Особенности нервной системы старшего школьного возраста

Школьный возраст, начинаясь с 6-7 лет, продолжается до 17-19 лет. Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет) и старший школьный возраст(до 17-19 лет) резко различаются по морфофункциональным и психофизиологическим характеристикам. Эти этапы школьного обучения охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый возраст (девочки от 12 до 15 лет и мальчики от 13 до 16 лет) и частично юношеский возраст (девушки от 16 до 17-19 лет и юноши от 17 до 19 лет). Выделяют переходный период или пубертат. В нем различают следующие этапы:

• препубертатный период (10-12 лет);

• собственно пубертатный период, протекающий в 2 фазы: 1 -я фаза - девочки 11-13 лет и мальчики 13-15 лет, 2-я фаза - девочки 13-15 лет и мальчики 15-17 лет;

• постпубертатный период (юношеский возраст).

Длительность переходного периода контролируется генетически и имеет значительный индивидуальный разброс. У одних детей он может занимать около года, а у других - до нескольких (3-5-и) лет. В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3.5 раза у юношей,и в 3 раза у девушек. До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема и нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К 15-летнем возрасту взрослых размеров достигает мозжечок.В КБП общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры - в 3 раза. У подростков заканчивается процесс миелинизации нервных путей. Период с 9 до 12 лет характеризуется увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами,главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки. У 13-летних подростков улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Время решения тактических задач у них достоверно сокращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнему возрасту, но еще не достигает взрослых величин.

Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания - у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и "буйством" подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга.Такие изменения нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. В межполушарных отношениях также возникают существенные изменения - временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения ВНД - нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.

Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам. Именно в этом возрасте чаще всего возникает тяга к табакокурению, алкоголизму, приему наркотиков. Особенно возрастает контингент зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и страдающих вследствие этого СПИДом. Систематический прием сильнодействующих наркотиков приводит к смертельному исходу уже через 4 года после начала приема. Наибольшая частота смертей регистрируется у наркоманов примерно около 21 года. Немногим больше продолжается жизнь заболевших СПИДом. Возросшее количество заболевших СПИДом за последние годы требует усиленного внимания для профилактики и контроля этого состояния. Одним из важнейших средств профилактики вредных привычек являются занятия физическими упражнениями и спортом. Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости. С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга,налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры.Снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются процессы ВНД.Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню. Однако еще отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок.

В среднем школьномвозрасте (к 12-14 годам) в основном заканчивается созревание всех сенсорных систем.

Зрительная сенсорная система уже в 10-12-летнем возрасте достигает функциональной зрелости. Глаза становятся соразмерными, т. е. длина зрительной оси глаза теперь соответствует преломляющей силе и фокусирование лучей происходит непосредственно на сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает. Вместе с тем, благодаря чрезвычайно высокой эластичности хрусталика, дети могут четко видеть предметы на близком расстоянии. Ближайшая точка ясного видения у школьников понемногу отодвигается, но привычка рассматривать мелкие предметы с близкого расстояния может постепенно привести к развитию близорукости. Длина глазного яблока в этих условиях продолжает с возрастом и дальше увеличиваться. Этому способствуют чтение на близком расстоянии от книги, чтение лежа, а также систематическая работа с мелкими предметами. Чтение или работа на близком расстоянии составляют на уроках в среднем и старшем школьном возрасте от 65 до 90% учебного времени. Длительное напряжение глазодвигательнйх мышц сдавливает глазное яблоко, уплощая и удлиняя его. Фокусирование лучей происходит перед сетчаткой, а изображение на сетчатке оказывается расплывчатым. Для профилактики этих явлений необходимо соблюдать правильную рабочую позу, читать при достаточном освещении, предохранять глаза от переутомления.У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различение цветовых оттенков. Глубинное зрение продолжает развиваться до 16-17 лет, когда оно достигает конечных величин, а светочувствительность увеличивается до 20-летнего возраста. Зрачковый рефлекс на свет достигает взрослых величин в старшем школьном возрасте. Созревание слуховой сенсорной системы (главным образом ее коркового отдела) завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко снижаются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне (1000-4000 Гц). Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители. Улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух.На нормальную деятельность слуховой сенсорной системы, особенно у подростков, негативное влияние оказывают громкие звуки. В частности, нужно помнить, что систематическое прослушивание громкой музыки через наушники плейеров нарушает воздушную и костную проводимость звуковых колебаний и часто приводит к патологическому снижению слуха.

Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрасту. Однако около 40% подростков характеризуется неустойчивостью к действию ускорений. В 15-16 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре. После 16 лет способность поддерживать равновесие значительно улучшается и стабилизируется. В подростковом и юношеском возрасте усиливаются вестибуло-вегетативные реакции симпатического типа, вызывающие повышение ЧСС. В результате вестибулярных нагрузок возникают различные (положительные или отрицательные) эмоциональные реакции, которые необходимо учитывать при работе с детьми, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов. Развитие двигательной сенсорной системыпроисходит непрерывно, значительно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда достигается оптимальный уровень ее развития. В 16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от уровня взрослых людей. Благодаря четкому восприятию проприоцептивной информации увеличивается способность к управлению не только отдельными мышцами, но даже отдельными двигательными единицами.

План лекции

1.
Анатомо-физиологические особенности школьного возраста (пубертатный, подростковый)

2.
Нервная, сердечно-сосудистая система, система органов дыхания.

3.
Пищеварительная система, МВС, эндокринная и иммунная системы.

4.
Кожа и подкожно-жировая клетчатка, мышечная и костная системы

5.
Нервно-психическое развитие

ериод старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)
АФО

В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У де­вочек 13-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У маль­чиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего рос­та девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с ве­сом тела. В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у маль­чиков этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг.

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответствен­но- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

^ Нервная система

Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все но­вые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь боль­шой нагрузкой, как прежде; однако он еше не может заниматься интел­лектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется.

Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - осо­бенно, если ребенок приучен много он мысленно про­говаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.

^ Сердечно-сосудистая система

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в ми­нуту, в 14 лет пульс уже - 72-78 ударов в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.

Артериальное давление повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичнос­тью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширя­ются).

^ Система органов дыхания

Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыха­тельных движений, а в 14-15 - уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека.

Хорошо развиты верхние дыхательные пути.

Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухо­носные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.

^ Пищеварительная система

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищева­рительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от пи­тания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.

^ Система органов мочевыделения

Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрос­лого человека. Суточное количество мочи - обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее - от 1002 до 1030; реакция -кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содер­жатся в минимальных количествах.

^ Эндокринная система

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в ор­ганизме происходят заметные изменения.

У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пиг­ментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмы­шечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, ка­кие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации об­ретают регулярный характер.

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться пред­стательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего - в 13-14 лет - происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам - по муж­скому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько бо­лезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.

^ Иммунная система

Иммунная система у детей среднего и старшего школьного воз­раста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляе­мостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиеничес­ких мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практи­чески не болеет.

^ Кожа и подкожно-жировая клетчатка

Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У де­вочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впади­нах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке (снача­ла - по женскому типу, а впоследствии - к 16-17 годам - по мужскому типу). В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментирован­ной, у мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в воз­расте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри.

При нормальном питании и нормальном обмене веществ под­кожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышен­ное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бе­дер; у мальчиков - в области лобка.

^ Мышечная система

Мышечная система развита хорошо.ребенок ведет подвижный образ жизни, регулярно испытывает физическую нагрузку, его мышечная система совершен­ствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане вынос­ливости уже может сравниться со взрослым человеком.

Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо вла­деет своим телом, и если он занимается спортом. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, конструиро­вать и т.д.

^ Костная система

У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, которые харак­терны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости заверша­ется к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Старший школьный период часто называют периодом полового созревания, или подростковым возрастом (с 12 до 17-18 лет).

К концу полового созревания происходит дифференцировка в росте - четко определяются низкорослость и избыточно высокий рост. С появлением менструаций увеличение размеров тела у девочек резко падает. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.

Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки.

^ Нервно-психическое развитие

Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, и затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, следствием чего является утомляемость и развитие фазовых состояний. Сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Нередки жалобы на колющие боли в области сердца и сердцебиения в связи с расстройствами вегетативной нервной системы. Четче определяются конституциональные особенности организма.

Нередко пубертатный период именуется переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении. В этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Этот процесс часто труден как для самого подростка, так и для родителей, учителей, товарищей.

Акселерация по росту, массе тела, срокам полового созревания происходит далеко не синхронно, что ведет к дисгармоничности развития. Часто отмечается дисгармоничность между функциональным состоянием желез внутренней секреции и размерами тела подростков, внешне производящих впечатление акселерированных. У таких подростков нередко обнаруживается отставание в выработке достаточного количества глюкокортикоидов, а в ряде случаев и андрогенов. Создаются рабочие двигательные навыки, отрабатывается координация мелких движений, важных для обеспечения работоспособности и овладения профессиями. У детей астенического телосложения развитие мускулатуры запаздывает на 1,5 года по сравнению с детьми мышечного типа. При дисгармоничности развития наблюдается отставание в становлении функ­ции сердечно-сосудистой и других систем.

Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием. При этом важно учитывать постоянно возрастающий поток информации, как по программам школьных занятий, так и во внешкольное время.подросток получив широкий объем знаний, отстает в социальной зрелости, которая накапливается далеко не синхронно акселерации физического и полового развития. На этой почве часто нарушается взаимопонимание со взрослыми и возникают конфликтные ситуации.

Перегрузка информацией часто ведет к умственному переутомлению школьников. Важную роль в профилактике умственного переутомления может сыграть рациональное трудовое воспитание, привлечение подростка к умеренному полезному физическому труду. Биологические и социальные границы в подростковом возрасте не совпадают: физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше, длительная учеба в школе, а затем в специальном среднем заведении или вузе задерживает социальное созревание.

Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке. В юношеском возрасте продолжается нервно-психическое развитие, однако очень часто прирост интеллекта в количественном отношении меньше, чем в раннем возрасте. Многих психологических и физических отклонений в организме подростка можно избежать при разумном использовании физкультуры, соблюдении правильного режима и создании благоприятного психологического климата.

С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата, о которых может свидетельствовать дисменорея, аменорея и др., отмечается обострение ранее перенесенных инфекционно-аллергических заболеваний, туберкулеза.

В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункция эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (зоб, явления гипертиреоза, ожирение и др.). Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов ведет к усиленной функции сальных желез и образованию угрей.

Таким образом, социальная работа с подростками, является наиболее сложной и должна учитывать весь спектр анатомо-физиологических и психологических особенностей, присущих данному возрасту.

^ Лекция №11

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1945 ;

Лекция IX

Школьный период

Тема: Школьный период

Количество часов -2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Школьные годы - важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется' завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций.

С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы И формирование полового 'диморфизма.

Период младшего школьного возраста (препyбepтантый, отрочества) - это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пyбертантный)-с 12до17лет, и юношества-с 17 до 24 лет.

· у девочек - к 18 годам;

· у мальчиков - к 20-22 годам.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе мелкая моторика

Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов С преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).

В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, 'рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.

В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.

Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

С 12- 13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это проявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.

В связи с половым созреванием появляется оволосенение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков - лица.

Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.

Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика,

Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.

К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12-14 - поясничной и копчиковой.

С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем - к проблемам во время беременности и родов.

Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе часто приводит к патологическому искривлению позвоночника - сколиозу.

В периоды 6-8 лет и 11-13 лет отмечается интенсивный .рост черепных костей.

К 10-13 годам происходит окостенение запястий, а к 9- 11 годам - фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать).

К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой.

Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки.

При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей: l-я группа - зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);

2-я группа - дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;

3-я группа - дети с существенным отставанием в моторном развитии.

Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8- 10 годам становится практически такой же, как у взрослых.

Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12-13 лет.

Тип дыхания: у девочек - грудной; у мальчиков - брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет-20-25 в мин.; с 12лет и старше -16-20 в мин.

Дыхание ритмичное, ровное.

Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.

К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.

К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.

Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.

Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:

- у детей с 7 до 11 лет -т.е- 80-90 ударов в минуту;

- у детей с 12 лет и старше - 70-80 ударов в минуту.

Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное, составляет 100 + n, где n - число лет ребенка.

С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.

В среднем же у подростков: АДmax = 120 мм рт. ст. АДmin = 80 мм рт. ст.

Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.

К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7-10 годам составляет 1300 мл, к 12- 13 годам - 1500 мл.

Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.

Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.

Число мочеиспусканий составляет - 8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022, У детей старше 12 лет - 1015-1025.

Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи - 150-200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(n + 5), где n - число лет ребенка, начиная с 5 лет.

Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых, до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.

Эндокринная система требует особого внимания, так. как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.

Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:

1. Имеют очень незначительную массу.

2. Вырабатывают очень малые количества секретов-гормонов, которые оказывают множественный эффект.

3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.

В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы: - с 6 мес. до 2,5 лет - щитовидной;

- с рождения до 10 лет - тимуса;

- с 6 до 7 лет - передней доли гипофиза;

- с 12 до 18 лет - половых желез.

В передней доле вырабатываются гормоны, регулирующие функции других ЖВС; адренокортикотропный, тиреотропный, гонадотропный и т. д.; а также соматотропный гормон, влияющий на рост скелета, и ряд гормонов, регулирующих репродуктивные функции у девочек.

В промежуточной доле образуется меланоформный гормон, регулирующий пигментный обмен.

В задней доле образуются окситоцин, стимулирующий сократительные функции мышц матки и процесс лактации, а также антидиуретический гормон, влияющий на артериальное давление.

Эпифиз - шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу, вырабатывает гормоны:

-мелатонин, участвующий в пигментном обмене;

- гломерулокортикотропин, влияющий на углеводный и водный обмен;

- контргипоталамогипофизарный гормон, предупреждающий преждевременное половое созревание.

Щитовидная железа расположена. на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т.е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокальцитонина:

Парашитовидные железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови.

Вилочковая железа (тимус) расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное развитие происходит до 2-5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к 18 годам она практически исчезает,

Вырабатывает гормоны, влияющие на рост скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный и водно-солевой обмен.

Является центральным органом иммунитета, продуцируя Т-лимфоциты (основные участники клеточного иммунитета).

Поджелудочная железа является железой двойной секреции:

Внешняя

- выработка пищеварительных ферментов;

Внутренняя

Внутренней секрецией обладает не вся железа, а только небольшие ее участки - островки Лангерганса. В них β-клетки продуцируют инсулин, α-клетки вырабатывают глюкагон, а также еще ряд гормонов.

Гормоны поджелудочной железы регулируют. углеводный, белковый, жировой обмен.


Надпочечники - парные железы, расположенные над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового веществ. В корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ, а также небольшие количества половых гормонов. их называют кортикостероидами.

В мозговом веществе вырабатываются адреналин и иорадреналин, влияющие на уровень артериального давления.

Половые железы являются парными железами двойной секреции.

Рис. 1. Схема эндокринной системы
Яичники - женские половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны - прогестерон и эстроген. Эти гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.

Яички - мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.