Павлов и п общие типы высшей нервной деятельности животных и человека

Приведем краткую характеристику типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову.

• Животные (собаки) с сильным возбудительным нервным процессом и несколько отстающим от него тормозным процессом. При таком соотношении положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные (например, дифференцировка, условный тормоз) медленно и почти никогда не бывают полными, поэтому часто растормаживаются. Это сильные, неуравновешенные и возбудимые животные (холерики, по Гиппократу).

• Животные с сильным, уравновешенным, подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиники, по Гиппократу). Животные этого типа реактивны и подвижны. Переделка тормозных условных рефлексов в положительные и наоборот протекает у них быстро. У таких животных легко вырабатываются запаздывательные условные рефлексы и переделывается динамический стереотип.

• Животные, обладающие сильным, уравновешенным и инертным типом высшей нервной деятельности (флегматики, по Гиппократу). Переделка сигнального значения условного раздражителя происходит у них с большим трудом. Животные с этим типом высшей нервной деятельности характеризуются отличной работоспособностью корковых нейронов, а также сбалансированностью процессов возбуждения и торможения, легко переносят сильные внешние воздействия, адекватно реагируя на них. Их трудно вывести из равновесия, они с трудом изменяют свои реакции, несмотря на перемену значения условного сигнала.

• Животные слабого типа (меланхолики, по Гиппократу). К этому типу отнесли тех, у которых перенапряжение возбудительного процесса приводило к запредельному торможению. Процесс торможения у них был также слабый. Вследствие этого работоспособность нервной системы низкая. В обычной жизни такие животные склонны к пассивно-оборонительным реакциям. Из-за большой слабости торможения невозможно определить уравновешенность и подвижность обоих нервных процессов.

Таким образом, уже к 1925 г. И.П. Павлов дал физиологическую характеристику четырем типам высшей нервной деятельности, или, по терминологии психологов, темперамента: сангвиники — сильно возбудимые, с резким преобладанием процесса возбуждения; холерики — тоже возбудимые, с меньшим преобладанием раздражительного процесса над тормозным, чем у сангвиников; флегматики — спокойные, с уравновешенными процессами возбуждения и торможения; меланхолики — с резко выраженной тормозимостью при всяком изменении внешней обстановки.

1) сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик);

2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

4) слабый (меланхолик).

И.П. Павлов считал, что на основе возможных комбинаций трех свойств возбуждения и торможения (силы, уравновешенности и подвижности) теоретически можно выделить 96 вариаций типов высшей нервной деятельности. Вместе с тем когда на практике, например при разведении домашних животных, в служебном собаководстве, коневодстве и др., необходимо было знать тип высшей нервной деятельности, стали применять так называемые стандарты — набор определенных тестов.

Другой ученик И.П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский предложил классифицировать типы высшей нервной деятельности детей по скорости образования положительных и отрицательных условных рефлексов. Так, у детей с лабильным типом высшей нервной деятельности легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы. Далее были выделены дети с инертным, возбудимым и тормозным типами высшей нервной деятельности. Авторитет И.П. Павлова был так велик, что А.Г. Иванов-Смоленский также выделил только четыре типа высшей нервной деятельности, а их характеристика не внесла ничего нового в уже установленное в исследованиях на собаках.

Меню навигации

  • Книги о мозге
  • Карта сайта
  • Основные метки записей сайта
  • Информация для посетителей
  • Нервная система
    • Центральная нервная система (ЦНС)
    • Вегетативная нервная система
      • Симпатическая нервная система
      • Парасимпатическая нервная система
      • Энтеральная нервная система
        • Мейсснерово сплетение
        • Ауэрбахово сплетение
    • Эндокринная система
    • Иммунная система
  • Болезни головного мозга
    • Опухоль головного мозга
      • Диагностика опухоли головного мозга
      • Лечение опухоли головного мозга
        • Лучевая терапия (радиотерапия)
        • Химиотерапия
    • Рассеянный склероз
      • Клинические проявления рассеянного склероза
      • Диагностика рассеянного склероза
      • Лечение рассеянного склероза
    • Атаксия
    • Инсульт
      • Виды инсульта
      • Клиническая картина инсульта
      • Диагностика инсульта
      • Первая помощь при инсульте
      • Лечение инсульта
    • Афазия. Классификация
    • Алалия
    • Апраксия
    • Акалькулия
    • Дизартрия
    • Гидранэнцефалия
    • Гидроцефалия
  • Методы исследования головного мозга
    • Реоэнцефалография
    • Пневмоэнцефалография
    • Ангиография
    • Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • Строение и функции мозга
    • Мозговой ствол
      • Ромбовидная ямка
    • Средний мозг
    • Мозжечок
      • Анатомия мозжечка человека
        • Кровоснабжение мозжечка
      • Гистология мозжечка
      • Нейрофизиология мозжечка
      • Симптоматика поражений мозжечка
      • Патологии мозжечка
        • Синдром Денди — Уокера
      • История изучения мозжечка
    • Экстрапирамидная система
      • Патологии и методы исследования экстрапирамидной системы
    • Пирамидная система
      • Патологии пирамидной системы и методы диагностики пирамидной недостаточности
      • Клетка Беца
    • Черепные нервы
      • Обонятельный нерв
  • Кровоснабжение головного мозга
  • Нейрон. Строение нервной клетки
    • Аксон
    • Дендрит
    • Синапс
    • Нервные волокна
    • Нервный импульс
    • Потенциал действия
    • Ганглий
    • Шванновские клетки
  • Мышление
    • Высшие психические функции (ВПФ)
    • Типология мышления
      • Абстрактно-логическое мышление
      • Атактическое мышление
      • Визуальное мышление
      • Дивергентное мышление
      • Логическое мышление
      • Наглядно-образное мышление
      • Позитивное мышление
      • Раздельное мышление
      • Комбинаторное мышление
  • Воображение
  • Творчество
  • Каталог медицинских сайтов
    • Урок 5. Свойства некоторых видов памяти
    • Приемы проговаривания и прорисовки
    • Основные принципы концентрации
    • Введение
    • Автономия и управление в электронном мире
    • Образные коды двузначных чисел (00 - 99)
    • Прямое Обучение
    • Гинкго и головной мозг
    • Вместо аргуметнов
    • Рефлом может быть любое слово
  • срочное оформление справки 086 у у нас




  • На основании свойств нервных процессов И.П.Павлову удалось разделить животных на определенные группы, причем эта классификация совпала с умозрительной классификацией типов людей (темпераментов), данной еще Гиппократом. В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.

    Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя различают подвижный и инертный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД:

      • Слабый (меланхолик).
      • Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (холерик).
      • Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник).
      • Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).

    Типы ВНД являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система – это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.

    Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.

    Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система – словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов – слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

    Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность опери ровать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.

    Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты).

    Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П.Павлов относил Леонардо да Винчи.

    И.П. Павлов. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека
    Добавлено Psychology OnLine.Net
    21.04.2006 (Правка 31.05.2006)

    Образы, картины поведения как нас самих, так и близких к нам высших животных, с которыми мы находимся в постоянных жизненных отношениях (как, например, собак), представляют огромное разнообразие, прямо необозримое, если брать поведение в его целом, во всех его мельчайших подробностях, как оно обнаруживается специально у человека. Но так как наше и высших животных поведение определяется, управляется нервной системой, то есть вероятность свести указанное разнообразие на более или менее ограниченное число основных свойств этой системы с их комбинациями и градациями. Таким образом, получится возможность различать типы нервной деятельности, т.е. те или другие комплексы основных свойств нервной системы.

    Многолетнее лабораторное наблюдение и изучение огромного количества собак по методу условных рефлексов постепенно открывали нам эти свойства в их жизненных проявлениях и комбинациях. Эти свойства суть: во-первых, сила основных нервных процессов — раздражительного и тормозного,— постоянно составляющих целостную нервную деятельность; во-вторых, равновесие этих процессов и, наконец, в-третьих, подвижность их. Очевидно, что все они, наличествуя одновременно, и обусловливают высшее приспособление животного организма к окружающим условиям, или, иначе говоря, совершенное уравновешение как системы с внешней средой, т.е. обеспечивают существование организма. Значение силы нервных процессов ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих, внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения свой деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно, а часто сильно и неожиданно колеблется, то оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.

    Не считаясь с градациями и беря только крайние случаи, пределы колебания: силу и слабость, равенство и неравенство, лабильность и инертность обоих процессов, мы уже имеем восемь сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь ее типов. Если прибавить, что преобладание при неуравновешенности может принадлежать, вообще говоря, то раздражительному процессу, то тормозному, и в случае подвижности также инертность или лабильность может быть свойством то того, то другого процесса, то количество возможных сочетаний простирается уже до двадцати четырех. И беря, наконец, только грубые градации всех трех основных свойств, мы уже тем чрезвычайно увеличиваем число возможных сочетаний. Однако только тщательное и возможно широкое наблюдение должно установить наличность, частоту и резкость тех или других действительных комплексов основных свойств, действительных типов нервной деятельности.

    Так как общее поведение наше и высших животных в норме (имеются в виду здоровые организмы) управляется высшим отделом центральной нервной системы — большими полушариями вместе с ближайшей подкоркой, то изучение этой высшей нервной деятельности в нормальных условиях методом условных рефлексов и должно привести к познанию истинных типов нервной деятельности основных образцов поведения человека и высших животных.

    Мне кажется, что решение этой задачи, конечно только в общих чертах, достигнуто уже греческим гением в его системе так называемых темпераментов, в которой правильно подчеркнуты, выдвинуты основные компоненты поведения человека и высших животных, как это будет видно в нашем дальнейшем изложении. Прежде чем переходить к нашему фактическому материалу, надо остановиться на одной очень существенной и пока почти неодолимой трудности при определении типа нервной деятельности. Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство — высочайшая пластичность. Следовательно, если дело идет о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится Данный организм. В отношении нашего экспериментального материала (собак) пока в подавляющем большинстве случаев это требование остается лишь горячим пожеланием. Мы выполним его только тогда, когда все наши собаки будут рождаться и вырастать на наших глазах под нашим неослабным наблюдением. Резкое подтверждение важности этого требования мы скоро будем иметь. Для одоления указанной трудности пока единственное средство — это сколь возможно умножать и разнообразить формы наших диагностических испытаний с расчетом, что при этом в том или другом случае обнаружатся те специальные изменения в природном типе нервной системы, которые были обусловлены определенными влияниями индивидуального существования, т.е. из сопоставления со всеми остальными чертами типа откроются как более или менее замаскированные природные черты, так и выступят вновь привитые, приобретенные.

    . Изучение условных рефлексов у массы собак постепенно выдвинуло вопрос о разных нервных системах отдельных животных, и, наконец, получились основания систематизировать нервные системы по некоторым их основным чертам. Таких черт оказалось три: сила основных нервных процессов, уравновешенность их между собой и подвижность этих процессов. Действительные комбинации этих трех черт представились в виде четырех более или менее резко выраженных типов нервной системы. По силе животные разделились на сильных и слабых; сильные по уравновешенности процессов — на уравновешенных и неуравновешенных и уравновешенные сильные — на подвижных и инертных. И это приблизительно совпадает с классической систематизацией темпераментов. Таким образом, оказываются сильные, но неуравновешенные животные с обоими сильными процессами, но с преобладанием раздражительного процесса над тормозным — возбудимый, безудержный тип, холерики, по Гиппократу. Далее сильные вполне уравновешенные, притом инертные животные — спокойный медлительный тип, по Гиппократу, флегматики. Потом сильные вполне уравновешенные, притом лабильные — очень живой, подвижный тип, по Гиппократу, сангвиники. И наконец, слабый тип животных, всего более подходящих к гиппократовским меланхоликам; преобладающая и общая черта их — легкая тормозимость как в силу внутреннего торможения, постоянно слабого и легко иррадиирующего, так в особенности и внешнего под влиянием всяческих, даже незначительных, посторонних внешних раздражителей.

    Иван Петрович ПАВЛОВ (1849–1936), русский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии (1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности.

    К изучению физиологии высшей нервной деятельности Павлов перешел, пытаясь объяснить феномен психического слюноотделения. Изучение этого явления привело его к понятию условного рефлекса. Процесс образования условных рефлексов Павлов назвал высшей нервной деятельностью и считал это понятие равнозначным термину "психическая деятельность" .

    Содержание:

    LVIII. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. 42154

    Издательство: "Директ-Медиа" (2008)

    Павлов И. П.

    создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы


    Содержание

    Биография

    Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).


    В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.) .

    В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

    Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.


    Этапы жизни

    В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина .

    Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

    • 01.09.1870 — 13.04.1871 года — доходный дом баронессы Ралль — Средний проспект, 7;
    • 10.1872 года — дом Эбелинг — Миллионная улица, 26;
    • 11.1872 — 01.1873 года — 5-я линия, 40;
    • 01. — 09.1873 года — доходный дом А. И. Лихачевой — Средний проспект, 28;
    • 09.1873 — 01.1875 года — 4-я линия, 55
    • 1876—1886 — главное здание Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 7;
    • 1886—1887 — дворовый флигель дома Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
    • 1887—1888 — квартира Н. П. Симановского в доходном доме Страхова — Фурштатская улица, 41;
    • 1888 — осень 1889 года — дом Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
    • осень 1889—1918 — доходный дом — Большая Пушкарская улица, 18, кв. 2;
    • 1918 — 27.02.1936 года — Николаевская набережная, 1, кв. 11.

    Общественная позиция

    Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной пропаганде и политике. Не один раз в моём присутствии он возмущался некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: «На свете ещё очень много тёмных, необразованных людей, которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни, которые лишены такой мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их жизни — религия, вера в Бога. Из за нужды, дурного воспитания или по иным причинам, многие становятся на путь мелких и больших преступлений, обманывают, обворовывают, и т. п. Религия способна облегчить их страдания за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе. Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к священнику исповедоваться — и легче делается на душе. Вот каково значение этой моральной опоры для тёмного человека.

    Память

    Именем Павлова был названы:

    • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет,
    • Село Павлово во Всеволожском районеЛенинградской области,
    • Институт физиологии в Санкт-Петербурге,
    • Рязанский Государственный Медицинский Университет
    • Улица академика Павлова в Москве,
    • Станция метро и площадь в Праге (Чешская Республика).
    • Улицы в чешских городах Оломоуц, Карловы Вары, Зноймо, Крнов и Фридэк-Мистэк (Моравскосилезский край).
    • Улица Павлова в городе Рязань. Там же расположен дом-музей Павлова.
    • Памятник И. П. Павлову в Рязани (1949, архитектор А. А. Дзержкович) бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер
    • Памятник И. П. Павлову в Киеве на территории центрального военного госпиталя (историческое Госпитальное укрепление Киевской крепости)
    • Памятник Павлову в Абхазии, город Сухум, на территории обезьяньего питомника.
    • Станция метро в г. Харьков (Украина)

    Тип ВНД – совокупность врождённых и приобретённых свойств НС (сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения), определяющая темперамент.

    4 типа (темперамента) по Павлову совпадают с классификацией Гиппократа:

    1 - Сильный неуравновешенный = холерический темперамент;

    2 - Сильный уравновешенный инертный = флегматический темперамент;

    3 - Сильный уравновешенный подвижный = сангвинический темперамент;

    4 - Слабый тип = меланхолический темперамент.

    Кроме общих типов, Павлов предложил различать у человека специально человеческие частные типы по степени преобладания второй сигнальной системы над первой:

    - тип мыслительный – сильно развита вторая сигнальная система;

    - тип художественный – сильно развита первая сигнальная система;

    - тип средний – обе сигнальные системы развиты одинаково.

    Типологические варианты личности взрослых и детей.

    1 – Гармоничный тип – лёгкое обучение, общительность, уверенность, самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности, стремление к хорошим результатам, высокая адаптивность.

    2 – Конформный тип – сильная зависимость от ситуации, окружения, стремление соответствовать, не выделяться, добросовестность, высокий самоконтроль, низкая тревожность и напряжённость. Недоразвитие познавательной деятельности, затруднения в обучении.

    3 – Доминирующий тип – самостоятельность, самоутверждение, доминирование, общительность, активность, смелость, уверенность, склонность к риску. Хорошие организаторы, но проблемы с усвоением норм поведения.

    4 – Чувствительный тип – робость, застенчивость, старательность, прилежание, чувствительность, зависимость, добросовестность, высокий самоконтроль, постоянство в дружбе.

    5 – Тревожный тип – изменчивость эмоций, повышенная впечатлительность, излишнее волнение, высокая тревожность, возбудимость, неуверенность, чувство ответственности, хорошее понимание социальных нормативов. Лёгкость в учёбе, любовь к чтению и слову.

    6 – Интровертированный тип – направленность на познание, высокий интеллект, пониженный контроль за окружающей действительностью, замкнутость, неуверенность, робость, низкий самоконтроль, возбудимость, тревожность, напряжённость, отсутствие инициативы. Одиночество, отгороженность, затруднения в усвоении социальных норм и при установлении контактов.

    Роль генотипа и среды в формировании типа ВНД и характера.

    Тип ВНД – биологическое; характер – социальное.

    Человек – биосоциальное существо, в котором физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.Интеллектуальные способности на 60 % передаются по наследству, но на 40% зависят от окружения и воспитания.

    Биологическая сторона личности – генетические и физиологические особенности индивида, его врождённые и приобретённые биологические характеристики, которые формируют его психические и социальные качества.

    Социальная сторона личности – результат образования, воспитания, опыта, культуры, идеологии, религии, нравственных идеалов, в рамках которых формировался индивид как член определённого общества.

    Понятие о функциональных состояниях и их показателях.

    Функциональные состояния – это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях – от бодрствования до сна.

    1. Двигательные – количество и интенсивность двигательных реакций + тонус мышц.

    2. Вегетативные – дыхание, кожно-гальваническая реакция, давление, сердцебиение.

    3. Электрическая активность мозга – электроэнцефалограмма.

    Есть 5 функциональных состояний, соответствующих уровням работоспособности: нормальная, ограниченная, незначительно сниженная, сниженная и существенно сниженная.

    Регулируют функциональные состояния ретикулярная формация, лимбическая система и высшие отделы коры больших полушарий.

    Функциональная роль сна. Механизмы сна. Сновидения, гипноз.

    Сон – особая активность мозга, при которой выключено сознание, снижена чувствительность анализаторов и деятельность желез, урежено дыхание и сердцебиение.

    Значение (функциональная роль):

    1. Обеспечивает отдых организма;

    2. Снижает метаболизм, помогает восстановлению внутренних органов;

    3. Способствует переработке и запоминанию информации;

    4. Является приспособлением к смене освещённости (день – ночь).

    Механизмы: 1) явление охранительного торможения, 2) внутреннее торможение при образовании условных рефлексов,

    Сон имеет 2 фазы – быстрый и медленный; цикл длится полтора часа: 80% времени - медленный и 20% - быстрый. 4-5 циклов за ночь.

    5 стадий медленного сна: А – дремота, переход от бодрствования ко сну; В – засыпание и самый поверхностный сон, чуткий; С – поверхностный сон, перестают восприниматься внешние раздражители; D – умеренно глубокийсон, сновидения; E – глубокий сон, сновидения;

    После этого – быстрый сон – быстрые движения глаз при полной неподвижности тела.

    Виды сна: монофазный (1 раз в сутки); дифазный (2 раза в сутки); полифазный (несколько раз в сутки, у детей); сезонный (спячка, обусловленная неблагоприятными условиями среды); наркотический (вызываемый химическими веществами: наркотиками, эфиром, хлороформом или электронаркозом), гипнотический (под гипнозом) и патологический (лунатизм, летаргический сон, при травмах мозга и пр.).

    Нарушения сна – бессонница, нарколепсия (непреодолимый сон при езде в транспорте, монотонной работе и пр.), летаргия (сильное ослабление всех функций организма и обездвиженность, длящиеся до нескольких недель), снохождение (лунатизм).

    Сновидения – возникающие во сне образы и представления, воспринимаемые как реальная действительность.

    Гипноз – состояние, вызванное искусственно с помощью внушения, когда не полностью выключено сознание и снижены реакции на все раздражители, кроме слов гипнотизирующего. Принцип:в ответ на многократные или монотонные стимулы развивается внутреннее торможение. Переходный период между бодрствованием и сном – гипнотическое состояние.Потом – транс, от лёгкого до глубокого. При трансе возможно внушение.

    Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 70 ;

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.