Особенности высшей нервной деятельности человека речь сознание познавательные процессы


Продолжая разговор о функционировании нервной системы человека, вспомним, что её работу, как и работу других систем, изучает наука физиология. Предметом изучения физиологии является сама сущность жизни. То есть, физиологи призваны объяснить, как функционируют наши клетки, ткани, органы, системы органов и организм в целом.


Вы знаете, что поведение человека может быть врождённым и приобретённым. Безусловные рефлексы и инстинкты определяют врождённое поведение, а условные рефлексы и рассудочная деятельность – приобретённое. Приобретаемые в течение жизни формы поведения неразрывно связаны с врождёнными и обеспечивают более тонкую подстройку под меняющиеся условия окружающей среды.

Именно такую тонкую подстройку, или приспособленность, Павлов определил, как высшую нервную деятельность. Физиология высшей нервной деятельности – это наука, изучающая закономерности работы головного мозга, влияющие на поведение. Как же физиологи объясняют протекание в головном мозге человека тех процессов, которые позволяют ему быть не только млекопитающим, но и человеком разумным?

Человек разумный не контролирует работу своих лёгких или сердца. В тоже время, мы легко можем заставить грудную клетку изменить объём или после нескольких приседаний усилить частоту сердечных сокращений. Но для этого нам сначала нужно об этом подумать, а затем исполнить.


То есть совершить это сознательно. Но и после приседаний, когда мы перестанем думать о работе сердца – оно продолжит сокращаться. Значит все наши процессы жизнедеятельности происходят под двухуровневым контролем. Сознательным и подсознательным. Последний отвечает за работу в более-менее постоянных условиях среды, а сознательный заявляет о своих правах на контроль только в случае необходимости.


Ну не можем же мы вместо того, чтобы наслаждаться любимой игрой думать ежесекундно о работе сердца, лёгких и остальных так необходимых нам органах. Выгружая из памяти эту информацию, мы освобождаем наш мозг для новых великих свершений.

Большая способность человека к великим свершениям и выделяет нас среди других живых существ. Человек разумный обладает на порядок более развитым сознанием, владеет на порядок более развитой речью, способен к трудовой деятельности и общественной жизни.

Хотя трудно обвинить животных в неспособности общаться между собой или трудиться в группе.

Однако, то что мы называем рассудочной деятельностью и сознанием к ним применимо лишь в небольшой степени, а поведение практически полностью основано на инстинктах и условных рефлексах. Какими бы сложными они не выглядели со стороны.

Именно речь, труд и общение содействовали формированию сознания человека. Параллельно с внешней речью у каждого человека формировалась внутренняя речь – мышление. Оно позволяет нам представить, что мы собираемся сделать, отобрать подходящий момент, осуществить выбор, то есть, поступить осознанно. Такие сознательные действия, обдуманные человеком, а не только инстинкты и условные рефлексы определяют его поведение

Человеческое сознание – это форма психического отражения реальности, представленная в виде знаний об окружающем мире. Другими словами, это мысленные образы, представления и понятия, которые с помощью слов, символов, образов художественных произведений или мелодий могут быть переданы в знания. Поэтому понятие сознания охватывает и познавательные процессы. Ощущения и восприятие, внимание, память, воображение и мышление – всё это функции мозга, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.

Ощущения – первый этап в познании мира. Это элементарный, рефлекторный по природе психофизиологический процесс.


Он заключается в отображении мозгом отдельных качеств и свойств предметов, различных явлений при воздействии на рецепторы органов чувств. Ощущения, как вы знаете, бывают зрительными, слуховыми, тактильными, вкусовыми и другими. Не существует двух разных людей, у которых одинаковая информация от органов чувств вызывала бы абсолютно одинаковые ощущения. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, состояния его нервной системы, характера профессиональной деятельности. Например, музыкальный слух – это прирождённая индивидуальная повышенная чувствительность к звуковым колебаниям. А красильщики тканей могут различать до 40 оттенков чёрного цвета.

Но поступление информации в мозг и возникновение там ощущения не всегда сопровождается осознанием какого-либо стимула. Если же осознание происходит, говорят о восприятии. Понимание ощущения приводит к восприятию.

Восприятие – это процесс приёма и преобразования информации, которая обеспечивает отражение объективной реальности и ориентирование в окружающем мире. Если в ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов, то в процессе восприятия из отдельных ощущений формируется представление о предмете в целом. Другими словами, восприятиеэто формирование психических образов.

В процессе восприятия происходит не только анализ новой информации, но и сопоставление её с той, которая уже имеется и сохраняется в памяти. Восприятие – это не оценка ощущений, а качественно новая степень познания – обобщение информации.

Зачастую воспринятые нами объекты получают искажённую органами чувств оценку. В таких случаях говорят об иллюзиях.

Внимание – направленность психической деятельности на определённый объект. Внимание не имеет собственного содержания. Оно проявляется в сосредоточенности на чем-нибудь. Без внимания возможно ощущение, но не восприятие. Чем больше наше внимание будет притянуто новизной, яркостью, необычностью предмета или события, тем большая вероятность того, что оно будет воспринята. Внимание – основа и обязательное условие обучения.

Вниманием можно руководить, его нужно тренировать и усовершенствовать. Неумение человека сосредоточиться свидетельствует о рассеянности внимания. Тренировка внимания важна как для профессиональной деятельности, так и воспитании волевых качеств личности.

Со следующим познавательным процессом в сегодняшнем мире мы сталкиваемся чаще в мире компьютерной техники. Хотя его значение в жизни человека трудно переоценить.

Память – это процесс накопления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. С позиции физиологии памятьэто накопление и укрепление временных связей в головном мозге. Единого мнения учёных по механизму запоминания на сегодняшний день нет.

Считается, что между нейронами разных отделов головного мозга формируется так называемая энграмма – памятный след, который сохраняется и может быть востребован при определённых условиях. Вполне возможно, что человек хранит в памяти абсолютно все события из своей жизни. Но воспроизвести их все, то есть вспомнить – не может. Скорее всего, это защитный механизм, который предохраняет мозг от перегрузки.

Психологи различают несколько видов памяти. По длительности хранения информации различают кратковременную и долговременную память.


Если в момент запоминания человека отвлечь, и его внимание переключиться на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его оперативной памяти, полностью стирается.

Долговременная память имеет больший объём и может удерживать информацию в течение всей жизни. Считается, что она поддерживается нейронными связями, расположенными по всему мозгу.

В зависимости от способа запоминания, различают механическую память, когда определённые элементы заучиваются отдельно.

И логическую, когда между элементами существует логическая связь.

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

Какой из вариантов вы быстрее запомнили?

По преобладанию в процессе запоминания какого-либо анализатора различают зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и другие.

Моторная, или двигательная память зависима от работы анализаторов, рецепторы которых располагаются в мышцах скелетной мускулатуры. Этот вид памяти обеспечивает человека запоминанием последовательных движений при различных видах деятельности. Однажды научившись ездить на велосипеде, плавать, писать) – мы не утратим эти навыки никогда.

Человек не всегда запоминает конкретные раздражители, воздействующие на него. Чаще это будут образы и эмоции, вызванные ими. На этом основана образная память. Люди творческих профессий – музыканты, поэты, художники, артисты - особенно хорошо запоминают зрительные, слуховые и обонятельные образы.

Важную роль в нашей жизни играет эмоциональная память. Это сохранение в памяти чувств, которые были вызваны той или иной жизненной ситуацией. Что-что, а укус собаки мы запоминаем навсегда и после этого стараемся сторониться подобных потенциально опасных объектов.

Выделяют и некоторые другие виды памяти. Но все они теснейшим образом связаны между собой. Поэтому лучше всего запоминается то, что включает сразу несколько механизмов запоминания. А также нечто новое, красочное необычное. То есть то, что вызывает сильные эмоции.

Без памяти невозможно обучение, сохранение опыта и закрепление вновь усвоенных форм поведения. Память является основой мышления. Для того, чтобы мыслить, нужно комбинировать образы и понятия, точно представлять предметы, которые отсутствуют, или события прошлого. Это означает, что они должны присутствовать в памяти.

К сожалению, могут возникать ситуации, когда работа мозга нарушается, а это может привести к поражению памяти. Амнезия – полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг. Часто возникает при нервных переживаниях и потрясениях.

Разрушает нашу память и употребление алкоголя. Этиловый спирт – яд, который приводит к массовой гибели нейронов головного мозга. Поэтому пьющий человек постепенно теряет способность к запоминанию новых событий. Поскольку нейроны восстановлению не подлежат, исправить последствия такой вредной привычки в будущем не представляется возможным.

Мышление – высшая степень человеческого познания. Оно обеспечивает познавательные функции без непосредственного чувственного контакта с объектами.

Мышление осуществляется на основе полушарной организации мозга. Левое полушарие в большей степени отвечает за словесно-логическое, а правое – за образное мышление.
При этом левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно.

Тема: Особенности ВНД человека. Познавательные процессы

Цель: формировать понятия о базовых и вторичных потребностях, определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности; выделить виды и взаимосвязи памяти с познавательными психическими процессами.

Организационный момент

Проверка знаний

1. Рассказать о биоритмах.

2. Проанализировать фазы сна и раскрыть причины сновидений.

3. Презентация докладов

Изучение нового материала

У человека, как и у животных, есть потребности, закрепленные генетически. Это базовые потребности (в пище, воде, комфортной температуре, общении). Со временем формируются вторичные потребности (в предметах пользования, духовные потребности: чтение, творчество). Наряду с материальными потребностями развиваются и духовные потребности в искусстве, чтении, творческой деятельности. Они являются важным стимулом в развитии личности.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.

Все чувствительные впечатления от непосредственно воспринятых предметов, явлений и событий внешнего мира составляет первичную сигнальную систему . Речь, использование слов – вторая сигнальная система , присуща только человеку. У здорового человека первая и вторая сигнальная системы функционируют в тесном контакте.

Человек поднялся над миром животных благодаря труду и речи, развившим его мозг, мышление, сознание. Развитие мышления возможно только в условиях жизни в человеческом обществе.

Материальной основой мышления является речь.

Речь - высшая функция ЦНС, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей.

Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

Письменная – очень четкий замысел, сложная смысловая программа

Внутренняя – направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер.

Устная речь отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией.

Диалогическая – активны в равной степени все участники.

Монологическая речь предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Речь состоит из слов. Слово:

символ конкретного предмета или явления

может быть обобщающим, конкретным

отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, т.е. является "сигналом сигналов" (И.П. Павлов)

Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, воображение и мышление.

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета.

Восприятие - отражение предмета в целом.

И ощущения, и восприятия осуществляются только тогда, когда предметы воздействуют на наши органы чувств. Например: твердое, холодное, красное – ощущение, яблоко – восприятие.

Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называются объектами , все прочее называют фоном . Эти понятия нужны для практических целей.

Наблюдение - целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо увидеть и в каком порядке, какие измерения проводить и в какое время.

Объективное восприятие – точное описание фактов и событий.

Субъективное восприятие – описание собственных переживаний по поводу этих событий.

Представление памяти и воображения .

Если образы окружающих нас предметов, оставшиеся в виде представлений, фрагментарны и неточны, то память – явление значительно более устойчивое, так как опирается на речь.

Память - запоминание, сохранение и воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Сообщения обучающихся "Память. Виды памяти"

Акцентировать внимание обучающихся, что различают логическую и механическую память.

Максимальное развитие памяти с 25 до 50 лет.


УМК Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovy_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.docx 21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомиться особенностями высшей нервной деятельности человека

1) Дать понятие о базовых и вторичных потребностях;

2) Определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности;

3) Показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов;

4) Определить разницу в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью;

5) Выявить значение лексики и грамматических правил в структуре языка;

6) Показать разницу между осознанными и интуитивными решениями;

7) Разъяснить роль практики в установлении истины

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности;

4) Развивать глазомер.

Оборудование: модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы, изображающие головной мозг, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека.

Тип урока – комбинированный.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного.

Повторение изученного материала

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие виды сна выделяют и в чем их различие?

Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. При медленном сне мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны.

При быстром сне сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены.

Верно. Какие существуют теории появления сновидений?

Ряд ученых считают, что сновидения – это средства психической защиты. Например, если больному человеку могут сниться тревожные, устрашающие сны, тогда как здоровому – спокойные.

Другие же ученые во главе с Павловым считали, что слабые раздражители, которые в состоянии бодрствования не ощущаются, во сне могут вызывать целые эпизоды сновидения. Например, при боли в горле могут сниться сны, что вас душат или заставляют принимать пищу, застревающую в горле.

Изучение нового материала

У человека, ка и у животных имеются потребности. Какие, например?

Сон, пища, вода, общение и др.

Правильно. Такие потребности называют базовыми, потому что без их удовлетворения организм существовать не может. Но наряду с базовыми формируются так же и вторичные потребности, например, в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности. Как вы считаете, от чего может зависеть степень сформированности вторичных потребностей?

От материального достатка, уровня развития общества, моды

Познавательные способности человека значительно выше, нежели у животных. Животные в своем поведении ориентируются только на натуральные объекты. Люди же используют словесные символы, позволяющие сначала разработать сценарий действия, и только потом действовать.

Речь человека состоит из слов, каждое из которых несет определенный смысл. Но язык – это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают слова во фразы. И именно с помощью фраз человек способен что-либо рассказывать. Реагировать на слова могут и животные, но создавать новые связи с помощью слов подвластно только человеку, освоившему лексику и грамматику языка. Не следует забывать, что слова – это всего лишь символы, и суждения, высказанные с помощью слов могут быть как верными, так и ошибочными. Проверка правильности утверждения осуществляется практикой, личным и общественным опытом.

С появлением речи открывались всё более новые возможности. С одной стороны, это организация трудовой деятельности: передача молодому поколению от старшего способов изготовления орудий, их назначение и использование; распределение ролей в общей деятельности. С другой стороны, появление речи позволило отходить от действительности и создавать новые материальные и духовные ценности: изобретение новых вещей, создание легенд, сказок, притч, религиозных поверий и т.д.

В жизни человек сталкивается с большим количеством задач, и в его памяти накапливаются способы их решения. Но не всё, что человек запомнил, может им осознаваться. Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта называется интуицией. При этом человек может поступать правильно, но объяснить, почему он так поступил – не может.

Как вы считаете, речь играет роль в формировании психики?

Правильно. Давайте вспомним маленького ребенка, еще не умеющего разговаривать. Его поведением обычно управляют взрослые. Каким образом?

Показывают ребенку вещи, говорят их название и предназначение

Верно. А что происходит в дальнейшем?

Ребенок сам пытается называть эти вещи, сначала отдельными звуками, потом слогами и наконец полным словом.

Правильно. Так же ребенок постепенно начинает проговаривать вслух какие либо свои действия, например, правила игры, которые ему неоднократно объясняли взрослые. Такие реплики со временем переходят во внутреннюю речь ребенка. Инструкции к действиям станут краткими, но достаточными, чтобы ребенок смог организовать сове поведение. Какой можно сделать вывод?

Речь – не только средство общения, но и средство организации собственного поведения.

Развитие речи становится ключевым моментом в формировании личности. Она становится толчком к освоению различных познавательных процессов. Какие познавательные процессы вы знаете?

Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.

Давайте вспомним из ранее изученного, что называют ощущением и восприятием?

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета. Восприятие – отражение предмета в целом.

Когда осуществляются ощущение и восприятие?

При воздействии предметов на анализаторы.

Что такое объект восприятия?

Верно. Все остальное называют фоном. А как вы думаете, что такое наблюдение?

Это восприятие, направленное на один предмет, строго определенный с какой-то целью.

Все наши ощущения и восприятия откладываются в нашей памяти. Память – сложный процесс, состоящий из запоминания информации, хранения ее и воспроизведения. Различают логическую и механическую память. Механическая память основана на многократном повторении одного материала до его полного запоминания. Логическая же основана на установлении взаимосвязи между отдельными событиями и явлениями и связывании их в единую мысль.

Так же различают длительную и кратковременную память.

Мышление – обобщенное и опосредованное познание действительности. Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Основные качества ума: самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность.

Параграф 56, вопросы после параграфа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э.

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра.

Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов.

Конспект урока "Основы высшей нервной деятельности человека" УМК Пасечник В. В.

Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4


Особенности высшей нервной деятельности человека.

Речь и сознание. Познавательные процессы.

Образовательные: определить особенности ВНД человека; дать понятие о базовых и вторичных потребностях.

Развивающие: показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов; определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности; сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Воспитательные: выявить значение лексики и грамматических правил в структуре языка; продолжить формировать умение работать с учеб­ником: находить в тексте, рисунках учебника необходимые сведе­ния для ответов на вопросы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма обучения: индивидуальная, групповая работа.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, организационный, логический, частично-поисковый.

Структура урока:

I. Вводная часть.

1. Организация начала урока.

2. Объявление темы, задач, алгоритм урока.

II. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний.

2. Усвоение новых знаний.

3. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

4. Закрепление новых знаний.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Формирование понятий: базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция; речь: внешняя, внутренняя; познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, представления, ум.

I. Актуализация опорных знаний.

Перед уроком деление класса на группы.

Существует легенда, что Кеплер, заглянув в свой телескоп, обнаружил паутину. Чтобы ее удалить, он решил впустить кошку в один конец трубы и выпустить ее из другого. Скажите, в результате какого процесса пришло данное решение? (мыслительного, мышления)

А мышление относится к познавательным процессам, тема сегодняшнего урока: «Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Сегодня на уроке мы с вами должны:

Ø показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов;

Ø определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности;

Ø сформировать знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

1. Потребности людей и животных. У человека, как и у живот­ных, есть потребности, закрепленные генетически, такие потребности названы базовыми, потому что без их удовлетворе­ния человек не может существовать физически.

Наряду с базовыми, формируются и вторичные потребнос­ти, например в предметах пользования, созданных обществом в процессе трудовой деятельности.

Работа в группах. Заполните таблицу.

Виды потребностей: вода, музыка, общение, питание, воздух, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство.

Вода, общение, питание, воздух.

Музыка, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство.

С самого раннего возраста потребности ребенка развивают­ся и становятся все более разнообразными. Зависит это от уров­ня развития общества и материального достатка семьи, моды на те или иные предметы потребления. Наряду с материаль­ными потребностями развиваются и духовные потребности в искусстве, чтении, творческой деятельности. Они являются важным стимулом в развитии личности.

2. Роль речи в познании и труде.

В слове умирает существо,

сущность, сущее, существованье,

слово подменяет мирозданье.

В слове – все. Само оно – ничто.

Елена Берег

Работа в группах. Допишите предложения:

1. Речь человека состоит……. из слов
2. Слова обозначают…… смысл
3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных сло­в

Речь состоит из слов. Каждое слово имеет свой смысл, то есть, связано с определенным предметом, действием или состо­янием. Но язык — это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают отдельные сло­ва во фразы. И именно фраза дает нам возможность рассказать о событиях, происходящих с нами и вокруг нас.

Работа в группах.

Определите и запишите этапы формирования внутренней речи: Распределите в правильном порядке этапы формирования внутренней речи, поставив рядом арабские цифры 1, 2, 3:

    Словесные реплики-команды переходят во внутреннюю речь ребенка. 3 Ребенок сам проговаривает действия, как бы давая инструкцию самому себе. 2 Взрослые показывают ребенку необходимые действия и называют их. 1

Роль речи в развитии высших психических функций. Ваши родители наверняка помнят первое слово, произнесенное вами. Вашим по­ведением, когда вы были маленькими детьми, управляли ваши родители. Они показывали вам необходимые действия и называли их. Постепенно наступил такой момент, когда вы сами были в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем вы сами начали проговаривать те действия, которые собирались предпринять, как бы давая инструкцию сами себе. Это осо­бенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реп­лики-команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь.

Работа в группах.

Упражнение формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Надо предложить варианты передачи этой мысли другими словами. Причем ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно, чтобы смысл высказывания не искажался.

Вместе с речью, развивается ваше мышление. Способность обучаться речи человек наделен от рождения. Но если человек изолирован от человеческого общества, эти способности не реализуются.

В большой, давно не беленой комнате, на больничной койке сидело существо. Я не знаю кто… Ни одной черты Михаила. Как лунь белые волосы и борода. Глаза стеклянные, без признака мысли. Когда он увидел, что мы подходим, лицо его исказилось ужасом; он дернулся в постели, привстал, хотел было юркнуть под койку, но распухшие от колена ноги не пустили…

Сейчас я должен вспомнить, отчего Михаил стал таким.

Да. Двадцать лет одиночного заключения. Увезен безумным в казанский сумасшедший дом, где еще шесть лет одиночества. Итого: двадцать шесть лет. Я считал, глядя на этого чужого мне человека, где не было ни одной черты вдохновенного, прекрасного юноши.

Почему за самые тяжкие преступления людей изолируют от общества, лишают общения? (нарушается психика, речь)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.