Патология высшей нервной деятельности человека

Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем (сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и др.).

Причины нарушения ВНД:

1. Органические (недостаточное снабжение кислородом мозга; снижение уровня глюкозы в крови, патология эндокринных желез, витаминное голодание, травмы, высокая и низкая температуры, воспаления, опухоли, инсульты, старение).

2. Внешние (воздействие радиации, тока, шума, вибрации, электромагнитного поля, токсических веществ, сильные или необычные раздражители).

3. Социальные (устройство общества, условия труда, быта, социальное окружение и положение, степень свободы, возможность удовлетворения потребностей, отношение других людей, конфликты и интенсивная трудовая деятельность), требующие постоянного высокого эмоционального и умственного напряжения.

4. Особенности личности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, темперамент, генетические и физиологические патологии)

5. Слово, внушение и самовнушение могут оказывать патогенное или лечебное действие.

Для устранения нарушений ВНД необходимы отдых, перемена обстановки, переключение на другие интересы.

Невроз – обратимое расстройство функций организма психического происхождения, имеющее тенденцию к затяжному течению. = Хроническое длительное нарушение ВНД, вызванное перенапряжением нервных процессов действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.

Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, либо длительное перенапряжение эмоциональной или интеллектуальной сфер психики.

Симптомы: эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин), нерешительность, проблемы в общении, неадекватная самооценка; чувство тревоги, страха, фобии, истерики, панические атаки, навязчивые состояния; неопределенность или противоречивость системы ценностей, представления о себе, о других и о жизни; нестабильность настроения, раздражительность, отчаяние или агрессия, плаксивость, обидчивость, ранимость; зацикленность на психотравмирующей ситуации; быстрая утомляемость, снижение работоспособности, памяти, внимания, мыслительных способностей; чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры; расстройства сна, хроническая усталость, нарушения аппетита, снижение потенции, головокружения, головные и сердечные боли, сердцебиения, частое хождение в туалет, жидкий стул, .

Понятие о сенсорной системе. Структурно-функциональная организация анализаторов. Свойства анализаторов.

Сенсорная система – часть нервной системы, ответственная за восприятие. = Совокупность нервных образований, обеспечивающая приём и анализ сенсорной информации от какого-либо органа чувств.

Наиболее известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

1. Рецепторные нейроныулавливают изменение окружающей среды и преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы;

2. Афферентные проводящие пути(нервные волокна) передают эти импульсы в ЦНС;

3. Центральный отдел - головной мозг (сенсорные зоны коры) перерабатывает нервные импульсы в образы и слова:

-Первичные воспринимающие центры– извлекают из импульсов информацию (анализ);

- Вторичные воспринимающие центры – объединяют полученную информацию (синтез) и формируют суждения (ощущения).

4. Эфферентные (исполнительные) проводящие путипередаютимпульсы из коры рецепторам и регулируют их активность.

Зрительный анализатор.

Зрительный анализатор - совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимного расположения.

1) Глаз – орган зрения, воспринимающий световые раздражения. Периферический отдел анализатора – фоторецепторы (палочки и колбочки).

2) Зрительный нерв – проводниковый отдел анализатора.

3) Зрительные центры, расположенные в затылочной доле коры – центральный отдел.

Слуховой анализатор.

Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразование её в нервные импульсы и передачу и обработку в центральной нервной системе.

1) периферический отдел - слуховые рецепторы во внутреннем ухе;

2) проводниковый отдел - слуховой нерв;

3) центральный отдел - слуховая зона височной доли коры (несколько слуховых центров).

Происхождение многих заболеваний нервной системы оказалось связанным с функциональными нарушениями нормальных свойств основных нервных процессов и высшей нервной деятельности. Природа этих нарушений получила свое объяснение при изучении экспериментальных неврозов, которые возникают при пере напряжении возбудительного и тормозного процессов или их столкновении.

Невротические нарушения высшей нервной деятельности проявляются в самых разнообразных формах, из которых наиболее характерно хроническое развитие этих нарушений в виде хаотичности условных рефлексов или циклической смены их уровня, возникновения фазовых состояний с уравнительной и парадоксальной фазами, взрывчатости и патологической инертности нервных процессов. Невротический срыв легче вызвать у слабого и безудержного типа нервной системы, причем в первом случае страдает чаще возбудительный процесс, а во втором — тормозной. Получают объяснение и кар тины невротических срывов у людей в связи со специфическими особенностями типологии их высшей нервной деятельности.

В свете этих представлений находят объяснение многие вопросы этиологии и патогенеза язвенной и гипертонической болезни, преждевременной старости и некоторых других. Чтобы восстановить нормальное состояние высшей нервной деятельности после раз вившегося невроза, иногда достаточно продолжительного отдыха в условиях перемены обстановки, а также нормального сна. Фармакологические средства избирательного действия на возбудительный и тормозной процессы (кофеин и бром) применяются в зависимости от состояния центральной нервной системы и характера невротического срыва.

Нарушения ВНД

В клиническом аспекте невроз является психогенным состоянием и выступает либо как самостоятельная нозологическая форма, либо как предболезненное состояние, предшествующее различным соматическим или психическим заболеваниям.

Считается, что причиной невроза является психическая травма. Это приводит как к функциональным нарушениям в ЦНС, так и к опре- делённым микроструктурным изменениям в головном мозге.

С патофизиологической точки зрения невроз является типовой формой патологии нервной системы. Он возникает в результате перенапряжения и срыва ВНД под влиянием воздействий, на которые нервная система не в состоянии адекватно ответить.

Патогенетическую основу неврозов составляют нарушения силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Неврозы характеризуются:

♦ развитием фазовых состояний в нервной системе;

♦ нейрогенными нарушениями вегетативных функций, движения, чувствительности, трофики;

♦ снижением резистентности организма к различным эндо- и экзогенным патогенным агентам.

15. Неврозы: определения понятия, механизмы развития, основные проявления.

Неврозырассматриваются как обратимый временной срыв высшей нервной деятельности (ВНД), как конфликтогенное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием сильных, длительных или внезапных биологически, социально и личностно значимых раздражителей, приводящих к нарушению отношений больного с окружающими людьми и средой обитания и проявляется в специфических клинических феноменах.

Последние состоят в доминировании эмоционально-аффектных и сомато-вегетативных расстройств при отсутствии психотических явлений (т.е. с сохранением сознания и без нарушения отражения реального мира и поведения). Расстройства ВНД могу быть диффузного и локального характера, а их механизмы могут быть сведены к перенапряжению силы и подвижности нервных процессов, к образованию инертных очагов патологического возбуждения и торможения.

(ВИДЫ) К основным клиническим формам неврозов относят:невроз навязчивых состояний, истерию, неврастению.

• Невроз навязчивых состояний.Все разновидности навязчивых состояний характеризуются повторяющимся чувством страха, боязни (фобии) чего-либо или кого-либо: определённых предметов, деятельности, ситуаций. Примеры подобных расстройств:

♦ клаустрофобия - боязнь закрытых помещений;

♦ агорофобия - боязнь открытых пространств;

♦ канцерофобия - боязнь опухолевых заболеваний.

• Истерический невроз.Для истерии типична очень пёстрая и изменчивая симптоматика. Симптоматика истерии может быть сведена к нескольким группам болезненных проявлений.

♦ Неадекватное поведение. Больные отличаются повышенной аффективностью, впечатлительностью, внушаемостью и самовнушаемостью, неустойчивостью настроения, забывчивостью.

♦ Вегетативные расстройства (см. ниже).

♦ Двигательные расстройства. При истерии могут развиваться судорожные припадки (без потери сознания), преходящие парезы и параличи.

♦ Сенсорные нарушения. Истерический невроз нередко сопровождается преходящей слепотой, глухотой, потерей обоняния, вкуса, парестезиями.

♦ Сексуальные отклонения (например, импотенция, снижение либидо).

• Неврастениясчитается наиболее распространённой формой невроза. Проявления:

♦ Вегетативные расстройства (см. ниже).

♦ Повышенные возбудимость, утомляемость и истощаемость нервной системы.

♦ Расстройства внимания, нарушение его концентрации.

♦ Сниженная работоспособность, вялость.

♦ Неустойчивость настроения, нередко - подавленность.

♦ Расстройства сна (нарушение засыпания, беспокойный сон, неприятные сновидения).

♦ Сексуальные нарушения (например, снижение сексуального влечения, импотенция).

ОБЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ.В процессе развития невротического состояния имеется закономерная последовательность включения в структуру невроза различных систем и, как следствие - формирование общих проявлений:

• Неадекватность вегетативных реакций воздействию (например, тахикардия, аритмия, одышка, повышенная потливость, покраснение или побледнение кожи и слизистых, гипо- и гипертензивные реакции, нарушения сна и аппетита, ощущение болей в сердце, возникающих в ответ на воздействие, которому пациент придаёт особое значение).

• Развитие патологических сенсомоторных реакций (например, повышенная чувствительность к различным внешним воздействиям или изменениям в организме, суетливость, бессмысленные излишние движения, жестикуляция, проходящие парезы и параличи, неадекватная событию мимика).

• Частые аффективные реакции - бурное эмоциональное реагирование на воздействие или ситуацию (например, тревога, страх смерти, эмоциональное напряжение, рыдания, брань).

• Интеллектуальный анализ болезненного состояния и принятие решения о форме поведения (выработка мер компенсации). Они направлены на преодоление сложившейся ситуации и болезненных ощущений.

Указанная последовательность формирования проявлений в процессе развития неврозов выявляется у большинства пациентов. Существенно, что и в онтогенезе порядок включения реакций организма на различные воздействия носит ту же последовательность: вначале наблюдаются вегетативные реакции, а затем включаются сенсомоторные, аффективные и идеаторные.

Неврозы

Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями.

1. Одни исследователи исходят из признания детерминированности невротических феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы, хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и возможного условия возникновения заболевания. Однако сама психотравма при этом выступает как одна из возможных и равноценных экзогений, нарушающих гомеостаз.

2. Вторая тенденция в изучении природы неврозов заключается в предположении о том, что вся клиническая картина невроза может быть выведена из одних лишь психологических механизмов. Сторонники этого направления считают, что информация соматического характера является принципиально несущественной для понимания клиники, генеза и терапии невротических состояний.

Невроз- психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для невроза характерно:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием содержательной связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;

3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение получают концепции полифакторной этиологии неврозов. Признается единство биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные трудности. Психотравматизация является ведущей причиной невроза, но ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством других предрасполагающих условий (генетически обусловленная “почва” и “приобретенное предрасположение), которые являются результатом всей жизни человека, истории формирования его организма и личности. Трудно учесть все врожденные и прижизненные обстоятельства, получить валидные данные, ведь для этого необходимо провести сравнение с аналогичными характеристиками у здоровых людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному результату.

Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих психопатиями, а также без психопатических черт характера. Сверхсильный психотравмирующий фактор может привести к невротическому срыву у любого человека, а характер и форма его зависят не только от патогенного фактора, но и от индивидуального предрасположения и особенности данной социальной среды.

Остановимся на преморбидных* особенностях больных неврозом. Для больных неврастенией были характерны повышенная ответственность и добросовестность, высокая чувствительность к критике. Они отличались хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Кроме того, наблюдались низкие показатели уступчивости при средней степени выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность и адаптивность. Сочетание этих характерологических особенностей наряду со стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности, усилиям в основных видах деятельности, чаще всего способствовали развитию психологического конфликта неврастенического типа.

* Преморби́д (лат. morbus — болезнь) — предшествующее и способствующее развитию болезни состояние (на грани здоровья и болезни), когда защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены (например, истощение и переохлаждение организма перед развитием пневмонии). Может либо перейти в выраженную форму болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

Больные истерией в преморбиде отличались завышенной самооценкой, эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, низкой степенью решительности и целенаправленности, значительной степенью внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявлялись сочетание выраженной сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью, причем потребность в контактах и стремление к лидерству сочетались ос средней степенью уступчивости и ответственности. Наряду с отдельными чертами психастенического типа, указанными выше, у ряда больных этой группы в преморбидном периоде отмечались проявления некоторой шизоидности, которая выступала в виде высокой сенситивности, сочетающейся с эмоциональной холодностью и трудностью контакта.

В преморбидном периоде больных неврозом навязчивых состояний обращали на себя внимание прежде всего низкая степень активности, уверенности в себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной тревожностью и мнительностью, т.е. черты, свойственные психастеническому типу. Для части больных характерным было сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим постоянной фиксацией больных на значимых для них сложных жизненных обстоятельствах, чему способствовала также склонность их к самовнушению. С учетом высокой степени ответственности и добросовестности, высокой чувствительности к критике и средней степени способности к избеганию конфликта более вероятной становится возможность формирования психологического конфликта обсессивно-фобического типа, чаще в области морально-этических установок больного.

Одним из основных этиологических факторов социальной природы является неправильное воспитание в семье. У больных с истерическим неврозом характерной была обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания беспринципной уступчивости больному, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что приводит к неадекватному завышению уровня притязаний. Особенности характера, присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны, при безразличном отношении по типу “отвержения”, а также в обстановке грубо-деспотического подавляющего воспитания.

Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и лишения собственной инициативы. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований.

Преморбидные особенности личности больных неврастенией формируются прежде всего в условиях, когда стимулируется нездоровое стремление к успеху без реального учета сил и возможностей индивида.

В генезе психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт определяется существованием противоречивых желаний, тенденций, мотивов и позиций личности. Разделение психологических конфликтов на внешние и внутренние носит условный характер, так как нередко они взаимосвязаны.

Возможны следующие конфликтные ситуации:

1. Необходимость выбора в случае одинаково желаемых целей;

2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;

3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.

Психологический конфликт, в понимании В.Н.Мясищева, отражает столкновение противоречивых отношений личности, неспособной найти продуктивное решение трудностей. Как правило, речь идет о значимых, доминирующих отношениях личности. Большое клинико-психологическое значение имеют выделяемые В.Н.Мясищевым основные виды патогенных личностных конфликтов. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

Обсессивро-психастенический тип невротического конфликта обусловлен прежде всего противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе, с другой.

Указанные типы невротических конфликтов в определенной степени соответствуют трем основным формам - истерии, неврозу навязчивых состояний и неврастении.

Для больных неврозами характерны такие особенности личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимости от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.

Психологический конфликт обусловливается пересечением значимых для личности потребностей, причем их значимость может быть понятна лишь из жизненной истории развития личности. Патогенными психологические конфликты становятся лишь при неадекватной направленности отношений личности и, тем самым, ее неспособностью разрешить конфликтные ситуации.

Наиболее часто в качестве неудовлетворенных потребностей, обусловливающих конфликт, выступают потребности:

1. адекватной социальной оценки (трудовой деятельности и личных достоинств);

3. дружественного общения;

4. самовыражения и самоутверждения и др.

Для больного неврозом характерно не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых противоречий. Можно выделить общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентрические черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефицитарность личности больного неврозом.

Взаимоотношения врача и больного неврозом имеют определенные особенности в зависимости от применяемых методов лечения. В Н.Мясищев отмечал, что чем более реактивным является заболевание, тем легче снимаются его проявления с помощью симптоматической психотерапии, в частности директивно-суггестивных методов. Чем глубже изменила болезнь отношения и характер личности, тем более необходимо в лечении такого больного патогенетическая психотерапия, направленная на реорганизацию личности. Однако, симптоматические методы психотерапии (гипнотерапия, аутогенная тренировка, наркопсихотерапия, условно-рефлекторная терапия), направленные преимущественно на ликвидацию симптомов, в процессе терапии могут приобретать и патогенетический характер.

Патогенетическая психотерапия, основа которой еще в 30-е гг. начал разрабатывать В.Н.Мясищев, строится на понимании личности как системы отношений и прежде всего ее взаимоотношений с окружающими людьми. Наиболее прочные положительные результаты психотерапии достигаются, если удается не только изменить отношение больного к непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и его жизненные позиции в целом. В состоянии эмоционального кризиса, в атмосфере общения с доброжелательным врачом при раскрытии подлинных источников возникновения невроза создаются наибольшие возможности для перестройки личности больного, что является главной предпосылкой избавления от невроза.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

К нарушениям ВНД относят различные по характеру, тяжести течения и исходом виды неврозов, психопатий, психозов и др. Одной из наиболее распространенных форм патологии нервной системы являются неврозы.

Экспериментальное воспроизведение неврозов основывается на принципе постановки перед животным заведомо непосильной задачи. Приёмы моделирования экспериментального невроза при развитии хронического стресса были разработаны ещё в лаборатории И.П. Павлова. В его лаборатории была установлена зависимость вероятности возникновения и особенностей развития невроза от особенностей ВНД. Были разработаны такие виды экспериментальных неврозов как: невроз с преобладанием процесса возбуждения или торможения, невроз с патологической подвижностью нервных процессов. Изучая роль особенности ВНД в возникновении неврозов было установлено, что наиболее подвержен невротическим расстройствам слабый тип – меланхолики. Для них характерны быстрая истощаемость нервных процессов, слабость внутреннего коркового торможения и пассивность реакции на воздействие. Нередко формируются неврозы с развитием торможения и пассивно-оборонительных реакций. У холериков возникают неврозы возбудительного типа с формированием активно-поисковых реакций. Флегматик характеризуется развитием невроза возбудительного типа с патологической подвижностью нервных процессов. Сангвиник наиболее устойчивый тип к воспроизведению неврозов. Повышение силы раздражителя и повторение воздействий могут привести к возникновению невроза.

Общепринятой классификации неврозов в настоящее время не имеется.

Традиционно, к основным клиническим формам неврозов относят: невростенический (неврастения), истерический (истерия), невроз навязчивых состояний.

Клинически проявляется: вегетативными расстройствами (например, нарушениями ритма сердца, гипо- или гипертензивными реакциями, желудочно-кишечными расстройствами, повы­шенной потливостью); повышенной возбудимостью, утомляемостью, несдержанностью, нетерпеливостью; расстройствами внимания, нарушением его концентрации; снижением работоспособности, вялостью; неустойчивостью настроения, нередко – подавленностью; расстройствами сна (нарушение засыпания, беспокойный сон, неприятные сновидения); сексуальными нарушениями (например, снижение сексуального влечения, импотенция).

Все это приводит к нарушениям интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической и поведенческой деятельности человека.

Невроз навязчивых состояний – заболевание, характеризующееся мыслями, воспоминаниями, сомнениями, возникающими на фоне ясного сознания. Навязчивые состояния касаются интеллектуальной (обсессии), эмоциональной (фобии) и моторной (импульсии) сфер.

Психозы – стойкая органическая патология корковых отделов ЦНС, которая различается по этиологии, патогенезу и клинике, и сопровождается болезненными расстройствами психики. Они проявляются неадекватным отражением окружающего мира и нарушением поведения и психической деятельности. Психозы сопровождаются возникновением различных по характеру и интенсивности галлюцинаций, бреда, психомоторных и аффективных расстройств. Выделяют следующие виды психозов – шизофрения, маниакально-депрессивный, инволюционный, реактивный и психопатических синдромов – параноидальные, бредовые, поранойяльные, эмоциональные и др.

Одним из наиболее распространённых исходов патологических процессов в нервной системе являются следовые реакции, которые имеют важное значение и в развитии патологии нервной системы.

| следующая лекция ==>
Типовые формы нейрогенных расстройств локомоторной функции | Следовые реакции и их роль в патологии нервной системы

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 3884 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В практике служебного собаководства давно известны случаи, когда по разным причинам у собак в ходе дрессировки прекращалось образование условных рефлексов, изменялось поведение, затормаживались ранее выработанные навыки, развивалось болезненное состояние, и они на длительное время отказывались от работы. При изучении было установлено, что в большинстве случаев нарушение условно-рефлекторной деятельности у собак связано с расстройством высшей нервной деятельности — патологией. Причины патологии долгое время оставались неизвестными, и заболевания проходили под различными другими диагнозами. Путем наблюдения за условно-рефлекторной деятельностью в различных условиях были установлены три основные причины нервных заболеваний: перенапряжение силы процесса возбуждения, торможения и подвижности этих процессов.

Перенапряжение силы процесса возбуждения может быть в результате применения сильных раздражителей, частых повторений одного и того же приема, нарушений режима работы, несоблюдения последовательности ввода усложнений, перевозбуждения собаки при развитии злобы, непосильного задания при работе по следам, длительного настораживания и других причин. Во всех случаях у собак развивалось угнетение, сильно выраженное торможение условных рефлексов, вялость и общее болезненное состояние. Нормальная условно-рефлекторная деятельность восстанавливалась постепенно. Способность образования условных рефлексов появлялась на 17–20 день.

Перенапряжение силы процесса торможения происходит в случаях поспешной выработки выдержки, частого применения запрещающих команд, многократного повторения выборки вещей, человека, следа и особенно при одорологической выборке в сложных условиях, где требуется напряжение дифференцировочного торможения. По этой причине собака становится непослушной, в движениях появляется суетливость и хаотичность, нарушается условно-рефлекторная деятельность, связанная с выработкой и проявлением тормозных условных рефлексов. Перенапряжение подвижности нервных процессов бывает при быстрой смене положительных раздражителей тормозными и наоборот. Причиной таких неврозов может быть приучение собаки к продолжительному окарауливанию и конвоированию после задержания и развития злобы. Неврозы у собак развиваются при быстрой переделке навыка или перестройке стереотипа, образовавшегося в процессе дрессировки, при переучивании розыскной собаки на караульную. Случаи неврозов у собак наблюдались после смены дрессировщика или при использовании их в новой, необычной обстановке.

Патология высшей нервной деятельности как особый вид нарушения условно-рефлекторных процессов может проявляться в различной степени тяжести болезненного состояния нервной системы. У собак наблюдается два вида расстройства нервной деятельности: срыв и невроз.

Срыв — это легкая форма расстройства условно-рефлекторной деятельности, он является начальной стадией невроза. Срыв отличается от запредельного торможения механизмом развития и болезненным состоянием нервной системы. Заболевание продолжается от нескольких часов до 2–3 суток.

Невроз — более глубокое и длительно протекающее расстройство условно-рефлекторной деятельности. Заболевание продолжается от нескольких дней до 2–3 недель. Неврозы у собак могут проявляться в различных формах.

Тормозная форма невроза чаще встречается в начальном периоде подготовки собак из-за передрессировки. У собаки развиваются невротическое угнетение, вялость, пассивность, сонливость, положительные условные рефлексы не проявляются и не образуются. В тяжелых случаях наблюдается торможение не только условных, но и безусловных рефлексов. У больной собаки развивается коматозное состояние, и она на длительное время теряет работоспособность.

Возбудительная форма невроза бывает во втором (основном) периоде дрессировки собак и проявляется внезапным беспричинным возбуждением при отработке тормозных условных рефлексов. У собаки появляется суетливость и быстро проходящая раздражительность на обычные и привычные сигналы. Такие собаки становятся почти неуправляемыми при дрессировке, плохо поддаются тренировке и на некоторое время непригодны для использования на службе. Взрывчатость процесса возбуждения возобновляется при повторении причин, вызвавших первичный невроз.

Парадоксальная форма невроза у собак встречается редко. Причинами такого заболевания являются перенапряжения и срывы процессов, как возбуждения, так и торможения. У собак наблюдается извращение адекватности реагирования на силу раздражителя. В результате на слабые раздражители проявляются сильные рефлексы, на сильные раздражители — слабые реакции, а на раздражители средней силы ответные реакции не возникают.

Фобии — это длительно протекающие неврозы в виде внезапных беспричинных страхов на различные раздражители, например, на мелкие движущиеся предметы, на высоту и глубину, на отдельные препятствия, на скопление людей или животных. И. П. Павлов считал фобии следствием патологической подвижности тормозного процесса. В практике дрессировки наблюдались случаи таких неврозов у собак при выработке выдержки и тонкой дифференцировки запахов.

Циркулярный невроз — это периодически повторяющаяся смена высокого уровня возбуждения (работоспособности) депрессией и резким снижением условно-рефлекторной деятельности собаки. И. П. Павлов объяснял период чрезмерной условно-рефлекторной деятельности недостаточностью торможения, а депрессию глубоким истощением нервной системы в результате перевозбуждения. Заболевание чаще встречается у старых собак и собак, перенесших инфекционные заболевания. Характеризуется длительностью и цикличностью: два дня депрессии сменяются одним днем рабочего состояния. Невротические явления продолжаются в течение месяца. Иногда дрессировщики не замечают признаков болезни и продолжают заниматься с собакой в прежнем ритме. В таких случаях невротическое состояние продолжается и осложняется другими формами неврозов и общим заболеванием.

Экзематозная форма неврозов сопровождается кожными заболеваниями в виде экзем и дерматитов, симметрично расположенных на теле собаки и не поддающихся обычным методам лечения. Причины этих неврозов — нарушение подвижности нервных процессов возбуждения и торможения или хронические невротические расстройства от различных форм других неврозов.

В происхождении и развитии неврозов у собак можно выделить ряд закономерностей, которые необходимо учитывать при дрессировке собак.

Во-первых, тяжелые формы неврозов чаще всего бывают у собак со слабыми нервными процессами возбуждения и торможения (собак слабого типа высшей нервной деятельности в служебную дрессировку брать не следует).

Во-вторых, большинство срывов и неврозов бывает в первый период подготовки собак от передрессировки и применения сильных раздражителей, а также при несоблюдении индивидуального подхода.

В-третьих, патология высшей нервной деятельности развивается постепенно и переходит от кратковременных срывов к длительным и тяжелым неврозам, от легких форм условно-рефлекторного расстройства к глубоким нервным и общим заболеваниям.

В-четвертых, степень развития и выраженность патологических процессов в высшей нервной деятельности зависит от общего состояния организма. У молодых собак неврозы бывают чаще и протекают более тяжело, чем у старых или прошедших подготовительную дрессировку. Утомление, болезнь, течка, беременность и другие факторы способствуют и углубляют болезненное состояние нервной системы.

В-пятых, срывов и неврозов может и не быть, если соблюдать правила и выполнять методику дрессировки собак. Следовательно, патологию высшей нервной деятельности при дрессировке, тренировке и применении собак можно предупреждать и не допускать.

В-шестых, заболевание у собак в виде срывов и неврозов проходят при исключении причин, вызывающих неврозы, предоставлении им отдыха и применении соответствующего лечения. Лечение осуществляется препаратами брома, кофеина, новокаина и другими лекарственными средствами по назначению ветеринарного врача.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.