Одна воспитываю ребенка я стала нервной

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Специалисты считают трудным каждого третьего ребенка. Нервные дети – это бессонные ночи родителей, постоянная усталость, раздражение и депрессии у взрослых.


Почему маленький человек не в силах выносить давление внешнего мира? Почему сейчас так много нервных детей?

Находясь на старте жизни, ребенок выполняет задачи соответственно своего возраста: он знакомится с окружающим миром, приобретает определенные навыки, познает и пробует… Перед ним стоят сложные задачи. Ко всему прочему, вместе с этим возникают дополнительные трудности, связанные с нервным состоянием многих детей.

Итак, ребенок может быть нервным вследствие врожденных причин, к которым медики относят: неблагоприятно протекающую беременность матери, малые аномалии развития плода, осложненные роды, сокрытые микроповреждения мозга новорожденного, психофизические дефекты.

А также нервность может быть следствием наличия у ребенка заболевания соматического характера.

Немедицинские факторы, почему дети нервные и встревоженные: кризисные ситуации, связанные с изменением или ухудшением комфортной среды. Например, поступление в детский сад, в школу, рождение брата или сестры, конфликты родителей.

В подавляющем большинстве случаев вина за состояние ребенка (прямая или косвенная) ложится на плечи родителей.

Почему? Например, халатно отнеслись к своему здоровью и здоровью будущего новорожденного, не затрудняли себя внимательным и чутким отношением к ребенку, допускали грубейшие педагогические ошибки, игнорировали переживания маленького человечка и не воспринимали его как личность, не обращали внимания на симптомы иных заболеваний ребенка.


Вот несколько примеров

1. Будущая мать во время беременности предавалась вредным привычкам или принимала медикаменты.

2. Беременность протекала в неблагоприятной обстановке (была неожиданной или нежелательной).

3. Мать сама достаточно нервная, вспыльчивая, что неблагоприятно отражается на психологическом состоянии ребенка. Более того, он растет запуганным, ждет постоянных окриков и наказаний, накапливает несправедливые обиды.

4. Неблагополучный микроклимат в семье. К примеру, отец и мать постоянно разговаривают на повышенных тонах, ссорятся, оскорбляют друг друга. А вот маленький ребенок поначалу, будучи свидетелем этого, испытывает дискомфорт. Позже он начинает понимать проблему и относится к происходящему очень болезненно.

5. Ребенок слишком впечатлительный и восприимчивый, болезненно переживает свои маленькие неприятности и сложности. А также ситуация усугубляется тем, что он не получает поддержки от родителей (главного источника, в котором должен черпать успокоение).

6. Ребенка мучают скрытые переживания (ревность к новорожденному братику или сестричке), которые находят выход в сложном поведении.


Как поступать родителям, если в семье растут нервные дети?

Причина нервного поведения ребенка почти всегда эмоциональная, а не рациональная. Поэтому задачей родителей и специалистов является ее выявление и нивелирование.

1. На самом деле, одно из важнейших условий успеха – максимальное внимание к ребенку. К тому же он должен видеть, что между вами установлен постоянный диалог, когда можно с любой проблемой обратиться к маме или папе.

3. А также сведите к минимуму внешние раздражители: игры с гаджетами, телевизор, конфликты между взрослыми в присутствии ребенка.

4. Контролируйте собственные реакции: не будьте напряжены и раздражены, общаясь с ребенком. Не кричите на него. Вообще, наберитесь терпения.

5. Если ребенок гиперактивный, направьте его активность, например, на занятия спортом.

6. Если ребенок замкнутый, постарайтесь его увлечь чем-либо, найти то, что ему будет интересно. И занимайтесь этим вместе.

Проконсультируйтесь со специалистом. Например, сегодня в дошкольных учреждениях и школах повсеместно работают психологи, они могут прийти вам на помощь в случае возникновения проблем с поведением ребенка. Не исключайте консультации с медиками и последующее лечение ребенка.

Поделитесь постом с друзьями!

"Я воспитываю ребёнка одна!" Эту фразу, в настоящее время, приходится слышать часто. И связано это с множеством факторов:

  • Женщина родила для себя.
  • Женщина рассталась с мужчиной (по разным причинам) и осталась одна с ребёнком.
  • Супруг в постоянных командировках и вся забота о доме и детях легла на плечи женщины.

Когда на семинар по воспитанию детей или по возрождению женственности приходят женщины, воспитывающие ребёнка одни, то можно сразу определить их положение. На любые утверждения, что "женщина должна научиться уважать своего мужчину, видеть в нём ресурс, выделять это и уметь хвалить", такие дамы всегда начинают искать тысячу причин в опровержение. Эта ситуация похожа на то, что человек начинает придумывать что-нибудь, вместо того, чтобы взять полную ответственность за сложившуюся ситуацию. Ведь необходимо начать действовать в том направлении, которое по-настоящему может помочь, увлечь, вдохновить женщину и её детей, которые сейчас с ней.

Материал данной статьи будет полезен, прежде всего, женщинам, которые осознают и принимают тот факт, что решение — растить ребёнка без отца, или без активного его участия, принимает сама женщина. И с этим решением она берёт полную ответственность за свою жизнь, за жизнь ребёнка. Она никого не винит в этом, она принимает это и ищет пути решения, а не оправдания.

Прежде всего, такая мама должна настроиться на то, что будет нелегко поднимать ребёнка на ноги одной. И, несмотря на это, постараться, хотя это может быть очень трудно, перестать негативно относиться к мужчинам, простить отца ребёнка за то, что он не может быть рядом. В этом могут помочь такие инструменты: письмо обид, медитация, молитва. Очень важно почувствовать, что, как бы ни поступил с вами отец ребёнка, это не означает, что "все мужчины такие". Все мы совершаем ошибки из-за своих страхов и ограничений. Прощение обидчика принесёт гармонию вам самим и поможет простить, в том числе, и себя за свои ошибки, и ребёнка за ошибки, которые он может в будущем совершить.

Осознание своей обиды и прощение поможет исключить возможные слова ребёнку о том, что его отец был негодяем, плохим человеком. Поверьте, рисуя негативный образ родителя, вы только больше будете разрушать хрупкое неустойчивое представление об отце, и формировать негативный пример для идентификации. Ведь всё равно как бы вы не старались, вы не сможете заменить ребёнку отца. "Мама может, мама может быть кем угодно, только папой, только папой не может быть",— поётся в бесхитростной детской песенке, и дети тоже очень хорошо понимают это.

Как писал Э. Фромм, мать — пример, демонстрирующий ребёнку безусловную любовь и принятие, а взаимоотношения ребёнка с отцом строятся совсем по-другому. Отец для ребёнка представляет собой мир закона и порядка, дисциплины, условной любви. Именно отец учит ребёнка и показывает ему дорогу в мир. Любовь отца требует выполнения определённых условий. Его принцип: "Я люблю тебя, потому, что ты оправдал мои ожидания, что ты выполняешь свой долг, что ты похож на меня". При этом отцовскую любовь надо заслужить. Функция отца — учить и направлять ребёнка, помогая справляться с возникающими проблемами.

И помня о том, что ребёнку необходим пример для подражания, объект для идентификации, постарайтесь обеспечить ему образец мужского поведения, общение с дедушкой, дядей, другом семьи. Это взаимодействие важно не только для мальчиков, но и для девочек.

И не забывайте о себе, ни в коем случае. Живите и сами для себя, а не только жизнью ребёнка. Ходите в театр, читайте книги, обзаведитесь интересным необычным хобби, найдите развлечение по душе. Тогда вашему ребёнку будет интересно проводить с вами время, он будет тянуться к вам. А что может быть дороже душевной близости между матерью и ребёнком! Тогда, может быть, и ко мне не будет входить в кабинет усталая женщина и тяжко вздыхать, глядя виновато на меня и упрекать во всём супруга и детей.

А в качестве скорой неотложной помощи могу предложить Вам 4 "спасательных фразы". Это 4 утверждения, которые следует повторять (чтобы они подействовали) и вкладывая эмоцию соответственно смыслу. Вот они:

  • Я желаю Всем счастья.
  • Я желаю Всем мира и покоя.
  • Я желаю Всем видеть в окружающих только близких сердцу друзей.
  • Можно жить, не страдая. Пусть все будут счастливы.

Напишите себе на листочек и повторяйте в любое время: перед тем как лечь спать, как только проснулись, когда что-то делаете по дому или куда-то идёте или едете на работу, словом, используйте любую свободную минуту. Повторяйте вслух или про себя в зависимости от ситуации. Если продолжать такую практику, даже когда Вам значительно полегчает — это может сильно удивить Вас теми большими положительными переменами, что произойдут в Вашей жизни.

Желаю Вам мира, счастья, покоя, а также веры в светлое будущее!


Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

- нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

- болями в области сердца;

- приступами головной боли;

- обостренной мнительностью и тревожностью;

- снижением учебной деятельности;

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг (компьютерная зависимость у детей и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных страхов.

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. Общение с детьми позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

- патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет - это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

- размытость временных рамок;

- постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

- неуправляемость в поведении;

- желание делать все наоборот;

- упрямство и деспотизм;

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного "Я" и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального "Я". Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

  • Add to friends
  • RSS

Сайт для всей семьи

Нервная система ребёнка очень чувствительна к воздействию как положительных, так и отрицательных факторов. Некоторые дети ещё в период внутриутробного развития подвергаются негативным воздействиям: это может быть вирусная инфекция, которую мама перенесла с длительным повышением температуры, употребление алкоголя, курение, чрезмерные нагрузки. Во время родов и в первые месяцы после них малышей также подстерегают различные опасности. Ребёнок может родиться раньше срока, появиться на свет путём кесарева сечения или в результате трудных естественных родов.

Именно такие дети чаще всего растут легко возбудимыми и раздражительными. Поскольку причинами являются некоторые повреждения нервной системы или её незрелость, капризы и недовольство часто сопровождаются так называемыми вегетативными реакциями: потливостью, сухостью во рту, временными покраснениями кожи лица.

Но детская раздражительность становится особенно выраженной, если взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности психики малыша и предъявляют к нему завышенные требования. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает стратегия воспитания, используемая родителями.

От 0 до 3 лет

2. Если ребёнок проявляет раздражение, не тяните с устранением его причины. Чем дольше малыш испытывает дискомфорт, тем сложнее вернуть малышу состояние равновесия. Не пытайтесь в столь юном возрасте воспитывать выдержку и выносливость, требуя не вертеться во время спектакля, не просить пить, не жаловаться на жару и т.д. Отложите эту задачу на пару лет.

3. Заранее готовьте ребёнка к неожиданным событиям – как к радостным, так и к неприятным. Любая новая информация сама по себе является сильным раздражителем. Поэтому малыш, который вдруг оказался в непривычных условиях, начинает нервничать, независимо от того, предлагают ли ему показать живот врачу или поиграть с аниматором на детском празднике.

4. По возможности смягчайте содержание неприятной информации. Например, если малышу пора заканчивать игру и идти спать, скажите ему о том, что игрушки выглядят уставшими. Вместе рассмотрите глазки кукол или солдатиков, указав на то, что они совсем сонные, и предложите ребёнку дать им отдохнуть, а потом лечь в кровать самому.

6. Подружите малыша с закаливанием и спортом. Умение справляться с физическим дискомфортом поможет ему научиться контролировать эмоции.

От 4 до 6 лет

Гиперопека представляет собой чрезмерную заботу взрослых в сочетании с ограничением самостоятельности ребёнка. Подобная смесь является отличной питательной средой для тревоги. Не имея достаточного опыта принятия решений и их реализации, дошкольник постоянно испытывает неуверенность и бурно реагирует на малейшую неудачу.

Другой педагогической крайностью является предоставление ребёнку полной свободы. Привыкнув к отсутствию оценки своих действий со стороны, дошкольник не стесняется в выражении недовольства, поводов для которого в повседневной жизни предостаточно. Допустим, если дома он обычно бегает с печеньем по всей квартире, то в гостях просьба оставаться с едой на кухне вызовет у него раздражение.

Авторитарность в воспитании проявляется в грубости и пренебрежении по отношению к ребёнку. Такое отношение заставляют его постоянно держать ухо в остро - вдруг внезапно послышится окрик или настигнет шлепок? Поэтому дошкольник в любой момент готов заплакать, чтобы вызвать жалость и предотвратить возможное наказание. Кроме того, многие дети становятся раздражительными, копируя поведение родителей. Поэтому, как бы ни было трудно, начать придётся с себя.

2. Демократия и права человека – достойные принципы воспитания, однако они не должны касаться режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах.

4. Старайтесь превратить свои ссоры с домашними в конструктивный спор, если не удаётся скрыть их от ребёнка. Раз уж он оказался свидетелем конфликта, то позаботьтесь о том, чтобы он смог увидеть его позитивное завершение: например, как обе стороны извинились за сказанные в запале слова или пришли к компромиссу.

5. Помогите дошкольнику научиться преодолевать трудности. Чем больше разных способов окажется в арсенале ребёнка, тем спокойнее он будет реагировать на неприятности. Например, если он раздражается из-за медлительности сверстника, оказавшегося перед ним на горке, можно предложить несколько сценариев поведения:

а) подождать, заняв себя в это время наблюдением за какой-нибудь собакой, птицей, маневрами машин и т.д.;
б) спокойно попросить не сидеть на горке, а съехать с неё;
в) обхитрить медлительного ребёнка, осведомившись, собирается ли он ехать, или можно сделать это вместо него.

От 7 до 12 лет

В переходном возрасте повышенная раздражительность связана с гормональными перестройками, происходящими в организме. Особенно тяжело приходится девочкам: их колебания настроения зависят от менструального цикла, но, в отличие от девушек постарше и взрослых женщин, они не осознают этого и не могут контролировать свои эмоции. Раздражительность мальчиков, как правило, связана с неудачами в завоевании позиции лидера или ограничением их свободы.

1. Предоставьте подростку хотя бы видимость свободы там, где не можете позволить реальную самостоятельность. Допустим, если вы не хотите, чтобы ребёнок гулял допоздна, предоставьте ему такую возможность при условии, что он будет оповещать вас каждый час о своём местонахождении и не станет сопротивляться вашему желанию встретить его.

3. Эксплуатируйте стремление подростка быть взрослым. Разве зрелые, солидные люди капризничают и ворчат по пустякам?

Как бы ни было трудно взаимодействовать с ребёнком, не добивайтесь от него позитивного взгляда на мир через розовые очки. Недовольство собой и окружающими часто становится стимулом к самосовершенствованию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.