Незрелость нервно мышечного аппарата


Особенности физиологии и адаптации к условиям жизни вне утробы матери недоношенных детей.

При этом следует помнить, что на созревание органов и систем крохи, родившегося намного раньше предполагаемого срока, влияет несколько моментов:

  • Степень недоношенности
  • Наличие заболеваний и/или пороков развития
  • Насколько ребенок приспособился к новым условиям жизни

Мы продолжаем цикл статей об особенностях детей, рожденных раньше положенного срока. Вы можете прочесть публикации:

Разумеется, в одной статье невозможно описать все особенности органов и тканей недоношенного ребенка, поэтому рассмотрим лишь основные моменты. Причем во многом они зависят от срока гестации: чем он меньше, тем больше выражена незрелость органов и систем.

Поэтому у глубоко недоношенных детей сильнее страдает работа организма в целом. Также у них имеется высокий риск развития различных заболеваний, которые нередко тяжело протекают.

Тогда как малыши с I и II степенью недоношенности куда лучше подготовлены к жизни вне утробы матери.


Нервная система — в ответе за все

На момент рождения отделы нервной системы сформированы даже у глубоко недоношенных детей, но их созревание не завершено.

Нервное волокно — некий провод, который отходит от нервной клетки, а по нему передается нервный импульс (команда) от центральной нервной системы (спинного и головного мозга) к органам и тканям. Для этого необходим миелин — вещество, покрывающее снаружи нервные волокна, но у недоношенного малыша его недостаточно.

На 28-36 неделе появляются крупные извилины коры головного мозга, но мелких борозд еще немного.

Слабо развиты мозжечок (отвечает за координацию движений) и продолговатый мозг (в нем находится дыхательный и сосудодвигательные центры).

Кора головного мозга незрелая и быстро истощается.

Тогда как спинной мозг у крохи несколько лучше развит и более зрелый, нежели головной.

В силу таких особенностей нервной системы у крохи движения хаотичные и размашистые. Малыш вздрагивает, у него замедлена реакция на раздражители, мышечный тонус и двигательная активность в основном понижены, имеется непостоянный тремор (дрожание или мелкое подергивание) ручек и ножек, подбородка.

Расположены хаотично, а соединения между ними развиты слабо. Сами стенки сосудов недостаточно эластичные и прочные, поэтому легко спадаются либо сужаются (возникает спазм). Кроме того, нарушен отток крови из головного мозга.

Из-за таких особенностей сосудов головной мозг плохо обеспечивается питанием. Также имеется высокий риск развития гипоксии (кислородного голодания), нарушения кровообращения (ишемии) и кровоизлияния в ткани головного мозга.

Наиболее часто такие состояния возникают во время родов — в момент, когда нагрузка на головку крохи колоссальная. Поскольку ни малыш, ни родовые пути матери не готовы к родам.

Как правило, вызываются, но чем меньше срок гестации, тем они слабее и быстрее угасают.

Глотательный рефлекс появляется примерно на 11-12 неделе внутриутробного развития, а сосательный — на 29 неделе. Поэтому у глубоко недоношенного малыша они могут отсутствовать — показание для кормления через зонд.

Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.

В норме сосательный рефлекс исчезает примерно к возрасту одного года, а глотательный остается на всю жизнь.

Поисковый рефлекс — попытка ребенка найти еду при прикосновении к углу рта. При этом он поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает ротик, опускает нижнюю губку и пытается найти пищу. У умеренно недоношенного ребенка он слабый, а у глубоко недоношенного малыша отсутствует.

Поисковый рефлекс сохраняется в норме примерно до 3-4 месячного возраста, затем угасает, поскольку ребенок уже ищет пищу глазами.

Хватательный рефлекс проявляется тем, что если вложить в ладонь доношенного младенца палец, то он крепко цепляется за него.

Однако у недоношенного малыша обычно этот рефлекс появляется лишь к 32 неделе, но он слабый, а на 36-37 неделе вызывается отчетливо.

Хватательный рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста, затем постепенно угасает.

Остальные рефлексы (например, защитный, Моро и другие) в основном оценивает врач при осмотре.

Малыш, родившийся до 28 недель, почти все время спит, но при прикосновении или смене положения тела он просыпается, начинает двигать руками и ногами, открывает глаза, либо реагирует гримасой и негромким плачем. Однако у него быстро наступает истощение, поэтому такое состояние длится всего несколько минут, затем малютка вновь засыпает.

Кроха, родившийся на сроке 32 недели и более, самостоятельно просыпается, а затем какое-то время бодрствует. В этом возрасте начинает формироваться смена сна и бодрствования.

К 35-37 неделе появляется отчетливый самостоятельный и громкий крик, а периоды бодрствования удлиняются.

Конечно, малыш, рожденный намного раньше срока, отличается от доношенного ребенка. Однако при создании оптимальных условий для выхаживания шансы на благополучный исход гораздо выше. Именно об этом мы и поговорим в следующем материале.



Что это такое?

Начать нужно с того, что соответствующего диагноза в медицинских учебниках, справочниках и энциклопедиях вы не найдете, как ни старайтесь. Такого диагноза не существует. Разберемся, о чем ведет речь участковый педиатр.

Маме, которая услышала подобное, лучше все это пропустить мимо ушей, не создавая психологических проблем себе и ребенку, ведь от нервной и издерганной мамы ребенок не набирается спокойствия и умиротворенности. Незрелая кора головного мозга — это всего лишь один из признаков общей незрелости новорожденного.

У него незрелая система пищеварения и нервная система, незрелая мышечная ткань и органы чувств. Мозг наравне с другими органами новорожденного малыша нельзя назвать зрелым.


Кора формируется во время внутриутробного развития, но с рождением ребенка процессы формирования не заканчиваются. А потому заключение доктора о незрелости коры для новорожденного — не более, чем признание естественного факта, вполне нормального. Вот если такое заключение будет вынесено в отношении 25-30 летнего человека, повод для волнения у его близких будет веский. Но это уже совсем другая история, не имеющая к малышам никакого отношения.

Примечательно, что ни в одной стране мира такого диагноза малышам не ставят принципиально, считая это верхом непрофессионализма. И только в российской педиатрии почему-то пугают новоиспеченных мам, которым и без того довольно сложно и тревожно живется на этом свете.


Чаще всего врач говорит о нейрофизиологической незрелости мозга малыша, поскольку доктору очень нужно хоть что-то сказать, чтобы объяснить родителям, почему малыш плохо координирует движения ручек и ножек, почему он много кричит и мало спит, почему срыгивает и мучается коликами.

Ответ на все вопросы универсален и прост — кора мозга не созрела в достаточной мере. Опасно ли это? Нет, если доктор имеет в виду именно функциональную незрелость.

Если же врач под этим странным и загадочным термином подразумевает некоторые неврологические нарушения у конкретного младенца — вопрос другой. Поэтому услышав такой диагноз, не теряйтесь и обязательно уточните у доктора, что именно он имеет ввиду.


Возможные нарушения — причины

Если доктор говорит о морфологической незрелости мозга малыша в контексте некоторых нарушений, которые он обнаруживает на осмотре, то правильнее ставить конкретный неврологический диагноз, чего многие доктора стараются избегать: детская неврология очень сложна и не всегда очевидна даже для доктора, а брать на себя ответственность за ошибку никому не хочется.

Чаще других вердикт о наличии незрелого мозга слышат родители недоношенных детей. Им еще раз рекомендуется перечитать статью с самого начала, сделав существенную поправку на то, что все органы и системы недоношенного ребенка еще более незрелые, чем органы доношенного младенца.

Нередко такое заключение слышат молодые мамы, которые во время беременности прошли через различные патологии, проживали в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (хотя сейчас каждую беременную роженицу можно смело относить к такой группе риска, за исключением мам, которые живут в отдаленных поселениях глубоко в тайге).


Бесспорно, есть ситуации, в которых у детей действительно есть аномалии развития головного мозга, которые никак не связаны с его возрастными особенностями: врожденные пороки развития отделов и участков коры, недоразвитие или отсутствие долей, сглаживание извилин и борозд. Но такие состояния имеют вполне существующие в справочниках медицинские названия, которые доктор должен огласить после детального и внимательного изучения состояния ребенка (проводятся обследования, такие, как УЗИ, МРТ, КТ).



Последствия и лечение

Если доктор говорит о конкретной патологии мозга, после формулировки точного диагноза, на котором мама должна настоять, назначается курс лечения исходя из ситуации и конкретной аномалии.

В большинстве случаев массаж, гимнастика способствуют снятию многих неврологических проявлений без вреда для ребенка в будущем. При врожденных пороках развития мозга прогнозы зависят от степени функциональных нарушений, но к незрелости это опять же не имеет отношения.


Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что незрелость коры мозга для новорожденного — диагноз, который никогда не поставит уважающий себя врач. Именно незрелость мозга важна для малыша в первые 3-4 месяца его жизни, ведь она обуславливает врожденные рефлексы — хватательный, ползательный, рефлекс опоры, автоматической ходьбы и ряд других. По ним врачи судят о нормальности развития ребенка, а потому явление, которое является их основой и предпосылкой, считать болезнью никак нельзя. Если, конечно, речь идет не о чаде школьного возраста.


О том, как помочь крохе, если он отстает в развитии, расскажет детский невролог в следующем видео.

  • Новорожденный
  • Рефлексы
  • Шкала АПГАР
  • Когда начинает слышать и видеть
  • Уход
  • Подгузники
  • Пеленание

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей


  1. Без паники!
  2. Что такое тонус?
  3. Рефлексы? Какие они?
  4. Развитие малыша.
  5. Требуется проверить.
  6. Если Вам поставили диагноз.
  7. И что же делать?

1. Без паники!

Почему-то молодые родители часто впадают в панику, когда вопрос касается их малыша, тем более, если возникают вопросы, связанные с невралгией. Многие не знают, какие рефлексы должны быть у ребенка, что такое тонус и какой он должен быть. Сейчас мы постараемся разобраться в этом вопросе и успокоить Вас. Прежде всего, главное не волноваться! С хорошим доктором Вам ни чего не страшно. Первую проверку малыш проходит сразу после появления на свет. Врач неопатолог еще в роддоме проверяет нервную систему младенца. А после того, как Вас выпишут из роддома осмотр состояния нервной системы производит уже врач невролог в детской поликлинике. Осмотр следует проходить в возрасте 1-н, 3-и, 6-ть и 12-ть месяцев. Данные доктора дают оценку мышечному тонусу крохи, оценивают его психомоторное развитие и рефлексы. И так, о каждом пункте подробнее.

2. Что такое тонус?

Мышечным тонусом принято считать степень напряжения мышц малыша. Его делят на нормальный, пониженный (гипотонус) и повышенный (гипертонус). Нормальным считается, если в состоянии покоя мышцы малыша расслаблены (или имеется небольшой тонус), а в активном состоянии они немного напряжены. Следует обратить внимание, если ребенок вяло шевелится – это может означать, что мышечный тонус у него пониженный. Или же, если малыш двигается слишком резко (как бы дергается) – это может означать, что мышечный тонус повышен. Обратите внимание, в случае постоянного снижения тонуса у малыша в первые сутки жизни, необходимо проверить ребенка на наличие инфекционных заболеваний или же обратить внимание на питание малыша (возможно, ему не хватает еды).

Осмотр младенца должен проводиться в теплом помещении, ребенок при этом должен быть накормлен, сухим и в бодром состоянии, чтобы специалист мог правильно оценить тонус малыша. Любой дискомфорт заставит карапуза нервничать, что обязательно приведет к повышенному мышечному тонусу. А если малыш спал, и его пришлось разбудить для осмотра, его тонус мышц может быть понижен.

Важно знать: Различные изменения тонуса могут быть проявлением возрастной незрелости нервной системы, которая приходит в норму со временем. При этом особого лечения, тем более медикаментозного не требуется. Лечащий врач может назначить курс массажа, который не является обязательным, но поможет мышцам прийти в норму.

3. Рефлексы? Какие они?

Ответная реакция организма на различные раздражения принято считать рефлексами. Если малыш здоров, он прекрасно реагирует на определенные действия. Например, он будет сжимать кулачок, если немного надавить на ладонь (так называемый хватательный рефлекс). При выкладывании на животик, малыш будет поворачивать головку набок, и приподниматься (защитный рефлекс, который предохраняет малыша от удушья). При прикладывании к груди или кормлении из бутылочки малыш будет активно сосать соску или грудь мамы (сосательный рефлекс). Существует также рефлекс опоры, это когда малыш опирается ножками о любую поверхность при вертикальном положении тела и рефлекс ползанья, когда малыш, в положении на животе, пытается ползти. За каждый из этих рефлексов отвечает определенный отдел нервной системы. При отсутствии какой-либо реакции со стороны рефлексов, специалист может сделать определенные выводы, в т.ч. о наличии поражения нервной системы и степени тяжести нарушений.

Важно знать: По мере взросления Вашего малыша часть рефлексов начинает угасать. По тому, в какое время это происходит, специалист также может сделать выводы о наличии либо отсутствии нарушений со стороны нервной системы малыша.

4. Развитие малыша.

Главное помнить, что детки все разные, а это значит, что психомоторное развитие у каждого младенца проходит в индивидуальном темпе. Существуют возрастные нормы, по которым и определяют развитие малыша. И бывает так, что один ребенок умеет немного больше чем другой, но при этом они оба соответствуют возрастным нормам. Чтобы избежать ненужных переживаний ознакомьтесь с примерным списком навыков и умений здорового малыша.

Под конец первого месяца:

· Ваш малыш, в положении на спине, совершает хаотичные изолированные разгибания и сгибания ручек и ножек;

· Реагирует на источник света и следит за ним;

· Может фиксировать взгляд на знакомом лице родных;

· Старается наблюдать за предметами, которые медленно перемещаются и находятся на расстоянии 20-40 см от малыша;

· Может вздрагивать, услышав резкий звук или моргать при резком движении;

· Реагирует и прислушивается к мелодичному звону колокольчика.

Под конец второго месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, приподнимает головку;

· совершает беспорядочные изолированные разгибания и сгибания ручек;

· уже может устойчиво фиксировать свой взгляд на глазах взрослого;

· отдает предпочтение контрастным несложным фигурам, таким как круги, полосы черно-белых цветов и пр.;

· фокусирует взгляд на новых предметах и лицах;

· реагирует на новые предметы, которые появляются в поле зрения малыша;

· прислушивается к голосам людей и звукам игрушек;

· реагирует улыбкой на чей-то голос.

Под конец третьего месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, может поднимать головку на 45 градусов по средней линии и некоторое время удерживать ее. А в положении на спине также удерживает головку по средней линии;

· Пытается поднести к своему рту ручки;

· Старается захватить предмет, который попадает в ладони малыша. Может сжимать и разжимать пальцы при попадании в руки бумаги, ткани и т.п.;

· Внимательно наблюдает за движениями своих ручек, а также любыми предметами, находящимися на расстоянии не более 80 см;

· Реагирует улыбкой на знакомые лица и предметы;

· Будет прислушиваться к незнакомым звукам и уже различает голоса родных и близких, особенно мамы;

· Издает собственные звуки в ответ на стимуляцию звуками.

К сроку 6 месяцев:

· Отлично переворачивается и может перекладывать предметы из одной ручки в другую;

· Захват игрушки или любого предмета производит всей ладонью;

· Может громко смеяться и произносить повторяющиеся слоги;

· Пытается пить из ложки и из чашки;

· При помощи родителей старается сесть и пробует ползти, находясь на животике.

К возрасту 12 месяцев:

· Ваш малыш уже уверено стоит самостоятельно около минуты и даже больше. А с поддержкой может шагать;

· Пытается рисовать, держа карандаш в руке;

· Пытается самостоятельно снять носочки.

Важно знать: Если Вы обнаружили, что Ваш малыш в психомоторном развитии ощутимо отстает от своих сверстников, запишитесь на внеплановый осмотр к неврологу и расскажите о своих опасениях.

5. Требуется проверить.

Нервной системе малыша присуща такая способность как восстановление, данная система очень пластична. Случается, что при выявлении у малыша неблагоприятных симптомов в первые сутки жизни, в дальнейшем доктор не может их выявить. А бывает и так, что неподходящие условия при осмотре могут непосредственно повлиять на выявление нарушений со стороны рефлексов или провоцируют тонус. Все это говорит о том, что опираться на результаты одного исследования не стоит. А если речь идет о каком-то серьезном неврологическом заболевании, то постановка такого диагноза должна проводиться только после нескольких визитов к специалисту и после ряда инструментальных обследований. К таким обследованиям относятся:

· УЗИ головного мозга. Это обследование позволяет сделать оценку строению мозга ребенка, а также обнаружить определенные проблемы в строении. Новорожденным УЗИ делают через родничок на головке.

· ЭЭГ (электроэнцефалография). Это обследование регистрирует электрическую активность головного мозга малыша. В основном проводят ее при диагностики эпилепсий и судорог у ребенка.

· КТ (компьютерная томография) головного мозга. Другими слова это ряд послойных рентгеновских снимков, благодаря которым можно выявить дефекты в головном мозге ребенка. Даже те, которые глубоко спрятаны.

· МРТ (магнитно-резонансная томография). Относится к не рентгеновским методам исследования. Это обследование позволяет подробно изучить структуру и функции центральной нервной системы малыша.

6. Если Вам поставили диагноз.

Важно знать: Обычно все неврологические нарушения, возникшие у малыша после, связывают с ПЭП перенесенной в младенческом возрасте. Однако новые симптомы могут стать результатом травмы или какой-либо инфекции. Из-за привязки к ПЭП врачами зачастую истинная причина не выявляется, может быть назначено неверное лечение и как следствие будет потрачено время, которая в этом случае и так на вес золота. Повышенное внутричерепное давление (или ВЧД) во многих случаях является симптомом опасных заболеваний, а не диагнозом. Оно может свидетельствовать о наличие опухолей в мозге ребенка, инфекционном заболевании (менингит или же энцефалит, возможном кровоизлиянии, тяжелых черепно-мозговых травмах или гидроцефалии. При своевременном выявлении все решается положительно. В случае обнаружения инфекций необходимо лечение антибиотиками, опухоли оперируются, а при постановке диагноза гидроцефалия проводят процедуру по отводу лишней жидкости из полости черепа и пр.

7. И что же делать?

В последнее время всё чаще и чаще (по некоторым данным - от 70% до 90%) новорождённым детям выставляется диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), что очень пугает родителей.

Ирина Быкова врач-педиатр и мама двоих детей

В последнее время всё чаще и чаще (по некоторым данным — от 70% до 90%) новорождённым детям выставляется диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), что очень пугает родителей. Давайте попробуем немного подробнее поговорить о том, что же такое ПЭП, как проявляется, как с этим бороться, чтобы избежать различных неприятных последствий, каким образом предупредить возникновение у малыша болезни.

Клинически ПЭП проявляется следующими пятью синдромами:

  • повышенной нервно-рефлекторной возбудимости;
  • судорожным;
  • гипертензионно-гидроцефальным;
  • угнетения;
  • коматозным.

У одного ребёнка может быть как какой-либо изолированный синдром, так и сочетание нескольких (о проявлениях каждого из синдромов мы поговорим несколько ниже).

В течение болезни различают следующие периоды:

  • острый (от рождения до 1 месяца);
  • ранний восстановительный (от 1-го до 4-го месяца);
  • поздний восстановительный (от 4 месяцев до 1 года);
  • резидуальные последствия или исход (после 1 года).

Следует отметить, что чем раньше начато лечение, тем меньшие изменения происходят в головном мозге, тем благоприятнее исход и последствия менее тяжелы. Если же лечение начинается лишь в резидуальном периоде, то эффект от лечения минимальный.

Теперь немного поговорим о тех причинах, которые могут привести к развитию перинатальной энцефалопатии.

О причинах развития ПЭП

Не вызывает сомнения тот факт, что произвести на свет здорового ребёнка может только здоровая женщина. Многие заболевания будущей мамы (хронические заболевания желудка, почек, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, пороки развития сердечно-сосудистой системы), инфекции, перенесённые во время беременности, могут привести к кислородному голоданию плода, а самым чувствительным органом, страдающим от недостатка кислорода, является головной мозг, так как все обменные процессы, происходящие в нём, нуждаются в обязательном присутствии кислорода.

Большую роль в развитии плода играет течение беременности, а такие осложнения, как:

  • анемия у матери,
  • гипертония,
  • угроза прерывания беременности,
  • преждевременная отслойка плаценты,
  • предлежание плаценты,
  • преэклампсия,
  • преждевременные или запоздалые роды,
  • токсикоз как первой, так и второй половины беременности,
  • длительный безводный промежуток,
  • многоплодие,
  • попадание мекония (кал новорождённых) в околоплодные воды задолго до родов, возраст матери (до 18 и старше 35 лет),
  • фетоплацентарная недостаточность (изменение кровотока между матерью и плодом и, как следствие, кислородное голодание),
  • изменения в структуре плаценты (например, кальциноз — избыточное отложение солей кальция, приводящее к нарушению трофической ("питательной") функции плаценты, поскольку так называемая "перезрелая" плацента при перенашиваемой беременности неспособна обеспечить на должном уровне кровоток между матерью и плодом, следовательно, нарушается главная функция — обеспечение будущего ребёнка питательными веществами и кислородом).

Роды — самый физиологический процесс и, вместе с тем, самый огромный фактор риска в развитии ПЭП. Любые отклонения в родах могут вызвать поражение головного мозга (преждевременные и запоздалые, стремительные роды, и, наоборот, слабость родовой деятельности; рождение двух и более детей; "кесарево сечение" — здесь головной мозг страдает в период действия наркоза; обвитие ребёнка пуповиной вокруг шеи). Поэтому от того, как женщина подготовится к родам морально и физически, будет зависеть здоровье и судьба её ребёнка.

Состояние ребёнка при рождении во всём мире оценивается по единой методике, так называемой шкале Апгар (по фамилии автора). Оценивают такие показатели, как частота дыхания, сердцебиение, рефлексы, цвет кожных покровов и крик ребёнка. Каждый показатель может иметь от 0 до 2 баллов, оценку состояния производят на первой и пятой минутах жизни. От того, сколько баллов получил малыш по Апгар, можно судить о его состоянии:

  • 8-10 баллов — практически здоровый ребёнок;
  • 4-7 баллов — гипоксия (то есть кислородное голодание головного мозга) средней тяжести, ребёнок нуждается в тщательном обследовании и лечении с первых дней жизни;
  • 1-4 балла — асфиксия (полное кислородное голодание) — ребёнок нуждается в реанимационных мероприятиях, в срочной интенсивной терапии (обычно таких детей переводят из роддома в специализированные отделения патологии новорождённых и тщательным образом производят обследование и лечение, делают какие-либо прогнозы).

А теперь подробнее остановимся на клинических проявлениях различных синдромов.

Клинические проявления синдромов

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости чаще встречается при лёгкой степени поражения мозга (как правило, при рождении такие дети имеют 6-7 баллов по Апгар) и проявляется беспокойным поверхностным сном; удлинением периодов бодрствования, нехарактерным для новорождённых; трудностью засыпания; частым "беспричинным" плачем; тремором (подёргиванием) подбородка и конечностей; повышением рефлексов; вздрагиванием; повышением или понижением мышечного тонуса. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком, осмотре неонатолога или невропатолога и дифференцируется, как правило, с судорожным синдромом при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), в последнем случае на ней отмечаются участки повышенной активности и снижение порога возбудимости.

Судорожный синдром в остром периоде, как правило, сочетается с синдромом угнетения или коматозным, возникает вследствие гипоксического отёка мозга или внутричерепных кровоизлияний. Проявляется в первые дни жизни тонико-клоническими или тоническими судорогами, отличающимися кратковременностью, внезапным началом, отсутствием закономерности повторения и зависимости от состояния сна или бодрствования, кормления и других факторов. Судороги могут быть в виде мелкоразмашистого тремора, кратковременной остановки дыхания, автоматических жевательных движений, кратковременной остановки дыхания, тонического спазма глазных яблок, имитации симптома "заходящего солнца".


Растущий организм имеет ряд морфологических, функциональных, адаптационных особенностей, которые необходимо учитывать спортивному врачу и тренеру в ходе врачебно-педагогических наблюдений. Вопрос об уровне и сохранении здоровья юных спортсменов является актуальным и животрепещущим, регулярно обсуждается специалистами. Проведенная в Челябинской области в 2008 г. дополнительная диспансеризация детей, обучающихся в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) показала, что среди юных спортсменов 19,3% имеют хронические заболевания или нуждаются в дополнительном обследовании и лечении, 57,2% имеют риски развития заболеваний и нуждаются в проведении профилактических мероприятий; лишь 23,5% являются абсолютно здоровыми. В этих условиях недооценка особенностей становления растущего организма может не только затормозить рост спортивных результатов, но и привести к серьезным нарушениям здоровья и физического развития. Это особенно важно с учетом закладки в детском возрасте основ здоровья взрослого индивидуума.

Безусловно, регулярная адекватная физическая нагрузка благоприятно сказывается на становлении здоровья и личности ребенка.

  • При выполнении физических упражнений увеличивается импульсация с работающих мышц, что активирует обмен, деятельность ферментативных систем и течение окислительно-восстановительных процессов, увеличивается кислородтранспортная способность, повышаются устойчивость к повреждающим воздействиям, адаптационные резервы организма и др. Все это улучшает способность организма активно противостоять различным неблагоприятным факторам.
  • Физические упражнения способствуют гармоничному развитию ребенка. Они повышают устойчивость нервных процессов, активируют пластические процессы, способствуют укреплению скелета и пропорциональному развитию мускулатуры, предупреждают костные деформации, улучшают кровоснабжение внутренних органов.
  • Кроме того, занятия спортом вырабатывают у ребенка дисциплину, силу воли, психологическую устойчивость.

При этом функциональное состояние ребенка и подростка тесно связано с особенностями роста и развития организма и значительно меняется в разные возрастные промежутки, что приводит к изменению переносимости физических и эмоциональных нагрузок, а в ряде случаев может стать основой для развития реакций дезадаптации.

Растущий организм имеет следующие особенности в сравнении с взрослым:

  • неравномерность развития, частая диспропорция между развитием двигательного аппарата и внутренних органов, сердца;
  • относительно небольшая мышечная масса, слабость и эластичность связочного аппарата, что наряду с ростовыми скачками часто способствует развитию деформаций опорно-двигательного аппарата;
  • малая экономизация кровообращения и дыхания;
  • незрелость ферментных систем;
  • слабая защитная функция крови, низкая иммунологическая реактивность;
  • высокая возбудимость нервной системы с преобладанием процессов возбуждения;
  • большая подверженность действию различных раздражителей, неустойчивость психики, ранимость;
  • более высокая заболеваемость.

Значительно отличается и способность к адаптации. Регуляция жизненных процессов происходит с преобладанием симпатических влияний, не используются все механизмы адаптации. У ребенка при адаптации к физической нагрузке отмечаются менее экономичная и более напряженная деятельность кровообращения и дыхания, более выраженные вегетативные сдвиги, увеличение минутного объема кровообращения в основном за счет частоты сердечных сокращений, а не ударного объема, менее экономичный расход энергии, больший кислородный долг, более частые нарушения ритма сердца, более медленное течение восстановительных процессов. При нагрузках и в период восстановления в большей мере изменяются частота сердечных сокращений и частота дыхания, чем артериальное давление и дыхательный объем. Все это формирует невысокую работоспособность, способствует большой опасности перегрузок, частому возникновению атипических реакций на физическую нагрузку (дистонический и ступенчатый типы и др.).

Морфофункциональные возрастные изменения определяют динамику возрастного развития физических качеств у детей и подростков.

  • В 3-5 лет из-за особенностей зрения ребенку трудно следить за движущимися предметами и оценивать скорость, нет адекватного контроля равновесия (парадоксальное снижение его в возрасте 4-5 лет). Ребенок овладевает такими двигательными навыками и умениями, как бег, удар ногой, скачок; некоторые - метанием и перебрасывание мяча. Ребенок легко отвлекается из-за короткой концентрации внимания. В связи с этим для физического развития рекомендуются игры ходьба, бег, плавание, кувырки. Организованные спортивные мероприятия и соревнования могут нарушать процесс усвоения информации и навыков.
  • В 6-9 лет ребенку еще трудно следить за скоростью и направлением движущихся объектов, к 7 годам автоматически устанавливается контроль равновесия. Развиваются навыки броска над головой; в 8 лет - отработанные навыки бега. Сохраняется короткая концентрация внимания. Рекомендуемая деятельность: приобретение навыков в закрытой группе (бег, плавание, гимнастика), рекреационные игры, не жестко регламентированные занятия спортом.
  • В 7-10 лет, ранее всего, формируется гибкость и ловкость, что обусловлено высокой подвижностью в суставах, эластичностью нервно-мышечного аппарата, особенностями нервной системы.
  • В 10-12 лет формируется взрослая модель зрения и более устойчивый контроль равновесия, который снижается затем в период полового созревания во время максимального роста. Развиваются комплексные двигательные навыки, но может нарушаться регуляция постурального равновесия из-за некоординированного роста частей тела. Значительно увеличиваются интегративные возможности и способность к обучению. Дети этой возрастной группы успешно занимаются командными видами спорта и техническими видами спорта; им рекомендуются спортивные мероприятия с невысоким уровнем соревновательной активности. В это же время, до 12-14 лет, формируется быстрота.

Организм ребенка и подростка постоянно находится в развитии. Морфофункциональные показатели планомерно совершенствуются, уравновешивается симпатическая регуляция, повышается адаптация к нагрузкам.

  • Наибольшие темпы роста и развития характерны для детей среднего школьного возраста. В 13-14 лет годичный прирост длины тела составляет у мальчиков 7-8 см и 5-7 см у девочек. В это время продолжается деформация скелета, интенсивно увеличивается мышечная сила, формируется сердечно-сосудистая система, увеличиваются гемодинамические и дыхательные показатели, но рост сердца не отстает от роста тела.
  • В 12- 14 лет происходит изменение гормональной активности, половое созревание, что приводит к значительным морфо-функциональным изменениям.
  • В 15-18 лет организм постепенно приближается по всем параметрам к взрослому, реакция на нагрузку становится более экономичной с быстрым восстановлением. Наибольший прирост работоспособности у девочек наблюдается в 16-18 лет, а у мальчиков в 15-16 лет. Полное формирование организма у мальчиков происходит к 19-22 годам, а у девочек несколько ранее.

Существующая в настоящее время система подготовки спортсменов регламентирует возраст специализированных занятий отдельными видами спорта, масштаб и число соревнований в течение года. В программах для ДЮСШ приводятся сроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с которыми:

  • с 7 лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием, теннисом, спортивной и художественной гимнастикой;
  • с 8 лет - акробатикой, прыжками в воду, слаломом;
  • с 9 лет - биатлоном, лыжным двоеборьем, парусным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, борьбой;
  • с 10 лет - академической греблей, волейболом, баскетболом, фехтованием, конькобежным спортом;
  • с 11 лет - хоккеем, современным пятиборьем, легкой атлетикой;
  • с 12 лет - боксом, велосипедным спортом;
  • с 13 лет - тяжелой атлетикой.

Некоторые тренеры по фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, плаванию, конькобежному спорту в нашей стране и за рубежом считают целесообразным на основании собственного опыта начинать тренировку на 2-3 года раньше указанных выше сроков.

Функционирование сердечно-сосудистой системы детей и подростков так же связано с особенностями роста и развития организма. В пубертатном возрасте имеющийся гормональный и вегетативный дисбаланс отрицательно влияет на состоянии сердечно-сосудистой системы подростка в основном за счет нарушения регуляторных механизмов, нарушается центральная регуляция. Сердечно-сосудистая система подростка функционирует в напряженном, неэкономичном режиме, что сказывается на показателях результативности, физической работоспособности, состоянии здоровья.

Особенности развития нервно-мышечного аппарата сердца и его нейрогуморальной регуляции в период полового созревания обусловливают более частое появление различных дисфункций и патологических состояний, таких как выраженная и резкая синусовая аритмия, экстрасистолия, поперечная и продольная блокады сердца, синдром парциального преждевременного возбуждения желудочков, повышенного или пониженного артериального давления. Функциональные возможности подростков ниже, чем у взрослых. Высокая работоспособность достигается за счет значительного физического и эмоционального напряжения.

В период полового созревания меняется энергообеспечение, реактивность, функция центральной нервной системы, настроение, самочувствие. Вследствие целого комплекса происходящих в организме изменений, организм слабеет, подросток становится более подвержен простудным заболеваниям, чаще может получать травмы, возможны различные клинические проявления появившейся вегетативной дисфункции, подросток подвержен перенапряжению, становится неуверен в себе, появляется неадекватное отношение к себе и окружающим. В этот период особенно важен индивидуальный подход к юному спортсмену и индивидуализация (с возможным снижением) тренировочных нагрузок, понимание причин описанных изменений, особо тщательное врачебно-педагогическое наблюдение и углубленные врачебные обследования.

Важным условием эффективности врачебного контроля является определение индивидуальных вариантов развития, типологических особенностей функционирования отдельных систем и организма в целом. В пубертатном периоде у части подростков (по данным Граевской – до 40% случаев) отмечается несоответствие биологического и паспортного возраста. Отмечается ускорение физического и функционального развития – акселерация и замедление – ретардация.

Гармоничная акселерация характеризуется опережением сверстников на 1-2 года по всем морфо-функциональным показателям и биологическому возрасту; при негармоничной акселерации определяется опережение сверстников по одному или нескольким морфо-функциональным показателям. Отставание индивидуума от сверстников в развитии аналогично делится на гармоничную и негармоничную ретардации.

У гармонично акцелерированных подростков отмечены средние и выше средних показатели ударного объема, общего периферического сопротивление сосудов, продолжительности сердечного цикла и диастолы, определяются нормо- и ваготонические варианты распределения кардиоинтервалов.

У негармонично акцелерированных подростков чаще, чем у сверстников, встречаются случаи повышенного артериального давления, различные нарушения ритма сердца, гипоэволютивный вариант развития сердца. У этих подростков страдает адаптация к физическим нагрузкам: более выражен прирост частоты сердечных сокращения и частоты дыхания при нагрузке, большее снижение уровня насыщения кислородом крови, отмечаются атипичные реакции артериального давления, затяжной восстановительный период.

У гармонично ретардированных подростков морфофункциональные показатели соответствуют нормативам для более младших возрастных групп. Явление может быть временным, в дальнейшем такой ребенок может по всем показателям догнать и даже перегнать сверстников.

В настоящее время введено понятие гипоэволютивного вариант развития сердца. Этот вариант развития (тип) характеризуется наиболее низкими по сравнению со сверстниками величинами толщины стенок левого предсердия, правого желудочка, межжелудочковой перегородки, задней стенки левого желудочка, низкими величинами конечного диастолического и систолического объемов, ударного объема; кроме того показатели гистографического автокорреляционного и спектрального анализа ритма сердца отражают усиление адренергических влияний и централизацию управления сердечным ритмом. Гипоэволютивный тип встречается у 8,3% современных подростков-спортсменов и является вариантом нормы, однако свидетельствует о низких адаптационных резервах и , вероятно, является фактором риска, в последующем может стать причиной ухода из спорта, развития пред- и патологических состояний, перенапряжения и перетренированности.

Индивидуальные особенности развития являются вариантами нормы, но некоторые из них в эктремальных условиях и стрессовой ситуации могут оказаться факторами риска, способствовать неадекватной или патологической реакции юных спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки, поэтому так важно знание таких особенностей.

Детский спорт по интенсивности нагрузок мало уступает взрослому. Дети, занимающие в ДЮСШ постоянно испытывают высокие физические и эмоциональные нагрузки, при этом зачатую на тренировках ребенок вынужден длительно выполнять тяжелую и монотонную работу: оттачивает удар, плавает от стенки к стенке в бассейне, наматывая километры, отрабатывает комбинации. Подобная хронически однообразная деятельность создает психический феномен, именуемый монотонией.

Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к деятельности. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь на некоторое время за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения, таким образом, создается угроза психическому здоровью юного спортсмена.

У детей при монотонии вследствие явлений психической депривации и хронического стресса наблюдаются перепады настроения, склонность к депрессии или наоборот, немотивированной радости, излишняя индивидуализация и погруженность в себя, отсутствие стойких привязанностей и серьезных увлечений. Ребенок начинает проявлять агрессивность, могут развиться истеричность, излишняя демонстративность, болезненная жажда лидерства. Если кто-то оказывается успешнее, ребенка мучает чувство собственной неполноценности. Вследствие этого у части юных спортсменов наблюдается задержка интеллектуального развития, такие дети учатся формально, не получают твердых знаний. Как показывают исследования, под влиянием неадекватных физических и психических нагрузок зачастую к концу юниорского периода дети бросают спорт, не выдержав нагрузок или не показав хороших результатов, но лишившись детства, испытывая разочарование. В спорте, как и в другой деятельности важна мотивация, а мотивация предполагает осмысленность и результативность деятельности. При занятиях балетом, музыкой, которые так же предполагают монотонный труд, ребенок соприкасается с прекрасным, с шедеврами художественного творчества. Рутинный труд при этом, кроме прочего, позволяет наслаждаться творчеством. В основе же спорта – стремление к рекордам и жесткое соперничество. При этом современные спортивные достижения лежат за пределами человеческих возможностей.

По мнению Г.В. Козловской, если при вовлечении ребенка в спортивную деятельность стоит задача укрепления его здоровья, гармоничного развития личности, выработки таких положительных черт личности, как дисциплинированность, умение преодолевать сложности, выносливость, необходимо учитывать ряд психологических и организационных моментов:

В любом случае физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и функциональному состоянию, юный спортсмен должен находиться под контролем тренера и грамотного спортивного врача. В системе восстановления спортивной работоспособности юных спортсменов обязательно применение психолого-педагогических средств, при необходимости - привлечение детских психологов и подключение психотерапевтических методик.

Знание морфо-функциональных особенностей растущего организма, грамотное индивидуальное дозирование тренировочной нагрузки, тщательный врачебный контроль являются залогом гармоничного физического и психического развития юного спортсмена, сохранения его здоровья, предупреждения атипических реакций на нагрузку, достижения в последующем высоких спортивных результатов.

Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики в системе медицинской реабилитации и спортивной медицины: сборник трудов областной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧелГМА, 2013. – 89 с. С. 27-35

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.