Олигофрения возникает в результате поражение цнс

Олигофрения (греч. oligos-малый, phren-ум) - форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга). Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями.

По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

1) обусловленная эндогенными (генетическими) факторами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

2) обусловленная экзогенными факторами, как то: инфекции интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

В зависимости от степени недостаточ­ности интеллекта у детей-олигофренов различают три группы: наиболее тя­желая - идиотия, менее тяжелая­ имбецильность и относительно лег­кая - дебильность. Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.

При идиотии наблюдается рез­кое нарушение психического и физи­ческого развития, эндокринные рас­стройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика сильно недоразвита, координация движений резко нарушена, отме­чается расстройство стояния и ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные рит­мические движения. Многие ведут лежачий образ жизни.

При глубоких формах идиотии разви­тие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего не­доступно, навыки обслуживания от­сутствуют. В поведении про­являются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо край­нее двигательное беспокойство. Не подлежат обучению. Недееспособны. Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социальной защиты.

При имбецильности выявляются нарушения пси­хического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа. Имбецилы овладевают эле­ментами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Моторика характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких диф­ференцированных движений рук. Имен­но поэтому имбецилы почти не способ­ны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также одна из причин, затруд­няющих овладение навыками письма. Наблюдается тяжелое нарушение познавательной деятель­ности, в частности процессов анализа и синтеза, что вызывает большие за­труднения при обучении их грамоте и счету. Поведение имбецилов отлича­ется специфическими особенностями: они не сознают себя учениками, не по­нимают требований учителя, не реаги­руют на замечания, ходят по классу, едят и играют во время урока, беспри­чинно смеются и т. д. При правильном воспитании им удается привить элемен­тарные навыки труда и самообслужи­вания. Однако способность самостоя­тельно ориентироваться в жизни у них ограниченна, они нуждаются в постоянн­ой опеке.

Дети-дебилы имеют значительно более легкую степень умственного недоразви­тия и незначительные отклонения в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность.

Особенность дебилов - недоразвитие мышления, однако оно выражено у них в значи­тельно меньшей степени, чем у имбеци­лов. Дети-дебилы способны овладеть элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем - и всей прог­раммой вспомогательной школы. Де­билы отличаются от имбецилов и своим поведением. Они значительно быстрее начинают правильно ориентироваться в окружающей обстановке, подчиняться требованиям учителя и выполнять отдельные задания по речевой инструкции. Эти дети отлича­ются друг от друга особенностями поведения и требуют индивидуального подхода. Одни спокойны, хорошо учат­ся и работают в условиях вспомога­тельной школы, у других - недоразви­тие познавательной деятельности со­четается с глубокими дефектами пове­дения. Некоторые дети патологически возбудимы, беспокойны, трудно орга­низуемы, у других быстро наступает утомление, вялость. Задача педаго­га - не только обучить тех и других детей, но и организовать их поведение.

Дети-дебилы в процессе обучения во вспомогательной школе настолько развиваются, что могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной про­фессией и вести впоследствии само­стоятельную жизнь.

Отличия между олигофренией и деменцией

1. Деменция отличается от олигофрении тем, что распаду психики при деменции предшествует некоторый период нормального развития, когда большая часть мозговых структур уже сформирована и психика ребенка достигла определенного уровня развития.

2. Интеллектуальная недостаточность при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций в отличие от олигофрении, при которой недоразвитие всех нервно-психических функций имеет тотальный характер.

3. Олигофрения отличается от деменции непрогрессивным, стабильным характером интеллектуальной недостаточности, т.е. отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.

До 3-х лет разграничить олигофрению и деменцию достаточно сложно, поскольку любые повреждения мозга, приводящие к распаду и утрате ранее приобретенных психических функций, всегда сопровождаются отставанием психического развития в целом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие умственной отсталости. Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики личности, явившееся результатом перенесенных органических повреждений ЦНС, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера (недоразвитие). У умственно отсталых имеются грубые нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения и т. д. Умственно отсталые меньше испытывают потребность в познании. На всех этапах познания у них выявляются элементы недоразвития. Олигофрения как патологическое состояние психики. Олигофрения – это сборная группа, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического развития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Основные группы олигофрении по этиологическому признаку. Выделяют эндогенные и экзогенные причины олигофрении. 4 группы олигофрении в зависимости от причин (в зависимости от времени воздействия этиологического фактора):

Олигофрения патологии хромосомного набора (10 – 12 %). 200 хромосомных ошибок (например, болезнь Дауна). 1 на 700 – 1000 новорожденных с болезнью Дауна. Внешний вид Даунов: неправильно посаженные глаза; лицо круглое, уплощенное, длинный язык; короткие руки, ноги; задержка роста и гипогениталии; разболтанность суставов (все это связано с нарушением эндокринных желез); глубокая или средняя умственная отсталость; бедность речи; движения неловкие; снижение критичности мышления; легко поддаются внушению; характерен веселый нрав.

Наследственные формы олигофрении. Наследственно обусловленные нарушения обмена веществ. Фенилкетонурия – связана с нарушением окисления одной из кислот. Характерно: умственная отсталость; вспышки агрессии; нарушение пигментации волос и глаз; легкость возникновения нарушений кожи; большая челюсть; очень маленькая голова. Гаргоимизм – шаржированный внешний образ. Строение лица неправильное; туловище деформировано, позвоночник искривлен, живот увеличен; поражения внутренних органов, глаз, слуха; обменные нарушения щитовидной железы; отсутствие действий. Чаще встречается у мальчиков. Иммунологическая несовместимость. Могут быть судорожные припадки, двигательные расстройства, поражения зрения, слуха.

Экзогенные формы олигофрении. Инфекционные воздействия во внутриутробном развитии (краснуха – аномалия развития мозга и других органов, дефекты глаз и др.; вирус гриппа). Краснуха может вызывать поражения ЦНС и в прижизненный период. Токсоплазмоз – слабоумие, поражения глаз, нарушения строения черепа; поражаются внутренние органы; отличаются агрессивностью и злобностью. Внутриутробные поражения сифилисом – параличи; нарушения зрачковых реакций; седловидный нос и т. д. Интоксикации в период внутриутробного развития (алкоголь, лучевая энергия, химические вещества и др.). Родовые осложнения – механические осложнения, аноксия. Ведет к внутриутробной асфиксии; нарушается питание клеток мозга; внутричерепные кровоизлияния; судорожные припадки. Инфекции, перенесенные в раннем детстве (нейроинфекции – энцефалит, менингит; либо другие инфекционные заболевания – грипп, краснуха, коклюш). Могут быть параличи, судорожные состояния. Важная мера профилактики – прививки и лечение. Эндокринные нарушения, возникшие в раннем детстве. Кретинизм – гипофункция щитовидной железы или полное ее отсутствие (недостаток йода в питьевой воде). Характерно: средняя и глубокая степень умственной отсталости; средний рост; апатия, медлительность, вялость; нарушение речи и глухонемота.

Смешанные формы, с сочетанием и того и другого. Клинико-психологические особенности олигофрении. Физические и неврологические нарушения при олигофрении: 1. Пороки развития черепа и мозга. Микроцефалия – значительно уменьшенная мозговая часть, лицевая явно преобладает. Макроцефалия – преобладает мозговая часть с нависающим лбом, лицевая уменьшена. 2. Неправильности в строении лица и тела. Волчья пасть; заячья губа; деформация зубов; поражения глаз, ушей; высокий, либо чрезмерно маленький рост; диспластичность, диспропорции тела; гипергенитализм, либо гипогенитализм; пороки внутренних органов. 3. Неврологические расстройства. Асимметрия лица; поражения слуха, зрения; косоглазие; птоз; судорожные проявления; парезы и параличи конечностей; изменение рефлексов (либо отсутствие рефлексов, либо гипо- или гиперрефлексы, либо патологические рефлексы); нарушение чувствительности.

Особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и характера, двигательной сферы и формирования навыков детей-олигофренов. Ощущения и восприятия. У детей с пораженной н/с ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Также проявляется выраженная недифференцированность ощущений и восприятий детей-олигофренов. Умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого психического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях. Из-за неточности проприоцептивных ощущений движения, которые производит умственно отсталый ребенок, отличаются плохой координированностью. Его движения излишне размашисты, топорны. Речь. У ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже 3 – 4 лет. Речь его скудна и неправильна. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Активный словарь особенно скуден. Дети-олигофрены очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Обращают на себя внимание нарушения согласования в предложениях. Мышление. Крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Умственно отсталый ребенок очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Также характерна непоследовательность мышления. Тенденция к стереотипному мышлению (решают задачи по аналогии с предыдущими). Слабость регулирующей роли мышления. Некритичность мышления (редко замечают свои ошибки). Особенности памяти. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Плохо перерабатывают воспринимаемый материал. Внимание. Слабость произвольного внимания. Колебания внимания, невысокий объем внимания. Особенности волевых качеств личности умственно отсталых детей. Недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. Особенности эмоциональной сферы. Чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. Переживания более примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у детей-олигофренов с опоздание и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Характер. Характер детей всегда обусловлен воспитанием. Многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не в следствие болезни. Они есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Из совокупности привычек постепенно складывается характер ребенка. Проблемы диагностики и методы исследования особенностей познавательных процессов и личностных свойств умственно-отсталых детей. Для диагностики предназначена методика Пинского (1968). Она состоит из 3-х экспериментальных заданий возрастающей сложности. Для исследования необходимо: набор красных и белых брусков. Обследуемому предлагается удлинить начатый следующим заборчик.1 задание – кбкбкб; 2 задание – кббкббкбб; 3 задание – кбкббкббб. При анализе выполнения обследуемым задания нужно обратить внимание на уяснение принципа задания, насколько стереотипен избранный обследуемым модус детальности, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменённом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. . Степени выраженности психического недоразвития при олигофрении. Глубокая степень идиотии. Дефект психического развития при имбицильности и дебильности. По степени выраженности дефекта выделяют 3 группы:

1). Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости. Идиотия бывает глубокая, средняя и легкая. Глубокая степень идиотии характеризуется уже в дефекте на уровне восприятия. Не узнает мать; нет фиксации внимания на каких-то воздействиях; отсутствует дифференцированность восприятия (горячее – холодное и т. д.); не формируются представления о глубине и высоте; снижены все виды чувствительности; бедность двигательных реакций; ползанье; повторные цепные движения; речь вообще отсутствует и не понимает ее; отсутствуют навыки самообслуживания; эмоциональные реакции примитивны и связаны с физиологическими потребностями; тупое безразличие или злобная агрессивность. Средняя и легкая степень идиотии. Характерно некоторое проявление познавательной деятельности в виде некоторых представлений. Может узнавать близких и проявлять некоторую радость; элементарные навыки самообслуживания; дефекты произношения. Такие люди самостоятельно жить не могут. Сексуальное чувство снижено.

2). Имбицильность – слабый, незначительный. Представления могут образовываться; образовывать понятия не может; отсутствует абстрактное мышление и творческое воображение. Речь понимает; дефекты произношения и бедность синтаксических и грамматических конструкций. Вялая апатия, но может быть и живость; либо агрессивное поведение, либо добродушное. Имеются навыки самообслуживания; простейшие трудовые навыки. Прожорливость. Либо пониженность сексуального влечения, либо наоборот. Самостоятельно жить не могут.

3). Дебильность – слабый, немощный. Неспособность вырабатывать сложные понятия. Мышление носит характер конкретно-ситуационного. Ориентируется на собственные отношения. Учиться может, но с трудом. Иногда встречается частичная одаренность (развита механическая память и др.). Трудности при изучении абстрактных предметов. Может неплохо адаптироваться. Овладевают несложными профессиями, неплохо адаптируются в жизни. Нуждаются в руководителе. Критичность снижена, внушаемость. Не способен сам оценить ситуацию. Либо добродушный, либо злобно примитивный. Усиление сексуальных влечений. Могут быть либо апатичными, либо двигательно возбужденными. Проблема обучаемости детей с легкой степенью психического недоразвития. Дети, страдающие олигофренией в легкой степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этих программ они овладевают навыками чтения, письма, счета. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности. Динамика психического развития детей-олигофренов. 1 год жизни – замедленное формирование перцептивных функций. Акт хватания запаздывает или вообще нет. От 1 до 3-х лет. Недоразвитие в двигательных навыках: не развиваются навыки самообслуживания; речь либо отсутствует, либо опаздывает; предметно-игровая деятельность достигает своего развития к 7 – 8 годам. Выпадает этап ролевой игры. И это усиливает отставание в развитии. В младшем школьном возрасте проявится низкая познавательная деятельность (навыки чтения, писания и т. д.). Нарушен фонематический слух (глупые ошибки). Нарушен звуковой анализ слова. Трудность усвоения учебных навыков. Сниженный темп работы. Несформированность норм поведения в школе. Подростковый возраст. Дисбаланс эмоционально-волевой сферы. Трудно контролируются сексуальные влечения. Несдерживаемая агрессивность. Проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. Поврежденное психическое развитие, клинико-психологические особенности органической деменции. Органическая деменция – слабоумие, вследствие воздействия различных факторов. Есть периоды развития, соответствующие норме (нарушения от 3-х лет). Более позднее воздействие. При деменции не обязателен тотальный характер. Частичный характер воздействия. В плане коррекции ближе к олигофрении. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. На первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет. Виды органической деменции по этиологическому критерию. Патогенез и клинико-психологическая структура деменции определяется этиологическими факторами, степень распространенности и локализации болезненного процесса, возрастом начала заболевания и временем прошедшим после его окончания. Зависит от сочетания явлений повреждения, недоразвития и компенсаторных возможностей, определяется преморбидными индивидуальными особенностями ребенка. Систематика по этиологическому критерию: эпилептическая; травматическая; постэнцефалическая; склеротическая деменция.

Специфика клинико-психологической структуры отдельных видов органической деменции у детей по Сухаревой Г.Е. По Сухаревой у детей выделяют 4 вида органических деменций:

На 1-ый план выходит низкий уровень обобщения, мышление носит конкретный характер.

Нейродинамические расстройства, которые проявляются в выраженной замедленности, плохой переключаемости психических процессов. Высокая психическая истощаемость. Встречается нарушение логики.

Грубые расстройства внимания и нарушение целенаправленности и критичности мышления. Расторможенность. Импульсивный характер поведения. Отсутствует реакция на замечания. Характер дурашливости. Легкость возникновения агрессивных вспышек. Общение со сверстниками нарушено. Яркие нарушения внимания и памяти. Расторможенность влечений.

    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов – активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.

(11, с. 32). Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией — детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п. — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. По имеющимся в России данным, такие дети составляют около 2,5 % от общей детской популяции (12, с. 34).

За рубежом нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren — ум)(3, с. 242). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, т.е. до становления, речи.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внутриутробном периоде своего развития. И это вполне понятно. Ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Он имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Другими словами, ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Дети-олигофрены — основной контингент воспитанников специальных детских садов для детей с поражениями центральной нервной системы и учащихся школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей. Они являются наиболее изученными в психологическом и педагогическом плане, поскольку исследования обычно проводятся в этих образовательных учреждениях.

Не относятся к числу олигофренов и дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети являются слабоумными и постепенно деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной. Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с наличием текущих психических заболеваний — эпилепсии, шизофрении и других, что существенно затрудняет его воспитание и обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей в плане познавательной деятельности и личностных проявлений, успешность их вхождения в социальную среду в большой мере зависят от течения болезни, от возможного, часто непредсказуемого ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагога.

Следует заметить, что понимание умственной отсталости как особого отклонения в развитии ребенка в последнее время в русской дефектологии претерпело некоторые изменения. Совсем недавно мы говорили о том, что наличие у ребенка органического диффузного поражения центральной нервной системы — основное и обязательное условие его принадлежности к числу умственно отсталых.

В настоящее время установлено, что минимальная мозговая дисфункция нередко имеет место у детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые существенно отличаются от умственно отсталых. Их состояние характеризуется иным, более благоприятным прогнозом, который основывается на наличии у них относительно высоких потенциальных возможностей развития, обеспечивающих основу для продвижения в познавательной деятельности, в личностном плане, в отношении социальной и трудовой адаптации. (12, с. 36)

Вместе с тем известны такие случаи умственной отсталости, при которых причин биологического характера (болезней, травм) не отмечается или при настоящем уровне диагностики они не могут быть установлены. Таким образом, медицинские показатели хоть и имеют большую значимость, но не являются единственными. Следует подчеркнуть, что в последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополнительными отклонениями в развитии — со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т. п.

Основные понятия, используемые в отечественной олигофренопсихологии, понимание причин, обусловливающих отклонения умственно отсталого ребенка от нормального развития, оценка возможностей продвижения и социально-трудовой адаптации этой категории детей в значительной мере сходны с тем, что имеет место в зарубежной литературе.


Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.


  • Причины и классификация олигофрении
  • Симптомы олигофрении
  • Олигофрения у детей
  • Диагностика олигофрении
  • Лечение и реабилитация при олигофрении
  • Цены на лечение

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% - умеренная, у 4% - тяжелая и у 1% - очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.


Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Диагностика олигофрении

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.