Невротические требования и долженствования были сформулированы психологом

Рассмотрим последствия, к которым приводит невротика следование первым трем правилам.

Негативное убеждение невротика №1.

Правило невротика №1: Чтобы быть счастливым, необходимо, чтобы мне сопутствовал успех в любом деле, за которое я возьмусь.

Поскольку успех в любом деле невозможен, то невротик не берется за те дела, которые требуют значительных усилий, закрывая себе путь к творческому росту и самоактуализации. Чем значительно портит себе жизнь. Отказ от таких попыток рационализируется ссылками на обстоятельства, болезни, объективные препятствия. Однако нереализованные способности не дают спокойно жить.

Проверьте через мускульный тест , возможно и в Вашем бессознательном есть негативные убеждения следующего содержания:

  • Я должен быть первым (-ой) во всем.
  • Я должен быть лучшим (-ей) во всем.
  • Я всегда и во всем должен быть самым (-ой) лучшим.
  • Проигрыш ( поражение ) - это позор.
  • Проигрыш ( поражение ) - это унижение.
  • Любят ( уважают ) только первых.
  • Любят ( уважают ) только лучших.
  • Я достоин (-на) любви ( уважения ), только если я первый.
  • Я достоин (-на) любви ( уважения ), только если я лучший.
  • Если я проиграю ( потерплю поражение ), то меня перестанут любить ( уважать, считаться с моим мнением ).
  • Для меня не существует другого места кроме первого.
  • Второе место - это уже поражение.
  • Я самый (-ая ) умный.
  • Я должен (- а) все и всегда делать правильно.
  • Ошибаться нельзя.
  • Ошибки непростительны.
  • Ошибиться, сказать что-то не так, не правильно - это позор.
  • Я должен (-а) все знать.
  • Чтобы со мной считались, чтобы меня уважали ( любили ) я должен (-а) все знать.
  • Я всегда прав (-а).
  • Я должен быть всегда прав.
  • Чтобы меня уважали ( любили, считались с моим мнением ) я должен (-а) быть всегда прав.
  • Если я не прав ( ошибаюсь ), то не заслуживаю любви и уважения.
  • Чтобы меня любили ( уважали, считались с моим мнением ) я должен (-а) быть идеален во всем.
  • Все, что я делаю должно быть сделано идеально ( на отлично ).
  • Если бы не болезнь ( обстоятельства, родители, муж, жена . ), то я б уже достиг успеха ( цели, славы, денег. ).
  • Это все они ( болезнь, обстоятельства, родители, муж, жена . ) виноваты в том что у меня что-то ( тут могут быть разные варианты ) не получается.

Такие или приблизительно такие негативные убеждения "находились" у некоторых людей с которыми я работала. После раскопки негативных убеждений по методу тета-хиллинг мы их отменяли и обучались следующим чувствам:

  • Я знаю как это чувствуется быть безусловно любимым.
  • Я знаю как это чувствуется быть безусловно уважаемым.
  • Я знаю как это чувствуется быть безусловно ценным.
  • Я знаю как это чувствуется мое мнение и то, что я говорю безусловно ценно для окружающих меня людей.
  • Я знаю как жить без страха ошибки.
  • Я знаю как жить без страха поражения.
  • Я знаю как жить без желания и необходимости обвинять других людей ( обстоятельства ) в чем-либо ( неудачах, проигрышах. )

И так далее. Список длинный - полностью приводить его здесь смысла нет. Тем более, что у каждого он свой:-).

Правило невротика №2: Чтобы стать счастливым, необходимо, чтобы меня принимали, любили и восхищались мною все люди и во все времена.

Здоровый человек хочет любви, и добивается ее, совершенствуя себя. Получив отказ, он достойно страдает. Невротик добивается любви во что бы то ни стало, используя такие невротические механизмы, как подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости и, наконец, оскорбления и угрозы.

Невротик не будет осуществлять угроз, пока надеется достичь своей цели. Если он потеряет надежду, то может сделать это под влиянием отчаяния и мстительности.

Мало того. Здоровый человек понимает, что если он не любит, то и его могут не любить. Другое дело невротик. Он может и не любить человека, но тот все равно должен его любить. Выпускница одного института решила расстаться со своим однокурсником, с которым она встречалась в течение всего обучения и за которого собиралась выйти замуж, так как ей сделал предложение материально обеспеченный мужчина старше ее на 10 лет. Одной из причин разрыва было то, что однокурсник нескоро станет на ноги и не сможет ее хорошо обеспечивать. Когда после многочисленных разборов отношения определились, она эпизодически с ним встречалась и даже поддерживала с ним сексуальные отношения и была весьма огорчена, когда бывший претендент на ее руку и сердце отказался от таких свиданий. А когда она узнала, что он стал встречаться с другой девушкой, у нее был невротический срыв.

Протестируйте через мускульный тест следующие убеждения:

  • Если я люблю, то и меня любить обязаны.
  • Любовь без взаимности - это позор.
  • Любовь без взаимности унизительна.
  • Это стыдно любить без взаимности.
  • Если любят кого-то кроме меня - значит я хуже.
  • Если я сделала человеку что-то хорошее, то он обязан ответить мне тем же.
  • Все мужчины ( женщины ) должны быть влюблены в меня.
  • Я должна всем нравится.
  • Это ужасно, если меня кто-то не любит.
  • Если я люблю человека, то он должен быть со мной даже если и не любит меня.
  • Если я люблю человека, то он должен быть со мной даже если любит кого-то другого.
  • Если я люблю человека, то я должен (-а) добиться взаимности любым способом ( путем, как угодно ).
  • В любви как на войне все способы хороши.
  • Даже если я не люблю - меня должны любить.
  • За неразделенную любовь, любовь без взаимности надо мстить. Так как это оскорбление.
  • Я должна отомстить ему (тут каждый может поставить свое имя) за то, что он полюбил другую. Так как этим он унизил меня.
  • Он унизил ( оскорбил ) меня тем, что полюбил другую.

Правило невротика №3: Если я не на вершине, то я в яме. Следование этому правилу делает невротика несчастным даже если у него есть реальные успехи, поскольку он не может пережить успеха другого человека. А если идет какое-то отступление назад, то горю его нет границ. Негативное убеждение: "Ни шагу назад".

Правило невротика №4: Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным.

Негативные убеждения, которые могут сопутствовать этому правилу:

  • Талант человека определяется степенью его популярности.
  • Я должен прославится.
  • Я должен, обязан стать популярным.
  • Любой ценой я должен (-а) добиться славы и популярности.
  • Я не могу считать себя полноценным человеком, пока не добился (-сь) славы и популярности.
  • Я смогу считать себя полноценным человеком, только тогда когда добьюсь славы и популярности.
  • Я могу считать свою жизнь удавшейся только тогда, когда стану известным и знаменитым.
  • Если я кому-то не нравлюсь, то я ничтожество.
  • Я должен (-а) нравится всем.
  • Это опасно быть непопулярным.
  • Популярность - это любовь.
  • Популярность - это уважение.
  • Если я популярен - значит я чего-то стою.
  • Если я популярен - значит я яркая личность.
  • Если я непопулярен - значит я серая, заурядная личность. (Хотя в жизни часто бывает как раз наоборот. Настоящий алмаз не всегда можно увидеть ( разглядеть ) с первого взгляда.)
  • Все, что я делаю - я делаю для того, чтобы быть популярным, прославиться.

С использованием материалов книги Михаила Ефимовича Литвака "Из ада в рай"

Если публикация понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

В данном видео более подробно описаны 9 правил невротика с конкретными примерами из жизни. Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Из Ада и Рай". Удачного прослушивания:-). И если вдруг Вы узнали себя - не расстраивайтесь:-). Бывает и так:-)

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Галина Китаева
Эмоциональный иммунитет
3 мая 2019

Все конспекты Галины Китаевой по работе К.Хорни "Невроз и личностный рост" - здесь.
= = =

(Продолжение конспекта К.Хорни "Невроз и личностный рост")

Справедливости нет, не было, и не будет. и не надо!
(М.Е. Литвак)

"У человека есть невротические ТРЕБОВАНИЯ, которые он не осознаёт. Он осознаёт их как СПРАВЕДЛИВЫЕ требования (ожидания, долженствования). И когда эти требования не выполняются, у человека возникает «острая реакция гнева или даже ярости".

1. После этого он считает себя вправе (стратегия: против людей): пугать, угрожать, кричать, сквернословить, поднимать руку на виновника (в роковом варианте – поджечь дом, разбить машину, изувечить, убить другого),

Поскольку требования субъективно ощущаются честными и справедливыми , то их фрустрация воспринимается как нечестность и несправедливость.

Поэтому следующий за ней гнев носит характер праведного негодования.

Подчеркивание идеи справедливости может быть… камуфляжем для мстительности.

В личных вопросах такие люди считают себя вправе получать столько же, сколько было дано ими.

В этом не было бы ничего дурного, если бы от их внимания не ускользали два обстоятельства. То, что дают они, приобретает в их уме преувеличенные размеры (например, в счет идет уже одно доброе намерение), а вот осложнения, которые они внесли в жизнь другого, в счет не идут

Свидетельства противоположного (того, что добродетель не обязательно вознаграждается) отвергаются.

Опору на превосходство мы найдем всегда.

…Поскольку я такой выдающийся, я имею право. В такой резкой форме она в основном бессознательна.Но человек может подчеркивать особую ценность
- своего времени,
- работы,
- планов и
- правоты во всем;
- своих заслуг;
- того, что они вам дали…

…даже если человек отдает себе отчет в том, что у него есть определенные требования, он никогда не осознает их незаконности или иррациональности.

Действительно, любое сомнение в их обоснованности означало бы первый шаг к их падению. Следовательно, до тех пор, пока они жизненно важны для него, невротик должен выстраивать в своем сознании неопровержимые доводы, чтобы сделать их всецело законными.

Он должен чувствовать полную убежденность в своей правоте и справедливости.

- требования часто опираются на нормы культуры "Я же женщина", "я же мужчина", "я же твоя мать", "я же ваш начальник".

- "я же тебя люблю!" - те, кто верит, что "любовь" дает ответ на все вопросы и право на что угодно, должны преувеличивать силу или ценность любви, и не на словах, а действительно чувствуя больше любви, чем есть на самом деле.

- самая интересная для нас опора требований – это опора на "справедливость":
Я же верю в Бога;
я же всю жизнь работал;
я всегда был настоящим гражданином – со мной не должно случиться ничего плохого и все должно быть по-моему, и это будет только справедливо.

- что бы меня любили (не важно, люблю ли я сам); что бы понимали; что бы не обижали меня; что бы заботились обо мне, даже когда я здоров ; что бы дарили цветы и подарки; что бы говорили какой я хороший и красивый;

- требования к себе, начиная с нравственно-этических, и заканчивая "эстетическими". Как то - "хорошие мать, отец, сын, дочь", "хорошая хозяйка", "успнешный человек" и т.д., (вспоминайте всё, что говорили вам родители или другие значимые люди - это и будет список ваших требований к себе и к другим людям. )

Короче говоря, он может пытаться поразить других своей необычайной важностью;
он может угождать,
очаровывать,
обещать;
он может навязывать другим обязательства и пытаться нажиться, взывая к их чувству справедливости или вины;
он может, подчеркивая свои страдания, взывать к состраданию и жалости;
он может, подчеркивая свою любовь к другим, взывать к их тоске по любви или к их тщеславию;
он может стращать своей раздражительностью или угрюмостью.

Мстительный человек, который может разрушить других ненасытными требованиями, пытается хорошо рассчитанными обвинениями усилить их уступчивость.

Приняв во внимание всю ту энергию, которая вкладывается в предъявление и оправдание требований, мы вынуждены предположить мощную реакцию на их фрустрацию.

В этой реакции присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость. "

Конспект подготовила Галина Китаева, 02.01.2011
Синим выделен текст, введённый мною.

------------------
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Фрустрация - облом (подростковый жаргон)

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм

Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на современную психологию личности. Кроме того, одно только чтение ее произведений, которые написаны взволнованным литературным языком, оказывают оздоравливающее действие на вдумчивого читателя. Сейчас ее представления являются классическими, но в то время они произвели эффект взрыва бомбы.

Подробно анализ ее творчества в отечественной литературе не проводился. Дать краткий обзор работ Хорни чрезвычайно трудно, ибо просто хочется переписать их. Но тем не менее попробую.

К. Хорни выступает против чрезмерного подчеркивания биологического происхождения невротических конфликтов и связывает развитие невротической личностной установки с особенностями той или иной культуры. Что касается неврозов в европейской культуре, то здесь имеют место три противоречия. Первое — противоречие между соперничеством и успехом с одной стороны, и братской любовью и человечностью — с другой; второе противоречие — между стимуляцией потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения; третье — противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми ее фактическими ограничениями.

В результате человек стоит перед выбором — уступить или пробиться, его мучает разрыв между желаниями и их осуществлением; он колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полной беспомощности. Эти противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Нормальный человек преодолевает эти противоречия без ущерба для своей личности, у невротика они вырастают до такой степени, что делают невозможным какое-либо удовлетворительное решение. И болезнь становится оптимальным разрешением этих противоречий.

Истоки невроза, как и все психоаналитики, Хорни видит в раннем детстве. У ребенка в это время борются три тенденции: К, ОТ и ПРОТИВ. Ребенка влечет во всех трех направлениях. При нормальном воспитании и развитии все эти тенденции уравновешивают друг друга. Когда-то человек стремится К людям, иногда приходится выступать ПРОТИВ ближнего, отстаивая свои интересы, порой появляется потребность побыть одному и уйти ОТ из общества.

Иногда вытесняется из сознания чувство тревоги. Тогда она проявляется вегетативными знаками (потливостью, холодными руками, сердцебиением), подавленным настроением и чувством усталости.

В итоге побеждает какая-то одна тенденция. Если побеждают тенденции К, НАВСТРЕЧУ, то формируется мазохистическая установка, при торжестве ПРОТИВ человек становится садистом. Если верх берет ОТ- развивается человеконенавистничество. Эти чувства не допускаются в сознание и вытесняются в бессознательное по защитным механизмам рационализации, проекции, интеллектуализации и пр.

Вот некоторые невротические требования и долженствования, которые описывает К. Хорни. Они даны в формулировке A.Beck (1979).

1. Чтобы быть счастливым, необходимо, чтобы мне сопутствовал успех в любом деле, за которое я возьмусь.

2. Чтобы стать счастливым, необходимо, чтобы меня принимали, любили и восхищались мною все люди и во все времена.

3. Если я не на вершине, то я в яме.

4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным.

5. Если я сделал ошибку, значит, я ничтожество.

6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди думают обо мне.

7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.

8. Если он не согласен со мной, значит, он не любит меня.

9. Если я не воспользуюсь каждым удобным случаем, чтобы продвинуться, я буду раскаиваться в этом.

Рассмотрим последствия, к которым приводит невротика следование первым трем правилам.

Правило 2. Здоровый человек хочет любви, и добивается ее, совершенствуя себя. Получив отказ, он достойно страдает. Невротик добивается любви во что бы то ни стало, используя такие невротические механизмы, как подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости и, наконец, оскорбления и угрозы.

Невротик не будет осуществлять угроз, пока надеется достичь своей цели. Если он потеряет надежду, то может сделать это под влиянием отчаяния и мстительности.

Мало того. Здоровый человек понимает, что если он не любит, то и его могут не любить. Другое дело невротик. Он может и не любить человека, но тот все равно должен его любить. Выпускница одного института решила расстаться со своим однокурсником, с которым она встречалась в течение всего обучения и за которого собиралась выйти замуж, так как ей сделал предложение материально обеспеченный мужчина старше ее на 10 лет. Одной из причин разрыва было то, что однокурсник нескоро станет на ноги и не сможет ее хорошо обеспечивать. Когда после многочисленных разборов отношения определились, она эпизодически с ним встречалась и даже поддерживала с ним сексуальные отношения и была весьма огорчена, когда бывший претендент на ее руку и сердце отказался от таких свиданий. А когда она узнала, что он стал встречаться с другой девушкой, у нее был невротический срыв.

Правило 3. Следование этому правилу делает невротика несчастным даже если у него есть реальные успехи, поскольку он не может пережить успеха другого человека. А если идет какое-то отступление назад, то горю его нет границ.

Эрих Фромм (1900–1980) родился во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. В 1922 г. окончил Гейдельбергский университет и получил степень доктора философии. Затем в течение года учился в Берлинском психоаналитическом институте, после чего занимался частной практикой, но не бросал занятий наукой. С 1929 г. он

работал в институте социальных исследований во Франкфурте, где занимался изучением неосознаваемых мотивов поведения в малых и больших группах. Уже тогда он понимал, что германское общество готово подчиниться диктаторскому режиму. Когда Гитлер пришел к власти, Фромм в 1933 г. эмигрировал в США, где продолжал изучение социально-психологических идей авторитаризма.

Еще один фактор, приводящий к болезням, — это чувство одиночества. Оно связано с тем, что только человек осознает себя как отдельное существо, способен помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами. Только человек обладает разумом для постижения и понимания мира и воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений.

Единственным средством, снимающим тягостные последствия чувства одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через него со всем остальным миром. Однако в процессе воспитания человек теряет способность любить. И вместо равноправных отношений, возможных только тогда, когда они замешаны на чувстве любви, возникают отношения симбиоза — садомазохистические отношения, приводящие к невротическим расстройствам.

Фромм выделял различные виды любви: любовь к себе, материнскую любовь, отцовскую любовь, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу.

Базовой любовью Э. Фромм, как и А.С.Пушкин, считал любовь к себе. Действительно, если человек себя не любит, он лишен всяческих шансов на взаимность, ибо не должен соединяться с человеком, которого он любит, дабы не подсовывать ему для общения плохого человека. Материнская любовь, которую ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему сладость, мед жизни. Отцовская любовь, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Любовь к другу позволяет ему жить в мире с ближними. Если в детстве ребенок недополучает необходимую ему любовь, он оказывается неприспособленным к практической жизни, не способен радоваться ей, не может ладить с людьми и, наконец, не в состоянии наладить эротическую любовь. Отсутствие любви к Богу приводит к человеконенавистничеству.

Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)

Философы древности определяли человека как животное, которое умеет смеяться. Юмор тесно связан с интеллектом, особенно с его творческой частью. Поэтому несерьезно делать серьезные дела с серьезным видом. А человек с серьезным лицом представляется мне несерьезным по сути. Ничего путного с ним не придумаешь и не сделаешь. Для меня идеалом ученого и человека является мой научный руководитель профессор Борис Дмитриевич Петраков. Сколько я с ним общался, столько и смеялся. А ведь он автор нескольких десятков монографий. Да и подготовил 30 докторов и 49 кандидатов наук. Дай Бог ему здоровья! Как только я начал смеяться, у меня пошли книги и начали защищаться ученики. Да и метод психосмехотерапии родился.

Поэтому людям, которые редко смеются, я бы не советовал приобретать эту книгу. Она вызовет у них возмущение ненаучностью изложения, эклектизмом, отсутствием четкого плана и т. д. Не стоит ее приобретать и тем, кто доволен своей жизнью и улучшать ее не хочет.

Еще Цицерон говорил, что каждый оратор должен знать, что, выходя на трибуну, он должен чему-то научить, повести за собой и доставить наслаждение. Думается, и любая книга должна выполнить эти три задачи. Ведь если книга ничему не учит, то незачем ее читать. Если после ее прочтения поведение человека не изменилось в лучшую для него сторону, то ее нельзя назвать полезной. А доставлять наслаждение необходимо, ибо тем самым ты выказываешь свое уважение слушателю и читателю.

Так вот, я буду доволен, если эта книга выполнит хотя бы третью задачу. Если даже ничему не научу, если вы и не пойдете за мной, то наслаждение, которое вы получите от прочтения книги, немного улучшит ваше настроение и, следовательно, здоровье.

Книга написана для начинающих психотерапевтов, и идея создания принадлежит моим ученикам. С 1980 г. у меня начали формироваться представления о современной психотерапии и одновременно я стал ее преподавать на факультете усовершенствования врачей. Врачи-психиатры слушали меня внимательно, но когда начиналась групповая психотерапия, вели себя весьма скованно, не раскрывались. Тогда я стал привлекать к занятиям врачей других специальностей. Эти были побойчее. Через некоторое время в состав учебной группы я ввел больных неврозами и психосоматическими заболеваниями. Дело пошло веселее.

Конечно, я старался, чтобы курс соответствовал учебным программам и имел высокий научный уровень, а состав слушателей вынуждал меня проводить занятия так, чтобы материал был доступен не только профессионалам, но и людям, по своей деятельности далеким от медицины. Постепенно у меня стало получаться. Больные были довольны, так как им все было понятно. Да и ознакомившись с трудностями нашей работы, они как— то прониклись идеей психотерапии. В конечном итоге остались довольны и профессионалы. Они сразу получили технику работы с больными без необходимости сложного перевода психологической и психиатрической терминологии на доступный язык, язык, который был бы понятен пациентам и всем тем, кто нуждается в психологической помощи.

Лекции и тренинги я стал записывать на магнитофон. Теперь вот прослушиваю запись. При подготовке данной работы я прочел много учебников и руководств по психотерапии. Это хорошие книги. В них все написано правильно. Но понятны они только профессионалам. Я сам, когда был начинающим, испытывал чувство растерянности, самостоятельно изучая психиатрическую, психологическую и психотерапевтическую литературу. Спасибо учителям и старшим товарищам. Они меня поддержали, сказав, что и у них было то же самое. Очень хотелось бы, чтобы эта книга хотя бы частично освободила начинающих врачей от такого чувства и от необходимости часто ездить на дорогостоящую учебу (хотя бы ко мне).

Часть I. Современные психотерапевтические направления

ЛЕКЦИЯ 1. Место психотерапии в современной жизни

Я, как врач-психотерапевт, должен знать, где в системе человеческих знаний находится медицина, где место психотерапии в медицине и как психотерапия связана с другими областями знаний.

Я придерживаюсь точки зрения, согласно которой большинство болезней являются результатом неправильного образа жизни. И рассматриваю больного (если, конечно, болезнь не генетическая) как плохо воспитанного и неприспособленного к жизни человека, а область клинической медицины — как одну из ассенизационных (еще одна — места лишения свободы) ям, куда общество выбрасывает своих негодных представителей. При таком подходе становится ясно, что вылечить больного и не перевоспитать его — значит, почти ничего не сделать. Вернувшись в свою среду, он будет делать те же ошибки и опять заболеет той же или более тяжелой болезнью. Это наблюдается в практике лечения не только неврозов, но и психосоматических заболеваний, которые принимают хронический характер. Кому из врачей незнакомы повторяющиеся гипертонические кризы, обострения язвенной болезни, инфаркты и приступы бронхиальной астмы? В этом свете нелепыми выглядят многие расхожие мнения о враче. Вот одно из них: врач любит своих больных. Только извращенец может любить больных! Что в них хорошего? Плохой внешний вид, не всегда приятный запах и постоянное нытье! Поэтому тот врач, который любит больных, напоминает мне человека, живущего на свалке и старающегося затащить туда как можно большее количество людей, за счет которых он живет.

Любить нужно не больных, а здоровых людей! Врач, который любит человека, а не больного, старается не дать ему свалиться в ассенизационную яму клинической медицины. Конечно, иногда приходится спускаться в нее для того, чтобы изгнать болезнь и вытащить больного из ямы. Но получать удовольствие следует от того, что вытащил человека, а не от того, что был в яме. Еще большее удовольствие (хотя, к сожалению, менее оплачиваемое) получаешь от того, что помог человеку не попасть в нее.

Завышенные требования к себе, другим людям и всему миру часто вызваны избыточным долженствованием. Это такое когнитивное искажение мышления, при котором человек формирует для себя и окружающих жёсткий свод правил поведения. Их нарушение вызывает у него сильный дискомфорт. Казалось бы, повышенная требовательность к себе – это положительное качество. Но, как и любое чрезмерное проявление чего-либо, долженствования в психологии работают против нас и приводят к конфликтам.

Завышенные требования к себе: что такое долженствования в психологии

Когнитивные искажения – это такие ошибки мышления, которые мы применяем неосознанно в определённых жизненных ситуациях. Многие из них формируются ещё в детстве, под влиянием нашего окружения и воспитания. Одним из самых распространённых когнитивных искажений является долженствование. Главной мыслью в данном случае является идея долга. Проявления этой идеи могут быть в трех областях:

  1. В отношении себя (я должен).
  2. В отношении других (мне обязаны).
  3. Требования к окружающему миру.

Выражается в убежденности, что вы и весь окружающий мир, включая родных и незнакомых людей, обязаны действовать согласно определенным правилам. И всё, что выходит за рамки – вызывает раздражение. Нарушая собственные правила, человек может испытывать острое чувство вины и разочарования в себе.

Как проявляются завышенные требования: я должен быть успешным, лучше всех, самым умным, красивым. Требования к миру и людям: друзья обязаны всегда помогать мне, в мире должна быть справедливость и т.д.

Как формируются долженствования в психологии

В основе долженствования лежит глубоко запрятанный страх быть отвергнутым, наказанным, и формируется он в детстве. Многие приучены были добиваться любви родителей – беспрекословно слушаться, хорошо учиться, быть удобным и правильным ребенком. Страх, что в родительской любви может быть отказано, заставлял предъявлять к себе самые высокие требования.

Неоправданные требования к людям провоцируют конфликты. Завышенные требования к себе вызывают внутреннее напряжение, загоняют человека в узкие рамки, которым он обязан следовать.

Долженствования в психологии – вопросы для работы

Задавайте себе вопросы:

  • как из того, что вы хотите, следует, что так и должно быть?
  • существует ли такой закон природы или общества, в соответствии с которым должно быть именно так?
  • существуют ли какие-либо факты, доказывающие истинность вашего убеждения?
  • существуют ли факты, опровергающие это убеждение?

Если люди действуют вопреки вашим ожиданиям или ценностям, это может раздражать. Но ваши личные ценности вполне закономерно могут не интересовать других. Важно допускать возможность ошибок, признавать уникальность каждого, в отношениях с окружающими заменять долженствования пожеланиями.

Работайте над своим мышлением, и оно станет более рациональным и адаптивным. Эти усилия обязательно окупятся, ведь только устойчивая нервная система поможет вам справляться со стрессами и трудностями, которые присутствуют в жизни каждого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.