Невротической личности нашего времени карен хорни краткое содержание

Сама Карен Хорни о своей книге писала, что в ней она стремилась дать более полное и точное описание страдающего неврозом человека, описать конфликты, реально им движущие, переживания и те многочисленные затруднения, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Здесь не рассматривается какой-либо особый тип или типы неврозов, но акцентируется внимание на описании структуры характера, которая в той или иной форме повторяется почти у всех людей, страдающих неврозом. Особо выделяются не прошлые, а существующие в данное время конфликты невротика и попытки их решения, а также его насущные тревоги и созданные от них защиты. Нужно отметить, что Хорни пишет вполне доходчиво и понятно, что предоставляет возможность неподготовленному читателю проникнуться её идеями.

Книга состоит из введения и пятнадцати глав, где она подробно и доступно излагает свои мысли о природе неврозов и о влиянии культуры как одного из основных источников появления невроза.

Во введении Карен Хорни говорит о том, для чего она написала эту книгу, а также о том, какие различия существуют между взглядами ортодоксальных психоаналитиков и её собственными взглядами. Делает она это в сравнении с основными положениями Фрейда, подчёркивая своё мнение о социальной направленности психоанализа.

Итак, в первой главе "Культурный и психологический аспекты понимания неврозов" Хорни говорит о том, что в последнее время люди всё чаще используют слово "невротик", однако какого-либо ясного представления о том, что это такое никто не имеет, но каждый придерживается определённо каких-то критериев. Выбор критериев, по Хорни, зависит от множества факторов. Понимание невротичности различно и в разные исторические эпохи, и в разных культурах, у представителей разных социальных классов и даже у представителей мужского и женского пола. В этой главе Хорни также критикует Фрейда за излишний биологизм при рассуждениях о природе неврозов. Также она говорит о существовании двух признаков, которые можно найти у всех невротиков, не вникая в глубокий анализ личности: ригидность реагирования и разрыв между возможностями человека и их реализацией. Очевидно, что этих признаков недостаточно для определения невроза, но, тем не менее, можно подойти к его описанию: "невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций" (Карен Хорни Невротическая личность нашего времени/ Издательство: Айрис-Пресс, 2004г.).

Вторая глава "Что побуждает нас говорить о "невротической личности нашего времени" посвящена тому, какими двумя областями ограничивается исследование сферы воздействия невроза на личность. Во-первых, имеются неврозы, которые могут возникать у индивидов, чья личность в иных отношениях сохранена и не искажена. Во-вторых, интересны сами расстройства характера, а не симптомы, так как деформации личности, являются постоянно повторяющейся картиной при неврозах, в то время как симптомы в клиническом смысле могут проявляться в разной степени или вообще отсутствовать. Кроме того, Хорни говорит о том, что в большинстве случаев симптоматика невротиков скорее имеет больше различий, чем сходств. Она также выделяет проблемы соперничества, эмоциональной изоляции, недоверия со стороны других и страхами перед неудачами, которые могут иметь место при неврозе, и классифицирует наблюдаемые отношения (отношения любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны); отношения, связанные с оценкой "Я"; отношения, связанные с самоутверждением; с агрессией; с сексуальностью).

Третья глава "Тревожность" написана для того, чтоб чётко объяснить свою позицию в отношении такого понятия как "тревожность" и того, что Хорни понимает под этим термином. Это необходимо, потому что, по её мнению, тревожность является динамическим центром неврозов. Изначально, сама Хорни ставила знак равно между понятиями страха и тревоги. По мере её идеогенеза она изменяет своё мнение и говорит о том, что как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Хорни также делает вывод о том, что культура порождает огромную тревожность в людях, живущих в ней, и способствует возникновению тех или иных защит, которые приводят к неврозу.

Глава четвёртая "Тревожность и враждебность" о том, как соотносятся два понятия, заявленные в названии главы и о том, как взаимодействуют между собой тревожность и враждебность. Этот эффект взаимодействия между враждебностью и тревожностью, всегда взаимно порождающими и усиливающими друг друга, позволяет понять, почему в неврозах такое громадное количество неослабевающей враждебности. Такое взаимное влияние является также основной причиной того, почему тяжелые неврозы столь часто усиливаются без каких-либо явных осложняющих условий извне. Не имеет значения, была ли первичным фактором тревожность или враждебность: крайне важным моментом для движущих сил невроза является то, что тревожность и враждебность неразрывно переплетены.

Пятая глава "Глубинная структура неврозов" начинается с того, как факторы детского развития могут повлиять на возникновение невроза. Хорни придерживается позиции, что наиболее важным является то, чтоб ребёнок чувствовал, что он желанен и любим. Если он это чувствует, то остальные "недостачи" со стороны родителей он может и не заметить. А если же не чувствует, то может "развиться" невротик, который способен одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими и хотеть, чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов. Наиболее часто сталкиваются стремление к любви и стремление к власти. Это в принципе не противоречит взглядам Фрейда, но Хорни всё-таки считает недостаточным условием для возникновения невроза конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет. Столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно приводит к неврозам, но может также вести к фактическим ограничениям в жизни, то есть к простому подавлению или вытеснению желаний или, в самом общем виде, к действительному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность, и, если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее, несовместимы друг с другом.

В шестой и седьмой главах ("Невротическая потребность в любви и привязанности", "Дополнительные характеристики невротической потребности в любви") даётся характеристика невротической потребности в любви, которую автор определяет как "ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: "Ты обязан(а) любить только меня!". А под ревнивостью автор понимает "…ненасытность и требование быть единственным предметом любви". "Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду". Партнер обязан постоянно доказывать свою "настоящую" любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т.п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство. Также описываются и другие признаки невротической любви (чрезвычайной чувствительности к отвержению, неспособность быть одному и др.)

Восьмая глава "Пути достижения любви и чувствительность к отвержению" посвящена описанию основных средств, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви - привлечь внимание к своей любви, вызвать жалость к себе и угрожать.

В девятой главе "Роль сексуальности в невротической потребности в любви" речь идет о невротической потребности в любви и привязанности, которые часто принимают форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении. Но связи между чувствами любви, привязанности, проявлениями нежности и сексуальностью не являются столь тесными, как принято считать. "Отклонения" у невротиков в этой сфере связаны, как правило, с такими понятиями как "страх" и "тревога", а они, в свою очередь, с проблемами разрешения Эдипова комплекса, который, по Хорни, сам является невротическим образованием.

В десятой главе "Стремление к власти, престижу и обладанию" разворачиваются рассуждения о власти, престиже и обладании как об одном из путей, часто используемых в нашей культуре для получения успокоения от тревожности наряду с поиском любви и привязанности. Какая из этих целей преобладает в невротическом стремлении к успокоению, зависит как от внешних обстоятельств, так и от различий в индивидуальных способностях и психологической структуре. Хорни объединяет эти три понятия, так как считает, что у них есть нечто общее, что отличает их от потребности в любви. Завоевать любовь и расположение -- значит получить успокоение путем усиления контакта с другими, в то время как стремление к власти, престижу и обладанию означает получение успокоения через ослабление контакта с другими и через укрепление собственного положения.

Одиннадцатая глава "Невротическое соперничество" написана о том, какую роль играет соперничество в становлении невроза. Кому-то власть, престиж и состояние достаются по наследству. Но если власть, престиж и состояние приходится приобретать собственными усилиями, то человек вынужден вступать в соревнование и борьбу с другими. Родившись в сфере экономики, соперничество распространяется на все другие виды деятельности и пронизывает сферу любовных отношений, межличностные связи, игру. Поэтому соревнование является проблемой в человеческой культуре, и вовсе не удивительно обнаружить его в качестве неизменного центра невротических конфликтов. Невротическое соперничество отличается от нормального тремя особенностями: невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые не требуют этого; честолюбивое желание невротика не исчерпывается тем, чтобы достичь большего, чем другие, или иметь больший успех, но предполагает также желание быть уникальным и исключительным (цель - полное превосходство); скрытая враждебность, свойственная честолюбию невротика, его установке, что "никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым". Особо выделяет Хорни и то, что соперничество также ведёт к нарушению взаимоотношений между полами.

В двенадцатой главе "Отвращение к соперничеству" рассказывается о том, как из-за своего разрушительного характера соперничество людей, страдающих неврозом, порождает огромную тревожность и вследствие этого вызывает отвращение к соперничеству. Источник невроза - страх возмездия за безжалостное и неотступное преследование честолюбивых целей. Ещё больше усугубляет ситуацию боязнь потерять любовь. Поэтому невротик обычно считает более безопасным делать то, что ему не повредит, а не то, что ему хочется делать. Чем старше он становится, тем сильнее ощущает расхождение между своими потенциальными возможностями и реальными достижениями. Он чувствует себя обиженным, презираемым, оскорбляемым и реагирует соответствующим мстительным негодованием. Невротик, осознает он это или нет, в действительности является не только очень несчастным человеком, но и не видит какой либо возможности избежать своих невзгод. Тринадцатая глава "Невротическое чувство вины" о первостепенной роли чувства вины в картине проявлений неврозов. Невротика часто сопровождает страх осуждения, которые может проявляться в различных формах. Четырнадцатая глава "Смысл невротического страдания - проблема мазохизма" раскрывает смысл страдания для невротика. Для невротика страдание может иметь ценность прямой защиты и часто может быть единственным способом, которым он способен защитить себя от грозящей опасности. Посредством самобичевания он избегает обвинений и в свою очередь обвиняет других; представая больным или несведущим, он избегает упреков; принижая себя, он избегает опасности соперничества. Несмотря на ценность страдания в стратегическом плане, имеется один фактор, который говорит в пользу мнения о том, что невротик хочет страдать: часто он страдает больше, чем это обусловлено его стратегической целью, склонен преувеличивать свое несчастье, погружается в чувства беспомощности, горя и собственной никчемности. Хорни приводит свои доводы относительно мазохизма в сравнении с взглядами Фрейда. Все свои размышления она суммирует в следующем выводе: "мазохистские побуждения не являются, в сущности, ни сексуальным феноменом, ни результатом биологически заданных процессов, а берут свое начало в личностных конфликтах. Их цель не в страдании; невротик так же мало хочет страдать, как и любой другой человек. Невротическое страдание, в той мере, в какой оно выполняет данные функции, - это не то, чего индивид хочет, а то, чем он платит. Что же касается удовлетворения, к которому он стремится, то это не страдание в собственном смысле слова, а отказ от своего "Я"". В пятнадцатой главе "Культура и невроз" Карен Хорни критикует Фрейда за отсутствие социального в его теории. Фрейд сводит культуру к сублимации и вытеснению биологических инстинктов. Он делает акцент на количественной связи между долей вытеснения и объёмом культуры. Карен Хорни говорит о качественной связи между характером (качеством) индивидуальных конфликтов и характером (качеством) трудностей, порождаемых культурой. Нельзя игнорировать количественный фактор, но его можно оценить лишь в контексте всей структуры. Существуют определенные характерные трудности, неотъемлемо присущие культуре, которые отражаются в виде конфликтов в жизни каждого человека и которые, накапливаясь, могут приводить к образованию неврозов. Также в этой главе Хорни выделяет основные тенденции, на её взгляд, которые имеют отношение к проблеме невроза и культуры: соревновательность; противоречие между стимуляцией потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. В конце пятнадцатой главы Хорни подводит достаточно ёмкий вывод: "В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое либо удовлетворительное решение невозможным. Представляется, что невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности. Мы могли бы назвать его пасынком нашей культуры".


  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Карен Хорни - Невротическая личность нашего времени краткое содержание

Karen Horney, M.D. The Neurotic Personality of our Time. W.W.NORTON & COMPANY • New Yorit • London

Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени.

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов и всех интересующихся вопросами психологии и развития личности.

Невротическая личность нашего времени - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Karen Horney, M.D. The Neurotic Personality of our Time. W.W.NORTON & COMPANY • New Yorit • London

Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени.

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов и всех интересующихся вопросами психологии и развития личности.

1.0 – 21.04.2005 – Cоздание fb2

2.0 – 21.09.2005 – Переформатирование; мелкие корректировки

The Neurotic Personality of Our Time W.W.NORTON & COMPANY New Yorit • London

Целью, которой я руководствовалась при написании этой книги, было дать более полное и точное описание живущего среди нас и страдающего неврозом человека, описать конфликты, реально им движущие, переживания и те многочисленные затруднения, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Я не рассматриваю здесь какой-либо особый тип или типы неврозов, но сосредоточиваюсь на описании структуры характера, которая в наше время в той или иной форме повторяется почти у всех людей, страдающих неврозом.

Особое внимание уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика и попыткам их решения, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Такое подчеркивание фактически сложившейся ситуации не означает, что я отказываюсь от мысли, что, по существу, неврозы развиваются из переживаний раннего детства. Но я расхожусь со многими психоаналитиками в том, что не считаю оправданным концентрировать внимание на детстве в некой односторонней зачарованности им и рассматривать последующие реакции как повторения более ранних переживаний. Я хочу показать, что связь между детскими переживаниями и более поздними конфликтами является намного более сложной, чем предполагают многие психоаналитики, говорящие о простой причинно-следственной связи. Хотя переживания в детстве создают определяющие условия для возникновения неврозов, они тем не менее не являются единственной причиной последующих трудностей.

Когда мы осознаем громадную важность влияния культурных условий на неврозы, те биологические и физиологические условия, которые рассматриваются Фрейдом как лежащие в их основе, отходят на задний план. Влияние этих последних факторов должно рассматриваться лишь на основе твердо установленных данных.

Такая моя ориентация привела к некоторым новым интерпретациям значительного числа основополагающих проблем в неврозах. Хотя эти интерпретации относятся к таким в корне различным вопросам, как проблема мазохизма, внутренние причины невротической потребности в любви и привязанности, смысл невротических чувств вины, у всех у них имеется общее основание – признание того, что определяющую роль в порождении невротических черт характера играет тревога…

В данной книге представлены впечатления, которые я получила в ходе длительного психоаналитического исследования неврозов. Для представления материала, на котором основываются мои интерпретации, мне пришлось бы подробно описать истории многочисленных случаев, что было бы слишком громоздким для книги, предназначенной дать общее представление о проблемах, связанных с неврозами…

Эта книга написана доступным языком, и ради ясности я воздержалась от обсуждения очень многих сопутствующих проблем. Насколько это было возможно, специальные термины не употреблялись, так как всегда имеется опасность того, что такие термины заменят собой ясное осмысление. Вследствие этого многим читателям, в особенности непрофессионалам, может показаться, что проблемы невротической личности понять совсем нетрудно. Но такое заключение было бы ошибочным и даже опасным. Мы не можем уйти от того факта, что все психологические проблемы неизбежно имеют тонкий и сложный характер. Если кто-либо не желает признавать этого факта, ему лучше не читать данную книгу, в противном случае его ждет путаница и разочарование в поиске готовых формул.

Книга, которую вы держите в руках, адресована непрофессионалам, а также тем лицам, которым по роду своей деятельности приходится иметь дело с невротическими личностями и которые знакомы со связанными с ними проблемами. В эту последнюю категорию входят не только психиатры, но и социальные работники и педагоги, а также те группы антропологов и социологов, которые осознали важное значение психологических факторов в исследовании различных культур. Наконец, я надеюсь, что эта книга будет полезна и для самого невротика. Если он в принципе и не отвергает всякое психологическое размышление как вторжение и навязывание чуждых мнений, он часто вследствие собственного страдания имеет более тонкое и точное понимание психологических сложностей, чем его здоровые собратья.

Вернёмся же к содержательной части работы. Основная идея психоаналитика Хорни довольно проста. В работе исследуются различные проявления личностных качеств, присущие людям, как-то: враждебность, соперничество, стремление к престижу, страх, различные потребности. Все эти проявления могут вытесняться, вследствие чего появляется тревожность, которая и приводит к развитию неврозов. Остановимся более подробно на отдельных аспектах исследования.

Ещё хуже тем, кто пытается вытеснить (подавить или проигнорировать) какие-либо личностные проявления. В результате получается тревожность большей силы. Следует пояснить, что враждебность, страх и прочие подобные проявления являются негативными, и вполне естественным является желание от них избавиться. Ярким примером являются враждебные побуждения. Этот термин понимается в самом широком смысле и означает побуждения к действиям, направленным против чьих-то интересов, пусть даже самых незначительных. В том числе это желание возразить, восстановить справедливость, причинить вред. Враждебность появляется почти постоянно, но почти всегда она вытесняется либо осознанно (когда человек понимает, что реализация его враждебности не принесёт ему ничего хорошего и потому отказывается от неё сознательно), либо неосознанно (например, ребёнок недоволен действиями родителей, но не имеет возможности проявить своё враждебное отношение). Хорни считает, что именно вытесненная враждебность является основой для развития тревожности.

Тревожность может развиваться и у уже ставшего невротическим человека на основе создания им заведомо порождающих тревожность конфликтов. Например, некоторые невротики чрезвычайно резво стремятся к власти, обладанию, доминированию над другими. Но в отличие от здорового расчётливого человека они при этом хотят, чтобы их любили, и поэтому разрываются между честолюбием и любовью. В таком случае развивается опять-таки тревожность.

1. Возникает желание какого-либо действия, исполнение которого явно или неявно противоречит каким-либо другим установкам.

2. Оформляется конфликт, ему придаётся особое значение.

3. Либо как следствие конфликта, либо как следствие его вытеснения формируется тревожность.

4. Постоянная тревожность приводит к формированию невроза.

5. Развивающийся невроз способствует зарождению новых опасных желаний, провоцирует конфликты, ускоряет развитие новой тревожности.

По мнению автора, немалая часть тревожности порождается культурой, и поэтому степень подверженности неврозам в разных культурах различается. Как и следовало ожидать, отмечается, что наша культура порождает относительно большую тревожность.

Таким образом, работа Хорни является жёстким приговором: только предрасположенные становятся невротиками, и они же склонны к ещё большему развитию невроза. Попадая в замкнутый круг, эти люди не могут из него вырваться, да и пытаться, по мнению Хорни, не стоит.

Особенно удивляет меня убеждение, которым пронизана вся книга, что во всех этих процессах сам человек не играет никакой роли, не имеет ни малейшей возможности повлиять на ситуацию. Структура всех процессов описана со строгостью физических законов, не допускающих никакого субъективного фактора. С такой позицией я не могу согласиться хотя бы потому, что считаю гораздо большей роль личности во всех жизненных процессах. На своём примере я знаю, что твёрдое намерение способно самым радикальным образом избавляться и от конфликтов и от тревожности.

Безусловно, велика заслуга автора в развитии теории психоанализа, однако наиболее полное представление об изучаемом предмете может быть получено только из всех теорий в совокупности.


О неврозах написано немало. Каждый практикующий психотерапевт публикует минимум одно издание, где раскрывает собственный взгляд на аспекты невротического развития личности, причины и способы её формирования, упоминает авторские методы психокоррекции навязчивых состояний. Сегодня, когда невротическая личность – это почти герой нашего времени, человека трудно удивить очередным изысканием на эту тему. Но Карен Хорни смогла.

Если рассматривать культурное наследие не в глобальных масштабах, а с более узкой точки зрения – семейные традиции, образовательные школьные программы, модные тенденции и субкультурные течения, характерные для определённого промежутка времени, то можно спрогнозировать не только типичные черты характера здорового человека, но и предусмотреть наиболее определяющие факторы формирования невроза. Об этом рассказывает в своей книге Карен Хорни. Актуальное для нашего поколения издание намного опередило своё время. Прогресс, наступивший на западе гораздо раньше, создал предпосылки для появления тревожной личности.

Чтобы читатель смог разобраться в сложной взаимосвязи культурного развития общества и формирования невротической личности, Карен структурирует свой сюжет, выделяя такие понятия, как невроз, невротическая личность, формирование тревожных оттенков в проявлении характера, влияние родителей на будущий характер своего ребёнка и влияние культурной среды как основополагающего фактора возникновения невроза. Карен Хорни убирает на задний план физиологические условия формирования невроза, отмечая, что большинство её пациентов, принявших участие в данном исследовании, уже имели склонность к определённым выводам и поведению задолго до вовлечения в травмирующую ситуацию. Более того, психолог сосредотачивает внимание читателей на том моменте, когда общество и сам индивид определяют невротичность в несовпадении мышления и образа жизни конкретного человека общепринятым клише, стереотипам и запретам, характерным для современного общества.

Критерии нормальности свои в каждой культуре, более того, они индивидуальны для каждого социального слоя и меняются в зависимости от половой принадлежности. Эти нюансы необходимо учитывать психотерапевту при постановке такого диагноза, как невроз. Основная проблема современного человека, провоцирующая рост уровня тревожности и приводящая к невротичному состоянию, это большая разница между амбициями и возможностями для их реализации. Отсутствие финансов, времени или сил для осуществления планов приводит к глубокому внутреннему конфликту, который обостряется из-за страха, вызванного опасениями негативной реакции окружающих. Невроз выступает в качестве защитной реакции на эту мнимую угрозу.

Не всегда страх или тревога, лежащие в основе любого невроза, могут свидетельствовать о том, что у человека наблюдается психическое расстройство. Даже мнительная и тревожная личность может соответствовать всем критериям нормальности, проявляя свои слабые стороны лишь в момент травмирующих ситуаций. О неврозе, по мнению Карен, можно говорить лишь в том случае, когда наряду с общепринятой симптоматикой заболевания проявляется деформация характера. Психолог утверждает, что клинические симптомы могут отсутствовать. В этом случае трансформация характера послужит тревожным сигналом.

Проблема современной психотерапии в том, что она направлена на устранение симптомов невроза и поиск его причины в детских травмах. Отчасти это верно. Но необходимо учитывать сложную систему объединения детских психологических травм и общественных устоев. Также важно осознать, что устранение внешних проявлений симптоматики невроза не означает полного излечения, так как культурные установки по-прежнему будут оказывать влияние на личность.

Страх, равно как и тревога лежит в основе инстинкта самосохранения и является адекватной реакцией организма, если рассматривать его с точки зрения физиологических аспектов. Однако Карен подошла к трактовке данных понятий с точки зрения социальных и культурных проявлений, подразделяя их на здоровые (оправданный страх) и нездоровые (субъективная тревога) реакции.

Если читатель придёт к правильным выводам и сможет взять контроль над субъективным тревожным состоянием, то самый сложный шаг в сдерживании и предотвращении развития невроза будет сделан.

Развитие ребёнка и невроз: взаимосвязи и вытекающие последствия

Путь к невротической личности начинается в раннем детстве, поэтому Карен не обходит период становления личности стороной. Автор обозначает корень проблемы в отсутствии любви и уважения к ребёнку. В этих условиях слабая детская психика воспринимает даже конструктивный воспитательный процесс как травму и обиду. Не зря же говорят, что самая большая угроза для неокрепшей детской психики – неокрепшая взрослая. А если ко всему этому присовокупить социальное давление на юную личность, то в результате получится бомба замедленного действия в виде целого клубка тревог и подавленной агрессии. Точное время взрыва неизвестно.

Мир глазами невротической личности

В своей книге Карен рассматривает состояние невротической личности в периоде здесь и сейчас. Она раскрывает читателю внутренние конфликты, противоречия и переживания, в которых находится страдающий от невроза человек. Если сильная и здоровая личность преодолевает трудности без ущерба для своей психики, то реакции невротика усиливают любую трудность до такой степени, что получение удовлетворительного результата не представляется возможным. Невроз – это персональный ад на земле. Ад, который мы строим своими руками, превознося культурные и общественные устои на первый план, пускаясь в погоню за ценностями, которые нужны лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза, соперничая и соревнуясь, вместо того, чтобы задуматься о самом главном – гармоничном душевном состоянии.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Add to friends
  • RSS

teamouses

Глава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности.

Наибольшую роль в неврозах играют два вида побуждений:

1) Жажда любви и привязанности.

2) Жажда власти и управления другими людьми.

1) Жажда любви и привязанности – встречается часто, может рассматриваться как один из самых надежных показателей существования тревожности и ее примерной силы.

Невротик не осознает, что его болезненная чувствительность, его скрытая враждебность, его придирчивые требования мешают его собственным отношениям. Он не в силах понять, почему его попытки установить дружеские, брачные, любовные, профессиональные отношения столь часто приносят неудовлетворенность. Он склонен заключать, что виноваты другие…

Невротик часто требует совершенства в любви, может использовать другого человека в качестве достижения некоторой цели, т.е. в качестве средства удовлетворения определенных потребностей (например, лишь для удовлетворения сексуальных потребностей или для престижа в браке).

Различие между любовью и невротической потребностью в любви заключается в том, что главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное. Конечно, имеются всевозможные промежуточные состояния. Невротик не осознает, что полон тревожности и поэтому отчаянно стремится к любого рода привязанностям в целях успокоения.

Особо подчеркнуть следует еще один признак: игнорирование личности другого, его особенностей, недостатков, потребностей, желаний, развития.

Данное игнорирование частично является выражением его глубинной враждебности к людям, наиболее частое проявление которой – презрение и зависть.

Любого рода привязанность или любовь может дать невротику внешнее спокойствие или даже чувство счастья, но в глубине души оно либо воспринимается с недоверием, либо возбуждает подозрительность и страх. Он не верит в это чувство, невротик твердо убежден, что никто его в действительности не может его любить. И это чувство, что тебя не любят, часто является сознательным убеждением, которое не может быть поколеблено никаким противоречащим ему реальным опытом.

Наконец, проявление любви может вызвать страх зависимости. Эмоциональная зависимость является реальной опасностью для каждого, кто не может жить без любви других.

Короче говоря, для человека, снедаемого базальной тревожностью и вследствие этого в качестве средства защиты стремящегося к любви и привязанности, шансы получить эту столь страстно желаемую любовь и привязанность крайне неблагоприятны. Сама ситуация, которая порождает эту потребность, препятствует ее удовлетворению.

Глава 7. Дополнительные характеристики невротической потребности в любви.

Чувство, что тебя никто не любит.

Неспособность поверить в чью-либо любовь и привязанность.

Враждебное отношение ко всем людям.

Отличительные черты невротической потребности в любви:

1) навязчивый характер.

Всегда, когда человеком движет сильная тревожность, теряется непосредственность и гибкость, что ведет к тому, что невротик не способен быть один.

Чрезмерная переоценка действительного значения того, чтобы нас любили. Неспособность быть одному варьируется от легкого беспокойства и тревожности до явно выраженного ужаса одиночества.

Наиболее частой платой за любовь является позиция покорности и эмоциональной зависимости. У определенных лиц, страдающих неврозом, эмоциональная зависимость вызывает реальный и вполне оправданный страх, что их жизнь рушится.

2) ненасытность – невротическая ненасытность может проявляться как жадность, обнаруживаясь в еде, покупках, нетерпении. В сексуальной сфере может проявляться в сексуальной ненасытности, а также в сновидениях…. Еще проявляется в накопительстве денег, приобретении одежды, в осуществлении честолюбивых или престижных целей. Жадность вызывается тревожностью. Жадность может возникать и усиливаться, как только возрастает враждебность или тревожность.

Одна из фундаментальных форм защиты от тревожности – стремление к обладанию.

В связи с вопросом о роли любви и привязанности можно выделить (условно) три типа невротиков:

1) Люди, которые стремятся к любви, в какой бы форме она ни проявлялась и какие бы методы ни применялись при ее достижении.

2) Люди, которые стремятся к любви, но, если терпят неудачу, полностью отстраняются от людей и не идут на сближение с другим человеком.

Испытывают навязчивую потребность в вещах, покупках, еде, чтении и шире – в получении чего-либо.

3) Люди, травмированные столь сильно и в столь раннем возрасте, что их сознательное отношение стало позицией глубокого неверия в какую-либо любовь и привязанность. Их тревожность столь глубока, что они довольствуются малым – лишь бы им не причиняли какого-либо явного вреда. Могут быть циничными и глумиться над любовью.

Различные отношения, свойственные этим трем группам, могут быть суммированы следующим образом:

- ненасытность в любви;

- потребность в любви, чередующаяся с жадностью вообще;

- отсутствие ярко выраженной потребности в любви в сочетании с общей жадностью.

Особые формы, в которых проявляет себя ненасытность в любви:

- требование абсолютной, безусловной любви.

Невротическая ревность диктуется постоянным страхом утратить обладание данным человеком или его любовь; любой другой интерес, который может быть у данного человека, представляет потенциальную опасность.

Невротическое требование абсолютной любви включает в себя:

- желание, чтобы тебя любили, несмотря на самое вызывающее поведение;

- желание быть любимым ничего не давая взамен;

- любовь к невротику без получения от этого какой-либо выгоды;

- желание в качестве доказательства чьей-либо любви принимать жертвы.

Обычно невротик не осознает, насколько он требователен.

Собственные противоположно направленные стремления невротика преграждают ему дорогу к любви.

Глава 8. Пути достижения любви и чувствительность к отвержению.

Враждебная реакция может возникать в ответ на предчувствие отвержения. Невротик может крайне опасаться высказать любое доброе чувство - нежность, благодарность, признательность.

Страх отвержения – огромное препятствие на пути стремления к любви. Враждебность, провоцируемая чувством отвергнутости, во многом содействует настороженно - тревожному отношению или даже усиливает чувство тревожности.

Образование порочного круга грубо можно представить так:

- чрезмерная потребность в любви, включая требование исключительной и безоговорочной любви;

- чувство отвергнутости, если требование не выполняется;

- крайне враждебная реакция на отвержение;

- потребность вытеснить враждебность из-за страха потери любви;

- напряженное состояние неясного гнева;

- возрастание потребности в успокоении.

Образование порочного круга – один из наиболее важных процессов при неврозе.

Обнаружение порочных кругов, со всеми их внутренними звеньями, является одной из главных задач психоанализа.

Невротику надо решить две задачи:

1) как получить необходимую ему любовь.

2) как обосновать для себя и для других требование такой любви.

Возможные способы получения любви: подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости, угрозы. Могут использоваться одновременно или поочередно.

Угрозы как стратегия получения любви и расположения – человек может угрожать нанести вред либо себе, либо другому. Может угрожать неким безрассудным действием, например, испортить репутацию, причинить насилие себе или другому (суицид).

Глава 9. Роль сексуальности в невротической потребности в любви.

Невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении.

Тревога - движущая сила, стоящая за потребностью в любви.

Последовательность реакций невротика:

- возникает проблема, обсуждение которой вызывает сильную враждебность, например, против аналитика.

- пациент начинает ненавидеть аналитика, желать его смерти

- он немедленно вытесняет свои враждебные побуждения, у него появляется страх и в силу потребности в утешении он цепляется за аналитика

- когда эти реакции прорабатываются, враждебность, тревожность и повышенная потребность в любви отступает на задний план.

Такие же реакции (как описанная выше последовательность) имеют место в личных отношениях. Например, в браке.

К. Хорни выделяет группы людей, которые проявляют свою невротическую потребность в любви:

1) люди, которые непрерывно переходят от одной сексуальной связи к другой. Они чувствуют свою небезопасность, незащищенность и крайнюю неустойчивость, когда находятся вне какой- либо связи или не видят прямой возможности установить ее.

2) к этой группе, хотя и подчиняясь большему числу внутренних запретов, относятся люди, которые имеют ограниченные связи, но склонны создавать эротическую атмосферу в отношениях с другими людьми, независимо от того, чувствуют они к ним привязанность или нет.

3) наконец, сюда можно отнести и третью группу лиц, с еще большими сексуальными запретами, которые, однако, легло возбуждаются сексуально и навязчиво ищут потенциального сексуального партнера в каждом мужчине или женщине. В этой последней подгруппе навязчивая мастурбация может - но не обязательно должна - занимать место сексуальных отношений.

Общая черта представителей данной группы, помимо навязчивой природы их сексуальных потребностей является определенная неразборчивость в выборе партнеров. Кроме того, поражает несоответствие между их готовностью иметь сексуальные отношения, реальные или воображаемые, и глубоким нарушением их эмоциональных отношений с другими людьми. Эти люди не только не могут верить в любовь, но и приходят в полное смятение (или, если речь идет о мужчинах, становятся импотентны), если им предлагается любовь. Сексуальные отношения означают для них не только облегчение специфического сексуального напряжения, но также является единственным путем установления контакта. Если у человека выработалось убеждение, что для него практически исключена возможность получения любви, то тогда физический контакт может служить заменителем эмоциональных связей. В этом случае сексуальность является основным, если не единственным, мостом, связывающим его с другими людьми, и поэтому приобретает чрезмерное значение.

У некоторых людей недостаток разборчивости проявляется в отношении пола потенциального партнера; они будут активно искать отношений с обоими полами или будут пассивно уступать сексуальным притязаниям безотносительно к тому, исходят ли они от лица противоположного или одного с ними пола…

По моему мнению, ошибочно объяснять феномен неразборчивости в связях с представителями обоих полов на основе бисексуальности. В этих случаях нет указаний на подлинное влечение к лицам своего пола. Кажущиеся гомосексуальные наклонности исчезают, как только место тревожности занимает здоровая уверенность в себе, точно так же исчезает неразборчивость в отношениях с противоположным полом…

Глава 10. Стремление к власти, престижу и обладанию.

Поиск любви и привязанности является одним из путей для получения успокоения от тревожности.

Поиск власти, престижа и обладания – другой такой путь.

Завоевать любовь и расположение – значит получить успокоение путем усиления контакта с другими, в то время как стремление к власти, престижу и обладанию означает получение успокоения через ослабление контакта с другими и через укрепление собственного положения.

Невротическое стремление к власти рождается из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности.

Нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое из слабости.

- тенденция все контролировать.

- тенденция знать обо всем лучше кого бы то ни было.

- никакой риск не допускается.

- упор на самоконтроль.

- стремление настаивать на своем.

- отсутствие осознания своих установок и мотивов.

- реакция гнева на неподчинение желаниям невротика.

- стремление никогда не уступать, не сдаваться.

Тайное настойчивое требование невротика – чтобы мир приспосабливался к нему, вместо того, чтобы самому приспосабливаться к миру.

Это относится и к любовным отношениям!

Поиск власти является защитой от беспомощности и от чувства собственной незначительности.

У невротика развивается ярко выраженная потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения.

Он не в состоянии быть вместе с тем, кто не восхищается им.

Поведение невротика обусловлено не любовью к себе, а защитой от чувства собственной незначительности и унижения или, в положительном смысле, ради восстановления разрушенного самоуважения.

Всякий недостаток воспринимается как унижение.

В зависимости от того, какое отношение является преобладающим, эта враждебность может принимать форму тенденции доминировать, тенденции унижать или тенденции ущемлять интересы других.

Доминирование, характерное для невротического стремления к власти, не обязательно открыто предстает как враждебность. Может быть скрыто в социально значимых или дружеских формах, проявляясь, например, как склонность давать советы, стремление направлять дела других людей, в виде инициативности или лидерства….

Сам невротик обычно не осознает привнесенной сюда враждебности.

Враждебность невротика облекается в цивилизованные формы и прорывается наружу там, где ему не удается добиться своего.

Гнев может проявляться в депрессии или усталости.

Дополнительной особенностью, возникающей в результате навязчивого желания доминировать, является неспособность человека устанавливать равные отношения.

Вытеснение гнева может привести невротика к чувству уныния, подавленности и усталости.

Желание унижать других выходит на первый план у людей, чувству собственного достоинства которых был нанесен унизительный удар, в результате чего они стали мстительными. Обычно в детстве они прошли через ряд связанных с унижением ситуаций, которые могли иметь отношение либо к социальной ситуации, либо к ихсобственной личной ситуации.

- желание унижать других

- усиление чувствительности к унижению из-за страха возмездия

- возрастание желания унижать других

Внутренние запреты, возникающие в результате обостренной чувствительности к унижению, часто проявляются в форме потребности избегать всего, что может оказаться оскорбительным для других (неспособность высказываться критически, отклонить предложение, уволить сотрудника), в результате чего он часто выглядит в высшей степени тактичным или чрезмерно вежливым.

Наконец, тенденция к унижению других может скрываться за тенденцией к восхищению. Например, пациент может одновременно восхищаться аналитиком и в то же время презирать его.

…Ценой, которую ему приходится платить за эту фальсификацию, является его неспособность наслаждаться и ценить те возможности для достижения счастья, которые доступны. Однако эта неспособность служит ему защитой от весьма пугающей его зависти со стороны других людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.