Патология высшей нервной деятельности у собак

Оптимальные условия дрессировки собак обеспечивают не только научение, но и здоровье животного, в том числе способность нормально реализовать приобретенные навыки. Первым правилом любого обучения является здоровое исходное состояние собаки (см. Условный рефлекс, гл. 3). Однако его сохранение не гарантируется в процессе дрессировки, если она проводится с какими-то нарушениями. Поскольку обучение собаки — процесс длительный, то на нее все время оказываются возбуждающие и/или подавляющие воздействия. Они могут быть в пределах работоспособности нервной системы, и тогда собака остается здоровой. А могут превышать эти пределы, т. е. обучение становится для нее непосильным ввиду перенапряжения возбудительного и тормозного элементов ВНД. Это приводит к срыву обоих нервных процессов с последующим их ненормальным осуществлением. В результате нарушается ВНД и в случае длительности данного явления патологически изменяется поведение. Понятно, что такая ситуация складывается в связи с нарушениями дрессировки в виде каких-то помех во время обучения, неправильных действий самого дрессировщика и его помощника, созданием неадекватной обстановки и др. Причем эффект отрицательных факторов зависит не только от их специфичности, но и от фона, на котором они действуют, например степень отработки навыка, тип ВНД собаки, ее исходное состояние в связи с предыдущим воспитанием.

Самый простой и распространенный вариант помех — посторонние сигналы (раздражители), т. е. несоблюдение пятого правила выработки условного рефлекса (см. Условный рефлекс, гл. 3). В результате нарушается выполнение собакой действий, основанных и на возбуждении, и на торможении. В первом случае нарушается выполнение, например, физических упражнений, поисковой работы, аппортировки, задержания. Во втором случае, т. е. в результате растормаживания, нарушаются различные выдержки и дифференцировки. Помехи могут быть и более сложные, например слишком быстрое, слишком раннее или слишком разнообразное обогащение среды. По своему эффекту и назначению такие ситуации полезны и необходимы в фазе закрепления навыка, но не при его отработке (см. гл. 4). Такие факторы более отрицательно действуют при их особой необычности, недостаточной отработке навыка, слабости, неуравновешенности и инертности нервных процессов.

Далее рассмотрим более глубокие нарушения процесса дрессировки. Например, в процессе обучения собака не может достичь положительного результата или избежать отрицательного. Допустим, она преодолевает барьер и после этого получает вознаграждение. Но если забор настолько высок, что она не может его преодолеть, хотя продолжает понуждаться к прыжку, собака не только не получает вознаграждение, а и при многократных неудачных попытках, каждый раз стукаясь о борт, испытывает болевые ощущения. Или еще подобный пример. Собака проходит трассу с препятствиями. Однажды одно из знакомых ей препятствий, расположенное так, что она его сразу не видит, оказалось иной конструкции или заменено новым, незнакомым, и она не может его преодолеть, а ее продолжают понуждать к прохождению трассы, она вынуждена на ходу принимать новое решение, чтобы как-то обойти это препятствие. Ситуация усугубляется, когда собака понуждается нарушить сформировавшийся стереотип сразу по нескольким элементам, например сходу изменить заученный порядок действий. И наконец, к нарушениям ВНД может приводить понуждаемая работа в условиях слабой выраженности или отсутствия доминирующей мотивации, на основе которой вырабатывается навык. Например, собака приходит на некоторые занятия сытой, хотя обычно получала пищевое подкрепление за выполнение команды.

Сами по себе неудачные, ошибочные действия собаки могут и не вызывать нервного перенапряжения, если периодически их изменять с получением положительного результата в том навыке, что она уже умеет. Кроме того, в зависимости от ситуации собаке предоставляют отдых и возможность поиграть с последующим возобновлением неудачных вначале действий. В этом и состоит искусство дрессировки — в выборе из множества оптимального приема, который в конце концов приводит к положительному осуществлению начатого ранее обучения. Однако часто дрессировщик упорно и настойчиво, длительно и жестко (а иногда и жестоко) заставляет собаку одним и тем же способом исправлять неправильное выполнение команды. И к тому же, как правило, он не сообразует характер своих воздействий на собаку с типом ее ВНД. Например, от обладателя инертных, хотя и сильных, нервных процессов нельзя требовать быстрой перестройки поведения. При значительном преобладании возбуждения над торможением нельзя требовать очень тонкой дифференцировки и очень длительной выдержки, ну а при слабости обоих нервных процессов у собаки любые сигналы и действия дрессировщика не должны быть чрезмерными ни по силе, ни по длительности, ни по частоте изменений.

В основе невроза лежат излишнее возбуждение и/или излишнее торможение. Они-то и обусловливают его главную и общую причину — нарушение адаптационных способностей. Чрезмерное возбуждение проявляется в виде сверхактивности даже в отсутствие беспокоящих факторов, хаотичности и суетливости при выполнении обычных, несложных действий, потери различных выдержек и дифференцировок. Излишняя заторможенность проявляется в виде замедленных движений и вялости, игнорирования сигналов, в том числе привычных, и в конце концов отказа от работы. Наиболее ярко выраженным следствием невроза является такая форма неадекватного поведения, как извращение. В зависимости от степени нервного поражения такая форма неадекватного поведения может проявляться в одной из трех фаз. Уравнительная фаза: собака одинаково реагирует на сильные и слабые сигналы (раздражители). Парадоксальная фаза: на слабые сигналы собака реагирует сильней, чем на сильные, и наоборот. Ультрапарадоксальная фаза: собака отрицательно реагирует на положительный сигнал и положительно — на отрицательный. Например, она отходит от подвигаемой к ней кормушки и тянется к отодвигаемой, уходит от подходящего к ней дрессировщика и идет за уходящим, в дифференцировочном рефлексе положительно реагирует на неподкрепляемый сигнал и отрицательно — на подкрепляемый. Формирование невроза зависит не только от специфики провоцирующего фактора, но и от типа ВНД. Так, у собак сильного неуравновешенного (возбудимого) и слабого типов невроз возникает чаще, чем у собак с сильным уравновешенным типом. Причем у первых пропадают тормозные рефлексы, они становятся чрезвычайно возбудимыми, вплоть до беспричинной агрессии. У вторых пропадают возбудительные рефлексы, они становятся малоподвижными, вялыми, сонливыми, с единственной активностью в виде пассивнооборонительной реакции.

Понятно, что в идеале нельзя допускать при дрессировке приведенных и иных ошибок. Но что же делать, если они все-таки допущены и произошли нарушения ВНД и поведения собаки? Прежде всего нужно прекратить работу с ней и немедленно полностью сменить обстановку. Собаке предоставляется отдых, при возможности активный, в спокойном месте и в свободном режиме с постоянным и разнообразным общением с ней, т. е. ее надо отвлечь от ситуации, вызвавшей нарушения ВНД, с целью нормализации поведения. Если патологическое состояние не зашло далеко, этого может быть вполне достаточно, и с собакой следует постепенно возобновлять работу, но уже с учетом прошлого отрицательного опыта и лучше в другой обстановке.

Однако, к сожалению, неврозы далеко не всегда проходят со сменой порочной ситуации, и тогда собаку приходится лечить медикаментозно []. Так, при излишнем возбуждении применяются успокаивающие средства, например седативные (бром и бромкамфара), нейролептики — мягкие (пропазин, трифтазин, триоксазин) и более жесткие (аминазин), транквилизаторы — слабые (диазепам, мейробамат, феназепам, хлордиазепоксид) и сильные (проприонимпромазин, ацепромазин, трафлурировазин); они также снимают состояние страха. Для последней цели специально используют анксиолитики (амитриптилин, имипрамин-гидрохлорид). При излишней заторможенности, подавленности применяют антидепрессанты (доксепин, хломипрамин, миансерин, мелипрамин, ниаламид). При тяжелых хронических нарушениях с поражением возбуждения и торможения применяют бром с кофеином, нормализующие оба нервных процесса. Хорошим дополнением к этим лекарственным средствам, ослабляющим их побочные действия, служат ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозгу (пикамилон, аминолон, ноотропил, пиридитол, энцефабол). В последнее время применяют гомеопатические препараты, как комплексные (фосфор-гомаккорд, берберис-гомаккорд), так и моноформы (цикут, фосфор, йульса-тилла, цинкум валериан, вератрум альбум, нукс вомика). Назначать препараты должен ветеринарный врач, лучше специализирующийся по данному заболеванию. Во-первых, представленный список не только неполный, но и постоянно меняющийся ввиду изъятия одних препаратов и поступления других, а также выявления неизвестных свойств у старых. Во-вторых, сначала необходимо установить переносимость (или непереносимость) намеченного лекарства конкретной собакой и отработать его дозировки, длительность применения, а также сочетаемость разных препаратов, если они назначаются в комплексе. Это особенно важно в связи с назначением лекарств для лечения одновременно других заболеваний. А самое главное: нужно помнить, что любые препараты устраняют лишь симптомы невроза, т. е. последствия пребывания собаки в условиях неправильной дрессировки, фактически являющихся причиной его возникновения. Поэтому любое, казалось бы, самое эффективное медикаментозное устранение невроза, точнее, его симптома, не гарантирует его неповторение впредь. Дело в том, что причинные факторы, вызвавшие когда-то невроз, хотя бы только обстановка, не говоря уже о порочных приемах дрессировки, оставляют след в ЦНС в виде памяти. И потому даже через длительное время у попавшей в знакомую отрицательную ситуацию собаки может возобновиться невроз в виде выработанного когда-то патологического условного рефлекса. И тогда как первая помощь, хотя бы для его ослабления, — удаление собаки из этой ситуации с выработкой торможения: внешнего (в виде какого-то отвлекающего сигнала или действия) или дифференцировочного (в виде какого-то сигнала с наиболее предпочтительным подкреплением).

Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Допущено в качестве учебного пособия Ученым советом Главного управления пограничных войск КГБ СССР для подготовки специалистов по служебному собаководству.

Рецензенты: ГУПВ КГБ СССР, ГУВВ МВД СССР и школа милиции г. Ростова-на-Дону.

Собака — первое домашнее животное, прирученное человеком. По мере того как изменялись условия жизни человека, видоизменялись и способы применения собак.

Человек очень давно оценил полезные качества собаки: острое обоняние, тонкий слух, хорошее зрение, быстрый бег, выносливость и неприхотливость. На протяжении тысячелетий систематического отбора, целенаправленного воздействия у собаки вырабатывалась ярко выраженная привязанность к своему хозяину, податливость к дрессировке.

Все это сделало собаку незаменимой для выполнения многих народнохозяйственных, военных задач и в наши дни.

Все породы собак, а их более четырехсот, по назначению и способам использования можно разделить на четыре вида: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные и лабораторно-экспериментальные.

Научной основой дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова и его последователей о высшей нервной деятельности, которое составляет главное содержание теории дрессировки всех видов собак.

Служебное собаководство в нашей стране развито широко. Во многих городах имеются клубы служебного собаководства ДОСААФ, объединяющие большое количество любителей собак служебных пород. Они проводят огромную работу по подготовке специалистов кинологов, дрессировке и разведению собак.

В помощь специалистам в нашей стране периодически издавались различные учебники и учебные пособия по служебному собаководству. В них в краткой форме изложены все основные разделы служебного собаководства, в том числе даны рекомендации по методике дрессировки собак многих видов служб. Эти книги имели универсальный характер и предназначались для всех специалистов. К сожалению, в них крайне недостаточно освещались вопросы теории и практики дрессировки розыскных и сторожевых собак. А, как известно, наиболее трудным и продолжительным по времени является процесс подготовки розыскных собак, у которых вырабатывается наибольшее количество навыков по сравнению с собаками всех других видов служб. При этом самым сложным является приучение розыскных собак к поиску человека по запаховому следу, обыску местности, выборке вещей и человека.

Специалисты кинологии всех категорий нуждаются в хороших учебниках, пособиях, которые бы соответствовали содержанию и профилю их службы. Это относится в первую очередь к пограничным, внутренним войскам и органам МВД СССР.

Для выполнения служебных задач им нужны высококвалифицированные кинологи и хорошо надрессированные розыскные, сторожевые и караульные собаки. По этой причине авторы книги сочли целесообразным дать в расширенном объеме только два раздела кинологии — теорию и практику дрессировки собак, главным образом, розыскной службы.

Во второй части наряду с расширенным изложением всех приемов дрессировки розыскных собак больше внимания уделено методике и технике выработки навыков работы собаки по запаховому следу, обыску местности в сложных условиях. Дана новая методика приучения собак к выборке вещей и одорологической идентификации предметов.

В книге обобщен многолетний опыт практики служебного собаководства в нашей стране и за рубежом, личный опыт авторов книги, а также учтены упущения, имеющиеся в ранее вылущенных учебниках и пособиях.

Книга написана в соответствии с программой подготовки квалифицированных специалистов служебного собаководства, занимающихся дрессировкой, тренировкой и применением служебных собак в пограничных, внутренних войсках, органах МВД и других ведомствах СССР. Она может быть использована при подготовке специалистов и служебных собак, применяемых в различных отраслях народного хозяйства страны.

Коллектив авторов в составе: заслуженного работника Высшей школы Казахской ССР Ф. С. Арасланова, А. А. Алексеева, В. И. Шигорина выражают сердечную признательность и благодарность авторам учебников, пособий по служебному собаководству, чей положительный опыт был обобщен и использован нами в процессе работы над рукописью, а также преподавателям, которые помогли нам замечаниями и ценными предложениями.

ТЕОРИЯ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК

Основные методы дрессировки собак основываются на учении о высшей нервной деятельности, которая является деятельностью рефлекторной. Она направлена на взаимодействие организма с окружающей средой и осуществляется через нервную систему. Нервная система имеет сложное строение и выполняет своеобразные функции: контролирует, регулирует и подчиняет себе деятельность других систем и всего организма в целом. С помощью нервной системы происходят сложные психические процессы, а также обеспечивается управление поведением организма. Одновременно нервная система осуществляет и функцию саморегулирования.

По функциональному признаку и жизненному назначению в организме нервную систему делят на анимальную, обеспечивающую передвижение организма в пространстве и поведенческие реакции, и вегетативную, ведающую процессами обмена веществ и деятельностью внутренних органов. Обе эти системы имеют свою центральную и периферическую часть. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, периферическая — из многочисленных ответвлений нервов, которые отходят от головного и спинного мозга и пронизывают весь организм.

Все отделы центральной нервной системы работают по принципу рефлекса, являющегося основной формой высшей нервной деятельности у собаки, вырабатывают различные виды условных рефлексов, необходимых для управления ее поведением и использования на службе.

Функции нервной системы и закономерности высшей нервной деятельности можно понять при глубоком и детальном изучении отдельных нервных структур и их физиологических свойств.

НЕЙРОН, ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

Нейрон — это нервная клетка с отростками, являющаяся основной структурной и функциональной единицей нервной системы. Она имеет строение, сходное с другими клетками: оболочка, протоплазма, ядро, митохондрии, рибосомы и другие органоиды.

В нейроне различают три части: тело клетки — сома, длинный отросток — аксон и множество коротких разветвленных отростков — дендритов. Сома выполняет обменные функции, дендриты специализируются на приеме сигналов из внешней среды или от других нервных клеток, аксон на проведении и передаче возбуждения в область, удаленную от зоны дендритов. Аксон оканчивается группой концевых разветвлений для передачи сигналов другим нейронам или органам-исполнителям. Наряду с общим сходством в строении нейронов наблюдается большое разнообразие, обусловленное их функциональными различиями (рис. 1).

Внешние раздражители, влияющие на поведение собаки

Многие владельцы собак рано или поздно сталкивались с нежелательным поведением своей собаки.

Для того, чтобы иметь возможность корректировать поведение собаки, нужно иметь в виду, что почти всегда формы проявления того или иного нежелательного поведения связаны с нарушениями деятельности ее нервной системы.

Владельцу собаки следует иметь в виду, что существует ряд раздражителей, которые могут предвосхитить некоторые события в поведении собаки:

  • сигналы физической боли, которые характеризуются страхом;
  • сигналы неудовлетворения потребностями, которые характеризуются агрессией;
  • сигналы удовлетворения той или иной потребностью, связанные с положительными эмоциями;
  • сигналы какого-либо нового события в жизни собаки, вызывающие интерес, страх либо тревогу.

В связи с этим определимся, что означают для собаки такие эмоции, как страх, испуг, боязнь и состояние аффекта.

Страх – это эмоция, возникающая у собаки в результате возникновения ситуации угрозы ее существованию или неприятного события, и направлена на источник действительной или ложной опасности. В зависимости от характера угрозы данная эмоция может варьироваться от легкой тревоги до панического страха.

Тревожные состояния проявляются как ощущение беспомощности, предупреждают собаку об опасности, побуждает ее к активному исследованию окружающей обстановки с целью отыскать источник негативных эмоций.

Испуг – это внезапный ярко выраженный страх, который может возникнуть у собаки в случае неожиданного столкновения с чем-то для нее неприятным.

Боязнь чего-либо или кого-либо возникает у собаки тогда, когда она четко заранее может определить источник потенциальной опасности.

Состояние аффекта означает сильно выраженное кратковременное эмоциональное переживание, Подобное состояние возникает, когда собака не имеет возможности адекватно отреагировать на создавшуюся ситуацию.


Неврозы собаки

Как правило, с неврозами собак сталкивается большинство владельцев.

Невроз - это состояние собаки, которое возникает вследствие нервного перенапряжения. Неврозы могут характеризоваться такими нарушениями адекватного поведения собаки, как нарушения сна, отказ от еды, неспособность запоминать новые команды и отказ выполнять старые, чрезмерный беспричинный лай, боязнь привычных предметов, разрушительное поведение и т. д.

Опасность неврозов в том, что они носят затяжной характер.

Неврозы собак, а также другие нарушение деятельности их высшей нервной системы и связанные с этим различные патологические реакции собак могут быть обусловлены рядом факторов. К ним относятся:

  • травмы центральной нервной системы, полученные при жизни собаки;
  • врожденные аномалии центральной нервной системы;
  • неправильное кормление;
  • жестокие методы воспитания и дрессировки.

Нередко причина невроза у собаки связана с тем, что она сталкивается с сильными и необычными для нее раздражителями. Часто неврозы могут развиться в период выработки новых для собаки навыков, а также в результате перенапряжения в случае вынужденной работы в осложненных условиях.

Следует также отметить, что в большинстве случаев невроз у собаки развивается не сразу после воздействия раздражителя, а спустя лишь некоторое время. При этом невротические расстройства, как правило, связаны с той обстановкой, в которой собака испытала воздействие того или иного травмирующего раздражителя. В дальнейшем именно эта обстановка будет вызывать у собаки болезненную раздражительность. Поэтому для избавления от неврозов собаке необходима перемена обстановки, тщательный уход и забота со стороны владельца.

Фобии у собак

На почве страхов и неврозов у собак могут сформироваться различные фобии.

Фобия у собаки – это периодическое переживание страхов в обстановке, сходной с той, где произошла стрессовая для нее ситуация. Фобия характерна тем, что собака стремиться избежать встречи с источником боязни и обстановкой, которая с ним связана.

Нередко фобии могут сопровождаться навязчивыми действиями со стороны собаки и сохранятся в течение длительного времени даже после нормализации ее поведения.

Как правило, в случае повторных стрессов и возникновения конфликтных ситуаций навязчивые движения усиливаются, и наоборот, прекращаются при однообразных целенаправленных действиях (например, приеме пищи, выполнении команд и т.д.).

Поскольку корректировать поведение собаки при возникновении неврозов и фобий довольно сложно, лучше постараться избегать ситуаций, которые могут вызвать у нее стресс.

У собак могут наблюдаться следующие фобии.

Боязнь громких звуков

В данном случае собака может бояться выстрелов, салюта, грозы, громкого крика и т. д.

Однако следует иметь в виду, что данная фобия может быть связана не только со стрессовой ситуацией, но с высокой чувствительностью слухового аппарата собаки. В таких случаях чрезмерно сильный звук причиняет боль собаке и может повредить барабанную перепонку.

Методы коррекции поведения собаки при боязни громких звуков могут быть различны и зависят от степени выраженности данной фобии.

При наличии легкой степени выраженности фобии, поведение собаки проявляется в тревоге, а в некоторых случаях - в навязчивых движениях. Как правило, собака старается найти источник мешающего ей звука, оставаясь при этом относительно спокойной. Она легко успокаивается, отвлекается на игру или другое занятие.

В данном случае специалисты советуют повторить курс послушания, исключив при этом силовые методы коррекции поведения. Сначала занятия с собакой следует проводить в спокойной обстановке, когда отсутствуют какие-либо посторонние раздражители. Затем постепенно переходить к упражнениям при наличии факторов, которые вызывали у собаки состояние боязни.

Распространенной ошибкой при этом следует признать попытку успокоить собаку лаской. Однако на самом деле такой подход не только не помогает устранить боязнь у собаки, но даже может усилить ее. В этом случае собака воспринимает ласку, как положительное подкрепление своего боязливого поведения. Поэтому это может привести лишь к тому, что подобные проявления будут повторяться.

При средней степени выраженности фобии собака перестает выполнять команды, не принимает предлагаемое ей лакомство. Успокоить и отвлечь собаку становится сложно.

В таких случаях рекомендуется также повторить курс послушания в спокойной обстановке, а затем использовать метод привыкания к раздражителю, вызывающему у собаки страх.

Для этого нужно четко определить источник звука, который вызывает у собаки чувство боязни, затем найти величину звука, вызывающего реакцию страха.

После того, как граница громкости звука, пугающего собаку, будет определена, нужно проводить занятия с ней по улучшению послушного поведения при минимальной интенсивности пугающего звука. Если собака попытается убежать, следует продолжать подавать ей команды, добиваясь их выполнения с помощью лакомства и игры, но без использования каких-либо силовых методов. Занятия необходимо проводить до тех пор, пока собака не перестанет обращать внимание на звук, который прежде был источником ее страха.

Постепенно интенсивность звука нужно увеличивать и продолжать занятия. В некоторых случаях избавиться от фобии помогает кормление собаки при пугающем звуке. В любом случае, основная задача должна заключаться в том, чтобы собака поняла, что пугающие звуки не представляют для нее опасности.

Высокая степень выраженности фобии приводит к тому, что собака находится в состоянии сильного испуга, дрожит, пытается убежать от источника звука.

В случае высокой степени выраженности фобии вышеописанные методы, к сожалению, не помогут. А принудительные методы коррекции поведения собаки могут привести к тяжелому психическому срыву и даже к смерти. Поэтому в данном случае чаще всего рекомендуется применять медикаменты, которые должен назначить ветеринарный врач.


Боязнь необычных явлений

Собаки могут бояться, на первый взгляд обычных явлений. Это могут быть такие явления, как шум пылесоса, дождя, грозы, темнота и др. Так же собака может бояться различных предметов: мебели в квартире, деревьев в лесу или на участке владельца и т.д. В данных случаях чувство сохранения жизни побуждает собаку к бегству от источника опасности и другим оборонительным реакциям. При этом собака уверена, что осталась жива только потому, что вовремя убежала.

Выбор метода коррекции поведения, как и случае с предыдущей фобией, определяется степенью выраженности фобии.

Выход может заключаться в применении двух методов:

  • избегать явления или предметов, провоцирующие страх у собаки;
  • надеть на собаку крепкий поводок и заставить следовать за владельцем (этот метод предполагает психическую устойчивость собаки).

Задача владельца выбрать оптимальное начальное расстояние от объекта, вызывающего у собаки страх и, постепенно сокращая это расстояние, приближаться к нему все ближе, одновременно отрабатывая команды послушания и поощряя собаку за их правильное выполнение.

Боязнь автотранспорта. Это еще одна фобия у собаки, которая встречается достаточно часто. При этом если одни собаки боятся самого вида автотранспорта и сопутствующего шума, то другие испытывают страх при поездках в нем.

С фобией, связанной с боязнью вида автомобиля, как правило, можно бороться приведенными выше методами.

Если же у собаки возникает страх при поездках в автомобиле, для исправления поведения собаки понадобится не менее месяца.

Процесс коррекции поведения в данном случае лучше всего связать с пищевой мотивацией. Пропустив два-три кормления, нужно показать собаке корм и подвести ее к автомобилю. При этом лучше держать собаку на крепком поводке.

Как правило, со временем собака начнет чувствовать себя спокойнее и станет есть даже при закрытых дверях автомобиля.

Потом можно кормить собаку в автомашине с работающим двигателем, но, не трогаясь с места. На следующем этапе можно приучать ее и к езде в автомобиле.


Боязнь посторонних людей

Этот вид фобии возникает по двум причинам:

  • вследствие отсутствия или недостатка социализации;
  • в случае отрицательного опыта.

В обоих случаях коррекция поведения собаки, связанного с данной фобией довольно затруднительна, но возможна.

В первом случае потребуется постепенно убедить собаку, что окружающие люди не являются для нее источником опасности. Для этого нужно прогуливать собаку сначала на большом расстоянии от людей, а затем все ближе к ним.

В некоторых случаях можно попросите знакомых владельца подкармливать собаку на прогулках. Самое главное при этом - не переусердствовать. В противном случае собака может привыкнуть и начать попрошайничать.


Боязнь других собак

Так же как и фобия, связанная с боязнью чужих людей, у собаки может возникнуть фобия страха перед другими собаками. В большинстве случаев с целью коррекции поведения собаки применяются те же методы, что описаны выше. Однако необходимо иметь в виду, что приучив свою собаку спокойно относиться к нескольким собакам, владелец не может быть уверен, что в дальнейшем она не испугается незнакомой собаки.

Первое, что нужно иметь в виду, это особая внимательность при выборе собак, с которыми предстоит знакомить собаку, страдающую фобией. Для обеспечения максимальной безопасности нужно получить информацию о характере и привычках других собак у их владельцев. Желательно, чтобы эти собаки были молодыми и имели уравновешенный характер.

Для первых занятий специалисты рекомендуется выбирать собак той же породы, что и собака, поведение которой подлежит коррекции. Затем постепенно можно переходить к работе с собаками других пород.

Боязнь одиночества

Эта фобия является следствием неудовлетворенной потребности собаки находиться в стае. В результате собака находится в состоянии стресса.

Боязнь одиночества часто сопровождается дрожью, слюнотечением, и даже мочеиспусканием. Если у собаки наблюдаются подобные проявления, ее ни в коем случае нельзя ругать и наказывать.

В зависимости от типа нервной системы, указанные признаки фобии у собаки могут также сопровождаться продолжительным лаем и разрушительным поведением (порчей мебели, других вещей и т. д.).

В период коррекции поведения собаки при боязни одиночества нельзя оставлять ее одну надолго.

Время, в течение которого собака остается одна должно быть вначале непродолжительным - от трех до пятнадцати минут. При этом владельцу не следует выходить из квартиры. В месте, предназначенном для отдыха собаки нужно оставлять кость и ее любимые игрушки.

Постепенно время, в течение которого собака остается одна, необходимо увеличивать. В противном случае она станет бояться одиночества еще больше.

С целью борьбы со страхом одиночества у собаки можно применить и такой способ. Владелец должен кормить собаку непосредственно перед своим уходом. Для подкрепления, уходя из дома, нужно оставить ей кости и немного лакомства. Некоторые собаки любят слушать музыку. В таком случае можно оставить включенным радио.

Источник: Зайцева И. Научитесь понимать вашу собаку. Рипол Классик, 2006

Кстати, эти и другие книги о породах собак, их содержании и воспитании вы можете бесплатно скачать в библиотеке нашего сайта.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.