Неврологические проблемы у недоношенных детей что это такое

В последние десятилетия в нашей стране наблюдаются стремительные изменения в работе неонатологической службы. Повсеместная организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, широкое внедрение ИВЛ, привлечение в неонатологию спе

В последние десятилетия в нашей стране наблюдаются стремительные изменения в работе неонатологической службы. Повсеместная организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, широкое внедрение ИВЛ, привлечение в неонатологию специалистов-реаниматологов, освоение множества новых методик, связанных с выхаживанием глубоконедоношенных детей, — все это позволило врачам не только в какой-то мере снизить неонатальную смертность, но и руководствоваться в своей работе новыми, принятыми во всем мире критериями живорождения, выхаживать детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Все эти дети плохо адаптируются к внеутробному существованию. Почти у половины из них наблюдаются органические поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в виде внутрижелудочковых кровоизлияний различной степени тяжести, ишемических очагов, перивентрикулярной лейкомаляции. Их лечение и выхаживание требуют больших материальных затрат и морального напряжения от персонала.

Вместе с тем, наш клинический опыт и данные литературы показывают, что лишь у 10–15% детей неврологическая патология уже в неонатальном периоде является столь серьезной (декомпенсированная гидроцефалия, атрофия мозга, пороки развития, некупирующийся судорожный синдром), что требуется перевод в специализированный неврологический стационар, а неблагоприятный исход ее развития и инвалидность могут быть установлены уже в эти сроки. Остальные дети после соматической адаптации могут и должны находиться в домашних условиях, хотя известно, что в течение почти всего первого года жизни у этих детей сохраняются изменения со стороны бронхолегочной системы, нестабильность гемодинамики, склонность к вирусно-бактериальной инфекции, высокая частота развития рахита, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, дискинезии желчевыводящих путей, затяжной дисбактериоз, ферментопатии. Кроме того, у большинства из них имеются проблемы со слухом и зрением и перинатальное поражение ЦНС. Именно поэтому эти дети заслуживают особого внимания со стороны медиков и общества в целом.

Таким образом, имеется насущная необходимость разработки идеологии, а также методологии наблюдения, лечения и реабилитации недоношенных детей.

Оценка и понятие развития во все остальные периоды жизни ребенка определяют дифференцированный уровень реализаций возможностей мозга. Но на первом году жизни это, прежде всего, формирование возможностей, а значит, любое новое умение, которое приобретает ребенок, и есть функция его психоневрологического здоровья. Другими словами, поступательное психомоторное развитие ребенка в соответствии с ежемесячными нормативами приобретения навыков и может служить главным критерием здоровья любого ребенка на первом году жизни. Это относится и к недоношенным детям.

Данная методика, позволяющая оценить формирование навыков решения наглядных (раздел КАТ) и речевых (раздел КЛАМС) задач, а также развитие моторики ребенка (шкала развития макромоторики), создана для тестирования детей до 2 лет. Сопоставляя возраст развития с фактическим возрастом, определяют коэффициент развития, который равен отношению возраста развития к фактическому возрасту, умноженному на 100. Коэффициент развития высчитывается раздельно по 3 описанным выше параметрам. При их совпадении и соответствии фактическому возрасту или если коэффициент развития больше либо равен 75, считается, что ребенок имеет нормальное развитие. Для доношенных детей коэффициент развития ниже 75 свидетельствует об отставании ребенка, а при различных показателях в 3 системах говорит о диссоциации развития и позволяет выбирать соответствующую тактику коррекционных мероприятий.

Были проведены специальные исследования с ретро- и проспективным анализом у большой группы специально отобранных детей с глубокой недоношенностью, которые имели минимальные нарушения в пери- и неонатальном периоде (при отсутствии органического поражения ЦНС и тяжелой соматической патологии) и к 2 годам жизни сравнялись со своими доношенными сверстниками.

С седьмого-восьмого месяца фактического возраста (скорригированный возраст — 4-5 мес) отмечается выраженный скачок в психомоторном развитии. Так, прирост функциональных возможностей начинает опережать скорригированный возраст на 3-4 нед, к 12-му месяцу жизни — на 5-6 нед, а к 18–20 мес дети ничем не отличаются по развитию от доношенных сверстников 12–14 мес. Достижение уровня доношенных сверстников по моторному развитию происходит к 18–20 мес фактической жизни, по познавательному — к 20 мес, по речевому — к 24 мес жизни.

Развитие языковой функции у недоношенных детей также имеет определенные особенности. Так, лишь с четвертого месяца скорригированного возраста (6-7 мес фактического возраста) у них начинает появляться интонация недовольства, формируются другие виды интонационной выразительности, такие, как гуление, а затем и лепет. Это говорит об активации специфических корковых речевых структур. Появление в эти же сроки адекватной реакции на интонацию взрослых свидетельствует о созревании слухового анализатора. Другими словами, развитие механизмов интонемного поля происходит соответственно скорригированному возрасту, а фонемного — запаздывает на фоне дисфункции стволовых структур, обусловливающих выраженную незрелость артикуляционного аппарата, однако всегда имеет поступательный характер. Несмотря на то что эти особенности характерны для всех глубоконедоношенных детей, необходимо обязательно установить над ними раннее логопедическое наблюдение с целью своевременной коррекции указанных отклонений.

Наиболее наглядно можно представить себе динамику формирования психомоторных навыков в виде графиков развития для скорригированного возраста (рис.).

При отставании в познавательном развитии и вторичной моторной задержке прежде всего необходимо оценить, какие именно тесты вызывают затруднения. Это позволит выделить состояния, связанные с нарушением функционирования зрительного анализатора, с генетическими заболеваниями, с органическими поражениями центральной и периферической нервных систем. При отсутствии формирования гуления и лепета необходимо исключить тугоухость.

На основании вышеизложенного можно предложить не только алгоритм наблюдения и выявления возможной патологии у недоношенного ребенка, но и лечебную тактику.

Так, дети обычно находятся на втором этапе выхаживания до 40–44 нед гестации, что соответствует 2-3 мес их постнатальной жизни, в зависимости от степени недоношенности. Именно в эти сроки их переводят на амбулаторное наблюдение в общей поликлинической сети или в специализированных центрах. В последующие 3 мес их жизни при отсутствии острых неврологических состояний (резкое увеличение окружности головы, опережающее рост окружности груди, нарастание размеров желудочков мозга по УЗИ, клинические признаки острой внутричерепной гипертензии — рвоты, запрокидывание головки, непрекращающийся крик, гипертермия, судороги — все это требует стационарного лечения) ребенку показаны коррекционные мероприятия. Это, прежде всего, подбор питания, лечение дисфункции желудочно-кишечного тракта — биопрепараты, ферменты, препараты симетикона и др. Необходимо раннее начало профилактики рахита с помощью назначения витамина Д, предупреждение анемии, прием фолиевой кислоты, подбор комплекса витаминов группы А, В и Е. Для улучшения клеточного метаболизма показан препарат элькар (L-карнитин). Для улучшения мозгового кровотока применяются сосудистые средства (кавинтон или цинаризин). По нашему опыту использование дегидратирующих средств требует более строгих показаний, а их эффективность сомнительна.

Массаж в этот период должен быть щадящим, кратковременным (не более 10–20 мин) и направленным на улучшение кровообращения в коже и мышцах. Следует помнить, что лечебный массаж может спровоцировать ухудшение адаптации с развитием синдрома срыгивания, нарушением суточной ритмики, нарастанием возбуждения, в некоторых случаях переходящим в судороги, а также нарушениями сердечной деятельности, вплоть до повторного открытия фетальных коммуникаций.

В 5-6-месячном скоррегированном возрасте у недоношенных детей начинает отчетливо проявляться задержка формирования моторных навыков за счет замедления нормализации тонуса.

В этот период, после необходимых обследований — ЭКГ и ЭЭГ, можно начинать проводить комплекс интенсивных реабилитационных мероприятий — лечебный массаж, физиотерапию, водные процедуры. Из медикаментозных средств используют ноотропные препараты, например пантогам, при необходимости назначают курс церебролизина. В дальнейшем при нормализации состояния и ускорении формирования навыков в соответствии с приведенными выше нормами ребенок может не получать активной терапии. Вместе с тем, отсутствие эффекта от проведенного лечения служит основанием для дальнейшего обследования, повторных реабилитационных мероприятий с диагностикой причины задержки развития и включением всего арсенала средств, применяемых для лечения конкретного заболевания

Такой подход, с успехом использующийся в Центре коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, позволяет значительно снизить вероятность назначения ребенку необоснованного лечения. Это особенно важно, так как при использовании медикаментозной терапии и применении методик физического воздействия у детей с низкой массой тела при рождении наблюдается большое количество побочных, парадоксальных реакций и осложнений, вплоть до развития судорог, о чем должны быть предупреждены родители и что требует большой ответственности от врача.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, доктор
Е. С. Сахарова, кандидат медицинских наук
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, Центр коррекции развития детей раннего возраста, Москва

Неврологическое обследование детей включает в себя оценку периода беременности, родов, послеродовых заболеваний, болезней родственников и клинический осмотр. После рождения ребенка его ЦНС продолжает развиваться, достигая зрелости приблизительно к 7-летнему возрасту. Поэтому неврологическое обследование детей имеет свои особенности. В первую очередь оценка основывается на наблюдении. Дальнейшую информацию, касающуюся тонуса, мышечной силы, глубоких сухожильных рефлексов и поверхностной чувствительности дает объективное обследование.

Затем может быть выполнено исследование стволовых и спинальных рефлексов. По мере достижения детьми подросткового возраста неврологическое обследование все более приближается к таковому у взрослых.

Неврологическое обследование недоношенного младенца:
A. Неврологическая оценка новорожденных изменяется по мере созревания ЦНС. Важность правильного определения срока беременности к моменту родов (гестационного возраста) обусловлена несколькими причинами. Во-первых, необходимо оценить, соответствуют ли данные обследования норме. Во-вторых, это помогает определить наиболее вероятные патофизиологические процессы, вызвавшие нарушение, поскольку характер некоторых нарушений определяется гестационным возрастом.
Б. В США ежегодно рождается более 35 тысяч детей с весом менее 1 кг. Большинство из них выживают благодаря активной медицинской помощи.
B. Наиболее частыми неврологическими последствиями недоношенности являются припадки и внутрижелудочковое кровоизлияние (ВЖК). В 20-50% случаев ВЖК развивается гидроцефалия.
Г. Наблюдение заключается в ежедневном измерении окружности головы и исследовании родничка и швов, а также обычной транскраниальной сонографии.

1. Увеличение окружности головы у больного недоношенного младенцав течение первых 3 месяцев составляет в среднем 0,25 см в неделю.
2. У здоровых недоношенных младенцев можно ожидать увеличение окружности головы на 1,1 см в неделю в течение первых двух месяцев и 0,5 см в неделю в течение третьего и четвертого месяцев.
3. Разработаны специальные карты определения окружности головы у недоношенных детей.

Д. Наблюдение:
1. Недоношенных детей необходимо наблюдать приблизительно за час до кормления, чтобы оценить уровень их бодрствования.
а. Младенцы, рожденные на 28-й неделе беременности часто нуждаются во внешнем раздражителе, чтобы проснуться.
б. Недоношенные младенцы спят 80 - 85 % времени суток, тогда как рожденные в срок - 60 %.
2. У сильно недоношенных детей наблюдается некординированная генерализованному реакция на растяжение с частыми эпизодами клонических дрожательных движений.
3. У рождённых после 32-й недели беременности движения становятся более локализованными и координированными.


Е. Черепные нервы:
1. До 36-й недели младенец не поворачивается к источнику света. Только на очень сильное световое раздражение недоношенный младенец может реагировать смыканием век.
2. До 29-й недели зрачковый рефлекс на свет отсутствует. Достоверно о его появлении можно говорить только после 31 недели.
3. Окулоцефалические рефлексы не могут быть вызваны приблизительно до 36-й недели, когда у младенца появляется слежение за источником света. Отсутствие окулоцефалических рефлексов (наличие феномена "кукольных глаз") после 36-й недели беременнности считается патологией.
4. Недоношенный младенец способен к вокализации, однако ее трудно вызвать. Плач слабый и непродолжительный.

Ж. Двигательная сфера:
1. Анализ двигательных реакций особенно важен для различения недоношенных новорожденных и новорожденных с малым весом.
2. 28-недельный недоношенный младенец очень вялый. Если положить его животом на ладонь, он будет свисать без попыток к разгибанию головы, конечностей или спины.
3. Созревание моторики происходит в каудокраниальном направлении:
а. 34-недельный младенец удерживает ноги в положении "ног лягушки", тогда как в руках отмечается гипотония и разгибание.
б. К 38-й неделе должно отмечаться сгибание всех четырёх конечностей.

4. Реакции на манипуляции с конечностями, выпрямление и постуральные рефлексы.
а. Симптом "шарфа" исследуется путем перемещения руки вдоль груди по направлению к противоположному плечу. У недоношенного локоть дотягивается до плеча противоположной стороны, тогда как у доношенного младенца не удается пересечь локтем среднюю линию.
б. Аналогичным образом у недоношенного можно пяткой достать ухо.
в. В 28-ми недельный младенец совершенно вял. К 34-й неделе появляется некоторая реакция опоры, а к 38 неделе эта реакция уже хорошо развита.
г. До 30-ти недель голова совершенно не удерживается. К 38-й неделе отмечаются кратковременное разгибание головы вслед за туловищем, хотя в вертикальном положении голова не удерживается.

Дочь родилась на 36 неделе. 2 дня на ИВЛ, потом дышала сама. Диагноз при выписке — гипоксически-ишемическая энцефалопатия, синдром церебральной депрессии. Рекомендовано УЗИ ГМ в 1 месяц.

УЗИ ГМ в 1 месяц норма. Изначально хотели пойти на приём к платному невропатологу, но ближайшая запись оказалось у невропатолога в поликлинике. Пошли на приём, я рассказала про гипоксию, врач же в ответ, посмотрев на УЗИ, сказала, что есть незрелость (интересно, не скажи я ей про недоношенность и гипоксию — увидела ли что-нибудь врач на результатах УЗИ или нет?). Назначила Картан и Сомазина. При этом половину всего нашего приёма врач проговорила по телефону (при чём не по работе, а кто-то из родственников ей позвонил, но я по натуре человек спокойный, возмущаться не стала). Буквально через день подошла наша очередь к платному невропатологу. Так как невропатолог в поликлинике мне доверия не внушил, мы поехали туда. Врач осмотрела дочь, сказала, что у нас есть и гипо-, и гипертонус. Но из-за высокого билирубина массаж пока начинать нельзя. Задача — снижать билирубин. Я спросила нужно ли пить Картан и Сомазину, она сказала пить Картан, Сомазину не надо (кстати, Алматы, кому надо — отдам дешевле, чем продают в аптеках, но об этом отдельно). Перед следующим приёмом сделать УЗИ позвоночника и УЗДГ.

Начинаем пить Картан. Замечаю, что дочь стала плохо спать. Иногда доходило до того, что с 6 вечера до 4 утра она не спала — дремлет только на руках и всё. Связь плохого сна с Картаном я заметила после отмены Картана и улучшения сна.

УЗИ позвоночника показало защемление шейного и поясничного позвонков. УЗДГ показало расширение сосудов головы. Невропатолог назначает Кортексин и Б1 внутримышечно 10 уколов через день. Спустя неделю вижу изменения — доча стала больше разговаривать и улыбаться. И может немного полежать одна.

Сегодня начали ЛФК. Доча возмущалась, конечно, но в целом вела себя хорошо. Массажист сказала, что рефлексы в норме (хотя педиатр ставит гипорефлексию). И ещё сказала, что гипертонус в этом возрасте — норма.

После завершения курса ЛФК и массажа особо разницы не вижу. Хотя массажист сказала, что мышцы дочи более расслабились.

Мраморность кожи немного уменьшилась.

Перешли на полное гв (каюсь, вчера один раз дала ей смесь, но потом об этом пожалела). Какать стали раз в 3 дня, кал густой и запах не очень (началось это после приёма интести-бактериофага).

В целом, вспоминая её поведение до начала лечения и сейчас, сделала вывод, что до начала лечения доча была более спокойная. Беспокоили только колики. Вспоминаю сына в этом возрасте (3 месяца) — спокойный ребёнок, ел, какал и спал. Но он к этому времени был уже полностью на ИВ, от груди не зависел и лекарств\уколов не получал вообще.

В понедельник на приём, посмотрим что скажут.

В очередной раз невропатолог назначает 20 уколов (актовегин и Б6). Актовегин перенесли нормально, после витамина ребёнок не спит, плачет, капризничает. Решила не ставить бедному ребёнку уколы, сходить к другому невропатологу, потому что появилось подозрение, что нас просто уже залечивают.

Переехали в свой родной город. Сходили к лучшему в городе невропатологу. Уколы и парафин отменяет, назначает Мексидол и Магне Б6 на месяц, Массаж и электрофорез на воротниковую зону с эуфиллином. Мраморность так и не проходит. На УЗИ сердца ещё не попали (в 3 месяца услышали шумы в сердце). Начали беспокоить зубы, даже грудь толком сосать не может. Если вечером напугается, то ночью плачет с 12 до 1 ночи, иногда дольше. Пока что улучшений в плане спокойствия не вижу. Может быть совсем чуть-чуть. Но активно играется с игрушками, всё тащит в рот. Улыбается.

Боюсь об этом говорить, но становится лучше. С её режимом я соориентировалась, был скачок роста, 2-3 дня режим сбивался, но сейчас встало на места. По поводу спокойствия вроде тоже есть улучшения (живём отдельно, тихо-спокойно, резких звуков нет, старший в саду). Сходили на УЗИ сердца — признаки ООО, но с возрастом пройдёт, возможно из-за недоношенности — сердечко не дозрело. По неврологии лечение закончили, к невропатологу ещё не ходили. Пытается ползать, переворачивается, болтает, хочет сидеть. Всё вроде бы нормализуется (тьфу тьфу тьфу).

Моей сладости год и почти два месяца. Пошла она где-то в год и полтора месяца, но попытки начала предпринимать ещё в 11 месяцев — я её не торопила, ждала, когда мышцы окрепнут.

То, что было год назад и есть сейчас — небо и земля. Весёлый улыбающийся ребёнок. Главное вовремя накормить и дать поспать =) сравниваю с развитием сына — она шустрее (видимо сказалось полученное год назад лечение, о чём я ни капли не жалею).

Заметила, что доча неправильно ставит одну ножку. В пятницу идём на приём к невропатологу.

Прививки вроде бы все получили (по крайней мере больше не вызывают).

Недоношенные дети, в силу своей незрелости, в большей степени подвержены неврологическим расстройствам.


Основные причины приводящие к неврологическим расстройствам у недоношенных детей:

Анатомо-физиологические особенности недоношенных

  1. Незрелость коры головного мозга и относительная незрелость подкорковых образований перивентрикулярной области и ствола головного мозга;
  2. Более низкий обмен веществ (метаболизм) мозга;
  3. Наличие герминативного матрикса, который в большей степени подвержен изменениям после рождения.
  4. Низкий тонус вен и затрудненный венозный отток от структур головного мозга;
  5. Не совершенствование регуляции, в том числе и ауторегулярции мозгового кровотока.
  6. Большая часть (около 75%) перинатальных осложнений возникает в первые 48-72 часа после рождения ребенка.

Факторы риска

  • Низкая оценка по шкале Апгар — 0-1 балл;
  • Тяжелый РДС (респираторный дистресс синдром новорожденного);
  • Апноэ (остановка дыхания);
  • Потребность ребенка в жестких параметрах ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
  • Гипокарбия;
  • Врожденный порок сердца;
  • Наличие гемодинамически значимого функционирующего артериального протока (ГЗФАП);
  • Гиповолемия;
  • Системная гипотензия;
  • Генерализованная внутриутробная инфекция;
  • Сепсис;
  • Крайняя незрелость — масса тела менее 1500 грамм.

Патофизиологические механизмы возникновения неврологических расстройств

Дефицит кислорода приводит к ацидозу, возникает дефицит АТФ (специальный фермент). В ответ на это происходит выброс возбуждающих аминокислот, что приводит к изменению проницаемости клеточных мембран. Это в свою очередь приводит к цитотоксическому отеку и гибели клеток головного мозга.

Также повреждения могут развиться в результате кровоизлияния из поврежденных сосудов головного мозга.

Морфологические особенности перинатальных поражений головного мозга

  • Перивентрикулярная ишемия;
  • Перивентрикулярная лейкомаляция;
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК).

  • Длительный синдром угнетения ЦНС (центральной нервной системы);
  • Преобладание общемозговых расстройств над очаговыми;
  • Преобладание вегетативных реакций;
  • Наличие атипичных судорог;
  • Гиперсекреторная (сообщающаяся) гидроцефалия в остром периоде тяжелых ВЖК;
  • Преобладание нормтензивной гидроцефалии в восстановительном периоде гипоксически-ишемическеской энцефалопатии;
  • Длительная мышечная гипотония (период мнимого благополучия 2-4 месяца) с трансформацией в особые формы гипертонуса (ДЦП).

Диагностика

  • Нейросонография (НСГ);
  • Доплерография;
  • Компьютерная томография, МРТ;
  • Ликвородиагностика.

Фармакологическое окно — первые 24-48 часов.

В этот период лекарственные препараты наиболее эффективны, далее эффективность значительно снижается.

Охранительный режим — правило 3-х Т (Тепло, Темно, Тихо).

Лабораторный мониторинг — регулярная проверка газов крови, гемоглобина, гематокрита, глюкозы;

Обеспечение адекватной вентиляции легких;

Поддержания системной и мозговой гемодинамики;

Профилактика ВЖК (внутрижелудочковых кровоизлияний);

Профилактика и лечение судорог;

Профилактика и лечение отека головного мозга.

Медикаментозное лечение

В зависимости от симптомов и показаний для лечения неврологических расстройств применяют следующие препараты:

Магнезия 25%; кальция глюконат 10%; фенобарбитал, реланиум, сукцинат 1,5%, реамберин (в первые 5 суток жизни).

Церебропротекторы назначают не ранее 4-х суток жизни. Это такие препараты как:

Пирацетам, пантогам, глицин, кортексин, церебролизин, актовегин и другие.

Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от тяжести состояния, наличия или отсутствия осложнений и сопутствующей патологии.

У недоношенных детей (при рождении на 22…25 неделе беременности) достаточно велика вероятность развития неврологических проблем. Зато затем, как утверждают канадские исследователи, еженедельно примерно на 6,5% риски начинают снижаться.

Как подчеркивает Грегори Мур, руководитель группы исследователей из Главного госпиталя Оттавы (Канада), до этого не проводилось подобных исследований, сопоставляющих срок рождения ребенка с риском развития в будущем у него неврологических проблем.

Отметим, что данный риск иногда играет важнейшее значение для родителей малыша, порой даже больше, чем вопрос выживания недоношенного малыша.

В своей работе исследователи проанализировали неврологическое здоровье малышей в 9 исследованиях, в которых были упомянуты данные младенцев, родившихся на 22–25 неделе беременности. Ученые оценивали их неврологический статус в возрасте 4…8 лет.

Данные мета-анализа показали, что роды на 22…25 неделе беременности дают в будущем наивысший риск появления у малыша неврологических заболеваний и расстройств. А вот преодолев срок в 25 недель беременности, риск появления данных проблем постепенно начинает снижаться примерно на 6,5% за каждую последующую неделю вынашивания.

Как отмечают специалисты, снижение коэффициента умственного развития IQ, ухудшение слуха и зрения являются самыми распространенными неврологическими проблемами, с которыми сталкиваются недоношенные малыши. Преждевременные роды в самых тяжелых случаях способны стать причиной развития у ребенка церебрального паралича.

Родителям и врачам надо быть готовыми к такому развития событий, если ребенок родился недоношенным. В таком ситуации ребенку могут понадобиться специальный уход и методики развития и адаптации.

«С 1 января 2012 года в России роды считаются со срока 22 недели беременности. Своевременные роды начинаются на 38. 40 неделе. Длятся нормальные роды от 6 до 24 часов. Преждевременные роды проходят с 22 по 37 недели беременности, длятся быстрее обычных, часто сопровождаются преждевременным излитием вод, кровотечением, акушерскими осложнениями.

Каждый год в мире преждевременно рождаются 15 миллионов детей (10% от всех новорожденных!), при этом 1,1 миллиона из них вскоре погибает. За последние годы число преждевременных родов существенно возросло как в развивающихся, так и в развитых странах. Преждевременные роды — вторая по частоте причина смерти всех детей младше 5 лет. Со временем их количество будет только расти из-за демографических изменений и улучшения неонатальной медицины.

Недоношенный ребенок имеет малый вес и менее готов к контакту с окружающей средой. Его иммунная система не в состоянии эффективно работать, выполнять функцию защиты от инфекций, а жировая прослойка – адекватно выполнять терморегуляцию. Появившись на свет на сроке менее 34 недель, новорожденный, как правило, не в состоянии самостоятельно дышать и сосать. Для того чтобы выжить, ему необходим специальный кювез, кислород, аппарат искусственного дыхания, парентеральное питание. Такие дети часто погибают вскоре после рождения, а для выживших, жизнь превращается в борьбу с такими проблемами, как инфекции, церебральный паралич, патология дыхательной системы, зрения и слуха, в дальнейшем это проблемы с обучением и развитием.


Особенности физиологии и адаптации к условиям жизни вне утробы матери недоношенных детей.

При этом следует помнить, что на созревание органов и систем крохи, родившегося намного раньше предполагаемого срока, влияет несколько моментов:

  • Степень недоношенности
  • Наличие заболеваний и/или пороков развития
  • Насколько ребенок приспособился к новым условиям жизни

Мы продолжаем цикл статей об особенностях детей, рожденных раньше положенного срока. Вы можете прочесть публикации:

Разумеется, в одной статье невозможно описать все особенности органов и тканей недоношенного ребенка, поэтому рассмотрим лишь основные моменты. Причем во многом они зависят от срока гестации: чем он меньше, тем больше выражена незрелость органов и систем.

Поэтому у глубоко недоношенных детей сильнее страдает работа организма в целом. Также у них имеется высокий риск развития различных заболеваний, которые нередко тяжело протекают.

Тогда как малыши с I и II степенью недоношенности куда лучше подготовлены к жизни вне утробы матери.


Нервная система — в ответе за все

На момент рождения отделы нервной системы сформированы даже у глубоко недоношенных детей, но их созревание не завершено.

Нервное волокно — некий провод, который отходит от нервной клетки, а по нему передается нервный импульс (команда) от центральной нервной системы (спинного и головного мозга) к органам и тканям. Для этого необходим миелин — вещество, покрывающее снаружи нервные волокна, но у недоношенного малыша его недостаточно.

На 28-36 неделе появляются крупные извилины коры головного мозга, но мелких борозд еще немного.

Слабо развиты мозжечок (отвечает за координацию движений) и продолговатый мозг (в нем находится дыхательный и сосудодвигательные центры).

Кора головного мозга незрелая и быстро истощается.

Тогда как спинной мозг у крохи несколько лучше развит и более зрелый, нежели головной.

В силу таких особенностей нервной системы у крохи движения хаотичные и размашистые. Малыш вздрагивает, у него замедлена реакция на раздражители, мышечный тонус и двигательная активность в основном понижены, имеется непостоянный тремор (дрожание или мелкое подергивание) ручек и ножек, подбородка.

Расположены хаотично, а соединения между ними развиты слабо. Сами стенки сосудов недостаточно эластичные и прочные, поэтому легко спадаются либо сужаются (возникает спазм). Кроме того, нарушен отток крови из головного мозга.

Из-за таких особенностей сосудов головной мозг плохо обеспечивается питанием. Также имеется высокий риск развития гипоксии (кислородного голодания), нарушения кровообращения (ишемии) и кровоизлияния в ткани головного мозга.

Наиболее часто такие состояния возникают во время родов — в момент, когда нагрузка на головку крохи колоссальная. Поскольку ни малыш, ни родовые пути матери не готовы к родам.

Как правило, вызываются, но чем меньше срок гестации, тем они слабее и быстрее угасают.

Глотательный рефлекс появляется примерно на 11-12 неделе внутриутробного развития, а сосательный — на 29 неделе. Поэтому у глубоко недоношенного малыша они могут отсутствовать — показание для кормления через зонд.

Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.

В норме сосательный рефлекс исчезает примерно к возрасту одного года, а глотательный остается на всю жизнь.

Поисковый рефлекс — попытка ребенка найти еду при прикосновении к углу рта. При этом он поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает ротик, опускает нижнюю губку и пытается найти пищу. У умеренно недоношенного ребенка он слабый, а у глубоко недоношенного малыша отсутствует.

Поисковый рефлекс сохраняется в норме примерно до 3-4 месячного возраста, затем угасает, поскольку ребенок уже ищет пищу глазами.

Хватательный рефлекс проявляется тем, что если вложить в ладонь доношенного младенца палец, то он крепко цепляется за него.

Однако у недоношенного малыша обычно этот рефлекс появляется лишь к 32 неделе, но он слабый, а на 36-37 неделе вызывается отчетливо.

Хватательный рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста, затем постепенно угасает.

Остальные рефлексы (например, защитный, Моро и другие) в основном оценивает врач при осмотре.

Малыш, родившийся до 28 недель, почти все время спит, но при прикосновении или смене положения тела он просыпается, начинает двигать руками и ногами, открывает глаза, либо реагирует гримасой и негромким плачем. Однако у него быстро наступает истощение, поэтому такое состояние длится всего несколько минут, затем малютка вновь засыпает.

Кроха, родившийся на сроке 32 недели и более, самостоятельно просыпается, а затем какое-то время бодрствует. В этом возрасте начинает формироваться смена сна и бодрствования.

К 35-37 неделе появляется отчетливый самостоятельный и громкий крик, а периоды бодрствования удлиняются.

Конечно, малыш, рожденный намного раньше срока, отличается от доношенного ребенка. Однако при создании оптимальных условий для выхаживания шансы на благополучный исход гораздо выше. Именно об этом мы и поговорим в следующем материале.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.