Невротические расстройства и конфликтные ситуации

О том, как лечить невроз, и поможет ли в этом поиск внутреннего конфликта

Как лечить невроз и какова его взаимосвязь с внутреннего конфликта

Многие специалисты, дающие рекомендации о том, как лечить невроз, считают, что невроз – это, по сути, внутренний конфликт, и для того, чтобы избавиться невроза, необходимо найти внутренний конфликт и убрать его. И действительно, в большинстве своем неврозы имеют в основе внутренний конфликт, но когда человек начинает самостоятельно искать внутренний конфликт, он существенно ухудшает свое состояние. Возникает тупиковая ситуация, в которой человеку, подверженному паническим атакам, тревожным расстройствам, агорафобии, вместо того чтобы дать четкие практические рекомендации, как лечить невроз и избавиться от этой проблемы, предлагают работать над его убеждениями, которые привели его к внутреннему конфликту. То есть, образно говоря, он хочет купить в магазине масло, а ему предлагают творог.

Во-первых, если человек не обращался к специалисту, а просто наслушался или начитался статей, которые рассказывают о том, как лечить невроз, и что его причиной является внутренний конфликт, он не понимает, не осознает, что это такое, так как не обладает профессиональными знаниями.

Во-вторых, большинство специалистов подтвердят, что проблема внутреннего конфликта заключается в том, что одна из конфликтующих сторон не осознается. То есть одна сторона вытесняется сознанием, а вторая сторона защищается. Получается, что человек самостоятельно найти этот конфликт просто не может. Для того, чтобы его найти и понять, как начать лечение невроза, человеку нужна помощь со стороны. Без этой квалифицированной помощи человек убежден, что внутренний конфликт – это некий гордиев узел, развязав который, он моментально поймет, как лечить невроз и связанные с ним панические атаки, тревожные состояния, фобии и т.п. Он начинает заниматься самокопанием и, вроде бы, находит проблему и даже решает ее. На короткое время ему становится легче, но затем проблема возвращается. Человек считает, что неверно определил свой внутренний конфликт и продолжает заниматься самоанализом, ухудшая свое состояние.

Человеку покажется, что паническая атака – это внутренний конфликт, и что, убрав внутренний конфликт, он избавится от панической атаки, но это неправда. Поэтому когда в когнитивной сфере начинается работа, специалисты, объясняя человеку, как лечить невроз, не говорят ему, что у него есть внутренний конфликт, чтобы он не начинал заниматься самокопанием. Человека плавно ведут через анализ его проблем в настоящем времени. Анализ каких-то напрягающих его зон в жизни и постепенно он избавляется от своей проблемы.

Внутренний конфликт – это борьба мотивов

После того как будут проработаны все аргументы, которые удерживали эту женщину с мужем, они не вынуждают ее оставаться с ним. То есть, теперь она понимает, что ее поведение целиком и полностью было запрограммировано искаженными целями. Соответственно, когда она с помощью специалиста проработала эти ложные убеждения, он может посмотреть на ситуацию здраво и принять решение: стоит ли ей оставаться с мужем или нет. Теперь она не боится остаться одна, потому что знает, что сможет себя содержать; она не боится, что ее осудят, потому что знает, что не осудят; она не боится быть виноватой. Теперь она смотрит на эту ситуацию здраво, не оправдывает себя и не пытается держаться за эти отношения из-за страха, чувства вины или стыда. Соответственно после этого она принимает решение, оставаться с мужем или нет.

Грамотному специалисту, знающему, как лечить невроз, необязательно говорить человеку, что у него внутренний конфликт. Он работает с ним над его убеждениями и эта работа приводит к тому, что внутренний конфликт убирается, но при этом человек этого не осознает. Это крайне важно понимать, потому что большинство людей неправильно интерпретирует понятие внутреннего конфликта, начитавшись книг по психологии о том, как лечить невроз.

Может быть, для специалистов они очень хороши, но человеку, не осведомленного в психотерапии, не понимающего, что происходит, чтение этих книг пользы не приносит. Гораздо полезнее и эффективнее, решая проблемы внутреннего конфликта, прорабатывать свои убеждения, напряжения, невротические эмоции с грамотным психотерапевтом. Постепенно решая эти проблемы, внутренний конфликт будет убираться автоматически за счет рационального и критического мышления.

Внутренний конфликт при неврастении и фобических неврозах

Подводя итоги, напомним основную мысль, которую раскрывает эта статья: людям, страдающим неврозом, неврастенией и различными фобическими расстройствами, не стоит самостоятельно искать внутренний конфликт. Это бесполезно, поскольку самоанализ без фундаментальных знаний в области психологии и психотерапии лишь усугубляет проблему. Для того чтобы понять, как лечить невроз, важно сконцентрироваться на проработке своих убеждений, эмоций, областей напряжения – и тогда внутренний конфликт разрешится автоматически, потому что когда человек избавится от искаженных целей и ложных убеждений, он сможет мыслить критически и рационально.



Психиатры, неврологи, физиологи и психологи видят невроз с разных сторон, и каждая при этом дополняет остальные. В этой статье я хочу рассказать про невроз как результат незавершенного выбора и неразрешенного внутриличностного конфликт.

У многих людей от одного только слова “выбор” уже начинается волнение, настолько это больная тема. Почему так трудно выбирать? А потому, что идеального решения нет, а неидеального не хочется. Идеальное – это когда стоит выбор между плюсом и минусом или хорошим и плохим. Хорошему – да, плохому – нет. Здесь по сути и выбора то нет. Выбор начинается либо между двумя минусами (между Сциллой и Харибдой), либо между двумя плюсами (Буриданов ослик). Да и тут кажется, что всё ясно, из минусов выбирай меньший, из плюсов больший, но! В том то вся и штука, что какой есть какой – неизвестно. Что слаще, хрен или редька? Не попробуешь – не узнаешь.

Например, что лучше: остаться в браке и терпеть нелюбимого, со скверным характером, но обеспечивающего всю семью мужа, или развестись и пойти работать самой, но на низкую зарплату? Или – кого выбрать, мужа или любовника, при том, что оба вроде как хороши?

Или это выбор между минусом и плюсом, каждый из которых содержит в себе и свою же противоположность. Например, после колледжа можно сразу устроиться на работу, получать среднюю зарплату, быть независимым от родителей и не напрягаться с институтом. Или все же поступить учиться дальше, терпеть родительскую опеку, контроль и финансовую зависимость, но через 5 лет иметь уже такую работу, которая позволит жить так, как захочется самому?

Все это про внешнюю сторону выбора. Но есть еще и внутренняя, психологическая, которая проявляет себя как внутриличностный конфликт. Это о необходимости сделать выбор не просто меж двумя возможностями (внешний уровень), а в пользу той или иной части личности (уровень внутренний, психологический).

Вот как это можно описать в терминах психоанализа Фрейда или трансактного анализа Берна. Части личности, меж которыми разворачивается конфликт, можно назвать “хочу” и “надо”. Фрейд их называл Оно (бессознательное) и Сверх-Я (совесть, мораль). Я или Эго, то есть Сознательное, для невротика только арена конфликта, а у человека здорового Эго способно этот конфликт разрешить. У Берна эти части называются Дитя и Родитель, в то время как Взрослый является по аналогии с Эго наблюдателем.
Оно (или Внутренний Ребенок) — это желания, стремления, фантазии, это наши биологические программы роста и развития, инстинкты самосохранения и размножения.

Сверх-Я (или Внутренний Родитель) — это совесть, общественная и семейная мораль, установки родителей и значимых людей. Большинство из них становятся нашими собственными. Мы им следуем без напоминаний и передаем детям. У каждого человека на протяжение жизни возникают “запретные желания” или “неприличные мысли и фантазии”, но далеко не все стремятся к их реализации. Кто-то легко от них отказывается, кто-то, несмотря на запреты, реализовывает без учета обстоятельств и интересов окружающих. Таких людей называют психопатами или антисоциальными личностями. Внутренние конфликты им чужды, но зато постоянно присутствуют внешние – с другими людьми и законом. А невротики живут с внутренним конфликтом между “хочу” и “нельзя”, и таких людей большинство.

Получается, что все мы в той или иной степени невротики. Это плата за цивилизацию и нашу включенность в социум, сохранение которого невозможно без ограничений и табу.
В данном контексте слово “невротик” употребляется не как клинический (медицинский), а как психоаналитический термин. Клинический невротик – это человек с симптомами невроза: навязчивостями, паническими атаками, фобиями и пр. Психоаналитический – это человек с высшими психологическими защитами, вполне личностно зрелый, усвоивший социальные нормы.

Кто-то способен сам найти выход из этого конфликта, и таких людей называют “здоровыми”. Т.е. по сути здоровы не те, кто никогда не испытывал невротических переживаний и внутриличностных конфликтов, а те, кто с ними справился при помощи психологических защит и у кого невротические переживания не приняли клиническую форму невроза.

Вот история женщины, страдавшей неврозом навязчивых состояний, здесь про то, как соотносятся между собой та ситуация выбора, в которую она попала (выбор между мужем и любовником) и ее внутриличностный конфликт. (Имя героини и узнаваемые обстоятельства изменены по её просьбе, а история рассказана с её разрешения.)

Нина, успешная бизнес вумен 42 лет, уже в течение двух с половиной лет испытывала душевный дискомфорт и нарушения сна, но за помощью обратилась только тогда, когда появились навязчивые движения в области лица. Она шмыгала носом и обкусывала губы. Это было заметно внешне, что только усиливало её напряжение и беспокойство, ведь она каждый день общалась с людьми.

Проблему она хотела решить как можно быстрее, поэтому была готова принимать любые лекарства и даже уже сопоставила между собой все плюсы и минусы психотропной терапии, проштудировав статьи в интернете. На прием она пришла “за рецептом”, настроенная на то, чтоб “стойко перенести все “побочки”, лишь бы это побыстрее прекратилось”.

Я предложила ей попробовать обойтись минимальным количеством лекарств и дать себе время вместе разобраться, что стоит за её дискомфортом и беспокойством. Вот что она рассказала о себе.
Она родилась в семье бывших партийных функционеров, которые оба после перестройки успешно занялись бизнесом. Отношения между родителями были прохладными, но до скандалов или открытого проявления недовольства никогда не доходило, за исключением единственного раза, но о разводе речь никогда не шла. Каждый жил сам по себе, благо загородный дом позволял каждому иметь свою территорию.

Нину и её старшую сестру Леру воспитывали строго. Отец был разочарован рождением дочерей, он всегда хотел иметь сына, поэтому к девочкам относился без поблажек. Обе они были приучены к дисциплине и здоровому образу жизни. Обе закончили финансовый вуз и даже вышли замуж почти одновременно. Но Лера вышла за однокурсника, будучи уже в положении, просто поставив родителей перед фактом, а Нина – за сына приятеля отца. Нельзя сказать, что это был брак по расчету или по принуждению, но и сильной любви тоже не было. Нина считала, что вполне достаточно того, что он хороший и порядочный.

Через пару лет сестра развелась с мужем после его измены, оставшись с маленьким ребенком на руках. Ей пришлось вернуться к родителям, сама она зарабатывать пока не могла, да и не стремилась. Мать приняла их даже не без удовольствия, она была рада возможности общаться с внучкой, а от дел почти отошла. А вот для отца это было ударом. Впервые родители тогда поругались, мать была на стороне Леры, отец кричал, что он все силы вкладывал в то, чтоб дать дочерям приличное образование, чтоб он мог спокойно умереть, чтоб все его усилия и заработанные деньги не пропали даром. Ситуация ему казалось дикой и верхом легкомыслия: выйти замуж за неизвестно кого, измены, разводы, отсутствие материальной базы.
После этого в родительской семье начался молчаливый раскол. Мать сблизилась с Лерой, а отец чувствовал себя одиноким. Нина поневоле приняла его сторону, стала чаще приезжать к нему. Отец взял ее и её мужа к себе в бизнес. Вот разве что детей у них не было. Отца это очень расстраивало, он хотел внука, наследника. Он стал сдавать по здоровью, любое волнение приводило к тяжелой аритмии, которую было трудно купировать.

А три года назад Нина влюбилась, у нее начался роман с разведенным мужчиной, и она стала говорить себе, что должна сделать выбор. Поначалу она подошла к вопросу рационально – сопоставляла положительные и отрицательные качества первого и второго, но так и не нашла решения. Плюсы и минусы были равны в обеих колонках, сколько бы она не проделывала эту процедуру. И вот тогда на помощь пришли навязчивости, отвлекли на себя всё внимание, и острая необходимость выбора между мужем и любовником отпала.

На терапии мы говорили о том, какие части личности конфликтовали внутри неё, и получилось вот что. На одной чаше весов была дочь, которая боялась расстроить отца, и жена, к которой муж относился с теплом, но дружеским. А на другой – её реализация себя как женщины. Она впервые поняла, что такое любовь, привязанность и сексуальное удовлетворение.

После того, как она осознала, между чем и чем (а не кем и кем) на самом деле шел ее выбор, навязчивости стали отступать. Через некоторое время она приняла решение о разводе. Это далось ей с большим трудом, но это был осознанный выбор. Было много волнения за отца и много неодобрения с его стороны. Муж же воспринял ее решение неожиданно спокойно, как оказалось, он и сам тяготился этим браком, но относил свои переживания на счет “кризиса среднего возраста”. Они остались в приятельских отношениях, могли общаться на тему бизнеса, бывший муж вскоре завёл отношения, но Нина второй раз замуж не вышла. Отношения, когда она с новым мужчиной стала жить вместе, не сложились. Всё это она переживала достаточно болезненно, но ни навязчивостей, ни сильной тревоги уже не отмечала. Как она потом сказала, это была обычная жизнь, с её проблемами и сложностями. Что до этого она жила как будто под колпаком, а тут вышла наружу.

Вылечившийся невротик – это не тот же самый здоровый человек, каким он был до невроза. Это человек, знающий о себе много больше, чем до заболевания и имеющий знание о том, как справляться в будущем с подобными ситуациями выбора.

Внутриличностные, или внутридушевные, конфликты — вторая разновидность психотравмы, когда человек конфликтует сам с собой. Это в широком смысле конфликт сознания и желания, или, точнее, сознания и влечения (инстинкта). Сущность внутридушев-ной психотравмы зиждется на психоанализе 3. Фрейда. Постараюсь по возможности популярно изложить сущность психоанализа и основные положения учения 3. Фрейда. Сделать это нелегко, ибо при изучении психики человека сам 3. Фрейд использовал как конкретные методы исследования, так и общефилософские умозаключения. Одни и те же бессознательные процессы он нередко истолковывал неоднозначно — то как источник творческих проявлений человека, то как носитель разрушительных тенденций. Хотя в принципе это правильно. Согласно современным воззрениям, все психические процессы в организме человека и окружающая нас действительность носят единый и в то же время противоположно направленный характер. Нет ничего постоянно абсолютно положительного (хорошего), как нет такого же постоянно и абсолютно отрицательного (плохого). Однако это дало возможность противоположно использовать основные принципы учения 3. Фрейда.

И на сегодняшний день имеются как сторонники,так и противники положений 3. Фрейда о психоанализе. Несомненно лишь то, что даже в современных условиях с учетом больших успехов в медицинской науке нельзя глубоко понять и осмыслить сущность неврозов и методы их лечения без знания учения 3. Фрейда о психоанализе.

Что такое психоанализ? Трудно дать медицински правильное, научное и в то же время понятное определение психоанализа, а поэтому не буду давать описание его сущности, приведенное в современней медицинских справочниках и энциклопедиях, так как это потребует подробного разъяснения используемых терминов и положений.

Психоанализ как метод познания предназначен для выявления роли и объяснения бессознательных процессов, скрытых мыслей, необдуманных действий в формировании психики человека и возникновении нервно-психических расстройств.

Психоанализ как метод лечения предусматривает восстановление в сознании скрытых психотравмирующих ситуаций из сферы инстинктов, отреагирование на них как на индифферентный раздражитель (дезактуализация), что способствует выздоровлению при неврозах.

Психоанализ как теоретическое направление в психологии представляет общепсихологическое учение о личности и ее разновидности с учетом структуры личности и уровней душевной жизни человека. Всем указанным аспектам психоанализа соответствует этимология (происхождение) этого слова (греч. psyche — душа + анализ), что означает анализ души, или душевной жизни человека, нередко глубоко скрытой от посторонних и даже самого себя, являющейся как причиной страданий, так и создающей основу для гениального развития личности и таланта людей.

По-видимому, не следует больше вдаваться в различные философские аспекты науки, ибо перед нами конкретный вопрос — неврозы у детей. Перейдем к дальнейшему рассмотрению причин возникновения и механизма их развития, чтобы с определенным запасом научных знаний приступить к ознакомлению с особенностями их клинических проявлений, лечения и профилактики.

3. Фрейд изучал структуру личности человека, роль в душевной жизни внутренних конфликтов и кризисов, неудовлетворенных желаний, особенно перенесенных в детские годы, что определяет поведение людей в дальнейшем. Он рассматривал нервную систему как энергетическую машину, обладающую нервной энергией, большая часть которой исходит от бессознательных врожденных потребностей организма, которые обозначаются как инстинкты, например пищевой, оборонительный, половой или сексуальный, воспитания потомства и др. Все многообразие инстинктов 3. Фрейд свел к двум группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Н^ши поведение, мысли и желания зависят от взаимодействия и взаимовлияния сексуальных и деструктивных инстинктов. Энергия инстинктов жизни порождает либидо — половое влечение, стремление к половой близости. Эта энергия, по 3. Фрейду, является слепым инстинктом, всецело бессознательным, который не хочет знать ничего, кроме принципа удовольствия, испытываемого человеком при разрядке данной энергии. Деструктивным инстинктам, присуща агрессивная энергия.

Хотя Я развивается из Оно и питается его энергией, но постепенно приобретает контроль над требованиями Оно в плане реализации возникших потребностей. Следовательно, Я реагирует на возможности, а Оно — на потребности.

Сверх-Я — это представитель идеалов и запретов и развивается в результате сопоставления социальных норм, воспитательных запретов и поощрений. Сверх-Я выступает как источник моральных устоев индивидуума и проявляется как совесть. Сверх-Я является своеобразным хранилищем морали, норм поведения, идеала и авторитета в сознании личности, выполняя три основные функции: совесть (ограничивает, осуждает или запрещает осознанные решения), самонаблюдение (оценка деятельности на удовлетворение потребностей) и формирование идеалов. Свою энергию Сверх-Я получает от Оно и может его наказывать в виде чувства вины и укоров совести в тех случаях, когда Я действует в угоду Оно, но в противовес Я.

Взаимодействие всех трех инстанций человеческой личности направлено на оптимальный уровень развития духовной жизни, восстановление имевших место нарушений, повышение чувства удовольствия и сведения до минимума чувства неудовлетворенности.

По 3. Фрейду, все поведение человека определяет его сексуальность, а возникновение неврозов он объясняет следующим образом. На сознательное Я постоянно действует содержащее сексуальные инстинкты подсознательное Оно и в основном предсозна-тельное Сверх-Я. Они предъявляют Я требования удовлетворения влечений с учетом моральных установок индивидуума. Сильная психика человека, т.е. сознательного Я, противится этому, хотя и находится как бы между двух огней.

Во избежание перенапряжения Я со стороны Оно и Сверх-Я существуют различные виды защиты (противодействия) в виде сублимации, вытеснения, рационализации, регрессии и др. Наиболее распространенным сексуальным механизмом защиты является сублимация — отклонение энергии сексуальных влечений от получения удовольствия и продления рода в приемлемые в социальном отношении и не подвергающиеся нравственному осуждению формы деятельности (искусство, спорт, наука и т.д.). Сублимированная энергия, по мнению 3. Фрейда, создает цивилизацию и порождает гениальность. Таким образом, гениальность — это преобразованная энергия либидо (половых влечений); сублимированной может быть не только энергия либидо, но и агрессивная энергия, порожденная деструктивными инстинктами.

Однако механизмы защиты не всегда срабатывают в таком положительном направлении. Защита Я от внутренних и внешних напряжений может носить биологически и социально отрицательный характер. Энергия либидо может разряжаться на тех участках мозга, которые регулируют деятельность, например, чувствительных и двигательных систем. Возникают соответствующие расстройства, порожденные сексуальным инстинктом, которые внешне воспринимаются как болезнь, но носят для человека условно приятный и желаемый характер. В этих расстройствах (симптомах болезни) проявляется сексуальная жизнь индивидуума.

Своеобразно и несколько необычно объясняет 3. Фрейд стадии сексуального развития. По мнению 3. Фрейда, половое влечение возникает у ребенка уже в первые дни после рождения и связано с сосанием груди. Главная потребность новорожденных — это потребность в питании. Он с удовольствием сосет не только грудь, но также соску, а со временем и другие части тела — палец, губу, а порой и различные предметы. Приятные ассоциации при сосании груди повышаются еще и тем, что во время кормления грудью мать ласкает ребенка, покачивает его, произносит отдельные слова или напевает успокаивающие мотивы. Следовательно, раздражение рта приносит ребенку большое удовольствие. Данный период 3. Фрейд обозначил как оральная стадия сексуального развития (лат. слово OS, oris — рот).

По мере развития (до года и на втором году жизни) ребенок нередко испытывает удовольствие при покусывании груди и других частей тела матери, сосания различных предметов, а в последующем может появиться длительно сохраняющаяся привычка сосания пальца, грызения ногтей, вплоть до появления кровоточащих. Происходит, по 3. Фрейду, фиксация, или застревание на оральной стадии сексуального развития.

В дальнейшем (с 2 до 3—4 лет) чувство удовольствия связано преимущественно с выделением кала — анальная стадия сексуального развития (лат. anus — задний проход), т.е. происходит присоединение сексуальности к другим функциям тела.

Анальная зона постоянно подвергается раздражению каловыми массами и вследствие часто встречаемых заболеваний кишечника. Дети, пользующиеся эрогенной раздражимостью анальной зоны, нередко задерживают каловые массы до тех пор, пока эти массы, скопившись в большом количестве, не вызывают сильные мускульные сокращения и при прохождении через задний проход способны вызвать выраженное раздражение слизистой оболочки. У детей вместе с ощущением боли возникает и сладострастное ощущение.

Нарциссизм (греч. Narkissos— Нарцисс — греческий мифологический герой, влюбившийся в свое отражение в воде, т.е. в самого себя, умерший от этой любви и превращенный богами в цветок) — одна из форм полового извращения в виде влюбленности в самого себя. Такие лица испытывают половое возбуждение и сексуальное удовлетворение путем созерцания собственного обнажённоготела (обычно в зеркале) или отдельных его частей. Иногда сочетается с онанизмом. Встречается относительно редко. В его возникновении играет существенную роль изоляция от сверстников с раннего детства.

Третья стадия сексуального развития — фаллическая (от греч. phallos — мужской половой орган, пенис; в прошлом некоторые народности преклонялись перед изображениями полового члена как символа оплодотворяющего и рождающего начала природы). Эта стадия начинается в промежутке от 3 до 4 лет. В это время дети обращают особое внимание на свои половые органы. 3. Фрейд считал, что девочки болезненно переживают отсутствие у них полового члена (тоска по кастрации), а мальчики боятся его потерять (страх кастрации). Возникает своеобразное отношение детей к своим родителям. Мальчик влюбляется в мать и направляет на нее все свои эротические чувства, идентифицирует себя с отцом, которого одновременно ревнует, любит и боится (Эдипов комплекс); девочка же, наоборот, испытывает больше влечение к отцу и идентифицирует себя с матерью (комплекс Электры), ей также присуща зависть к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена.

Этот миф и многие ему аналогичные у других народов отражают табу (запрет) на браки между близкими родственниками (родители и дети, братья и сестры), что ведет к резкому увеличению частоты наследственных заболеваний и вырождению рода.

По мнению Фрейда, дети обоего пола должны пережить этот присущий им комплекс, он амнезируется (забывается) и уходит в подсознание как противоречащий формированию совести (Сверх-Я).

Следующая стадия сексуального развития — латентная (скрытая), которая начинается с 5—6 и продолжается до 10—12 лет. В этот период снижается сексуальное чувство ребенка, либидо как бы дремлет, происходит формирование сознательного Я, которое вытесняется из подсознательного Оно, развиваются представления о морали (Сверх-Я). Психическая (сексуальная) жизнь начинает переходить от принципа удовольствия к аспектам реальности. Интересы ребенка переключаются на другие виды деятельности — учебу, спортивные игры и другие увлечения. Последняя стадия — гени-тальная, начинается примерно с 12 лет, проходит препубертатный и пубертатный периоды жизни. В это время сексуальность возрастает с новой силой. Вначале это может проявляться в виде онанизма с участием эмоциональных моментов, направленных на объект либидо противоположного пола, эротических сновидений (непроизвольным семяизвержением). В период половой зрелости энергия либидо переключается полностью на полового партнера.

Если в период полового созревания что-то мешает удовлетворению сексуальных потребностей, то происходит регресс энергии либидо на пройденные фазы развития. Это может привести к деви-антным формам сексуальности, которые в ряде случаев носят патологический характер.

Согласно учению 3. Фрейда о психоанализе, неудовлетворенная или стесненная (неотреагированная) либидозная энергия на различных стадиях сексуальности может стать причиной возникновения невротических нарушений, которые являются символическим проявлением вытесненных (регрессированных) сексуальных влечений.

Невроз, по 3. Фрейду, возникает тогда, когда людям нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий или внутреннего недостатка приспособляемости. Они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замену недостающего удовлетворения. В болезненных симптомах проявляется часть половой деятельности больного или вся его сексуальная жизнь.

Таким образом, учение 3. Фрейда направлено на изучений духовной жизни людей, бессознательных и неуправляемых явлений, действий и поступков, которые могут привести к возникновению различных заболеваний, и прежде всего неврозов. Главное значение при этом 3. Фрейд придает сексуальности, ее становлению и развитию.

Нашел ли в этом читатель какое-то рациональное зерно, имеющее отношение к его жизни, жизни его детей, родных и близких людей? Если этот раздел книги вы просмотрели быстро (просто пробежали), то, может, лишь осталось впечатление, что все это сплошная сексуальность и ничего серьезного нет. В прошлом все мы так к нему относились, когда нам преподносили 3. Фрейда, фрейдизм и психоанализ как лженауку, не соответствующую советской действительности, сплошной пансексуализм без учета роли сознательной деятельности людей. Мы старались быть сознательными, строили светлое будущее, идя к нему семимильными шагами, а оно все больше скрывалось за горизонтом. Все мы знали правильное положение К. Маркса о том, что общественное бытие определяет сознание, но не придавали этому серьезного значения. А бытие — это удовлетворение врожденных потребностей, инстинктов человека в питании, одежде, жилье, это и духовная жизнь людей, в том числе и сексуальные ее аспекты, которые весьма своеобразны у каждого индивидуума.

Не спешите скептически относиться к тому, о чем писал и что проповедовал 3. Фрейд. Вспомните свое детство, насколько память позволяет проникнуть в прошлое, понаблюдайте за своими детьми, особенно раннего (первые 3 года жизни) и дошкольного возраста, и вы, надеюсь, увидите правоту ряда положений 3. Фрейда. Это необходимо не только для каких-то теоретических познаний, но и для правильного полового воспитания ребенка. А сколько у нас факторов, препятствующих этому, прежде всего в виде тотальной сексуализации телевидения и кинопроката. Нужны ли эти зрелища, повышающие сексуальную возбудимость наших детей? Научные исследования 3. Фрейда касаются соотношения трех аспектов нашей жизни: морали (идеалов и запретов), сознания и инстинктов, которые всегда требовали, требуют и будут требовать удовлетворения. А какова наша мораль? Совесть, идеалы и запреты постепенно уходят со сцены. Пошатнулись общечеловеческие и моральные устои общества. В разгуле хулиганство, бандитизм и насилие. Помыслы некоторой категории общества, особенно молодежи, направлены только на удовлетворение инстинктов.

Мы не будем приводить технику психоанализа, она сложна, требует глубоких знаний, специальной подготовки и особых психических качеств психоаналитика.

Указанные научные труды можно порекомендовать желающим более подробно ознакомиться с сущностью психоанализа, а лишь затем перейти к изучению работ 3. Фрейда, которых 24 тома, многие из них переведены на русский язык.

Как указывают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, использующие психоанализ в своей клинической работе, в психоаналитическую технику, разработанную 3. Фрейдом в конце XIX в., нечего принципиально нового внесено не было, несмотря на большое количество работ по данному вопросу.

Первоначально для лечения больных неврозами 3. Фрейд применял обычный гипноз, но вскоре убедился в его недостаточной эффективности. На этой почве даже возникли дискуссии с Шарко, в клинике которого работал 3. Фрейд. Затем йм был использован катарсис (метод отреагирования) — освобождение от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психо-травмирующие переживания. С этой целью во время гипноза внушают больным, что им необходимо рассказывать о причине каждого проявления болезни. Больной в ряде случаев может-вспомнить эти моменты, что обычно сопровождается выраженной реакцией. К концу сеанса гипноза пациенту внушалось, чтобы он забыл о происходящем. Дальнейшие наблюдения 3. Фрейда показали, что катарсис можно проводить и без гипноза, а лишь методом внушения в свободном, расслабленном состоянии пациента.

Иногда при возникновении переноса невротические нарушения проявляются с новой силой, что 3. Фрейд назвал неврозом переноса и рассматривал его как путь от болезни к выздоровлению.

Приведенное 3. Фрейдом описание техники психоанализа дает лишь ориентированное представление об этом методе лечения.

Дальше идет анализ материала, полученного от пациента, конкретные способы контакта с ним в зависимости от полученной информации и многое другое, что необходимо знать психоаналитику в его работе.

Психоанализ включает также анализ сновидений, фантазий, ошибочных действий, оговорок и т.д., что приведено в литературе для специалистов. Полагаю, что вышеизложенного нам достаточно для общего понимания этого сложного и кропотливого метода психотерапии.

Вдумайтесь в смысл этого разумного резюме. И не будем обвинять 3. Фрейда в расширенном гипертрофированном толковании сексуальных переживаний ибо в плане исторического развития человека в этом есть глубокий и правильный смысл. Это тем более важно, что научные труды 3. Фрейда (в русском переводе) написаны своеобразным языком. Его нельзя читать бегло, а нужно глубоко проанализировать каждый абзац и даже каждое предложение, за одни и те же высказывания 3. Фрейда одни авторы его критикуют, другие, наоборот, хвалят. Возможно, это обусловлено и тем, что отдельные высказывания 3. Фрейда, порой несколько завуалированные, понимаются по-разному.

Что можно сказать в заключение к данному разделу? Проходят годы, изменяются наши теоретические воззрения на различные аспекты биологической и социальной жизни человека. Однако остается какая-то основа, фундамент, на котором нужно строить или достраивать здание науки. Этот фундамент в познании психических процессов человека, заложенный 3. Фрейлом, будет прочным и долгим еще для многих поколений.

Но как бы в те годы ни критиковали 3. Фрейда и его психоанализ, вычеркнуть имя этого ученого из медицинской науки не могли.

В начале 1980-х годов в СССР наступило некоторое послабление по отношению к психоанализу. Об этом можно судить хотя бы по статьям о психоанализе в 3-м издании БМЭ и БСЭ. Его, конечно, осуждали, но более лояльно. Снова появились в нашей печати труды 3. Фрейда и отдельные главы из его работ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.