Особенности нервной системы у детей предупреждения утомления у детей

Роспотребнадзор (стенд)


  • Преобразовать Профилактика переутомления у детей в DOC

  • Преобразовать Профилактика переутомления у детей в PDF

Дети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении. Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.

О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки: двигательное беспокойство, частые смены позы иотвлечения, рассеянность внимания, кривляние, крик, плач и т.п.

Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка. Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:

Ø Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Ø Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Ø Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.

Ø Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.

Ø Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Ø Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.

Отдел надзора по гигиене детей и подростков


Утомление ребёнка – это отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы. При частом переутомлении у ребёнка может развиться негативное отношение к окружающему, формировать агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым и, наоборот, некоторые дети становятся вялыми, неактивными. Частое, длительное переутомление может привести к формированию неврозов. Для обеспечения нормального развития профилактика переутомления имеет большое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
preduprezhdenie_pereutomleniya_detey.docx 15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение переутомления детей.

В течении дня необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись. Состояние переутомления у них существенно отличается от такового у взрослых людей.

Утомление у детей 3-7 лет проявляется главным образом в рассеивании внимания, падении интереса к работе, отказе от неё. Утомление ребёнка – это отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы. При частом переутомлении у ребёнка может развиться негативное отношение к окружающему, формировать агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым и, наоборот, некоторые дети становятся вялыми, неактивными. Частое, длительное переутомление может привести к формированию неврозов.

Для обеспечения нормального развития профилактика переутомления имеет большое значение. Режимы, соответствующие возрасту, и определяют то время в течении которого ребёнок может активно бодрствовать, не переутомляясь. Если ему будет предоставлен отдых или во время бодрствования смена видов деятельности, то ни переутомления, ни состояния хронического утомления не возникает. Например, если ребёнок во время бодрствования занимается только одним видом деятельности: смотреть телевизор, больше положенного времени; только читать и слушать книги; играть в компьютерные игры, то у него наступит состояние переутомления, которое отразится на поведении ребёнка. Необходимо чередовать психическое напряжение с активными физическими занятиями (подвижные игры, занятия спортом), тогда наступит к концу бодрствования физиологическое утомление и ребёнок будет в положенное время глубоко и спокойно спать.

Для профилактики переутомления очень важно разумно организовать вечернее время бодрствования детей, когда несколько снижается работоспособность и выносливость нервных клеток. В это время необходимо исключить шумные игры, возбуждающие ребёнка, проследить, чтобы он не сидел у телевизора, компьютера. Лучше немного спокойно поиграть с ребёнком или почитать и спокойно подвести его к тому, что надо ложиться спать.

Таким образом, профилактика переутомления у детей заключается прежде всего в обеспечении всех условий, необходимых для нормального развития и укрепления здоровья:

-соблюдать режим дня;

-предоставлять детям своевременный отдых, обеспечивать достаточно длительным и качественным сном;

-не ограничивать двигательную активность;

-разнообразить организацию бодрствования;

-не насыщать чрезмерно информацией;

- информация должна соответствовать возрасту ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь размещен план работы по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ.

Расширять знания детей о том, что с огнём играть опасно. Закрепить знания о том, что огонь - друг, огонь – враг. Уточнить знания о правилах пожарной безопасности. Углублять знания о труде пожарных. Во.

Ежедневный просмотр телепередач, как всякая зрительная работа, может стать дополнительной нагрузкой, особенно если он проводится в неблагоприятных условиях. Поэтому с позиции гигиены время, .

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЖв подготовительной к школе группе.

Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игр.

2.1 Развитие утомления у детей

Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности [9].

Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления [7].

Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе [6].

Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.

Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа - по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.

Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.

Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.

Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.

Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.

Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.

Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.

В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.

Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе - они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.

Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным - психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.

В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.

Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, - всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.

Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса [7].

2.2 Развитие переутомления у детей

При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.

Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.

Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни [8].

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при перегрузке школьными занятиями у детей и подростков отмечается умственное утомление. Постоянное и значительных размеров умственное утомление влечет за собой различные соматические и психические реакции, которые при определенных неблагоприятных условиях могут замкнуть “порочный круг” и серьезно нарушить здоровье до этого нормального ребенка. Дело в том, что рост ребенка и бурная перестройка нейро-гуморальной регуляции делают его особенно чувствительным ко всякому нарушению правильных условий жизни.

ВВЕДЕНИЕ 3
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦНС У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗВИТИИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ 4
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10
ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27

профилактика переутомления - копия.doc

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при перегрузке школьными занятиями у детей и подростков отмечается умственное утомление. Постоянное и значительных размеров умственное утомление влечет за собой различные соматические и психические реакции, которые при определенных неблагоприятных условиях могут замкнуть “порочный круг” и серьезно нарушить здоровье до этого нормального ребенка. Дело в том, что рост ребенка и бурная перестройка нейро-гуморальной регуляции делают его особенно чувствительным ко всякому нарушению правильных условий жизни. Поэтому профилактика и восстановление организма при утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами для сохранения здоровья подрастающего поколения.

Анатомо-физиологические особенности ЦНС у детей и подростков при развитии переутомления

Согласно современным представлениям, мозг человека является сложно пространственно организованной иерархической системой. При таком подходе чрезвычайно важное значение приобретает понятие функционального состояния ЦНС как интегральной характеристики работы этой системы. Оптимальное функциональное состояние обусловлено гармоническим взаимодействием коры и подкорковых структур (“взаимодействие по вертикали”) и взаимодействием парных образований мозга на разных уровнях (“взаимодействие по горизонтали”).[1]

Для центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни ребёнка характерен интенсивный рост головного мозга. Как отмечал И. П. Павлов, "реактивность мозга изменяется с возрастом", что несомненно связано с развитием коркового отдела мозга. Кора больших полушарий головного мозга уже у новорождённого имеет ясно выраженное шестислойное строение. Однако в дальнейшем эти слои развиваются неравномерно. Вместе с морфологическим происходит также и функциональное развитие коры. Оно характеризуется 2 особенностями: 1) чем младше ребёнок, тем более диффузный характер имеет иррадиация процессов возбуждения и торможения; лишь постепенно развивается способность элективной (избирательной) иррадиации; 2) чем младше ребёнок, тем быстрее образуются у него простые условные связи и тем медленнее формируются тормозные процессы. Поэтому дети младшего возраста часто нецелесообразно реагируют на внешние раздражения, особенно когда реакция требует быстрого резкого изменения направления и характера движений. Наиболее интенсивно функциональное развитие коры происходит в старшем школьном возрасте, когда достигает большого совершенства её аналитическая и синтетическая деятельность.

В лаборатории И.П. Павлова было выделено два вида торможения: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).

Внешнее торможение возникает с первых дней жизни и хорошо выражено у детей дошкольного возраста. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм сосредотачивает свою деятельность на наиболее важных событиях. Внешнее торможение делится на два вида: запредельное и индукционное.

Запредельное торможение возникает в нервных центрах коры головного мозга при действии сильного и длительно действующего раздражителя. И.П. Павлов назвал его охранительным торможением.

У детей развитие запредельного торможения можно наблюдать в процессе учебного дня по мере нарастания утомления и снижения умственной и физической работоспособности. Внешне это проявляется в снижении учебной активности ребенка, ослаблении замыкательной функции коры, т.е. в ухудшении заучивания и запоминания. В результате этого у детей отмечается сонливость и вялость.

Биологическое значение запредельного торможения – предохранение нервных клеток от истощающих воздействий. Этот вид легко возникает у детей особенно в условиях однообразной деятельности или под влиянием сложного нового материала, чрезмерного большого потока информации на фоне дефицита времени.

Запредельное торможение создает условия для восстановления работоспособности нервных клеток коры. Индукционное торможение возникает при действии другого достаточно сильного раздражителя, оно присутствует с первых дней жизни.

А.А. Ухтомский назвал его сопряженным. Индукционное торможение можно широко использовать в воспитании ребенка. Когда ребенку запрещают какие- то действия, то в одних и тех же корковых нервных центрах как бы сталкиваются два процесса – возбуждение и торможение. Это может приводить (по И.П. Павлову) к невротическим расстройствам у детей.

В педагогической практике необходимо использовать индукционное торможение для переключения учащихся на более интересный вид деятельности в данной ситуации.

Внутреннее торможение приобретается в течение жизни, оно не является врожденным. За счет торможения условных рефлексов достигается лучшее приспособление организма к условиям существования, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга.

Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Внутреннее торможение делится, в свою очередь, на три вида: условное, дифференцировочное и запаздывающее.

1. Условное торможение (условный тормоз) – это вид внутреннего торможения, возникающего в тех случаях, когда к условному раздражителю, на котором был выработан прочный условный рефлекс, добавляется новый раздражитель. Этот новый раздражитель не подкрепляется новым сигналом и через некоторое время становится тормозом. Для развития условного тормоза необходимо, чтобы интенсивность добавляемого раздражителя была больше, чем основного, и чтобы интервал между подачей основного и дополнительного раздражителей был или очень мал, или совсем отсутствовал. Тогда возникает новый комплекс из двух раздражителей, который вызывает тормозную реакцию. Например, ученик сдерживает двигательную активность в присутствии родителей, учителей.

2. Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигнальному. Оно возникает только на определенный раздражитель и не проявляется на другие, даже близкие к нему. Данный вид торможения ведет к различению положительного (подкрепляемого) сигнала и отрицательного (дифференцировочного). С возрастом оно развивается, но в момент полового созревания происходит ослабление. Благодаря этому виду торможения человек различает запахи, звуки, тона. Из множества сходных раздражителей ребенок должен выбрать необходимый условный раздражитель, что требует очень большой тренировки. Чем лучше развито дифференцировочное торможение, тем лучше ребенок приспосабливается к окружающему миру. При этом большое значение имеет система воспитания, различные экскурсии, благодаря чему ребенок анализирует все раздражители и начинает различать предметы.

3. Запаздывающее торможение имеет место, когда действие условного раздражителя подкрепляется безусловным через некоторое время. В педагогической практике оно вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки.

Развитие внутреннего торможения – сложный процесс, особенно у детей, в силу недостаточной морфофункциональной зрелости коры головного мозга и высокой активности подкорковых структур. Внутреннее торможение трудно выработать у детей со слабым типом нервной системы (меланхолическим) и подкорковым безудержным типом (холерическим). Но при этом у них очень хорошо выражены безусловные (врожденные) виды торможения. Внутреннее торможение обладает большой хрупкостью, и на фоне большой психоэмоциональной и физической перегрузок (болезней) его сила значительно ослабевает, особенно это относится к дифференцировочному и запаздывающему. В результате допускаются ошибки в поведении, конфликты, ухудшаются адаптационные возможности организма к постоянно меняющимся факторам среды. Поэтому необходимы выработка и тренировка соответствующих видов условного торможения. Это позволяет экономить силы организма в случае угасательного торможения, когда какой-то условный сигнал, вызывавший ранее положительную условно-рефлекторную ответную реакцию, потерял свое значение, и условный рефлекс становится ненужным. Благодаря дифференцировочному торможению организм различает сигналы, на которые не следует реагировать, а экономить свои силы.

Запаздывающее торможение позволяет приурочить ответную реакцию точно к моменту важного события, не тратить лишнюю энергию. При выработке внутреннего торможения могут наступать и срывы нервной системы. Холерический тип не переносит длительное действие тормозного сигнала. Дети до трех лет сохраняют большую склонность к внутреннему индукционному торможению и благодаря этому ребенок находится в большой зависимости от действия случайных посторонних раздражителей. Любая начавшаяся деятельность может быть тотчас же прекращена при неожиданном постороннем воздействии. У ребенка в силу этого рассеивается внимание, он не может длительно сосредоточиться на выполнение одной работы. Он склонен к запредельному торможению, поэтому у него процесс торможения иррадиирует по всей коре и подкорке, что вызывает сонливое состояние. Вот почему ребенок не может долго выполнять однообразные упражнения, которые действует на одни и те же нервные клетки и быстро доводят их до утомления и торможения. Это широко используется родителями для усыпления ребенка – шум реки, дождя, колыбельная песня.

Процессы внутреннего торможения усиленно развиваются у детей в возрасте 4-7 лет, особенно это касается дифференцировочного торможения. В эти годы у них сильно развита реакция подражания, усиливается процесс возбуждения и уменьшается иррадиация в коре больших полушарий. Возрастает стойкость доминантного очага, ребенок меньше отвлекается от своей игровой деятельности и меньше реагирует на случайные раздражители. Это указывает на ослабление внешнего торможения в данном возрасте. У детей вырабатываются условные рефлексы, менее тормозятся постоянными условными раздражителями, резко возрастает способность к различению сходных раздражителей. Сдерживающее влияние оказывают различные запреты, создаются условия для дисциплинирования ребенка и в этом особая роль принадлежит школе с ее определенным режимом, когда сдерживается двигательная активность ребенка на уроке.

Однако в этот возрастной период внутреннее торможение слабее, чем у взрослого человека, поэтому ребенок не может долго сдерживать себя на уроке, сосредоточенно и внимательно слушать. В 7-9 лет период активного внимания составляет 20 минут, в 10-12 лет – 25 минут, в 13-15 – 35 минут. Если больше этого времени ребенок занимается учебной деятельностью, он начинает отвлекаться от дела, в классе возникают разговоры.

При напряженной работе усиливается внешнее торможение и ослабевает внутреннее, в результате чего развивается запредельное. Для исключения запредельного торможения необходимо переключить детей на другую работу. В конце урока внутреннее торможение ослабевает и ребенок легко реагирует на посторонние раздражители, в результате чего возрастает подвижность и ослабевает внимание. Чем сильнее внутреннее торможение, чем сложнее работа, тем быстрее торможение ослабевает и значительно легче растормаживаются двигательные центры. Благодаря слабости внутреннего торможения ребенок сам, без помощи взрослого, не в состоянии сдерживать двигательную активность. Поэтому на уроке он сдерживает двигательную активность только в присутствии учителя, а дома он не может ее сдерживать. А с другой стороны, это – биологическая потребность ребенка, которая необходима детям для интенсификации роста и развития. Но она необходима и как двигательная разрядка, в результате которой возбуждение переключается на нервные клетки моторной зоны коры. Это по индукции обеспечивает торможение и отдых утомленных в процессе умственной деятельности нейронов коры головного мозга в сенсорных и ассоциативных областях.

Переутомление у детей и подростков

Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к различным внешним воздействиям. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, как он развивается, во многом зависит его будущее, эффективность его школьного обучения, а в известной мере и его последующие успехи в общественно-полезной трудовой деятельности.

Создание оптимальных педагогических, социальных, гигиенических условий развития ребенка-дошкольника требует углубленного исследования его психофизиологических возможностей. Оптимальные условия реализации этих возможностей складываются лишь тогда, когда программа обучения и воспитания, режим дня, формы и методы воспитательно-образовательного процесса, мероприятий, укрепляющих здоровье, строятся в соответствии со специфическими особенностями детей данного возраста.

В ДДУ вводятся все новые обучающие программы, призванные помочь как можно лучше и качественнее подготовить детей к школе. В качестве примера рассмотрим работу по оценке динамики утомляемости детей, посещающих ДДУ, в котором осуществляется обучение детей по системе голландского психолога Марии Мантессори. Занятия с детьми в возрасте 5-7 лет проводятся ежедневно, согласно расписанию, по арифметике, родной речи, географии, природоведению, а также искусству. Особенностью организации и проведения занятий является то, что в группах занимаются дети разного возраста (от 4 до 7 лет) и часто в роли “воспитателя” выступают одногруппники.

Два раза в неделю в понедельник и пятницу в одно и то же время у детей оценивались показатели артериального давления и частоты пульса. Общее количество обследованных – 27 детей в возрасте 5-7 лет – 15 девочек и 12 мальчиков. К концу недели у детей достоверно повысились показатели пульса с 82±1,2 до 88±1,4 ударов в минуту, учащение пульса отмечалось у 67% детей. Систолическое, диастолическое и пульсовое давление за неделю статистически достоверно не изменились, но следует указать, что у 29% детей артериальное давление незначительно повысилось, а у 22% - понизилось.

На втором этапе проанализировали оценку работоспособности детей педагогами, работающими в группах, согласно разработанной анкете, которую заполнял педагог. В анкете по пятибалльной системе оценивались следующие показатели:

  • Устойчивость внимания во время учебного процесса;
  • Сосредоточенность во время самостоятельной деятельности, самоорганизация;
  • Точность выполнения задания;
  • Стремление к завершению начатого дела.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.