Неврологические заболевания у детей связанные с речью

Симптомы, на которые стоит обратить внимание

Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка. Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение. Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска - это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ - родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования как взрослого, так и детского организма. Нарушение работы детской нервной системы могут быть слабо выраженными, а также сопровождаться серьёзными диагнозами: ДЦП, эпилепсия, дефект речи, заикание и др. При сложных формах болезни лечение будет достаточно долгим и не всегда будет иметь результат. Существуют неврологические заболевания, которые важно выявить на раннем сроке. Если вовремя не обратить внимание на имеющиеся проблемы с неврологией, то они могут перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.

Что такое детская неврология?

Неврологические заболевания признаются патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Детские неврологические болезни могут быть вызваны многими причинами: нездоровым образом жизни матери во время беременности, нарушениями позвоночника, переохлаждением, регулярным ношением ребёнка малыша в сумке-кенгуру, из-за неправильного взятия малыша на руки может возникнуть приобретённая межрёберная невралгия.

Неврологические болезни ребёнка могут возникнуть не только в утробе матери, но и во время взросления. Такие болезни проявляются не сразу. Важно отследить тот момент, когда поведение ребёнка начинает так или иначе меняться: малыш постоянно плачет, его что-то беспокоит и тревожит.

Детская неврология имеет ряд симптомов:

  1. Бессонница
  2. Отсутствие аппетита
  3. Сильные переживания ребёнка по разному поводу
  4. Общение с воображаемым другом
  5. Невротическое недержание мочи

Борьба с неврологией и ее лечение

Это ряд основных симптомов, при появлении которых следует обратить внимание на психологическое и психическое состояние детей. Чаще всего детская невропатология встречается у детей с заниженной самооценкой, которые с детства находились под постоянным родительским контролем, или же были предоставлены самим себе. Любые отклонения, нарушения и изменения ребёнка напрямую зависят от родителей, от воспитания и отношения к ребёнку в детстве.

При появлении этих или похожих симптомов не следует сразу бить тревогу. Симптомы неврологии у детей до года не всегда являются поводом для беспокойства. Например, тремор (дрожание рук) проходит уже после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Вздрагивание во сне также не всегда является патологией. Это является нормой для детей любого возраста, но если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Следует присмотреться к ребёнку и его поведению при совпадении многих симптомов. При совпадении уже нескольких симптомов следует обратиться к специалисту – детскому врачу неврологу. Только он сможет выявить точное отклонение и назначить соответствующее лечение.

Основными методами борьбы являются:

  1. Физические упражнения
  2. Медикаментозное лечение
  3. Лечебный массаж
  4. Соблюдение диеты
  5. Физиотерапевтические процедуры
  6. При сложных случаях имеет место быть хирургическое вмешательство

В первый, третий, шестой и двенадцатый месяц обязательно плановое посещение невролога. Во время обследования следует озвучить жалобы, которые беспокоят родителей и задать интересующие вопросы. Невролог осмотрит ребёнка на наличие патологий и даст рекомендации по лечению или профилактике имеющихся расстройств.

Следует определить патологии на ранних этапах, ведь если неврология у детей не будет замечена или не будет лечиться вопреки рекомендациям врача, в более старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: неспособности концентрировать внимание, задержке речи и пр.

Ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка в семье, которая благоприятно влияет на становление личности ребёнка и его эмоционального и психического здоровья. Родителям следует разговаривать со своими детьми, интересоваться тем, что их беспокоит и тревожит и предпринимать определённые меры по тому, как привести своё чадо в комфортное для жизни состояние.


  1. В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения
  2. Почему возникает речевое нарушение
  3. Какие бывают виды нарушений
  4. Какие бывают группы нарушений
  5. Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка
  6. Профилактика нарушений

В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения

По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:

Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:

  • отоларингологу для проверки слуха малыша;
  • невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
  • детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
  • окулисту для проверки зрения;
  • логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.

Нельзя выставить диагноз после посещения одного специалиста. Только комплексное обследование позволяет определить причины, вызвавшие проблему.

Почему возникает речевое нарушение

Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
  • Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
  • Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
  • Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
  • Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.

Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.

Какие бывают виды нарушений

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:

  • брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
  • дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
  • тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
  • дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
  • заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
  • ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.

Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:

  • алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
  • афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.

Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.

Какие бывают группы нарушений

Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:

  • В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
  • Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
  • В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.

Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.

Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка

Если родители заметили, что у ребенка имеются проблемы с речью, то им необходимо:

  • понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, не страдает ли у него коммуникация; нарушение общения с людьми часто вызывается аутизмом;
  • проверить, нет ли у ребенка проблем со слухом;
  • проконсультироваться с неврологом, детским психологом, логопедом;
  • начать коррекцию.

Успех коррекционных занятий зависит не только от работы специалистов, но и от грамотных действий родителей.

Профилактика нарушений

У детей развитие речи нарушается по-разному, но профилактика будет общая для всех:

  • с рождения разговаривайте с младенцем, в ходе общения проявляйте различные эмоции;
  • не сюсюкайте с младенцем, четко произносите слова;
  • ежедневно занимайтесь пальчиковой гимнастикой;
  • в дошкольном возрасте занимайтесь развитием мелкой моторики, лепите, рисуйте; отлично развивает речь игра в конструктор, мозаику;
  • каждый день выполняйте упражнения для развития мышц языка – они являются подготовительным моментом в становлении звуков;
  • занимайтесь дыхательной гимнастикой, она развивает речевое дыхание, помогает бороться с заиканием;
  • читайте книги, учите стихи, расширяйте словарный запас.

Совместная деятельность детей и родителей позволит предотвратить речевые дисфункции.

Если у ребенка после четырех лет наблюдаются стойкие нарушения в произношении звуков, слов, обратитесь к логопеду для консультации. Своевременная коррекция поможет избежать развития дальнейших отклонений в развитии и нарушений в коммуникации у ребенка.

Существуют определенные возрастные нормы появления и развития речи. Если речь не появилась вовремя или не развивается в соответствии с нормами, можно говорить о темповой задержке речи или о нарушении развития речи.

Таким образом, задержка речи может быть симптомом какого-то до поры до времени не проявившегося заболевания центральной нервной системы. И в таких случаях лечится не отсутствие речи, а именно неврологическое заболевание, признаком которого стало отсутствие речи.

Вывод: пока родители ждут, что ребенок заговорит самостоятельно, они теряют время, которое можно и нужно было потратить на лечение.

Чем раньше начать лечение, тем больше у ребенка будет шансов на быстрое восстановление здоровья и тем больших последствий удастся избежать в будущем.

Главное, что нужно понимать: выявить природу задержки речи может только невролог. Поэтому к нему стоит, как минимум, обратиться за консультацией и сделать это вовремя!

Невролог в этом случае подтолкнет навык речи, простимулирует его. При этом совсем не обязательно, что будет назначена лекарственная терапия. Скорее всего, будет достаточно коррекционных занятий.

Вывод: чем раньше будет оказана помощь, тем больше в арсенале специалиста будет возможностей исправить дисфункцию.


Новикова Елена Борисовна. Детский невролог. Кандидат медицинских наук. Врач высшей категории. Доцент кафедры неврологии детского возраста РМАПО

Нарушения устной речи (от более простых к сложным):

Дислалия. Нарушение речи, при котором страдает произносительная сторона речи – ребенок не может произнести ряд звуков (шипящие Ш, Щ, свистящие С, З или сонорные звуки Р, Л). Причины дислалии могут быть органическими (связанными с особенностями строение речевого аппарата) или функциональными (связанными с педагогической запущенностью, или привычкой подражания, или многоязычной средой обитания).

Заикание (логоневроз). Неврологическая патология речи, которая выражается в нарушении ритма речи. У детей это нарушение обусловлено спазмом мышц речевого аппарата, которое возникает вследствие психологических причин или из-за органического поражения головного мозга.

Алалия. Самое сложное нарушение речи, причиной которого является очаговое поражение центральной нервной системы. В речевой неврологии дифференцированы моторная и сенсорная алалии.

  • Моторная алалия связана с проблемами воспроизведения речи, возникшими из-за того, что соответствующая зона мозга поражена. Интеллект ребенка сохранен, он все понимает, но не способен говорить (мысли не складываются в слова).
  • Сенсорная алалия связана с распознаванием и осмыслением обращенной речи. Ребенок не может вычленять на слух слова, он не понимает, где заканчивается одно слово и начинается другое. Причина сенсорной алалии также в несформированности или поражении зоны мозга, отвечающей за восприятие информации на слух.

Афазия. Нарушение, связанное с утратой вследствие поражения головного мозга уже сформировавшегося навыка говорить и понимать речь других людей. Структура поражения у каждого пациента разная. Возможна как полная утрата навыка, так и частичная.

Нарушения письменной речи:

Дисграфия. Нарушение, характеризующееся невозможностью овладения письменной речью из-за недостаточной функциональной сформированности мозговых структур, участвующих в обеспечении письма. Ошибки при дисграфии не связаны с незнанием правил языка и правописания.

Дислексия. Нарушение возможности полноценного овладения навыком чтения (специфические системные трудности при чтении). Дислексия также связана с несформированностью определенных мозговых структур, отвечающих за распознавание слов.

Речевые нарушения могут выступать как самостоятельные нарушения развития, так и сочетаться с нарушениями развития моторной, интеллектуальной (ЗПРР), эмоциональной и поведенческой функции. Остановимся на последних.

Ранний детский аутизм (РДА). Отклонение в психическом развитии, связанное с комплексным нарушением функционирования различных структур мозга, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром и построения эмоциональных связей.

Расстройство аутистического спектра (РАС). Общее расстройство развития, при котором, как правило, утрачивается способность инициирования социального взаимодействия и коммуникации.

У детей, находящихся в аутистическом спектре, практически всегда отмечаются проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия. При этом аутистический компонент первичен, а все остальные нарушения (речевые, когнитивные) являются его следствием.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Неврологическое расстройство психоэмоционального развития ребенка (проблемы поведения). В дошкольном возрасте СДВГ мешает ребенку развиваться – овладевать речевыми навыками, влияет на развитие памяти и внимания. У детей с СДВГ часто встречается задержка психоречевого развития.

ГлавнаяНеврологияНеврология Неврологические заболевания у детей разного возраста

Неврологические заболевания у детей — одна из самых частых проблем, с которой мамы обращаются в период первого года жизни ребенка. Именно поэтому так важно знать, когда следует обратиться за помощью к специалисту и на что нужно обращать внимание в первую очередь. Своевременное посещение невролога позволит избежать серьезных осложнений в более позднем возрасте.


Причины неврологических заболеваний у детей до года и старше

К основным причинам неврологических заболеваний в детском возрасте можно назвать следующее:

  • врожденные патологии;
  • травмы позвоночника;
  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания;
  • частый стресс;
  • неправильное использование некоторых лекарств.

Таким образом, причины формирования нарушений достаточно разнообразны.


Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных

Если у детей старшего возраста заметить неврологические нарушения довольно просто — отмечается повышенная возбудимость, ребенок долгое время не начинает говорить или плохо учиться в школе, жалуется на головные боли, то с новорожденными и детьми до года все несколько сложней. Первые проявления, на которые может обратить внимание мама — мраморность кожных покровов, обильные срыгивания, изменения тонуса мышц (ребенок постоянно находится в напряжении.

Врач, в свою очередь, должен проверять условные и безусловные рефлексы ребенка, которые также нарушаются при неврологических нарушениях. Также специалист обращает внимание на двигательную активность малыша. Большую роль играет то, как ребенок реагирует на осмотр врача.

Основные заболевания

Неврологических заболеваний очень много, однако чаще всего у детей встречаются следующие нарушения:

  1. Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. На фоне гипоксии, которая развилась у плода во время беременности, отмечается недостаточное получение кислорода головным мозгом. На фоне этого развиваются нарушения корковых и подкорковых структур. При легких степенях большой опасности состояние не представляет и проходит без лечения в первые месяцы. Тяжелая гипоксия плода во время беременности может привести к снижению интеллекта, ДЦП или судорожному синдрому.
  2. Родовые травмы. Все нарушения работы нервной системы, которые развились в результате прохождения ребенка через родовые пути. Сюда можно отнести повреждения спинного мозга, а также травматические парезе спино-мозговых нервов.
  3. Гидроцефалия. Главным проявлением заболевания является избыточное накопление спино-мозговой жидкости в желудочках головного мозга. Приводит к деформации черепа. Легкая степень заболевания протекает практически без проявлений. Более тяжелые случаи могут заканчиваться инвалидизацией.

У детей старшего возраста очень часто встречается состояние, которое называется дефицит внимания с гиперреактивностью. На первых стадиях болезнь проявляется ухудшением концентрации. Затем подключается избыточная раздражительность и возбудимость. Возможно развитие энуреза, а также жалобы на сильные головные боли. Такие дети очень плохо учатся в школе.

Группа риска

В группу риска по неврологическим нарушениям можно отнести детей, у которых отмечаются определенные факторы. Таковыми можно считать следующие:

  • отягощенная беременность, которая сопровождалась гестозом, отслойкой плаценты или выраженной гипоксией плода;
  • низкая оценка по шкале Апгар после рождения;
  • рождение с синдромом дыхательных расстройств (проведение ИВЛ);
  • внутриутробное инфицирование;
  • поздняя желтуха;
  • наличие врожденных пороков развития;
  • недоношенность.

Все дети, у которых отмечаются один или несколько факторов риска должны быть в обязательном порядке обследованы невропатологом. Также, в некоторых случаях может быть необходима консультация генетика, офтальмолога или кардиолога. При подтвержденной внутриутробной инфекции, помимо осмотра невропатолога также необходима консультация инфекциониста.

Поражение ЦНС, как неврология у детей, является одним из главных проявлений недоношенности. Очень часто у них отмечается развитие мозговых кровоизлияний. Вероятность развития этого тяжелого осложнения напрямую зависит от срока гестации.

Особой формой гипоксически-ишемических нарушений у недоношенных является перивентрикулярная лейкомаляция. На фоне данного состояния возможно развитие слепоты, а также недостаточное развитие сосудов головного мозга, на фоне чего прогрессирует гипоксия головного мозга. В связи с этим, всем недоношенным детям рекомендована консультация офтальмолога, для исключения ретинопатии (тяжелое заболевание глаз) недоношенных.


Когда нужно срочно обратиться к неврологу

Первые проявления неврологических нарушений можно заметить еще в период новорожденности. Мамы должны обратиться к врачу, если у младенца отмечаются следующие симптомы:

  • подергивания подбородка в покое;
  • повышенная возбудимость;
  • плохой сон;
  • частые срыгивания;
  • появление судорог при незначительном повышении температуры;
  • постоянно напряженные мышцы ног (так называемый гипертонус).

Если говорить о детях старшего возраста, то поводом обратиться к невропатологу станут следующие жалобы:

  • плохая память, рассеянность;
  • обмороки;
  • плохой контакт с другими детьми;
  • энурез;
  • задержка речевого развития;
  • панические атаки;
  • излишняя нервозность;
  • частые жалобы на боли в спине.


Важно помнить, что своевременное обращение к специалисту позволяет избежать серьезных осложнений. Именно поэтому так важно при появлении вышеуказанных симптомов обращаться за помощью к врачу.

Диагностика

Диагностика неврологических нарушений в детском возрасте уже давно вышла на высокий уровень. В случае с детьми, не достигшими года, главным мероприятием является УЗИ головного мозга — нейросонография. Помимо этого, специалистами применяются следующие методы:

  1. Доплерография. Визуализация деятельности сосудов головы и шеи. Необходима для выявления нарушений поступления крови в головной мозг.
  2. ЭхоЭГ. Необходима для регистрации электрической активности головного мозга. Является единственным способом зарегистрировать проявления эпилепсии.
  3. КТ и МРТ. Главным достоинством данного метода является возможность получить полную картину вещества головного мозга. Из недостатков можно выделить то, что для проведения данных обследований обычно требуется использование наркоза.

Помимо инструментальных методов обследования, специалисты также изучают безусловные и условные рефлексы ребенка. На осмотре врач невропатолог также проверяет силу мышц и их тонус.


  • автоматической ходьбы;
  • сосательный;
  • хватательный;
  • Бабинского;
  • Моро;
  • поисковый;
  • плавательный;
  • Бабкина.

При отсутствии у ребенка раннего возраста вышеуказанных рефлексов врач может заподозрить наличие неврологических нарушений и направить ребенка на дальнейшее обследование. В некоторых случаях, для уточнения причин развития патологии может понадобиться проведение общего или биохимического анализа крови. Таким образом, комплексное обследование позволяет на ранних стадиях обнаружить заболевание и начать соответствующее лечение.

Методы лечения

Лечение неврологических нарушений у детей включает в себя не только применение медикаментов, но и физическую и психологическую коррекцию. Так, активно применяются курсы лечебного массажа, специальная физкультура, а также упражнения в воде. В некоторых случаях возможно применение физиотерапевтических методик.


Из используемых препаратов можно выделить следующие:

  • энцефабол;
  • актовегин;
  • кортексин;
  • пантогам;
  • церебролизин.

Важно помнить, что перед использованием любых лекарственных препаратов необходимо получить консультацию лечащего врача. Только специалист может подобрать правильную лекарственную терапию и исключить препараты, которые могут вызвать нежелательную реакцию.

Профилактика

Любое заболевание проще предупредить, чем лечить. Для того, чтобы не допустить формирование неврологических нарушений у ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Во время беременности своевременно посещать профилактические осмотры, а при появлении серьезных жалоб немедленно обращаться за помощью к врачу.
  2. Исключение внутриутробных инфекций и иных факторов риска.
  3. Своевременное посещение педиатра и узких специалистов в период новорожденности.
  4. Исключение стрессового фактора (в особенности у детей старшего возраста).
  5. Правильное питание с достаточным количеством витаминов.
  6. Своевременная санация очагов инфекции.

Соблюдение этих простых правил снизит риск формирования неврологических нарушений в детском возрасте.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.