Особенности поведения нервных детей

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.


доклад Неврозы у детей Тип работы: доклад. Добавлен: 06.06.13. Год: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru:

Введение. Проблема, связанная с нервно-психическими расстройствами у детей становится все более актуальной. Нельзя упускать ни малейшего шанса для ее решения. Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость, чем отклонения в соматическом статусе или физическом развитии [3]. По мнению Баранова А.А.(2006) и Алексеева С.В.(2000), оценка состояния нервно-психического здоровья ребенка-это констатация наличия факторов и условий для последующего оптимального развития, гарантия достижения к взрослому периоду жизни биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, а также возможности длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни. Нервно-психическое развитие обеспечивает интеллектуальные способности и реализацию личности, должный уровень и качество жизни, являясь значимым фактором, определяющим здоровье детей [3]. В настоящее время в России рождение детей, относящихся к группе риска по нарушениям нервно-психического развития, составляет от 85 до 93 % [5].Данные дети формируют особую группу часто болеющих детей со склонностью к хронизации процессов, множеством сопутствующей патологии различных органов и систем, заболеваниями кожи и респираторными аллергозами. Частыми являются отсутствие или позднее развитие общих моторных навыков и мелкой моторики пальцев кисти, задержка развития гуления, лепета, эмоций, игровой деятельности, а в дальнейшем речевых навыков и когнитивных функций, психо-соматических дисфункций, а также органической патологии ЦНС, снижение адаптивных возможностей и уровня интеллекта. Значимыми последствиями являются возникновение детского церебрального паралича, эпилепсии, эмоциональных и поведенческих нарушений [2].

    Причины неврозов.
Нервно–психические нарушения обусловлены перинатальным повреждением ЦНС, которое в дальнейшем вызывает психо-неврологическую и соматическую патологию. Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного, но и развитие, и совершенствование новых репродуктивных технологий, достижения в области интенсивной терапии и выхаживании новорожденных группы высокого риска с перинатальной патологией, снижение смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела [1].
Причины, лежащие в основе неврозов:
    Наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголики, наркоманы и т.д.).
2.Отсутствие правильного режима (нарушение режима трудовой деятельности, сна и бодрствования, питания, переутомление и т.д.).
3.Заболевания — острые и хронические, отравление ЦНС.
4.Всякие длительно действующие раздражители, которые носят характер или постоянный, или сверхпороговый (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха).
5.Отрицательные эмоции, которые могут носить постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы. В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем носят функциональный характер.
Нервность чаще всего развивается у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: подолгу не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка.
Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.
У детей с легковозбудимой нервной системой тормозной процесс резко ослаблен: они недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны.
У детей уравновешенно подвижного и уравновешенно медленного типа высшей нервной деятельности нервность встречается значительно реже и проявляется менее заметно.
При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций различных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т. д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других их бывает несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.[4]

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Когда в семье появляется ребенок, хочется воплотить все мечты по воспитанию идеального члена семьи и вырастить настоящего помощника, чтобы он был счастливым, понимающим, спокойным и дружелюбным.


Кажется все так просто, но в наше время все чаще можно столкнуться с обратной стороной медали. Маленький член семьи начинает агрессивно отвечать на внешнее воздействие, появляются проблемы в общении с другими детьми, при контакте с родными, страдает здоровье.


Родители начинают искать способы устранения проблемы в интернете, книгах, у знакомых, врачей, так не разобравшись в истинных причинах такого поведения.


Такой способ ничуть не упрощает ситуацию, а иногда даже усугубляет ее, ведь причина и следствие всегда идут рядом и нужно заручиться выдержкой и стойкостью, чтобы ситуация стала понятной в своих истоках. Когда это случится, тогда уже можно говорить об исправлении поведения и прийти к результативности.

Что такое нервное поведение ?

Нервность проявляется по-разному. Естественно, что капризность для детей вполне естественная вещь. До 3-х лет, пока формируется основные механизмы личности, им сложно выразить свои эмоции, переживания, страхи и желания. В связи с этим можно заметить повышенную возбудимость. Патологической она становится когда:

  • Интерес малыша быстро переключается, внимание рассеяно и он не может длительное время заниматься одним делом. Одна из причин такого поведения-синдром дефицита внимания. При этом он импульсивен и гиперактивный.
  • Речь становится чрезмерно быстрой и неразборчивой. Он может часто перебивать собеседника, слишком ярко выражать эмоции, не замечая ничего вокруг и не контролируя себя.
  • При повышенной нервозности страдает здоровье. Это может проявляться в бессоннице или повышенной сонливости, нервном тике, потере аппетита, недержании мочи, слабом иммунитете и других неприятных последствиях.
  • Частые перемены настояние, сменяющиеся усталостью на агрессию и наоборот. Перед сном малыш может проявлять чрезмерную капризность, плаксивость. Повышен эмоциональный отклик на происходящее.
  • Мнительность и неуверенность в себе.


Главное вовремя заметить подобные симптомы и быть готовыми к тому, что придется менять не только жизнь юного члена семьи, но и свою.


Причины изменения в поведении из-за физических потребностей

Очень важно создавать все необходимые условия для полноценного развития младенца и его комфортной жизни, в окружении тепла и заботы. Дети в возрасте одного года вероятнее всего испытывают неудобства бытового характера, из-за которых может изменяться их нрав.


Тревожные расстройства возникают если:

  • Не соблюдается режим дня.
  • Ему не обеспечивается длительный сон в спокойной тихой обстановке;
  • Питание, которое он получает, неполноценное. Нехватка витаминов и макроэлементов сильно влияют на нервную систему и, как следствие, личность малыша.
  • Физические нагрузки недостаточны или чрезмерны;
  • Не соблюдаются правила гигиены.


Так, неправильное питание и недостаток внимания могут служить спусковым механизмом к агрессивным действиям, нервности и других проблемам психоэмоционального характера, приводящим к проблемам со здоровьем.


Но иногда, первопричины могут не зависеть от факторов внешней среды, воли взрослых и не могут решиться изменением порядка дня. Вот некоторые из них:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • Травмы головного мозга;
  • Врожденные нарушения в работе нервной системы и др.


Эти причины имеют более серьезный характер и могут поддаваться лечению только под контролем узконаправленного врача или психолога.


К счастью, родители чаще всего сталкиваются с пробелами в воспитании и взаимоотношениях с карапузом. Тогда натуру малыша можно корректировать собственными усилиями.


Советы психолога в решении проблемы

Развитие ситуации и устранение оснований для девиантного поведения, вызвавших нервозность, зависит в первую очередь от реакции старших членов семьи на происходящее. Психологи советуют с терпением и пониманием относится к выходкам малыша и срывам по пустякам.


В ответ на проявление агрессии с его стороны нужно проявлять спокойствие и ни в коем случае не повышать тона, не унижать достоинство ребенка и не применять грубую силу. В момент вспышки лучше всего пойти на встречу и узнать причины такого поведения.


Психологи предлагают использовать несколько методик:

  • Предложите заняться рисованием. Пусть он нарисует на листе свою причину срыва, а потом разорвет его.
  • Попробуйте отвлечь отпрыска и переключить его внимание на другое занятие или событие.
  • Увлеките его спортивной игрой или упражнениями.


Чаще всего лечение нервного ребенка сводится к соблюдению определенного режима дня. Малышам это не всегда нравится, поэтому коррективы в досуг лучше вносить в форме игры, планирования совместного досуга.





Не нужно оказывать давление и принуждать и без того переживающего стресс сына или дочери. Все должно быть плавно и мягко, ненавязчивость станет основным залогом эффективности.


В какой-то момент стоит просто поговорить и объяснить, почему стоит делать так, а не иначе и почему теперь лучше будет вместе выполнять определенные новые задачи. Нервный темперамент требует особого отношения.


Родителям придется научить в первую очередь себя терпимости и найти больше времени, которое они будут уделять малышу. Вместо того, чтобы чадо в очередной день просидело за экраном телевизора, лучше будет пойти с ним на прогулку по парку или поиграть в настольные игры, заняться творчеством и т.д.


Всем членам семьи придется приложить усилия, изменить свою жизнь, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой и укрепить его нервную систему. Только тогда в доме вновь будет витать атмосфера семейного уюта и благополучия.


Профилактика

Большинство проблем с поведением возникает из-за семейных конфликтов, недостатка внимания со стороны взрослых и проведенного времени вместе, тотального контроля и других крайностей, которые могут не замечать родители. Поэтому следует всегда считаться с чувствами ребенка и чаще беседовать с ним о том, что его может беспокоить.





Помните, наилучшей профилактикой психологических проблем в семье является благоприятная обстановка и добродушный эмоциональный настрой членов семьи.

Нервность чаще развивается у детей слабого типа ВНД, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительного действия раздражителями: шум, поведение взрослых, запреты, подавление инициативы, перегрузка информацией.

Нервные дети этого типа заторможены, пугливы, застенчивы.

У детей других типов ВНД нервность встречается реже и проявляется менее заметно.

У детей при невротических реакциях встречается расстройство функций различных органов: речи, пищеварения, мочеотделения и др. У некоторых детей может быть один симптом, у других – несколько.

2. Большинству нервных детей свойственна эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменение t воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха.

Периоды возбуждения сменяются периодами торможения – угнетения, настроение и поведение резко меняются.

У маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг: собака, выскочившая из-за угла, человек в маске, громкий звук. Это естественно, у здоровых детей проходит быстро. У нервных детей чувство пережитого страха остается надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков, боятся животных, насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы. Страх возникает ночью под впечатлением тревожных сновидений.

НАРУШЕНИЕ СНА

Нарушение сна наблюдается довольно часто. С трудом засыпают, спят неспокойно, часто просыпаются с жалобами на боли в руке, ноге и т.д., просят пить, требуют игрушек. Могут ходить во сне. Если дверь открыта, могут выйти на улицу. Ребенка надо осторожно уложить в постель, не испугать и не ждать, чтобы он улегся сам.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Могут бурно проявлять свои переживания: изгибаются, мышцы судорожно сокращены, тело напряжено. Старшие бьются руками, ногами, головой о пол.

Может возникнуть торможение под влиянием сильных психических переживаний – торможение двигательной сферы – парезы, параличи конечностей, глазных мышц – косоглазие.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ

Сосание пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм – эти привычки часто встревоженных детей, в воспитании которых допущены ошибки: запугивание, одергивание. Невротические состояния осложняются.

РАССТРОЙСТВО РЕЧИ

Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет). При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или слоги, или делают внезапные остановки в середине слова, иногда фразы. Дыхание становится неровным прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движение рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, говорит шепотом, предпочитает молчать. Такие дети изъясняются жестами, застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей.

Разговаривать с ними надо спокойно, не торопясь, внятно, слова не разбивать на слоги. Необходимо такого ребенка показать логопеду, посоветоваться с врачом – невропатологом.

Энурез встречается довольно часто: в ночном и в дневном сне. Энурез – сложный комплекс симптомов – целостный синдром включает:

- непроизвольное мочеиспускание во сне;

- изменение двигательной активности;

- нарушение эмоционального поведения.

Непроизвольное мочеиспускание происходит начиная с 3 лет и старше (до этого – физиологическая норма). Различаются различные формы энуреза: простую, невротическую, невропатическую, эндокринопатическую, эпилептическую и дипластическую.

Принудительное пробуждение – недопустимо, вызывается нарушение структуры сна и затрудняет выработку условных рефлексов. В начале заболевания ребенок мочится за ночь 1 – 2 раза, в запущенных случаях – 4 раза и больше. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими – 1 - 2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения – способствует энурезу.

Энурез отрицательно сказывается на психике ребенка. Дети стыдятся , болезненно реагируют на насмешки, развивается робость и неуверенность в себе.

Нельзя упрекать, стыдить, надо убедить, что это не результат плохого поведения, а болезнь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.