемы, и что можно предпринять для создания такой социальной среды, которая помогла бы аутистам стать востребованными для общества?

– В мире насчитывается порядка 70 миллионов людей с расстройствами аутистического спектра, около 80 процентов из них не имеют постоянной работы. И это, несмотря на то что многие из них могли бы заинтересовать потенциальных работодателей и даже обладать уникальными навыками и талантами, востребованными в технологических сферах.

В целях выявления таких личностей в ряде зарубежных компаний разработаны специальные программы, такие как, например Microsoft Bootcamp, предусматривающая особый формат интервью, в котором аутистам предлагается, например, построить роботизированный набор Lego Mindstorm. Некоторые прошедшие такое интервью аутисты могут устраиваться на работу в качестве инженеров не только в Microsoft, но и в другие технологические компании. В крайнем случае им могут предлагаться простые занятия, такие как, например, распределение товаров на полках супермаркетов или собирание тележек на парковках.

Однако даже трудоустроившись, некоторые аутисты зачастую сталкиваются с серьёзными вызовами, например, испытывают затруднения с тем, как добраться на работу. А другие не переносят определённые запахи или флуоресцентное освещение. Это может потребовать от заинтересованных работодателей замены флуоресцентных ламп на светодиодные, а от сотрудников, пользующихся парфюмерией, отказаться от этого. Кроме того, важно помочь аутистам в выборе оптимального маршрута на работу.

Читайте также:

Процесс адаптации аутистов на рабочем месте может потребовать от менеджеров чтобы для наставлений они применяли специальные, очень конкретные, иногда односложные выражения, а иногда прибегали к инструкциям в письменном виде. Аутистам важно давать очень конкретные недвусмысленные задания, а спустя 20-30 минут желательно перепроверять, насколько правильно эти задания были интерпретированы и восприняты.

Конечно, все это весьма хлопотно, однако единожды установившиеся правила затем легче выполнять вплоть до того, что они становятся рутинными в бизнес-процессах.

Мне рассказывали об одном случае, когда аутист, живший на иждивении у родителей, после такого трудоустройства смог перевезти их в новый дом и в последующем даже ухаживать за ними.

– А как быть с теми аутистами, которые неспособны влиться в социальную среду из-за серьёзных расстройств речевых функций и других нарушений?

– Приблизительно у 25 процентов лиц аутистического спектра наблюдаются серьёзные ограничения познавательных (когнитивных) функций и нарушения речевого развития (способность выражать не более 30 слов). К этому следует добавить, что у значительной части аутистов (от 20 до 80 процентов) выявляются сопутствующие психо-поведенческие нарушения, такие как депрессия, тревожное состояние, нарушения сна, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также обсессивно-компульсивное расстройство. В недавно опубликованном научном исследовании было показано, что почти у половины аутистов одновременно наблюдается по меньшей мере четыре из перечисленных выше нарушений, причём некоторые из них, особенно в подростковом периоде, могут сопровождаться агрессивным поведением и суицидальными настроениями. До 25 процентов аутистов страдают эпилептическими припадками и желудочно-кишечными болями.

Сочетание клинических проявлений подтверждается на генетическом уровне: от 5 до 15 процентов генетических изменений, выявляемых у аутистов, характерны не только для аутизма, но и являются атрибутами других заболеваний, проявляющихся неврологическими и поведенческими нарушениями. Понятно, что в таких случаях необходимо мобилизовать конкретные медицинские и психологические вмешательства с тем, чтобы облегчить страдания и минимизировать возможные последствия для окружающих.

Исключительно важным является выявление аутизма на ранних стадиях с тем, чтобы уменьшить бремя психоневрологических и поведенческих расстройств.

Особенностью нынешней международной конференции явилось обилие научных докладов по вопросам раннего выявления аутизма, а также медицинских вмешательств по поводу сопутствующих психических заболеваний и поведенческих нарушений.

– В чем смысл раннего выявления аутизма. Даёт ли диагностика на ранней стадии аутистам больше шансов стать полноценными членами общества?

– Современные технологии позволяют диагностировать аутизм уже на 12-м месяце после рождения. И все это, благодаря новым методам ранней диагностики, которые путём, например, слежения за движением зрачков малыша позволяют выявлять ранние признаки аутистических расстройств. А это колоссальный прогресс в сравнении с тем, что раньше аутизм выявляли не раньше двух-трёхлетнего возраста.

Дело в том, что, как считают учёные, нарушения, приводящие к аутизму, скорее всего развиваются на первом и втором триместрах беременности, то есть в начальные 6 месяцев внутриутробного периода.

В последующем мозг малыша начинает стремительно развиваться и закреплять накапливаемые нарушения. Однако при этом мозг все ещё обладает достаточной пластичностью, позволяя с помощью правильно выбранных вмешательств восстанавливать нарушенные синаптические связи нейронов – клеток головного мозга. Такая пластичность сохраняется приблизительно до двухлетнего возраста, а это именно то самое "окно возможностей", когда раннее вмешательство позволяет исправить ситуацию и перемоделировать работу головного мозга малыша в правильном направлении.

Кстати, это же касается церебрального паралича (ЦП), нарушений слуха и других проблем развития в раннем возрасте. Своевременные вмешательства, особенно выполняемые в игровом формате, способствуют улучшению речевых и других функций и даже повышению IQ на более чем 15 процентов. Вместе с тем, если ждать до трёх-четырёхлетнего возраста, когда нейронные связи в головном мозгу считаются уже сформированными, результат скорее всего окажется значительно хуже.

– Говоря об аутизме, мы услышали от вас несколько терминов. Так что же все-таки аутизм – расстройство, болезнь, недееспособность, разнообразие?

– Термин "расстройство" применяется, когда речь идёт о симптомах, вызывающих нарушения тех или иных функций, но причины этих симптомов не установлены. О болезнях говорят, когда известны их конкретные причины. Поскольку в случае аутизма причины остаются недостаточно ясными, более приемлемым на сегодня является термин "расстройство". Именно поэтому говорят о расстройствах аутистического спектра (РАС), подразумевая, что аутизм – это не одно, а множество различных расстройств с неустановленными причинами. По степени расстройств аутисты могут различаться в зависимости от уровня речевых способностей и интеллектуального развития: от значительного отставания речевых функций (использование менее 30 слов) до полной сохранности познавательных способности и даже повышенным IQ.

Термин "недееспособность" или ограниченные возможности, применяется, когда речь идёт о затруднениях или невозможности выполнять стандартные функции или действия. Результатом, как правило, являются страдания из-за нарушений жизнедеятельности и затруднений с адаптацией к конкретной обстановке. Вместе с тем, "разнообразие" предусматривает лишь индивидуальные различия, такие как, например, карие или голубые глаза. В данном контексте некоторые считают, что отдельные формы аутизма – это, как я уже говорил, лишь проявление нейроразнообразия, проявляющегося различиями в деятельности головного мозга.

– По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире один из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра. Какова распространённость аутизма среди детей в Казахстане и как им помогает Фонд Булата Утемуратова

– Согласно мнению известного французского профессора Фонбонна, который пару лет назад приезжал в Казахстан для участия в конференции, организованной нашим Фондом, число детей с диагнозом "аутизм" в республике может приближаться к 60 тысячам. Проект "Асыл Мирас" Фонда Булата Утемуратова направлен на внедрение в Казахстане современных, научно доказанных технологий и методик помощи детям с расстройствами аутистического спектра, которые были апробированы в лучших клиниках США и других стран.

За пять лет своего существования проект наладил контакты с ведущими мировыми специалистами, внедрил ряд инновационных методов ранних вмешательств при аутизме.

Очень обнадёживающие результаты показала система обучения речи JASPER, разработанная в лаборатории Casari университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Лишь за три месяца обучения данной методике, которая выполняется в игровом формате, более 80 процентов неговорящих детей начинают приобретать речевые функции. Американские педагоги, приезжавшие в Казахстан, чтобы обучить местных коллег пользованию данной методикой, до сих пор дистанционно консультируют наших специалистов.

Читайте также:

Помимо этого, нами внедряется современная методика управления кризисными ситуациями Маркус Аутизм Центра (США). Она помогает педагогам и родителям в том, как себя вести в случаях агрессивного поведения аутистического подростка.

Указанные методики в первую очередь внедряются в шести аутизм центрах "Асыл Мирас": в Нур-Султане, Алматы, Кызылорде, Усть-Каменогорске, Уральске и Актобе. В настоящее время ведётся работа по открытию ещё трёх аутизм центров в городах Шымкент, Павлодар и Петропавловск.

Начиная с 2015 года, наши центры посетило более 8 тыс. детей. В настоящее время около 7,2 тыс. детей записано на диагностику, поступили в программы 3,7 тыс. детей, 2,9 тыс. их окончили.

Нами ведётся работа с Министерством здравоохранения РК по вопросам внедрения методик раннего выявления аутизма на уровне организаций первичной медицинской помощи.

– Проводятся ли в Казахстане научные исследования в области аутизма, и планируете ли вы провести международную научную конференцию?

– Определённый научный потенциал в области аутизма наработан в Назарбаев университете, а также в ряде других научных организациях Казахстана. Нами ежегодно проводятся международные конференции под названием "Аутизм: Мир возможностей" с участием экспертов из США, Европы, России и других стран, а также местных специалистов, родителей, представителей общественных и государственных организаций.

В настоящее время нами ведутся переговоры о проведении в Казахстане региональной конференции Международного научного общества аутизма (INSAR). Ранее такие региональные конференции проводились в Шанхае (КНР) и Кейптауне (ЮАР). Осенью нынешнего года региональная конференция пройдёт в Южной Америке – г. Сантьяго (Чили). Надеемся, что Казахстан в ближайшее время примет эстафету, что позволит у нас развивать научный потенциал в области изучения аутизма.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.