Неврологическое нарушение слуха у детей

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий. Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций. Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

  1. Причины развития нарушений слуха
  2. Виды и основные клинические проявления
  3. Классификация Боскис
  4. Признаки
  5. Диагностика
  6. Лечение и профилактика

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода. Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга. Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки. Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов. Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

Степень Громкость Характеристика
Первая Снижение слуха не превышает 50 дБ Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
Вторая Потеря слуха от 50 до 70 дБ Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
Третья Потеря слуха более 70 дБ Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

Степень Восприятие громкости
Первая Снижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая 40-55 дБ
Третья 55-70 дБ
Четвертая 70-90 дБ
Глухота Более 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.


Строение слухового аппарата

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения. Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи. Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи. У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать. Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

Категория Характеристика
Глухие Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
Слабослышащие Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е. у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи). Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу. Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е. имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.). В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.


Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.


Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха. Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.


К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

  • О компании
  • Новости
  • Цены на услуги
  • Наши партнеры
  • Отзывы, комментарии
  • О слуховых аппаратах
  • Слух ребенка
  • Заболевания слуха
  • Опыт
  • ЛОР-консультации
  • Усилитель звука
  • Signia Motion
  • Siemens Motion
  • XTM
  • Siemens Intuis
  • Siemens Pure
  • Siemens Nitro
  • Signia insio
  • Главная
  • Компания
    • О компании
    • Новости
    • Цены на услуги
    • Наши партнеры
    • Отзывы, комментарии
  • Специалисты
    • Специалисты клиники
    • Расписание приема
  • О слухе
    • О слуховых аппаратах
    • Слух ребенка
    • Заболевания слуха
    • Опыт
  • Технологии
    • Диагностика слуха
    • Слуховые аппараты
    • Ушные вкладыши
    • Кохлеарная имплантация
    • Поддержка
    • ЛОР-консультации
    • Усилитель звука
  • Акции
  • Каталог
    • Слуховые аппараты Sivantos
      • Signia Motion
      • Siemens Motion
      • XTM
      • Siemens Intuis
      • Siemens Pure
      • Siemens Nitro
      • Signia insio
    • Слуховые аппараты Phonak
      • Phonak Audeo
      • Phonak Baseo
      • Phonak Naida
      • Phonak Bolero
      • Phonak Virto
      • Phonak Sky
    • Слуховые аппараты Widex
    • Слуховые аппараты Rexton
    • Аксессуары и вкладыши
  • Контакты
  • Главная
  • О слухе
  • Заболевания слуха
  • Слуховая нейропатия

Слуховая нейропатия

Слуховая нейропатия - это нарушение слуха, которое характеризуется нормальным проведением звукового сигнала до внутреннего уха, при этом дальнейшая передача звукового сигнала от улитки к мозгу нарушена.


Симптомы слуховой нейропатии: снижение слуха или полная потеря слуха, слова и звуки кажутся не разборчивыми, прерывистыми; нарушение формирование речи у детей.

Частота встречаемости заболевания - 5-15 % пациентов с сеносневральным нарушением слуха, не зависит от пола и возраста.

Люди с диагностированной слуховой нейропатией могут иметь нормальные пороги слуха или потерю слуха разной степени, но у них всегда будет нарушено восприятие речи, ее распознавание. Довольно часто врачи встречаются с ситуацией, когда у пациента восприятие речи намного хуже, чем предполагают данные о потере слуха.

К примеру, человек со слуховой нейропатией способен слышать звуки, но все равно будет трудно распознавать произносимые слова. Звуки могут то появляться, то исчезать для этих людей, следовательно, речь кажется не систематизированной.

Причины слуховой нейропатии

Во время процесса звукопроведения звук проходит через наружное, среднее и внутреннее ухо. Во внутреннем ухе (в так называемой улитке) содержатся волосковые клетки - чувствительные клетки, которые воспринимают звуковые колебания и превращают их в электрические импульсы. Именно такие импульсы в дальнейшем передаются посредством слухового нерва в головной мозг человека, где полученная информация анализируется. Только при успешном функционировании всех отделов слухового органа мы слышим и распознаем , то есть понимаем, речь. Повреждение внутренних волосковых клеток, плохая связь между волосковыми клетками во внутреннем ухе и нервом, передающим импульс к мозгу, повреждение нерва либо комбинация этих проблем могут стать причиной слуховой нейропатии.

Диагностика слуховой нейропатии основана на проведении ряда исследований:


Лечение слуховой нейропатии


Слуховая нейропатия у каждого пациента может изменяться со временем. У некоторых новорожденных с диагностированной слуховой нейропатией, улучшался слух и развивалось восприятие речи, чаще к 1-2 годам. У части новорожденных изменений не наблюдалось, либо было выявлено прогрессирование заболевания. У взрослых со слуховой нейропатией слух может как оставаться в пределах потери, так и ухудшаться, в зависимости от причины, вызвавшей развитие данного заболевания.

Разработки по лечению и коррекции слуховой нейропатии ведутся до сих пор. На сегодняшний день используют следующие технологии и методики:

  • Слухопротезирование слуховыми аппаратами, при тяжелых потерях — кохлеарная имплантация
  • Коррекционная работа с сурдопедагогом - специалистом по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей
  • Изучение языка жестов и чтение по губам. Методика изучения языка жестов актуальна как первый язык ребенка, для его развития и социализации в обществе, вторая методика - чтение по губам - актуальна для тех, кто развил технику разговорной речи, знание языка до потери слуха и восприятия звуков, слов.

Родители и опекуны должны всегда взаимодействовать с человеком со слуховой нейропатией посредством положительной реакции, улыбки, отчетливой мимики, понятных жестов.

Нарушения слуха центрального генеза (CAPD) — это отсутствие или нарушение способности воспринимать, различать, распознавать, запоминать или осознавать звуковую информацию, даже при наличии у ребенка нормального интеллекта и слуха (Keith и Pensak, 1991). В функциональном плане возникают проблемы с локализацией звука; бинауральным синтезом (стимулы, подаваемые одновременно или попеременно на разные уши воспринимаются не полностью); трудности распознавания шумов, при которых ребенку сложно распознать первичный сигнал или сообщение при наличии звуковых помех.

Кроме того, наблюдаются нарушения с бинауральным разделением, запоминанием слуховых стимулов, составлением слов из отдельно произнесенных фонем, различением двух звуковых стимулов, распознаванием целых слов или сообщений, если пропущены их части, удержанием слухового внимания в течение значимого периода времени, установлением связи между неговорящим источником и издаваемым им звуком, а также осознанием связи между звучанием и смыслом.

У детей с нарушениями слуха центрального генеза выявляются симптомы нарушения поведения, такие как патологическая реакция на звуковые стимулы; просьбы повторить информацию; низкое слуховое внимание; трудности при слушании в условиях фонового шума; рассеянность; проблемы с произнесением и различением звуков речи; плохая слуховая память; и низкое развитие навыков разговорного и письменного языка (Gordon и Ward, 1995).

Нарушение слуха центрального генеза (CAPD) развивается в ситуациях, когда нарушается передача звуковой информации из кохлеарного ядра ствола головного мозга в слуховую кору или, вслед за этим, при обработке ее в коре и субкортикальных слуховых областях для полной оценки и интерпретации.

Два основных спорных момента в концепции CAPD связаны (а) с тем, как наилучшим образом оценить клиническую картину и избежать ложной трактовки симптомов, когда, например, первичная причина имеющегося у ребенка расстройства заключается в недостаточности интеллекта или внимания; и (б) с тем как объективно оценить степень нарушения обработки информации. Это состояние может развиваться вследствие часто встречающихся причин, таких как, например, гипоксические поражения, приводящие к повреждению слуховых ядер, ствола и коры головного мозга, и могут сопровождаться периферическим сенсоневральным нарушением слуха.

Описаны несколько приобретенных состояний, которые могут вызывать CAPD, включая опухоли слухового нерва, менингит, болезнь Лайма, травмы головы, церебральные острые сосудистые расстройства, отравление тяжелыми металлами, адренолейкодистрофию, эпилепсию и синдром Ландау-Клеффнера (Bamiou et al., 2001).

Нарушение слуха центрального генеза (CAPD) также может вызывать нарушения при модулировании звуков. Патологические реакции на звук могут вызывать гиперакузию, при которой отмечается более низкий слуховой порог; акузалгию, при которой наблюдается низкий болевой порог для громких звуков; и слуховую аллодинию, при которой возникает выраженное отвращение или страх по отношению к определенным звукам, в норме не вызывающим неприязни У некоторых детей также выявляется слуховая фасцинация, при которой возникает выраженное влечение или восхищение определенными звуками.

Исследования цитоархитектоники при синдроме Вильямса выявили аномальные плотность слуховых клеток и размер нейронов, и, возможно, что феномены гиперакузии, аллодинии и слухового отвращения при синдроме Вильямса вызываются гипервозбудимостью слуховых корковых нейронов в сочетании с расширенной корковой активацией, тогда как слуховые фасцинации могут вызываться возбуждением эмоциональных центров головного мозга в ответ на специфические слуховые стимулы (Levitin et al., 2005).


Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 10.1.2019

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.


Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.


Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.


Исправникова Олеся Владимировна

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.