Особенности воспитания нервного ребенка

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.


Большинство детей в жизни и труде, в повседневном поведении всегда активны, радостны, бодры, выносли­вы. Но порой встречаются и дети пассивные, замкну­тые, плохо выдерживающие более или менее длитель­ное напряжение. Обычно они отличаются высокой впечатлительностью и чувствительностью даже к сла­бым раздражителям. Эти черты в поведении отдельных детей в первую очередь объясняются особенностями их нервной системы. Такие дети являются, по определению И. П. Павлова, представителями так называе­мого слабого нервного типа. Об этом важно помнить, чтобы не смешивать того, что есть следствие условий жизни и воспитания, с тем, что является проявлением особенностей самой нервной системы.

Черты темперамента впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:

Как ведут себя дети этого типа? Они с ранних лет чрезвычайно чувствительны и восприимчивы: могут быстро и легко замечать не­значительные изменения в настроении людей, а также слабейшие шорохи, звуки, оттенки. Они видят даже то, что для многих остается не­замеченным: легкую тень досады или искорку радости на лице, незаметные движения, незначительные изме­нения в костюме или походке.

Эти дети очень сильно переживают, когда читают книги и смотрят фильмы. События настолько захваты­вают их, что в глазах появляются слезы, хотя они ста­раются отвлечься от волнующих событий. Воспоминания о них вызывают необъяснимую душевную боль.

Повышенная чувствительность, нервозность прояв­ляются и тогда, когда им приходится что-нибудь само­стоятельно решать, делать, особенно в незнакомой и необычной обстановке. На все новое впечатлительные дети реагируют с большой, даже избыточной, тратой сил, часто бывая при этом озабоченным. Какой-нибудь пустяк, а у ребенка уже напряженное лицо, глубокий вздох. Например, отец поручил сыну расплатиться с шофером такси, а тот переживает это как важней­шее событие в своей жизни.

Особенности детей со слабой нервной системой проявляются также в учебной и физической работе. Таких учеников легче приучить к тщательности в повседневных делах, чем детей сильных типов, особенно сангвиников и холери­ков. Они лучше работают в однообразных условиях, быстро и легко привыкают к режиму дня и работы, так как однообразная деятельность не может вызвать очень большого возбуждения, которое может привести к перерасходу сил и торможению нервной системы. Поэтому и родителям, и учителям приходится счи­таться с недостаточной выносливостью и с легкой утомляемостью впечатлительных детей.

Длительная напряженная работа, будь то физическая или умст­венная, для них утомительна. Если на первых уроках они работают хорошо, то дальше — хуже. Особенно быстро устают дети слабого типа в новых условиях. Им осбенно трудно учиться в первом и в пятом классах. Лучше всего им работается дома, когда никто не мешает, или же в укромном уголке библиотеки.

В шумной напряженной обстановке и простые дела кажутся детям со слабой нервной системой сложными, и легкие задачи — тяжелыми. В период экзаменов и других волнующих событий они бывают или пассивными, вялыми, или раздра­жительными, крикливыми, а если уж случается какое-нибудь несчастье, то и совсем обессиленными, больными.

В отличие от учащихся сильных типов у детей слабого нервного типа обнаруживается быстрая тормозимость, скованность, если им приходится действовать в зависи­мости от обстановки. Когда перед ними ставят неожи­данный вопрос и они затрудняются сразу ответить, у них обычно растерянный вид, напряженное лицо, они не знаю, куда себя деть. На уроках после заданного вопроса робко поднимают руку, а, услышав свою фамилию, вздрагива­ют и, медленно встав, отвечают.

Впечатлительный ребенок может обидеться из-за пустяка: заплакать, если перед его появлением закончили беседу или, скажем, не передали шутку, над которой все смеялись (а вовсе не над ним).

Особенности воспитания впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:


Нужен осторожный подход к впечатлительным де­тям. Здесь ошибки в воспитании могут вести не только к таким отрицательным чертам, как пугливость, раздражительность, но и к болезни, к нервному рас­стройству.

1. Прежде всего для детей со слабой нервной системой прямо-таки жизненно необходим продуманный режим дня в школе и дома. Режим, как известно, связан с боль­шой устойчивостью и ритмичностью в образе жизни, что очень важно для экономного расходования нерв­ной энергии, в чем и нуждаются слабонервные дети. Важно в определенное время готовить уроки, помогать по хозяйству, отдыхать и заниматься спортом.

2. Итак, режим укрепляет нервную систему. Но нужно ли ставить детей в изменяющиеся, новые условия? Нужно, но только с учетом их особенностей и состояния. Изменение режима уместно, когда детей ничто сильно не утомляет: например, во время каникул. Когда учащиеся отдыхают, у них естественным образом ломается привычный распорядок дня. Важно каждый день видеть что-то новое: ходить в поход, в лес, на речку. Это бодрит и придает сил. Но во всех случаях следует избегать таких резких пере­мен в жизни ребенка, которые могут привести к нерв­ному перенапряжению, к срыву. Особенно вредна вся­кого рода штурмовщина и в учебе и в труде.

При соблюдении же постепенности впечатлительные дети овладевают и чрезвычайно трудным делом. Некоторым удается даже стать выносливыми спорт­сменами. В чем секрет? На тренировках слабым детям удобнее начинать с более легких упражнений, а потом переходить к более трудным. А выйдя на лед, делать столько кру­гов, сколько нужно — сначала пять, а теперь восемь, девять и даже десять.

4. Важно, чтобы все впечатления и трудности были посильными для ребенка и не вели к переутомлению. Родителям, если они хотят добра своему восприимчивому ребенку, необходимо стать вдумчивыми вос­питателями.

5. Для детей особенно вредны, а для впечатлительных прямо-таки пагубны алкоголь и папиросы. Ребята и баз того ежеминутно возбуждаются чем-то новым. И если к этому добавить еще искусственные возбуж­дающие средства, то у них легко может возникать переутомление, не говоря уже о нервном расстройстве от яда алкоголя и папирос. Отказывать в каких бы то ни было излишествах — у ребенка не должно быть избытка всего возбуждающего, даже шоколада, кофе, какао.

6. Заботливость и требовательность в семье и школе воспитывают у чувствительных детей уверенность, смелость, активность. Важно доверять им общественные поручения, иногда очень ответственные, давая увлечься активной жизнью.

9. Впечатлительных детей приходится больше, чем других, учить преодолевать боязнь, пугливость и страх. При этом немаловажную роль играет чувство коллективизма и ответственности за общее дело.

10. Нерешительным детям часто не хватает уверенности в себе, им постоянно кажется, что они этого не не справятся с заданием. В противоположность сангвиники и холерики легко берутся и за незнакомую работу. Поэтому, прежде чем поручить новое дело ребенку слабого нервного типа, воспитателям следует подготовить его хорошенько. Такие дети способны выступать публично, если твердо знают текст выступления. Только тогда их можно за­ставить смело взяться за дело, когда они основательно по­вторили необходимый учебный материал.

11. У впечатлительных детей важно поддерживать хоро­шее самочувствие. В бодром настроении они могут легко преодолеть робость, пугливость, неуверенность, утомляемость, легко освоиться с условиями, ранее смущавшими их; хорошо выполнить задания, казав­шиеся им невыполнимыми. Однако это не значит, что детей, даже впечатлительных, надо всячески обере­гать от ослабляющих отрицательных чувств: огорчения, печали, слез. В жизни, наверняка, всегда будут при­чины, вызывающие их. Поэтому важно приучить ре­бенка безболезненно переносить переходные состоя­ния— от печали к радости, от уныния к веселью. Прав К. Э. Циолковский, утверждая, что сила человека опре­деляется и тем, насколько он может выдерживать большие колебания противоположных чувств. Чем ши­ре амплитуда колебаний чувств, тем сильнее человек.

Таковы некоторые особенности воспитательной рабо­ты с впечатлительными детьми. Не имеется каких-то совершенно особых средств подхода к ним, как и к детям других темпераментов. Однако для разных типов темпераментов те или иные педагогические приемы и методы берутся в разных дозах и в разных сочетаниях. Например, различные приемы воспитания смелости нужны в отношении ко всем детям, но особенно к впечатлительным, так как они легко проявляют скованность, пугливость.

При правильном педагогическом подходе ни у одно­го ребенка темперамент не может являться помехой формирования любых моральных качеств и спо­собностей. У впечатлительных детей, как и у других, присутствуют черты сильной личности.

Метки: воспитание очень впечатлительных, чувствительных детей, воспитание ребенка со слабой нервной системой, слабая нервная система у ребенка — что делать?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:


Консультация по воспитанию ребенка с учетом типа нервной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitaniya_s_uchetom_osobennostey_nervnoy_sistemy_vospitannika.docx 29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Знание черт темперамента дает возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Судить к какому типу ВНД ( высшей нервной деятельности) принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения. Типы ВНД являются врожденными, хотя под педагогическим воздействием могут в некоторой степени изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

На сегодняшний день выделяют 4 типа ВНД:

Холерик – ребенок возбудимого типа – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением.

Все реакции ребенка носят ярко выраженный характер. У детей этого типа выразительная мимика, резкие порывистые жесты, быстрая громкая речь. Ребенок стремится воздействовать на все, что видит.

Дети – холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся взять на себя главную роль. Все же, что требует сосредоточенности, сдерживания собственных желаний, вызывает у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой нервной системой, как правило, с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу включается в обычный режим. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, вспыльчивы, с трудом подчиняются правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Рекомендации по взаимодействию с детьми холерического темперамента:

  1. С пониманием относиться к проявлениям активности ребенка;
  2. Говорить с ребенком тихим, спокойным голосом, но требовательно, без уговоров;
  3. Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка ( подвижные игры, телевизор и т.д.). за 2 часа до сна только спокойные игры и занятия;
  4. Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание ( настольные игры, но не соревновательные, конструктор, рисование, лепка), все, что требует усидчивости;
  5. Воспитывать у ребенка умение управлять собой ( игры с командами, в которых ребенок будет вынужден подчиняться);
  6. Приучать ребенка к правилам общения: говорить спокойно, не перебивая говорящего, просить, а не требовать и т.д.;
  7. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Сангвиник – ребенок спокойного типа – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой.

У ребенка – сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный режим, подчиняется распоряжениям взрослых. Эти дети легко вступают в контакт с другими детьми. Ребенок за короткое время легко осваивается в новых условиях детского сада, школы и т.д., период привыкания очень недолог. Общительность, покладистость располагает к ним взрослых.

Из-за того, что нервная система сангвиника очень податлива и пластична, они легко переключаются с одного на другое. В одних случаях это играет положительную роль (ребенок легко включается в новые виды деятельности), но в тоже время это может принести и вред ( имея много товарищей, друга , как правило, нет, за все берется и не доводит до конца начатое). Основное свойство маленького сангвиника – неустойчивость ( поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но они так же быстро и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком – сангвиником – формирование у него настойчивости.

Рекомендации по взаимодействию с детьми сангвинического темперамента:

  1. Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
  2. Обращать на мелкие нарушения со стороны ребенка ( не убрал игрушки);
  3. Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством;
  4. Небрежно выполненную работу необходимо предлагать переделать. Главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
  5. Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
  6. Учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные отношения.

Флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему.

Дети – флегматики трудно засыпают, после сна некоторое время остаются вялыми. Все реакции таких детей нечеткие: смеются негромко, мимика слабо выражена, речь неторопливая, с паузами.

Ему трудно реагировать на любые воздействия. Прежде чем начать какую – либо деятельность происходит период раскачки. Флегматик способен длительное время выполнять однообразные действия, он не устает при этом. А вот быстро остановиться и приступить к другому делу ему очень трудно.

Поведение ребенка – флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но сформировавшись, становятся очень прочными. Все новое воспринимается не сразу, малыш долго приспосабливается к режиму детского сада, с трудом расстается с родителями, неохотно знакомится с новыми людьми. Любое дело выполняет тщательно и аккуратно.

Положительные стороны – это стремление к усидчивости, добросовестности; отрицательные – вялость, низкая активность.

Рекомендации по взаимодействию с детьми флегматического темперамента:

  1. Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее воздействие на нервную систему ребенка;
  2. Не следует отстранять ребенка от деятельности, которая требует приложения усилий;
  3. Следует чаще хвалить ребенка за скорые действия;
  4. Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры – соревнования; следует побуждать ребенка к активности, к подвижным играм;
  5. Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.

У детей с трудом формируются привычки и навыки, но все что у них удается сформировать, отличается прочностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.

Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребенка – меланхолика. В то же время он имеет и ценные свойства: чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей. Дети с большим трудом входят в новый коллектив, плачут, отказываются от деятельности.

Рекомендации по взаимодействию с детьми меланхолического темперамента:

  1. Нужно ограничивать шум, новые знакомства, постепенно вводить ребенка в новые условия;
  2. Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, подчеркивать его недостатки;
  3. Целесообразно беседовать с ребенком, т.к. он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно и определенно;
  4. Ребенку полезно заниматься спортом;
  5. Необходимо разнообразить жизнь ребенка;
  6. Надо привлекать ребенка к совместному со взрослым труду;
  7. Важно развивать у ребенка общительность;
  8. Необходимо поддерживать у него положительные эмоции.

Рекомендуемые игры и упражнения для детей холерического и сангвинического темперамента:

Путешественник сидит за столом и изучает карту. ( необходимо позой и мимикой изобразить трудный мыслительный процесс).

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился, наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? (руки сложены на груди, ребенок внимательно смотрит по сторонам).

Жила девочка Галя. У нее была кукла Таня. На однажды пришел кот Васька и свалили куклу на пол. Когда Галя увидела, что наделал кот , она стала его ругать. Васька стоит перед ней, опустив голову, ему стыдно. ( показать как стыдно Ваське).

Дети сидят на стульях, замерли. Водящий проходя мимо них, должен слегка щекотать детей. Они должны не рассмеяться и сохранить неподвижность.

Ведущий кладет руки на стол и затем поднимает их вертикально вверх, дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука А.когда руки подняты вертикально вверх надо сказать АХ и сразу замолчать.

Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы да и нет. Например: ты ходишь в школу? Ты бывал в лесу? А тот кто отвечает, должен обязательно ответить наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры.

Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтоб он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему надо быть. Но у каждого родителя должен быть свой совет. Далее выбирают одного ребенка на роль ребенка, сажают его в центр и дают советы. В конце можно обсудить советы и чувства детей в разных ролях.

  1. Упражнение на развитие произвольности внимания.

Ребенку дают лист бумаги просят нарисовать 10 треугольников, далее ребенка предупреждают быть очень внимательным, т.к. инструкцию дадут только 1 раз : закрась 3-красным, 5– зеленым, 10- синим карандашом.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркнуть все буквы А. ( на отдельном графике можно фиксировать успехи ребенка, так чтоб ребенок наглядно видел результат).

  1. Упражнение на произвольность поведения.

Дать ребенку лист с геометрическими фигурами и просят закрасить их все, предупреждая, что работать надо аккуратно, время не играет роли. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. ( в 6-7 лет норма 15-20 фигур).

Рекомендуемые игры и упражнения для детей флегматического и меланхолического темперамента:

1 ребенок с помощью пантомимы пытается рассказать всем знакомый стих, а остальные пытаются угадать о чем идет речь.

Для этой игры нужны несколько картинок конфликтного содержания. Взяв 1 картинку, ребенок должен предложить выход из данной ситуации.

Я хочу ….. я могу….. я сделаю……

Можно попросить ребенка объяснить ответ.

Можно обсудить, как он будет выглядеть, что будет делать, как будет себя чувствовать, какие будут с кем отношения и т.д. упражнение позволяет показать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

Ребенку предлагают рассказать о своем друге. Важно, чтоб ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнув положительные стороны другого.

Ребенок должен повторять жесты и движения за другим человеком.

Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый представит свое имя, написанное на бумаге. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя таким, каким вы его представляли себе.

Сегодня мы проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше будет хвастаться. А хвастаться мы будем своими соседями. После конкурса дети выбирают победителя, делятся впечатлениями кому что понравилось больше: слушать рассказы или самим рассказывать.

В этой игре необходимо придумать как можно больше вариантов использования знакомых предметов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.