Невротический механизм слияния проявляется в речи использованием

Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты это ты, а я это я.

И если нам случится найти друг друга – это прекрасно.

Если нет, этому нельзя помочь[41].

3. К какой процедуре оказания психологической помощи имеет отношение нижеследующий отрывок из книги Д. Даунинга и М. Мармоштейна[42]?

4. Какую процедуру использует тренер гештальтист в нижеследующих диалогах с участником тренинга[43]?

У. (участник).Мне бы хотелось понять…

Т. (тренер). Слышу плачущие нотки в твоем голосе. Слышишь ли ты их?

У. Да… Какое-то дрожание.

Т. Теперь ты – это твой голос.

У. Я слабый, жалобный голос, голос ребенка, который не выполнил какое-то требование. Он боится…

У. Я маленький ребенок, я боюсь попросить чего-нибудь; я могу попросить то, что я хочу, только выразив все свое отчаяние, тогда мама пожалеет меня и позаботится обо мне…

Т. Можешь ли ты теперь стать своей мамой.

Терапевт. Что ты делаешь со своей рукой?

Участник (слегка удивлен). А-а, сотворяю крест.

Участник. Да. (Пауза.)

Терапевт. Что ты будешь делать с крестом?

Участник. Ну, я просто распну себя на нем в этот уик-энд, разве нет?

5. Как называется используемая в нижеследующем примере методика?

Защищающийся. Я очень одинока, мне так хочется, чтобы меня кто-нибудь ждал дома.

Нападающий. У тебя есть дети, этого достаточно для тебя.

Защищающийся.Мне хорошо днем, пока я занята делом, и хорошо ночью, когда я очень устаю, но…

Нападающий. Не будь ребенком. Ты должна стать более независимой.

Защищающийся. Но я не хочу быть независимой! Я хочу иметь рядом мужчину, который бы заботился бы обо мне и принимал решения за меня, и…

Нападающий. Решение, ха! Где ты видела таких мужчин? Разве они могут принимать решения? Они все слабаки – ты кончишь свои дни, ухаживая за ними!

Защищающийся. Но я хочу! Пауль был прекрасен, он брал ответственность на себя, и проблемы становились такими простыми… я любила его, пока…

Нападающий. Да, пока! Пока ты не добилась того, что он не мог и шагу ступить без тебя. В тебе нет ничего хорошего для мужчин.

Защищающийся. Но я хочу, чтобы было! Я ненавижу себя, когда веду себя с мужчинами подобным образом. Я ненавижу себя, когда не могу уделить им время.

Нападающий. Забудь их, детка, оставь их в покое. С ними со всеми что-то не так.

Для выполнения этого упражнения руководителю группы нужно иметь набор разнообразных мелких предметов (лампочка, батарейка, ключ, часы, зеркало и др.). Участники группы разбирают предметы и от первого лица рассказывают об этом предмете, отвечая на вопросы: Как вы себя чувствуете?, Что вам нравится в себе?, Что не нравится?, О чем мечтаете?.

Упражнение выполняется в средней зоне – на уровне фантазии. Фантазия может иметь как невротизирующий, так и терапевтический эффект.

Тест для самопроверки

1. Создателем гештальт-терапии был…

К какому направлению относил гештальт-терапию сам Ф. Перлз.

Что из перечисленного лучше и полнее всего описывает основной принцип гешталь-терапии.

А. Исследование прошлого опыта как ключа к актуальным проблемам и симптомам.

Б. Непредвзятость терапевта.

В. Исследование проблем клиента здесь-и-теперь.

Г. Четкое представление о целях терапии в терминах изменения поведения.

4. Применение методов гештальт-терапии…

А. Требует создания специальной терапевтической обстановки.

Б. Ограничено ситуацией психотерапии.

В. Возможно в любом сценарии общения.

Г. Верного ответа нет.

5. Основная цель гештальт-терапии – помочь клиенту…

А. Вскрыть неосознаваемые мотивы.

Б. Перейти от средовой поддержки к самоподдержке.

В. Прояснить жизненные смыслы.

Г. Научиться максимально использовать средовую поддержку.

Что из перечисленного НЕ входит в число механизмов нарушения саморегуляции.

8. Невротический механизм слияния проявляется в речи использованием…

Какой механизм нарушения процесса саморегуляции представлен в ситуации, в которой чувствительный мужчина пытается сдержаться, чтобы не заплакать перед всей группой, так как он убежден, что взрослый человек не должен плакать при людях.

Верные ответы: 1В; 2Г; 3В; 4В; 5Б; 6Г; 7Б; 8А; 9А; 10Г.

Транзактный анализ Э. Берна

Перлз Ф. "Практика гештальт-терапии". Перевод - Папуш М. П., М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005 г.

Ретрофлексия

Четвертый невротический механизм может быть назван ретрофлексией, что буквально означает "оборачивание в противоположную сторону", Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко – только проводит он ее точно посередине себя самого.

Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим.

При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого. В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части: действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.

Разумеется, ни один человек не может жить, постоянно давая ход каждому своему импульсу; по крайней мере некоторые из них необходимо сдерживать. Но произвольное сдерживание деструктивных импульсов при понимании их деструктивности – это нечто совершенно иное, нежели обращение их на самого себя.

Представьте себе измотанную женщину в конце тяжелого дня, в течение которого стиральная машина вышла из строя и порвала одежду, пятилетний сын в ярости изрисовал красным фломастером все обои в гостиной, мастер, который должен был починить вытяжную трубу, не появился, а муж пришел к обеду на час позже, чем она ждала. Ее настроение может быть поистине убийственным; вряд ли было бы разумным давать волю этому состоянию, прикончив сына или мужа, но столь же глупо было бы перерезать горло себе самой.

Как проявляется механизм ретрофлексии? Интроекция проявляется в использовании местоимения "я", когда на самом деле имеются в виду "они"; проекция проявляется в использовании местоимений "оно" или "они", когда на самом деле имеется в виду "я"; слияние проявляется в использовании местоимения "мы", когда реальное значение неизвестно; ретрофлексия проявляется в использовании возвратного местоимения "себе" или "себя".

Ретрофлектор говорит: "Мне за себя стыдно," – или: "Мне нужно заставить себя сделать эту работу." – Он бесконечно твердит нечто подобное, и все эти утверждения основаны на том удивительном представлении, что "я" и "себя" – два разных человека. Наш незадачливый хорист говорит: "Я должен контролировать себя."

Конфликт между собой и другим, лежащий в основе невроза, проявляется в крайней путанице относительно самого себя. Для невротика "я" может быть зверем или ангелом, но никогда не "мной самим".

Описывая развитие личности, Фрейд внес определенный вклад в эту путаницу. Он различал Эго (я), Ид (органические влечения) и Супер-эго (совесть), и описывал психическую жизнь индивида как постоянный конфликт между ними, – неразрывное объятие, в котором человек борется сам с собой до самой смерти. Ретрофлектор по-видимому живет в соответствии со фрейдовским представлением о человеке.

Но давайте на минуту остановимся и рассмотрим, что такое в действительности Супер-эго. Если Супер-эго не является частью меня, или "я", или Эго, оно должно быть набором интроектов – неусвоенных установок и отношений, навязанных индивиду его средой. Фрейд говорит, что интроекция обеспечивает процесс морального развития. Например, ребенок интроецирует "хорошие" образы родителей и делает их своими эго-идеалами. В таком случае Эго также становится набором интроектов. Но исследование невротиков неизменно показывает, что проблемы вызываются отождествлением ребенка не с "хорошими", а с "плохими" родителями.

Установки и этику "хороших" родителей ребенок не интроецирует, а ассимилирует, усваивает. Он может не сознавать этого в сложных терминах психиатрического языка, но в действительности те установки, которые определяют удовлетворяющее его поведение родителей, он переводит в понятные ему представления, приводит их, так сказать, к общему знаменателю и ассимилирует в такой форме, в какой он может их применять. Он не может таким же образом обойтись с "дурными" установками родителей. У него нет средств справиться с ними, и нет даже изначального желания делать это, так что ему приходится принять их в качестве непереваренных интроектов.

Здесь и начинаются проблемы. Личность теперь состоит не из Эго и Супер-эго, а из "я" и "не-я", из себя и "образа себя", и человек оказывается в состоянии такого замешательства, что не способен отличить одно от другого.

Это замешательство в отождествлениях фактически и есть невроз. Выражается ли он первоначально в использовании механизма интроекции или проекции, ретрофлексии или слияния, его главный признак – дезинтеграция, расщепление личности и отсутствие координации между мыслью и действием.

Терапия призвана исправить ложные отождествления. Если невроз создается "дурными" отождествлениями, то здоровье можно считать продуктом "хороших" отождествлений. Это, разумеется, оставляет открытым вопрос о том, какие отождествления хороши, а какие плохи. Простейший и, как мне кажется, наиболее удовлетворительный ответ, основывающийся на наблюдаемой реальности, состоит,в том, что "хорошие" отождествления способствуют удовлетворению индивида и его среды и достижению им своих целей, а "дурными" можно назвать те, которые препятствуют его росту и создают для него преграды или вызывают деструктивное поведение по отношению к среде. Ведь невротик не только страдает сам, но и наказывает своим саморазрушительным поведением всех, кто за ним ухаживает.

Следовательно, в терапии мы должны восстановить способность невротика к различению. Мы должны помочь ему вновь обнаружить для себя, что является им самим, а что нет; что способствует его развитию, а что препятствует. Мы должны направить его к интеграции, обретению цельности. Мы должны помочь ему найти верное равновесие и контактную границу между собой и остальным миром.

Легко сказать "будь собой"; однако невротик встречает тысячи препятствий на этом пути. Понимая теперь механизмы, посредством которых невротик не дает себе быть собой, мы можем заняться последовательным отодвиганием этих препятствий с его пути. Именно это должно происходить в терапии, к описанию который мы и переходим.


Книга основателя гештальттерапии Фредерика Перлза, написанная в соавторстве с Гудмэном и Хефферлииом, относится к 1951 году, который с тех пор считается датой официального рождения гештальта. В ней сформулированы основные принципы этого психотерапевтического подхода, переплавившего в себе критически переосмысленный психоанализ, прозрения гештальтпсихологии, откровения экзистенциализма и феноменологии. Методы гештальттерапии излагаются здесь в расчете на самостоятельную работу читателя. Впоследствии установка на аутотерапию не получила развития в гештальттерапевтическом движении, оформившемся скорее как психотерапевтическая школа. Однако основное содержание понятий и методов, развитых в этой книге, продолжает оставаться фундаментом гештальттерапии и в ее современных вариантах. Для профессионалов в области психотерапии и психологического консультирования, а также всех, кто интересуется философией и психологией.

Фридрих С. Перлз

Гештальт-подход. Свидетель терапии

За прошедшие два десятилетия Фриц многое почерпнул из различных источников, – в особенности из восточных религиозных учений, медитации, психоделического опыта и работы с телом. Еще более важно, что два десятилетия он жил, любил, боролся и практиковал психотерапию. В своей уникальности Фриц не ограничивал себя ролями врача, врага, харизматического овода, любовника, грязного старикашки, артиста или писателя. Он не старел, в том смысле, как мы представляем себе старение на Западе; годы совершенствовали его способность жить в настоящем и виртуозность в искусствах, которые он практиковал.

Я был в Кауичене последние два месяца пребывания там Фрица. Он говорил, что никогда не был более счастливым. Неторопливо, в ногу с происходящим, он учил, занимался терапией, играл, любил и писал.

Предполагается выпустить еще два тома, по своей форме подобные этому. Каждый из них будет начинаться дидактическими материалами, преимущественно из лекций Фрица в Кауичене. Эти лекции неформальны, иногда они производят большое эмоциональное впечатление, демонстрируя влияние восточной философии на Фрица. За ними последуют фрагменты более развернутой гештальт-работы, записанные на магнитофон или отснятые камерой. Фриц любил эти записи и рекомендовал интенсивное изучение фильмов со стенограммой в руках. Стенограммы будут прокомментированы опытными гештальт-терапевтами, которые хорошо знали Фрица.

Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже – как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни.

Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псевдопсихиатрическими ее объяснениями. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое или определить будущее. Его деятельность – выполнение скучных и утомительных обязанностей. Временами он даже не сознает того, что он в данный момент делает.

Эти утверждения могут показаться огульными, но пришло время, когда это необходимо высказать. За последние пятьдесят лет человек стал в гораздо большей степени понимать самого себя. Мы невероятно много узнали о физиологических и психологических механизмах, посредством которых мы поддерживаем свое равновесие под давлением постоянно изменяющихся условий жизни. Но в то же время мы не научились в равной степени радоваться себе, использовать свои знания в своих интересах, расширять и углублять свое ощущение жизни (aliveness) и роста.

Понимание человеческого поведения ради самого понимания – приятная интеллектуальная игра, приятный (или мучительный) способ убивания времени, но оно может не оказаться полезным для повседневных дел жизни. По-видимому, многое в невротической неудовлетворенности собой и нашим миром происходит из-за того, что, проглотив целиком многие термины и представления современной психиатрии и психологии, мы не разжевали их, не попробовали на вкус, не попытались использовать наше словесное и интеллектуальное знание как силу, которой оно могло бы быть.

Между тем психиатрия и психология не предназначались для того, чтобы оправдывать невротическое поведение, лишающее человека возможности жить, реализуя максимум своих способностей. Цель этих наук не просто в том, чтобы предложить объяснения поведения; они должны помочь нам обрести самопознание, удовлетворение и способность опираться на себя (self-support).

Возможно, что одна из причин подобного искажения психиатрии состоит в том, что слишком многие классические теории превращаются своими сторонниками в окаменевшую догму. В попытке вместить самые различные формы и тонкости человеческого поведения в прокрустово ложе излюбленной теории, многие психиатрические школы игнорируют те аспекты человеческой жизни, которые упрямо не поддаются объяснению в терминах застарелых представлений. Вместо того, чтобы отказаться от теории, которая не соответствует фактам, или изменить ее, они пытаются переделать факты, чтобы они соответствовали теории. Это не способствует ни более глубокому пониманию, ни разрешению человеческих трудностей.

2. Невротические механизмы.

Четвертый невротический механизм может быть назван ретрофлексией, что буквально означает "оборачивание в противоположную сторону". Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко, -только проводит он ее точно посередине себя самого.

Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим.

При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого. В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части - действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.

Разумеется, ни один человек не может жить, постоянно давая ход каждому своему импульсу; по крайней мере некоторые из них необходимо сдерживать. Но произвольное останавливание деструктивных импульсов при понимании их деструктивности - это нечто совершенно иное, нежели обращение их на самого себя.

Представьте себе измотанную женщину в конце тяжелого дня, в течение которого стиральная машина вышла из строя и порвала одежду, пятилетний сын в ярости изрисовал красным фломастером все обои в гостиной, мастер, который должен был починить вытяжную трубу, не появился, а муж пришел к обеду на час позже, чем она ждала. Ее настроение может быть поистине убийственным; вряд ли было бы разумно выразить это состояние, прикончив сына или мужа, но столь же глупо было бы перерезать горло себе самой.

Как проявляется механизм ретрофлексии? Интроекция проявляется в использовании местоимения "я", когда реально имеются в виду "они"; проекция проявляется в использовании местоимений "оно" или "они", когда реально имеется в виду "я"; слияние проявляется в использовании местоимения "мы", когда реальное значение неизвестно; ретрофлексия проявляется в использовании рефлективного местоимения "самому себе" или "самого себя".

Ретрофлектор говорит: "Я стыжусь самого себя" - или: "Мне нужно заставить себя сделать эту работу." - Он делает почти бесконечный ряд утверждений такого рода, и все они основаны на удивительном представлении, что "сам" и "себя" - два разных человека. Наш незадачливый хорист говорит:

"Я должен контролировать себя."

Конфликт между собой и другим, лежащий в основе невроза, проявляется в крайней путанице относительно самого себя. Для невротика "я" может быть зверем или ангелом, но никогда не "мной самим".

Описывая развитие личности, Фрейд внес определенный вклад в эту путаницу. Он различал Эго ("я"). Ид (органические влечения) и Супер-Эго (совесть), и описывал психическую жизнь индивида как постоянный конфликт между ними, -неразрывное объятие, в котором человек борется сам с собой до самой смерти. Ретрофлектор, по-видимому, живет в соответствии с фрейдовским представлением о человеке.

Но давайте на минуту остановимся и рассмотрим, что такое в действительности Супер-Эго. Если Супер-Эго не является частью самости, или "я", или Эго, оно должно быть набором интроектов - неассимилированных установок и отношений, навязанных индивиду его средой. Фрейд говорит, что Интроекция обеспечивает процесс морального развития. Например, ребенок интроецирует "хорошие" образы родителей и делает их своими Эго-идеалами В таком случае Эго также становится набором интроектов. Но исследование невротиков постоянно показывает, что проблемы вызываются отождествлением ребенка не с "хорошими", а с "плохими" родителями.

Установки и этику "хороших" родителей ребенок не интроецирует, он их ассимилирует. Он может не осознавать этого в сложных терминах психиатрического языка, но в действительности те установки, которые определяют удовлетворяющее его поведение родителей, он переводит в понятные ему представления, приводит их, так сказать, к общему знаменателю и ассимилирует в такой форме, в какой он может их применять. Он не может таким же образом обойтись с "дурными" установками родителей. У него нет средств справиться с ними, и нет даже изначального желания делать это, так что ему приходится принять их в качестве непереваренных интроектов.

Здесь и начинаются проблемы. Личность теперь состоит не из Эго и Супер-Эго, а из "я" и "не-я", из себя и образа себя, и человек оказывается в состоянии такого замешательства, что не способен отличить одно от другого.

Это замешательство в отождествлениях фактически и есть невроз. Выражается ли он первоначально в использовании механизма Интроекции или проекции, ретрофлексии или слияния, его главный признак - дезинтеграция личности и отсутствие координации между мыслью и действием.

Терапия призвана исправить ложные отождествления. Если невроз создается "дурными" отождествлениями, то здоровье можно считать продуктом "хороших" отождествлений. Это, разумеется, оставляет открытым вопрос о том, какие отождествления хороши, а какие плохи. Простейший и, как мне кажется, наиболее удовлетворительный ответ, основывающийся на наблюдаемой реальности, состоит в том, что "хорошие" отождествления способствуют удовлетворению индивида и его среды и достижению им своих целей, а "дурными" можно назвать те, которые препятствуют его росту и создают для него преграды, или вызывают деструктивное поведение по отношению к среде. Ведь невротик не только страдает сам, но и наказывает своим саморазрушительным поведением всех, кто за ним ухаживает.

Следовательно, в терапии мы должны восстановить способность невротика к различению. Мы должны помочь ему вновь обнаружить для себя, что является им самим, а что нет; что способствует его развитию, а что препятствует. Мы должны направить его к интеграции. Мы должны помочь ему обрести правильное равновесие и контактную границу между собой и остальным миром.

Легко сказать "будь собой"; однако невротик встречает тысячи препятствий на этом пути. Понимая теперь механизмы, посредством которых невротик не дает себе быть собой, мы можем заняться последовательным отодвиганием этих препятствий с его пути. Именно это должно происходить в терапии, к описанию которой мы и переходим.


Гештальт-терапия базируется на теории контакта.

Эта теория объясняет взаимодействие человека со средой в процессе реализации его потребности.

Человек в состоянии регулировать свои взаимоотношения с окружающей средой, регулировать границу контакта. От этого зависит, насколько эффективно человек будет удовлетворять свои потребности.

Психологические трудности возникают при прерывании контакта, нарушениях, подвижках контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды.

Выделяют максимально 8 вариантов механизмов прерывания контакта (Перлз -5). Каждый из них возникает на определенном этапе цикла-контакта.

Механизм прерывания контакта
1 Слияние (Конфлюэнция)
2 Интроекция.
3 Проекция
4 Ретрофлексия.
5 Дефлексия
6 Профлексия
7 Эготизм
8 Обесценивание (Девалидация)

В состоянии слияния человеку трудно сформировать свои потребности и понять, что для него лично актуально в данный момент. Сложно выделить какое-либо свое переживание как главное и важное.

Символический образ слияния: сиамские близнецы, двое влюбленных.

Вербальные индикаторы: Я заменяется на МЫ.

Невербальные индикаторы: синхронизация поз, сокращение дистанции.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Уровень возбуждения низкий, т.к. есть иллюзия что контакт происходит

Действия терапевта: эксперименты с осознанием своих и чужих границ. Эксперименты с расстоянием. Свобода в движениях и позах.

Адаптационный смысл слияния:Экономия, восстановление энергии. Усиливается чувство защищенности.

Отсюда возникают верования и убеждения. Интроекты звучат как приказ:

Примеры интроективных отношений в семье(из лекции Анны Федосовой):

Там должен быть кормящий. Куколки лол: у каждой есть питомец, которого она кормит. В мультиках старшая куколка лол всеми командует, а ее слушается и малышка, и питомец.

Символический образ интроекции: инородное тело внутри.

Вербальные индикаторы: табуирующие слова: обязан, должен, всегда, никогда.

Невербальные индикаторы: изменение в поведении человека, копирование другого.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Вместо себя предъявляю интроект думая что это мое, что способствует снижению возбуждения

Адаптационный смысл интроекции: Обеспечение безопасности до поры осознания, переживания.


Проекция – человек склонен приписывать свои ощущения, эмоции, проблемы, мысли окружающей среде.

Символический смысл проекции: «Вместо тебя я вижу другого/себя.

Символический образ проекции: Экран кинотеатра, зеркало.

Невербальные индикаторы проекции: Избегание визуального контакта. Жесты. обращенные на другого.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Источник возбуждения приписывается другому.

Примеры проективных отношений (из лекции Анны Федосовой): Такие отношения возникают там, где есть 2 и более людей, один из которых действует быстрее и ведет себя активнее. Ему скучно ждать и он решает за остальных, что они будут делать. Другой ленивым способом, не переваривая, хочет ли он это делать, соглашается, чтобы избежать скандала.


В проективных системах кажется, что жив только один. Он эффективный, деяетльный, а другие, как зомби, за ним влачатся. Все идут в кино, хотя кто-то хотел остаться дома. Потом такие люди вырастают, приходят к терапевту и жалуются, что они утратили собственные желания и не могут их распознать.


Ретрофлексия — тенденция делать себе самому то, что хотелось бы сделать другим, или получить от других.

Человек не позволяет себе удовлетворить свои настоящие потребности. Так, вместо того, чтобы ударить другого, начинает бить себя, либо, например, грызть ногти.

Тот, кто хотел бы получить помощь от других, не просит ее, а справляется сам.

Результатом ретрофлексии являются соматические болезни. Как крайнюю форму направления злости, агрессии на самого себя рассматривают самоубийство. Это происходит в случае, когда человек не может или не хочет осознать причины, источник и объект своих истинных переживаний.

Примеры ретрофлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой):

Там живут очень самостоятельные и независимые люди, их независимость -предмет общей гордости, они мало друг с другом беседуют. У них нет места нежности, теплу, там почти нет телесного контакта. Иногда они свои чувства отдают дневникам, читают сами, в основном. Могут пить. Вместо них говорит симптом. Симптом является регулятором и стабилизатором семейной системы. (Как говорит Л.Л.Третьяк «Если ты определишь, что делает симптом, то ты сделай это вместо него).

Символический смысл ретрофлексии: Я делаю с собой то, что хочу сделать с тобой.

Символический образ ретрофлексии: змея, кусающая себя за хвост.

Невербальные индикаторы ретрофлексии: Движения, телесная напряженность направлены на себя. Скука, как сдерживаемое раздражение.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение обращается на себя.

Адаптационный смысл: самонаказание, самоконтроль.


Дефлексия – механизм защиты, избегания контакта, при котором энергия рассеивается на посторонние разговоры о погоде и природе, шутки, банальные общие фразы, перемещение разговора в другое русло.

Это по сути уход от контакта. Отношения похожи на формальные, в них не проявляются эмоции. Так, сотрудник молча сносит нападки начальника, а вернувшись домой, может поругаться с женой или наказать сына.


Примеры дефлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой): Сын приезжает к родителям, его два года не было дома. Он приходит к маме и говорит: Мама, я очень скучал. Мама недавно выписалась из больницы. Она смотрит на него и спрашивает: А что у тебя с прической?

Любая тема, вызывающая тревогу, всегда должна быть размыта. Люди перебивают друг друга, говорят одновременно, кажется, что они не могут говорить о важном, не слышат друг друга. Они гроссмейстерски переводят тему, на погоду, они хотят спокойствия, как и любой человек. А то, что это спокойствие может поколебать, должно быть отвергнуто.

Символический смысл дефлексии: Я игнорирую тебя и себя.

Символический образ дефлексии: туман.

Вербальные индикаторы дефлексии: Речь запутана, личные местоимения отсутствуют.

Невербальные индикаторы дефлексии: телесная вялость, отсутствует возбуждение, энергия.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение меняет свое направление, пока его энергия не иссякнет.

Действия терапевта: Возвращение к эмоционально значимым переживаниям. Усиление телесной вялости, возникающих вслед за ней напряжения и движений. Творчество.


Профлексия — когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. Синтез проекции и ретрофлексии.

Человек начинает помогать другому, в надежде, что помогут ему. Но наталкивается на непонимание, так как потребности у всех разные.

В детско-родительских отношениях профлексия тоже очень ясно проявляется. Замёрзнув, мамы и бабушки кутают не себя, а своих детей, хотя те сильно возмущаются, доказывая, что им не холодно.

Друзья дарят на день рождения имениннику то, что хотели бы получить сами.

Профлексия ведет к конфликтам. Например, когда партнер в браке не чувствует себя счастливым и обвиняет в этом супруга, устраивая скандалы из-за того, что его усилия были не приняты.

Профлексия возникает в ситуации, когда в родительской семье не принято было просить о чем-то напрямую, а так же кажется, что ты знаешь партнера, как самого себя (и даже лучше, чем он сам себя знает) и точно знаешь, что ему нужно. Обычно такая ситуация заканчивается обидами, и при обсуждении партнер понимает, что в отношениях не было контакта и не было никаких четких договоренностей – все было построено на фантазиях, домыслах, иллюзиях.


Эготизм – в ходе этого механизма прерывания также нарушается контакт со средой, ведь человек в таком случае не позволяет своим чувствам, мыслям, своей энергии выйти наружу.

Человек поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой.

Эготизм рассматривается как искусственная гипертрофия ego-функции, которая ведет к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, содействующая развитию автономии.Человек ощущает полную самодостаточность и отстраненность.Он охраняет свои границы и не может полностью окунуться в происходящее. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Символический смысл эготизма: Недовкладывание себя. Контроль контакта.

Символический образ эготизма: кран с водой.

Вербальные индикаторы эготизма: Придание словам бОльшей значимости, чем ситуация.

Невербальные индикаторы эготизма: Нет спонтанности, контролируемые движения.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Управляемое и дозируемое возбуждение.

Действия терапевта: Обеспечение безопасности. Открытые позы, зрительный контакт. Создание условий для спонтанности.


Девалидизация или обесценивание — когда человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.

Возникает в 4 стадии цикла контакта, когда задача- ассимиллировать опыт. Так, женщина после развода может обесценивать всю свою семейную жизнь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.