Невротические состояния и возраст

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Причины

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.

  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

В мире информационных технологий люди порой забывают о важности живого общения. Самое страшное, когда от недостатка родительского внимания и заботы страдают маленькие дети, становясь замкнутыми и угрюмыми. Наше время можно назвать эпохой повальных разводов – каждая вторая семья разрывает свой брачный союз. Несомненно, что проживание и воспитание в неполной семье или с неродной мачехой/отчимом пагубно влияет на неокрепшую психику ребенка. Необходимо знать, как правильно осуществлять лечение невроза у детей.

Невроз – это расстройство нервной системы, возникающее как ответная реакция на психотравмирующие раздражители. При патологии наблюдаются отставания в развитии важных высших нервных функций.

Описание проблематики невроза

Важно! Согласно статистике, детским неврозом страдает четверть всех детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Опасность неврозов заключается в том, что малыши в возрасте до 3 лет не умеют в полной мере объяснить свои страхи, испуги и эмоции, в связи с чем затрудняется выявление и лечение невроза в кратчайшие сроки. При несвоевременном выявлении отклонения либо при бездействии невроз может продолжаться вплоть до подросткового возраста.

Если вы заметили у малыша один или сразу несколько симптомов заболевания, нужно немедля обратиться за лечением к врачу. Он поставит диагноз, выявит причинывозникновения недуга, пропишет необходимый курс лечения.

Итак, как правильно должно проходить лечение невроза у детей, как определить эту болезнь?

Причины возникновения

Неврозы у детей – довольно распространенное заболевание, тем не менее, поддающееся лечению при своевременном выявлении болезни. Незрелая нервная система детей очень подвержена психологическому влиянию извне, поэтому неврозы чаще всего, впервые проявляются именно в детском возрасте.

Внимание! Нервные расстройства начинают развиваться в промежутке от 2 до 3 лет, либо от 5 до 7лет. Родителям следует обратить особое внимание на состояние ребенка, находящегося именно в этом уязвимом возрасте и начать лечение.

Неоказание помощи при неврозоподобном состоянии может привести к возникновению проблем в коммуникации с окружающими людьми, а также повлиять на общее состояние здоровья. В конце концов, невроз может привести к глобальным изменениям в психологическом укладе личности без лечения.

Прежде чем приступать к лечению невроза у детей, нужно выяснить, какие факторыспровоцировали его появление. Никакое лечение не поможет, если не устранить негативные стресс-факторы, так как они будут продолжать влиять на детскую психику, нарушая ее все сильнее.

Большинство детских неврозов возникают на фоне нестабильной обстановки в семье. Если родители часто ругаются, разговаривают друг с другом на повышенных тонах или, того хуже, прикладывают по отношению друг к другу физическое насилие, то не удивительно возникновение отклонений в психике ребенка.

На формирование невроза могут влиять:

  • тип воспитания (гиперопека, авторитарное воспитание, неприятие);
  • темперамент;
  • пол и возраст ребенка;
  • тип строения тела (нормальное телосложение, астеническое или гиперстеническое);
  • некоторые черты характера (стеснительность, возбудимость, гиперактивность).

Внимание! Доказано, что неврозы характерны детям с лидерскими наклонностями, кто хочет быть лучше остальных, тем, кто во всем желает быть номером один.

Факторы, вызывающие невроз, можно классифицировать по следующим группам:

Социальные факторы:

  • Избыточное или недостаточное живое общение с ребенком;
  • Неумение или нежелание родителей понять и решить детские проблемы и начать лечение;
  • Наличие в семье регулярных травмирующих событий – алкоголизма, наркомании, распутного поведения родителей;
  • Неверный тип воспитания – чрезмерная опека или, наоборот, недостаточное проявление внимания и заботы;
  • Запугивание детей угрозой наказания или несуществующими злобными персонажами (только вредит лечению невроза).

Социально-культурные факторы:

  • Проживание в крупном городе;
  • Недостаточное количество времени на полноценный семейный отдых;
  • Неблагоприятные жилищные условия.

Социально-экономические факторы:

  • Постоянное пребывание родителей на работе;
  • Привлечение к воспитанию детей посторонних людей;
  • Неполная семья или наличие мачехи/отчима.

Биологические факторы:

  • Частые недосыпы, бессонницы;
  • Генетическое наследование психического расстройства;
  • Интеллектуальные или физические чрезмерные нагрузки;
  • Патология во время беременности, называемая гипоксией плода.

Важно! Методику лечения невроза у детей подбирают исходя из вызвавших его причин и вида невроза.

Симптомы невроза у детей

Нервное расстройство может проявляться разными способами. Признаки невроза напрямую зависят от его разновидности, однако можно выделить ряд общих симптомов, характерных для всех неврозоподобных состояний.

  • Нарушения режима сна. Симптом может проявляться в виде бессонницы, лунатизма, частых ночных кошмаров. Детей, у которых присутствует этот симптом, очень трудно разбудить утром, потому что за ночь они не могут выспаться из-за постоянно прерывающегося и беспокойного сна. Лечение невроза нужно начать с устранения таких симптомов;
  • Расстройство аппетита. У детей дошкольного и младшего школьного возраста расстройство аппетита может проявляться в форме отказа от еды, возникновения рвотного рефлекса при приеме пищи. У подростков в качестве невротических реакций возникает булимия или анорексия. Сразу начинайте лечение невроза в таком возрасте.
  • Быстрое появление чувства усталости, вялости, боли в мышцах даже после незначительных нагрузок;
  • Внешние проявления нервозности, такие как частая плаксивость, обгрызание ногтей, волос. Для борьбы с такими факторами нужно обратить к врачу за лечением невроза;
  • Частые головные боли и головокружения, требующие лечения;
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • Физические отклонения от нормы, такие как нарушение дыхания, повышенное потоотделение, изменение артериального давления. Требуют срочного лечения невроза;
  • Приступы беспричинного страха, в запущенных случаях приводящие к галлюцинациям. Маленькие дети могут бояться темноты и таящихся в ней чудовищ. Лечение невроза в этом случае должно быть комплексным;
  • Состояние ступора, заторможенности;
  • Депрессивные, подавленные состояния.

Родители при обнаружении раздражительности, плаксивости, нервозности ребенка должны сразу показать его специалистам и начать лечение. Разумеется, детский врач педиатр в этой беде ничем помочь не сможет. Обращаться нужно напрямую к положительно зарекомендовавшему себя детскому психотерапевту, который обладает богатым опытом в лечении невроза у детей.

Дети из группы риска заболеть неврозом

Неврологические отклонения чаще всего проявляются у детей с определенными особенностями психической деятельности и типом характера.

Таким образом, неврозы чаще всего появляются у детей, которые:

  • Склонны к яркому выражению своих эмоций и чувств. Такие дети очень нуждаются в любви и внимании со стороны близкого окружения. Если потребность в заботе не удовлетворяется, детей начинают терзать сомнения и страхи, что их не любят, что они никому не нужны;
  • Часто болеют. Родители относятся к часто болеющим детям очень бережно, чрезмерно опекают, осуществляют лечение и оберегают. У детей в такой ситуации формируется чувство беспомощности, переходящее в неврозоподобный синдром;
  • Воспитываются в неблагополучной семье. Неврозам подвержены дети, воспитываемые в асоциальных семьях, в приютах и детских домах.

Даже если вашего ребенка нельзя соотнести с представленными категориями, это не дает гарантии, что он не заболеет неврозом. Выявить психическое расстройство и начать лечение поможет внимательное наблюдение за изменениями в поведении ребенка.

Разновидности неврозов

Психологами и неврологами предложено много классификация невротических состояний по различным критериям. Наиболее простой является их деление по клиническим проявлениям для верного лечения невроза.

Невроз навязчивых движений – наиболее часто встречающаяся в детском возрасте разновидность психического расстройства. Заболевание может сопровождаться частым морганием, покашливаниями, вздрагиваниями.

Навязчивые состояния – это бессознательные, часто повторяющиеся поступки, которые возникают при сильнейшем эмоциональном всплеске вследствие потрясения или пережитого стресса.

Ребенок, страдающий этой разновидностью невроза, может:

  1. грызть ногти или посасывать пальцы;
  2. трогать свои половые органы;
  3. дергать конечностями;
  4. крутить и теребить волосы.

Если навязчивые действия в раннем детском возрасте не подвергнуть лечению, они могут вновь проявляться при вспышках нервозного состояния уже в старшем возрасте.

Ребенок зачастую понимает, что многократно выполняемые им действия могут носить аморальный характер, не одобряемый в обществе. Это может повлечь за собой чувство отчуждения от общества – замкнутость, необщительность, интроверсию. Если сразу начать лечение невроза, можно избежать вредных привычек.

Невроз навязчивых состояний сопровождается не только постоянным повторением каких-то действий ребенка, но и общими симптомами этого заболевания, такими как нарушение сна, повышенная плаксивость, нарушение аппетита.

Невроз чувства страха имеет много вариаций – от страха темноты до боязни смерти. Приступы наиболее часто возникают во время сновидений, либо, когда ребенок остался в одиночестве на долгое время. Необходимо сразу начинать лечение невроза.

Специфика страхов зависит от возраста ребенка:

  • У малышей в возрасте до 7 лет часто встречается страх остаться одному дома, боязнь темноты, страх перед вымышленными персонажами из художественных произведений или мультфильмов. Ошибка родителей – намеренно провоцировать становление этой разновидности невроза, специально устрашая детей бабайкой, полицейским или злым волком. Это ухучшает лечение невроза.
  • У детей младшего школьного возраста развивается страх получить плохую оценку, выговор от учителя перед всем классом, страх перед более взрослыми ребятами. На фоне этих страхов ребенок может отказываться ходить в школу, мотивируя свои отказы обманом (болезнью, плохим самочувствием). В момент лечения невроза нужно чаще поощрять ребенка.

В группу риска возникновения этой разновидности невроза входят дети, не посещавшие детские сады, большую часть времени проводившие дома. Как правило, они не умеют правильно общаться со сверстниками и очень переживают по этому поводу. Такие дети требуют должного лечения невроза.

Неврастения – это расстройство нервной системы, проявляющееся в быстрой утомляемости, апатичности и недостаточной концентрации внимания. Наряду с вышеперечисленными симптомами имеет место низкий уровень физической активности.

Как правило, данная разновидность невроза возникает у школьников разного возраста из-за повышенных нагрузок в школе. Если ребенок посещает дополнительные кружки или секции, риск возникновения неврастении становится еще выше.

В группу риска входят дети с ослабленным здоровьем, физически не подготовленные. Такие дети очень остро реагируют на внешние раздражители. Обычно они заторможены, часто плачут, страдают отсутствием аппетита, нарушениями сна. Невротические реакции влекут за собой мигрень, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Такой невроз требует лечения.

Этот вид невроза характерен только для подростков. Ребенок стремится отдалиться от взрослых, переживает первую любовь, отношения со сверстниками, постоянно плачет. На фоне нервного расстройства происходит падение самооценки, ухудшение отношений с родителями, снижение школьной успеваемости.

Ребенка, страдающего чувством депрессии, можно вычислить по внешним признакам – выражение грусти на лице, тихая неясная речь, невыразительная мимика и жесты. Обычно подростки в состоянии депрессивного невроза малоподвижны, почти ничего не едят, мало спят по ночам. Депрессивное состояние требует срочного лечения во избежание более тяжелых, необратимых последствий – таких, как суицид. При первых признаках нужно начинать лечение невроза.

Истерики свойственны маленьким детям дошкольного возраста в том случае, когда им не удается получить желаемое. Такие детишки с громкими воплями могут биться головой об стену, кататься по полу, топать ногами. Ребенок может притворно показать сцену истерического кашля, рвоты, удушья. Нередко истерики сопровождаются судорогой конечностей, которые требуют лечения.

Важно! Иногда несвоевременное лечение невроза у детей может вызвать логоневроз, анорексию или недержанию мочи.

Лечение у детей

Родители, обнаружив признаки развивающегося невроза у своего ребенка, начинают задаваться вопрос – какой врач осуществляет лечение невроза у детей? Само собой разумеется, что в компетенцию обычного педиатра этот вопрос не входит. В такой ситуации нужно обращаться к профессиональному детскому психотерапевту для лечения. Именно психотерапия является главным методом лечения этого недуга.

Лечение нервных расстройств с помощью психических воздействий называется психотерапией. Вместе с ребенком курс лечения психотерапией рекомендуется пройти и его родителям – это способствует нормализации обстановки в семье, налаживанию контактов, укреплению брачных взаимоотношений и коррекции воспитательных процессов. Для того чтобы повысить действенность лечения психотерапией возможно применение физиотерапии и рефлексотерапии. В крайних случаях по согласованию со специалистом во время психотерапии допускается дополнительное лечение медикаментозными препаратами.

Выделяют три вида лечения психотерапией:

  1. Семейное лечение. Проводится в несколько этапов. Первоначально психотерапевт изучает психологическую обстановку в семье, выявляет возможные проблемы для лечения. Затем проводятся семейные разговоры с привлечением старшего поколения – бабушек и дедушек ребенка. На следующем этапе психотерапевт организует совместную деятельность ребенка с родителями – игры, рисование для лечения. В процессе игры родители с детьми могут меняться ролями. Во время проведения таких лечений устанавливается оптимальный вариант семейных взаимоотношений, способствующий избавлению от психологических конфликтов.
  2. Индивидуальное лечение. Психотерапевт может использовать приемы психологического внушения, методики арт-терапии, аутогенной тренировки. Многим детям помогает успокоиться и привести нервы в порядок процесс рисования. К тому же специалист, наблюдая за ребенком в процессе рисования, может составить его психологический портрет – особенности личности, уровень самооценки, наличие фантазии, объем кругозора для верного лечения. Игровая терапия направлена на создание стрессовых ситуаций, из которых ребенок должен сам найти пути выхода.
  3. Групповое лечение. Используется при лечении невроза у детей в запущенной стадии. Количество членов группы зависит от их возраста – чем младше дети, тем меньше их должно быть в группе для лечения. В общей сложности, детей в группе не должно быть больше 8 человек. Детки в группах вместе посещают выставки, музеи, обсуждают полученные впечатления для должного лечения. В процессе групповой терапии развивается навык общения со сверстниками, рушатся психологические барьеры, поднимается самооценка.

Лечение невроза у детей предполагает использование терапевтических способов, таких как гипноз, лечение сказками, игровая терапия, фитотерапия. Не рекомендуется начинать лечение с приема медикаментозных препаратов – к этому варианту возможно прибегнуть, только когда психотерапия не оказывает должного положительного воздействия. Разумеется, прием медикаментов для лечения нужно согласовывать с врачом и строго следовать его предписаниям. Осуществляйте профилактику состояния невроза заранее.

Под данным термином понимаются психогенные расстройства ВНД. Проявления и признаки невроза чрезвычайно разнообразны: соматические или вегетативные нарушения, фобии, обсессии, компульсии, проблемы с памятью, изменение личности.


Патология характеризуется продолжительным течением, требует дифференциальной диагностики с другими схожими заболеваниями. Лечение обычно проводится комплексное, включающее психотерапию и прием медикаментов.

Что такое невроз

Причины

Несмотря на то, что причины неврозов выясняются уже длительное время, достоверных данных о происхождении патологии пока нет. Довольно долго они связывались с напряженным темпом жизни горожан, а также особенностями профессиональной деятельности. Но как показали практические исследования, нервозности способствуют преимущественно внутрисемейные и межличностные конфликты.


При этом степень психотравмирующего воздействия определятся не столько объективной силой стресса, сколько его субъективным восприятием. То есть для невротиков имеют значение определенные индивидуальные триггеры, запускающие механизм развития заболевания. Поэтому психоневроз часто возникает и прогрессирует на фоне незначительных, по мнению окружающих, событий, в то время как для конкретного индивидуума они могут быть очень значимы.

Большое влияние на формирование патологических реакций оказывают также особенности личности пациента. Например, женщины психоневрозом страдают в 2 раза чаще, чем представители сильного пола из-за повышенной эмоциональной лабильности. Также к неадекватной реакции на стрессовые ситуации более склонны люди особого психоэмоционального склада: демонстративные, мнительные, подверженные депрессиям.

Часто неврозы развиваются у подростков на фоне возрастных изменений в работе эндокринной системы. Гормональный дисбаланс оказывает влияние также на психическое состояние женщин в период климакса. У детей причиной невроза нередко становятся другие специфические расстройства нервной деятельности – логоневроз или энурез. Нельзя исключать и влияния такого фактора, как наследственная предрасположенность.

Механизм и этапы развития заболевания

Патогенез невроза связан с деятельностью некоторых отделов головного мозга, преимущественно – гипоталамуса. Расстройство его функционирования приводит к нарушению взаимодействия и внутренних связей между эндокринной, вегетативной и другими сферами.

При отсутствии органических поражений мозговых структур наблюдается дезинтеграция этих процессов, приводящая к дезадаптации и появлению патологических реакций. Поскольку нарушается деятельность вегетативной нервной системы, наряду с расстройствами психического характера возникает соматическая симптоматика. Чаще всего развивается вегето-сосудистая дистония.

Все неврозы в своем развитии проходят три последовательные стадии. Две первых, несмотря на их продолжительность, можно отнести к острым состояниям, а третья считается уже хронической формой заболевания:

  • Невротическая реакция. Является ответом на психотравму, длится обычно не более месяца, характерна для детского возраста. У взрослых, психически здоровых людей может наблюдаться в качестве единичных случаев.
  • Невротическое состояние. Имеет все признаки невроза, однако при помощи психотерапии, медикаментов проходит без последствий. Продолжительность этой стадии может варьироваться от полугода до 2 лет, если воздействие психотравмирующей ситуации не ослабевает.
  • Третий этап – собственно невроз в хронической форме. На данном этапе патологические изменения приобретают стойкий характер, медикаментозному лечению и психотерапии не поддаются.

Классификация

Особенности личности, специфика механизма развития заболевания, общее состояние организма обуславливают разнообразие форм невротических состояний. Некоторые из них объединены под одним общим понятием (как панические атаки или клаустрофобия), другие выделены в отдельные группы.

В современной неврологии рассматривается несколько видов неврозов:

  • неврастения;
  • конверсионное расстройство (или же истерический невроз);
  • обсессивно-компульсивное расстройство, сокращенно ОКР;
  • депрессивный;
  • ипохондрический;
  • тревожно-фобический;
  • соматотрофные нарушения;
  • послестрессовые расстройства.

Для каждого вида патологии характерна собственная симптоматика, хотя нередко встречаются смешанные разновидности.

Симптомы

Диагностика разных видов неврозов требует профессионального подхода. Неврологи используют различные методики выявления заболевания и его причин: тестирование, патопсихологическое обследование, изучение структуры личности пациента.

Для постановки дифференциального диагноза, исключения цереброваскулярных и органических нарушений назначаются инструментальные исследования. Тем не менее, уже при первичном осмотре на основании жалоб и специфических симптомов можно с большой долей достоверности определить тип невротического расстройства.

Второе название патологии – астенический невроз. Чаще всего встречается у мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, развивается на фоне продолжительных физических или психических перегрузок. Представляет собой истощение нервной системы, которому способствует наличие соматических заболеваний и вредных привычек.


Пациенты нередко жалуются на расстройства со стороны ЖКТ: диспепсию, отсутствие аппетита, боли в эпигастрии, метеоризм, запоры или диарею. Характерным признаком невроза у мужчин является преждевременная эякуляция на фоне сниженного полового влечения.

Два последних фактора в совокупности особенно негативно сказываются на психофизическом состоянии пациента, усугубляя неврастению. В зависимости от этапа развития патологии отмечаются повышенная возбудимость или апатия.

Обсессивно-компульсивное расстройство или же невроз навязчивых состояний встречается значительно реже, чем неврастения. В качестве причины выступают, предположительно, наследственные особенности нейрогуморальной регуляции в сочетании с внешними триггерными факторами.

Клинически заболевание проявляется двумя основными симптомами – обсессиями и компульсиями. Первые представляют собой навязчивые мысли, от которых невозможно избавиться. Они включают страхи, сомнения, воспоминания, представления. Компульсии – это действия, при помощи которых пациент пытается отвлечься от обсессий, понизить уровень собственной тревожности. Они могут выполняться как явно (повторяющиеся движения, гримасы), так и мысленно.


Признаки истерического невроза у женщин и мужчин очень многочисленны и разнообразны:

  • нарушения координации;
  • афония или заикание;
  • тремор пальцев;
  • частичные параличи;
  • парестезии;
  • временная утрата слуха, зрения;
  • боли в области сердца, желудка, других внутренних органов (спектр соматических проявлений ограничивается только фантазией пациента);
  • припадки, похожие на эпиприступы;
  • цефалгия.

Признаки заболевания проявляются всегда внезапно, но при условии наличия других людей рядом заканчиваются так же. Несмотря на выраженную симптоматику неврологических или соматических болезней, органические поражения либо мозговая патология отсутствуют.

При данной форме невроза симптомы проявляются, прежде всего, характерной триадой: снижение активности, заторможенность речи и мышления, пониженное настроение. При этом общий позитивный взгляд на будущее сохраняется, работоспособность и умение взаимодействовать с окружающими тоже не утрачиваются.

Данный симптомокомплекс, проявляющийся обычно у лиц, склонных к мнительности и тревожности, заключается в неадекватном отношении к состоянию здоровья (собственного или близких людей). У пациента наблюдаются апатия, вспышки раздражительности, удрученность, нарушения сна, потеря аппетита.

На фоне ухудшения общего состояния появляются соматические симптомы невроза: цефалгия, головокружение, нарушения сердечного ритма, боли. При этом больной воспринимает их как признаки опасных заболеваний (рака, некроза тканей), постоянно думает о них, часто обращается за медицинской помощью.

Основными, общими для всех видов заболевания, признаками являются:

  • социальная замкнутость, трудности с установлением контактов;
  • высокая степень неуверенности в себе, зависимость от оценки окружающих;
  • повышенная чувствительность, склонность к переживаниям.

Первые симптомы невроза проявляются обычно в детстве, а в качестве причины выступает наследственность в сочетании с особенностями воспитания. Такие дети отличаются застенчивостью, пугливостью, которые к подростковому возрасту трансформируются в замкнутость.

При этом пациент испытывает острую потребность в социальных контактах, но из-за боязни критики, осуждения или неприязни со стороны окружающих избегает общения.

На фоне сильной или продолжительной психотравмирующей ситуации у пациента, страдающего соматотрофным неврозом, возникают симптомы различных соматических заболеваний.

Клиническая картина может полностью соответствовать патологии сердечно-сосудистой системы, желудка, кишечника, но в ходе тщательного инструментального и лабораторного обследования никаких органических поражений не выявляется.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.