Патологическая инертность речевых стереотипов при афазии

Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. Образуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении, подчиненных жесткому закону соподчинения: в слове дом обязателен лишь такой, а не иной порядок звуков, в предложении прилагательное или предлог не могут стоять перед глаголом или наречием и т. п.

Эффективная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (рис. 18, поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверации, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой,

затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Нарушение экспрессивной речи. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафразии, произнесение слов становится растянутым.

И наконец, среди различных вариантов эфферентной моторной афазии наблюдается такая, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение. В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Литеральные парафразии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм,

выражающийся в трудностях согласования слов в предложении. Смешиваются флексии как падежные, так и указывающие род. Аграмматизм письменной речи больных с эфферентной моторной афазией преодолевается с большим трудом.

При грубой эфферентной афазии персеверации проявляются уже при выполнении простых инструкций. Показ отдельных частей тела может быть доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы. Однако при незначительном убыстрении темпа заданий по показу картинок или частей тела либо лица возникают персеверации. Несколько лучше, но все же с большим трудом больные показывают при повторных просьбах предметные картинки. Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок, при показывании из 10 3 или 4 рисунков персеверируются предыдущие задания.

При эфферентной моторной афазии на слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные.

Плохо понимается при этой форме афазии переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов, таких, например, как коса, ключ, идти. Это объясняется трудностью переключения с конкретного лексического значения слова на другое.

Премоторные отделы доминантного по речи полушария являются завершающими процесс кодирования речевого высказывания. С одной стороны, они осуществляют плавное переключение сформированных в постцентральных отделах артикуляторных и лексических комплексов, с другой — завершают процесс планирования и грамматического оформления замысла высказывания, программируемого в лобных и заднелобных отделах.



В настоящее время в Российской Федерации лидирующее место по причинам смертности и стойкой инвалидизации населения занимает острое нарушение мозгового кровообращение, на втором месте находятся черепно-мозговые травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из частых проявлений повреждения головного мозга является афазия. В зависимости от зоны поражения головного мозга афазия может принимать тот или иной характер и имеет значительные различия в нарушаемых функциях речеобразования и её же восприятия. Обследование пациента, страдающего афазией требует комплексного диагностического подхода, а лечением и последующей реабилитацией занимаются врачи самых разных специализаций. Особая задача ложится на близких и родственников пациента, так как только они могут полноценно сформировать мотивацию больного к полноценной реабилитации и восстановлению. Роль специалистов сводится к обучению как больного, так и его близких к правильному взаимодействию между собой – это и является залогом успешной реабилитации больного.

Проблема связанная с афазией требует тщательного подхода, так как полноценная реабилитация таких больных в значительной степени повышает качество последующей жизни.

Определение понятия афазия

В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции. Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.

Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения.

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

  • Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения.

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей.

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

Факторы возникновения речевой афазии

Афазия возникает вследствие трёх основных этиологических факторов – сосудистого, травматического и опухолевого генеза.

Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.

Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.

Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз.

Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа. При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.

Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия. При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности.

Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли. При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга. Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров.

Восстановление и коррекция речи у больных афазией

Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды.

Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов.

На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:

  • Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
  • Лепка из пластилина.

Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.

Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:

  • Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
  • Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
  • Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
  • Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
  • Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
  • Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.

В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма.


Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Иными словами, у человека (ребёнка или взрослого) речь изначально присутствовала, но в результате каких-то причин была утрачена.

Скачать:

ВложениеРазмер
afaziya.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Иными словами, у человека (ребёнка или взрослого) речь изначально присутствовала, но в результате каких-то причин была утрачена.

Основные причины афазии:

- нарушения мозгового кровообращения (ишемический или геморрагический инсульты);

- травмы головного мозга (открытые и закрытые);

- опухоли головного мозга (доброкачественные и злокачественные);

- инфекционные заболевания головного мозга (менингиты и энцефалиты различной этиологии).

Многие думают, что афазия – удел пожилых людей, ведь именно у них чаще всего бывают инсульты. Но, увы… Ко мне обращались мамы с детьми дошкольного возраста, у которых диагностировали ишемический инсульт после проведения прививок или после заболеваний, сопровождавшихся высокой температурой. Случаи, конечно, единичные, но они есть, и это очень печально.

Дети могут утратить речь в результате травм (ранений) головного мозга, это в нашей жизни тоже случается. Да и случаи онкологии головного мозга у детей в последнее время диагностируются всё чаще, я уж не говорю о менингитах и энцефалитах, которые в некоторых районах страны приобретают масштаб эпидемии.

Профессор Ф.Р. Лурия в семидесятых годах XX века разработал классификацию афазий. Он выделил семь её основных форм:

- акустико-гностическая (амнестическая) афазия (поражение задне-височной и теменно-затылочной области коры левого полушария головного мозга);

- акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины);

- семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной области);

- сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины, - зона Вернике);

- афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы);

- эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры головного мозга, зона Брока);

- динамическая афазия (поражение отделов головного мозга, располагающихся кпереди от зоны Брока, и дополнительной речевой «зоны Пенфилда).

В основу данной классификации были положены два основных принципа:

принцип анализа топически ограниченных поражений мозга;

принцип выделения тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга.

Акустико-гностическая (амнестическая) афазия

Центральный её симптомы: затруднение в назывании предметов.

Сразу же после инсульта или травмы наблюдается полная утрата понимания речи, чужая речь воспринимается больным как поток нечленораздельных звуков. На более поздних сроках болезни и при менее выраженных расстройствах, наблюдается лишь частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слова догадками.

При чтение появляются множественные литеральные парафазии, затруднён выбор ударения в слове, в связи с чем усложняется понимание прочитанного, но сам механический процесс чтения сохранен. Письменная речь нарушается в большей степени.

При этой форме афазии присутствуют следующие симптомы:

- нарушение понимания речи (обращённой, подтекста, иносказаний, аллегорий);

- нарушение устной экспрессивной (спонтанной) речи;

- нарушение номинативной функции речи.

При этой форме афазии сохраняется фонематический слух и процессы звукоразличения, а также способность повторять отдельные слова. Но больной не может повторить ряда из трёх-четырёх слов, не связанных между собой по смыслу. Обычно больной повторяет первое и последнее слово ряда, а в более тяжёлых случаях – лишь одно слово. Нарушение объёма удержания речевой информации приводит к трудностям в понимании фраз, состоящих из пяти-семи и более слов. Больной с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками.

Центральный дефект этой формы афазии: нарушение понимания логических и грамматических конструкций.

Восприятие отдельных предметов у больных не затруднено, но пространственные отношения, взаимодействия с другими предметами больной понять не может. Отсюда – полное непонимание при изучении географической карты, при определении времени по часам, при счётных операциях.

К слову сказать, у таких больных нет нарушений письма и чтения. Но их письменная речь бедна, в ней используются стереотипы синтаксических форм и грамматических конструкций, почти не присутствуют сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, до минимума сведено употребление прилагательных.

Синдром сенсорной афазии подразумевает:

- нарушение всех видов устной экспрессивной речи;

- нарушение устного счёта;

- нарушение оценки и воспроизведения ритма (ритмических постукиваний);

- нарушение эмоциональной сферы (больные тревожны, их эмоциональные реакции неустойчивы)

Центральный дефект этой формы афазии - нарушение фонематического слуха.

Он выражается в дефектном акустическом восприятии звукового состава слова, при котором становится невозможным звукоразличение. В речи – большое количество парафазий (замена одного звука на другой): стол – стон, огурец – окулет,картина – гардина и т.д. Речь состоит из набора не связанных между собой элементов речи или их частей. Грубо нарушена способность повторения слов: больные не могут правильно повторить звуки, слова. По тому же принципу нарушается и называние предметов: зная предмет и его назначение, они не могут найти его правильную звуковую структуру (форму).

Больные с этой формой афазии общительны, трудности в произнесении слов они возмещают мимикой, жестами, интонацией, они отличаются многословием (логорреей). Речь бессвязна по грамматическому оформлению. Грубо нарушено повторение: больные практически не могут правильно повторить ни звуки, ни слова. Очень часто наблюдается логоррея (многословие). Речь таких больных эмоционально окрашена, богато интонирована.

Афферентная моторная афазия

Центральный дефект: нарушение адресации нервных импульсов, которые в норме обеспечивают силу, амплитуду и направленность движений артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти).

Степень нарушения письменной речи и чтения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Восстановление в процессе логопедической работы способности правильно артикулировать звуки приводит и к восстановлению чтения и письма. В некоторых случаях наблюдается парадокс: полное отсутствие у больного устной речи, но некоторая сохранность письменной речи, которая служит средством общения с окружающими.

Эфферентная моторная афазия

Центральным механизмом это формы афазии является патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннерваций, обеспечивающих своевременное переключение с одной серии артикуляционных движений на другую.

В речи больных – многочисленные персеверации, которые затрудняют или делают совсем невозможной устную речь. Произнесение отдельных звуков речи сохранено, речь нарушается при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Дефекты переключения, персеверации идут на фоне нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры речи, интонации. У больных плохо модулированный голос, речь скандированная, равноударная, изобилует штампами, стереотипами, несентенциональными выражениями, ненормативной лексикой.

Больные с эфферентной моторной афазией могут произносить автоматизированные ряды (прямой порядковый счёт), а вот обратный счёт (от 10 до 0) им недоступен.

Центральными дефектами динамической афазии являются:

- нарушение активной, продуктивной речи;

- нарушение предикативности глагола.

Динамическая афазия - самая загадочная: у больного сохранны сенсорные и моторные механизмы речи, но при этом отсутствует способность к разговорной речи. Наблюдается либо полное отсутствие спонтанной (самостоятельной) речи, либо - неудачные попытки участия в диалоге. Больные не могут построить сколько-нибудь понятную и правильно выстроенную фразу. Вместе с тем, больные с этой формой афазии способны говорить, у них нет нарушений артикулем и фонем, сохранна речевая память; они отлично повторяют звуки, слова, предложения, называют предметы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо.

В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду.

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст.

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: "Афазия - нарушение понимания речи при данном заболевании".

данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией.

В данной статье представлен современный материал о возможных речевых нарушениях у детей.

Как и все высшие психические функции, речь – продукт длительного культурно-исторического развития. Нейропсихология исследует формы патологии речи, возникшие при локальных поражениях мозга. Речь, формируясь у ребенка по мере овладения языком, проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Современная психология выдвигает два самостоятельных вида речи: экспрессивную и импрессивную.

Экспрессивная речь – процесс высказывания с помощью языка – начинается с замысла (программы высказывания), потом проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером и переходит в стадию развернутую - “внешние речевые высказывания” (устная речь, письмо).

Импрессивная речь – процесс понимания речевых высказываний устных и письменных – начинается с восприятия речевого сообщения, затем проходит стадию декодирования сообщения (выделения информативных моментов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесения со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (пониманием).

В целом выделяют четыре самостоятельных формы речевой деятельности: устная и письменная речь – экспрессивная речь; понимание устной речи и понимание письменной речи – импрессивная речь.

Таким образом,речевая система – это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.

Все формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему. Сложность состоит в том, что каждая из четырех подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования.

Основное понимание устной речи и речевые высказывания формируются на самых ранних этапах онтогенеза (до 2-3 лет), а чтение, грамота, письмо – позже, по иным психологическим законам.

Однако при локальных поражениях мозга (преимущественно левого полушария у правши) нарушения распространяются на все речевые формы деятельности, то есть возникает системный дефект с преобладанием нарушения того или иного аспекта речи.

Речь, как сложная функциональная система, включает большое числоафферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный; поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.

Большой класс речевых расстройств носит название афазии. Афазия –нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры (и “ближайшей подкорки”) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Афазия проявляется в виде нарушений: фонематической, морфологической, синтаксической структур собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата.

Афазию следует отличать от таких расстройств речи, как:

а) дизартрия – нарушение произношения из-за нарушения иннервации артикуляторного аппарата;

б) аномия – затруднение называния стимулов определенной модальности;

в) алалия – расстройство речи в детском возрасте из-за недоразвития всех форм речевой деятельности;

г) моторные нарушения речи, связанные с нарушением подкорковых двигательных механизмов.

К афазиям ведет поражение зоны коры левого полушария (у правшей) – средних отделов конвекситальной поверхности коры левого полушария мозга.

А.Р.Лурия была разработана классификация афазий, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система. При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы проявляются следующие типы афазий.

1. Сенсорная афазия (афазия Вернике) –форма афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав слова. Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей; поле 22).

Фонематический слух является основой всей сложной речевой системы, а потеря слуха у детей ведет к недоразвитию всей речевой системы (глухонемота).

Нарушение фонематического слуха ведет к:

· дезорганизации всей речевой системы;

· исчезновению способности различать фонемы родного языка (при полном разрушении);

· непониманию быстрой или зашумленной речи, то есть речи в усложненных условиях (в менее грубых случаях);

· дефектам понимания устной речи (центральный дефект в этом заболевании);

· отсутствию активной спонтанной устной речи;

· замене одних звуков другими (литеральные парафазии);

· замене одного слова другим (вербальные парафазии) – встречаются реже;

· резкому нарушению письма под диктовку;

· затруднению повторения услышанных слов; нарушению чтения.

В то же время у больных с сенсорной афазией нет: нарушений музыкального слуха; сохраняется артикуляция; доступны любые оральные позы.

2. Акустико – мнестическая афазия –форма афазии, при которой больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны звукового анализатора (21-е и частично 37-е поля); впервые описано А.Р. Лурия.

При акустико-мнестической афазии:

· фонематический слух сохранен;

· больной правильно воспринимает звуки родного языка;

· понимает обращенную к нему устную речь.

Однако такой больной не способен воспринимать даже сравнительно небольшой речевой материал (объем нашей оперативной кратковременной памяти – 7 слов), у больных с акустико-мнестической афазией объем слухоречевой памяти снижен до 2-3 элементов.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парафазий и другие, то есть существуют амнестического типа нарушения речи; наблюдается снижение объема запоминания – центральный симптом; нарушение порядка воспроизведения слов; снижение скорости переработки словесной информации.

Все эти трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.

Ретроактивное торможение проявляется в виде воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания предшествующих слов (торможение “назад”).

Проактивное торможение проявляется в невозможности больного повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых (одного- двух). Для больных с акустико-мнестической афазией характерны явления словесной реминисценции – лучшего воспроизведения словесного материала через несколько часов после его предъявления.

3. Оптико-мнестическая афазия –форма афазии, при которой больные не способны правильно называть предметы. Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задних отделов височной области (у правшей). К ним относят: нижние отделы 19-го и 39-го полей на конвекситальной поверхности полушария; задне-нижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга.

В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием.

Дефект рисования, когда больные не могут изобразить даже элементарные объекты, связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов.

При поражении коры затылочных областей (или затылочно-теменных отделов) левого полушария возникает первичная оптическая алексия (нарушение чтения), не узнавание отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо в виде не узнавания целых слов (оптическая вербальная алексия). При поражении затылочно-теменных отделов правого полушария – односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта.

4. Афферентная моторная афазия –форма афазии, при которой нарушается кинестетическая речевая афферентация, то есть возможность появления четких ощущений, поступающих от артикулярного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), а именно 40-го поля.

У больных нарушается произношение слов, происходит замена одних звуков другими из-за трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом). Первичный дефект состоит в трудностях различия близких по артикуляции звуков речи: смешение близких артикулем (“халат” или “хадат”, “слон” или “слод”); неправильное восприятие близких артикулем; затруднено произвольное по инструкции, а также по показу выполнение различных оральных движений (не могут надуть одну или две щеки, высунуть язык, облизать губы); трудности артикулирования звуков речи в различных заданиях (при задании повторить определенные звуки речи – несколько гласных звуков); трудности возникают в случае повторения согласных звуков, при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа “пространство”); чтение вслух сложных слов (произносят неверно с литеральными заменами).

5. Семантическая афазия –форма афазии, выражающаяся в непонимании больными грамматических конструкций; в той или иной степени отражает одновременный симультанный анализ и синтез явлений (когда требуется одновременное представление о нескольких явлениях). Возникает при поражении зоны ТПО (теменно-париетально-окципитальной зоны коры) -области стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей).

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или “квазипространственные” отношения:

а) предлоги (больные не видят разницы в выражениях “круг над крестом”, “круг под крестом”);

б) слова с суффиксами;

в) сравнительные отношения (не понимают выражения: “Ручка длиннее карандаша”);

г) конструкции родительного падежа (“брат отца”, “дочкина мама”);

д) временные конструкции (“Перед завтраком я вымыл руки”);

е) пространственные конструкции (“Земля освещается солнцем или солнце освещается землей?” – не понимают, что верно);

ж) выражения, в которых имеются логические инверсии ( “Колю ударил Петя.” – кто драчун?);

з) выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга (“В школу, где учится Петя, пришел поэт, чтобы прочесть стихотворение”);

и) предложения с “переходящими” глаголами.

Семантическая афазия обычно сочетается с нарушением счетных операций, которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе.

Все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентации, которая лежит в основе пространственного восприятия.

Другую группу афазий составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы.

6. Моторная эфферентная афазия (афазия Брока) –форма афазии, при которой больные, пытаясь что-либо сказать, произносят нечленораздельные звуки или одно слово с разной интонацией. Патологическая инертность речевых стереотипов.

Возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны)- полей 44 и частично 45-го.

Страдает собственно двигательная (кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений.

Большое сходство между нарушением речевой моторики и нарушением движения рук. Больные не могут переключатьсяот одного слога к другому, возникают речевые персеверации (появляются и в активной спонтанной речи, в повторной речи и в письме). Это генеральный симптом, характеризующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии. Больные могут произносить отдельные слоги, слияние в слово (или в более легких случаях слияние нескольких слов в плавную речь) оказывается невозможным из-за инертности уже произнесенных элементов речи. Все эти трудности ведут к нарушениям понимания речи, письма, чтения.

Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другие формы афазии, представляет собой системное нарушение всех видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения одного аспекта речи.

7. Динамическая афазия –форма афазии, в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, то есть больные затрудняются дать развернутое речевое высказывание. Нарушение внутреннего программирования высказывания.

Эта афазиясвязана с поражением областей, расположенных вблизи зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной области, непосредственно примыкающие к зоне Брока спереди и сверху. Поражение этих средне- и заднелобных (премоторных) отделов коры конвекситальной поверхности левого полушария приводит к речевой адинамии. Впервые этот дефект речи был описан К. Кляйстом в 1934 г.

Речь таких больных очень бедна, самостоятельно они почти не высказываются, при ответе на вопрос отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса.

Дефект речевой инициативы представляет собой системное речевое расстройство.

В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания:

а) у больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (не может составить элементарную фразу);

б) больной не может развернуто ответить на простые вопросы и, как правило, они дают односложные ответы; в) для больных недоступно писать сочинения на заданную тему (или рассказать его устно); плохо анализируют слова обозначающие действия. Дефекты внутренней речи – распадается ее предикативность, то есть имеются трудности построения замысла высказывания. Для больных характерны проявления аграмматизма в виде пропуска глаголов, опущения предлогов, местоимений, употребление шаблонных фраз, неразвернутых коротких и простых предложений, более частого употребления существительных в именительном падеже.

Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, которая возникла в связи с тем, что за последнее время началось весьма интенсивное исследование глубоких структур мозга.

Псевдоафазические дефекты речи могут возникнуть и при опухолях или сосудистых очагах, располагающихся в глубине левого полушария (средних его отделов), но не затрагивающих кору больших полушарий. В этих случаях возможны явления вторичной дисфункции корковых структур мозга, входящих в” речевую зону”. Однако эти нарушения речи протекают атипично, часто в смешанной форме. Особый тип речевых расстройств составляют явления аномии и дисграфии, которые возникают при пересечении мозолистого тела вследствие нарушения межполушарного взаимодействия.

Особое направление занимает нейролингвистический подход к изучению афазий. А.Р.Лурия выделил две основные группы афазических расстройств с точки зрения нейролингвистики. К первой относятся афазии, связанные с распадом парадигматических основ речи, то есть с распадом кодов языка (фонематических, артикуляционных, зрительных, пространственных). Эти афазии возникают при поражении коры средне-задних отделов левого полушария.

Ко второй группе относятся афазии, связанные преимущественно с нарушением синтагматической организации речи, то есть с трудностями построения фразы, высказывания. Эти афазии появляются при поражении передних отделов левого полушария.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 2335 | Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.