Оценка нервно психического развития 1 группа что это такое

Группы развития
I II III IV V
1. Опережение: - На 2 эпи- кризных срока высокое раз­витие - На 1 эпи- кризный срок -ускоренное развитие 1 .Отставание на 1 эпикризный срок: -1 степень -задержка по 2 показателям - 2 степень -задержка по 3- 4 показате­лям - 3 степень -задержка побольшинству или по всемпоказателям 1. Отставание на 2 эпикризных срока: -1 степень - задержка по 1-2 показа­телям - 2 степень - задержка по3-4 показа­телям - 3 степень - задержка по большинст­ву или по всем показа­телям 1.Отставани е на 2 эпи­ кризных срока: 1 степень - задержка по 1-2 показа­телям 2 степень - задержка по 3-4 показа телям 3 степень - задержка по большинст­ву или по всем показателям 1.Отставание на 4-5 эпи­кризных срока: 1 степень - задержка по 1-2 показа­телям 2 степень - задержка по 3-4 показа­телям 3 степень - задержка по большинст­ву или по всем показа­телям
2. Опережение негармонич­ное (на разное количество эпикризных сроков) 2. Негармо­ничное разви­тие: часть по­казателей вы­ше, часть - ниже показате­лей нормы 2. Развитие - Негармоничное - Нижнегармоничное - отставание по всем или по части показателей на разные сроки
3. нормальное развитие

4. Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у

IV. Четвертый критерий: РЕЗИСТЕНТНОСТЬ– это возможность противостоять инфекции, понижение её, проявляется острыми заболеваниями. Является сниженной, если ребенок болеет 3-4 раза в год и более.

V. Пятый критерий: УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯоцениваетсяпо:

1.ЧСС, ЧДД:

Возраст ЧСС в 1 минуту ЧДД в 1 минуту
Новорожденный 140-160 40-60
До 1 года До 2 лет 140-130 120-110 30-35
До 4-х лет 25-30
До 5 лет
До 10 лет 90-95 18-22
До 14 лет 85-70 20-16

2.По уровню АД: систолическое до 1 года определяется по формуле: 76+ 2n, n число месяцев жизни, после года: 100+n, n число лет, диастолическое: ½ систолического.

3. По содержанию гемоглобина (отклонением от нормы считаетсяпонижение до 110 и ниже г/л)

4. По поведению, которое отражает уровень возбудимости коры головного мозга, развития психики, социальной адаптации.

Алгоритм оценки поведения:

а) Охарактеризовать основные параметры поведения:

Параметры поведения Характеристика
Положительная Отрицательная
Настроение бодрое, спокойное, неустойчивое подавленное, неустойчивое, раздражительное
Сон: засыпание характер сна длительность быстрое, спокойное глубокий, спокойный соответствующий возрасту медленное, неспокойное неспокойный, прерывистый длительный, укороченный
Аппетит хороший неустойчивый, плохой, повышенный ,избирательный
Характер бодрствования активный пассивный, малоактивный
Отрицательные привычки - сосет пустышку, палец, губу, одежду, раскачивается, крутит волосы
Индивидуальные особенности контактен, ласков, любознателен, легко обучаем застенчив, обидчив, агрессивен

б) Оценить поведение:

Без отклонений С незначительными отклонениями Со значительными отклонениями
Все параметры имеют положительную характеристику - Если один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику
- при этом известны причины - длительность отклонений до 2-х мес. - при этом неизвестны причины или есть постоянно действующая (хроническое заболевание) - длительность отклонений более 2-х мес.
- Таким детям необходима консультация психоневролога, обследование

в) Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у

VI. Шестой критерий диагностируется по наличию или отсутствию хронических заболеваний у детей.

Проанализировав критерии, делается заключение о принадлежности ребенка к той или иной группе диспансерного наблюдения и группе здоровья:

Группы Д-наблюдения Группы здоровья Характеристика Тактика
Первая группа (Д -1) I здоровые дети, не имеющие отклонений по всем 6 критериям Ежегодные плановые профос мотры с минимумом обследования
IIА дети с отягощенными анамнезами
Вторая группа (Д-2) IIБ дети, у которых кроме отягощенных анамнезов имеются отклонениями в функциональном состоянии (ЧДД, ЧСС, поведение), возможны небольшие отклонениями ФР и НПР, частые острые заболевания Профосмотры 2 раза в год с минимумом обследования
Третья группа (Д-3) III больные дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации с сохраненными функциональными возможно­стями организма. Регулярное наблюдение специалистами, проведение специализированных, стационарных обследований, противорецидивная, поддерживающая медикаментозная терапия
IV больные дети, с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации со сниженными функциональными воз­можностями.
V больные дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации со значительно сниженными функциональными воз­можностями.

Основные универсальные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения, возможные проблемы см. в лекции №3,4.

Детей первых трех лет жизни

Количественная оценка нервно-психического развития

(К.Л.Печора, Т.Я.Черток, 1980)

I группа II группа III группа IV группа V группа
1. Дети с опережением в развитии: - на 2 эпикризных срока – высокое развитие - на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень - задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень - задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития II степень - задержка 3-4 линий развития III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 4 и более эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития II степень - задержка 3-4 линий развития III степень - задержка 5-7 линий развития
2. Дети с негармоничным, верхнегармонич-ным развитием - часть линий выше на 1 срок, часть на 2 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 3 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 4 срока
3. Дети с нормальным развитием – полное соответствие показателей НПР возрастуI3

1. Девочка 3-х месяцев сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого или игрушке. Оживляется при общении с ней матери. Лежит на животе, непродолжительно опираясь на предпечья и подняв голову. Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью. Повторно подолгу произносит отдельные звуки.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз –3 мес., Э –3 мес., До –2 мес., Др –3 мес., Ра –3 мес.

НПР – II группа, задержка I степени.

2. Мальчик 5 месяцев по-разному реагирует на близких и чужих людей. Узнает голос матери, различает ласковую и строгую интонации. Рассматривает и захватывает висящую игрушку. Долго лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Переворачивается со спины на живот. Устойчиво стоит при поддержке подмышки. Певуче гулит. Ест с ложки полугустую пищу.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 5 мес., Ас – 5 мес., До – 5 мес., Др – 5 мес., Э – 5 мес., Ра – 5 мес. Н – 5 мес.

НПР – I3 группа развития (I группа 3 подгруппа развития) – нормальное развитие.________

3. Новорожденная девочка в возрасте 5 дней.

Двигательная активность ребенка достаточная, физиологические рефлексы жи­вые, симметричные, физиологический мышечный гипертонус. Крик громкий. Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), вздрагивает и мор­гает при резком звуке.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у новорожденного ребенка?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Аз, До

НПР – I3 группа развития (нормальное развитие)

4. Мальчик 1 года 3 месяцев хорошо понимает обращенную к нему речь, пользуется лепетом, словарный запас состоит из 2 слов - папа и мама. Ходит с 12 месяцев, самостоятельно ест ложкой густую пищу, в игре воспроизводит ранее заученные действия с предметами (возит машину за веревочку). Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 1г. 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Показатели НПР на 2-м году жизни: развитие речи (понимание речи и речь активная), движения, навыки, игра и действия с предметами, сенсорное развитие.

У данного ребенка имеет место задержка развития активной речи – мал словарный запас (к году дети должны знать 8-10 слов).

НПР – II гр. развития, 1 степень__________________________________________________

5. Мальчик 2 лет понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения. Может подобрать 3-4 контрастных цвета, названных взрослым. В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Надевает отдельные предметы (ботинки, шапку)

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 2 года?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Понимание речи, Активная речь. Сенсорное развитие Игра и действия с предметами. Движения.

НПР – I3 гр.развития (нормальное развитие)

6. Мальчик 5 месяцев реагирует одинаково мало эмоционально на мать и других людей. Различает строгую и ласковую интонацию. Игрушками не интересуется. Долго лежит на животе, голову поднимает невысоко, не опираясь на предплечья. Не переворачивается со спины на живот. При поддержке подмышки плохо опирается на ноги. Произносит отдельные звуки. Смесь сосет из бутылочки. С ложки полугустую пищу есть не умеет.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 4 мес., Ас – 5 мес., До – 3 мес., Др – 2-3 мес., Э – 3 мес., Ра – 2 мес.,

Задержка развития по шести показателям (Аз До Др Э Ра Н), часть показателей отстают на 2 эпикризных срока, часть – на 3 срока, в том числе речь активная.

НПР – IV гр., 3 степень, негармоничное развитие

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оценка нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и одним из важнейших показателей здоровья. Однако часто она бывает поверхностной или вовсе отсутствует.

Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности.

При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка критерия НПР проводится врачом по следующим категориям.

1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации Печоры К.Л.)

2. Незначительные отклонения в НПР (2 группа развития).

3. Выраженные отклонения в НПР (3 -4 группы развития).

На первом году жизни определяются следующие показатели НПР.

1. Зрительные ориентировочные реакции

2. Слуховые ориентировочные реакции

3. Эмоции и социальные поведение

4. Движения общие

5. Подготовительные этапы развития активной речи

В этом возрасте угасают все безусловные рефлексы и формируются условные. Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще не устойчивая, малыш часто падает. У ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, знает название многих предметов, локализирует болевые раздражения, указывает части тела, помогает при одевании, есть самостоятельно ложкой, выполняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова. При обследовании выявляется задержка психо-речевого и моторного развития.

Ориентировочные показатели НПР детей 2 года жизни:

1. Развитие речи

А. понимаемая речь

Б. активная речь

2. Сенсорное развитие

3. Игра и действия с предметами

Определение НПР ребенка 4-6 лет:

В этом возрасте ребенок обычно посещает детский коллектив. Начинает проявлять наклонности: к музыке, рисованию, конструированию и т.д. У ребенка сформированы навыки гигиены. Ребенок становится самостоятельным, сам себя обслуживает. Налажен контакт с ровесниками, ориентируется в окружающей среде. У детей встречаются пограничные состояния, невротические расстройства, негативизм, страхи, синдром дефицита внимания, неопрятность дизартрия, т.е. неврозы, неврозоподобные проявления, нарушения речи, аутизм.

Определение соответствия НПР календарному возрасту ребенка проводится по следующим показателям, отражающим особенности социальных контактов и развития определённых психических функций.

Мышление и речь – характеризируют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка, отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризируют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и восприятию информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей: способность к совместной деятельности с другими детьми.

Медсестрой или врачом общей практики определяются только отклонения в НПР, а диагноз – ставиться специалистом неврологом.

Оценку НПР школьников 7-8 лет осуществляют по следующим категориям:

1. Эмоционально-вегетативная сфера

При опросе–беседе отмечают настроение, наличие страхов, оценивают сон, аппетит, отмечают нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез), наличие вегето-диэнцефальных проявлений (головные боли, утомляемость).

2. Психомоторная сфера и поведение.

3. Интеллектуальное развитие.

Для данного периода характерно нарастание силы и динамики процессов высшей нервной деятельности, начало становления навыков письма, развития логики. В 7 лет дети идут в 1–ый класс, как правило, уже после года подготовки к обучению школе. Это нулевые классы или подготовительные группы в детском саду. Дети уже знают цифры, буквы, умеют читать и складывать однозначные цифры. У 80% детей, ранее наблюдавших с диагнозом энурез, он должен пройти, у некоторых появляются комплексы, чаще это аутизм (дети замыкаются в себе), становятся раздражительными, утомляются в школе во второй половине дня, появляется негативизм по отношению к школе, усталость, головные боли или же, наоборот, повышенная гиперактивность. Встречаются гипертензионный синдром, тики, заикание, энурез, неврозоподобные состояния. При осмотре отмечается успешность усвоения школьной программы.

Обследование детей в возрасте 9-10 лет

В этом возрасте дети уже адаптировались к школе, имеют друзей, привыкли к требованиям учителей, посещают различные кружки, занимаются художественной самодеятельностью, тренируются в спортивных клубах. Дети, которые ранее наблюдались неврологом, при повышенных нагрузках в школе (гимназические классы) начинают жаловаться на головные боли, головокружения, беспокойный сон, укачивание в транспорте, утомляемость во второй половине дня, снижение памяти. У них чаще всего бывает гипертензионный синдром, астено-невротический, неврозоподобные проявления, невроз навязчивых движений.

При осуществлении профилактических осмотров проводится оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений. Детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует о задержке психического развития.

Для оценки НПР школьников пре- и пубертатного возраста (11-15) определят следующие категории:

1. Эмоционально – вегетативная сфера (настроение, наличие страхов).

2. Сомато-вегетативные проявления (сон, аппетит).

3. Вегето-диэнцефальные проявления (наличие головных болей, утомляемость).

В этом возрасте появляются невротические расстройства: дети раздражительные, отмечаются конфликты в школе и дома, беспокойный сон. У них может быть вегето-сосудистая дистония, астенический синдром.

НПР подростков

Нормально развивающемуся подростку свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. В то же время, именно в пубертатном периоде, в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, его не удастся выработать и в последующем.

Для этого возраста характерны вегето-сосудистые дистонии по гипотоническому, гипертоническому, или смешанному типу.

Группы развития
I II III IV V
1.Опережение: - На 2 эпикризных срока – высокое развитие - На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие 1.Отставание на 1 эпикризный срок: - 1 степень - задержка по 1- 2 показателям - 2 степень - задержка по 3 – 4 показателям - 3 степень - задержка по большинству или по всем показателям 1. Отставание на 2 эпикризных срока: - 1 степень - задержка по 1- 2 показателям - 2 степень - задержка по 3 – 4 показателям - 3 степень - задержка по большинству или по всем показателям 1.Отставание на 2 эпикризных срока: 1 степень - задержка по 1- 2 показателям 2 степень - задержка по 3 – 4 показателям 3 степень - задержка по большинству или по всем показателям 1.Отставание на 3 эпикризных срока: 1 степень - задержка по 1- 2 показателям 2 степень - задержка по 3 – 4 показателям 3 степень - задержка по большинству или по всем показателям
2. Опережение негармоничное (на разное количество эпикризных сроков) 2. Негармоничное развитие: часть показателей выше, часть – ниже показателей нормы 2. Развитие - Негармоничное - Нижнегармоничное – отставание по всем или по части показателей на разные сроки
3. нормальное развитие ----- ------ ------ ------

Оценка: 0 – 3 балла (1 балл за каждый вид внесённого материала)

2. Составить рекомендации по сохранению и укреплению показателей физического и нервно – психического развития

Оценка: 0 – 3 балла (0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2 балла – выполнено с ошибками, 3 балла – выполнено полностью, без ошибок)

Ориентировочное время для подготовки – 3 часа.

Рекомендуемая литература:

Практическое занятие по теме

Вскармливание детей грудного возраста.

Вопросы для подготовки:

1. Особенности процесса пищеварения у детей грудного возраста.

2. Виды вскармливания (естественное, искусственное, смешанное).

3. Преимущества грудного вскармливания.

4. Режимы кормления детей грудного возраста.

5. Прикорм, виды, объёмы, сроки введения.

6. Критерии достаточности питания.

7. Формулы для расчёта суточного и разового количества пищи.

8. Техника кормления грудью

9. Характеристика смешанного и искусственного вскармливания.

10. Гипогалактия, виды, причины, профилактика.

11. Докорм, правила введения. Сроки введения блюд – прикорма.

12. Техника кормления из бутылочки, ложки, чашки.

Умения:

1. Обучение родителей и окружения ребёнка правилам и технике кормления детей.

2. Рассчитать суточный и разовый объёмы питания, составить примерное меню для ребёнка грудного возраста при различных видах вскармливания.

3.Определение возможных проблем при вскармливании и путей их решения.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Внести в справочник – рецептурник объёмный способ определения суточного объёма питания, таблицу частоты кормления при регламентированном вскармливании в зависимости от вида вскармливания, алгоритм составления меню.

Суточный объём питания (в мл), определяемый объёмным способом

Возраст Суточный объём питания
От 10 дней до 2 месяцев 1/5 от массы тела
От 2 месяцев до 4 месяцев 1/6 от массы тела
От 4 до 6 месяцев 1/7 от массы тела
От 6 до 12 месяцев 1/8 от массы тела
Суточный объём питания у ребёнка первого года жизни не должен превышать 1 литра

Частота кормления при регламентированном вскармливании

В зависимости от вида вскармливания

Возраст Вид вскармливания
естественное смешанное Искусственное
От 0 до 3 месяцев 7 (8) раз 7 раз 6 раз
От 3 до 5 месяцев 6 раз 6 раз 5 раз
От 5 месяцев до 1,5 лет 5 раз 5 раз 5 раз

Алгоритм составления меню

Долженствующая масса тела = Масса тела при рождении + помесячная прибавка массы тела.

- Распределите блюда по часам кормления.

Оценка: 0 – 3 балла (за каждый вид внесённого материала)

2.Составить таблицу сроков введения продуктов и блюд прикорма при разных видах вскармливания.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Нервная система закладывается на 2-й неделе внутриутробного развития, когда общая длина эмбриона не превышает 2 мм. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития. Его можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток, которое продолжается до 2-летнего возраста ребенка. Если число нервных клеток мозга взрослого человека принять за 100%, то к моменту рождения ребенка сформировано только 25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет уже 66%, а к 1 году – 90-95%.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Прежде всего это относится к уменьшению содержания воды, увеличению содержания липопротеидов. Последнее касается только белого вещества головного мозга и отражает происходящие в нем процессы миелинизации.

Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяют относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним.

Различные отделы головного мозга также имеют собственные закономерности сроков и темпов развития. Развитие коры головного мозга наиболее интенсивно протекает в последние месяцы внутриутробного периода и в первые месяцы после рождения, однако полное развитие клеточных стурктур больших полушарий завершается только к 10-12 годам жизни. Окончание формирования мозжечка наступает ко 2-му году жизни, гипоталамуса – в пубертате. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд немного, они появляются только в первые годы жизни.

Активно происходит развитие спинного мозга. К 2 годам строение его почти такое же, как и у взрослого. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинно-мозговой пункции.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде.

Вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления, что приводит к быстрому нарастанию дегенеративных изменений нервных клеток, вплоть до атрофии. Поэтому развитие гидроцефалии или микроцефалии важно диагностировать в первые месяцы жизни ребенка.

Развитие сенсорной сферы

Чувствительность кожи. Новорожденные дети сразу обнаруживают чувствительность к боли, однако порог болевой чувствительности у них значительно выше, чем у более старших детей и взрослых. Особенно низкая болевая чувствительность отмечается у недоношенных и взрослых детей.

Терморецепция представлена у новорожденных в морфологически и функционально завершенном виде. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых, и поэтому чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Зрение. К моменту рождения ребенка развитие самого глаза и зрительного анализатора еще не завершено. Для окончательного формирования органа зрения необходима стимуляция световым раздражителем. Для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Слезные железы не функционируют. К 2-недельному возрасту возникает преходящая фиксация взора, появляется секреция слезных желез.

Вопрос о восприятии и различении цветов у детей раннего возраста окончательно не решен, уже с 1,5-2 лет ребенок может подобрать 2-3 предмета сходного цвета. В последующем восприятие цветовых оттенков совершенствуется и после 3 лет все дети обладают достаточно развитым цветовым зрением.

Вестибулярный аппарат. Новорожденный ребенок слышит. Звуки достаточно большой силы воспринимает даже плод. Реакция новорожденного и недоношенного ребенка на звук выражаются в общем двигательном беспокойстве, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания.

Вкус.Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Реакция на сладкое всегда выражается в успокоении и сосательных движениях, а на все остальные вкусовые ощущения – однотипная отрицательная (сморщивание, общее беспокойство, иногда рвота.

Обоняние. Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине. Обонятельные ощущения начинают достаточно функционировать между 2-м и 4-м месяцами, когда ребенок реагирует на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

Характеристика новорожденного ребенка

Безусловные рефлексы. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые подразделяются на три основные группы.

Эмоции. Исключительно отрицательны по своему характеру, довольно однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия, как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Мать, прекрасно ориентируясь в сложившейся ситуации, в подавляющем большинстве случаев оказывается способной вернуть ребенку необходимый комфорт – накормить, перевернуть, сменить мокрые или неудачно положенные пеленки и т.д.

Оценка нервно-психического развития

Уровень нервно-психического развития определяется с помощью специальных оценочных таблиц (разные для детей 1, 2 и 3-го года жизни) по определенным показателям (линиям) развития.

· зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения Аз);

· слуховые ориентировочные реакции (Ас);

· движения рук и действия с предметами (Др);

· движения общие (До);

· понимаемая речь (Пр);

· активная речь (Ар);

· навыки и умение в процессах (Н).

· понимание речи (Пр);

· активная речь (Ар);

· сенсорное развитие (С);

· игра в действие с предметами (Ид);

· активная речь (грамматика, вопросы) (Ар);

· сенсорное развитие восприятие света (С);

· сюжетная игра (И);

· навыки в одевании (Н);

Эпикризный срок:

До 1 года – 1 месяц

1-2 года – 3 месяца

2-3 года – 6 месяцев

Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка. Для этого необходимо:

1) определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;

2) найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР: I группа – дети с опережающим и нормальным развитием; II, III, IY группы – дети с задержкой соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;

3) определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень: I степень – задержка 1-2 показателей, II степень – задержка 3-4 показателей; III степень – задержка 5-7 показателей;

4) если задержка неравномерна, т.е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.

Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы. Врач контролирует её работу.

Оценка НПР:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.