Неврологические симптомы бульбарной дизартрии


Тяжелые нарушения речи у взрослых и детей могут возникать в результате поражений центральной части и периферических отделов речедвигательного анализатора.

Подобное явление наблюдается в случаях патологических повреждений тех или иных отделов мозга. Каждый отдельный вид речевого дефекта прямо зависит от того, какая именно область была повреждена.

Характеристика бульбарной дизартрии

Бульбарная дизартрия – нарушение ответственных за речь органов, которое обусловлено поражением периферических двигательных нейронов.

В данном случае клетки располагаются в продолговатом мозге (на греческом языке этот отдел именуется bulbus, что и обусловило название описываемого нарушения), а их отростки формируют двигательные нервы, поражение которых приводит к нарушению поступлений импульсов и, как следствие, к бульбарному параличу.

Бульбарный тип поражения подразумевает нарушение работы подъязычного и языкоглоточного нерва, в некоторых случаях – лицевого и блуждающего.

Бульбарная дизартрия характеризуется нарушением иннервации (связи органов) мышц отделов речевого аппарата с центральной нервной системой.

В частности, ослабляется функционирование мышц гортани, глотки, неба и мягкого неба (небной занавески). Основной орган артикуляции –
язык – также не способен выполнять необходимые движения. То же можно сказать и о губах.

Из-за снижения подвижности голосовых связок и мягкого неба происходит ослабление голоса; речь при этом замедляется, становится невнятной и совершенно нечеткой.

Неразборчивость речи усугубляется тем, что пациент не способен контролировать воспроизведение звуков по фонетическому признаку, то есть разделять звонкие и глухие, твердые и мягкие, смычные и щелевые.

Что провоцирует заболевание

Такое отклонение, как бульбарная дизартрия, возникает в результате:

  • поражений центральной нервной системы, которые произошли еще на этапе внутриутробного развития плода или на ранней стадии развития ребенка, обычно такие поражения являются результатом интоксикации, кислородной недостаточности, острых и хронических инфекций, перенесенных во время беременности, которые и провоцируют родовые травмы;
  • патологического развития плаценты;
  • осложнений, возникающих после инфекций, поражающих центральную нервную систему (энцефалит, менингит);
  • повреждений головного мозга, имеющих механический характер;
  • сосудистых заболеваний мозга;
  • перенесенного инсульта;
  • развития опухоли головного мозга – как злокачественной, так и доброкачественной;
  • алкогольной, наркотической, лекарственной интоксикации организма;
  • проведения нейрохирургических операций.

Подобное отклонение также может возникать у лиц с болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом, на фоне синдрома Кернса-Сейра, миастении, психогенной дисфонии.


Возрастные особенности патологии

Дизартрия бульбарная может наблюдаться в любом возрасте, и у взрослых, и у детей, в том числе – новорожденных.

Медики отмечают, что подобное заболевание более опасно именно для детей раннего возраста. Бульбарный паралич выражается у новорожденных в проблемах с вскармливанием.

Вялость мышц не позволяет им полноценно принимать пищу: при поступлении молока в ротовую полость дети поперхиваются и не могут проглотить его; нередко происходит срыгивание из-за того, что жидкость проникает в носоглотку.

Детям дошкольного возраста бульбарная дизартрия мешает развиваться, так как они не способны правильно произносить звуки, слоги, слова на фоне нарушения артикуляции. Кроме того, подобная патология заставляет ребенка быстро уставать от попыток говорить.

К указанным симптомам может добавиться паралич мышц конечностей или других частей тела, что не позволяет воспринимать пространство и ориентироваться в нем.

У взрослых при данном нарушении также возникают сложности с речью, глотанием, полноценным пережевыванием пищи. В особенно тяжелых случаях такое отклонение способно стать причиной нарушения в работе сердечной и дыхательной систем и, как следствие, летального исхода.

Что такое бульбарный синдром:

И дизартрия, как одно из его проявлений:

Как развивается патология — симптомы шаг за шагом

Темпы развития бульбарной дизартрии во многом зависят от того, на фоне какого заболевания или состояния она развивается.

Чаще всего, изначально наблюдаются трудности, связанные с глотанием жидкостей и жидкой пищи. Далее происходит постепенное ослабление мышц языка, а затем – жевательных и мышц лица. Следующий этап – проявление приступов мышечной слабости, нарушение речи и дыхания.


Различают несколько видов дизартрии. Вначале нужно отметить такие разновидности, как бульбарная и псевдобульбарная формы.

И в том, и в другом случае происходит неблагоприятное воздействие на одни и те же мышцы.

Однако бульбарная дизартрия – это следствие нарушения периферического нейрона, а псевдобульбарная – центрального.

Для бульбарной дизартрии характерны такие симптомы:

  1. Расстройство работы мышц, ответственных за выполнение глотательной функции, что выражается в затрудненном глотании, а иногда – даже в афагии (невозможности глотания). При таких условиях возникает риск того, что пища попадет в трахею и непосредственно в легкие, а это чревато удушьем и летальным исходом.
  2. Расстройство речи. При этом она становится недоступной для восприятия. Может пропасть голос и сама возможность говорить.
  3. Пациент устает от напряжения, которое испытывают мышцы речевого аппарата при разговоре.
  4. Ослабление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, что обусловлено близостью их расположения к нарушенным участкам нервов;
  5. Отклонение языка в сторону, не пораженную параличом.
  6. Свисание мягкого неба.
  7. Отсутствие глоточного и небного рефлексов.
  8. Неконтролируемый плач или смех при проведением каким-либо предметом по поверхности зубов.

Что касается псевдобульбарной формы дизартрии, то для нее характерны:

  • снижение двигательной активности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • проявление множества рефлексов (хоботковый рефлекс, назолабиальный рефлекс Корчикяна, рефлекс Бехтерева);
  • нарушения артикуляции и фонации, функции глотания (при этом дегенерации мышц, как при бульбарной форме, не происходит);
  • непроизвольное сокращение околоротовых и подбородочных мышц.

Выделяется также подкорковая (экстрапирамидная) и мозжечковая дизартрия. Для первого состояния характерны нарушение мышечного тонуса, проявление непроизвольных движений мимической мускулатуры (гиперкинез). Нарушения речи неоднозначны: одни и те же звуки и слова могут в разных ситуациях произноситься правильно либо наоборот.

Может прерываться голос, меняются его ритм, темп, интонация.

Мозжечковая форма характеризуется назализацией звуков, слабостью голоса, тремором языка, нарушением координации движений, шаткостью походки.

Постановка диагноза

Бульбарную дизартрию диагностируют такие специалисты, как логопед и невропатолог. Логопед анализирует состояние речевого аппарата, проверяет звукопроизношение, определяет подвижность мышц лица.

Дополнительно, для выяснения точной причины патологии, невропатолог может назначить такие диагностические процедуры:

  • анализы мочи и крови;
  • электромиография мышц языка, иногда – также мышц шеи и конечностей;
  • проводятся клинические пробы на миастению;
  • исследование ликвора.

Лечение и методы коррекции

Терапия подобного отклонения должна быть комплексной. Процесс лечения включает:

  1. Прием медикаментов, в частности – ноотропных препаратов. Их назначают с целью стимуляции работы головного мозга,
    улучшения умственной деятельности. Обычно рекомендуют прием Луцетама, Карбамазепина, Пирацетама.
  2. Прием препаратов, способствующих уменьшению выделяемой слюны (например, Атропин). Это – необходимая мера, поскольку объем выделяемой в течение суток слюны у лиц с бульбарной дизартрией может достигать 1 литра.
  3. Устранение основной проблемы, которая спровоцировала развитие нарушения (удаление гнойника или опухоли, устранение кровоизлияния).
  4. Восстановление нарушенных функций организма. В этих целях рекомендуют прием витаминов.
  5. Улучшение нарушенных дыхательных функций, для чего проводят искусственную вентиляцию легких.
  6. Занятия с логопедом для разработки органов артикуляции. Они включают в себя массаж языка, работу над правильностью произношения звуков и над выразительностью речи, артикуляционную гимнастику).
  7. Лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры.
  8. Прием лечебных ванн.
  9. Иглоукалывание.

Делать однозначные выводы относительно прогноза заболевания нельзя, так как бульбарная дизартрия влечет за собой нарушения нервной системы и головного мозга, некоторые из которых имеют необратимый характер.

Абсолютно точной профилактической программы не существует, так как причины и сама суть болезни не изучены до конца. Во избежание развития такого отклонения у ребенка, беременной женщине рекомендуют отказаться от вредных привычек, правильно питаться, а при угрозе инфекционного заболевания немедленно обращаться к врачу.

Взрослым при обнаружении малейших нарушений речи также следует без промедления посетить специалиста.

Марина Мачехина
Неврологические симптомы дизартрии

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).

Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении - трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.

Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.

Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении - ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.

Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении - возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону.

Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.

Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. А значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической. Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее преодолению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Неврологическая симптоматика дизартрии

1. Нарушения мышечного тонуса (при всех формах)

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

3 вида нарушения:

- гипотония - снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда - при гиперкинетической дизартрии.

- дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии - непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии у детей с церебральным параличом, часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной, т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной - гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

2. Расстройство координации (атаксия). Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Дисметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии.

3. Насильственные непроизвольные движения - гиперкинезы

Гиперкинез — непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно разгибанием головы.

Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой

Наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре — частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях — почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжелых случаях — непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах, например при удержании языка по средней линии, усиливаясь при произвольных движениях или попытках к ним

4. Вегетативные расстройства. Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля.

Гиперсаливация может быть выражена в различной степени. Она бывает постоянной или усиливается при определенных условиях. Даже легкая гиперсаливация (увлажнение уголков губ во время речи, небольшое подтекание слюны) свидетельствует о наличии у ребенка неврологической симптоматики.

5. Нарушение приема пищи. У детей с дизартрией часто затруднено, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием

6. Наличие синкинезий.

Синкинезии — непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно разгибанием головы. Синкинезий могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые анатомически и функционально наиболее тесно связаны с речевой функцией. При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца).

7. Нарушение рефлексов - повышение глоточного рефлекса, рвотного и кашлевого (выталкивающие рефлексы)

8 Парезы и параличи в артикуляционной мускулатуре. Паралич - полное отсутствие движений, парез - ограничение объема движений и снижение мышечного тонуса (при снижениях мышечного тонуса).

При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад. Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков речи.

Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение.

Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.

Паралич или парез речевой мускулатуры делают невозможными необходимые для членораздельной речи движения речевых органов.

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под. ред. Л. С. Волковой. _5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

4. Винарская Е. Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики // Тр. объединенной конференции нейрохирургов. — Ереван, 1965.

Дизартрия у детей. Основные проявления дизартрии Дизартрия у детей. Основные проявления дизартрии. Основными признаками дизартрии у детей являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Автоматизация звука [Л]. Цели: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях - уточнить артикуляцию.

Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии Раздел коррекционно-дидактических игр на нормализацию мышечного тонуса. Цель: Сформировать двигательные навыки ребенка, развивать основные.

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии


При повреждении определенных участков головного мозга, воспринимающих и анализирующих информацию от речевых органов, возникают серьезные нарушения функции речи. В этом случае диагностируется бульбарная дизартрия у детей и взрослых. При этой патологии речевые органы имеют ограниченную подвижность из-за слабости лицевой мускулатуры. Пациент говорит вяло и невнятно, произношение медленное и назальное.

Характеристика бульбарной дизартрии


Бульбарная дизартрия – это патология, появляющаяся, когда нарушается речевая функция из-за поражения нервов, находящихся в мышечных тканях глотки и гортани. В результате нарушения связи между мышцами речевых органов и центральной нервной системой ослабляется функционирование:

  • гортани;
  • глотки;
  • нёба;
  • языка;
  • губ.

Характеристика заболевания следующая: бульбарная дизартрия проявляется утратой возможности произношения звонких звуков, звучание обретает нейтральный тон, искажаются губные звуки. У пациента снижается сила голоса, речь становится нечеткой и непонятной.

При провисании мягкого нёба отмечается гнусавое произношение, так как при выдохах поток воздуха свободно движется через нос. А при атрофии глоточной мускулатуры возникают проблемы с проглатыванием пищи.

С патологией могут столкнуться как взрослые, так и дети любой возрастной категории. Но в детском возрасте заболевание более неблагоприятно. Больной ребенок не может писать с достаточной скоростью, плохо читает, имеет нарушенную дикцию.

Патогенез

Патогенез подразумевает поражение нейронов периферической системы, обеспечивающих двигательную способность речевого аппарата. Поврежденными оказываются нервные клетки, расположенные в продолговатом отделе мозга, и их ответвления, формирующие двигательные окончания. В результате поражения происходит блокировка нервных импульсов.

Бульбарная форма дизартрии сопровождается нарушением следующих двигательных нервов:

  • подъязычного;
  • лицевого;
  • блуждающего;
  • языкоглоточного.

Из-за этого снижается тонус артикуляционной мускулатуры. Двигательная способность речевых органов становится недостаточной для четкой и звучной речи.

Симптомы бульбарной дизартрии


Отмечается речевая и неречевая симптоматика. Симптомы многочисленные, от их своевременного выявления зависит эффективность последующего лечения.

Речевые признаки развития бульбарной дизартрии:

  • невнятность речи (даже родители не могут понять, о чем говорит ребенок);
  • нарушенная артикуляция языка и губ;
  • низкая подвижность голосовых связок (вследствие чего ребенок не в силах говорить громко);
  • глухость и назальность произношения (звонкие звуки на слух не улавливаются).

Неречевые симптомы бульбарной дизартрии:

  • поверхностное и неравномерное дыхание;
  • слабая мимика;
  • избыточное слюноотделение;
  • полный или частичный паралич мышц туловища или конечностей;
  • искаженное восприятие окружающего пространства;
  • невозможность фокусирования взгляда на выбранном объекте из-за поражения глазодвигательных мышц;
  • нарушения эмоционального и психического характера.

Патология опасна тем, что может развиться в младенческом возрасте. А выявить ее у младенца проблематично. Матери нужно незамедлительно обратиться к педиатру, если при кормлении грудью ребенок давится, все время срыгивает. С 3-месячного возраста младенцы начинают лепетать, и выявить болезнь становится проще. Если лепет звучит искаженно, то нужно нести ребенка к врачу.

Причины

Связь между двигательными нейронами и ЦНС может нарушиться в результате даже незначительного воздействия негативных факторов. Более всего уязвимы двигательные нервы в период внутриутробного развития. Чтобы плод получил патологию, матери достаточно заболеть или иметь вредные привычки.


Основные причины бульбарной дизартрии:

  1. Черепно-мозговые травмы как открытого, так и закрытого характера. Сюда же относятся повреждения мозга, полученные ребенком при тяжелом родовом процессе.
  2. Нарушенное церебральное кровообращение. Из-за дефицита обеспечения тканей кровью возникает ишемическое повреждение нейронов. Нервные клетки перестают полноценно функционировать. Патологический процесс может развиться вследствие инсульта, гипертонии, атеросклероза, диабетического поражения кровеносной системы.
  3. Инфекционное поражение нервной системы. Под воздействием инфекции нервные волокна воспаляются, сдавливаются отекшими мышечными тканями. Такое явление отмечается при энцефалите, полиомиелите, нейросифилисе, поражении эхинококком, образовании гнойников.
  4. Опухоли головного мозга. Новообразования, разрастаясь в мозговых тканях, захватывают нервные волокна. В результате нарушается функционирование ЦНС.
  5. Дегенеративные заболевания головного мозга. Они приводят к атрофическим изменениям нервных тканей, поражают бульбарные нервы (языкоглоточный, блуждающий, подъязычный). Такие патологии обычно носят наследственный характер.
  6. Аномальное строение черепного основания. Редкая причина речевых нарушений, обусловленная сдавливанием продолговатого мозга деформированным черепом. Бульбарная дизартрия наблюдается при базилярной инвагинации (вдавливании в череп затылочной кости), ассимиляции атланта (сращении шейного позвонка и затылочной кости), мальформации Киари (опущении мозжечковых миндалин в затылочное отверстие).

Бульбарная дизартрия представляет собой не самостоятельную патологию, а лишь признак заболеваний, сопровождающихся поражением бульбарных нервов, обеспечивающих речевую способность. Чаще всего она диагностируется у детей и стариков. В большинстве случаев нарушение речи – первый характерный признак развития в организме тяжелого заболевания, требующего срочного лечения. Поэтому при проявлении речевых дефектов нужно незамедлительно идти к неврологу.

Различия бульбарной и псевдобульбарной дизартрии

При характеристике бульбарной дизартрии выделяют псевдобульбарную форму. Две формы заболевания имеют схожую симптоматику. Разница в том, что бульбарная подразумевает поражение периферических нервных клеток, псевдобульбарная – центральных.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется:

  • снижением двигательной активности;
  • значительным ослаблением памяти;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • нарушенной работой артикуляционного аппарата, но без паралича мышц (в этом симптоме заключается основное отличие от бульбарной формы);
  • искажением произношения звуков;
  • периодическим непроизвольным сокращением лицевой мускулатуры в области рта и подбородка.

Лечение и коррекционные методы


Перед началом лечения пациента отправляют на диагностические мероприятия для определения степени тяжести и стадии развития заболевания, вызвавшего нарушение речи. Обычно пациент должен пройти:

  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • эзофагоскопию;
  • электромиографию языка;
  • тесты на миастению.

Также могут быть назначены дополнительные исследования, исходя из наблюдаемой симптоматики и предполагаемого в каждом конкретном случае заболевания.


При бульбарной дизартрии применяется комплексная терапия, включающая:

Важный коррекционный этап комплексной терапии – посещение сеансов у логопеда. Специалист назначает упражнения, помогающие разработать органы артикуляции. Посредством занятий:

  • восстанавливается четкая и внятная речь;
  • ставится голос и речевое дыхание;
  • укрепляется артикуляционная мускулатура;
  • исправляются ошибки в произношении.

Ниже приводятся примеры простых и действенных упражнений при бульбарной дизартрии:

  1. Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.
  2. Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.
  3. Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.
  4. Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.

Описанные упражнения эффективны при своей простоте. Их можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день. Только в этом случае удастся быстро добиться нормализации произношения.

Прогноз и профилактика


Прогноз неоднозначный. Все зависит от конкретного заболевания, вызвавшего нарушение речи. При некоторых патологиях изменения в головном мозге и тканях нервной системы являются необратимыми.

Поскольку бульбарная дизартрия вызывается большим перечнем заболеваний, предупредить ее сложно. При появлении подозрительных симптомов взрослому человеку необходимо незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Женщине, в период беременности перенесшей инфекционную болезнь, следует проконсультироваться с наблюдающим врачом насчет вероятности появления патологии у развивающегося в утробе плода.

Ребенка рекомендуется периодически показывать педиатру и логопеду для подтверждения отсутствия патологических изменений нервной системы и нарушений речи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.