Особенности высшей нервной деятельности человека познавательный процесс

1. Отметьте формы высшей деятельности общие для человека и животных.


2. Иван Петрович Павлов все предметы и явления внешнего мира относил к первой сигнальной системе, а речь - ко второй сигнальной системе. Он считал, что предметы и явления внешнего мира могут быть обознаяены и замещены словом. Верно ли обратное утверждение: каждому слову соответствуют определенные явления и предметы? Ответ подтвердите фактами.

Да. Каждое слово обозначает: предмет (стол, Луна, ложка и т.п.) или явление (гроза, ветер и пр.).

3. Каждому слову свойственно обобщение. Обобщает ли слово один?

1. Все ли наши движения имеют осознанный характер? Для выяснения проведите опыт. Заполните таблицу.

Туловище инстинктивно наклоняется вперед и только после этого человек может встать. попробуйте встать не наклоняясь.

1. Головной мозг человека имеет центры речи. Однако на каком языке он "заговорит", зависит от его языковой среды.

2. Известно, что речь выполняет две функции. Назовите их.

Функции речи
Внешняя речьВнутренняя речь
общение, устная передача данных позволяет мысленно рассуждать, анализировать, моделировать ситуации

Работа 183. Изучение познавательных процессов начните с ощущений и восприятия.

1. Слева в таблице даны определения двух познавательных процессов. Как называются эти процессы?

ОпределениеНазвание процесса
Отражение отдльных свойств предмета при воздействии его на наши органы чувств ощущение
Отражение предметов и пространства в целом, воздействующих на наши органы чувств восприятие

2. Приведите примеры процесса ощущения и восприятия.

Ощущение: горький вкус, горячий чайник.

Восприятие: речь, звуки.

3. Приведите примеры ошибок восприятия.

Физические иллюзии - предметы, которые находятся в пробирке с водой, выглядят увеличенными и деформированными.

Иллюзия перспективы - предмет 1 стоит близко, предмет 2 - далеко. Они одинаковые, но дальний объект будет казаться меньше.

Иллюзии стрелок - расходящиеся стрелки увеличивают размер линии, а схоядщиеся его уменьшают.

Иллюзии контраста - серый цвет, окруженный ччерным, кажется светлее серого, окруженного белым.

Иллюзии установки - возьмем три пятна: пока нам не скажут, что мы может там разглядеть кролика, мы его не увидим. Установка помогает осмыслить предмет.

Другие иллюзии, которые не названы когнитивные, парейдолические, движения.

4. Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана "У омута". Почем смотрящему издалека мост кажется большим, а рассматривающему картину вблизи - маленьким. В чем здесь проявляется иллюзия расходящихся стрелок?

Это принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются.

1. Что мы называем объектом воспрятия?

Вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность.

2. Что называется фоном?

Цвет или фигуры, окружающие объект.

3. Найдите пропавшую собаку на рисунке 109. Почему ее трудно найти?

Потому что пятна собаки слились с общим фоном.

4. С помощью речи можно влиять на восприятие другого человека. Откройте тетрадь на с.76 и рассмотрите картину И. Левитана "У омута". Обратите внимание на спилы бревен моста, соединяющеих берега реки. Они будут обращены к вам, с какой стороны вы не посмотрите. Объясните, почему эту иллюзию начинают идеть после того, ак им о ней скажут.

Это "иллюзия установки". Если рассказать человеку о иллюзии, он заметит еее.

1. Определите познавательный процесс, при котором, опираясь на ресь, вы можете соранять в сознании прошлый опыт и повторно его использовать.

2. Укажите три основных процесса памяти и перечислите в талице виды памяти.

Основа деленияКлассификация (виды памяти)
Время сохранения долгосрочная, короткосрочная
Осознанность механическая, логическая
Вид анализатора, участвующего в запоминании зрительная, слуховая, моторная, вкусовая
Участие органов чувств при воспроизведении воображение, зрительый орган, речь

3. Проверьте свою механическую и логическую память. Попытайтесь за 1 мин запомнить 10 слов из первого ряда, а потом 10 слов из второго ряда.

I. Утро, часть, корыто, глаз, машина, сукно, звонок, свет, расчет, кость.

II. Кровать, одеяло, холод, завтрак, спешка, портфель, бег, школа, дверь, опоздание.

Укажите количество верно воспроизведенных слов

Ответьте на вопросы.

В каком случае использовалась логическая память? В каком механическая?

В 1 случае механическая, во 2 - логическая.

Сделайте вывод: запомнить проще, если использовать логическую память.

Какие слова запомнились лучше: в начале ряда, в середине или в конце?

1. Как вам легче учить материал?

2. Какими способами вам удается устранить или ослабить трудности, возникающие при воспроизведении материала в классе у доски? Заполните таблицу.

Выпадение из памяти имен, дат, терминовНарушения последовательности заученного материалаВолнениеДругие причины
Подбор зрительных ассоциаций составление памяти тщательное изучение материала запоминание путем поиска ассоциаций

Работа 187. Проанализиуйте сюжет и напишите, где исследователь опирался на восприятие, а где - на процессы мышления?

Антрополог, исследуя бедренную кость древнего человека, обнаружил хорошо развитые костные гребни и бугристость. Восприятие .

На оосновании этого он сделал вывод, что кость принадлежала физически сильному человеку, которому приъходилось много ходить и бегать, участвовать в охрте и битвах с соседними племенами. Мышление .

Разработка урока биологии в 8 классе с использованием технологии РКМЧП. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Разработка урока с компьютерной презентацией 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биологии в 8 классе

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Программа: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы (под редакцией И.Н. Пономаревой). – М.: Вентана – Граф, 2009.

Название урока: Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Общая тема: Поведение и психика.

Тип урока: Изучение нового материала

А) по содержанию:

Образовательная: В результате урока учащиеся должны знать понятия внешняя и внутренняя речь, называть познавательные психические процессы человека: мышление, воображение, ощущение, восприятие, память, и различать виды памяти.

Развивающая: Посредством работы с текстами, ученики продолжают учиться структурировать информацию, развивать логические навыки.

Воспитательная: Ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной и коллективной работы.

Б) дидактическая цель учителя: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Главная проблема: Формирование собственных. взглядов, протест против диктата взрослых, трудности самоконтроля и планирования деятельности , характерные для старшего подросткового возраста, приводят к слабому вниманию на уроках, отрицанию научных взглядов в изложении учителя. Что в конечном итоге препятствует формированию у детей прочных знаний, умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, элементы технологии РКМЧП.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы к уроку:

1) А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2009.

4) Раздаточный материал (тексты и разрезные блоки для схемы на каждого ученика)

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Создание комфортной рабочей атмосферы урока. Подготовка учащихся к работе на уроке

Готовность учеников класса к работе

2.Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов)

  • Какую тему вы изучаете, ребята?

( ВНД. Поведение и психика)

На доске и в тетрадях фиксируется тема урока.

Обеспечение мотивации и постановки учащимися целей учебно-познавательной деятельности.

Обеспечивает индивидуальную и коллективную деятельность.

Фиксирует на доске ответы учеников для дальнейшей работы.

Обеспечивает мотивацию на УД

Готовность учеников к активной учебной деятельности.

Используя ранее полученные знания ученики предполагают, что речь идет о памяти, речи, мышлении.

Дети присваивают цели, предложенные учителем.

Работают индивидуально, фронтально, в парах.

Нацеливаются на активное восприятие нового материала

3.Усвоение новых знаний (Реализация смысла)

  • Какими способами мы получаем сигналы из внешнего мира?( от органов чувств и речи)
  • Какой способ стоит на первом месте в нашей жизни? (первый)

Сигнальные системы: первая (сенсорная) , вторая (слово) (Павлов)

  • Речь – главное, что отличает человека от животных.

Беседа и заполнение схемы:

Виды речи

Внешняя Внутренняя

Письменная Устная (направлена на себя)

  • символ конкретного предмета или явления
  • может быть обобщающим, конкретным
  • отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, т.е. является "сигналом сигналов" (И.П. Павлов)

Речь – могучий фактор развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллект, воля, характер. Мы познаем свою историю и опыт предков. Т.е. речь – особый тип деятельности.

  • Познавательные процессы

Следующий этап – память и мышление. Они относятся к познавательным психическим процессам. (фиксируется на доске)

  • Используя текст учебника ст.224, определите, что еще относится к психическим познавательным процессам. Впишите в схему.







  • 1 й ряд постарайтесь самостоятельно сформулировать, что такое память.
  • 2 й ряд найдите определение памяти в учебнике на ст. 225.
  • 3 й ряд найдите определение памяти в тексте по философии, который лежит на парте.
  • Ваша задача: Выделить в нем те слова и словосочетания, которые, на ваш взгляд определяют понятие памяти. Работаем 3минуты

Обсуждение. Ключевые слова:

1. свойство нервной системы хранить информацию

2. сохранять и воспроизводить информацию

3. накопление и сохранение информации.

Самостоятельное выведение каждым учащимся понятие памяти, используя ключевые слова и словосочетания.

Память - это свойство нервной системы накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Этапы:

запоминание→ сохранение → воспроизведение

  • Где в организме искать память? (слайд № )
  • Какая бывает память?

  • По времени сохранения информации
  • По характеру психической деятельности
  • Характеру приобретения информации
  • От чего зависит память?
  • Как улучшить память?

Повторение - условие запоминания. (не менее 7 раз)

  1. выделение основных мыслей
  2. использование иллюстраций
  3. составление планов, таблиц, схем.
  • Мышление

Опыт с карандашами.( раскладывается 15 карандашей на две колонки – 7 карандашей далеко др. от др., а 8 – близко)

  • В какой колонке больше карандашей? (дети дают правильный ответ)
  • Если такой опыт предложить ребенку 2,5 -3 лет, он ответит иначе. Как вы думаете, почему?

Маленький ребенок не умеет считать, и у него не сформировано мышление.

Мышление - обобщенное и опосредованное познание действительности.

Элементарный пример. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек 6 сторон, доказывать не надо – это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, – этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением не обладал, тут познать истину поможет только мышление.

Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления человека.

  • самостоятельность
  • критичность
  • гибкость
  • творческая инициатива
  • избирательность

Мышление сосуществует с воображением и речью. Мы мыслим словами и язык на котором мыслим считаем родным.

Трем гномикам показали 5 шапочек (3 красные, 2 синие). Выключили свет. Надели в темноте на гномиков 2 синие и 1 красную шапочку. Кто из гномиков может точно сказать, какая на нем шапочка не спрашивая других?

Обеспечение восприятия , осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте усвоения, коррекция первичного усвоения.

В предлагаемом тексте имеется знакомая ученикам информация, изложенная в новом виде, подобная работа помогает вспомнить знакомое , структурировать и присвоить новые знания.

Обеспечение правильности и осознанности усвоения знаний, коррекция пробелов и неверных представлений.

Обеспечение формирования системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей.

Обеспечение постоянной мотивации и развития умений анализа и синтеза.

Коррекция знаний и объяснение при недостаточном освоении материала

Первичная проверка понимания.

Обеспечение мотивации и принятия новой цели УД.

Обеспечение формирования нового знания.

Обеспечение правильности и осознанности усвоения знаний, коррекция пробелов и неверных представлений.

Активные действия учащихся с объектом изучения. Самостоятельность в добывании знаний и способов действий.

Выделяют главное в тексте, анализируют.

Выписывают главные термины, еще раз закрепляя их в памяти.

Анализируют, прогнозируют, присваивают

Сравнивают несколько источников знаний, анализируют и присваивают знания на репродуктивном и частично-поисковом уровне .

Формулируют определение с помощью учителя.

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений.

Перевод знания на более высокий уровень усвоения (понимание, применение в знакомой ситуации).

Готовность к новой УД.

Максимальное использование самостоятельности при добывании знаний и овладении способами работы с текстом.

Анализируют , систематизируют и присваивают знания, т.е. активные действия с объектом изучения.

4.Закрепление и обобщение знаний. Самопроверка. Рефлексия.

- Вернитесь к своим записям и посмотрите, все ли вы поняли из того, что записали?

-Как вы считаете, все ли мы успели рассмотреть по этой теме?

- Какие способы работы на уроке вам показались наиболее привлекательными? Почему?

- Какие вопросы возникли у вас по ходу урока?

Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний по теме.

Выявление качества и уровня

Овладения знаниями. Получение достоверной информации о достижении учащимися планируемых результатов на разных уровнях усвоения (понимание, применение в знакомой и незнакомой ситуации)

Мобилизация учащихся на рефлексию усвоения знаний и способов деятельности

Активная и продуктивная деятельность учащихся по систематизации и выявлению внутрипредметных связей.

Демонстрируют присвоенные знания.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов самооценки и саморегуляции.

5.Информация о домашнем задании .

Проработать записи в тетради, при необходимости, проработать §37 учебника.

Знать: Почему естественный отбор является направляющим фактором эволюции?

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают и уясняют суть домашнего задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э.

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра.

Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов.

УМК Пасечник В.В.

Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова.

Тема: Особенности ВНД человека. Познавательные процессы

Цель: формировать понятия о базовых и вторичных потребностях, определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности; выделить виды и взаимосвязи памяти с познавательными психическими процессами.

Организационный момент

Проверка знаний

1. Рассказать о биоритмах.

2. Проанализировать фазы сна и раскрыть причины сновидений.

3. Презентация докладов

Изучение нового материала

У человека, как и у животных, есть потребности, закрепленные генетически. Это базовые потребности (в пище, воде, комфортной температуре, общении). Со временем формируются вторичные потребности (в предметах пользования, духовные потребности: чтение, творчество). Наряду с материальными потребностями развиваются и духовные потребности в искусстве, чтении, творческой деятельности. Они являются важным стимулом в развитии личности.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.

Все чувствительные впечатления от непосредственно воспринятых предметов, явлений и событий внешнего мира составляет первичную сигнальную систему . Речь, использование слов – вторая сигнальная система , присуща только человеку. У здорового человека первая и вторая сигнальная системы функционируют в тесном контакте.

Человек поднялся над миром животных благодаря труду и речи, развившим его мозг, мышление, сознание. Развитие мышления возможно только в условиях жизни в человеческом обществе.

Материальной основой мышления является речь.

Речь - высшая функция ЦНС, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей.

Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

Письменная – очень четкий замысел, сложная смысловая программа

Внутренняя – направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер.

Устная речь отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией.

Диалогическая – активны в равной степени все участники.

Монологическая речь предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Речь состоит из слов. Слово:

символ конкретного предмета или явления

может быть обобщающим, конкретным

отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, т.е. является "сигналом сигналов" (И.П. Павлов)

Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, воображение и мышление.

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета.

Восприятие - отражение предмета в целом.

И ощущения, и восприятия осуществляются только тогда, когда предметы воздействуют на наши органы чувств. Например: твердое, холодное, красное – ощущение, яблоко – восприятие.

Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называются объектами , все прочее называют фоном . Эти понятия нужны для практических целей.

Наблюдение - целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо увидеть и в каком порядке, какие измерения проводить и в какое время.

Объективное восприятие – точное описание фактов и событий.

Субъективное восприятие – описание собственных переживаний по поводу этих событий.

Представление памяти и воображения .

Если образы окружающих нас предметов, оставшиеся в виде представлений, фрагментарны и неточны, то память – явление значительно более устойчивое, так как опирается на речь.

Память - запоминание, сохранение и воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Сообщения обучающихся "Память. Виды памяти"

Акцентировать внимание обучающихся, что различают логическую и механическую память.

Максимальное развитие памяти с 25 до 50 лет.

1. Отметьте формы высшей нервной деятельности, общие для человека и животных (см. §60).


2. Иван Петрович Павлов все предметы и явления внешнего мира относил к первой сигнальной системе, а речь – ко второй сигнальной системе. Он считал, что предметы и явления внешнего мира могут быть обозначены и замещены словом. Верно ли обратное утверждение: каждому слову соответствуют определенные явления и предметы?
Ответ подтвердите фактами.
Да. Каждое слово обозначает что-либо: предмет (Вася, стол, Луна) или явление (гроза, снегопад, шепот).

3. Каждому слову свойственно обобщение. Обобщает ли слово один?
Да.

РАБОТА 181

1. Все ли наши движения имеют осознанный характер? Для выяснения проведите опыт. Заполните таблицу.


РАБОТА 182

2. Известно, что речь выполняет две функции. Назовите их.

РАБОТА 183

Изучение познавательных процессов начните с ощущений и восприятия.

1. Слева в таблице даны определения двух познавательных процессов. Как называются эти процессы?


2. Приведите примеры процессов ощущения и восприятия.
Ощущение: горький вкус, горячий чайник; восприятие: речи, звуков.

РАБОТА 184

1. Что мы называем объектом восприятия?
Вещь, явление или процесс, на который направлена предметно-практическая и познавательная деятельность.

2. Что называют фоном?
Цвет или фигуры, окружающие объект.

3. Найдите пропавшую собаку на рисунке 109 (с. 268). Почему ее трудно найти?
Потому что пятна собаки слились с общим фоном.

РАБОТА 185

1. Определите познавательный процесс, при котором опираясь на речь, вы можете сохранять в сознании прошлый опыт и повторно его использовать.

2. Укажите три основных процесса памяти и перечислите в таблице виды памяти.


3. Проверьте свою механическую и логическую память. Попытайтесь за 1 мин запомнить 10 слов из первого ряда, а потом 10 слов из второго ряда.


РАБОТА 186

1. Как вам легче учить материал?
Визуально.

2. Какими способами вам удается устранить или ослабить трудности, возникающие при воспроизведении материала в классе у доски? Заполните таблицу.

РАБОТА 187

Проанализируйте сюжет и напишите, где исследователь опирался на восприятие, а где – на процессы мышления?


Продолжая разговор о функционировании нервной системы человека, вспомним, что её работу, как и работу других систем, изучает наука физиология. Предметом изучения физиологии является сама сущность жизни. То есть, физиологи призваны объяснить, как функционируют наши клетки, ткани, органы, системы органов и организм в целом.


Вы знаете, что поведение человека может быть врождённым и приобретённым. Безусловные рефлексы и инстинкты определяют врождённое поведение, а условные рефлексы и рассудочная деятельность – приобретённое. Приобретаемые в течение жизни формы поведения неразрывно связаны с врождёнными и обеспечивают более тонкую подстройку под меняющиеся условия окружающей среды.

Именно такую тонкую подстройку, или приспособленность, Павлов определил, как высшую нервную деятельность. Физиология высшей нервной деятельности – это наука, изучающая закономерности работы головного мозга, влияющие на поведение. Как же физиологи объясняют протекание в головном мозге человека тех процессов, которые позволяют ему быть не только млекопитающим, но и человеком разумным?

Человек разумный не контролирует работу своих лёгких или сердца. В тоже время, мы легко можем заставить грудную клетку изменить объём или после нескольких приседаний усилить частоту сердечных сокращений. Но для этого нам сначала нужно об этом подумать, а затем исполнить.


То есть совершить это сознательно. Но и после приседаний, когда мы перестанем думать о работе сердца – оно продолжит сокращаться. Значит все наши процессы жизнедеятельности происходят под двухуровневым контролем. Сознательным и подсознательным. Последний отвечает за работу в более-менее постоянных условиях среды, а сознательный заявляет о своих правах на контроль только в случае необходимости.


Ну не можем же мы вместо того, чтобы наслаждаться любимой игрой думать ежесекундно о работе сердца, лёгких и остальных так необходимых нам органах. Выгружая из памяти эту информацию, мы освобождаем наш мозг для новых великих свершений.

Большая способность человека к великим свершениям и выделяет нас среди других живых существ. Человек разумный обладает на порядок более развитым сознанием, владеет на порядок более развитой речью, способен к трудовой деятельности и общественной жизни.

Хотя трудно обвинить животных в неспособности общаться между собой или трудиться в группе.

Однако, то что мы называем рассудочной деятельностью и сознанием к ним применимо лишь в небольшой степени, а поведение практически полностью основано на инстинктах и условных рефлексах. Какими бы сложными они не выглядели со стороны.

Именно речь, труд и общение содействовали формированию сознания человека. Параллельно с внешней речью у каждого человека формировалась внутренняя речь – мышление. Оно позволяет нам представить, что мы собираемся сделать, отобрать подходящий момент, осуществить выбор, то есть, поступить осознанно. Такие сознательные действия, обдуманные человеком, а не только инстинкты и условные рефлексы определяют его поведение

Человеческое сознание – это форма психического отражения реальности, представленная в виде знаний об окружающем мире. Другими словами, это мысленные образы, представления и понятия, которые с помощью слов, символов, образов художественных произведений или мелодий могут быть переданы в знания. Поэтому понятие сознания охватывает и познавательные процессы. Ощущения и восприятие, внимание, память, воображение и мышление – всё это функции мозга, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.

Ощущения – первый этап в познании мира. Это элементарный, рефлекторный по природе психофизиологический процесс.


Он заключается в отображении мозгом отдельных качеств и свойств предметов, различных явлений при воздействии на рецепторы органов чувств. Ощущения, как вы знаете, бывают зрительными, слуховыми, тактильными, вкусовыми и другими. Не существует двух разных людей, у которых одинаковая информация от органов чувств вызывала бы абсолютно одинаковые ощущения. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, состояния его нервной системы, характера профессиональной деятельности. Например, музыкальный слух – это прирождённая индивидуальная повышенная чувствительность к звуковым колебаниям. А красильщики тканей могут различать до 40 оттенков чёрного цвета.

Но поступление информации в мозг и возникновение там ощущения не всегда сопровождается осознанием какого-либо стимула. Если же осознание происходит, говорят о восприятии. Понимание ощущения приводит к восприятию.

Восприятие – это процесс приёма и преобразования информации, которая обеспечивает отражение объективной реальности и ориентирование в окружающем мире. Если в ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов, то в процессе восприятия из отдельных ощущений формируется представление о предмете в целом. Другими словами, восприятиеэто формирование психических образов.

В процессе восприятия происходит не только анализ новой информации, но и сопоставление её с той, которая уже имеется и сохраняется в памяти. Восприятие – это не оценка ощущений, а качественно новая степень познания – обобщение информации.

Зачастую воспринятые нами объекты получают искажённую органами чувств оценку. В таких случаях говорят об иллюзиях.

Внимание – направленность психической деятельности на определённый объект. Внимание не имеет собственного содержания. Оно проявляется в сосредоточенности на чем-нибудь. Без внимания возможно ощущение, но не восприятие. Чем больше наше внимание будет притянуто новизной, яркостью, необычностью предмета или события, тем большая вероятность того, что оно будет воспринята. Внимание – основа и обязательное условие обучения.

Вниманием можно руководить, его нужно тренировать и усовершенствовать. Неумение человека сосредоточиться свидетельствует о рассеянности внимания. Тренировка внимания важна как для профессиональной деятельности, так и воспитании волевых качеств личности.

Со следующим познавательным процессом в сегодняшнем мире мы сталкиваемся чаще в мире компьютерной техники. Хотя его значение в жизни человека трудно переоценить.

Память – это процесс накопления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. С позиции физиологии памятьэто накопление и укрепление временных связей в головном мозге. Единого мнения учёных по механизму запоминания на сегодняшний день нет.

Считается, что между нейронами разных отделов головного мозга формируется так называемая энграмма – памятный след, который сохраняется и может быть востребован при определённых условиях. Вполне возможно, что человек хранит в памяти абсолютно все события из своей жизни. Но воспроизвести их все, то есть вспомнить – не может. Скорее всего, это защитный механизм, который предохраняет мозг от перегрузки.

Психологи различают несколько видов памяти. По длительности хранения информации различают кратковременную и долговременную память.


Если в момент запоминания человека отвлечь, и его внимание переключиться на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его оперативной памяти, полностью стирается.

Долговременная память имеет больший объём и может удерживать информацию в течение всей жизни. Считается, что она поддерживается нейронными связями, расположенными по всему мозгу.

В зависимости от способа запоминания, различают механическую память, когда определённые элементы заучиваются отдельно.

И логическую, когда между элементами существует логическая связь.

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

Какой из вариантов вы быстрее запомнили?

По преобладанию в процессе запоминания какого-либо анализатора различают зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и другие.

Моторная, или двигательная память зависима от работы анализаторов, рецепторы которых располагаются в мышцах скелетной мускулатуры. Этот вид памяти обеспечивает человека запоминанием последовательных движений при различных видах деятельности. Однажды научившись ездить на велосипеде, плавать, писать) – мы не утратим эти навыки никогда.

Человек не всегда запоминает конкретные раздражители, воздействующие на него. Чаще это будут образы и эмоции, вызванные ими. На этом основана образная память. Люди творческих профессий – музыканты, поэты, художники, артисты - особенно хорошо запоминают зрительные, слуховые и обонятельные образы.

Важную роль в нашей жизни играет эмоциональная память. Это сохранение в памяти чувств, которые были вызваны той или иной жизненной ситуацией. Что-что, а укус собаки мы запоминаем навсегда и после этого стараемся сторониться подобных потенциально опасных объектов.

Выделяют и некоторые другие виды памяти. Но все они теснейшим образом связаны между собой. Поэтому лучше всего запоминается то, что включает сразу несколько механизмов запоминания. А также нечто новое, красочное необычное. То есть то, что вызывает сильные эмоции.

Без памяти невозможно обучение, сохранение опыта и закрепление вновь усвоенных форм поведения. Память является основой мышления. Для того, чтобы мыслить, нужно комбинировать образы и понятия, точно представлять предметы, которые отсутствуют, или события прошлого. Это означает, что они должны присутствовать в памяти.

К сожалению, могут возникать ситуации, когда работа мозга нарушается, а это может привести к поражению памяти. Амнезия – полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг. Часто возникает при нервных переживаниях и потрясениях.

Разрушает нашу память и употребление алкоголя. Этиловый спирт – яд, который приводит к массовой гибели нейронов головного мозга. Поэтому пьющий человек постепенно теряет способность к запоминанию новых событий. Поскольку нейроны восстановлению не подлежат, исправить последствия такой вредной привычки в будущем не представляется возможным.

Мышление – высшая степень человеческого познания. Оно обеспечивает познавательные функции без непосредственного чувственного контакта с объектами.

Мышление осуществляется на основе полушарной организации мозга. Левое полушарие в большей степени отвечает за словесно-логическое, а правое – за образное мышление.
При этом левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.