Особое внимание следует уделять нервным

Родители и воспитатели несут большую ответственность не только за правильное речевое развитие детей, но и за предупреждение речевых дефектов.

Часто, не обладая необходимыми знаниями, родители или воспитатели, не подозревая этого, бывают повинны в возникновении у детей патологического нарушения темпа речи.

Прежде всего и родители, и воспитатели должны заботиться о здоровом развитии нервной системы ребенка. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики, резкие переходы в обращении с детьми от суровости к чрезмерной ласковости, испуг, страх, пребывание среди нервных, возбудимых, очень беспокойных детей.

Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Старшие должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности. Сознательная дисциплина, постоянно хорошее настроение, желание быть во всем образцовым, выдержанность, собранность ребенка обеспечивают устойчивость его нервной системы против неблагоприятных раздражений извне и поэтому предохраняют от нервной, очень торопливой речи, т. е. от появления тахилалии.

Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно всячески укреплять здоровье этих детей, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.

Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь и в семье, и в детском саду, он и сам в конце концов будет говорить правильно.

Так же внимательно нужно следить за явлениями итерации (повторениями звуков, слогов, слов). Выше уже отмечалось, что она естественна для детского возраста, но при нервной ослабленности ребенка может перейти в заикание.

Контрольные вопросы

1. Какой темп речи принято считать нормальным?

2. Каковы возрастные особенности темпа речи маленьких детей?

3. Как называется патологически ускоренный темп речи? Сколько звуков речи произносится в секунду при такой стремительной речи?

4. Каковы причины тахилалии?

5. Что такое спотыкание?

6. Назовите признаки, по которым можно отличить истинное заикание от внешне сходных с ним запинок при спотыкании.

7. Почему логопедические занятия по устранению нарушений темпа речи проводятся в коллективной форме?

8. Почему логопедические занятия по устранению тахилалии и брадилалии проводятся комплексным методом?

9. Из каких направлений складывается комплексное воздействие на нормализацию темпа речи?

10. В чем состоит предупреждение нарушений темпа речи у детей?

Тахилалия — это нарушение темпа речи, которое сопровождается патологически ускоренным речевым потоком. При тахилалии нередко отмечается повторение одних и тех же слов, запинание, при котором могут искажаться окончания, изменяться произношение слов, особенно длинных. Также этому сопутствует нарушение письма и чтения, ускоренное протекание иных психических процессов.

  • Главные особенности тахилалии
  • Причины развития тахилалии
  • Признаки проявления тахилалии
  • Диагностические методы тахилалии
  • Коррекция тахилалии
  • Прогноз и методы профилактика тахилалии

Главные особенности тахилалии

Нарушение (тахилалии — это не исключение) подразумевает деление на несколько видов:

  • чистая форма тахилалии, при которой ускорена только речь;
  • баттаризм, где имеют место искажения в построении фраз;
  • полтерн характеризуется патологически быстрым потоком речи с запинками и паузами из-за неправильной артикуляции, трудностями с подбором слов или формулированием фраз, нарушениями восприятия речи собеседника.

По природе возникновения данная форма тахилалии является неоднородной, поэтому она может проявляться в следующих видах:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрая речь с неправильной артикуляцией);
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрая речь с нарушением слухового внимания);
  • полтерн со сложностями в подборе слов;
  • полтерн с трудностями формулировки речи.

Причины развития тахилалии

В логопедической практике причины тахилалии различны, при этом существует множество мнений, среди которых выделяют следующие теории о причинах развития тахилалии:

  • генетическая предрасположенность;
  • подражание со стороны ребенка быстрому темпу речи окружающих;
  • неправильное воспитание речи.

Чаще всего тахилалии подвержены неуравновешенные, гиперактивные, с повышенной возбудимостью дети. При этом проявление в детском возрасте нарушений речи может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека всю жизнь.

Иногда тахилалия развивается на фоне роста опухолей головного мозга либо на фоне других патологий мозга (ЧМТ, нейроинфекции, эпилепсии). Также причинами тахилалии могут быть различные психиатрические патологии: это развитие шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и т.п.

По природе своего развития тахилалия является неким процессом доминирования возбуждения над торможением, которое влечет за собой нарушение темпа внутренней и внешней речи.

Признаки проявления тахилалии

  • неустойчивое и быстрое переключение внимания;
  • недостаток моторной, слуховой и зрительной памяти;
  • потливость;
  • тахикардия;
  • покраснение кожных покровов.

При развитии баттаризма и полтерна у пациента наблюдается экспрессивная речь, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика.

Диагностические методы тахилалии

Диагностика нарушения речи проводится неврологом и психиатром. Для того чтобы выявить неврологическую симптоматику, а также проверить состояние интеллекта и психические отклонения, пациент проходит следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;
  • ЭЭГ для исключения эпилептиформной активности;
  • МРТ головного мозга.

Для оценки речевой функции пациента направляют на осмотр к логопеду. Специалист проверяет состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи. Также во время исследования учитывается постановка пациентом ударений, построение пауз, оцениваются задания на написание, прочтение, переписывание текстов. В свою очередь, психолог проводит обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Коррекция тахилалии

Коррекция тахилалии сопровождается комплексным медицинским, психотерапевтическим и логопедическим воздействием, а именно:

  • проведение бальнеотерапии;
  • ЛФК;
  • аутогенная тренировка;
  • речевые упражнения;
  • логопедическая ритмика;
  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • нейроседативный массаж;
  • бальнеотерапия;
  • сеансы у психолога.

При этом главной целью коррекционной работы по устранению тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи. В данном случае пациент посещает коллективные занятия, которые подразумевают соблюдение дисциплины и режима максимального ограничения речи. В логопедической работе используются вопросно-ответные беседы. Кроме того, на занятиях применяются различные речевые методики, зарядки, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. В завершении курса пациенты приступают к рассказам, пересказам, чтению про себя и, конечно же, публичным выступлениям, которые затем подвергается анализу.

Коррекция тахилалии у взрослых пациентов длится 3 месяца, а у детей — до года. На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. На первых порах может быть очень трудно с таким замедленным темпом речи. Для этой цели дети могут произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают сохранять заданный темп во время всего занятия.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Прогноз и методы профилактика тахилалии

Благоприятный прогноз лечения тахилалии напрямую зависит от невротического и психического состояния пациента, а также активной совместной работы с врачом и логопедом. В случаях развития баттаризма и полтерна прогноз неопределенный.

Для того чтобы предотвратить развитие тахилалии, специалисты рекомендуют соблюдать простые меры предосторожности относительно предупреждения и лечения травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга. Также следует уделять особое внимание нервно-психическому развитию ребенка и правильному формированию его речи. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики. Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Взрослые должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности. Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно всячески укреплять здоровье этих детей, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.

Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь — и в семье, и в детском саду — он и сам, в конце концов, будет говорить правильно.


Пассивность — симптом, характеризующийся бездеятельностью, безразличием и безынициативностью человека. Также под этим признаком понимают ослабление волевой активности и спонтанности. Обычно пассивность сопровождается угнетенным настроением, раздражительностью, повышенной утомляемостью, снижением количества энергии. При этом человек избегает контактов с другими людьми, отказывается от привычных развлечений. В этот период ему трудно сосредоточиваться и принимать решения, отмечается медлительность в мышлении. Подобный признак может указывать на развитие синдрома хронической усталости или депрессии.

Причины пассивности

Существует ряд факторов, которые могут спровоцировать у человека снижение интереса к окружающему миру. Обычно такой симптом, как пассивность появляется по следующим причинам:


  • стресс, конфликты на работе или в семье, утрата близкого человека;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • прием гормональных противозачаточных таблеток или препаратов, снижающих давление;
  • побочное действие снотворного, антибиотиков или стероидов;
  • профессиональная деятельность, которая спровоцировала эмоциональное выгорание;
  • недостаток витаминов и солнечного света;
  • физическое напряжение.

Кроме того, среди возможных причин пассивности стоит отметить некоторые заболевания. К ним относятся:

  • инфаркт;
  • паралич, поражения головного мозга;
  • сахарный диабет;
  • рак;
  • нарушения в работе эндокринной системы;
  • хронические соматические заболевания;
  • шизофрения.

Пассивное состояние является и одним из признаков предменструального синдрома у женщин. Также оно характерно для тех, кто в течение длительного времени пребывает в эмоциональном напряжении, отказывая себе в отдыхе и разгрузке. Вполне вероятно, что человек, страдающих пассивностью, получил ушибы головы и мозга. Снижение эмоциональной и физической активности часто бывает вызвано и наследственными причинами.

Если кроме пассивности пациент отмечает у себя такие симптомы, как угнетенное настроение, замедленную реакцию, нарушение концентрации внимания и рассеянность, ему необходимо обратиться за помощью к медицинскому специалисту. Справиться с таким состоянием поможет врач-психотерапевт. Кроме того, в некоторых случаях требуется дополнительная консультация эндокринолога, невропатолога, сомнолога или нарколога. Чтобы установить, как устранить пассивность, врач проводит общий осмотр пациента, беседует с ним, а также назначает прохождение некоторых лабораторных и инструментальных исследований. Как правило, их точность при постановке диагноза составляет не менее 90 %. Среди них:

Основные методы диагностики пассивности
Методика диагностики Время Точность
Общий анализ крови 10 минут 85-97%
Электроэнцефалография
30 минут 40-60%
МРТ головного мозга
20 минут 85-97%

Если своевременно не обратиться за помощью к специалисту, пассивность может привести к апатии и депрессии, а впоследствии — к попыткам совершить суицид. Особое внимание следует уделить людям, находящимся в группе риска. В нее входят те, кто:

Заблуждение: Можно с легкостью определить свои возможности и знания в той или иной области.

Реальность: На самом деле объективно оценить свои способности и сложность комплексных задач не так-то просто.

Представьте, что вы хорошо играете в какую-либо игру, будь то шахматы, Street Fighter или покер.
Вы регулярно играете в неё с друзьями и всегда выигрываете. Вы прекрасно справляетесь и уже почти уверены в том, что в состоянии выиграть целое соревнование. В интернете вы узнаёте, где будет проходить следующий областной турнир; платите за участие и в первом же раунде позорно проигрываете. Выходит, вы не настолько умны. Всё это время вы думали, что вы лучший из лучших, но оказалось что вы всего лишь любитель. Это явление называют эффектом Даннинга-Крюгера, оно является неотъемлемой частью человеческой природы.

Вы никогда не задумывались, почему люди с учёной степенью кандидата географических или биологических наук не обсуждают на интернетовских форумах проблемы глобального потепления или эволюцию? Зато те, кто не имеет ни малейшего понятия о психологии, пишут статьи в 1200 слов о психологическом искажении.

Чем меньше вы знаете какой-либо предмет, тем больше вам кажется, что достаточно этих знаний, которые есть, и учиться уже не надо. Только тогда, когда набираетесь опыта, вы начинаете различать всю глубину и широту предмета, и чтобы получить хоть какое-то представление о нём, приходится изрядно попотеть.

Конечно это всё в общих чертах. В 2008 году экономист Робин Хэнсон отметил, что эффект Даннинга-Крюгера особенно проявляется перед выборами, когда оппоненты больше смахивают на болванов чем на политиков.

В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг выдвинули гипотезу о существовании данного эффекта, основываясь на экспериментах, проведённых в Корнелльском университете. Они предложили студентам пройти тест по грамматике и логике, а затем дать себе приблизительную оценку. Здесь важно отметить, что некоторые испытуемые смогли определить уровень своих способностей. Некоторые знали, что у них плоский юмор, и были правы. Результаты исследования оказались весьма любопытными. Когда одарённые люди осознают, что у них есть талант, они могут точно сказать, как выполнили то или иное задание, но конечно есть и исключения. В целом многие не в силах себя оценить.

Последние исследования попытались опровергнуть категоричность гипотезы Даннинга -Крюгера, указывая на то, что неспособные люди хотя бы знают о своих недостатках.

Исследование, проведённое в 2006 году Барсоном, Ларриком и Клейманом показало:

Испытуемые, которые хорошо справились с лёгким заданием, и те, кто плохо справился со сложным заданием, смогли одинаково точно оценить свои результаты.

Отсюда вывод:

Чем больше у человека навыков, практики и опыта, тем объективнее он себя оценивает. В процессе работы над собой, вы постепенно начинаете замечать свои недостатки и улучшать свои навыки. Вам открывается вся комплексность и нюансы; Знакомясь с деятельностью мастеров, и сравнивая себя с ними, вы находите, что вам ещё есть чему поучиться. И напротив, чем меньше у человека навыков, практики и опыта, тем труднее ему себя оценить. Ваши сверстники не указывают вам на недостатки потому, что они знают столько же сколько и вы, или просто не хотят обидеть. Ничтожное преимущество над новичками даёт вам ложное представление о себе – будто бы вы пуп земли.

В любой деятельности, будь-то игра на гитаре, сочинение коротких рассказов (или ведение блога), пересказ анекдотов или фотосъёмка, любители всегда будут считать себя асами своего дела, покруче самих экспертов. Образование — это не только получение теоретических знаний, но и их практическое использование.

Хайди Монтаг и Спенсер Прэтт наглядные примеры эффекта Даннинга — Крюгера. Целая индустрия кретинов зарабатывает на жизнь за счёт двух привлекательных, но бездарных людей, убеждая их в том, что они воплощение гениев авторского кино. Они глубоко увязли в пучине невежества, и возможно никогда не выберутся оттуда. Над ними насмехается вся Америка (точнее люди, которые знают, что они американцы), а они, находясь в эпицентре этой трагедии, и не подозревают об этом.

Границу между новичком и любителем, мастером и экспертом не так легко распознать. Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше времени займёт переход от одной ступени к другой. От новичка до любителя всего один шаг. Именно на этом этапе ярче всего выражается эффект Даннинга — Крюгера. Вы думаете, потребуется столько же усилий, чтобы перейти от любителя к эксперту? Ошибаетесь. Любой, кто играл в ролевые игры, поймет, о чем идет речь. Если в игре 100 уровней, то первые двадцать вы пройдёте и с закрытыми глазами, но чтобы пройти 50-й уровень, вам, возможно, потребуется больше времени, чем вы потратили на всю игру.

Все мы, время от времени, замечаем за собой эффект Даннинга — Крюгера. Не очень приятно постоянно признаваться во всех ошибках и слабостях, и всегда быть честным с самим собой. Вы совершенно убеждены, что ваши рисунки корн-догов достойны выставляться в музее? В этом нет ничего плохого. Чувство неполноценности или несостоятельности лишает всяких надежд — чтобы от него избавиться, нужно приложить немало усилий. Прямая противоположность эффекту Даннинга — Крюгера это глубокая депрессия с симптомом сковывающей неуверенности.

Настоящая проблема появляется тогда, когда люди располагающие к себе, но некомпетентные лезут управлять компаниями или страной.

Не позволяйте эффекту Даннинга — Крюгера завладеть вами. Если вы хотите в чём-то преуспеть, нужна практика. Ещё вы можете поучиться у великих мастеров своего дела. Сравнивайте себя с талантливыми людьми и учитесь у них смирению.


    • Quiz
  • Анастасия М
  • 07.05.2020

Для молодых ученых:

Конечно, они не были пионерами в этой области. Психологам давно известно, что средний человек оценивает свои способности выше среднего значения. Опрос инженеров одной компании показал, что 42% опрошенных считало себя среди 5% лучших. Люди пожилого возраста часто говорят, что они управляют авто лучше среднего водителя (тогда как статистика дорожных происшествий свидетельствует об обратном). Даже профессоров не обошла переоценка собственных знаний: 94% участников одного опроса заявили, что их работа лучше посредственной!

В науке (как и в других формах человеческой деятельности) часто новая идея не воспринимается обществом. Существует даже мысль, что каждая научная гипотеза проходит 3 стадии:

• высмеивание — это же надо, какой дурак это придумал!;
• критику — нет, гипотеза нормальная, только ошибочна;
• признание — ну, это и так все знали.

Не обошла подобная участь и наших психологов. Пресса откровенно смеялась над исследователями: смехотворно, куда выбрасываются государственные деньги! Не отставали и коллеги — в 2000 году Даннинг и Крюгер получили шутливую Шнобелевскую премию, которая часто дается за качественные, но непонятные обществу (обычно с прагматической точки зрения) открытия.

(Кстати, в том же году Шнобеля получил и голландский физик российского происхождения Андрей Гейм. Всех сильно рассмешила его демонстрация полета обыкновенной жабы под действием магнитов. Но 10 лет спустя Гейму присудили настоящую Нобелевскую премию, хотя и за другую работу — создание графена. Вот так.)

Следующий опрос был еще острее. Психологи работали с участниками соревнований по стрельбе. Чтобы те серьезно отнеслись к заданию, некоторым из них предложили деньги за удачный прогноз: от 5 до 10 долларов. Они отвечали на вопросы по знанию техники безопасности и устройства оружия. И снова гипотеза подтвердилась — худшие были самоуверенными, лучшие занизили свои результаты. Более того, те, кому пообещали деньги, еще больше прибавили к своей тенденции завышения и занижения! То же самое было показано и на бедных студентах, которым предлагали уже 100 долларов. Другим студентам изменили финансовую мотивацию на социальную: пообещали собеседование с их профессором, где будет оценена их способность предвидеть собственные результаты. И снова — никакая мотивация не помогала людям точнее себя оценивать.

Таким образом, критики явно были неправы. Но Даннинг и Крюгер пошли дальше. Мало показать, что не влияет на ошибки с самовосприятия. Интересно узнать, что же их вызывает. Здесь гипотезы было две: либо это неверные оценки своих возможностей, или неадекватное отражение чужих способностей. Во время ключевого опыта ученые вновь просили людей предусмотреть собственный результат экзаменов в баллах и средний результат всех участников. После этого двум группам давали подсказку и просили скорректировать ответ. Одной группе сказали настоящий собственный результат и требовали исправить среднее значение, второй — наоборот. Таким образом, изучался вклад в ошибку от самооценки и восприятие окружающих. Оказалось, что худшие катастрофически ошибаются в предсказании своих успехов. А вот лидеры достаточно точно знают себе цену, но считают свои способности обычными, не отличающимися от других, поэтому и занижают свой относительный результат.

Поэтому призываем преподавателей и учителей: рассказывайте вашим ученикам и студентам, что путь в науку является длительным и требует труда, но главное, что он может быть преодолен и дарит каждому невероятную радость открытий! Мы верим в это и будем и дальше стараться помочь нашим читателям стать более компетентными, более настойчивыми, более радостными наблюдателями и соучастниками великого мира науки.

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл? 🙂



Мы живем сегодня в мире, где люди фокусируют внимание на вещах на очень короткое время. Таким образом, очевидно, что необходимо убедить посетителя вашего сайта в том, что предлагаемый продукт или услуги действительно интересны, как можно быстрее привлекая его внимание, а также удерживая как можно дольше.

Вы, вероятнее всего, желаете, чтобы потенциальные клиенты, зайдя на сайт, потратили тут как можно больше времени, уделив особое внимание вопросам регистрации, оформления покупок и т.д. Для этого необходимо привлекать и удерживать их внимание, это позволит значительно повысить шансы на конверсию.

Одной из ключевых областей нашего мозга, которая фокусирует внимание, является ретикулярная активирующая система (RAS).

RAS работает как фильтр, сортирующий внешние раздражители на то, что несет в себе важную информацию (соответственно то, чему следует уделить внимание), а также на то, что не имеет значения (а, значит - может быть проигнорировано). Без этого фильтра, мы бы постоянно отвлекались на все происходящее вокруг нас, не фокусируя внимания ни на чем конкретном.

Благодаря RAS мы подсознательно отслеживаем информацию в окружающей нас среде, фильтруя сигналы, которые можно условно разделить на следующие группы:

  • Физиологические потребности. Когда вы голодны, и видите пищу, она сразу же привлекает и удерживает на себе внимание.
  • Выбор. Вы решили купить новый BMW 325 и вдруг видите их повсюду. Это укрепляет ваше решение.
  • Ваше имя. Заметив свое имя, люди непременно направляют на него свое внимание.
  • Эмоции. Если что-то вызывает эмоции, то вы сразу же концентрируете на этом свое внимание.
  • Контраст. Вы уделяете больше внимания тем вещам, которые контрастируют с другими.
  • Что-то новое. Мозг уделяет много внимания вещам, являющимся чем-то для него новым.
Далее поговорим о том, как именно на практике привлечь и удержать внимание посетителей вашего сайта.

1. Новинки

Психологи и неврологи утверждают, что новинки помогают активизировать обмен информацией.

Наш разум стремятся к новизне. Это обусловлено не только необходимостью получения нового опыта, но является, видимо, самостоятельной потребностью нашего мозга. Все новое неизменно привлекает внимание нашего мозга. А как только нечто новое будет исследовано и станет знакомым, мы вновь отправимся на поиски нечто нового.

Таким образом, очевидно, что для того, чтобы удерживать внимание посетителя сайта, необходимо постоянно преподносить ему нечто новое.

Сравните 2 страницы:





На какую из них было смотреть интереснее? Какая из них дольше приковывала к себе внимание?

Вне всяких сомнений, второе изображение несет в себе значительно больше нового, а, следовательно, удерживает на себе внимание значительно дольше.

Вот пример из текста формы продаж:



Когда только посетитель приходит на эту страницу и начинает читать, фактор новизны исчезает в течение нескольких секунд. Это все как везде. Скука!

Что мы можем сделать для того, чтобы повысить в данном случае фактор новизны? Как оживить форму, чтобы она привлекала и удерживала внимание?



Наш мозг уделяет особое внимание типовым моделям (вещей, структур, поведения и т.д.), и быстро учится игнорировать все, что вторично, предсказуемо или скучно.

Дело в том, что постоянный поиск изменений во всем привычном – это механизм, который помогает человеку и животным бороться за жизнь. К примеру, животное легко заметит на привычном горизонте хищника, потому что его мозг постоянно следит за изменениями в привычном окружении. Та же самая особенность человеческого мозга обеспечивает возможность привлечь и зафиксировать внимание, предложив что-то разительно отличающееся от привычного или находящееся с чем-нибудь в контрасте.

2. Продемонстрируйте контраст

Мозг уделяет много внимания вещам, которые отличаются пот привычного или от того, что было в прошлом. Это еще одна эволюционная особенность у людей. В мозге есть область, которая ищет контрасты и отличия для того, чтобы принимать быстрые решения и избегать путаницы.



Вы, безусловно, видели такой прием раньше. Это действительно работает. Разумеется, контраст эффективен не только, если рекламировать надо нечто, связанное с фитнесом, это может быть любой вид трансформации: материальная обеспеченность, конверсия, транспорт, красота и т.д. Иными словами, что угодно можно рекламировать посредством контраста и сравнения.

Из книги Neuromarketing: ". область мозга, отвечающая за поиск изменений в окружающем, обращает особое внимание на любые нарушения или изменения", например, до/после, опасно/безопасно, с/без, быстро/медленно и т.д. Поэтому, чтобы привлечь внимание, необходимо предлагать посетителю сайта различные контрасты и сравнения, но избегать типичного и обыденного.

Осталось придумать, каким образом можно использовать контрасты и сравнения, чтобы доказать реальность всех обещаний.

3. Вызывайте эмоций

Вызывая эмоции, вы привлекаете и удерживаете внимание.

Эффективность вызывающей эмоции рекламы – несомненна. Если получится заставить людей почувствовать что-либо (что угодно), они не только обратят внимание на полученное сообщение (как текстовое, так и визуальное), но и обязательно запомнят его.

Вспомните прошлый год. Что запомнилось больше всего? Сто процентная гарантия – те мероприятия и вещи, с которыми связаны самые сильные эмоции и переживания. Так что с эффективностью вызывающей эмоции рекламой и сообщениями все очевидно.



Вы можете сделать практически любое сообщение значительно более эффективным посредством введения четкого и содержательного эмоционального образа.

Вот пример такого сообщения:



4. Предоставляйте посетителю информацию в логичной и структурированной форме

В целом люди не в состоянии сосредоточиться на чем-либо более 10 минут. Так что необходимо завершить с ними сделку до истечения этого времени или же вызывать у них новые эмоции каждые 10 минут, пока сделка не завершится.

5. "Не существует такой вещи, как продолжительность концентрации внимания. Существует только качество того, что вы читаете "

Это цитата Jerry Seinfeld, и ее смысл в итоге: "Идея привлечения и концентрации внимания не совсем верна. Люди располагают бесконечным запасом внимания, если Вы будете их развлекать".

Скорее всего, это правда. Люди, как правило, способны на длительную концентрацию внимания, если их что-то на это их мотивирует, либо, если данный процесс они находят интересным, - утверждает Википедия.

Так что слова Jerry Seinfeld имеют под собой основание. Релевантность - это очень важно Необходимо, чтобы предложение отвечало нуждам и пожеланиям аудитории. При этом стиль изложения должен быть интересным и достаточно эмоциональным, чтобы удерживать внимание. Все остальное вторично.

Люди не обращают внимания на скучные вещи.

6. Люди не читают, а просматривают

Мы знаем, что люди читают не все, что есть на нашем сайте. И нет способа это изменить.

Все что можно сделать, это дать им возможность получить как можно больше интересной информации, пока они просматривают страницы, а также четко выделить для них все самое главное.

Исследования показывают, что люди просматривают страницы F-образно:



7. Демонстрируйте примеры


Фраза "позвольте мне продемонстрировать вам, что я имею в виду" является одним из лучших способов утвердить свою позицию, когда вы желаете что-то объяснить или доказать. Такая фраза приковывает внимание в ожидании визуального продолжения предложения, что мозг очень ценит.

При оценке продукта или услуги, мозг работает, чтобы проанализировать предлагаемую информацию и сделать выводы, принять решение. Изображения являются прекрасным способом продемонстрировать что-либо наглядно и предоставить ответы на многие вопросы, которые задает мозг.

8. Значение скорости сайта

Обеспечьте своему сайту как можно большую скорость. Это важно.

Если загрузка страниц будет недостаточной, есть большая вероятность потерять посетителя. Даже, если его интересует содержания предлагаемых страниц, медленная скорость их загрузки будет отвлекать от чтения. Кроме этого скорость оказывает влияние и на позиции при поисковом продвижении сайта.

Юзабилити гуру Якоб Нильсен утверждает, что 0,1 секунды загрузки сайта – именно то время, которое обеспечивает ощущение мгновенности ответа. 1 секунда все еще позволяет пользователю не ощущать дискомфорта, но 10 секунд – практически гарантия того, что посетитель покинет сайт.

Используйте инструменты для измерения скорости загрузки сайта.

В Firefox заметили, что когда их сайт стал загружаться на 1 секунду медленнее, это повлекло за собой снижение конверсии на 2,7%.


В Bing и Google обнаружили, что ускорение загрузки на 0,4c гарантировало, что пользователи оставались на сайтах дольше:



В Amazon сообщили, что увеличение скорости сайта на 100 мс обеспечило 1% рост доходов.

Как сделать сайт быстрее:

  • Используйте Google PageSpeed чтобы узнать, как можно улучшить производительность сайта.
  • Используйте HTTP кэширование.
  • Используйте CDN.

Бонусный совет: Красные губы привлекут внимание мужской части аудитории

Недавнее исследование утверждает, что трудно найти нечто более эффективное, если необходимо привлечь внимание мужчин, нежели красные губы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.