Органическое поражение цнс с аутистическим синдромом

Данный диагноз является в настоящее время одним из самых распространенных. Если быть строго бесстрастным, то его можно поставить 9 из 10 людей любого возраста. И с возрастом число людей, у которых имеется данное нарушение (или заболевание) увеличивается все больше и больше. Даже те, кто имел крепкую "закваску" и практически ничем и никогда не болел, в настоящее время ощущают достаточно определенный дискомфорт, связанный с некоторыми изменениями головного мозга.

Органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы) в своем классическом содержании является неврологическим диагнозом, т.е. находится в компетенции невропатолога. А вот сопутствующие данному диагнозу симптомы и синдромы могут относиться к любой другой медицинской специальности.

Означает данный диагноз то, что головной мозг человека в определенной степени является неполноценным. Но, если легкая степень (5-20 %) "органики" (органического поражения ЦНС) присуща практически всем людям (98-99 %) и не требует каких-либо особенных медицинских вмешательств, то уже средняя степень (20-50 %) органики является не просто количественно иным состоянием, а качественно иным (принципиально более тяжелым) видом нарушения деятельности нервной системы.

Безусловно, в большинстве случаев даже эта степень не является поводом для паники и трагедии. И именно эта интонация и звучит в голосе врачей, которые "ставят" данный диагноз кому-либо из пациентов. А спокойствие и уверенность врачей тут же передаются пациентам и их родным, таким образом настраивая их на беспечный и легкомысленный лад. Но при этом забывается главный принцип медицины – "главное не лечить болезнь, а предупредить ее". И вот тут-то и оказывается, что предупреждение дальнейшего развития умеренно выраженной органики совершенно отсутствует и приводит в дальнейшем во многих случаях к достаточно грустным последствиям. Иначе говоря, органика – это не повод для расслабления, а основание для серьезного отношения к данному нарушению работы ЦНС.

Как показала практика, врачи, если и начинают бить тревогу, то только тогда, когда органика уже достигла тяжелой степени (50-70 %) выраженности и когда все медицинские усилия могут дать лишь относительный и временный положительный эффект. Причины возникновения органики делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся случаи, когда во время беременности мать будущего ребенка перенесла какую-либо инфекцию (ОРЗ, грипп, ангина и т.д.), принимала некоторые лекарства, алкоголь, курила. Единая система кровоснабжения принесет в организм зародыша гормоны стресса в периоды психологического напряжения матери. Кроме этого, влияют и резкие перепады температуры и давления, воздействие радиоактивных веществ и рентгеновского излучения, токсических веществ, растворенных в воде, содержащихся в воздухе, в пище и т.д.

Существует несколько особенно критических периодов, когда даже незначительное внешнее воздействие на организм матери может привести к ги¬бели плода или вызвать столь существенные изменения в строении организма (и, в том числе, головного мозга) будущего человека, что, во-первых, никакими вмешательствами медиков не исправить, а во-вторых, эти изменения могут привести к ранней гибели ребенка до 5 - 15-летнего возраста (и обычно об этом матери сообщают) либо вызывают инвалидизацию с самого раннего возраста. И в самом лучшем случае приводят к возникновению выраженной неполноценности головного мозга, когда даже при максимальном напряжении мозг способен работать лишь на 20-40 процентов от своей потенциальной мощности. Практически всегда этим нарушениям сопутствуют разной степени выраженности дисгармонии психической деятельности, когда при сниженном умственном потенциале заостряются далеко не всегда положительные качества характера.

Толчком ко всему перечисленному во время критических периодов может служить также прием неко¬торых лекарств, физические и эмоциональные перегрузки и т.д. и т.п. Но на этом "злоключения" будущего обладателя нервно-психической сферы только начинаются. Ибо в настоящее время только одна из двадцати женщин рожает без каких-либо осложнений. Далеко не все женщины, мягко говоря, могут похвастаться, что рожали в условиях высокой технической оснащенности, наличия квалифицированного врача и акушерки. Многие к родам ни психологически, ни физически не были готовы. И это создает дополнительные сложности во время родов.

Асфиксия в родах (кислородное голодание плода), затяжные роды, ранняя отслойка плаценты, атония матки и еще десятки самых различных причин вызывают порой необратимые изменения в клетках головного мозга плода.

После родов тяжелые инфекции (с выраженными явлениями интоксикации, высокой температурой и т.д.) до 3 лет способны породить приобретенные органические изменения головного мозга. Травмы головного мозга с потерей сознания или без него, но неоднократные, обязательно вызовут не только некоторые органические изменения, но создадут ситуацию, когда возникшие патологические процессы в мозге будут сами по себе достаточно интенсивно развиваться и создавать самые разнообразные по виду и форме нарушения умственной и психической деятельности человека (вплоть до бреда и галлюцинаций).

Длительные общие наркозы или короткие, но частые при отсутствии в последующем должной коррекции тоже усиливают органику.

Длительный (несколько месяцев) самостоятельный (без назначения и постоянного контроля опытного психиатра или психотерапевта прием некоторых психотропных препаратов может привести к некоторым обратимым или необратимым изменениям работы головного мозга.

Прием наркотиков вызывает не только физические изменения в организме, но и умственные и психические, в буквальном смысле убивая множество клеток головного мозга.

Злоупотребление алкоголем обязательно снижает потенциальные возможности важнейших центров головного мозга, так как спирт сам по себе является токсическим продуктом для мозга. Только очень редкие люди, имеющие повышенную активность печеночных ферментов способны с минимальным вредом переносить прием алкоголя. Но такие люди рождались больше раньше, а теперь это большая редкость (1-2 на 1000). Не говоря уже о том, что сам алкоголь действует на печень токсически, снижая ее активность в целом, таким образом уменьшая шанс для нее быстро и полноценно нейтрализовать спирт в организме. Причем, чем раньше начато употребление спиртного, тем тяжелее будут результаты подобного увлечения, так как до совершеннолетия организм находится в стадии формирования стабильной и устойчивой работы своих важнейших функций и поэтому особенно чувствителен к любым отрицательным воздействиям.

Диагностика органики достаточно простая. Профессионал-психиатр уже по лицу ребенка может определить наличие или отсутствие органики. И, в некоторых случаях, даже степень ее выраженности. Другой вопрос, что видов нарушений в работе головного мозга сотни, причем они находятся в каждом конкретном случае в совершенно особом сочетании и связи между собой.

Лабораторная диагностика основана на проведении серии достаточно безобидных для организма и информативных для врача процедур: ЭЭГ – электроэнцефалограммы, РЭГ – реоэнцефалограммы (исследование сосудов мозга), УЗДГ (М-эхоЭГ) – ультразвуковая диагностика головного мозга. Данные три обследования подобны по форме проведения электрокардиограмме, только снимаются с головы человека. Компьютерная томография при своем очень впечатляющем и выразительном названии на самом деле способная выявить очень небольшое количество видов патологии головного мозга – это опухоль, объемный процесс, аневризма (патологическое расширение сосуда мозга), расширение основных цистерн мозга (при повышенном внутричерепном давлении). Самое информативное исследование – это ЭЭГ.

В прежние времена (20-30 лет назад) невропатологи были склонны отвечать родителям детей и подростков, что выявленные изменения могут с возрастом пройти сами по себе, без какого-либо специального лечения. По личным наблюдениям автора за последние 20 лет за большой группой пациентов самого различного возраста и разными по степени выраженности и характеру нарушениям в работе головного мозга можно сделать очень четкий и предельно конкретный вывод, что практически никакие нарушения ЦНС сами по себе не исчезают, а с возрастом не только не уменьшаются, а усиливаются и количественно и качественно.
А чем это грозит, - спрашивают меня родители? Стоит ли волноваться? Стоит и еще как стоит. Начнем с того, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от состояния головного мозга. Если мозг имеет хотя бы некоторую ущербность, то это обязательно уменьшит интенсивность умственного развития ребенка в дальнейшем. Да и психическое развитие будет идти далеко не лучшим образом. Вопрос в данном случае не обязательно стоит о принципиальной психической ненормальности. Но затруднение процессов мышления, запоминания и вспоминания, обеднение воображения и фантазии способны свести на нет усилия самого трудолюбивого и усердного ребенка во время учебы в школе.

Характер человека формируется искаженным, с той или иной степенью выраженности определенного вида психопатизации. Особенно усиливаются недостатки. Да и вся структура личности получается деформированной, что в последующем практически будет невозможно как-то существенно подкорректировать.

Наличие даже небольших, но многочисленных изменений психологии и психики ребенка приводит к существенному снижению организованности его внешних и внутренних явлений и действий. Происходит обеднение эмоций и их некоторое уплощение, что прямо и косвенно отражается на мимике и жестикуляции ребенка.

Центральная нервная система регулирует работу всех внутренних органов. И если она работает неполноценно, то и остальные органы, при самой тщательной заботе о каждом из по отдельности, не будут способны в принципе нормально работать, если их плохо регулирует мозг.

Одна из самых распространенных болезней современности – вегето-сосудистая дистония (см. статью по ВСД в книге "Неврозы") на фоне органики приобретает более тяжелое, своеобразное и атипичное течение. И тем самым, она не только причиняет больше неприятностей, но и сами эти "неприятности" имеют более злокачественный характер.
Физическое развитие организма идет с любыми нарушениями – может быть нарушение фигуры, снижение тонуса мышц, уменьшение их устойчивости к физическим нагрузкам даже умеренной величины.

Вероятность появления повышенного внутричерепного давления увеличивается в 2-6 раз. Это приведет к частым головным болям и различного рода неприятным ощущениям в области головы, снижающим производительность умственного и физического труда в 2-4 раза.
Вероятность возникновения эндокринных нарушений повышается в 3-4 раза, что приводит при незначительных дополнительных стрессовых факторах к сахарному диабету, бронхиальной астме, диспропорции половых гормонов с последующим нарушением полового развития организма в целом (увеличение количества мужских половых гормонов у девочек и женских гормонов - у мальчиков).

Риск возникновения опухоли головного мозга тоже увеличивается, как и судорожного синдрома (локальные или общие судороги с потерей сознания), эпилепсии (инвалидность 2 группы), нарушения мозгового кровообращения в зрелом возрасте при наличии гипертонической болезни даже средней степени тяжести (инсульт), диэнцефального синдрома (приступы беспричинного страха, различных выраженных неприятных ощущений в любой части тела, длящихся от нескольких минут до нескольких часов).

Может со временем снижаться слух и зрение, нарушаться координация движений спортивного, бытового, эстетического и технического характера, затрудняющая социальную и профессиональную адаптацию.

Органика, как таковая, резко уменьшает степень симпатичности и привлекательности, обаяния, красоты и внешней выразительности человека. И если для мальчиков это может быть относительным стрессом, то для большинства девочек это будет достаточно мощный стресс. Что, учитывая повышенную жестокость и агрессивность современной молодежи, может существенно нарушить основы благополучия жизни почти любого человека.

Происходит чаще всего и снижение общего иммунитета организма человека. Что выражается в возникновении множества самых различных простудных заболеваний – ангины, ОРЗ, бронхита, фарингита (воспаления задней стенки глотки, ларингита, отита (воспаления уха), ринита (насморка), пиелонефрита (почки) и т.д. Что, в свою очередь получает во многих случаях хроническое течение и приводит к гломерулонефриту (сложному и злокачественному заболеванию почек), ревматоидному полиартриту, ревматизму, возникновению порока сердечного клапана, и другим предельно серьезным заболеваниям, приводящим в большинстве случаев к инвалидности или существенно сокращающим продолжительность жизни. Наличие органики способствует более раннему возникновению атеросклероза сосудов головного мозга и более интенсивному его развитию (серьезные умственные и психические нарушения, не поддающиеся излечению).

Органика прямо и косвенно способствует возникновению неврозов и депрессий, астенических состояний (общей выраженной слабости), шизофрении (снижается защитный порог для стрессовых факторов). Но при этом любое нервно-психическое нарушение или заболевание начинает протекать атипично, парадоксально, со многими странностями и своеобразностями, затрудняя как их диагностику, так и лечение. Потому что изменяется в определенной степени (пропорционально степени выраженности органики) чувствительность организма к воздействию психотропных препаратов. Одна таблетка может вызывать такой терапевтический эффект, как две или четыре. Или четыре таблетки - как одна. А побочные эффекты от приема лекарств могут быть значительно более многочисленными и более выраженными (а, следовательно, – более неприятными). Связь между отдельными симптомами и синдромами становится необычной и уменьшение их степени выраженности происходит тогда по совершенно непредсказуемым правилам и законам.

Сами патологические симптомы становятся более устойчивыми к влиянию лекарств. И нередко возникает своего рода замкнутый круг, когда резистентный (устойчивый) к лекарству синдром требует назначения более высокой дозы того или иного препарата. А повышенная чувствительность организма к действию этого препарата в значительной степени ограничивает величину дозы, которая может быть назначена конкретному человеку. Вот и приходится доктору напрягать не только свое логическое мышление, но и усиленно прислушиваться к своей профессиональной интуиции, чтобы понять то, что нужно делать в каждом конкретном случае в его работе.

Лечение органики – это особая статья. Потому что некоторые препараты, которые показаны для лечения одних видов патологии головного мозга, абсолютно противопоказаны при других. Например, ноотропные препараты улучшают деятельность большинства центров мозга.
Но, если есть пониженный порог судорожной готовности или некоторые психические нарушения или заболевания (страх, тревога, возбуждение и т.д.), то это грозит возникновением такого состояния (эпилепсия ил психоз например), которое во много раз страшнее и тяжелее чем то, которое мы желаем подкорректировать с помощью ноотропов.

Лечение органики – это длительный, если не пожизненный процесс. Как минимум, нужно принимать два раза в год 1-2 месяца сосудистые препараты. Но и сопутствующие нервно-психические нарушения требуют своей отдельной и особой коррекции, которую может провести только врач психиатр (ни в коем случае не невропатолог, так как это, на самом деле, не его компетенция). Возможности одного или двух циклов лечения очень относительны и касаются в большинстве случаев лишь второстепенных симптомов.

Для контроля за степенью эффективности лечения органики и характером и величиной возникающих изменений в состоянии головного мозга применяется контроль самого врача на приеме и ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ.

Нужно отметить и тот факт, что как бы не были нетерпеливы родные пациента-органика или он сам, скорость лечения органики существенно увеличить невозможно даже теоретически. Это объясняется тем, что наш организм – это весьма совершенная биохимическая система, в которой все процессы стабилизированы и уравновешены. Поэтому концентрация всех химических веществ, как принимающих участие в естественном биохимическом обмене человеческого организма, так и чужеродных для него, не может быть выше допустимой длительное время. Например, человек съедает одномоментно много конфет. Организму столько глюкозы в сутки не нужно. Поэтому организм берет только то, что ему необходимо, а остальное выбрасывает вместе с мочой. Другой вопрос, что если съедено слишком много сладкого, то удаление избытка сахара будет требовать определенного времени. И чем больше поступило в организм глюкозы, тем дольше он будет от нее избавляться.

Именно этим моментом и обусловлено то, что если мы введем в организм 5-10 кратную дозу витаминов для головного мозга, то плодотворно будет усвоена только суточная доза, а остальное будет удалено. Иначе говоря, в коррекции любых обменных процессов имеется своя логическая последовательность, четко определенная закономерность преобразования работы тех или иных жизненно важных центров головного мозга.

В ряде случаев, когда возникает острая патология головного мозга (сотрясение, инсульт и т.д.) допустимо и оправдано назначение повышенных доз препаратов, но их эффект будет коротким и направленным на коррекцию вновь возникшей патологии. А старая патология – органика имеет уже приспособительный характер в организме в целом. Ряд естественных биохимических процессов в организме уже давно происходит с учетом имеющейся органики. Конечно, далеко не в самом оптимальном режиме, но исходя из реальных возможностей и потребностей (органика может изменять в организме его систему оценки своих потребностей и возможностей и сами эти потребности и возможности).

А.Алтунин, доктор медицинских наук,
психотерапевт медико-психологического центра им.В.М.Бехтерева

Расстройство аутистического спектра оказалось связанным с повышенной симметрией.


Международная команда ученых, возглавляемая исследователями из институтов Макса Планка и Дондерса, провела масштабную работу. Они сравнили данные о строении мозга людей с аутизмом и здоровых по этому параметру и обнаружили структурные различия. Статья опубликована в издании Nature Communications.

Исследование базировалось на данных, полученных с помощью МРТ. Сведения собирались 20 лет, за это время обследовано 1774 человека с аутизмом и 1809 здоровых. Оказалось, мозг людей с расстройством аутистического спектра более симметричен. Их левое и правое полушария более похожи друг на друга, чем у обычных людей. Эти анатомические различия сохранялись и при поправке на возраст, пол, IQ, тяжесть симптомов и использование разных препаратов.

Расстройство аутистического спектра — объединение нескольких ранее использовавшихся определений психических синдромов и заболеваний в одну диагностическую единицу. Оно дебютирует в младенчестве или детстве, главный маркер — стойкое нарушение способностей к социальному взаимодействию — дополняется ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями. Такой человек может иметь сохранный интеллект и способность к жизни в социуме, но часто РАС сопряжено с различными по тяжести нарушениями когнитивных способностей. Единой причины появления РАС до сих пор не найдено, ученые выделяют только факторы, которые могут повлиять на вероятность его возникновения.

Уменьшенная асимметрия в основном касалась толщины коры в различных участках поверхности мозга. В здоровом мозге эта толщина различается между левым и правым полушариями. Кора больших полушарий — покрывающий их тонкий слой серого вещества. Именно кора определяет функционирование высшей нервной деятельности человека.

Различие между людьми с РАС и контрольной группой оказалось недостаточно большим, чтобы уменьшение асимметрии могло стать диагностическим критерием или помогало в клинических прогнозах. Однако его существование поможет больше узнать о нейробиологической природе аутизма.

Как это проявляется? Например, предыдущие исследования показали, что люди с расстройством аутистического спектра реже имеют типичную асимметрию, определяющую, например, ведущую руку при письме. Однако выводы этих работ достаточно противоречивы, поэтому полученные авторами анатомические данные на такой большой выборке представляют интерес.

Так как большой частью выборки были дети, ученые делают вывод, что изменения в развитии симметрии мозга связаны с аутизмом. Однако механизм причинно-следственной связи пока не ясен. Изменения затрагивают обширные регионы мозга с разнообразными функциями. Многие из затронутых этими изменениями областей перекрывают сеть пассивного режима работы мозга — систему участков мозга, которая активна в режимах отдыха, бездействия или погружения в собственные мысли. Как такое перекрывание ведет к аутизму и ведет ли — тема для будущих исследований.

Ранее ученые усомнились в механизмах связи кесарева сечения с аутизмом, но нашли такую связь с гормоном.

Под органическим аутизмом большей частью понимается синдром Каннера, реже — последствия пре- и раннего постнатального повреждения мозга с симптомами аутизма. Некоторые авторы считают возможным говорить об эпилептическом аутизме, имея при этом в виду синдром Леннокса-Гасто.


При негативном восприятии окружающего мира ребенок часто начинает проблемно себя вести, капризничать и проявлять агрессию


Узнайте, как лечат аутизм

Чаще аутизм встречается в более позднем возрасте, развиваясь в связи с расстройствами личности и болезненными процессами, включая шизофрению. Его проявления более дифференцированы и разнообразны, нежели в детстве. Представляется возможным с достаточной четкостью разграничить как дефицитарные, так и продуктивные симптомы аутизма, которые в абсолютном большинстве случаев не только не исключают друг друга, но и обычно в разной пропорции бывают представлены одновременно.

И те и другие симптомы большей частью бывают таковы, что плавно переходят друг в друга так, что провести разграничительные линии между ними довольно трудно. Попытаемся тем не менее описать их по возможности детально исходя из предположения, что дефицитарные симптомы связаны с деперсонализацией, а продуктивные симптомы — с апперсонализацией.

Симптомами дефицитарного аутизма являются:

Интроверты, во-вторых, нередко имеют смутное представление о том, что есть окружающая их живая, изменчивая и противоречивая действительность. Последняя в силу особенностей самовосприятия оттесняется как бы на периферию сознания и потому включается индивидами в собственное Я лишь в виде безжизненных, как бы обескровленных и весьма отдаленных от реальности схем или формул.

Например, поступки какого-то конкретного человека важны для интровертов только в той мере, в какой тот следует неким законам, нормам, инструкциям, в первую очередь таким, какими их представляют себе сами интроверты. Нечто реальное может иметь значение для интровертов не более чем какая-то клеточка в табели о рангах или таблице, где упорядочены их умозрительные представления о происходящем.

Для интровертов, например, преступник есть нечто однобокое, лишь нарушитель уголовного кодекса и объект адекватного наказания, но не индивидуум, продукт сложного переплетения различных обстоятельств, которого прежде всего нужно понять, а уж потом оценивать в юридическом или каком-то ином контексте. Ф.Ницше, напротив, всех преступивших закон считает прообразом сверхчеловека. На эту однобокую особенность ума интровертов указывает Г.Гегель, говоря о псевдоабстракции. Точно так же, по мнению интровертов, женщина с косметикой на лице и с сигаретой — это образец эмансипации либо заведомо деклассированное существо, а невзрачно одетый человек — подлинно свободная личность или обитатель социального дна. Иначе говоря, оценки интроверта могут быть и чаще всего являются полярными. Богатство одним интровертам надо безжалостно искоренять, так как оно, по их представлениям, есть абсолютное зло. Другим интровертам богатство нужно всемерно поощрять, ибо, думают они, оно есть абсолютное добро.

Интровертированные индивиды тем самым лишены вкуса конкретности, простые и реальные вещи не находят адекватного эмоционального отклика в их душе. Им важно не столько то, что происходит в жизни, а то, насколько это соответствует их весьма предвзятым ожиданиям. Таким образом, внутренняя мотивация поведения — это четвертая особенность личности интроверта.

Смена экстраверсии интроверсией, что нередко случается в связи с заболеванием, в части случаев детерминирована, вероятно, падением интереса к внешним событиям в силу отчуждения мысленных образов внешних впечатлений. Может быть, именно поэтому пациентам оказываются ближе события внутренней жизни и они в первую очередь занимают их внимание. Больная, например, несколько лет методично ведет дневник самонаблюдения, регулярно записывает в него и все свои сновидения: ей они кажутся особенно интересными, их содержание она как бы накладывает на действительность, иногда понимает происходящее в каком-то сновидном смысле.

Она, похоже, делает это именно потому, что реальность, точнее, представления о ней как бы отдалились от нее, потеряли былую привлекательность и прежнее значение. Однако внутренние события могут привлекать пристальное внимание не только в относительном, но и в абсолютном смысле, то есть в силу возрастания яркости образов самовосприятия. В этом случае именно последние будут казаться пациентам более значительными, важными, аффективно насыщенными.

Другими словами, существуют как бы два внешне одинаковых, но в сущности очень разных варианта интроверсии: один обусловлен деперсонализацией, другой — апперсонализацией. Болезненная степень интроверсии характеризуется помимо прочего и признаками патологической рефлексии. Айзенк считает, что интровертами являются меланхолики и флегматики, а экстравертами — холерики и сангвиники. К.Леонгард возражает Айзенку, указывая, что для экстраверта определяющее значение имеет мир ощущений, для интроверта — мир представлений, так что экстраверт мотивирован в своем поведении преимущественно внешними впечатлениями, а интроверт — внутренними.

2. Нарастающая самоизоляция. Наиболее заметна в отношении эмоционально значимых людей: близких родственников, друзей, коллег, соседей. Пациенты рассказывают об этом следующим образом:

«Одному мне легче, спокойнее. Мне стало все равно, что люди хотят для себя или хотят от меня. Мне кажется, что людей занимает что-то пустое, незначительное, глупое, какие-то пустяки, мелочи. Мне лучше работать или что-нибудь делать одному, когда никто не стоит над душой, присутствие кого-то мне сильно мешает. Я давно не хожу в гости, никого не приглашаю к себе, в компаниях мне скучно и как бы некуда себя девать. А если дома есть кто-нибудь из родственников и знакомых, я только и жду, чтобы гости поскорее разошлись. Люди мне надоедают, докучают, раздражают меня, я устаю от них.

3. Утрата внешних интересов. То, что прежде волновало пациентов, к чему они стремились и с чем связывали свое будущее, постепенно теряет для них смысл и привлекательность, становится неинтересным, ненужным. Студент, который так хотел стать инженером или врачом, бросает учебу в институте, ему кажется, что он разочаровался в профессии, о которой горячо когда-то мечтал. Одно за другим забрасываются важные дела, исчезают прежние увлечения, круг занятий неумолимо сужается. Все больше становится свободного времени, которое нечем заполнить, тогда как ранее его постоянно не хватало. Времяпрепровождение делается все более бесцельным, праздным, не приносящим ни пациентам, ни окружающим какой-то ощутимой пользы. Больные как бы не могут ни в чем найти себя, чем бы они ни занимались, пробуя одно, другое, третье и ни на чем долго не останавливаясь.

Равным образом пациентов отличает неспособность к чему-то глубоко привязываться. Иногда это осознается как некая неприкаянность, отсутствие определенности в отношениях с людьми и ценностями: «У меня всегда было ощущение разобщения с людьми и миром. Постоянно преследовали разные сомнения. Я чувствовала себя как человек, который плывет по реке меж двух берегов и не может пристать ни к одному из них. Я ни к чему не привязана настолько, чтобы считать что-то своим, принадлежащим именно мне, чем бы я дорожила или что боялась потерять. Особенно трудно мне в том, что касается духовной ориентации. Я не могу, например, до конца принять христианство. Одной ногой я стою будто бы в нем, а другой — в живой этике, не могу отказаться от того, в чем убеждают Рерих и учитель его жены Блаватская.

Я думаю о совершенстве души, но в то же время меня и это не захватывает, остается где-то в стороне от меня. Зачем оно, думаю, это совершенство. Для вечной жизни? А что в этой вечной жизни есть такого, чтобы к ней стремиться? У меня нет и никогда не было каких-то определенных целей. С 18 лет меня преследуют мысли о бесцельности жизни. Зачем она? Если рассуждать логически, в ней нет никакого смысла, ведь все временно и условно. Мне было бы легче не рассуждая, а я так не могу. А логика способна развеять всякую иллюзию, в том числе иллюзию того, что жизнь имеет какой-то смысл.

Семья? Да что семья? Дети вырастут, выросли уже, теперь они сами по себе, они меня уже не понимают или считают, что я свое отжила и осталась где-то в прошлом. Занималась я когда-то наукой, написала диссертацию, но защищать ее не стала. Не стала писать и книгу, хотя для этого собрала весь необходимый материал. Материал уговорили не выбрасывать, а отдать другому человеку, что я и сделала. Меня поставили, правда, как соавтора, но зачем мне это нужно? Если мне что-то интересно, то только до той поры, пока я этого не понимаю. Как станет понятно, интерес сразу и навсегда пропадает.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.