Пациентка неврологического отделения предъявляет жалобы на повышенную слабость

Сестринский уход

Основную роль в уходе за больным с ОНМК играет медицинская сестра. Ее обязанности велики, она должна не только следить за общим состоянием больного, но и всячески способствовать улучшению качества его жизни.

Осуществляя уход за больным, медсестра должна учесть некоторые особенности больного, такие как:

  • - возрастные особенности
  • - половые особенности
  • - тяжесть общего состояния больного

В обязанности медсестры по уходу за больным с ОНМК в стационаре входит:

Кормление пациентов (энтеральное, парентеральное)

Осуществление личной гигиены пациента

Смена постельного и нательного белья

Профилактика тромбоза глубоких вен нижних конечностей

Уход за назогастральным зондом

Уход за мочевым катетером

Анализ полученной информации

- 98 % - утратили способность к самообслуживанию

  • - питались с помощью ложки или поильника (4 человека)
  • - установлен назогастральный зонд (1человек)
  • - установлен мочевой катетер (2 человека)

Потенциальные проблемы пациента:

  • 1. Риск возникновения запора.
  • 2. Риск развития пролежней.
  • 3. Риск развития атрофии мышц и порочного положения стоп.
  • 4. Риск развития пневмонии.

Приоритетная проблема - дренированный мочевой пузырь.

Цель: за время пребывания в стационаре воспалительный процесс мочевыделительной системы у пациента не возникнет.

1. Медсестра ежедневно будет проводить промывание мочевого пузыря теплым раствором фурацилина 1:5000 или 3% раствором борной кислоты в количестве 50-100 мл.

- для профилактики воспаления мочевого пузыря.

2. Медсестра обеспечит отток мочи в мочеприемник

- для предупреждения попадания инфекции восходящим путем

3. Медсестра визуально контролирует цвет и количество выделяемой за сутки мочи.

- для выявления изменения мочи ( хлопья, муть)

4. В течение суток не реже 6 раз обеспечит опорожнение мочеприемника с последующей дезинфекцией его 0,5% хлорамином.

- для предупреждения попадания инфекции в мочевыделительные пути

5. Медсестра не реже 1 раза в 5 суток обеспечит исследование мочи в лаборатории.

- ранней диагностики воспалительного процесса мочевыделительной системы.

Пациентка неврологического отделения предъявляет жалобы на повышенную слабость, головокружение, шаткость при ходьбе.

Пациентка устала от постоянного напряжения, ночного недосыпания, переживаний. Задание:

  • 1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
  • 2. Сформулируйте проблемы пациентки.
  • 3. Составьте план ухода за пациентом.

Возможный вариант ответа Нарушены потребности:

  • · в физической безопасности;
  • · в сне и отдыхе.

Проблемы пациента:

  • · Риск травматизации на фоне неврологической симптоматики (головокружение, слабость, шаткость при ходьбе).
  • · Состояние напряжения в результате непродуктивного сна, провоцируемое заболеванием.

Индивидуальный план ухода

Цель/ ожидаемые результаты

Оценка эффективности ухода

Риск травматизации на фоне неврологической симптоматики (головокружение, слабость, шаткость при ходьбе).

Пациентка знает о мерах безопасности и придерживается их на протяжении всего угрожающего периода.

1. Рассказать пациентке о соблюдении правил перемещения (исключить резкие движения и т.д.) с явлениями головокружения.

Принимает помощь сотрудников.

Выполняет действия с соблюдением предосторожности.

Состояние напряжения в результате непродуктивного сна, провоцируемое заболеванием.

Состояние отдыха на фоне полноценного сна после вмешательств сестры.

1. Предложить снотворное средство на ночь по назначению врача.

Сон 6--8 часов без пробуждения

По данным анкетирования, 89% больных и 93% родственников, удовлетворены качеством сестринского ухода.

Проведя беседы с родственниками выяснилось, что 98% родственников пациентов не умеют осуществлять уход за тяжелобольным пациентом, и нуждаются в обучении. Обучение должна проводить медицинская сестра. На данный момент, при выписке пациента, родственника охватывает страх того, что ему предстоит ухаживать за лежачим больным самостоятельно, не имея при этом специальных навыков. Большинство опрошенных (87%) просто не в состоянии оплачивать услуги квалифицированной сиделки. Мною были разработаны памятки для родственников

План беседы с родственниками:

  • · Рассказать про инсульт и его факторы риска.
  • · Рассказать какие последствия и осложнения у данного заболевания.
  • · Дать рекомендации по уходу за больными с инсультом в связи с его проблемами.
  • · Дать рекомендации по профилактике инсульта.

методика по решению проблем пациента

Проблема пациента в первое время после инсульта

Деятельность медсестры по решению проблемы

В бессознательном положение и при отсутствие глотательного рефлекса, кормление выполняется через назогастральный зонд.

Боль и отек в парализованных конечностях

Тромбоз глубоких вен

забинтовать больную ногу эластичным бинтом, если у больного есть варикозное расширение вен,

Восстановление двигательных навыков пациентов.

проводит с больным занятия по указанию врача лечебной физкультуры в вечернее время и выходные дни;

Медсестра занимается с пациентом по указанию логопеда.

Восстановлению навыков самообслуживания

Беседа с пациентами и их родственниками по обучению навыкам самообслуживания.

Таким образом, сестринский уход действительно направлен восстановление здоровья и снижение риска развития осложнений, которые могут возникнуть при инсульте.

ВВЕДЕНИЕ

Любая осознанная деятельность человека подразумевает наличие определенных этапов. В любой сфере, прежде чем приступить к выполнению конкретных действий, человек задумывается над последствиями и вариантами получения положительного результата своей деятельности, способами, которыми можно воспользоваться для достижения успеха и эффективности проводимых мероприятий.

Когда возникает необходимость в сестринской помощи - возникает процесс сестринского дела.

Сестринский процесс - это своего рода серия шагов или этапов, которые должна предпринять медицинская сестра для оказания помощи пациентам. Это систематизированный научный подход к организации и практическому осуществлению программы сестринской деятельности.

Профессионально подготовленная сестра, участвующая в сестринском процессе, обладает видением, знаниями, представлениями и способностями к фантазии, творчеству. Живое участие в решении проблем пациента улучшает взаимопонимание и способствует разработке плана действий персонала с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Студентам, постигающим науку планирования индивидуального ухода за пациентом, на начальном этапе освоения данной технологии предлагаются ситуационные задачи, отражающие сестринский процесс при нарушении физиологических и психосоциальных потребностей пациента.

можных проблем пациента, медицинской сестры и родных пациента, участвующих в сестринском процессе.

Специфика работы медицинской сестры подразумевает постоянную мыслительную деятельность, результаты которой формулируются на бумаге, в сестринской документации или остаются в памяти сестры и реализуются в конкретных действиях. Четкое понимание этапов деятельности в уходе за пациентами, творческая активность сестры, компетентность поднимает ее работу на более высокую ступень в лечебном процессе и будет способствовать повышению престижа профессии.

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ

• Постарайтесь определить, удовлетворение каких потребностей нарушено у данного пациента, сформулируйте их, опираясь на потребности, выделенные в теории А. Маслоу. Сделайте запись.

• Проанализируйте ситуацию и на основании полученных данных сформулируйте проблемы пациента. Определите причины возникновения данных проблем. Отразите их в сестринском диагнозе.

• Определите приоритеты по уходу, ориентируясь на срочность, природу предписанного лечения, взаимодействие между диагнозами. Выделите первостепенные проблемы, решение которых должно быть направлено в первую очередь на быстрое выявление и устранение причины проблемы, предотвращение дальнейшего ухудшение физиологического и эмоционального состояния.

• Приступите к планированию ухода. Определите цели/ожидаемые результаты ухода. Ориентируйтесь на сроки выполнения намеченной цели, реальность достижимого успеха, на определение с помощью кого или чего вы добьетесь положительного результата и т.д.

• Составьте план ваших действий. Определите зависимые и независимые действия по оказанию эффективной помощи. Сделайте записи таким образом, чтобы написанное вами было четко и

однозначно воспринято другими сестрами, получило одобрение врача и соответственно выполнялось.

• Запланируйте оценку эффективности ухода. Определите кратность оценки, оценочные критерии.

• Сделаете выводы, достигли ли вы цели. Сопоставьте полученные в процессе ухода за больным результаты с ожидаемыми результатами, которые вы планировании вначале

• Проанализируйте предложенный индивидуальный план ухода.

• Ознакомьтесь с разработанными ситуационными задачами, посмотрите примерный вариант ответа, в котором отражен план ухода за пациентом. Проанализируйте предложенный вам вариант. Сделайте выводы, согласны ли вы с данной трактовкой. Если нет, составьте свой план ухода, обоснуйте свои выводы.

ТЕМА. БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

В травматологическом отделении находится Сидорова Анна Васильевна, 72 лет, с переломом нижней конечности. Состояние пациентки удовлетворительное, адекватное лечение проводится в течение 4 недель.

Анна Васильевна очень общительна, любит поговорить с соседями по палате. Активна, стремится к самостоятельности во всем, говорит, что надеяться ей не на кого, так как одинокая и живет в многоэтажном доме без лифта. Выполняет все рекомендации врача и медицинской сестры по лечебной физкультуре.

Анна Васильевна постоянно в движении, ее можно часто видеть идущей на костылях по коридору, даже влажный пол после уборки ее не остановит. Анна Васильевна не предъявляет жалоб, ей все хорошо. И только у соседей по палате можно узнать, что она часто по ночам страдает от боли и поэтому плохо спит. В ночное время можно увидеть, как она в темноте добирается до туалета самостоятельно.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

Пациентка 76 лет, Симонова Лидия Павловна 7 сутки находится на лечении в кардиологическом отделении. Состояние удовлетворительное.

Лидия Павловна замкнутый человек, с соседями по палате общается очень мало, старается уединиться.

Дети Лидии Павловны говорят, что после смерти мужа она очень изменилась, по несколько дней могла не принимать пищу, не отвечать на телефонные звонки, гулять не выходила, больше времени находилась в постели, вставала, только когда приходила дочь и ее кормила. Лидия Павловна раньше жила вдвоем с мужем, дети давно выросли и живут отдельно.

В кардиологическом отделении она предпочитает прогуливаться ночью. Но такие прогулки приводили к тому, что она часто падала, натыкаясь на предметы, так как плохо видит из-за прогрессирующей катаракты.

Ночью в отделении нередко нарушалась тишина и покой, из-за того, что Лидия Павловна, перепутав, заходила в чужую палату и искала свою кровать.

Задание:

1. Нарушение каких потребностей вы обнаружили.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. С какими проблемами столкнулась медицинская сестра.

4. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3

Жена пациента Новикова О.П., находящегося на лечении в хирургическом отделении, обратилась к медицинской сестре за помощью.

Она обеспокоена поведением мужа, говорит, что у него галлюцинации, он отгоняет несуществующих крыс, которые прыгают у него по кровати и пытаются укусить. Иногда он слышит голоса с угрозами и оскорблениями, пытается от них защититься, вскакивает, бежит, хотя сам не понимает, где находится.

В разговоре с женой выяснено, что О.П. часто употребляет алкоголь.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4

Пациентке Петровой Л.Ф. с переломом левой лодыжки на следующий день после снятия гипса назначена лечебная физкультура в бассейне.

Л.Ф. разрешено передвигаться самостоятельно с помощью костылей, но рекомендовано щадить поврежденную конечность и наступать на нее не в полном объеме. Пациентка беспокоится по поводу отсутствия уверенности в своих силах и ловкости при перемещении с костылями по влажному полу бассейна.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы.

3. Составьте план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5

Пациентка неврологического отделения предъявляет жалобы на повышенную слабость, головокружение, шаткость при ходьбе.

Пациентка устала от постоянного напряжения, ночного недосыпания, переживаний.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6

После длительного пребывания на постельном режиме Тамаре Николаевне назначена гигиеническая ванна. Состояние пациентки удовлетворительное.

Больная предъявляет жалобы на кожный зуд, неприятный запах, исходящий от ног и при дыхании изо рта. Говорит, что из-за запаха соседи по палате избегают ее, и она чувствует себя одинокой.

Тамара Николаевна консультируется по поводу замены ванны на душ. Она предпочитает принимать ванну дома, а в больнице опасается инфекции.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7

На дежурстве к медицинской сестре Оле обратились пациенты палаты № 5. Вахрушин Иван Иванович, самый активный пациент из присутствующих, просит подтвердить сестру, что предыдущее пребывание его в стационаре и использование многоразовых шприцев могло послужить причиной возникновения сывороточного гепатита, который привел к инвалидности.

Иван Иванович не исключает возможности быть ВИЧ-инфицированным при подготовке и проведении ему операции.

Медицинская сестра при проведении беседы обратила внимание на неподдельный страх, который испытывает Иван Иванович,

обсуждая эту тему. Оля приняла активное участие в беседе, пытаясь разъяснить ситуацию.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8

Пациенту Васечкину С.Ю. назначен день операции. Медицинская сестра предупредила пациента о необходимости промывания желудка в течение нескольких дней и постановки накануне операции двух очистительных клизм.

Обеспокоенный Васечкин не отходит от сестры, задает один вопрос за другим. Его волнует, можно ли заразиться гепатитом, ВИЧинфекцией при приеме этих процедур. Спрашивает, зачем такое количество процедур и можно ли обойтись без столь тяжелой подготовки.

Говорит, что знает себя и теперь будет плохо спать до самой операции, так как переживает. От волнения он обычно лежит до утра и только ближе к рассвету засыпает.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9

При осмотре: признаки воспаления, слизистая оболочка гиперемирована, отмечается слезотечение.

Пациентка направлена на консультацию к окулисту. После осмотра врачом был поставлен диагноз: аденовирусный коньюктивит.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10

В ожоговое отделение медицинского центра переведена девочка 8 лет. На момент поступления состояние пациентки средней тяжести.

После получения термического ожога живота и бедер она несколько дней находилась в хирургическом отделении по месту жительства, где получала соответствующее лечение.

На данный момент перевязки раневой поверхности осуществляются под общим наркозом. В бактериологическую лабораторию отправлено содержимое из раны (подозрение на инфицирование синегнойной палочкой).

Ребенок спокоен, так как получает адекватное обезболивание, только при постоянном общении можно заметить, как ей одиноко, девочка тоскует по маме.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

ТЕМА. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

У пациентки хирургического отделения Смирновой Л.С после проведенного лечения антибиотиками выявлен аллергический стоматит.

Больная предъявляет жалобы на резкую боль в ротовой полости при приеме пищи, чистке зубов. Говорит, что в связи с болью пищу принимала 2 раза в сутки, небольшими порциями, но вот уже несколько дней не ест совсем. От чистки зубов отказалась наотрез.

При осмотре слизистая оболочка ротовой полости гиперемирована, под языком несколько язв, язык обложен налетом.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

В травматологическом отделении находится пациент после проведенного хирургического

вмешательства. Послеоперационный период протекает без осложнений.

Отсутствие возможности самостоятельно дойти до туалета, помыться и побриться отрицательно сказывается на состоянии больного, его тяготит необходимость соблюдения постельного режима.

От услуг медицинской сестры отказывается, очень редко просит помочь санитарку. Говорит, что придет его жена и все сделает. Но ситуация повторяется изо дня в день, пациент неопрятен, раздражен.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3

После мытья головы у пациентки, находящейся на постельном режиме, появились неприятные ощущения и чувство заложенности в правом ухе, незначительное головокружение.

При обращении к ней просит говорить громче, переспрашивает заданный вопрос. Ранее пациентка неоднократно отмечала снижение слуха. Обращалась кЛОР врачу. Патологии при обследовании не выявлено, но была отмечена повышенная секреция желез и скопление большого количества серы в слуховом проходе. После удаления серы слух улучшался.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4

К медицинской сестре Оле обратилась за помощью бывшая пациентка. Она не знает, что делать, так как уже второй день глаза ее воспалены, просыпаясь утром, она с трудом может раскрыть их из-за склеившихся ресниц.

Накануне она не придала особого значения тому, что один глаз покраснел, появилось гнойное отделяемое и зуд. Она решила чаще умываться и подождать с наложением косметики. Но эти ограничения привели лишь к тому, что воспалился и второй глаз.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы

3. Окажите помощь. Составьте примерный план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5

Участковая сестра при посещении Иванова Николая Анатольевича обратила внимание на багровое пятно у него в области крестца и седалищных бугров.

Вот уже несколько лет Николай Анатольевич прикован к инвалидной коляске, так как перенес перелом позвоночника. Удовлетворять свои потребности в самоуходе он не в состоянии. Ему требуется постоянный уход, который и осуществляет его дочь.

В течение последней недели из-за отсутствия дочери за Николаем Анатольевичем присматривает его сестра. Она говорит, что стремится создать для больного спокойную, тихую обстановку. С удовольствием отмечает, что Николай Анатольевич часами дремлет в своей коляске или спит в кровати, плохо только то, что он очень тучный, грузный, и ей трудно поворачивать в постели или пересаживать его в креслокаталку. Она не предполагает, что это за пятна появились на теле у Николая Анатольевича.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента, родственников.

. Составьте план ухода за больным.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6

В палате интенсивной терапии находится пациент с диагнозом: обширный инфаркт миокарда. Состояние тяжелое, назначен строгий постельный режим.

На третий день пребывания в области лопаток и крестца появились багровые пятна, возникли трудности с опорожнением кишечника.

Пациента тяготит состояние полной беспомощности и отсутствие двигательной активности. Просит не делать ему назначенную врачом масляную клизму, обосновывая свой отказ отсутствием возможности потом (после стула) привести себя в порядок.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7

Пациентка, находящаяся на постельном режиме, получает соответствующий уход, но ее индивидуальные гигиенические потребности более высокие, и предложенные услуги по удовлетворению их не соответствуют требованиям пациентки. Она говорит, что с трудом переносит эти условия, так как не может хорошо помыться, дома она дважды в день принимала душ и т.д. Пациентка просит разрешение вставать и обслуживать себя самостоятельно. Лечащий врач возражает, состояние здоровья пациентки пока этого не позволяет.

Доктор разрешил вымыть голову пациентке в постели.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8

Пациентка хирургического отделения Самсонова Л.Т. прооперирована и находится на постельном режиме.

После акта дефекации медицинская сестра предложила подмыть пациентку.

Самсонова Л.Т. стесняется этой процедуры, говорит, что не может в столь откровенной позе находиться на виду у всей палаты. Пациентка считает, что туалетной бумаги будет достаточно.

Сестра указывает на необходимость длительного соблюдения постельного режима и обязательного выполнения гигиенических мероприятий.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9

В травматологическое отделение доставлен пациент с переломом бедренной кости.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10

Пациентке с нарушением мозгового кровообращения необходимо поменять постельное и нательное белье. Она не в состоянии сама что-либо сделать и обслужить себя.

Дочь, которая находится рядом, не представляет, как можно в данной ситуации менять белье, когда состояние пациентки довольно тяжелое.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки, дочери.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи Задача № 18
Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.
Пациентка предъявляет жалобы на периодические, сильные головные боли в затылоч­ной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегу­лярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет ост­рой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.
Пациентка избыточного питания, рост - 162 см, вес - 87 кг. ЧДД - 20 в минуту, пульс - 80 ударов в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 180/100 мм рт. ст.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
2. Объясните, как правильно собрать мочу на анализ по Зимницкому.
3. Продемонстрируйте на статисте измерение артериального давления.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни; не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии; не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьёт много кофе; не умеет из­мерять себе артериальное давление; не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства; плохо спит
Потенциальные: риск развития гипертонического криза, инфаркта миокарда, ин­сульта.
Приоритетная проблема пациентки: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни.
Цель: пациентка продемонстрирует знания о правильном образе жизни при гиперто­нической болезни к концу недели.
План
Мотивация
1. Беседа о необходимость соблюдения диеты № 10
С целью ограничения соли и жидкости для снижения АД
2. Беседа с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска.
С целью нормализации АД
3. Беседу с пациенткой и родственниками о необходимости постоянного приема ле­карственных препаратов
С целью поддержания АД на нормаль­ных цифрах и профилактики осложне­ний
4. Обучение пациентки правилам измерения артериального давления.
Для постоянного самоконтролироля АД
6. Взвешивание пациентки и контроль суточ­ного водного баланса.
С целью выявления задержки жидкости и контроля за массой тела.
Оценка: пациентка демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска, необхо­димости постоянного приема лекарственных препаратов. Цель достигнута.
2. Студент доступно и грамотно объясняет пациентке правила сбора мочи по Зимниц­кому.
3. Студент демонстрирует на статисте измерение артериального давления.

Урежение позывов на мочеиспускание в ночное время и улучшение сна
4. Обеспечить гигиеническое содержание промежности пациентки (подмывание, смена нательного белья ежедневно)
Для профилактики вторичной инфек­ции, опрелостей.
5. Обеспечить пациентку мочеприемни­ком, поставить ширму в палате.
Даст совет опорожнять мочевой пузырь каждые два часа.
Для обеспечения комфортного состоя­ния
Профилактика и лечение недержания
Рекомендовать родственникам приобрести подгуз­ники для взрослых, впитывающие однора­зовые пелёнки, впитывающие прокладки, а также лечебные косметические средства для защиты кожи от появления опрело­стей.

Профилактика опрелостей
7. Беседы с пациенткой и её родственниками о необходимости соблю­дения диеты, личной гигиены, необходи­мости избегать переохлаждения
Обучение мерам профилактики обострений и развития осложнений.
Оценка: пациентка отмечает уменьшение дискомфорта из-за недержания мочи при напряжении и кашле, пациентка имеет возможность осуществлять, при необходимости, физиологические отправления в судно в палате, позывы на мочеиспускание стали реже и менее болезненны. Нет опрело­стей в области промежности. Цель достигнута.
2. Студент доступно объясняет пациентке, как подготовиться к сбору мочи по Нечипо­ренко.
3. Студент демонстрирует технику выполнения внутримышечной инъекции согласно алгоритму.

Пациент, 45 лет, поступает в нефрологическое отделение с диагнозом почечнокаменная болезнь.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание учащенное, болезненное, малыми порциями, однократную рвоту. Считает себя больным 3 года. Приступы периодически повторяются.

Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. В окружающем пространстве ориентируется адекватно, тревожен, мечется в постели. Положение вынужденное, кожные покровы бледные, покрыты холодным липким потом. Температура тела 36,7° C. ЧДД 18 в мин. Пульс 100 уд./мин., ритмичный. АД 120/80 мм рт.ст.

Задания


  1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

  2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

  3. Продемонстрируйте технику приготовления 1% раствора хлорамина.

  4. Продемонстрируйте технику постановки грелки на фантоме

  5. Эталоны ответов

  1. Нарушенные потребности: выделять, быть здоровым, общаться, работать, спать, отдыхать

Проблемы пациента:

Настоящие: приступ боли в пояснице, нарушение мочеиспускания, рвота, тревога.

Потенциальные: риск развития осложнений

Приоритетная: приступ боли в пояснице.


  1. Краткосрочная цель: снять болевой синдром в течение нескольких часов.

Долгосрочная цель: обучить пациента приемам самопомощи при начинающемся приступе почечной колики.


План

Мотивация

1.Срочно вызывать врача

Для оказания неотложной врачебной помощи

2.Обеспечить физический и психический покой

Для уменьшения спастических болей

3.Приложить грелку на поясницу по назначению врача

Для снятия спазма гладкой мускулатуры

4.По назначению врача провести горячую ванну продолжительностью15-20 минут

Для снятия спазма и боли в поясничной области

5.Выполнение назначений врача

Для эффективного лечения

6.Осуществить сбор мочи на анализ

Для контроля лечения и профилактики осложнений

7. Провести беседу с пациентом о причинах возникновения приступа почечной колики

Для профилактики повторных приступов.

Ситуационные задачи по профессиональному модулю ПМ.07

Ситуационная задача №1
На летнюю работу в операционный блок приняли нового сотрудника.

При проведении генеральной уборки в оперблоке медсестра почувствовала резкую головную боль, тошноту, жжение в глазах, удушье.

Задание:


  1. Оцените ситуацию.

  2. Тактика действий.

Ситуационная задача №2
Вы – медицинская сестра процедурного кабинета, при проведении текущей уборки дезсредство попало в глаза.

Задание:


  1. Оцените ситуацию.

  2. Ваши действия.

Ситуационная задача №3
Вы – медицинская сестра процедурного кабинета лечебного отделения, оказываете простейшие медицинские услуги:


  1. В/в инъекции.

  2. В/м инъекции.

При взятии крови из вены у пациента, кровь пациента попала на халат.

Задание:


  1. Оцените ситуацию.

  2. Ваши действия.

  3. Перечислите средства барьерной защиты.

Ситуационная задача №4
Вы – палатная медсестра. Родственники пациента принесли ему передачу: молоко, яблоки, печенье, отварную курицу. Пациент находиться в стационаре по поводу хронического холецистита, и через день ему предстоит холецистография.


  1. Что вам следует предпринять?

Ситуационная задача №5
Проходя по коридору палатная медсестра заметила, что пациент, который только что вернулся в отделение после ФГДС, несет в свою палату завтрак.


  1. Следует ли медсестре что – либо предпринять?

Ситуационная задача №6
Медсестра пригласила пациентку в процедурный кабинет для проведения пробы на индивидуальную чувствительность к контрастному препарату. Она ввела 1 мл контрастного препарата. Вскоре у пациентки появился насморк и сыпь в виде крапивницы.


  1. В чем ошибка медсестры?

  2. Дальнейшая тактика медсестры

Ситуационная задача №7
Пациент, которому сегодня назначена колоноскопия, утром категорически отказался от постановки очистительной клизмы, ссылаясь на то, что три очистительной клизмы уже поставлены накануне вечером.


  1. Тактика медсестры.

Ситуационная задача №8
Пациенту назначена колоноскопия. Медсестра рекомендовала ему исключить из рациона питания черный хлеб, овощи, фрукты, молоко, сладости. Пациенту были поставлены две очистительной клизмы емкостью 1 литр: одна – накануне в 22 часа, другая – за 30 минут до исследования.


  1. В чем ошибка медсестры?

Ситуационная задача №9
Пациенту назначена ФГДС. Выслушав разъяснения медсестры о характере предстоящего исследования, он выразил обеспокоенность тем, что во время процедуры возможно инфицирование вирусом СПИДА.


  1. Тактика медсестры.

Ситуационная задача №10
Вы — медсестра процедурного кабинета хирургического от­деления.

Пациенту в послеоперационном периоде назначена бензилпенициллина натриевая соль по 500 ООО ЕД внутримышечно 6 раз в сутки.

У старшей медсестры получены флаконы по 1 ООО ООО ЕД.

Определить:


      1. Растворитель антибиотика.

      2. Количество растворителя для разведения содержимого флакона.

      3. Количество раствора антибиотика для инъекции на сутки.

Ситуационная задача №11
Вы — медсестра процедурного кабинета терапевтического отделения.

Пациенту с диагнозом — плеврит назначен внутримышеч­но оксамп по 0,5 г 2 раза в сутки. У старшей медсестры полу­чены флаконы антибиотика по 500 000 ЕД.

1. Растворитель антибиотика.


        1. Количество растворителя для разведения содержимого флакона.

        2. Количество раствора антибиотика для инъекции

Ситуационная задача №12
Вы — медсестра процедурного кабинета детской поликли­ники.

Ребенку с диагнозом — пневмония назначена разовая доза ампициллина внутримышечно по 250 ООО ЕД. У старшей мед­сестры получены флаконы антибиотика по 0,25 г.

Определить:


          1. Растворитель антибиотика.

          2. Количество растворителя для разведения содержимого флакона.

          3. Количество раствора антибиотика для инъекции

Ситуационная задача №13
Вы — медсестра процедурного кабинета терапевтического отделения.

При внутривенном введении 10% раствора хлорида каль­ция пациент почувствовал пульсирующую боль в области инъ­екции, жжение. Медсестра прекратила введение препарата, извлекла иглу.

Объективно: гиперемия, отек в области инъекции.

Определить:


            1. Причину случившегося.

            2. Какая тактика медсестры?

Ситуационная задача №14
В отделении находится пациент Сидоров В. А. 75 лет, которо­го беспокоят: сильная потливость, общая слабость, сухость во рту, отсутствие аппетита, головная боль, при термометрии тем­пература тела составила 39 °С.


                1. Выявите нарушенные потребности пациента и осуществите сестринский уход согласно технологии осуществления простых медицинских услуг.

Ситуационная задача №15
Пациент 74 лет находится в терапевти­ческом отделении с онкологическим заболеванием. В течение последних трех дней отказывается от приема пищи.

  1. Какие нарушены потребности больного 2. Какая тактика медсестры?

Ситуационная задача №16
Во время постановки очистительной клизмы у пациента появились сильные боли в области анального отверстия. 1. Какая тактика медсестры?

Ситуационная задача №17
Пациент К., 70 лет находится в неврологи­ческом отделении с тяжелым нарушением мозгового кровообращения. У него отсутствуют движения в левой руке и ноге, отмечается непроизвольное отделение мочи. Пациент лежит в постели отвернувшись к стене, страдает бессонницей. Пульс 90 ударов в минуту, артериальное давление 100/90.


  1. Какие нарушены потребности?

  2. Какая тактика медсестры?

Ситуационная задача №18
Пациент 72 лет, находится на лечении в кардиологическом диспансере с диагнозом: ишемическая болезнь сердца, Стено­кардия покоя.

Последние 2 недели отметил появление болей по всему животу, плохой аппетит, урчание, стул бывает 1 раз в 5— 6 дней.


  1. Выявите нарушенные потребности пациента и осуществите сестринский уход согласно технологии простых медицинских услуг.

Ситуационная задача №19

Пациент 14 лет, поступил в стационар с жалобами на по­вышенную температуру тела 39 °С, озноб, слабость, головную боль, кашель с мокротой.

Объективно: состояние тяжелое, сознание ясное, кожные покровы бледные. Число дыхательных движений — 32 в минуту. АД 100/60 мм рт. ст. Пульс — 100 ударов в минуту, слабого на­полнения и напряжения.


  1. Выявите нарушенные потребности пациента и осуществите сестринский уход согласно технологии осуществления простых медицинских у

Ситуационная задача №20

Из под обломков извлечен пострадавший. При осмотре лицо и слизистые оболочки резко синюшны, сознание отсутствует, не дышит, пульс на сонных артериях не определяется, сердечных сокращений нет.


  1. Охарактеризуйте состояние.

  2. Ваша тактика?

.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1
Пациентка 76 лет, Симонова Лидия Павловна 7 сутки находится на лечении в кардиологическом отделении. Состояние удовлетворительное.

Лидия Павловна замкнутый человек, с соседями по палате общается очень мало, старается уединиться.

Дети Лидии Павловны говорят, что после смерти мужа она очень изменилась, по несколько дней могла не принимать пищу, не отвечать на телефонные звонки, гулять не выходила, больше времени находилась в постели, вставала, только когда приходила дочь и ее кормила. Лидия Павловна раньше жила вдвоем с мужем, дети давно выросли и живут отдельно.

В кардиологическом отделении она предпочитает прогуливаться ночью. Но такие прогулки приводили к тому, что она часто падала, натыкаясь на предметы, так как плохо видит из-за прогрессирующей катаракты.

Ночью в отделении нередко нарушалась тишина и покой, из-за того, что Лидия Павловна, перепутав, заходила в чужую палату и искала свою кровать.
Задание:


  1. Нарушение каких потребностей вы обнаружили.

  2. Сформулируйте проблемы пациента.

  3. С какими проблемами столкнулась медицинская сестра.

  4. Составьте план ухода за пациенткой.

Возможный вариант ответа

Нарушены потребности:


  • в общении;

  • в движении;

  • в питании;

  • в любви и принадлежности;

  • в безопасности;

  • комфортного состояния.

Проблемы пациента:


  • Самоизоляция по причине горевания.

  • Нарушение сна вследствие перенесенного стресса.

  • Высокий риск травматизма в результате прогулок в ночное время.

Индивидуальный план ухода

2. Дать совет делиться своими переживаниями с окружающими.

2. Предложить снотворное на ночь по назначению врача.

2. Уменьшить число прогулок ночью до минимума (совет).

3. Убрать лишние предметы из палаты.

4. Обратить внимание пациентки на опасность передвижения в ночное время по темноте.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 2
Пациентка неврологического отделения предъявляет жалобы на повышенную слабость, головокружение, шаткость при ходьбе.

Пациентка устала от постоянного напряжения, ночного недосыпания, переживаний.
Задание:


  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы пациентки.

  3. Составьте план ухода за пациентом.

Возможный вариант ответа

Нарушены потребности:


  • в физической безопасности;

  • в сне и отдыхе.

Проблемы пациента:


  • Риск травматизации на фоне неврологической симптоматики (головокружение, слабость, шаткость при ходьбе).

  • Состояние напряжения в результате непродуктивного сна, провоцируемое заболеванием.

Индивидуальный план ухода

2. Попросить пациентку прибегать к помощи сотрудников при появлении сильной слабости.

3. Контролировать деятельность и перемещение пациентки.

4. Вводить по назначению врача препараты, стабилизирующие состоя­ние пациентки.

Выполняет действия с соблюдением предосторожности.

2. Создать комфортные условия в палате (отсутствие шума, свежий воздух, мягкая и теплая постель).

3. Рекомендовать общение с соседями по палате, родными, медработниками для получения положительных эмоций.

4. Исключить из рациона продукты, вызывающие возбуждение (чай, кофе, шоколад и т.д.)

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 3
В ожоговое отделение медицинского центра переведена девочка 8 лет. На момент поступления состояние пациентки средней тяжести.

После получения термического ожога живота и бедер она несколько дней находилась в хирургическом отделении по месту жительства, где получала соответствующее лечение.

На данный момент перевязки раневой поверхности осуществляются под общим наркозом. В бактериологическую лабораторию отправлено содержимое из раны (подозрение на инфицирование синегнойной палочкой).

Ребенок спокоен, так как получает адекватное обезболивание, только при постоянном общении можно заметить, как ей одиноко, девочка тоскует по маме.

Задание:


  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы пациентки.

  3. Составьте план ухода за пациентом.

Возможный вариант ответа

Нарушены потребности:

- в инфекционной безопасности;

— комфортного состояния.
Проблемы пациента:

— Высокая степень риска инфицирования ожоговой поверхности.

- Ощущение одиночества на фоне дефицита общения с родными.
Индивидуальный план ухода

2. Осуществлять перевязки в условиях стерильности.

3. Вводить по назначению врача антибиотики, кровезаменители и т.д.

4. Ограничить контакт с людьми, не участвующими в лечебном процессе.

2. Создать комфортные условия (обезболивать, осуществлять гигиенические процедуры, кормить, менять белье).

3. Привлекать к лечебному процессу как сознательного участника.

4. Организовать общение с родными через мобильную связь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.