Органогенез нервной системы презентация


Цель: изучить стадии развития организма, выявить факторы, влияющие на нормальный ход онтогенеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
otnogenez.pptx 569.3 КБ

Подписи к слайдам:

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Влияние факторов внешней среды на онтогенез

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма Каковы временные рамки онтогенеза (когда начинается и заканчивается)? Начало онтогенеза – одноклеточная стадия – зигота, окончание – естественная гибель организма. Термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э.Геккелем . Онтогенез

Этапы онтогенеза Онтогенез Эмбриональный период Постэмбриональный период эмбриогенез Плодный период

Наука, изучающая эмбриональное развитие организмов – эмбриология . Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), увидел, описал яйцеклетку, раскрыл процесс развития организмов как процесс развертывания из чего-то предшествующего, положил эмбриологию в основу систематики. Эмбриональный период развития организма

К.Бэр выяснил, что эмбрионы позвоночных на ранних этапах развития очень похожи. Сформулировал закон зародышевого сходства. Сходство зародышей на ранних стадиях развития говорит о родстве этих групп (их общем происхождении) Эмбриональный период

У человека период эмбриогенеза составляет 12 недель (первый триместр беременности). Каково значение этого периода? В период эмбриогенеза происходит прикрепление эмбриона, дифференциация клеток в ткани и органы. Остальное время – примерно 26 недель – плодный период, в течении которого происходит рост и развитие уже сформированных систем органов. Периоды эмбрионального развития:

Этапы эмбрионального периода

Состоит из последовательных митотических делений зиготы. Бластула – формирование однослойного зародыша. Слой клеток – энтодерма – наружный слой. Бластуляция – образование однослойного зародыша

Гаструла – двуслойный зародыш, формирование внутреннего слоя – энтодермы. У человека оба зародышевого листа сформированы на 12-13 сутки Гаструляция Эктодерма Эктодерма Энтодерма Гастральная полость

Органогенез начинается со стадии нейрулы – трехслойного зародыша. Формируется средний (третий) зародышевый лист – мезодерма. На стадии нейрулы у зародыша формируется нервная трубка, пищеварительная трубка, хорда (в последствии заменяется позвоночником), вторичная полость тела. У человека три зародышевых листа, хорда, пищеварительная, нервная трубка сформированы на 17 сутки. Органогенез Нервная трубка хорда Пищеварительная трубка Вторичная полость тела мезодерма

К концу 8-й недели у человека сформированы основные органы и системы органов. Органы и системы органов формируются из трех зародышевых листков у всех позвоночных животных одинаково. Слой – эктодерма (наружный зародышевый лист) Слой – энтодерма (внутренний зародышевый лист) Слой – мезодерма (средний зародышевый лист) Формирование органов и систем органов

Формирование органов и систем органов:

Факторы, влияющие на ход онтогенеза Положительные Благоприятная психологическая атмосфера Питание, сбалансированное, естественное Режим дня и отдыха Отрицательные Стрессы Экологическая ситуация Искусственная пища ( ароматизаторы , добавки, консерванты) Мутагены (наркотики, лекарства, никотин и смолы, радиоактивное и ионизирующее излучение и др.)

Задание 2: прочитайте текст ситуации, описанной на инструктивной карте, ответьте на вопросы. Задания для закрепления:

Второй период онтогенеза – постэмбриональное развитие. Задание: виды и периоды постэмбрионального развития (представить в виде схемы) Источник – стр. 89 , параграф 21 Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций.

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи.

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. .

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров.

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс".












Описание презентации по отдельным слайдам:

ОРГАНОГЕНЕЗ У ЧЕЛОВЕКА Подготовила учитель биологии Шишкина С. А.

СОДЕРЖАНИЕ Понятие об органогенезе Этапы органогенеза

ПОНЯТИЕ ОБ ОРГАНОГЕНЕЗЕ Органогенез - (от греч. organon — орган, genesis — развитие, образование)— процесс развития, или формирования, органов у зародыша человека и животных.

Органогенез следует за более ранними периодами зародышевого развития — дроблением яйца, гаструляцией и наступает после того, как обособятся основные зачатки (закладки) органов и тканей. Органогенез протекает параллельно с гистогенезом , или развитием тканей. В отличие от тканей, из которых каждая имеет своим источником какой-либо один из эмбриональных зачатков, органы, как правило, возникают при участии нескольких (от двух до четырех) различных зачатков, дающих начало разным тканевым компонентам органа.

НЕЙРУЛЯЦИЯ Процесс образования нервной системы из эктодермы называется нейруляцией. Он начинается с утолщения широкого дорсального участка эктодермы, который затем сворачивается в трубку и отделяется от остальной части клеточного слоя.

ГИСТОГЕНЕЗ Гистогенез— процесс развития из материала эмбриональных зачатков тканей, приводящий к приобретению характерных для каждого тканевого типа специфических структур и соответству­ющих им функций. Эмбриональными источниками развития тканей являются зародышевые листки.

В основе гистогенеза лежат следующие процессы: • пролиферация – размножение; • рост; • эмиграция; • индукция; • детерминация; • дифференцировка.

СОБСТВЕННО ОРГАНОГЕНЕЗ Органогенез— процесс формирования органов, происходящий параллельно с гистогенезом и осуществляющийся на основе взаимодействия нескольких типов тканей. Стадия органа- и гистогенеза включает две фазы: 1) образование осевых органов, зачатка кожи — перидермы, первичных сосудов (2-3-я недели); 2) закладка и формирование систем органов (4-8-я недели).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОРГАНОВ Срок развития эмбриона Органы, системы органов 2 – 3-я недели Нервная трубка, первичная кишка, эпидермис кожи 3-я неделя Сердечно – сосудистая система 3 – 4-я недели Нервная система, щитовидная железа 4-я неделя Пищеварительная система, органы чувств 4 – 5-я недели Гипофиз, органы кроветворения 5-я неделя Дыхательная система, мочевыделительная система 5 – 6-я недели Надпочечники, эпифиз 7 – 8-я недели Лимфатические узлы, половая система

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Презентация может быть использована на уроках биологии в 9 классе и 11 классе при изучении темы "Онтогенез" как дополнительный материал.

  • Шишкина Светлана АндреевнаНаписать 502 18.07.2019

Номер материала: ДБ-651659

  • Биология
  • 11 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.07.2019 102
    11.07.2019 115
    21.06.2019 80
    20.06.2019 244
    19.06.2019 421
    17.06.2019 167
    05.06.2019 92
    31.05.2019 281

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАльбина Мещерякова

Презентация на тему: " Органогенез. Производные эктодермы Формирование нервной трубки Фазы клеточного цикла Просвет нервной трубки Стадия 3-х мозговых пузырей Стадия 5-ти мозговых." — Транскрипт:

3 Формирование нервной трубки Фазы клеточного цикла Просвет нервной трубки Стадия 3-х мозговых пузырей Стадия 5-ти мозговых пузырей

4 Производные нервного гребня 1-й путь миграции клеток: Клетки симпатических и парасимпатических ганглиев; мозгового вещества надпочечников 2-й путь миграции клеток: Клетки спинальных ганглиев 3-й путь миграции клеток: пигментные клетки эпидермиса и дермы Головная часть нервного гребня: Нейроны чувствительных и вегетативных ганглиев; хрящевые, мышечные и соединительно-тканные клетки головы; часть клеток аденогипофиза, паращитовидной железы и пульпы зуба Свойство – полипотентность клеток 1-3 пути миграции на ранних стадиях эмбриогенеза

5 Формирование органов зрения

6 Развитие хрусталика глаза

7 Формирование эпидермиса Пришлые клетки: 1 – клетки Меркеля (чувствительные) 2 – клетки Лангерганса (антигенпредставляющие) 3 – пигментные клетки эпидермиса (клетки нервного гребня)

8 Развитие волоса ВС ВЛ СЖ ВВ СВ ВСм СВ – стержень волоса ВС – волосяной сосочек ВЛ – волосяная луковица ВСл – волосяное влагалище СЖ – сальная железа ВВ – волосяное влагалище

9 Развитие органов слуха А: 1- слуховая плакода, 2- дорсальная аорта, 3- глотка Б: 1- слуховая ямка, 2- продолговатый мозг, 3- вентральная аорта, 4- глотка, 5- дорсальная аорта В: 1- слуховой пузырек, 2- вентральная аорта, 3- продолговатый мозг А: 1- эндолимфатический проток, 2- закладка внутреннего уха, 3- первый жаберный карман, 4- первый глоточный карман, 5- закладка косточек Б: 1- закладка височной кости, 2- мезенхима, 3- закладка наковальни, 4- закладка молоточка, 5- наружный слуховой проход, 6- закладка стремечка, 7- зачаток полости среднего уха, 8- евстахиева труба, 9- закладка внутреннего уха, 10- эндолимфатический проток В: 1- височная кость, 2- эмбриональная соединительная ткань, 3- наружное ухо, 4- молоточек, 5- наружный слуховой проток, 6- барабанная перепонка, 7- соединительная ткань, 8- барабанная полость, 9- евстахиева труба, 10- участок окостенения, 11- круглое окно, 12- улитка, 13- стремечко в овальном окне, 14- наковальня, 15- VII нерв, 16- ампула полукружного канала, 17- эндолимфатический проток. А Б В

10 Развитие зуба Эмалевый орган Дифференцировка одонтобластов Закладка зуба Строение коронки зуба: ЗС – зубной сосочек (пульпа) КС – кровеносный сосуд ОБЛ – одонтобласты Д – дентин Э – эмаль ЭБЛ – энамелобласты К – кутикула (поверхность зуба) ЗС К КС ОБЛ Д Э ЭБЛ

12 Формирование кишки Начальные этапы формирования кишки

13 Глоточные карманы, жаберные карманы (щели) и жаберные дуги жаберные карманы 1-4 – жаберные дуги ЖЩ – жаберные щели Э – эктодерма ЭПТ – эпителий первичной глотки М – мезенхима ОГ – отверстие гортани Х - хрящ Э ЖЩ ЭПТМ Х ОГ

14 Производные глоточных карманов, жаберных карманов и жаберных дуг

16 Формирование печени и поджелудочной железы

17 Формирование органов дыхания Передняя кишка Дыхательный дивертикул (ларинго-трахеальная борозда) Пищевод

19 Развитие органов выделения

20 Развитие метанефроса А: 1-проток мезонефроса 2-метанефрический дивертикул 3-клоака В: 1-проток мезонефроса 2-почечная лоханка 3-мочеточник 4-мочеполовой синус С: 1-почечная лоханка 2-мочеточник D: 1-краниальная большая чашечка 2-почечная лоханка 3- каудальная большая чашечка 4-мочеточник Е: 1-ветвления собирательных канальцев 2-прямые собирательные канальца 3-метанефрогенная ткань 4-малые чашечки 5-мочеточник 6-каудальная большая чашечка 7-почечная лоханка 8-краниальная большая чашечка

21 Развитие метанефроса 1-первичный собирательный каналец с ампулой (2) 3-метанефрогенная ткань 4-почечный каналец 5-почечное тельце 6-прямой собирательный каналец 7-извитой собирательный каналец 8-клубочек 9-проксимальный каналец 10-дистальный каналец 11-почечная капсула 12-петля Генле

22 Развитие органов размножения

23 Развитие мужских половых органов

24 Развитие женских половых органов

26 Развитие конечностей Нижняя конечность куриного зародыша (максимальная гибель клеток) Нижняя конечность утиного зародыша (минимальная гибель клеток)

Органогенез Органогенез - последняя стадия, когда происходит формирование тканей и органов, процесс образования органов в эмбриогенезе

В процессе пространственной организации зародыша , клетки перемещаются, принимают определенные позиционные значения, определяемые адгезионными свойствами их поверхности, а также их внутренним химизмом.

Клетки одного типа стремятся взаимодействовать между собой и отделяются от иных, отличающихся от них клеток. Таким образом происходит стабилизация пространственной организации и обеспечивается способность клеток к спонтанной сортировке при их искусственном смешивании.

Изменение характера адгезионных свойств лежит в основе морфогенетических процессов, таких, как гаструляция , нейруляция и формирование сомитов .

Поскольку характер позиционных значений данного класса клеток проявляется через изменение свойств клеточной поверхности, он может управлять миграцией других популяций эмбриональных клеток в процессе сборки сложных тканей или органов.

Вероятно, у позвоночных клетки соединительной ткани являются первичными носителями позиционной информации. Клетки соединительной ткани дермального слоя кожи способны контролировать региональную специализацию эпидермиса, формирующего перья и чешуи. Сходным образом клетки соединительной ткани конечности контролируют и координируют образование структур, формируемых популяциями мигрирующих клеток , к числу которых относятся мышечные клетки (производные сомитов ), аксоны нервных клеток (от центральной нервной системы и периферических ганглиев) и пигментные клетки (производные нервного гребня ). Несмотря на то, что к настоящему времени идентифицированы многие молекулы клеточной адгезии общего назначения, а также показано, что некоторые из них выполняют в этих процессах центральную роль, молекулярные механизмы, направляющие миграцию клеток по определенным маршрутам к строго определенным местам назначения в конечностях, до сих пор неизвестны.

В процессе развития животного клетки движутся, пролиферируют и приходят в контакт друг с другом, вследствие чего потомки этих клеток перемешиваются. У химерных зародышей мыши, например, перемешиваются клетки двух исходных морул , вследствие чего во взрослом организме хаотически перемешаны клетки двух генотипов. Но если нарушение расположения клеток происходит после их детерминации , то могут наблюдаться нарушения в пространственном распределении клеток, характеризующихся различными состояниями. Приобретение клетками свойств, определяемых их положением, предупреждает возможность случайного перемешивания клеток.

Вероятно, детерминированные клетки остаются в соответствующих компартментах за счет селективного слипания с клетками, обладающими таким же состоянием детерминации. Клетки, экспрессирующие одинаковые молекулярные адреса, по всей вероятности, слипаются между собой сильнее, чем клетки с иными молекулярными адресами.

Изменение характера экспрессии различных кадгеринов тесно коррелирует с изменением ассоциации клеток в процессе гаструляции , нейруляции и формирования сомитов , такие изменения в раннем эмбриогенезе могут регулироваться и по крайней мере частично зависеть от распределения кадгеринов. В частности, кадгерины, вероятно, играют важную роль в контроле образования и рассасывания эпителиальных слоев и клеточных кластеров. Следовательно, движения, участвующие в построении раннего зародыша, определяются характером химических различий между клетками, расположенными в разных местах.

Например, эпителий имагинального диска дрозофилы в процессе образования крыла взрослого организма должен выпрямиться, вытянуться и уложиться определенным образом. Вероятно, этот процесс определяется локализованной экспрессией специфических молекул адгезии клеточных поверхностей , которые идентифицируют с помощью моноклональных антител. Распределение таких позиционно специфических молекул клеточной поверхности тесно коррелирует с характером укладки диска в процессе метаморфоза, некоторые из этих молекул относятся к семейству поверхностных рецепторов клетки, называемых интегринами .

У позвоночных опорный каркас тела образуется соединительными тканями, главным образом за счет мезодермы, кроме того, эти ткани играют координирующую роль в формировании пространственной организации во время органогенеза. Эксперименты на амфибиях показали, что мезодерма играет важную роль в закладке пространственной организации уже на самых ранних стадиях становления общего плана строения тела.

Если кусочек мезодермы, расположенной непосредственно под областью будущей нервной трубки одного гаструлирующего зародыша амфибии, пересадить под эктодерму на брюшной стороне другого зародыша, то эктодерма в этом участке будет утолщаться и сворачиваться, образуя в этом необычном месте отрезок нервной трубки. При этом особенности данного отрезка будут зависеть от происхождения мезодермы. Если мезодерма была взята из переднего участка, то из эктодермы образуется часть головного мозга, мезодерма из заднего участка вызовет образование спинного мозга. Это позволяет предположить, что клетки эктодермы приобретают определенные позиционные значения в зависимости от позиционных значений лежащих непосредственно под ними клеток мезодермы.

Существует пять основных способов, посредством которых соединительная ткань контролирует популяции клеток, заселяющих ее. Она может определять пути, по которым клетки перемещаются, участки, куда прибывают мигрирующие клетки, масштабы пролиферации, способ дифференцировки, вероятность выживания.

Значение каждого из этих способов контроля варьирует в зависимости от типа мигрирующих клеток , но ни один из них не изучен достаточно полно, однако некоторые общие принципы клеточной миграции начинают проясняться. Поведение всех мигрирующих клеток определяется механизмами клеточной адгезии и узнавания, эти механизмы служат основными предпосылками нормального органогенеза. В частности, клетки в процессе миграции должны входить в тесный контакт с внеклеточным матриксом или поверхностью других клеток.

Фибронектин - это тот внеклеточный матрикс, который, по всей вероятности, является важнейшим (хотя и не единственным) компонентом субстрата для мигрирующих клеток. Антитела и пептиды, блокирующие фибронектиновые рецепторы клеточной поверхности , способны влиять на миграцию клеток нервного гребня во многих участках эмбриона, так, например, они блокируют миграцию клеток в процессе гаструляции .

Презентацию на тему "Нервная система" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 28 слайд(ов).

Слайды презентации



Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ


Строение нейрона дендриты тело нейрона аксон


Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками

Пузырьки с медиатором


Типы нейронов: Чувствительные Вставочные Исполнительные

Проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг

Анализируют информацию и вырабатывают решения

Проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга к органам


Строение нервной системы


Центральная нервная система (ЦНС)

Периферическая нервная система

Головной мозг Спинной мозг нервы Нервные узлы


Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС


Функциональное деление нервной системы

Подчинена воле человека

Регулирует работу скелетных мышц

Не подчинена воле человека

Регулирует работу внутренних органов


Вегетативная нервная система

Включается во время интенсивной работы, требующей затрат энергии

Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха


В основе работы нервной системы лежит рефлекс

Рефлекс – ответ организма на раздражение, который осуществляется и контролируется ЦНС



Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса


Центральная нервная система


Строение спинного мозга



Функции спинного мозга

Рефлекторная – здесь находятся центры безусловных рефлексов Проводниковая функция – белое вещество спинного мозга обеспечивает связь всех отделов ЦНС Головной мозг регулирует работу спинного!



Строение головного мозга


Мост Мозжечок Средний мозг


Белое вещество Серое вещество

Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга

Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого, а также образует кору головного мозга


Продолговатый мозг и мост

Регуляция: Дыхания Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание) Сердечно-сосудистой системы Защитные рефлексы: Чихание, моргание, кашель, рвота


Координация произвольных движений Сохранение положения тела в пространстве Регуляция мышечного тонуса и равновесия


Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей) Регуляция мышечного тонуса и позы тела


Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание


Боковая борозда Теменная доля Височная доля Затылочная доля


Затылочные доли – зрительная чувствительность Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность Лобные доли – произвольные внимание, произвольные движения Теменные доли – кожно-мышечная чувствительность


С большими полушариями мозга связаны:

Память Речь Мышление Творческие процессы Личностные качества

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.