Неврологических основ логопедии это

МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Самое лучшее наследство — воспитанность.

Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне.

Учение без умения не польза, а беда.

Без старания нет и знания.

Капризен в детстве, уродлив в старости.

Верная указка не кулак, а ласка.

Понукание — не воспитание.

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Что значит я что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

Буду все время постоянно следить за собой.- Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно. К. Станиславский

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово. К. Д. Ушинский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский

Изучение неврологических основ логопедии имеет большое общеобразовательное значение в деле подготовки педагогов-логопедов и других дефектологов. Ознакомление начинающего педагога со строением и функцией мозга вводит его в область научного естествознания. Предлагаемый раздел может быть интересен и полезен практикам: педагогам, медикам. Он поможет лучше понять структуру речевых нарушений, их этиологию, механизмы, патогенез.

Он подчеркивал, что педагоги нередко оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда подробно знакомится с качеством того материала, из которого он собирается сделать продукцию. Педагог же зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуется психическими, физиологическими, речевыми возможностями ребенка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе.

Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез помогут тесная связь со смежными науками и интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи безрезультатны. Вот здесь на помощь и приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка.

Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе к коррекционной работе нервная система детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.

Важно помнить, что педагогическому воздействию должен предшествовать комплекс медицинских методик: медикаментозный фон (фармакотерапия); кинезотерапия, включающая массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастики, физио-, фитотерапию.

Автор отдает себе отчет в том, что затронутые проблемы лишь обозначены. Их разрешение — дело дальнейшей напряженной работы.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. Зависит это от особенностей строения мозга. И.П.Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде, так как он обеспечивает связь организма с окружающим внешним миром. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут его механизмы приспособления.

Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400 г, к году — он утраивается, а к шестилетнему возрасту — близок к весу мозга взрослого человека. У человека вес мозга составляет 1/46-1/50 часть тела, лобные доли занимают 25% площади полушарий. Поверхность мозга увеличивается за счет того, что она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины (рис. 1.1) В коре мозга человека 17 млрд нервных клеток, размножение которых заканчивается к рождению ребенка. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются.

В настоящее время в нейрогистологии принят шестислойный тип строения коры больших полушарий (рис. 1.2). Выделяются следующие слои: первыймолекулярный, зональный — возникает рано, очень светел, беден клетками; второйнаружный зернистый, преобладают клетки-зерна; третийслой пирамидных клеток, четвертыйвнутренний зернистый — преобладают мелкие клетки-зерна; пятыйганглионарный, где встречаются большие пирамидные клетки Беца; шестоймультиформный, образован клетками треугольной и веретенообразной формы. Он чаще делится на два подслоя. Однако шестислойный тип строения выдержан не по всей коре. Так, например, исследования Каперса, Экономо, И. Н. Филимонова указывают на область передней центральной извилины, где зернистый слой вообще не представлен. Примерно 1/12 часть коры не имеет строго выдержанного шестислойного строения. Это преимущественно старая кора (аллокортеке). Новая кора (неокортекс) большей частью характеризуется шестислойным строением.



Рис. 1.2. Микроскопическое строение коры полушарий

Налево — схема распределения клеток, направо — волокон: I — молекулярный слой; II — наружный зернистый; III — слой пирамидных клеток средней величины; IV — внутренний зернистый слой; V — слой с крупными пирамидными клетками Бена; VI — полиморфный слой

Функциональное значение отдельных слоев еще окончательно не выяснено. Есть основания считать, что верхние слои выполняют ассоциативные (связующие) функции, четвертый слой (зернистый) — преимущественно рецепторные функции. Пятый и шестой слои имеют отношение к двигательным актам.

В речевых актах разделение коры на слоя и созревание нервных клеток завершаются в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.

Микроскопическое изучение коры больших полушарий мозга, начатое русским профессором В.А.Бецом в 1869г. (Киев), Мейнертом и другими, показало, что ее строение (архитектоника) неодинаково. Морфологическая и функциональная неоднородность коры головного мозга позволила выделить центры зрения, слуха, осязания и т. д., которые имеют определенную локализацию. Имеется несколько вариантов классификации корковых полей. Ряд авторов выделяли различное количество полей в коре больших полушарий. Так, Бродман выделял 52 поля, Экономо — 109, Коскинас — 119, Фогт — 180 (см. цитоархитектоническую карту коры мозга человека, наружная поверхность (Московский институт мозга) на рис. 1.3).


Рис. 1.3. Цитоархитектоническая карта коры мозга человека: наружная поверхность (Московский институт мозга)

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Речь, голос и слух – это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью. Речь – это относительно молодая функция коры головного мозга, которая возникла в стадии раз-вития человека как существенное дополнение к механизму нервной деятельности животных. И. П. Павлов писал: «В развивающемся животном организме на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности.

Для животного действительность представлена исключительно раздражениями и их следами в больших полушариях головного мозга в специальных клетках зрительных, слуховых и других центров. Это то, что для человека представляется как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды.

Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.

Но слово составило вторую, специальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов.

Деятельность первой и второй сигнальных систем неразрывно связана, обе системы непрерывно находятся во взаимодействии. Деятельность первой сигнальной системы – это усложненная работа органов чувств. Первая сигнальная система – носительница образного, предметного, конкретного и эмоционального мышления, работает под влиянием прямых (несловесных) воздействий внешнего мира и внутренней среды организма. У человека имеется вторая сигнальная система, обладающая способностью создавать условные связи на сигналы первой системы и образовывать наисложнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой. Основным специфическим и реальным импульсом для деятельности второй сигнальной системы является слово. Со словом возникает новый принцип нервной деятельности – абстрактный.

Возникновение речи обусловлено процессом развития центральной нервной системы, при котором в коре головного мозга образуется центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов – это моторный центр речи – центр Брока.

Наравне с ним развивается способность различать и воспринимать условные звуковые сигналы в зависимости от их значения и порядка – образуется гностическая речевая функция – сенсорный центр речи – центр Вернике. Оба центра в отношении развития и функции тесно связаны, находятся у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом. Эти корковые отделы не функционируют изолированно, а связаны с остальными отделами коры, и, таким образом, совершается одновременная функция всей коры головного мозга. Это и есть совокупная работа всех анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в результате которой происходит анализ сложной внутренней и внешней среды и затем синтез сложной деятельности организма. Для возникновения речи у ребенка (речь является врожденной способностью человека) основное значение имеет слух, который в период развития речи формируется сам под влиянием звуковой системы языка. Связью слуха и речи, однако, не исчерпывается взаимосвязь первой и второй сигнальных систем.

Слух для членораздельной речи является лишь одной частью речевого акта. Другая его часть – произношение звуков, или артикуляция речи, которое постоянно контролируется слухом. Речь является также сигналом для связи с другими людьми и для самого говорящего. При артикуляции (произношении) возникают многочисленные тонкие раздражения, идущие от речевого механизма в кору больших полушарий, которые становятся для самого говорящего системой сигналов. Эти сигналы поступают в кору одновременно со звуковыми сигналами речи.

Таким образом, развитие речи – это чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием различных факторов. Многочисленные исследования показали, что речевая функция формируется следующим образом: результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речи, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга своей и в большей степени противоположной стороны.

От ядер черепно-мозговых нервов отходят нервные пути, направляющиеся к периферическому речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы, язык и т. д.), в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.

Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, побуждающие мышцы к сокращению, а также регулирующие их тонус. В свою очередь к центральной нервной системе по чувствительным волокнам идут двигательные раздражения от речевой мускулатуры.

Как уже было отмечено, речь не является врожденной способностью человека. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик.

Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое, в самом низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик возникает в ответ на внешнее или внутреннее раздражение. Каждый новорожденный ребенок подвергается охлаждению – действию воздуха после рождения, температура которого ниже температуры в утробе матери, кроме того, после перевязки пуповины прекращается поступление материнской крови и наступает кислородное голодание. Все это способствует рефлекторному вдоху как первому проявлению самостоятельной жизни и первому выдоху, при котором возникает первый крик.

В период между 6–8 месяцами образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога как примитивное речевое проявление. Ребенок слышит образование фонем (тех или иных звуков), и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Таким образом постепенно вырабатывается моторно-акустическая и акустико-моторная связь, т. е. ребенок произносит те фонемы (звуки), которые слышит. Между 8–9 месяцами начинается период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо-двигательный круг.

В этот период возникает механизм повторения сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико-моторный круг ребенка. Так налаживается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за матерью слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называется физиологической эхолалией и является характерным признаком первой сигнальной системы (повторять отдельные слоги и простые слова могут и животные, например попугаи, скворцы, обезьяны). Приблизительно в одно время с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы как словесный образ. Важную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой родителями фразы. В этот период все большее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико-оптические) процессы.

Моторная реакция (поворачивание к часам) является доказательством, что акустико-моторная связь закрепилась. Слуховое восприятие вызывает моторную реакцию, которая имеет отношение к прежнему зрительному восприятию. В этой стадии двигательный анализатор развит больше, чем стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более и более сложные общие моторные реакции на словесные раздражения, но эти реакции постепенно тормозятся, и формируется речевой ответ. Первые самостоятельные слова ребенок начинает произносить, как правило, в начале второго года жизни. По мере развития ребенка внешние и внутренние раздражения и условные реакции первой сигнальной системы вызывают речевые реакции.

В этом периоде жизни ребенка все внешние и внутренние раздражения, все вновь образованные условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные (негативные), отражаются речью, т. е. связываются с двигательным анализатором речи, постепенно увеличивая словесный запас детской речи.

На основе уже развившихся акустическо-артикуляцион-ных и оптико-артикуляционных связей ребенок ранее слышимое слово произносит без подсказывания и называет видимые предметы.

На 3-м году жизни начинается правильное связывание слов в короткие речевые цепочки, словарный запас ребенка уже составляет 300–320 слов. Чем больше предметов и вещей знает ребенок и правильно называет их, тем больше связей фиксируется в коре головного мозга.

При помощи повторяемых раздражений из внешней среды ребенок формирует сложные реакции, которые являются продуктом взаимодействия вновь приобретенных и уже установившихся в коре рефлекторных связей, продуктом тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Так постепенно формируется высшая интеграционная способность речи, вырабатывается высшая ступень обобщенных корковых цепных процессов, составляющих физиологическую основу самых сложных речевых функций мозга. Речевые цепи связываются во все более сложные комплексы, и закладывается основа человеческого мышления. Разумеется, развитие речи не заканчивается в детском возрасте, она развивается в течение всей жизни человеческого индивида. Таким образом, в основе формирования и развития речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в центральной нервной системе человека, в коре головного мозга, подкорковых структурах, периферических нервах, органах чувств.

Формирование, развитие и индивидуальные особенности речи человека зависят от типа высшей нервной деятельности, типа нервной системы. Тип нервной системы – это комплекс основных качеств человека, которые определяют его поведение.

Этими основными качествами являются возбуждение и торможение.

Тип высшей нервной деятельности – это деятельность первой сигнальной системы в ее единстве со второй сигнальной системой. Типы высшей нервной деятельности не являются постоянными и неизменными, они могут изменяться под влиянием различных факторов, к которым относятся воспитание, социальная среда, питание, различные заболевания. Тип нервной системы, высшей нервной деятельности определяет особенности речи человека.

I тип – нормально возбудимый, сильный, уравновешенный – сангвинический, характеризуется функционально сильной корой, гармонично уравновешенной с оптимальной деятельностью подкорковых структур.

Корковые реакции интенсивны, и их величина отвечает силе раздражения. У сангвиников речевые рефлексы вырабатываются очень быстро и развитие речи соответствует возрастным нормам.

Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная, с правильной интонацией, ровная, связная, образная, иногда сопровождается жестикуляцией, мимикой, здоровым эмоциональным возбуждением.

II тип – нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный, характеризуется нормальной взаимосвязью деятельности коры и подкорки, что обеспечивает безупречный контроль коры головного мозга над безусловными рефлексами (инстинктами) и эмоциями. Условно-рефлекторные связи у флегматиков образуются несколько медленнее, чем у сангвиников.

Условные рефлексы у флегматиков нормальной силы, постоянны, равны силе условных раздражений. Флегматики быстро учатся говорить, читать и писать, речь их размеренная, спокойная, правильная, выразительная, но без эмоциональной окраски, жестикуляций и мимики.

III тип – сильный, с повышенной возбудимостью – холерический, характеризуется преобладанием подкорковых реакций над корковым управлением.

Условные связи закрепляются медленнее, чем у сангвиников и флегматиков, причиной этого являются частые вспышки подкорковых возбуждений, которые вызывают охранительное торможение в коре больших полушарий головного мозга. Холерики неустойчивы, плохо подавляют свои инстинкты, аффекты, эмоции. Принято выделять три степени нарушения взаимодействия коры головного мозга и подкорковых структур:

1) при первой степени холерик уравновешен, но сильно возбудим, сильна эмоциональная раздражимость, часто обладает великолепными способностями, речь правильная, ускоренная, яркая, эмоционально окрашена, сопровождается жестикуляцией, характерны беспричинные взрывы неудовольствия, гнева, радости и т. п.;

2) при второй степени холерик неуравновешен, беспричинно раздражителен, нередко агрессивен, речь быстрая, с неправильными ударениями, иногда с выкриками, не очень выразительная, часто неожиданно прерывается;

3) при третьей степени холериков называют забияками, сумасбродами, речь упрощенная, грубая, отрывистая, часто вульгарная, с неправильной, неадекватной эмоциональной окраской.

IV тип– слабый тип с пониженной возбудимостью, характеризуется корковой и подкорковой гипорефлексией и пониженной деятельностью первой и второй сигнальных систем. Человек со слабым типом нервной системы обладает неравномерными и непостоянными условно-рефлекторными связями и частыми нарушениями равновесия между процессом возбуждения и торможения, с преобладанием последнего. Условные рефлексы формируются медленно, часто не отвечают силе раздражения и требованиям быстроты ответных реакций; речь невыразительная, медленная, тихая, вялая, безучастная, без эмоций. Дети с IV типом нервной системы начинают поздно говорить, речь развивается медленно.

Неврологические основы речевого функционирования

Человеческая речь, как и все остальные процессы организма, функционирует благодаря работе головного мозга. Посредством мозга происходит приспособление организма к окружающей действительности и его взаимосвязь и сотрудничество с внешним миром. От устройства и строения мозговой системы зависит речевое развитие. Чем более совершенно развит мозг, тем в более лучшей степени будут развиты механизмы приспособления.


Головной мозг человека состоит из коры больших полушарий, ядер, расположенных под корой и ствола. Головной мозг имеет два полушария, которые состоят из коры и белового вещества. В коре головного мозга расположены нервные клетки, воспринимающие нервные импульсы, доставляемые в мозг артикуляционным аппаратом.

Моторный речевой центр находится в лобной части мозга и направлен на формирование речевых программ. Эта зона получила название области Брока. Она отвечает за устную речь, хранит и реализует речевые автоматизаторы. За письменную речь отвечает задняя поверхность средней лобной извилины. Благодаря ей развивается письменная речь и осуществляется ее автоматизация.

Также, важное значение отведено зоне, называемой центром Вернике. Он осуществляет акустико-гностическое сенсорное восприятие. Благодаря центру осуществляется восприятие, распознавание, сохранение звуковых образов устной речи.


Кора головного мозга состоит из слоев, каждый из которых отвечает за определенные процессы и несет конкретное функциональное значение. В речевых актах деление коры на слои и созревание нервных клеток происходят в течение первых двух лет жизни, хотя тонкое строение коры происходит еще долгие годы.

Чтобы лучше понять структуру речевых дефектов и разработать новые эффективные методики логопедической коррекции, требуется изучить работу головного мозга, особенно тех его отделов, которые отвечают за нормальное формирование и развитие речи.

Наглядное исследования строения мозга и процессов, протекающих в центральной нервной системе позволяет логопедам наиболее четко понимать механизм речевой работы в нормальном ключе и патологические отклонения.

Большинство дефектов речи возникают в результате сбоев в работе нервной системы. Неврологические аспекты речевого функционирования очень важны для исследовательской работы логопедии.

Если речевой дефект возникает в результате нарушений в функционировании нервной системы, то стандартная логопедическая терапия становится малоэффективной. Требуется опора на медицину. По отдельности, каждая наука не способна вылечить речевые недуги, только их совместное применение помогает разработать особые коррекционные приемы и методики, применение которых основано на знании неврологических основ речевого функционирования и данных о компенсаторных способностях ребенка.



Особенность компенсации состоит в том, что посредством комплексного подхода к коррекционной работе нервная система детей наделяется рядом качеств, которые могут компенсировать ослабленные, потерянные или нарушенные функции.

При опоре логопедической коррекции на неврологии, следует учесть, что прежде чем начать логопедическое воздействие нужно провести целый комплекс медицинских методик:

  • Кинезиотерапия;
  • Фармакотерапия;
  • Массаж;
  • Леченая физкультура;
  • Фитотерапия;
  • Физиопроцедуры;
  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Неврологические основы различных речевых патологий

Как правило, серьезные речевые дефекты возникают в следствии сбоев в работе центральной нервной системы. Если нервная система не способна донести импульсы в кору головного мозга, то нормальная речь становится невозможной.

В результате нарушений в работе нервных процессов происходит развитие следующих речевых патологий:

  • Афазия;
  • Алалия;
  • Дизартрия;
  • Дислексия;
  • Дисграфия;
  • Тахилалия;
  • Брадилалия;
  • Заикания.

Афазия бывает двух основных типов: моторная и сенсорная.

Моторная возникает из-за сбоев в работе коры левого полушария мозга – центре Брока. Нормальное произношение становится невозможным.

Сенсорная афазия развивается, если происходит сбой в функционировании верхней височной извилины левого полушария. Слуховое восприятие сохраняется, а вот осознание речи нарушается: речь слышится, но не может быть адекватно воспринята и понята.

Алалия связана с недоразвитием речи из-за того, что корковые области, отвечающие за речевое функционирование были поражены еще в доречевом периоде т.е. когда ребенок еще не начал говорить. Алалия также бывает моторной, когда нарушена лексическая, грамматическая и фонетическая часть речевого развития, и сенсорной, которая связана с искажением речевого восприятия.

Дизартрия возникает из-за инневрации речевых мышц и выражается в нарушении звукового произношения. Происходит нарушение произношения, как отдельных звуков, так и их сочетаний, что особенно заметно в слитной речи. Помимо этого, нарушается темп речи и ее выразительность. Нарушение звукового произношения и степень его тяжести зависит от серьезности сбоев в работе центральной нервной системе.

Дислексия и дисграфия возникают при нарушении корковой работы коры головного мозга и проявляются в виде дефектов восприятия при чтении и нарушениях письменной речи.

Тахилалия и брадилалия возникают как в следствии дефектов нервной системы, обусловленных врожденным недоразвитием, так и нарушением функций подкорковых областей коры головного мозга. Нарушения связаны с ритмом речи. Тахилалия - ускорение речи, а брадилалия – замедление и растяжение.

Заикание возникает в период наиболее интенсивного речевого развития – в возрасте от двух до пяти лет. При заикании происходит изменение темпов речи, вызванное судорогами речевых мышц. При заикание происходит нарушение коммуникативной функции речи.

Оно бывает разных форм: невротическая, неврозоподобная, органическая, тоническая. Если имеется тоническое заикание, то оно происходит при невозможности разжатия рта и произнесение слова, а органическое заикание связано с гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной, фонаторной мускулатуры. Заикание может проявляться в виде сопутствующего симптома серьезным нервно-психическим недугам.




Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики


Мачерет Е.Л. Справочник врача-невропатолога поликлиники

Киев: Здоровья, 1995. — 205 с.
В справочнике представлены сведения о клинических проявлениях и лечении всех основных болезней нервной системы, с которыми приходится иметь дело врачу поликлиники. Описаны основные неврологические симптомы и синдромы. Особое внимание обращено на состояния, требующие неотложной помощи: наиболее часто возникающие комы, нейротоксикозы, расстройства мозгового кровообращения и травмы головного и спинного мозга, а также на метод их лечения.


Дубенко Е.Г. Неврология в схемах и таблицах.

5-е изд. дополн. — Методические указания. — Харьков: ХГМУ, 2000. — 86 с.
Настоящее методическое руководство не ставит задачей заменить учебную и научную литературу, а лишь помогает врачу сориентироваться в широком круге неврологической патологии, выделить наиболее существенную информацию. Работа состоит из таблиц, обобщающих все разделы неврологии, а также наиболее частые заболевания нервной системы с позиции их современной трактовки. Для студентов медицинских ВУЗов, врачей-интернов, неврологов.
Содержание:
Анатомия кортико-мускулярного пути.
Параличи, парезы.
Топическая диагностика нарушений произвольных движений.
Экстрапирамидная система и её патология.
Мозжечок и его патология.
Виды атаксий.
Анатамия путей чувствительности.
Нарушения чувствительности при поражении чувствительного анализатора на различных уровнях. ЧМН.
Нарушение функций вегетативной нервной системы.
Синдромы поражения различных отделов коры головного мозга.
Основные топические неврологические синдромы.
Схема обследования больного.
Головная боль.
Мигрень.
Синдромы внутричерепной гипотензии.
Синдром внутричерепной гипертензии.
Преходящие нарушения мозгового кровообращения.
ОНМК.
Соматоневрологические синдромы.
Вертеброгенные неврологические синдромы.
Менингеальный синдром.
Гнойные менингиты.
Серозные менингиты.
Острый миелит.
Полиомиелитоподобные заболевания.
Полиомиелит.
Энцефалиты.
Церебральный арахноидит.
Демиелинизирующие заболевания нервной системы.
Боковой амиотрофический склероз.
Эпилепсия.
Неэпилептические пароксизмальные состояния.
ДЦП.
Наследственные спиноцеребеллярные атаксии.
Наследственно-дегенеративные заболевания экстрапирамидной системы.
Наследственно-дегенеративные нервно-мышечные заболевания.
Мышечные дистонии.
Миастения.
Наследственные нервно-мышечные заболевания.
Неврозы.
Дегенеративные заболевания экстрапирамидной системы.
Глоссалгия.
Неврологические аспекты СПИД.
Полиневропатии.
Нейросифилис.
Сирингомиелия.
Опухоли головного и спинного мозга.
Закрытые травмы головного и спинного мозга.
Симптомы поражения периферических нервов.
Нарушение функции тазовых органов.
Наиболее часто используемые в неврологии лекарственные средства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.