Неврологическое развитие недоношенного ребенка

В последние десятилетия в нашей стране наблюдаются стремительные изменения в работе неонатологической службы. Повсеместная организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, широкое внедрение ИВЛ, привлечение в неонатологию спе

В последние десятилетия в нашей стране наблюдаются стремительные изменения в работе неонатологической службы. Повсеместная организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, широкое внедрение ИВЛ, привлечение в неонатологию специалистов-реаниматологов, освоение множества новых методик, связанных с выхаживанием глубоконедоношенных детей, — все это позволило врачам не только в какой-то мере снизить неонатальную смертность, но и руководствоваться в своей работе новыми, принятыми во всем мире критериями живорождения, выхаживать детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Все эти дети плохо адаптируются к внеутробному существованию. Почти у половины из них наблюдаются органические поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в виде внутрижелудочковых кровоизлияний различной степени тяжести, ишемических очагов, перивентрикулярной лейкомаляции. Их лечение и выхаживание требуют больших материальных затрат и морального напряжения от персонала.

Вместе с тем, наш клинический опыт и данные литературы показывают, что лишь у 10–15% детей неврологическая патология уже в неонатальном периоде является столь серьезной (декомпенсированная гидроцефалия, атрофия мозга, пороки развития, некупирующийся судорожный синдром), что требуется перевод в специализированный неврологический стационар, а неблагоприятный исход ее развития и инвалидность могут быть установлены уже в эти сроки. Остальные дети после соматической адаптации могут и должны находиться в домашних условиях, хотя известно, что в течение почти всего первого года жизни у этих детей сохраняются изменения со стороны бронхолегочной системы, нестабильность гемодинамики, склонность к вирусно-бактериальной инфекции, высокая частота развития рахита, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, дискинезии желчевыводящих путей, затяжной дисбактериоз, ферментопатии. Кроме того, у большинства из них имеются проблемы со слухом и зрением и перинатальное поражение ЦНС. Именно поэтому эти дети заслуживают особого внимания со стороны медиков и общества в целом.

Таким образом, имеется насущная необходимость разработки идеологии, а также методологии наблюдения, лечения и реабилитации недоношенных детей.

Оценка и понятие развития во все остальные периоды жизни ребенка определяют дифференцированный уровень реализаций возможностей мозга. Но на первом году жизни это, прежде всего, формирование возможностей, а значит, любое новое умение, которое приобретает ребенок, и есть функция его психоневрологического здоровья. Другими словами, поступательное психомоторное развитие ребенка в соответствии с ежемесячными нормативами приобретения навыков и может служить главным критерием здоровья любого ребенка на первом году жизни. Это относится и к недоношенным детям.

Данная методика, позволяющая оценить формирование навыков решения наглядных (раздел КАТ) и речевых (раздел КЛАМС) задач, а также развитие моторики ребенка (шкала развития макромоторики), создана для тестирования детей до 2 лет. Сопоставляя возраст развития с фактическим возрастом, определяют коэффициент развития, который равен отношению возраста развития к фактическому возрасту, умноженному на 100. Коэффициент развития высчитывается раздельно по 3 описанным выше параметрам. При их совпадении и соответствии фактическому возрасту или если коэффициент развития больше либо равен 75, считается, что ребенок имеет нормальное развитие. Для доношенных детей коэффициент развития ниже 75 свидетельствует об отставании ребенка, а при различных показателях в 3 системах говорит о диссоциации развития и позволяет выбирать соответствующую тактику коррекционных мероприятий.

Были проведены специальные исследования с ретро- и проспективным анализом у большой группы специально отобранных детей с глубокой недоношенностью, которые имели минимальные нарушения в пери- и неонатальном периоде (при отсутствии органического поражения ЦНС и тяжелой соматической патологии) и к 2 годам жизни сравнялись со своими доношенными сверстниками.

С седьмого-восьмого месяца фактического возраста (скорригированный возраст — 4-5 мес) отмечается выраженный скачок в психомоторном развитии. Так, прирост функциональных возможностей начинает опережать скорригированный возраст на 3-4 нед, к 12-му месяцу жизни — на 5-6 нед, а к 18–20 мес дети ничем не отличаются по развитию от доношенных сверстников 12–14 мес. Достижение уровня доношенных сверстников по моторному развитию происходит к 18–20 мес фактической жизни, по познавательному — к 20 мес, по речевому — к 24 мес жизни.

Развитие языковой функции у недоношенных детей также имеет определенные особенности. Так, лишь с четвертого месяца скорригированного возраста (6-7 мес фактического возраста) у них начинает появляться интонация недовольства, формируются другие виды интонационной выразительности, такие, как гуление, а затем и лепет. Это говорит об активации специфических корковых речевых структур. Появление в эти же сроки адекватной реакции на интонацию взрослых свидетельствует о созревании слухового анализатора. Другими словами, развитие механизмов интонемного поля происходит соответственно скорригированному возрасту, а фонемного — запаздывает на фоне дисфункции стволовых структур, обусловливающих выраженную незрелость артикуляционного аппарата, однако всегда имеет поступательный характер. Несмотря на то что эти особенности характерны для всех глубоконедоношенных детей, необходимо обязательно установить над ними раннее логопедическое наблюдение с целью своевременной коррекции указанных отклонений.

Наиболее наглядно можно представить себе динамику формирования психомоторных навыков в виде графиков развития для скорригированного возраста (рис.).

При отставании в познавательном развитии и вторичной моторной задержке прежде всего необходимо оценить, какие именно тесты вызывают затруднения. Это позволит выделить состояния, связанные с нарушением функционирования зрительного анализатора, с генетическими заболеваниями, с органическими поражениями центральной и периферической нервных систем. При отсутствии формирования гуления и лепета необходимо исключить тугоухость.

На основании вышеизложенного можно предложить не только алгоритм наблюдения и выявления возможной патологии у недоношенного ребенка, но и лечебную тактику.

Так, дети обычно находятся на втором этапе выхаживания до 40–44 нед гестации, что соответствует 2-3 мес их постнатальной жизни, в зависимости от степени недоношенности. Именно в эти сроки их переводят на амбулаторное наблюдение в общей поликлинической сети или в специализированных центрах. В последующие 3 мес их жизни при отсутствии острых неврологических состояний (резкое увеличение окружности головы, опережающее рост окружности груди, нарастание размеров желудочков мозга по УЗИ, клинические признаки острой внутричерепной гипертензии — рвоты, запрокидывание головки, непрекращающийся крик, гипертермия, судороги — все это требует стационарного лечения) ребенку показаны коррекционные мероприятия. Это, прежде всего, подбор питания, лечение дисфункции желудочно-кишечного тракта — биопрепараты, ферменты, препараты симетикона и др. Необходимо раннее начало профилактики рахита с помощью назначения витамина Д, предупреждение анемии, прием фолиевой кислоты, подбор комплекса витаминов группы А, В и Е. Для улучшения клеточного метаболизма показан препарат элькар (L-карнитин). Для улучшения мозгового кровотока применяются сосудистые средства (кавинтон или цинаризин). По нашему опыту использование дегидратирующих средств требует более строгих показаний, а их эффективность сомнительна.

Массаж в этот период должен быть щадящим, кратковременным (не более 10–20 мин) и направленным на улучшение кровообращения в коже и мышцах. Следует помнить, что лечебный массаж может спровоцировать ухудшение адаптации с развитием синдрома срыгивания, нарушением суточной ритмики, нарастанием возбуждения, в некоторых случаях переходящим в судороги, а также нарушениями сердечной деятельности, вплоть до повторного открытия фетальных коммуникаций.

В 5-6-месячном скоррегированном возрасте у недоношенных детей начинает отчетливо проявляться задержка формирования моторных навыков за счет замедления нормализации тонуса.

В этот период, после необходимых обследований — ЭКГ и ЭЭГ, можно начинать проводить комплекс интенсивных реабилитационных мероприятий — лечебный массаж, физиотерапию, водные процедуры. Из медикаментозных средств используют ноотропные препараты, например пантогам, при необходимости назначают курс церебролизина. В дальнейшем при нормализации состояния и ускорении формирования навыков в соответствии с приведенными выше нормами ребенок может не получать активной терапии. Вместе с тем, отсутствие эффекта от проведенного лечения служит основанием для дальнейшего обследования, повторных реабилитационных мероприятий с диагностикой причины задержки развития и включением всего арсенала средств, применяемых для лечения конкретного заболевания

Такой подход, с успехом использующийся в Центре коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, позволяет значительно снизить вероятность назначения ребенку необоснованного лечения. Это особенно важно, так как при использовании медикаментозной терапии и применении методик физического воздействия у детей с низкой массой тела при рождении наблюдается большое количество побочных, парадоксальных реакций и осложнений, вплоть до развития судорог, о чем должны быть предупреждены родители и что требует большой ответственности от врача.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, доктор
Е. С. Сахарова, кандидат медицинских наук
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, Центр коррекции развития детей раннего возраста, Москва

Недоношенные дети, в силу своей незрелости, в большей степени подвержены неврологическим расстройствам.


Основные причины приводящие к неврологическим расстройствам у недоношенных детей:

Анатомо-физиологические особенности недоношенных

  1. Незрелость коры головного мозга и относительная незрелость подкорковых образований перивентрикулярной области и ствола головного мозга;
  2. Более низкий обмен веществ (метаболизм) мозга;
  3. Наличие герминативного матрикса, который в большей степени подвержен изменениям после рождения.
  4. Низкий тонус вен и затрудненный венозный отток от структур головного мозга;
  5. Не совершенствование регуляции, в том числе и ауторегулярции мозгового кровотока.
  6. Большая часть (около 75%) перинатальных осложнений возникает в первые 48-72 часа после рождения ребенка.

Факторы риска

  • Низкая оценка по шкале Апгар — 0-1 балл;
  • Тяжелый РДС (респираторный дистресс синдром новорожденного);
  • Апноэ (остановка дыхания);
  • Потребность ребенка в жестких параметрах ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
  • Гипокарбия;
  • Врожденный порок сердца;
  • Наличие гемодинамически значимого функционирующего артериального протока (ГЗФАП);
  • Гиповолемия;
  • Системная гипотензия;
  • Генерализованная внутриутробная инфекция;
  • Сепсис;
  • Крайняя незрелость — масса тела менее 1500 грамм.

Патофизиологические механизмы возникновения неврологических расстройств

Дефицит кислорода приводит к ацидозу, возникает дефицит АТФ (специальный фермент). В ответ на это происходит выброс возбуждающих аминокислот, что приводит к изменению проницаемости клеточных мембран. Это в свою очередь приводит к цитотоксическому отеку и гибели клеток головного мозга.

Также повреждения могут развиться в результате кровоизлияния из поврежденных сосудов головного мозга.

Морфологические особенности перинатальных поражений головного мозга

  • Перивентрикулярная ишемия;
  • Перивентрикулярная лейкомаляция;
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК).

  • Длительный синдром угнетения ЦНС (центральной нервной системы);
  • Преобладание общемозговых расстройств над очаговыми;
  • Преобладание вегетативных реакций;
  • Наличие атипичных судорог;
  • Гиперсекреторная (сообщающаяся) гидроцефалия в остром периоде тяжелых ВЖК;
  • Преобладание нормтензивной гидроцефалии в восстановительном периоде гипоксически-ишемическеской энцефалопатии;
  • Длительная мышечная гипотония (период мнимого благополучия 2-4 месяца) с трансформацией в особые формы гипертонуса (ДЦП).

Диагностика

  • Нейросонография (НСГ);
  • Доплерография;
  • Компьютерная томография, МРТ;
  • Ликвородиагностика.

Фармакологическое окно — первые 24-48 часов.

В этот период лекарственные препараты наиболее эффективны, далее эффективность значительно снижается.

Охранительный режим — правило 3-х Т (Тепло, Темно, Тихо).

Лабораторный мониторинг — регулярная проверка газов крови, гемоглобина, гематокрита, глюкозы;

Обеспечение адекватной вентиляции легких;

Поддержания системной и мозговой гемодинамики;

Профилактика ВЖК (внутрижелудочковых кровоизлияний);

Профилактика и лечение судорог;

Профилактика и лечение отека головного мозга.

Медикаментозное лечение

В зависимости от симптомов и показаний для лечения неврологических расстройств применяют следующие препараты:

Магнезия 25%; кальция глюконат 10%; фенобарбитал, реланиум, сукцинат 1,5%, реамберин (в первые 5 суток жизни).

Церебропротекторы назначают не ранее 4-х суток жизни. Это такие препараты как:

Пирацетам, пантогам, глицин, кортексин, церебролизин, актовегин и другие.

Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от тяжести состояния, наличия или отсутствия осложнений и сопутствующей патологии.

У недоношенных детей (при рождении на 22…25 неделе беременности) достаточно велика вероятность развития неврологических проблем. Зато затем, как утверждают канадские исследователи, еженедельно примерно на 6,5% риски начинают снижаться.

Как подчеркивает Грегори Мур, руководитель группы исследователей из Главного госпиталя Оттавы (Канада), до этого не проводилось подобных исследований, сопоставляющих срок рождения ребенка с риском развития в будущем у него неврологических проблем.

Отметим, что данный риск иногда играет важнейшее значение для родителей малыша, порой даже больше, чем вопрос выживания недоношенного малыша.

В своей работе исследователи проанализировали неврологическое здоровье малышей в 9 исследованиях, в которых были упомянуты данные младенцев, родившихся на 22–25 неделе беременности. Ученые оценивали их неврологический статус в возрасте 4…8 лет.

Данные мета-анализа показали, что роды на 22…25 неделе беременности дают в будущем наивысший риск появления у малыша неврологических заболеваний и расстройств. А вот преодолев срок в 25 недель беременности, риск появления данных проблем постепенно начинает снижаться примерно на 6,5% за каждую последующую неделю вынашивания.

Как отмечают специалисты, снижение коэффициента умственного развития IQ, ухудшение слуха и зрения являются самыми распространенными неврологическими проблемами, с которыми сталкиваются недоношенные малыши. Преждевременные роды в самых тяжелых случаях способны стать причиной развития у ребенка церебрального паралича.

Родителям и врачам надо быть готовыми к такому развития событий, если ребенок родился недоношенным. В таком ситуации ребенку могут понадобиться специальный уход и методики развития и адаптации.

«С 1 января 2012 года в России роды считаются со срока 22 недели беременности. Своевременные роды начинаются на 38. 40 неделе. Длятся нормальные роды от 6 до 24 часов. Преждевременные роды проходят с 22 по 37 недели беременности, длятся быстрее обычных, часто сопровождаются преждевременным излитием вод, кровотечением, акушерскими осложнениями.

Каждый год в мире преждевременно рождаются 15 миллионов детей (10% от всех новорожденных!), при этом 1,1 миллиона из них вскоре погибает. За последние годы число преждевременных родов существенно возросло как в развивающихся, так и в развитых странах. Преждевременные роды — вторая по частоте причина смерти всех детей младше 5 лет. Со временем их количество будет только расти из-за демографических изменений и улучшения неонатальной медицины.

Недоношенный ребенок имеет малый вес и менее готов к контакту с окружающей средой. Его иммунная система не в состоянии эффективно работать, выполнять функцию защиты от инфекций, а жировая прослойка – адекватно выполнять терморегуляцию. Появившись на свет на сроке менее 34 недель, новорожденный, как правило, не в состоянии самостоятельно дышать и сосать. Для того чтобы выжить, ему необходим специальный кювез, кислород, аппарат искусственного дыхания, парентеральное питание. Такие дети часто погибают вскоре после рождения, а для выживших, жизнь превращается в борьбу с такими проблемами, как инфекции, церебральный паралич, патология дыхательной системы, зрения и слуха, в дальнейшем это проблемы с обучением и развитием.

ü Меньшая двигательная активность, слабый крик (писк)

ü Преобладание тонуса сгибателей конечностей над разгибателями, но без физиологического гипертонуса. Флексорный гипертонус обычно появляется в возрасте 1 –2 мес.

ü Снижение физиологических рефлексов, в том числе сосательного. У здоровых недоношенных с массой от 2 500 до 1 500 г способность к сосанию появляется в течение 1- 2 нед. Жизни, с массой от 1500 до 1000 г – на 2-3 нед, менее 1000 – к 1 мес жизни.

Особенности неврологического статуса недоношенных I степени (35-38 недель) без отягощающих факторов по неврологическому статусу не отличаются от доношенных. У детей со II—IV степенями недоношенности неврологический статус зависит от степени зрелости мозга. Для детей со II-III степенью недоношенности характерна дыхательная недостаточность (аритмичное поверхностное дыхание), сохраняющееся до 2-3 месяца жизни. До 1,5-2 месяцев жизни выражен синдром "отдачи тепла", мраморный рисунок кожи, цианоз, быстрое охлаждение, а также отечный синдром.

Дети вялые, двигательные реакции снижены. Реакция сосредоточения и начального прослеживания начинают формироваться при удовлетворительной прибавке веса и отсутствии соматических заболеваний, появляются с 1,5-2 месяцев жизни. Характерна мышечная гипотония до 2-4 недель, которая затем сменяется повышенным тонусом в сгибателях конечностей.

Безусловные рефлексы из группы спинальных автоматизмов (рефлексы опоры, автоматической походки, ползания и др.) начинают проявляться с 1-2 месяцев жизни. При недоношенности III—IV степени объективно оценить неврологический статус до 1,5-2 мес. трудно, так как ведущим синдромом у них является общая вялость, характерная и для угнетения ЦНС.

Выделяют 3 варианта течения синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, клиника схожа в острый период с доношенными детьми. Но в последующем он в I случае: постепенно уменьшается и постепенно исчезает к 6-12 месяцам, во II - на его основе формируется астеноневротический синдром после года, в III - трансформируется в судорожный синдром (независимо от возраста). Подобных состояний практически не отмечается у доношенных детей при синдроме нервно-рефлекторной возбудимости.

Наиболее часто недоношенные дети дают гипертензионно-гидроцефальный синдром. При этом течение его может быть 2-х вариантов.

Благоприятное, когда вначале исчезают гипертензионные симптомы, а соответственно и не происходит в дальнейшем гидроцефальных проявлений.

Неблагоприятное течение, как правило, исход в ДЦП, гидроцефальный и судорожный синдром. При этом в динамике характерно на ЭХО-электрограмме нарастающая гипертензия.

Синдром угнетения ЦНС чаще характерен для недоношенных детей с III—IV степенью недоношенности. Он свидетельствует не только о неврологическом, но и соматическом неблагополучии. Он характерен для субарахноидальных и паренхиматозных кровоизлияний, билирубиновом поражении мозга, характерном при конъюгационной желтухе у незрелых недоношенных детей. Исход: трансформация к концу первого полугодия в синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром двигательных нарушений, судорожный синдром.

Судорожный синдром - может отмечаться в первые дни жизни. Клиника его типична. Иногда же, в восстановительном периоде, после 4-6 месяцев жизни отмечаются приступы апноэ, резкое покраснение или цианоз лица, мраморный рисунок кожи, симптом Арлекина, усиление потоотделения, срыгивания, кива- тельные движения головы или сгибание туловища вперед или назад. Причем, последние прогностически неблагоприятные симптомы и могут впервые выявляться на фоне интеркуррентных заболеваний, свидетельствуя о необратимых изменениях, происходящих в ЦНС.

Для индивидуальной характеристики каждого недоношенного ребенка и определения прогноза, показаний к проведению медикаментозной терапии и физических воздействий, важное значение имеет установление "нормативов" раз­вития для каждого гестационного возраста, так как только такое сравнение позволит в ранние сроки выявить истинное замедление прироста функций, выяснить причину неблагополучия и провести целенаправленное лечение, уменьшая ятрогению.

Для более наглядной оценки динамики развития глубоко недоношенных детей, научного обоснования "физиологических" закономерностей их созревания существует графический метод отражения прироста функций по 3 линиям развития (моторики, языковой и познавательной).

Стабилизация состояния ребенка происходит в среднем к 80-му дню жизни, поэтому оценку его моторных и психомоторных возможностей целесообразно начинать только после достижения им возраста 40 нед. гестации (в среднем, это 3 мес. их фактического постнатального возраста). Нормой для этих детей может считаться соответствие 1 мес. (4 нед.) развития по шкале КАТ/КЛАМС. В последующие 2-3 мес. жизни практически не отмечается прироста психомоторных навыков, отставание развития по всем линиям в пересчете на фактический возраст - в пределах 4 мес. (12-16 нед.). По мере физиологических изменений в центральной нервной системе (угасание безусловных рефлексов в 7-8 мес. жизни, нормализация мышечного тонуса в 6-7 мес. жизни) отмечается выраженный скачок в психомоторном развитии с 6-го месяца жизни (скорригированный возраст 3-4 мес.), появлялись достоверные различия в показателях прироста психомоторных навыков. Затем прирост функциональных возможностей опережает скорригированный возраст на 3-4 нед., к 12-му месяцу жизни - на 5-6 нед., а к 18-20-му мес. жизни дети соответствуют по развитию доношенным сверстникам 12-14 мес. жизни. В этот период отмечается более равномерное развитие функций. Сравнивание с доношенными сверстниками происходит в моторном развитии к 18-20 мес. фактической жизни, в познавательном - к 20 мес. жизни, в речевом - к 24 мес. жизни и при этом всегда соответствует скорригированному возрасту.

При становлении языковой функции наблюдаются следующие особенности. На первом году жизни в пересчете на скорригированный возраст отмечается незначительное отставание (на 1 эпикризный срок) в появлении гуления, а затем и лепета, что позволяет судить о своевременной активации специфических корковых речевых структур. Появление в эти же сроки адекватной реакции на интонацию взрослых свидетельствует об адекватной работе слухового анализатора.

Таким образом, выявление задержки становления устной речи у глубоко недоношенного ребенка при условии адекватного познавательного и моторного развития в пересчете на скорригированный возраст позволяет судить о нормальном приросте психомоторных навыков с учетом недоношенности. В 14 мес. фактического возраста отмечается задержка формирования моторных навыков на 2 возрастных срока, познавательного развития на 1 и речевого - на 4 возрастных срока. При оценке прироста на скорригированный возраст - моторное и познавательное развитие опережает его, языковое - снижено на 2 эпикризных срока.

В 5-8 мес. фактического возраста, т.е. в период диссоциации развития разных систем, для диагностики задержки развития важно выявить тенденцию ребенка к приобретению навыков. В случае отставания необходимо обозначить возможную причину задержки развития: соматические нарушения, инфекции, дисфункция желудочно-кишечного тракта, рахит, анемия, прорезывание зубов, нарушение зрения и слуха, влияние неблагополучных социальных факторов. Все это влияет на функциональное созревание ребенка, а также на формирование неврологической патологии. В этот период приходится решать вопрос о целесообразности проведения стимулирующего лечения и его выборе в зависимости от наличия нарушений в той или иной сфере: медикаментозные средства, массаж, физиотерапия, развивающие занятия.

Оценку психомоторного развития недоношенных с экстремально низкой массой тела при рождении целесообразно начинать с 3 мес. постнатального фактического возраста, что совпадает с окончанием периода постнатальной адаптации. Нормой для этих детей может считаться соответствие 1 мес. (4 нед. развития).

В первое полугодие жизни прирост психомоторных навыков происходит крайне медленно, но при этом развитие всегда соответствует скорригированному возрасту, с 7-го месяца жизни прирост навыков опережает скорригированный возраст на 3-4 нед., а на втором году жизни - на 5-6 нед.

Таким образом, сравнение в развитии с доношенными сверстниками в группе "условно" здоровых недоношенных с экстремально низкой массой тела при рождении происходит к 24 мес. фактического возраста.

Для своевременного выявления и коррекции нарушений в развитии обследование глубоко недоношенных детей целесообразно проводить ежемесячно с проведением тестирования по единой шкале с графическим отображением уровня развития на скорригированный и фактический возраст в медицинской карте ребенка.

Многие авторы считают адекватным способом оценки развития недоношенных детей использование поправки на степень недоношенности, т.е. используя так называемый "скорректированный возраст" (Табл. 5).


Особенности физиологии и адаптации к условиям жизни вне утробы матери недоношенных детей.

При этом следует помнить, что на созревание органов и систем крохи, родившегося намного раньше предполагаемого срока, влияет несколько моментов:

  • Степень недоношенности
  • Наличие заболеваний и/или пороков развития
  • Насколько ребенок приспособился к новым условиям жизни

Мы продолжаем цикл статей об особенностях детей, рожденных раньше положенного срока. Вы можете прочесть публикации:

Разумеется, в одной статье невозможно описать все особенности органов и тканей недоношенного ребенка, поэтому рассмотрим лишь основные моменты. Причем во многом они зависят от срока гестации: чем он меньше, тем больше выражена незрелость органов и систем.

Поэтому у глубоко недоношенных детей сильнее страдает работа организма в целом. Также у них имеется высокий риск развития различных заболеваний, которые нередко тяжело протекают.

Тогда как малыши с I и II степенью недоношенности куда лучше подготовлены к жизни вне утробы матери.


Нервная система — в ответе за все

На момент рождения отделы нервной системы сформированы даже у глубоко недоношенных детей, но их созревание не завершено.

Нервное волокно — некий провод, который отходит от нервной клетки, а по нему передается нервный импульс (команда) от центральной нервной системы (спинного и головного мозга) к органам и тканям. Для этого необходим миелин — вещество, покрывающее снаружи нервные волокна, но у недоношенного малыша его недостаточно.

На 28-36 неделе появляются крупные извилины коры головного мозга, но мелких борозд еще немного.

Слабо развиты мозжечок (отвечает за координацию движений) и продолговатый мозг (в нем находится дыхательный и сосудодвигательные центры).

Кора головного мозга незрелая и быстро истощается.

Тогда как спинной мозг у крохи несколько лучше развит и более зрелый, нежели головной.

В силу таких особенностей нервной системы у крохи движения хаотичные и размашистые. Малыш вздрагивает, у него замедлена реакция на раздражители, мышечный тонус и двигательная активность в основном понижены, имеется непостоянный тремор (дрожание или мелкое подергивание) ручек и ножек, подбородка.

Расположены хаотично, а соединения между ними развиты слабо. Сами стенки сосудов недостаточно эластичные и прочные, поэтому легко спадаются либо сужаются (возникает спазм). Кроме того, нарушен отток крови из головного мозга.

Из-за таких особенностей сосудов головной мозг плохо обеспечивается питанием. Также имеется высокий риск развития гипоксии (кислородного голодания), нарушения кровообращения (ишемии) и кровоизлияния в ткани головного мозга.

Наиболее часто такие состояния возникают во время родов — в момент, когда нагрузка на головку крохи колоссальная. Поскольку ни малыш, ни родовые пути матери не готовы к родам.

Как правило, вызываются, но чем меньше срок гестации, тем они слабее и быстрее угасают.

Глотательный рефлекс появляется примерно на 11-12 неделе внутриутробного развития, а сосательный — на 29 неделе. Поэтому у глубоко недоношенного малыша они могут отсутствовать — показание для кормления через зонд.

Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.

В норме сосательный рефлекс исчезает примерно к возрасту одного года, а глотательный остается на всю жизнь.

Поисковый рефлекс — попытка ребенка найти еду при прикосновении к углу рта. При этом он поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает ротик, опускает нижнюю губку и пытается найти пищу. У умеренно недоношенного ребенка он слабый, а у глубоко недоношенного малыша отсутствует.

Поисковый рефлекс сохраняется в норме примерно до 3-4 месячного возраста, затем угасает, поскольку ребенок уже ищет пищу глазами.

Хватательный рефлекс проявляется тем, что если вложить в ладонь доношенного младенца палец, то он крепко цепляется за него.

Однако у недоношенного малыша обычно этот рефлекс появляется лишь к 32 неделе, но он слабый, а на 36-37 неделе вызывается отчетливо.

Хватательный рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста, затем постепенно угасает.

Остальные рефлексы (например, защитный, Моро и другие) в основном оценивает врач при осмотре.

Малыш, родившийся до 28 недель, почти все время спит, но при прикосновении или смене положения тела он просыпается, начинает двигать руками и ногами, открывает глаза, либо реагирует гримасой и негромким плачем. Однако у него быстро наступает истощение, поэтому такое состояние длится всего несколько минут, затем малютка вновь засыпает.

Кроха, родившийся на сроке 32 недели и более, самостоятельно просыпается, а затем какое-то время бодрствует. В этом возрасте начинает формироваться смена сна и бодрствования.

К 35-37 неделе появляется отчетливый самостоятельный и громкий крик, а периоды бодрствования удлиняются.

Конечно, малыш, рожденный намного раньше срока, отличается от доношенного ребенка. Однако при создании оптимальных условий для выхаживания шансы на благополучный исход гораздо выше. Именно об этом мы и поговорим в следующем материале.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.