Неврологические проблемы у школьников




    • На заглавную
    • О журнале

    Поиск

    Актуальные неврологические проблемы подростков

    Неврологические нарушения занимают второе место среди хронических заболеваний подростков. Приведены данные исследования таких актуальных проблем, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и эпилепсия, приводящих к сложностям обучения и социализации. Показана роль перинатальной патологии мозга в патогенезе этих заболеваний.

    Neurological disorders taking second place among all chronic diseases of adolescents. Interesting findings on such an actual points like ADHD and epilepsy that leads to educational and socialization problems are shown. Authors are describing the role of perinatal brain pathology in pathogenesis of these disorders.

    Среди наиболее волнующих, нерешенных, мало изученных проблем современной медицины можно с полной уверенностью назвать подростковую заболеваемость. Несмотря на это, именно подростки оказываются обделенными вниманием врачей. Еще не взрослые и уже не дети, они формально находятся под наблюдением педиатров, фактически не получая должного систематического наблюдения. Медико-социальные исследования показывают, что жалобы детей подросткового возраста остаются недооцененными даже их родителями. Приходится с горечью констатировать, что за последние 30 лет здоровье школьников достоверно ухудшилось. Численность здоровых детей в первом классе снизилась с 38,7% до 5,2%. Особенно увеличилась частота хронических заболеваний органов пищеварения, нервной и иммунной систем. К моменту первоначальной постановки на воинский учет выявляется значительное количество запущенных хронически больных подростков. При этом имеются лишь единичные работы, посвященные комплексному изучению здоровья юношей.

    Главная проблема растущего организма — это способность его к адаптации. По напряженности процессов, протекающих в организме, подростковый период занимает второе место в онтогенезе после новорожденности. Доказано, что состояние здоровья и развития подростка определяет здоровье индивидуума в последующие возрастные периоды [1]. Психиатры, занимающиеся вопросами психических расстройств в детском и подростковом возрасте, считают, что приблизительно 20% детей школьного возраста нуждаются в консультации психоневролога по поводу невротических состояний из-за трудностей в связи с воспитанием или плохой успеваемостью в школе. В то же время известно, что у немалого числа подростков наряду с пубертатной дисгармонией психики появляются признаки отчетливых отклонений в развитии личности. Нередко эти особенности в развитии личности можно наблюдать с детского возраста. Часть подобных нарушений связана с легкой перинатальной патологией головного мозга [1]. Изменения считаются легкими, так как при них не выявляют отчетливые очаговые симптомы. В их основе лежат небольшие диффузные повреждения ткани мозга, возникающие перинатально. Умственные способности таких детей остаются средними или ниже средних. Вместе с тем, обнаруживаются расстройства восприятия, мышления, поведения, тонкой моторики, а нередко и двигательная неловкость в сочетании с нарушениями координации.

    Характерная триада симптомов — двигательная расторможенность, импульсивность поведения и дефицит внимания. Если у детей дошкольного и школьного возраста преобладают проявления гиперактивности, то у подростков и взрослых более очевидны дефицит внимания и пограничные психические нарушения, такие, как тревожные и депрессивные расстройства [2]. Если у детей младшего возраста это агрессивность в играх со сверстниками и неумение найти общий язык, то у взрослых проблемы становятся более многогранными и мешают адаптироваться в коллективе, способствуют более частым расторжениям брака, повышенной аварийности при вождении [3].

    Термин синдром дефицита внимания с гиперактивностью был впервые выделен M. Laufer [9] в рамках ММД с целью объяснения трудностей обучения у детей без очаговой неврологической симптоматики.

    СДВГ — реально существующее расстройство, оказывающее влияние на развитие, адаптацию, успешность обучения, эмоциональный статус и поведение ребенка, существенным образом ухудшающее качество жизни страдающих им детей и их родителей. Что является причинами СДВГ? Согласно современным концепциям патогенеза СДВГ, в основе его развития лежат повреждения мозга в пре- и перинатальном периоде [10] и наследственная предрасположенность [11], реализующиеся при воздействии неблагоприятных влияний внешней среды. В отличие от генетических факторов, перинатальная патология нервной системы при своевременной и правильной диагностике поддается коррекции, что может способствовать более благоприятному прогнозу заболевания.

    При исследовании мозгового кровотока у детей с СДВГ бы ли выявлены нарушения артериального притока и/или затруднение венозного оттока, причем у детей с перенесенной асфиксией в анамнезе превалировали симптомы дефицита внимания и нарушения гемодинамики различного характера преимущественно в вертебрально-базилярном бассейне [20]. При проведении спектральной томографии и ОФЭКТ-исследования головного мозга обнаружено снижение мозгового кровотока именно в префронтальных областях, контролирующих процессы, связанные с уровнем внимания [21]. Позитронно-эмиссионная томография позволила обнаружить уменьшение метаболической активности в префронтальной коре и базальных ганглиях [22]. МРТ-исследования головного мозга пациентов с СДВГ выявляют меньшие объемы белого вещества в правой лобной доле, меньшие размеры хвостатого ядра, скорлупы, мозолистого тела и мозжечка [23].

    В клинике детской неврологии в декабре2008 г. был создан Научно-практический центр для детей с СДВГ. В числе исследователей, занимающихся этой актуальной проблемой, мы ставили перед собой четкие задачи, наиболее важной из которых считаем дифференциальную диагностику СДВГ и других форм гиперактивности, скрывающихся за этим диагнозом. За недолгое время существования Центра мы обследовали 181 ребенка с предполагаемым СДВГ. Только треть из них (59 пациентов) соответствовала всем критериям диагноза СДВГ. Масками СДВГ оказались: астеноневротический синдром (47%), гиперактивные нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью (16%), заболевания психики (15%), особенности воспитания (4%), тугоухость (2%), хронический моторный тик (2%). Неудивительно, что среди обратившихся детей с диагнозом СДВГ 10% (13 чел.) были здоровыми. Уровни гипердиагностики приблизительно одинаковы, по данным разных научно-исследовательских центров.

    Целью данного исследования стало изучение перинатального анамнеза, раннего развития и неврологического статуса у детей с СДВГ.

    Нами были обследованы 59 пациентов с СДВГ в возрасте от 1 до 7 лет. В исследование были включены дети с проблемами обучения или поведения, обусловленными гиперактивностью, импульсивностью, высокой отвлекаемостью, сложностью коммуникации.

    Обращаясь к проблеме СДВГ и проанализировав данные литературы, мы понимали, что обнаружим у многих наших пациентов перинатальную патологию ЦНС. Число детей со значительно отягощенным акушерским анамнезом, действительно, оказалось очень велико — 91% случаев (54 ребенка). К патологии беременности мы относили 2 фактора и более: неблагоприятное течение предыдущей беременности, включая мертворождения, повторные выкидыши, преждевременные роды (61%); угроза прерывания беременности, повлекшая необходимость медикаментозного сохранения (88%); токсикоз на протяжении всей беременности (22%); перенесенные будущей матерью ОРВИ (18%), стрессы (22%), анемия, требующая лечения (18%), ХФПН (11%).

    При детальном осмотре пациентов с СДВГ мы обратили внимание на отсутствие выраженной неврологической симптоматики. Удивили неожиданно высокая доля и степень диффузной мышечной гипотонии (54%). У 35% пациентов (21 ребенок) мамы отмечали моторную неловкость, именно в этих случаях нами были обнаружены негрубые координаторные нарушения. Описанный в нашей клинике синдром периферической цервикальной недостаточности был выявлен у 22% пациентов (13 детей). Мы ожидали, что доля заинтересованности цервикальной области у пациентов с СДВГ будет выше, но этот показатель полностью совпал с 22% болезненности при пальпации остистых отростков шейных позвонков, что предполагает развитие раннего дегенеративного процесса в шейном отделе позвоночника у этих пациентов. Неудивительно, что у этой группы пациентов спондилография выявила нестабильность шейного отдела позвоночника, в той или иной степени совпадали с данными литературы. У 86% пациентов с СДВГ описан значительный спазм позвоночных артерий с преобладанием со стороны правой позвоночной артерии (доказано, что в связи с особенностями положения плода правая позвоночная артерия в родах страдает чаще) [24]. У половины пациентов (57%) обнаружено достоверное нарушение венозного оттока, что вполне логично при нарушении мозгового кровотока и вертебрально-базилярного, в частности.

    Абсолютно логично, что в лечении каждого заболевания врач предпочитает выбор каузальной терапии по сравнению с симптоматической. Предлагаемая нами схема лечения пациентов с СДВГ направлена, прежде всего, на улучшение мозгового кровотока, пострадавшего в перинатальном периоде. Улучшение церебральной гемодинамики не безразлично и для базальных ганглиев, предположительно играющих одну из главных ролей в нарушении тормозных процессов.

    Лечение проводилось курсом в 3 мес. Таким образом, все пациенты получили по три курса лечения в течение года. Назначались препараты, улучшающие гемодинамику (сосудорасширяющие), внутримышечно и перорально, электрофорез спазмолитиков на шейный отдел позвоночника по поперечной методике, ноотропная терапия, препараты, стимулирующие нейрональную передачу, витаминотерапия. Медикаментоное лечение сопровождалось психокоррекциоными занятиями с детьми и членами их семей. Коррекционная работа с семьей проводилась в форме семейного консультирования, родительского тренинга и собственно семейной психотерапии. Положительная динамика как симптомов СДВГ, так и коморбидных симптомов достоверно выявлена у 78% пациентов.

    Еще одним распространенным неврологическим заболеванием, которое может осложняться поведенческими нарушениями, считается эпилепсия. Известно, что дебют 75% эпилепсий приходится на ранний детский возраст, а у взрослых пациентов наблюдаются различные проявления эволюции эпилептических синдромов. В большинстве случаев эпилепсии, ранний дебют заболевания имеет более тяжелый прогноз. Второй критический возраст дебюта и неблагоприятного прогноза, по данным Международной лиги борьбы с эпилепсией (ILAE), подростковый, 12-16 лет. Высокая повторяемость приступов даже при доброкачественных формах приводит к когнитивному дефициту и/или развитию поведенческих нарушений и, как следствие, к сложностям социализации.

    Эволюция эпилептологии — это и эволюция суждений об этиопатогенезе. Научные исследования последних лет показали, что перинатальные проблемы играют важную роль в развитии эпилепсии. Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных (1999 г.) указывает на высокую частоту судорог при различных вариантах повреждения ЦНС. Судороги развиваются при церебральной ишемии II, III степени, внутричерепных кровоизлияниях гипоксического генеза, внутрижелудочковом и субарахноидальном кровоизлияниях, травматических поражениях ЦНС, дисметаболических и токсико-метаболических нарушениях функций ЦНС, инфекционных поражениях ЦНС перинатального генеза [25].

    Таким образом, неонатальные судороги (НС) — это полиэтиологический клинический синдром, отражающий ранние церебральные нарушения [26]. По данным ILAE, более 90% НС являются симптоматическими, однако около 10% наследственно детерминированы (идиопатические). Гипоксически-ишемическая патология ЦНС лежит в основе НС в 32-56% случаев [27]. Дебют НС, обусловленных гипоксическим поражением ЦНС, в 90% случаев наблюдается в первые 72 ч. постнатальной жизни. Церебральные кровоизлияния являются причиной НС в 23-33% случаев [28]. Особенная частота НС отмечена у недоношенных детей, причем, чем больше степень недоношенности, тем чаще развиваются внутрижелудочковые кровоизлияния и перивентрикулярные инсульты, в 80% случаев сопровождаясь НС. По мнению А.И. Болдырева, чем раньше начинается эпилепсия, тем значительнее вклад родовой травмы мы в этиологии заболевания, наоборот [29]. У детей в возрасте до 5 лет родовая травма является причиной эпилепсии в 2 раза чаще, чем у детей 6-10 лет; а у последних — в 2 раза чаще, чем у детей в возрасте 11-15 лет.

    НС — частое и самое грозное неврологическое нарушение у новорожденных Согласно данным литературы, у 4-20% детей в дальнейшем развивается эпилепсия, у 9-31% — детский церебральный паралич (ДЦП). По данным J. Aicardi, у детей с НС риск развития ДЦП в 55-70 раз, а эпилепсии — в 18 раз выше такового в общей популяции [30].

    Очевидно, что на сегодняшний день значимость НС остается недооцененной, а сама патология требует создания алгоритма обследования и ведения больного.

    Важно понимать, что эпилепсия — потенциально излечимое заболевание и ремиссии имеют место у достаточно большого количества больных. Качество жизни является важным параметром оценки тяжести заболеваний, особенно хронических, в том числе эпилепсии. Качество жизни детей, страдающих эпилепсией, значительно снижено. У них более высок риск поведенческих и эмоциональных проблем в сравнении как с популяцией в целом, так и с детьми, страдающими другими хроническими заболеваниями, не вовлекающими ЦНС.

    Таким образом, растущая инвалидизация подростков молодых людей – нередко пропущенная или недооцененная патология подросткового периода, который, в свою очередь, должен вернуть врача к перинатальным проблемам. В высоком проценте случаев удастся выявить взаимосвязь и получить больший шанс успешной терапии.

    В.Ф. Прусаков, Е.А. Морозова, В.И. Марулина, Д.В. Морозов, О.В. Князева

    Казанская государственная медицинская академия

    Морозова Елена Александровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии

    1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены подростков. — М., 2007. — 384 с.

    2. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. — СПб., 2007. — 136 с.

    3. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии.. —2000. — № 1. — С. 121-135.

    4. Still G.F. Some abnormal psychical conditions in children // Lancet. — Vol. 29. — P. 1008-1012.

    5. Lewin P.M. Restlessness in children // Arch. Neurol. Psych. — 1938. — Vol. 39. — P. 764-770.

    6. Clements S.D. Minimal brain dysfunction by children // National J. Neurolog. Bull. — 1966. — 9 p.

    7. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.К. Психогенетика. — М., 1999. — 447 с.

    8. Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение церебролизина в их комплексной коррекции: метод. пособие для врачей. — М.: РГМУ, 2005. — 89 с.

    9. Laufer M., Denhoff E., Solomons G. Hyperkineticim pulse disorder in children’s behavior problems // Psychosomatic Medicine. — 1957. — Vol. 19. — P. 38-49.

    10. Belmont L. Handbook of Minimal Brain Dysfunction: A critical View. — New York: Eds. H. Rie, 2000. — P. 55-74.

    11. Biederman J., Faraone S.V. Attention-deficit hyperactivity disorder // Lancet. — 2005. — Vol. 366, № 9481. — P. 237-248.

    12. Ноговицина О.Р., Левитина Е.В. Неврологический аспект клиники, патофизиологии и коррекции нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Журнал неврологии и психиатрии. — 2006. — №2. — С. 17-20.

    13. Mick E., Biederman J., Faraone S.V., Sayer J., Kleinman S. Case-control study of attention-deficit hyperactivity disorder and maternal smoking, alcohol use, and drug use during pregnancy // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 2002. — Vol. 41, № 4. — P. 378-385.

    14. Hirshfeld-Becker D.R. et. al. Pregnancy complications associated with child hood anxiety disorders // Depression and anxiety. — 2004. — Vol. 19, № 3. — P. 152-162.

    15. Gillberg C. Perceptual motor and attentional deficits in Swedichpri mary school children. Some child psychiatria aspects // Child Psychol. Psychiat. — 1983. —Vol. 24, № 3. — P. 377-403.

    16. Петрухин А.С. Неврология детского возраста. — М., 2004. — 784 с.

    17. Алиева Х.М. Гиперкинтический синдром у детей с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС и задержкой внутриутробного развития // Российский педиатрический журнал. — 2003. — № 1. — С. 17-19.

    18. Mick E., Biederman J., Prince J., Fisc her M.J., Faraone S.V. Impact of low birth weight on attention-deficit hyperactivity disorder // Journal of developmental and behavioral pediatrics: JDBP. — 2002. — Vol. 23, № 1. — P. 16-22.

    19. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. — СПб.: Деан, 1999. — 128 с.

    20. Мубаракшина А.Р. Асфиксия как фактор риска развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Рос. вестник перинаталогии и педиатрии. — 2007. — №6. — С. 67-72.

    21. Amen D.G., Carmichael B.D. High-re solution bra in SPECT imaging in ADHD // Ann. Clin. Psychiatry. — 1997.—Vol. 9, № 2. — P. 81-86.

    22. Zametkin A.J., Nordahl T.E., Gross M. et. al. Cerebral glucose metabolism in adults with hyperactivity of childhood on set // N. E. J. Med. — 1990. — Vol. 323. — P. 1361-1366.

    23. Berquin P.C., Giedd J.N., Jacobsen L.K. et. al. Cerebelum in attention-deficit hyperactivity disorder: a morphometnic MRI study // Neurology. — 1998. — Vol. 50, № 4. — P. 1087-1093.

    24. Ратнер А.Ю., Солдатова Л.П. Акушерские параличи у детей. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. — 145 с.

    25. Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. — М., 2009. — 640 с.

    26. Петрухин А.С. Эпилептология детского возраста. — М., 2000. — 624 с.

    27. Panaiyotopoulos C.P. A parcial guide to childhood epilepsies. — 2006. — UK: Medicina. — 220 p.

    28. Aicardi J. Clinics in Developmental Medicine. Diseases of the Nervous Sys tem in Childhood. — London: Vac Keith Press, 1998. — P. 573-675.

    29. Болдырев А.И. Эпилепсия у детей и подрост ков. — М.: Медицина, 1990. — 320 с.

    30. Aicardi J. Epilepsy in children // Lippincott. — Raven Publishers, 1996. — 555 р.

    Симптомы, на которые стоит обратить внимание

    Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка. Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.

    Причины появления неврологических отклонений

    Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение. Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

    Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

    Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска - это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

    Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
    Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

    И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ - родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

    Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.


    Мы поговорили на эту тему с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой детской неврологии КГМА Владимиром Федоровичем Прусаковым.

    — Какие неврологические проблемы сегодня чаще всего мешают ребенку хорошо учиться?

    — Сегодня дети плохо учатся в силу самых разных обстоятельств. Но ситуация складывается так, что неврологическая патология выходит на первый план среди прочих заболеваний. Вы только обратите внимание — по сколько человек в день бывает на приеме у детского невролога? Вопрос риторический. И корнями он уходит в период внутриутробного развития малыша.

    Но если говорить о школьном возрасте, то одна из самых больших проблем детской неврологии — головные боли. И причин у них может быть множество.

    Сегодня ребенок часто попадает к неврологу, когда заболевание переходит в стадию хронического или после того, как родители, наслушавшись различных рекомендаций, занимались самолечением. Это все очень усугубляет ситуацию.

    Любой хронический недуг снижает школьную успеваемость. Ясно одно — если у ребенка часто болит голова, учиться нормально он не сможет. Сейчас стали много говорить об инсультах у детей. Раньше этой катастрофы у детей не случалось в принципе. Но предстадией инсульта в числе прочих могут быть головные боли.

    Дети, страдающие различными нарушениями вегетативной нервной системы, подчас даже вынуждены переводиться на домашний тип обучения, и, согласитесь, полноценной такую форму образования не назовешь. Ребенок получает только необходимый минимум.

    Вегетативные дисфункции у детей выражаются головными болями, головокружением, слабостью, которая не покидает ребенка на протяжении суток, высокой степенью потливости, состоянием, близким к обморочному, температурными дисфункциями.

    Еще одной проблемой, которая сильно влияет на школьную успеваемость, сегодня является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Такой ребенок готов и может мыслить, но его поведенческие реакции и отсутствие внимания просто выматывают педагогов.

    При томографическом исследовании головного мозга у таких детишек выявляются патологические изменения коры лобной доли. СДВГ курирует психиатр, но где та грань, которая разделяет психологию, психиатрию и неврологию. Она очень тонкая.


    Далее следует сказать об эпилепсии. Конечно, сама эпилепсия сказывается и на всем спектре когнитивных функций, и на психологическом состоянии ребенка. Только представьте, подросток утром идет в школу и все мысли его направлены на то, случится у него сегодня приступ или нет.

    Такие дети стараются держаться обособленно от каких-либо развлекательных, внеклассных мероприятий, чтобы избежать публичного проявления болезни.

    Ребенок чувствует, что любая стрессовая ситуация может его спровоцировать. Были случаи, когда у ребенка, больного эпилепсией, который стоит у доски, развивался судорожный припадок. Кроме того, эпилепсия лечится препаратами, которые могут вызывать сонливость, заторможенность, затруднение мыслительной функции, сводятся к минимуму абстракция и логическое мышление.

    — О чем говорят детские тики?

    — Они имеют под собой природу невротического свойства. В большинстве своем это ситуационно обусловленные гиперкенезы (избыточные движения). Это один из индикаторов неврозов. Сегодня каждая пятая молодая мама может сказать, что ее ребенок ведет себя беспокойно и день и ночь. Это вызвано тем, что сама кормящая мама находится в обстановке с высокой степенью невротизации.

    Если говорить о школьниках, то в настоящее время и сама школа колоссально увеличивает нервную нагрузку и уровень тревожности ребенка.

    И к тому моменту, когда ребенок становится абитуриентом, его психический и эмоциональный ресурс практически исчерпан, сил не остается.

    Обстановка безусловно накаляется, причем в самой психологически уязвимой среде — подростки.

    У спортсменов при неправильном распределении нагрузки возможен синдром хронической усталости, когда от него требуется бежать марафонскую дистанцию, а он встает и не может сделать даже шага. Кончился запас прочности. А сегодня мы видим, как в четвертом классе родители описывают данное состояние у своих детей. После школы, репетиторства он приходит домой и, зная уже пройденный материал, не может сообразить элементарных вещей.

    Безусловно, сейчас время требует получения образования. Но его важно построить так, чтобы дети не срывались, ни физически, ни психологически.

    Важно понимать, что растущий организм имеет хорошую способность к адаптации. Но повышенные психоэмоциональные и умственные нагрузки, нарушение режима питания, дефицит сна и отдыха легко приводят к срыву адаптационных возможностей ребенка. Нередко именно это становится причиной различных нарушений в работе организма, которые могут проявляться как разнообразные неврологические и другие соматические заболевания. Причины головной боли у подростков нередко кроются именно в повышенном психоэмоциональном и физическом воздействии на молодой организм.

    К наиболее частым проблемам в детском и подростковом возрасте относятся:

    • головные боли у подростков;
    • головокружения;
    • боли в спине;
    • расстройства сна;
    • апатия, вялость и нежелания что-либо делать;
    • раздражительность;
    • повышенное чувство тревоги.

    Головные боли у подростка наиболее распространенная жалоба. Все головные боли условно можно разделить на:

    • первичные (головные боли напряжения, мигрень);
    • вторичные (проявления другого заболевания нервной системы или следствие инфекционных заболеваний, высокой температуры, патологии со стороны ЛОР органов и т.п).

    Причины головной боли у подростков

    Причины головной боли у подростков первичного характера многочисленны и разнообразны. Однако некоторые факторы играют более существенную роль, чем другие:

    • головные боли у подростка могут быть вызваны эмоциональным напряжением, которое является проявлением тревоги или стресса;
    • причины головной боли у подростка могут скрываться в физическом напряжении мышц головы и шеи: неправильное положение тела при работе за компьютером или выполнении домашнего задания, при отсутствии должной физической активности;
    • частые головные боли у подростков могут быть проявлением сосудистой дистонии на фоне вегетативной дисфункции
    • недиагностированное снижение остроты зрения и неправильно подобранные очки также часто значатся как причины головной боли у подростков и детей.
    • невыявленные очаги хронической инфекции (хронический синусит, аденоидит) могут провоцировать хронический астенический синдром. Как следствие этого могут появиться чувство усталости, повышенная утомляемость и частые головные боли у подростков.

    Хочется отметить, что сами по себе первичные головные боли у подростка напрямую не угрожают жизни ребенка, но при отсутствии должного лечения и при отсутствии понимания причинных факторов, приводят к хронизации (учащению) процесса. А это существенно нарушает привычную повседневную деятельность ребенка, способствует пропуску школьных занятий, снижению успеваемости и социальной активности.

    • первичный осмотр невролога;
    • осмотр специалистов смежных специальностей (окулиста, отоларинголога, психолога) для исключения сопутствующей патологии и выявления причины головной боли у подростков и других неврологических нарушений;
    • выполнение необходимых диагностических мероприятий;
    • лечение головной боли у подростков и других патологий немедикаментозными методами и при помощи лекарств.

    Неврозы – это чаще всего неглубокие расстройства психики, которые возникают из-за воздействия на личность разного рода психологических травм. На сегодняшний день с неврозами столкнулось примерно 3-20% населения планеты. Чаще всего от неврозов в подростковом возрасте страдают девочки – примерно в трети случаев.

    Из-за невроза происходит расстройство системы отношений, которое больше всего сказывается на отношении к себе. Подросток может иметь или слишком заниженную самооценку или же противоречивую. Также большую роль в развитии проблемы играют конфликты личностного характера.

    В случае с подростками крайне отрицательно на психологическом здоровье сказываются конфликты в семье. У одних детей начинает развиваться невроз, другие страдают нарушениями в поведении и влечениях.


    Из-за чего происходит развитие заболевания

    Есть всего две причины, которые могут спровоцировать развитие невроза у подростков. К ним относят непосредственно причины психологического характера, а также физиологического – тип нервной системы.

    К особенностям нервной системы, из-за которых развивается невроз у подростков, можно отнести следующие пункты:

    • Подросток слишком чувствителен или эмоционален. Такие дети очень активно реагируют на самые разные события.
    • Они не могут отстоять свои интересы и чувствуют себя беззащитными.
    • Страдают постоянной тревожностью. Имеют некоторые страхи и склонность к беспокойству.
    • Обладают сильной впечатлительностью – могут на долгое время запоминать какие-то обиды или же неприятные ситуации.
    • Наблюдается интроверсия – ребенок держит все свои переживания, эмоциональные ощущения, противоречия в себе.
    • Имеют слишком высокую потребность в быстром самоутверждении.


    Неврозы у подростков возникают из-за слабой нервной системы и слишком высокой психоэмоциональной нагрузки. Причины психологического характера чаще всего проявляют себя во время кризиса в возрасте. В случае с подростками это возраст от 12 до 16 лет. В этом случае, кроме возможных, полученных ранее психологических травм, начинают давать о себе знать постоянные перепады настроения, гормональная перестройка, слишком частые депрессии по пустякам.


    Симптомы невроза в пубертатном возрасте

    К основным признакам невроза можно отнести следующие моменты в поведении:

    • Постоянная раздражительность и резкие перепады настроения.
    • Подростки становятся очень уязвимыми, ранимыми, чувствительными. Если ребенок будет скрывать все это, как дополнение, появится более серьезный симптом – интроверсия.
    • Симптомами невроза у подростков в большинстве случаев является сильно угнетенное настроение и частые депрессии.
    • Возникают разнообразные фобии или страхи.
    • У подростка, больного неврозом, частыми будут истерики, которые могут проявляться самыми разными способами.

    Виды невротического расстройства

    По симптомам неврозы у детей и подростков бывают нескольких видов. Правильно определив форму этого заболевания, можно назначить подходящее лечение. Поэтому в случае невротического расстройства необходимо обратиться за помощью к специалисту.

    Неврастения

    Заболевание проявляется очень сильной и быстрой утомляемостью. Подросток постоянно чувствует себя уставшим, снижается работоспособность, он очень раздражен, не может получить удовольствие от ранее любимого занятия, чувствует внутреннее напряжение, страдает головными болями, частым головокружением, со временем появляются проблемы со сном. При наличии неврастении в несколько раз усиливается умственное напряжение, ребенок не может сконцентрировать на чем-то определенном свое внимание, постоянно возникают ассоциации или воспоминания, которые отвлекают.


    Есть и другой тип проявления неврастении. Она проявляется в виде сильной физической слабости. При любой нагрузке возникает истощение, появляются боли в мышцах и подросток не может полноценно расслабиться. Основой данного вида невроза принято считать конфликт психологического характера. Возникает противоречие между тем, что может сделать на самом деле ребенок, и слишком высокими требованиями к самому себе.

    Невроз навязчивых состояний

    Заболевание характеризуется постоянным навязчивым состоянием. У подростка внезапно возникают самые разные мысли, воспоминания, сомнения, страхи, представления, которые совершенно не связаны с событиями и мыслями, присутствующими в данный момент. В связи с этим ребенок воспринимает их как эмоционально неприятные, но при этом подсознание выдает их за собственные. При этом больной начинает активно бороться с ними. Иногда подросток придумывает целые ритуалы, которые, по его мнению, помогают защититься от как бы неудач или неприятностей.

    Главным психологическим фактором в данной ситуации можно назвать, с одной стороны, противоречия между потребностями ребенка внутреннего характера, а с другой стороны, конфликты между нравственными принципами.


    Невроз истерического типа

    Истерический невроз может иметь самые разные признаки, которые будут отличаться между собой в зависимости от ситуации.

    • К психическим симптомам относят: страхи, потерю воспоминаний, проявления ипохондрического характера.
    • Моторные: нарушения в движении и походке, мутизм, паралич, парез, припадки судорог, гиперкинез.
    • Сенсорные: глухота, слепота, гиперестезия или гипостезия.
    • Вегетативно-соматические: нарушения в работе сердечной и дыхательной системы, расстройства сексуального характера, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

    Депрессивный невроз

    В этом случае подросток хочет и делает все возможное, чтобы уединиться. При этом постоянно присутствует депрессия, подавленное настроение. В таком состоянии подросток способен на необдуманные действия.

    Невроз ипохондрического характера

    Возникает из-за сильного страха у подростка заболеть какой-либо болезнью. Лечить невроз в подростковом возрасте обязательно нужно комплексно. Также важно учитывать разные факторы: психологическое состояние, физиологические признаки заболевания.


    Лечение неврозов у подростков

    Лечить заболевание необходимо с помощью следующих специалистов:

    1. Невролог. Он поможет вылечить именно нарушения неврологического характера. Если будет необходимость, назначит специальные успокаивающие препараты, проведет нужную диагностику.
    2. Детский и семейный психолог. Поможет восстановить психологическое здоровье подростка и благоприятный климат в семье, выберет максимально подходящую в каждом индивидуальном случае модель воспитания ребенка.
    3. Психотерапевт для психотерапии неврозов у подростков. Этот доктор лечит навязчивые состояния, может провести при необходимости несколько сеансов гипноза. В лечении подросткового невроза именно психотерапевт играет самую важную роль.
    4. Иные специалисты узкого профиля. Возможно, понадобится проконсультироваться у психиатра или эндокринолога. Лечить невроз можно с помощью иглотерапевта, массажиста, рефлексотерапевта.

    Если подойти к лечению подросткового невроза комплексно, то можно полностью избавиться от всех присутствующих симптомов. Но стоит всегда помнить, что уязвимость нервной системы – это свойство, которое будет преследовать ребенка на протяжении всей его жизни. Психотерапия неврозов у детей и подростков позволяет эффективно избавиться от этого недуга.


    Профилактика невроза

    Огромную роль играют профилактические меры по отношению к неврозам в юном возрасте. Чтобы симптомы и лечение невроза у подростка не стали частью его жизни, необходимо предотвратить появление этого недуга. Важную роль в этой ситуации должны выполнять родители. Чтобы сделать максимально крепким психическое здоровье вашего ребенка, необходимо всегда стараться соблюдать следующие, очень простые рекомендации.

    1. У подростка должен быть максимально четко сформированный режим дня. Благодаря этому получится стабилизировать работу неуравновешенной нервной системы.
    2. Стоит внимательно следить за нагрузкой на ребенка. Если вы только заметили первые симптомы неврологического расстройства, стоит немедленно обратиться за консультацией к неврологу. Он поможет подобрать специальный поддерживающий курс лечения. Также стоит обсудить вопрос с педагогами, чтобы немного уменьшить ежедневную нагрузку на подростка.
    3. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок занимался посильным видом спорта или выполнял простые упражнения. Это позволит быстро снять напряжение психологического характера.
    4. Если в вашей семье есть психологические проблемы, то не стоит откладывать визит к семейному психологу.
    5. Если есть возможность, пускай ребенок посещает детского психолога. Также подберите несколько вариантов борьбы со стрессом. Это может быть сказко-, арт- или игротерапия.
    6. Желательно пользоваться в домашних условиях подручными средствами релаксации. С подростками можно заниматься йогой. Это позволит расслабиться и снять нервное напряжение.

    Как в своей книге утверждает Александр Захаров, неврозы у детей и подростков гораздо проще предупредить, чем потом вылечить. Конечно, шансы на полное выздоровление есть, особенно если вовремя обратиться к специалистам за помощью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.