Общее строение нервной системы презентация

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Нервная система связывает в единое целое все клетки, ткани, органы. Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
stroenie_i_znachenie_nervnoy_sistemy.ppt 1.25 МБ

Подписи к слайдам:

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учитель биологии Капитонова Т.П.

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Особенность Эндокринная Нервная Механизм регуляции Химические вещества, поступающие в кровь Нервный импульс по клеткам Скорость реакции Медленная, 0,5 м/с, по пути частично разрушаются Большая скорость, от 0,5 до 120 м/с Эволюционный возраст Более древний механизм Молодой механизм Экономичность процесса Не обеспечивает точную и быструю реакцию организма на раздражитель; ответ продолжительный Минимальные затраты энергии, мгновенно включается и выключается, ответ кратковременный

Классификации нервной системы 1. По расположению: Центральная нервная система ЦНС - головной и спинной мозг Периферическая нервная система - корешки спинномозговых и черепных нервов, их ветви, сплетения и узлы, расположенные в различных участках тела человека.

2. Анатомо-функциональная классификация А. соматическая, которая обеспечивает иннервацию тела, а именно кожу, скелетные мышцы; Б. вегетативная, (автономная) которая иннервирует все внутренности, железы, в том числе эндокринные, неисчерченные мышцы органов, кожи, сосудов, сердце, а также регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная делится на парасимпатическую и симпатическую. В каждой из этих частей, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы.

Рефлекс Безусловный, врожденный Условный, приобретенный

Строение рефлекторной дуги Рецептор - воспринимает раздражение и отвечает на него возбуждением. Расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.). Чувствительный нейрон (центростремительный, афферентный) передающий возбуждение к центру. Вставочный нейрон в ЦНС, происходит синаптические соединение чувствительного и двигательного нейрона. Двигательный (центробежный, эфферентный) нейрон. Подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из ЦНС Эффектор - рабочий орган осуществляет реакцию в ответ на раздражение рецептора

Проверь себя 1 . Основу мышления и речи составляет работа: А. Дыхательной системы Б. Нервной системы B. Кровеносной системы 2. Белое вещество мозга образовано: А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов 3. Импульсы от тела нейронов проходят по: A. Аксонам Б. Дендритам B. Рецепторным окончаниям 4. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в: А. Головном мозге Б. Рецепторах В. Спинном мозге 5. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются: A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные 6. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется: А. Нервные узлы Б. Нервы В. Рецепторы 7. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется: А. Автономная Б. Соматическая В. Центральная 8. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется: А. Вегетативная Б. Соматическая В. Центральная

Ответы. 1 – Б 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – Б; 8 – А ;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Значение, строение и функционирование нервной системы одна из самых сложных и объемных тем данного курса. В уроке представлен не только конспект, но и презентация, которая способствует лучшему восприя.

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну.

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2) Развивать твор.

Тест рекомендуется для итоговой проверки знаний обучающихся 8 класса по данной теме. Содержит несколько вариантов. Имеютя ответы для самопроверки.

Цели урока: 1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, рас.





























Описание презентации по отдельным слайдам:

ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма - гомеостаз Согласует работу всех органов и систем органов Регулирует функции организма Осуществляет связь организма с внешней средой, благодаря чему мы чувствуем различные изменения в окружающей среде и реагируем на них Обеспечивает выживание организма как целого

ПСИХИКА Психика – это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы: восприятие память воображение мышление волю чувства умения навыки привычки интересы способности Обеспечивает осуществление психических процессов головной мозг. Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.

СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА головной и спинной мозг В ЦНС сосредоточено большое количество нервных клеток - нейронов нервы и нервные узлы, или ганглии (скопления нейронов вне спинного и головного мозга) Центральная часть: Периферическая часть:

Нервное волокно Нейрон

СТРОЕНИЕ НЕЙРОНА По дендтритам (коротким, ветвящимся отросткам) возбуждение поступает к телу нейрона, а по аксону (длинному отростку) оно предается к другим нервным клеткам.

СТРОЕНИЕ НЕЙРОНА В ЦНС тела нейронов вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. В ПНС тела нейронов находятся в особых скоплениях – нервных узлах. Длинные отростки, покрытые оболочками, образуют нервные волокна. В ЦНС они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нервов.

НЕРВЫ И НЕЙРОНЫ

СПИННОЙ МОЗГ Спинной мозг располагается в позвоночном канале и представляет собой длинный тяж, диаметром в 1 см, длиной 45 см. Вверху спинной мозг переходит(через затылочное отверстие) в головной мозг, а внизу (на уровне 1-2 поясничного позвонков) оканчивается пучком отходящих от него нервов, напоминающим конский хвост.

СПИННОЙ МОЗГ Спинной мозг находится в спинномозговой жидкости. Она выполняет роль тканевой жидкости, обеспечивая постоянство внутренней среды, и предохраняет спинной мозг от толчков и сотрясений.

СПИННОЙ МОЗГ СОСТОИТ ИЗ СЕРОГО И БЕЛОГО ВЕЩЕСТВА. НА ПОПЕРЕЧНОМ РАЗРЕЗЕ СПИННОГО МОЗГА СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО ВЫГЛЯДИТ КАК БАБОЧКА С РАСПРАВЛЕННЫМИ КРЫЛЬЯМИ (РОГАМИ). В ПЕРЕДНИХ РОГАХ НАХОДЯТСЯ ТЕЛА ДВИГАТЕЛЬНЫХ(ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ) НЕЙРОНОВ, А В ЗАДНИХ РОГАХ – ТЕЛА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ НЕЙРОНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМИ И ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НЕЙРОНАМИ. БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО РАСПОЛАГАЕТСЯ В НАРУЖНОЙ ЧАСТИ СПИННОГО МОЗГА, СОДЕРЖИТ МАССУ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН, СВЯЗЫВАЮЩИХ НЕЙРОНЫ СПИННОГО МОЗГА МЕЖДУ СОБОЙ, А ТАКЖЕ С НЕЙРОНАМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

НА ПЕРЕДНЕЙ И ЗАДНЕЙ ПОВЕРХНОСТЯХ СПИННОГО МОЗГА ПРОХОДЯТ ГЛУБОКИЕ (ПЕРЕДНИЕ И ЗАДНИЕ) БОРОЗДЫ, ДЕЛЯЩИЕ ЕГО НА ДВЕ ПОЛОВИНЫ, СОЕДИНЕННЫЕ В ГЛУБИНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕРЕМЫЧКОЙ. В САМОМ ЦЕНТРЕ СПИННОГО МОЗГА ПРОХОДИТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАНАЛ, ТАКЖЕ ЗАПОЛНЕННЫЙ СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТЬЮ.

ОТ СПИННОГО МОЗГА ОТХОДИТ 31 ПАРА СМЕШАННЫХ НЕРВОВ, ОБРАЗОВАННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛИЯНИЯ ПЕРЕДНИХ И ЗАДНИХ НЕРВНЫХ КОРЕШКОВ.

СИНАПСЫ ОБРАЗУЮТСЯ В МЕСТАХ КОНТАКТА АКСОНА С КЛЕТКАМИ, КОТОРЫМ ОН ПЕРЕДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ(СМ. РИС 16 СТР. 38 УЧЕБНИКА).

СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ЖЕЛУДОЧКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА 1ый желудочек – в левой половине большого мозга 2ой желудочек – в правой половине большого мозга 3ий желудочек – между симметричными половинами промежуточного мозга 4ый желудочек – между продолговатым мозгом и мозжечком Принимают участие в выработке спинномозговой жидкости и химической сигнализации.

Продолговатый мозг Первое небольшое утолщение спинного мозга там, где он входит в череп, называется продолговатый мозг (медулла), в ведении которого находятся: Защитные рефлексы: кашель, чиханье, мигание, слезоотделение, рвота. Пищевые рефлексы: сосание, глотание, сокоотдение (т.е. секреция) пищеварительных желез (слюны и желудочного сока). Сердечно – сосудистые рефлексы, регулирующие деятельность сердца и кровеносных сосудов(ядра блуждающего нерва). Так же в продолговатом мозге расположены вестибулярные ядра. А еще в продолговатом мозге находится автоматически работающий дыхательный центр, обеспечивающий вентиляцию легких. Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг с мозжечком, средним мозгом и другими его отделами, до коры больших полушарий включительно. Функции продолговатого мозга : рефлекторная и проводящая.

Варолиев мост По белому веществу моста проходят проводящие нервные пути, соединяющие вышележащие отделы головного мозга с мозжечком, продолговатым и спинным мозгом. Поперечные волокна моста образуют правую и левую средние ножки мозжечка, которые соединяют мост с мозжечком. В этом отделе располагаются центры, управляющие деятельностью мимических, жевательных и одной из глазодвигательных мышц. В варолиев мост поступают нервные импульсы от рецепторов органов чувств, расположенных на голове: от языка (вкусовая чувствительность), внутреннего уха (слуховая чувствительность и равновесие) и кожи. Функции варолиева моста : проводниковая и рефлекторная.

Мозжечок Мозжечок расположен на задней стороне ствола, позади продолговатого мозга и моста. Масса мозжечка у взрослого человека около 150 г. Он состоит из двух полушарий, которые соединяются червем мозжечка. Между бороздами лежат узкие пластинки - листки мозжечка. Мозжечок связан проводящими путями со стволовой частью головного мозга ножками мозжечка: нижние ножки связывают мозжечок с продолговатым мозгом, средние ножки - с варолиевым мостом, верхние - со средним мозгом . Функции мозжечка: - обеспечивает точность, координированность, ловкость мышечных движений; - участвует в поддержании тонуса скелетных мышц, позы и равновесия; - оказывает влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. При повреждении червя мозжечка человек не может ходить и стоять, чувство равновесия нарушается. При поражении полушарий уменьшается тонус мышц, появляется сильная дрожь конечностей, нарушается точность и быстрота произвольных движений, быстрая утомляемость при движениях.

Средний мозг Средний мозг внизу прилегает к мосту, а вверху - к промежуточному мозгу. Полостью среднего мозга является сильвиев водопровод. Поверхность среднего мозга, обращенная к мозжечку, содержит 4 небольшие бугра - четверохолмие. Функции среднего мозга : - является центром ориентировочных, зрительных и слуховых рефлексов (поворачивание головы в сторону резкого, сильного звука или яркой вспышки света, регуляция величины зрачка и кривизны хрусталика, обеспечение четкости зрения и слуха); - участвует в поддержании тонуса скелетных мышц и координации движений, в нем вырабатывается серотонин - важный фактор, вызывающий сон. При повреждении среднего мозга падает тонус и нарушается координация и скорость движений, человек может потерять способность ко сну.

Нервная ткань Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ

Синапс - Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками

Типы нейронов: Чувствительные Проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг Вставочные Анализируют информацию и вырабатывают решения Исполнительные Проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга к органам

Строение нервной системы

Строение нервной системы Нервная система Центральная нервная система (ЦНС Головной мозг Спинной мозг Периферическая нервная система нервы Нервные узлы Нервные окончания

Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС

Функциональное деление нервной системы Нервная система Соматическая Подчинена воле человека Регулирует работу скелетных мышц Вегетативная Не подчинена воле человека Регулирует работу внутренних органов

Вегетативная нервная система Симпатическая Включается во время интенсивной работы, требующей затрат энергии Парасимпатическая Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха

В основе работы нервной системы лежит рефлекс Рефлекс – ответ организма на раздражение, который осуществляется и контролируется ЦНС

Рефлекторная дуга - Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса

Центральная нервная система

Строение спинного мозга

Функции спинного мозга Рефлекторная – здесь находятся центры безусловных рефлексов Проводниковая функция – белое вещество спинного мозга обеспечивает связь всех отделов ЦНС Головной мозг регулирует работу спинного!

Строение головного мозга

Белое вещество Серое вещество Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого, а также образует кору головного мозга

Продолговатый мозг и мост Регуляция: Дыхания Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание) Сердечно-сосудистой системы Защитные рефлексы: Чихание, моргание, кашель, рвота

Мозжечок Координация произвольных движений Сохранение положения тела в пространстве Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Средний мозг Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей) Регуляция мышечного тонуса и позы тела

Промежуточный мозг Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание

Затылочные доли – зрительная чувствительность Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность Лобные доли – произвольные внимание, произвольные движения Теменные доли – кожно-мышечная чувствительность

С большими полушариями мозга связаны: Память Речь Мышление Творческие процессы Личностные качества


Строение нервной системы. Нервная регуляция организма


1. Осуществляет связь между организмом и внешней средой (ориентация и приспособление).

2. Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма.

3. Осуществляет психическую деятельность человека (мышление, речь, память, эмоции, социальное поведение).


Центральная нервная система:

Периферическая нервная система :

Головной и спинной мозг

Нервы и нервные узлы


Соматическая нервная система.

Вегетативная (автономная) нервная система.

Руководит работой скелетных мышц,

Иннервирует кожу

Управляет работой внутренних органов

Симпатический отдел.

Парасимпати-ческий отдел.

Усиливает работу сердца, сужает сосуды, замедляет работу желудка

Замедляет сердцебиение. Расширяет сосуды, стимулирует работу желудка

Соматическая НС подчиняется сигналам коры головного мозга,

Вегетативная работает самостоятельно и коре головного мозга не подчиняется




Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками

Пузырьки с медиатором

Синаптическая щель


Чувствительный или сенсорный нейрон.

Вставочный или

промежуточный нейрон .

( Центростремительный нейрон)

Передает нервный импульс от рецептора к центральной нервной системе

Двигательный или Исполнительный или

Секреторный или

Эффекторный нейрон

(Центробежный нейрон)

Передает сигнал от ЦНС

к рабочему органу


Вся деятельность нервной системы основана на рефлексах.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы .

Виды рефлексов

Безусловные (врожденные) рефлексы

Сосательный, ориентировочный, зрительный, слуховой.

Для их появления не требуется никаких дополнительных условий

Условные (приобретенные) рефлексы.

Все они основаны на врожденных рефлексах, но для их появления необходимо действие условного раздражителя


Все рефлексы нервной системы осуществляются по нервному пути – рефлекторной дуге.

Рефлекторная дуга – это путь прохождения рефлекса.

Рефлекторная дуга включает в себя пять элементов:

1. Рецептор (нервное окончание чувствительного нейрона)

2 . Чувствительный нейрон

3. Участок ЦНС (спинной мозг), где находится

вставочный нейрон

4. Двигательный нейрон

5. Рабочий орган

(мышца или железа)

Самая короткая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного.


Центральная нервная система


Строение спинного мозга



Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой вытянутый цилиндрической формы тяж длиной в среднем 40-45 см, толщиной около 1 см.


Спинному мозгу присущи две функции:

1. Рефлекторная ( все двигательные рефлексы, мочеиспускание; движение диафрагмы, дыхательных мышц; работа внутренних органов)

2. Проводниковая ( с пинной мозг выполняет проводниковую функцию за счет восходящих и нисходящих путей, проходящих в белом веществе спинного мозга. Эти пути связывают отдельные сегменты спинного мозга друг с другом, а также с головным мозгом) .

От спинного мозга отходит 31 пара



У человека его масса составляет в среднем 1375 г. Именно здесь громадные скопления вставочных нейронов хранят полученный на протяжении жизни опыт действий.

Полушария большого мозга

Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма. Он содержит на своей поверхности (коре головного мозга) тела 1 5-16 миллиардов нейронов .



Этот орган контролирует:

1. Наши ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия.

2. Движения – произвольные, которыми мы управляем по своему желанию, и непроизвольные.

3. Работа внутренних органов; продолжение рода.

4. Приспособление (адаптация) к новым условиям существования, что является основополагающей задачей высшей нервной деятельности.


Белое вещество

Серое вещество

Белое вещество составляет

связывающие головной мозг

со спинным, а также части

Серое вещество в виде

отдельных скоплений (ядер)

располагается внутри белого,

а также образует

кору головного мозга


Продолговатый мозг и мост

  • Регуляция:
  • Дыхания
  • Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание)
  • Сердечно-сосудистой системы
  • Защитные рефлексы:
  • Чихание, моргание, кашель, рвота

  • Координация произвольных движений
  • Сохранение положения тела в пространстве
  • Регуляция мышечного тонуса и равновесия

  • Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей)
  • Регуляция мышечного тонуса и позы тела

Средний мозг


  • Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне
  • Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств
  • Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание

Промежуточный мозг


Боковая борозда

Центральная

Лобная доля


  • Затылочные доли
  • Височные доли
  • Лобные доли
  • Теменные доли

1. Предлобная зона коры.

2. Тактильный анализ.

3. Слуховая зона коры (левое ухо).

4. Пространственный зрительный анализ.

5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения).

6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения).

7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции).

8. Слуховые зоны коры (правое ухо).

Строение и функции нервной системы в схемах.

ГБОУ гимназии 1577 (СП2)

Деулина Ирина Юрьевна

Деулина Ирина Юрьевна


Нервная система

  • Это совокупность органов, образованных нервной тканью, которые регулируют и координируют функции всех частей организма, осуществляют как взаимодействие между ними, так и связь организма с окружающим миром.

Деулина Ирина Юрьевна


Нервная система

  • 12 пар черепномозговых
  • 31 пара спинномозговых

Деулина Ирина Юрьевна


Нервная система

СОМАТИЧЕСКАЯ

АВТОНОМНАЯ (вегетативная)

Регулирует работу скелетных мышц.

Регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца

Задействована при интенсивной работе, требующей энергии. Увеличивает ритм и силу сокращений сердца, сужает сосуды, замедляет перистальтику кишечника, усиливает частоту дыхания

Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха. Замедляет ритм и уменьшает силу сокращений сердца, расширяет сосуды, ускоряет перистальтику кишечника. Снижает частоту дыхательных движений, поддерживает медленное, но глубокое дыхание.

Деулина Ирина Юрьевна


  • Нейрон – электрически возбудимая клетка, обрабатывающая и передающая информацию в виде электрического или химического сигнала.
  • Передача химических сигналов происходит через синапсы - специализированные контакты между нейронам и другими клетками.

Деулина Ирина Юрьевна


Виды нейронов

ЭФФЕРЕНТНЫЕ

АФФЕРЕНТНЫЕ

ИНТЕРНЕЙРОНЫ

Проводят импульсы от головного и спинного мозга к рабочим органам

Проводят информацию об ощущениях от рецепторов с поверхности тела или внутренних органов

Переключают информацию на другие нервные клетки

Деулина Ирина Юрьевна


Строение нейрона

Деулина Ирина Юрьевна


Синапс

Деулина Ирина Юрьевна


Функции нервной системы

Регуляция жизнедеятельности тканей, органов и их систем

Является материальной основой психической деятельности

Обеспечивает взаимосогласованную работу всех органов и их систем, интеграцию организма в единое целое

Обеспечивает ориентацию организма во внешней среде и адаптивные реакции на изменения в ней

Деулина Ирина Юрьевна

Вегетативная нервная система(автономная нервная система), непроизвольная нервная система, висцеральная нервная система) - часть нервной системы, обеспечивающая деятельность внутренних органов, регуляцию сосудистого тонуса, иннервацию желез, трофическую иннервацию скелетной мускулатуры, рецепторов и самой нервной системы. Взаимодействуя с соматической (анимальной) нервной системой и эндокринной системой, она обеспечивает поддержание постоянства гомеостаза и адаптацию в меняющихся условиях внешней среды. Безусловный рефлекс рефлекс, всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов.

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Нервная система связывает в единое целое все клетки, ткани, органы. Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем.

Скачать:

Подписи к слайдам:

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учитель биологии Капитонова Т.П.

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Особенность Эндокринная Нервная Механизм регуляции Химические вещества, поступающие в кровь Нервный импульс по клеткам Скорость реакции Медленная, 0,5 м/с, по пути частично разрушаются Большая скорость, от 0,5 до 120 м/с Эволюционный возраст Более древний механизм Молодой механизм Экономичность процесса Не обеспечивает точную и быструю реакцию организма на раздражитель; ответ продолжительный Минимальные затраты энергии, мгновенно включается и выключается, ответ кратковременный

Классификации нервной системы 1. По расположению: Центральная нервная система ЦНС - головной и спинной мозг Периферическая нервная система - корешки спинномозговых и черепных нервов, их ветви, сплетения и узлы, расположенные в различных участках тела человека.

2. Анатомо-функциональная классификация А. соматическая, которая обеспечивает иннервацию тела, а именно кожу, скелетные мышцы; Б. вегетативная, (автономная) которая иннервирует все внутренности, железы, в том числе эндокринные, неисчерченные мышцы органов, кожи, сосудов, сердце, а также регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная делится на парасимпатическую и симпатическую. В каждой из этих частей, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы.

Рефлекс Безусловный, врожденный Условный, приобретенный

Строение рефлекторной дуги Рецептор - воспринимает раздражение и отвечает на него возбуждением. Расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.). Чувствительный нейрон (центростремительный, афферентный) передающий возбуждение к центру. Вставочный нейрон в ЦНС, происходит синаптические соединение чувствительного и двигательного нейрона. Двигательный (центробежный, эфферентный) нейрон. Подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из ЦНС Эффектор - рабочий орган осуществляет реакцию в ответ на раздражение рецептора

Проверь себя 1 . Основу мышления и речи составляет работа: А. Дыхательной системы Б. Нервной системы B. Кровеносной системы 2. Белое вещество мозга образовано: А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов 3. Импульсы от тела нейронов проходят по: A. Аксонам Б. Дендритам B. Рецепторным окончаниям 4. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в: А. Головном мозге Б. Рецепторах В. Спинном мозге 5. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются: A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные 6. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется: А. Нервные узлы Б. Нервы В. Рецепторы 7. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется: А. Автономная Б. Соматическая В. Центральная 8. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется: А. Вегетативная Б. Соматическая В. Центральная

Ответы. 1 – Б 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – Б; 8 – А;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

презентация содержит материалы о самых красивых цветах их фото,а так же легенды, притчи и истории о происхождении названии.

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло.


-Функции нервной системы.

-Строение нейрона.

-Строение нервной системы.

-Спинной мозг.

-Головной мозг.


  • Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.
  • Совместно с эндокринной системой регулирует взаимосвязанную деятельность всех систем.
  • Обеспечивает взаимосвязь организма со средой.






Белое вещество

Серое вещество

(нейроны и дендриты)


Центральная

(спинной мозг, головной)

Периферическая

(нервные узлы, нервы)


  • Соматическая (Представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих скелетные мышцы, кожу, суставы. Подчиняется воле человека.)
  • Вегетативная (Обеспечивает работу внутренних органов, не подчиняется воле человека) :

1) Метасимпатическая (Саморегуляция внутренних органов.)

2) Парасимпатическая (Способствует восстановлению и накоплению энергетических ресурсов.)

3) Симпатическая (Система мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов.)








  • Рефлекторная (осуществление простейших рефлексов)
  • Проводниковая (связь головного мозга и органов)




Это орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение.

При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он – около 1,5 кг. Он состоит из больших полушарий, скрывающие под собой более глубинные образования. Поверхность полушарий покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры. Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество – нервные волокна, которые формируют проводящие пути. Головной мозг защищён черепом.


Полушария переднего мозга


  • Является продолжением спинного мозга, образуя самый нижний отдел ствола мозга. Образован пучками восходящих и нисходящих нервных волокон и скоплениями серого вещества.
  • Функции продолговатого мозга:

1) Защитные рефлексы (рвота, кашель, чихание).

2) Жизненно важные рефлексы (кровообращение, дыхание).

3) Регулирование сосудистого тонуса.


  • Скопление белого вещества.
  • Функции моста:

1)Проводниковые: связь продолговатого мозга с мозжечком и большими полушариями.

2) Начало некоторых черепно – мозговых нервов.


  • Отдел ствола головного мозга. Состоит из четверохолмия и ножек мозга.
  • Функции среднего мозга:

1) Контролирует зрительные и слуховые рефлексы.

2) Бессознательные наклоны и повороты головы и туловища

3) Регуляция мышечного тонуса.


  • Состоит из двух полушарий, кора образует борозды и извилины.
  • Функции мозжечка:

3)регуляция мышечного тонуса.


  • Промежуточный мозг - задний отдел переднего мозга, лежащий непосредственно под корой больших полушарий и состоящий из множества взаимосвязанных ядер .
  • Функции промежуточного мозга:

1)Объединение всех видов чувствительности.

2) Поддержания постоянства внутренней среды (гомеостаза).

3) Регуляция работы эндокринной системы.




Функции долей больших полушарий

  • произвольные движения, логическое мышление, двигательный механизм речи.
  • кожно-мышечное чувство, ориентация в пространстве, память связанная с обучением, речью.
  • обоняние, вкус, слух, контроль речи, память, пространственный анализ и контроль речи.
  • зрение.


(конкретное мышление, математические операции, логика)

(абстрактное мышление, творчество, узнавание музыки, лиц)


  • Рефлекс – это стереотипная, автоматическая реакция организма в ответ на раздражение рецепторов, осуществляемая под управлением нервной системы.
  • При осуществлении рефлекса возбуждение проходит в нервной системе путь, называемый рефлекторной дугой.


Реакции организма, вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни человека или животного на базе врожденных безусловных рефлексов. В отличие от безусловных рефлексов, условные рефлексы обладают способностью к быстрому образованию (когда это необходимо организму в данной ситуации) и к такому же быстрому угасанию (когда в них исчезает необходимость).

Безусловные

Видовые рефлексы, относительно постоянные стереотипные врождённые реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. .




Иван Петрович Павлов

Павлов Иван Петрович (1849-1936), физиолог, академик Петербургской АН (1907), академик РАН (1917), академик АН СССР (1925). Создатель учения о высшей нервной деятельности. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследование Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Нобелевская премия (1904).


Сеченов Иван Михайлович

краткое содержание других презентаций

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.