Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности для логопедов

Учебно-методический комплекс курса

ББК Е 991.782

канд. биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии ПГПУ И. В. Батенкова

Автор-составитель: канд.биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии ПГПУ В.В. Горбунова

ББК Е 991.782

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

Содержание

I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.Цели и задачи изучения дисциплины 4

2.Требования к уровню освоения дисциплины 4

3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 5

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 6

4. Содержание курса 8

5. Темы практических и семинарских занятий 20

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 28

7. Тематика рефератов 30

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 30

8.1. Список литературы 30

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 31

8.3. Методические указания студентам 31

8.4. Методические рекомендации для преподавателя 32

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ 32

Вопросы к экзамену на дневном отделении 32

Вопросы к экзамену на заочном отделении 35

I рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Нервная система человека представляет собой, по сравнению с нервной системой животных, более высокоорганизованное образование, с четкой иерархией между выше и ниже расположенными отделами и занимает центральное место в регуляции взаимодействий как внутри организма, так и организма с внешней средой. Все дошкольное детство проходит с опережающим развитием нервной системы в целом и высшей нервной деятельности, в частности. Именно этот факт позволяет рассматривать данную дисциплину в качестве одной из центральных при подготовке специалистов, работающих с детьми. Особенно важно знание основных закономерностей деятельности нервной системы для дефектологов и логопедов, так как именно пограничные состояния и выход за границы нормы в протекании нервных процессов лежат в основе нарушений в развитии ребенка. С другой стороны пластичность нервной системы в детском возрасте столь велика, что правильный подход к организации развития детей может существенно снизить или полностью устранить данные нарушения.

Цели изучения курса. Получить целостное представление о структуре и деятельности нервной системы и формировании высшей нервной деятельности.

Задачи изучения курса. Изучить:

основные нервные процессы и взаимодействие отделов нервной системы друг с другом;

роль разных отделов мозга и периферических образований в организации деятельности организма;

основные свойства нервной системы и процессы высшей нервной деятельности.

Разработчик учебно-методических материалов:

Т.И.Дуброва, кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой коррекционной педагогики,

здорового и безопасного образа жизни

Сопроводительная записка

Целью изучения темы является ознакомление слушателей с основами медицинских знаний в области нейрофизиологии и высшей нервной деятельности человека. В результате изучения темы слушатели должны приобрести знания в сфере повышения общего уровня медицинских знаний в вопросах оказания комплексной логопедической помощи, необходимые для развития следующих компетенций:

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)

- готовность к обеспечению взаимодействия работников сфер образования,

здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-4);

- способность к проектированию и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии (ПК-6);

- готовностью к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности (ПК-7).

Контроль качества изучения слушателями темы осуществляется в форме выполнения контрольного задания – реферата.

Учебно-тематический план

Наименование тем Количество часов
всего Лекции ДОТ Форма контроля
1.2. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. реферат
Итого

Учебные материалы (содержание)

Головной мозг человека устроен чрезвычайно сложно. Даже сейчас, когда мы знаем так много о мозге не только человека, но и ряда животных, мы, по-видимому, еще очень далеки от понимания физиологических механизмов многих психических функций. Можно сказать, что эти вопросы только включены в повестку дня современной науки. В первую очередь это касается таких психических процессов, как мышление, восприятие окружающего мира и памяти и многих других. Вместе с тем сейчас четко определены основные проблемы, которые придется решать в Ш тысячелетии. Что же может предъявить современная наука человеку, интересующемуся, как функционирует мозг человека? Прежде всего то, что в нашем мозге «работают несколько систем, по крайней мере три. Каждую из этих систем можно даже назвать отдельным мозгом, хотя в здоровом мозге каждая из них работает в тесном сотрудничестве и взаимодействии. Что же это за системы? Это активирующий мозг, мотивационный мозг и познающий, или когнитивный (от лат. cognitio — знание), мозг. Как уже указывалось, не следует понимать, что эти три системы, подобно матрешкам, вложены одна в другую. Каждая из них, помимо своей основной функции, например активирующая система (мозг), как участвует в определении состояния нашего сознания, циклов сон—бодрствование, так и является неотъемлемой частью познавательных процессов нашего мозга. Действительно, если у человека нарушен сон, то невозможен процесс учебы и другой деятельности. Нарушение биологических мотиваций может быть несовместимым с жизнью. Эти примеры можно множить, но главная мысль состоит в том, что мозг человека — единый орган, обеспечивающий жизнедеятельность и психические функции, однако для удобства описания будем выделять в нем три указанных выше блока.

Головной мозг человека состоит из сотен миллиардов клеток, причем нервные клетки (нейроны) не составляют большинство. Большая часть объема нервной ткани (до 9 /10 в некоторых областях мозга) занята клетками глии (от греч. склеивать). Дело в том, что нейрон выполняет в нашем организме гигантскую очень тонкую и трудную работу, для чего необходимо освободить такую клетку от будничной деятельности, связанной с питанием, удалением шлаков, защитой от механических повреждений и т. д. — это обеспечивается другими, обслуживающими клетками, т.е. клетками глии. В головном мозге выделяют три типа клеток глии: микроглию, олигодендроглию и астроглию, каждая из которых обеспечивает только ей предназначенную функцию. Клетки микроглии участвуют в образовании мозговых оболочек, олигодендроглии — в образовании оболочек (миелиновых чехлов) вокруг отдельных отростков нервных клеток. Миелиновые оболочки вокруг периферических нервных волокон образуются специальными глиальными клетками — шванновскими клетками. Астроциты находятся вокруг нейронов, обеспечивая их механическую защиту, а кроме того, доставляют в нейрон питательные вещества и убирают шлаки. Клетки глии обеспечивают также электрическую изоляцию отдельных нейронов от воздействия других нейронов. Важной особенностью клеток глии является то, что в отличие от нейронов они сохраняют способность делиться на протяжении всей своей жизни. Это деление в некоторых случаях приводит к опухолевым заболеваниям головного мозга человека. Нервная клетка настолько специализирована, что утеряла способность к делению. Таким образом, нейроны нашего мозга, однажды образовавшись из клеток-предшественников (нейробластов), живут с нами всю нашу жизнь. На этом длительном пути мы только теряем нейроны нашего мозга.

Нейрон является главной клеткой центральной нервной системы. Формы нейронов чрезвычайно многообразны, но основные части неизменны у всех типов нейронов. Нейрон состоит из следующих частей: сомы (тела) и многочисленных разветвленных отростков. У каждого нейрона есть два типа отростков: аксон, по которому возбуждение передается от нейрона к другому нейрону, и многочисленные дендриты (от греч. дерево), на которых заканчиваются синапсами (от греч. контакт) аксоны от других нейронов. Нейрон проводит возбуждение только от дендрита к аксону. Основным свойством нейрона является способность возбуждаться (генерировать электрический импульс) и передавать (проводить) это возбуждение к другим нейронам, мышечным, железистым и другим клеткам.

Как передается возбуждение — от одного нейрона другому или от нейрона, например, на мышечное волокно? Этой проблемой интересуются не только профессиональные нейробиологи, но и врачи, особенно фармакологи. Знание биологических механизмов необходимо для лечения некоторых заболеваний, а также для создания новых лекарств и препаратов. Дело в том, что одними из основных мест воздействия этих веществ на организм человека являются места передачи возбуждения с одного нейрона на другой (или на другую клетку, например клетку сердечной мышцы, стенки сосудов и пр.). Отросток нейрона аксон направляется к другому нейрону и образует на нем контакт, который называют синапсом (в переводе с греческого — контакт). Именно синапс хранит многие тайны мозга. Нарушение этого контакта, например, веществами, блокирующими его работу, приводит к тяжелейшим последствиям для человека. Это место приложения действия наркотиков. Примеры будут приведены ниже, а сейчас рассмотрим, как устроен и как работает синапс. Трудности этого исследования определяются тем, что сам синапс очень маленький (его диаметр не более 1 мкм). Один нейрон получает такие контакты, как правило, от нескольких тысяч (3— 10 тыс.) других нейронов. Каждый синапс надежно закрыт специальными клетками глии, поэтому исследовать его очень непросто.

К вегетативным относят те функции, которые обеспечивают обмен веществ в нашем организме (пищеварение, кровообращение, дыхание, выделение и др.). К ним относят также обеспечение роста и развития организма, размножения, подготовку организма к неблагоприятным воздействиям. Вегетативная нервная система обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов, сосудов, потовых желез и другие подобные функции.

К числу висцеро-висцеральных относят рефлекторные изменения сердечной деятельности, тонуса сосудов, кровенаполнения селезенки при повышении или понижении давления в аорте, каротидном синусе или легочных сосудах. Например, благодаря включению этого рефлекса происходит остановка сердца при раздражении органов брюшной полости. Висцеро-дермальные рефлексы возникают при раздражении внутренних органов и проявляются в изменении чувствительности соответствующих участков кожи (в соответствии с тем, какой орган при этом раздражается), потоотделении, реакции сосудов. Дермо-висцеральные рефлексы проявляются в том, что при раздражении определенных участков кожи изменяется функционирование соответствующих внутренних органов. Собственно на механизме этих рефлексов основано применение в лечебных целях согревания или охлаждения определенных участков кожи, например при болях во внутренних органах. Вегетативные рефлексы часто используются врачами для суждения о функциональном состоянии вегетативной нервной системы. Например, в клинике часто исследуют рефлекторные изменения сосудов при механическом раздражении кожи (например, при проведении по коже тупым предметом). У здорового человека при этом возникает кратковременное побледнение раздражаемого участка кожи (белый дермографизм, derma — кожа). При высокой возбудимости вегетативной нервной системы на месте раздражения кожи появляется красная полоса, окаймленная бледными полосами суженных сосудов (красный дермографизм), а при еще более высокой чувствительности — отек кожи в этом месте. Часто в клинике используют функциональные вегетативные пробы для суждения о состоянии вегетативной нервной системы. Например, ортостатическая реакция: при переходе из положения лежа в положение стоя происходит повышение кровяного давления и учащение сердечных сокращений. Характер изменения кровяного давления и сердечной деятельности при этой пробе может служить диагностическим признаком заболевания системы управления кровяным давлением. Глазо-сердечная реакция (рефлекс Ашнера): при надавливании на глазные яблоки происходит кратковременное урежение сердечных сокращений.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

1. Где находятся спинномозговые центры симпатической вегетативной нервной системы?
• в крестцовом отделе
• в мозговом стволе
• в грудных сегментах спинного мозга
• в поясничных сегментах спинного мозга

2. Глии имеют следующие типы:
• астроглии
• олигодендроглии
• микроглии
• нейроглии

3. Укажите все верные утверждения:
• мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии покоя имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет отрицательный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии покоя имеет отрицательный потенциал

4. Основная единица биологического организма - это:
• клетка
• орган
• молекула
• ткань

5. Укажите верное утверждение:
• На мембране нейрона не могут находиться синапсы
• На мембране одного нейрона могут одновременно находиться два вида синапсов: тормозные и возбудительные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: тормозные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: возбудительные

6. Лимбическая система в мозге человека выполняет следующую функцию:
• функцию сохранения информации (запоминание)
• мыслительную функцию
• мотивационно-эмоциональную функцию
• очищение не нужных данных (забывание)

7. Группа мышечных волокон, которые иннервируются одним мотонейроном и поэтому функционируют как единое целое, называется:
• опорный аппарат
• опорно-двигательный аппарат
• двигательная единица
• двигательный аппарат

8. У каких клеток основной является способность возбуждаться (генерировать электрический импульс) и передавать (проводить) это возбуждение к другим клеткам?
• нейроны
• аксоны
• дендриты
• глии

9. В настоящее время при классификации медиаторных веществ принято выделять:
• сопутствующие медиаторы
• первичные медиаторы
• медиаторы-модуляторы
• аллостерические медиаторы

10. Что является главными клетками центральной нервной системы?
• синапсы
• дендриты
• аксоны
• нейроны

11. Отросток нейрона направляется к другому нейрону и образует на нем контакт, который называют:
• аксоном
• медиатором
• нейротрансмиттером
• синапсом

12. Переход человека от бодрствования ко сну проходит в несколько стадий. Укажите какие.
• пробуждение
• сонные веретена
• дремота
• дельта-сон

13. В чем состоит функция вегетативной нервной системы?
• регулирует физиологическое состояние тканей и отдельных органов (в том числе головного и спинного мозга)
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов (за исключением головного и спинного мозга), приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов.
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов, приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.

14. Центры симпатической и парасимпатической нервной системы подчинены высшему вегетативному центру, а именно:
• спинному мозгу
• гипоталамусу
• лимбической системе
• вегетативной нервной системе

15. Гипофиз состоит из следующих долей:
• верхней
• задней
• передней
• нижней

16. Укажите верные утверждения в отношении гипофиза:
• это нижняя мозговая железа
• это эндокринный орган
• расположен в турецком седле основной кости
• расположен в основании черепа

17. Ответная реакция организма на сенсорное воздействие называется:
• раздражителем
• раздражением
• рефлексом
• восприятием

18. Какие клетки участвуют в образовании мозговых оболочек?
• микроглии
• олигодендроглии
• нейроглии
• астроглии

19. В головном мозге человека преобладают следующие клетки:
• нервные клетки
• глии
• нейроны
• центриоли

20. Где расположены центры парасимпатической нервной системы?
• в мозговом стволе
• в крестцовом отделе
• в грудных и поясничных сегментах
• в продолговатом мозге


ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРАТКАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

для специальностей: 050714.65–олигофренопедагогика;

050715.65 – логопедия; 050716.65-специальная психология

ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Нейрофизиология и высшая нервная деятельность человека - одна из важных дисциплин медико-биологического цикла, которая объясняет механизмы протекания простых и сложных процессов жизнедеятельности живого организма в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Регулирующие системы организма - нервная система вместе с железами внутренней секреции (гуморальная регуляция) являются главным, интегрирующим и координирующим аппаратом, который, с одной стороны, обеспечивает целостность организма, с другой, — его адекватное приспособительное поведение во внешней среде. Основное внимание уделяется теории функциональных систем (, ), что способствует пониманию студентами не только механизмов саморегуляции процессов жизнедеятельности, но и физиологических основ поведенческих реакций человека.

Особое внимание уделяется нейрофизиологическим механизмам образования условных рефлексов, – временной индивидуальной памяти человека, лежащих в основе всех знаний, умений и навыков человека. Особое внимание уделяется развитию второй сигнальной системы, связанной с восприятием обобщенной и абстрактной информации. Рассматриваются взаимоотношения первой и второй сигнальных систем, их нейрофизиологические механизмы и возрастные особенности развития речи.

Цель курса - ознакомить студентов с общими механизмами и закономерностями регуляции процессов жизнедеятельности организма, изучить нейрофизиологические механизмы восприятия, передачи и переработки информации в центральной нервной системе и дать объяснение возрастным и индивидуальным особенностям высшей нервной деятельности человека.

1. , Назарова нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Курс лекций, М., МГОУ, 2003г.

2. , Назарова человека, - М., 2007

3. , , Н. Основы медико-биологических знаний. - М., 2001, 256с.

6. , Ермолаев в психофизиологию. - М., 1997

7. Смирнов и высшая нервная деятельность детей и подростков., М.,2000.

8. Урываев функции мозга. - М., 1996.

9. Физиология функциональных систем. Под ред. , - М., 1997

3. А. Возрастная физиология, - М., 1985.

4. и др. Анатомия и физиология детского организма. - М., 1986.

5. Основы физиологии человека. Под ред. , в 2-х томах, СПБ, 1994.

6. , , Бунина к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека. - М., 1986.

7. Урываев основы гомеостаза. - М., 1995

8. Физиология человека. Под ред. , 1995

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Принцип саморегуляции как основной механизм процессов жизнедеятельности. Общие представления об организации рефлекторной деятельности в функциональной системе, обеспечивающие организму приспособительный эффект.

2. Понятие о раздражении и возбуждении. Потенциал покоя и потенциал действия. Изменение возбудимости в одиночном цикле возбуждения.

3. Мышечная работа и утомление. Фазы одиночного мышечного сокращения. Признаки утомления и его причины. Признаки переутомления.

4. Морфофизиология и виды синапсов. Свойства синапсов. Возбуждение и торможение в синапсах Ц. Н.С.

5. Сущность рефлекса. Природа безусловных рефлексов и отделы мозга, участвующие в их осуществлении. Рефлекс и рефлекторное кольцо.

6. Безусловно и условно-рефлекторная деятельность мозга. Виды и отличительные особенности рефлексов, их многоуровневая организация.

7. Торможение в Ц. Н.С.- стадии возбудительно-тормозного процесса в нервных центрах (координация нервных процессов).

8. Виды и механизм выработки условных рефлексов первой и второй сигнальных систем.

9. Гипоталамус как высший центр вегетативных функций организма. Вегето-эндокринный профиль индивида.

10. Рефлекторная деятельность спинного и продолговатого мозга и ее значение в реализации произвольной программы поведения.

11. Рефлекторная деятельность среднего и заднего мозга и ее значение в реализации произвольной программы поведения.

12. Условные рефлексы. Виды и отличительные особенности, механизм образования, возрастные и индивидуальные особенности.

13. Кора больших полушарий как высший отдел Ц. Н.С., ее роль в рефлекторной деятельности мозга.

14. Системная деятельность мозга - динамический стереотип. Механизм формирования, возрастные и индивидуальные особенности формирования и изменения динамических стереотипов.

15. Биологическое значение динамического стереотипа у человека, условия формирования и возрастные особенности.

16. Учение о неврозах. Возникновение неврозов при изменении динамических стереотипов.

17. Роль мотиваций и эмоций в высшей нервной деятельности (ВНД).

18. Первая и вторая сигнальные системы: определение понятий. Биологическое и социальное значение условных рефлексов первой и второй сигнальных систем.

19. Функциональное единство первой и второй сигнальных систем. Их рефлекторный механизм и особенности развития у детей. Значение развивающего обучения.

20. Роль среды в реализации возможностей наследственных функциональных систем и в формировании систем, не имеющих наследственной основы (на примере становления физиологических механизмов речи).

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Физиология человека и ее связь с педагогикой и психологией.

2. Единство организма и внешней среды. Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Нервные и гуморальные механизмы поддержания постоянства внутренней среды (гомеостаз) организма.

3. Саморегуляция как основной механизм и принцип жизнедеятельности. Гомеостаз. Прямые и обратные связи.

4. Онтогенез нервной системы. Соотношение структуры и функции. Учение о системогенезе (гетерохрония развития).

5. Понятие о возбудимых тканях, раздражителях, раздражении и возбуждении. Законы раздражения.

6. Законы проведения возбуждения по периферическому волокну. Биоэлектрические явления в нервной ткани.

7. Изменение основных свойств нервной ткани (возбудимости и проводимости) под влиянием раздражителей (порог, латентный период и т. д.).

8. Проведение возбуждения по нервам. Синапсы, их строение и свойства.

9. Физиология возбуждения. Понятие о раздражении, возбуждении и торможении. Изменение возбудимости во время одиночного цикла возбуждения.

10. Баланс тормозных и возбудительных процессов в нервной системе. Координация реакций организма. Стадии возбуждения, возрастные и индивидуальные особенности.

11. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Нервная ткань. Классификация связей отделов мозга.

12. Основные свойства нервных центров. Явление центрального торможения и принцип доминанты.

13. Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга.

14. Внутреннее строение и основные функции спинного мозга.

15. Основные функции продолговатого мозга. Основные функции среднего и заднего мозга.

16. Промежуточный мозг - высший центр вегетативных функций организма.

17. Вегетативная нервная система. Особенности строения и проведения возбуждения. Высшие нервные центры вегетативных рефлексов. Вегетативный профиль индивидуума.

18. Влияние симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на функции внутренних органов.

19. Системы мозга: лимбическая, ретикулярная формация, специфические, неспецифические, ассоциативные системы.

20. Строение и звенья рефлекторной дуги (кольца). Виды синапсов и их значение в проведении возбуждения в нервной системе. Соматические и вегетативные безусловные рефлексы.

21. Условные рефлексы (приобретенная память). Механизм образования временных связей, роль потребности и подкрепления.

22. Механизм формирования условных рефлексов. Безусловные и условные раздражители. Роль и значение подкрепления.

23. Условные рефлексы (приобретенная память) первой и второй сигнальных систем. Роль биологических и социальных потребностей и подкрепления.

24. Положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы. Механизм образования. Роль воспитания и обучения в их формировании и значение в жизни человека.

25. Учение о торможении. Внешнее и внутренне торможение. Их значение в процессах жизнедеятельности организма.

26. Динамический стереотип. Возрастные и индивидуальные особенности формирования простых и сложных динамических стереотипов.

27. Вторая сигнальная система. Анатомо-физиологические особенности развития речи. Виды и особенности мышления (возрастные и индивидуальные).

28. Локализация функций в коре большого мозга. Латерализация функций. Межполушарная асимметрия головного мозга. Возрастные и индивидуальные особенности.

30. Нервная система и высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы.

31. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка, принцип доминанты.

32. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций.

33. Возрастные и индивидуальные (типологические) особенности ВНД человека. Особенности формирования положительных и отрицательных условных рефлексов и динамических стереотипов.

34. Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражителей внешней и внутренней среды.

35. Учение о доминанте. Значение доминирующей мотивации в формировании поведенческих реакций. Роль педагога и психолога.

36. Значение биоритмов для жизнедеятельности организма. Возрастные и индивидуальные особенности биоритмов человека.

37. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.

38. Корково-подкорковые взаимоотношения. Виды и причины неврозов как функциональных нарушений ВНД человека.

39. Астенический невроз. Причины, профилактика и коррекция нарушений ВНД.

40. Неврозы навязчивых состояний. Причины, профилактика и коррекция.

41. Истерический невроз. Причины, профилактика.

42. Соматическая нервная система. Особенности строения и проведения возбуждения. Высшие нервные центры соматических рефлексов.

43. Анализаторные системы. Понятие, основные отделы и их функции.

44. Органы чувств. Понятие, особенности строения. Общие свойства рецепторов.

45. Общие свойства и классификация анализаторов.

46. Зрительный анализатор. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.

47. Слуховой анализатор. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.

48. Вкусовой и кожный анализаторы. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.

49. Вестибулярный и двигательный анализаторы. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.

50. Внутренний и болевой анализаторы. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.

Кафедра психологической антропологии

Кафедра индивидуализации и тьюторства

Бакалавриат и работа тьюторской группы

Научная деятельность и аспирантура

Кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики

Кафедра дошкольной дефектологии

Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии

Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ д.

Факультет начального образования

Курсы для начальной школы

Кафедра русского языка и методики его преподавания.

Кафедра теории и практики начального образования

Кафедра исследовательской и творческой деятельности

Кафедра психологии младшего школьника

Кафедра иностранных языков в начальной школе

Кафедра математики и информатики в начальной школе

Информатика для МПГУ

Инновационная начальная школа

Модуль 1 "Основы современной системы начального об.

Модуль 2 "Методы и технологии организации учебно-в.

Модуль 3 "Индивидуализация и дифференциация учебно.

Модуль 4 "Проектирование и сценирование развивающи.

Модуль 5 "Оценка и мониторинг основных образовател.

Модуль 6 «Основы научно-исследовательской работы п.

Курсы для начальной школы

Курсы по выбору

Институт биологии и химии

Кафедра общей химии

Кафедра органической химии

Кафедра биохимии, молекулярной биологии и генетики

Кафедра биологии и биотехнологии

Кафедра зоологии и экологии

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных

Кафедра естественнонаучного образования и коммуник.

Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности

Кафедра всемирной литературы

Кафедра методики преподавания литературы

Кафедра методики преподавания русского языка

Кафедра общего языкознания

Кафедра риторики и культуры речи

Кафедра русского языка

Кафедра русской литературы

Кафедра русского языка как иностранного в професси.

Подготовительный факультет русского языка как инос.

Кафедра довузовского обучения русскому языку как и.

Курсы для образовательной программы МПГУ / ТГПУ

Педагогическое образование. Русский язык

Кафедра русской классической литературы

Кафедра русской литературы XX-XXI вв

Институт физики, технологии и ИС

Факультет физики и информационных технологий

Кафедра общей и экспериментальной физики

Кафедра теории и методики обучения физике им. А.В.

Кафедра теоретической физики имени Э.В. Шпольского

Кафедра прикладной математики, информатики и инфор.

Факультет технологии и информационных систем

Кафедра технологии и профессионального обучения

Кафедра технологических и информационных систем

Кафедра физики космоса - базовая кафедра ИНАСАН

Кафедра интегрированного предметно-языкового обучения

ПРАКТИКА МАГ 2015

Практика _МАГ 2016_методическая/учебная

Организация экспертизы ЭОР

Практика Афонин С.Б.

МАГ 2018. Семестр 4.

МАГ 2018. Семестр 1.

МАГ 2018. Семестр 3.

Английский язык для специальных целей

МАГ 2018. Практики

ПРАКТИКА методическая/педагогическая МАГ 2018

МАГ 2018. Семестр 2.

МДО. Практикум МАГ 2019.

МАГ 2019. Семестр 1.

МАГ 2019. Семестр 2.

МАГ 2019. НИР. ПРАКТИКА.

Повышение квалификации (внешнее)

Кафедра современных технологий в общем образовании

Кафедра физики космоса - базовая кафедра ИНАСАН

Теория и методика обучения физике

Методика обучения физике

КАФЕДРА ин.яз.ШВАРЦ Е.С.

Кафедра технологии и профессионального обучения (Т.

Институт физической культуры, спорта и здоровья

Образовательная программы высшего образования

Б1 Дисциплины (модули)

Б3 Государственная итоговая аттестация

Образовательные программы дополнительного образования

Кафедра теоретических основ физической культуры и .

Кафедра спортивных дисциплин и методики их препода.

Кафедра физического воспитания и спорта

Институт социально-гуманитарного образования

Кафедра теоретической и специальной социологии

Кафедра экономической теории и менеджмента

Кафедра управления образовательными системами

Магистратура КУОС: Дисциплины

Магистратура КУОС: Организационно-методическое соп.

Переподготовка "Менеджмент в образовании"

Повышение квалификации КУОС

Разработка ЭУК для ЕАПУ

Методическая работа КУОС

Учебные ЭОР ("Песочница") КУОС

Бакалавриат кафедры права

Магистратура кафедры права

ДПО кафедры права

Кафедра теории и истории государства и права

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Кафедра государственного и муниципального управления

Кафедра туризма и межкультурной коммуникации

Кафедра геологии и геохимии ландшафта

Кафедра методики преподавания географии

Кафедра физической географии и геоэкологии

Кафедра экономической и социальной географии имени.

Кафедра экологии и природопользования

Институт истории и политики

Кафедра истории древнего мира и средних веков им. .

Кафедра истории России

Кафедра методики преподавания истории

Кафедра новой и новейшей истории

Кафедра новейшей отечественной истории

Факультет прикладной политологии

Кафедра социально-политических исследований и техн.

Институт математики и информатики

Кафедра математического анализа

Кафедра теоретической информатики и дискретной мат.

Кафедра теории чисел

Кафедра элементарной математики и методики обучени.

Кафедра теории и методики обучения информатике

Кафедра методики обучения математике и информатике

Кафедра информационных технологий в образовании

Институт международного образования

Прикладная информатика и вычислительная математика

Институт изящных искусств

Факультет музыкального искусства

Кафедра методологии и технологий педагогики музыка.

Кафедра музыкально-исполнительского искусства

Кафедра эстрадно-джазового искусства

Кафедра декоративного искусства и художественных р.

Кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве

Кафедра истории художественной культуры и методики.

Кафедра теории и истории искусств

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра возрастной психологии

Кафедра дошкольной педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного.

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии профессионального .

Кафедра психологии развития

Кафедра социальной педагогики и психологии

Кафедра психологии образования

Курсы по выбору

Кафедра психологии труда и психологического консул.

Институт иностранных языков

Кафедра теории и практики перевода и коммуникации

Кафедра романских языков имени В.Г. Гака

Кафедра немецкого языка

Кафедра теории и практики перевода и коммуникации

Кафедра методики преподавания иностранных языков

Кафедра фонетики и лексики английского языка

Кафедра грамматики английского языка

Кафедра контрастивной лингвистики

Кафедра восточных языков

Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразов.

Кафедра журналистики и медиакоммуникаций

Кафедра коммуникационного менеджмента и рекламы, с.

Институт "Высшая школа образования"

Кафедра педагогики и психологии семейного образования

ОП "Семейное воспитание"

Институт международного образования

Кафедра иностранных языков

Кафедра английского языка и цифровых образовательн.

Кафедра иноязычного образования

Корпоративное обучение МПГУ

Повышение квалификации (Вайндорф-Сысоева М.Е.)

ППС 001-015. ОБУЧАЮЩИЕ МОДУЛИ. 2018-2019

ППС 001-015. ПРАКТИКА. 2018-2019

ППС 002. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 003. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 004. ПРАКТИКА. Проектирование

ППС 005. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 006. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 008. ПРАКТИКА. Методика

ППС 009. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 010. ПРАКТИКА. Лицей

ППС 011. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 013.1. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 013.2. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 014.1. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 014.2. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 015.1. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 015.2. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 020-. ОБУЧАЮЩИЕ МОДУЛИ. 2019-2020

ППС 020-. ПРАКТИКА. 2019-2020

ППС 020. ПРАКТИКА. Разработка

ППС 022. ПРАКТИКА. Разработка

Евразийская ассоциация педагогических университетов

Курсы - победители Конкурса инновационных образова.

Освоение информационно-библиотечной среды МПГУ

Программы профессионального обучения

Программы с Вэйнаньским университетом

Кафедра естественно-научного образования и информа.

Кафедра русской и зарубежной филологии

Кафедра экономики и управления

Кафедра психолого-педагогического образования

Кафедра социально-гуманитарного образования и дизайна

Кафедра психолого-педагогического и естественнонау.

Кафедра экономики, управления, финансового права и.

Кафедра общегуманитарных и юридических дисциплин

Кафедра дизайна и рекламы

Кафедра гуманитарных и психолого-педагогических ди.

Кафедра управления и информационных технологий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.