Перечень практических навыков врача невролога

А. Схема истории болезни больного в неврологической клинике.

Б. Сбор анамнеза у больного с заболеваниями нервной системы.

В. Методика неврологического обследования больного:

1. Исследование высших корковых функций:

· выявление аграфий, алексии, астереогнозии,

2. Исследование черепных нервов:

· исследование полей зрения простым способом и периметром,

· исследование зрачковых реакций,

· исследование зон периферической и сегментарной чувствительности иннервации на лице,

· исследование камертонной костной и воздушной проводимости (пробы Вебера и Ринне),

· исследование вестибулярной функции в кресле Барани,

· выявление признаков бульбарного и псевдобульбарного паралича (па­ре­за),

· исследование сосудистых точек в области головы и шеи.

3. Исследование поверхностной и глубокой чувствительности.

4. Исследование двигательной системы:

· определение состояния мышечно-суставного аппарата,

· определение объема активных и пассивных движений,

· определение силы мышц,

· определение тонуса мышц,

· исследование координации движения,

· исследование физических экстероцептивных и проприоцептивных рефлексов,

· выявление патологических рефлексов,

· выявление признаков периферического и центрального параличей (парезов).

5. Исследование вегетативных функций:

· принцип определения вегетативного гомеостаза (вегетативный тонус, вегетативная реактивность, вегетативное обеспечение деятельности),

· исследование дермографизма для оценки ваго-, симпатико- и эйтонии,

· вызывание рефлексов Ашнера и Чермака для оценки вегетативной реактивности,

· проведение орто- и клиностатических проб для оценки вегетативного обеспечения деятельности.

6. Выявление менингеальных симптомов.

Г. Исследование соматического статуса (аускультация легких, сердечных тонов, сонных артерий, перкуссия и пальпация внутренних органов, навыки обследованиия периферических сосудов, навыки измерения артериального давления).

Д. Постановка диагноза согласно существующим классификациям на основе данных анамнеза, объективного исследования, лабораторного и клинического инструментального обследования больных с проведением дифференциальной диагностики.

Е. Определение показателей для направления больных на ВКК и ВТЭК по неврологической патологии.

а) люмбальной пункции и исследования проходимости ликворных пространств спинного мозга;

б) новокаиновых блокад;

г) составление родословных.

З. Трактовка клинических инструментальных и лабораторных методов диагностики:

· рентгенограмм черепа и позвоночника;

· сцинтиграфии головного мозга;

· церебральных и спинальных ангиограмм;

· результатов УЗИ магистральных сосудов мозга;

· результатов транскраниальной допплерографии;

· результатов дуплексного сканирования сосудов головного мозга;

· результатов исследования вызванных мозговых потенциалов;

· результатов исследования катехоламинов;

· результатов исследования гемореологии;

· результатов исследования ликвора;

· результатов комплексного иммунологического исследования;

· результатов нейропсихологического исследования;

· результатов нейроофтальмологического исследования;

· результатов отоневрологического исследования.

И. Оказание помощи при ургентных состояниях:

· отеке головного мозга

· эпилептическом пароксизме и эпилептическом статусе

· остром вестибулярном синдроме

· миастенических и холинэргических кризах

· острых нарушениях мозгового кровообращения

· травматических поражениях головного и спинного мозга

· цереброспинальном эпидемическом менингококковом менингите

· острых инфекционно-аллергических поражениях ЦНС.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Перечень знаний, умений и владений

Врач-специалист невролог должен знать:

− Нормативно-правовую базу по вопросам охраны здоровья населения.

− Основы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;

− Основы медицинского страхования и деятельность медицинских учреждений в условиях страховой медицины;

− Основы анатомии и физиологии человека, половозрастные особенности;

− Основы общей патологии человека, иммунобиологии и реактивности организма;

− Основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний

− Вопросы экспертизы трудоспособности и основы законодательства по вопросам врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации

− Основы первичной профилактики заболеваний и санитарно - просветительной работы;

− Основы международной классификации болезней;

− Современные направления развития медицины;

− Распространенность, смертность от неврологических заболеваний среди населения и в половозрастных группах. Значение этих показателей в оценке состояния здоровья населения;

− Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность неврологической службы;

− Систему организации, структуру и задачи неврологической службы в стране;

− Организацию работы неотложной неврологической помощи;

− Анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;

− Основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы; календарь психомоторного развития (с 0 до 12 месяцев и с 12 до 36 месяцев жизни); возрастные аспекты физиологических рефлексов;

− Этиологию и патогенез заболеваний нервной системы;

− Современные методы обследования больного;

− Современные методы лечения;

− Показания и противопоказания к хирургическому лечению, применению физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

− Основы рационального питания и принципы диетотерапии в неврологической клинике;

− Особенности лечения в половозрастных группах;

− Основные принципы неотложной терапии;

− Основы клинической фармакологии;

- фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств:

- проблему совместимости лекарственных средств и побочное действие лекарственных препаратов;

− Экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно - трудовую экспертизу в т.ч. инвалидности с детства;

− Организацию и проведение диспансеризации неврологических больных, анализ ее эффективности;

− Профилактику неврологических заболеваний и сан - просветительную работу;

− Клинику, лабораторную, функциональную, инструментальную диагностику, терапию смежных заболеваний: сердечно-сосудистых, эндокринных; болезней крови; васкулитов и диффузных заболеваний соединительной ткани, болезней мочеполовой системы и печени, лор-органов;

− Основы перинатальной патологии нервной системы и неврологических заболеваний детского возраста.

Врач-специалист невролог должен уметь:

− Получить анамнестическую информацию о неврологическом заболевании, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, определить необходимость и применить объективные методы обследования, установить топический диагноз и неврологический синдром;

− Поставить диагноз и провести дифференциальный диагноз, используя клинические и дополнительные методы исследования;

− Сформулировать диагноз в соответствие с классификацией МКБ-10 с выделением основного синдрома, сопутствующего и их осложнений;

− Назначить комплексное лечение (включающее режим, диету, медикаментозные средства, методы неотложной терапии и реанимации, ЛФК, физиотерапию, санаторно-курортное лечение, реабилитационные мероприятия и др.);

− Своевременно оценить эффективность лечения, разработать и осуществить мероприятия по предупреждению осложнений;

− Провести симптоматическую терапию с учетом возрастных особенностей, психического и соматического статуса больного;

− Выявить клинические показания для срочной (плановой) консультации, госпитализации или перевода больного на лечение к другому специалисту, определить профиль лечебного учреждения или специалиста с учетом особенностей и тяжести заболевания;

− Оценить морфологические и биохимические показатели крови и мочи, данные рентгеноскопии и рентгенографии грудной клетки, ЭКГ, эхографии в диагностике патологического процесса и определении его активности;

− Организовать изоляцию больных с карантинными заболеваниями и противоэпидемические мероприятия;

− Владеть простейшими методами обезболивания, купировать острый болевой синдром;

− Оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость реанимационных мероприятий;

− Провести комплекс реанимационных мероприятий при клинической смерти и терминальных состояниях;

− Оказать срочную медицинскую помощь при неотложных состояниях в неврологии, а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс), острой дыхательной недостаточности, острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.) и острых психозах.

− Получить информацию о неврологическом заболевании, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, определить необходимость и применить объективные методы обследования, установить топический диагноз и неврологический синдром;

− Своевременно оценить эффективность лечения, разработать и осуществить мероприятия по предупреждению осложнений;

− Оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током;

− Провести анализ неврологической заболеваемости на обслуживаемом участке (отделении, поликлинике, МСЧ, районе, регионе), определить задачи по улучшению неврологической ситуации, решить вопросы прогноза;

− Определить срок временной потери трудоспособности и направления на КЭК, установить показания для направления на МСЭК;

− Оказать медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию в результате радиационных аварий;

− Дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;

клинически оценивать результаты рентгенологического исследования черепа и позвоночника, церебральной ангиографии, электроэнцефалографии, ультразвуковых методов исследования, электромиографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, а также картины осмотра глазного дна и исследования полей зрения;

− Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

− Организовать работу среднего медицинского персонала;

− Установить диагноз при следующих заболеваниях:

-острых нарушениях мозгового кровообращения: преходящих нарушениях мозгового кровообращения, геморрагическом и ишемическом инсульте, субарахноидальном кровоизлиянии;

- спинальном инсульте, сосудистых миелопатиях.

- вертеброгенных поражениях нервной системы;

- моно- и полиневропатиях, плекситах;

- невралгиях, компрессионных поражениях нервов (туннельные синдромы);

- поражениях ЦНС при туберкулезе, сифилисе, СПИДе;

-остром рассеянном энцефаломиелите, рассеянном склерозе, подостромсклерозирующем энцефалите, демиелинизирующих заболеваниях периферической нервной системы;

- боковом амиотрофическом склерозе;

- спинальной мышечной атрофии;

- опухолях головного мозга;

- опухолях спинного мозга;

- опухолях периферических нервов;

- болезни Паркинсона и паркинсонизме;

- осложнениях алкоголизма (острая энцефалопатия Гайе-Вернике, хроническая алкогольная энцефалопатия, алкогольная полиневропатия);

- энцефаломиелополиневропатии при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);

- лекарственных интоксикациях (наркотические анальгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты);

- поражениях центральных вегетативных структур (вегетативная дистония, гипоталамические, обменно-эндокринные синдромы);

- миастении и миастенических синдромах;

- заболеваниях подкорковых ганглиев (болезнь Паркинсона, гепатоцеребральная дистрофия, болезнь Гентингтона, прогрессирующая миоклоническая эпилепсия);

- дегенеративные заболевания с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные дегенерации, оливо-понто-церебеллярная дегенерация);

- черепно-мозговой травме (сотрясение и ушиб мозга, субдуральные и эпидуральные кровоизлияния, субарахноидальное кровоизлияние);

- травме периферических нервов.

Врач-специалист невролог должен владеть:

− Методикой сбора анамнеза, описания статуса и плана исследований пациента;

− Методикой написания ежедневных дневников, этапных и заключительных эпикризов, выписок из истории болезни;

− Навыком оформления документации по временной и стойкой нетрудоспособности;

− Методикой определения группы крови;

− Умением оценки формулы крови;

− Умением трактовки ЭКГ;

− Умением трактовки рентгенограмм черепа, позвоночника, компьютерных томограмм и магнитно-резонансных томограмм головного и спинного мозга;

− Основными принципами лечения следующих заболеваний:

- острые нарушения мозгового кровообращения: преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;

- спинальные инсульты, сосудистые миелопатии;

- вертеброгенные поражения нервной системы;

- моно- и полиневропатии, плекситы;

- невралгии, компрессионные поражения нервов (туннельные синдромы);

- острая энцефалопатия Гайе-Вернике, алкогольная полиневропатия);

- интоксикации солями тяжелых металлов (ртутью, таллием, свинцом, мышьяком, марганцем);

- миастения и миастенические синдромы;

- заболевания подкорковых ганглиев (болезнь Паркинсона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Гентингтона, прогрессирующая миоклоническая эпилепсия);

Перечень практических навыков

врача-специалиста по неврологии

Врач-специалист по неврологии должен владеть следующими практическими навыками:

− неврологического осмотра и обследования больного;

− навык использования клинико-генеалогического метода исследования, умение составления родословных;

− полное клиническое обследование больного по всем органам и системам, включая обследование: центральной, периферической и вегетативной нервной системы (состояние сознания, оболочечные симптомы, состояние краниальной иннервации, двигательной и чувствительной сфер, состояние соматических мышц); соматического статуса (аускультация легких, сердечных тонов, сонных артерий, перкуссия и пальпация внутренних органов, навыки измерения артериального давления);

− нейропсихологического статуса (умение оценить расстройства речи, апрактические, агностические нарушения, нарушения памяти);

− психопатологического статуса (умение оценить личностные и поведенческие нарушения);

− навыки постановки топического диагноза;

− определение признаков клинической и биологической смерти;

− проведения лечебных блокад, в том числе паравертебральных и тригерных точек;

− остановки наружного кровотечения;

− фиксации позвоночника и конечностей при травмах и переломах;

− проведения реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких) на догоспитальном этапе;

− промывания желудка через зонд;

− ведение медицинской документации при добровольном и обязательном медицинском страховании;

(интерна)

1. Навык сбора анамнеза, внешнего осмотра и составление программы клинического обследования больного 2. Навык использования клинико-генеалогического метода исследования, умение составления родословных 3. Обследование центральной, периферической и вегетативной нервной системы (состояния сознания, оболочечные симптомы, состояние краниальной иннервации, двигательной и чувствительной сфер, состояние соматических мышц) 4. Обследование соматического статуса (аускультация легких, сердечных тонов, сонных артерий, перкуссия и пальпация внутренних органов, навыки обследования периферических сосудов, навыки измерения артериального давления) 5. Обследование психопатологического статуса (умение оценить личностные и поведенческие нарушения) 6. Навыки постановки топического диагноза 7. Уметь оценить показатели периферической крови, данные биохимического исследования крови 8. Уметь оценить основные показатели тромбоэластограммы и коагулограммы
9. Уметь оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови
10. Уметь оценить гормональное исследование
11. Уметь оценить иммуно-химическое исследование крови
12. Уметь оценить и знать практическую значимость общего анализа мочи, исследования мочи по Нечипоренко, Зимницкому и пробы Реберга
13. Уметь оценить и знать практическую значимость анализа ликвора
14. Офтальмологическое исследование (исследование глазного дна, полей зрения и др.)
15. Анализ данных аудиометрии, нистагмографии, камертоновых, калорических, вращательных проб
16. Проведение и оценка нейропсихологического тестирования (праксис, гнозис, речь, письмо, чтение, счет, ориентировка в пространстве, память, мышление)
17. Проведение и расшифровка психометрического тестирования
18. Оценка ЭКГ
19. Анализ рентгенограмм органов грудной клетки, суставов и костей, краниография, спондилография
20. Анализ данных компьютерной томографии головного и спинного мозга
21. Анализ данных МРТ головного и спинного мозга
22. Анализ данных миелографии
23. Оценка результатов ЭЭГ
24. Анализ данных ЭНМГ
25. Анализ соматосенсорных, слуховых, зрительных вызванных потенциалов
26. Анализ данных УЗДГ исследования сосудов головного мозга (церебральных и прецеребральных артерий)
27. Анализ данных реовазографии
28. Люмбальная пункция
29. Новокаиновые блокады
30. Проведение постизометрической релаксации мышц
31. Знание основ психотерапии (рациональная, поведенческая психотерапии, холотропная, гипнотерапия, гештальттерапия, аутотренинг)
32. Уметь составить программу физиотерапии и осуществить контроль над ее реализацией
33. Уметь составить программу реабилитации двигательных расстройств ЛФК, массажа и осуществить контроль над ее реализацией
34. Уметь составить программу санаторно-курортного лечения
35. Уметь оказать первую врачебную помощь при обмороке 36. Уметь оказать первую врачебную помощь при эпилептическом припадке 37. Уметь оказать первую врачебную помощь при эпилептическом статусе 38. Уметь оказать первую врачебную помощь при остром нарушении мозгового кровообращения 39. Уметь оказать первую врачебную помощь при панической атаке 40. Уметь оказать первую врачебную помощь при гипертоническом кризе 41. Уметь оказать первую врачебную помощь при инфаркте миокарда 42. Уметь оказать первую врачебную помощь при тромбоэмболии легочной артерии 43. Уметь оказать первую врачебную помощь при коме (в том числе провести дифференциальный диагноз между церебральной и соматической комой) 44. Уметь оказать первую врачебную помощь при дислокационном синдроме 45. Уметь оказать первую врачебную помощь при слабости дыхательной мускулатуры 46. Уметь оказать первую врачебную помощь при миастеническом кризе 47. Уметь оказать первую врачебную помощь при острых аллергических реакциях 48. Уметь оказать первую врачебную помощь при черепно-мозговой и спинальной травме 49. Уметь оказать первую врачебную помощь при остром болевом синдром 50. Уметь оказать первую врачебную помощь при острой интоксикации алкоголем и его суррогатами, психотропными препаратами 51. Уметь оказать первую врачебную помощь при психомоторном возбуждении различного генеза
52. Уметь оказать первую врачебную помощь при депрессивном статусе
53. Заполнение и ведение всех разделов клинической истории болезни
54. Выписка из истории болезни
55. Добровольное и обязательное медицинское страхование

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

2. Врач-интерн допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного освоения рабочих программ дисциплин (модулей), обучающего симуляционного курса и выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

Врач-невролог должен владеть следующими практическими навыками:

Клиническое обследование больного:

Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, включая исследования:

- центральной и периферической нервной системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная сфера, оболочечные симптомы);

- органов чувств, полости рта, глотки;

- наружных половых органов.

-Определение признаков клинической и биологической смерти.

Лабораторные и инструментальные исследования.

1.Методика подготовки пациента к рентгенологическому исследованию и анализ рентгенограмм при основных заболеваниях нервной системы.

2. Специальные исследования: отбор пациентов, оценка правильности проведения методик, трактовка результатов:

- в т.ч. с контрастированием;

- УЗ-допплерография брахиоцефальных артерий;

- в т.ч.пробы с поворотами головы и пережатием магистральных артерий;

- в т.ч. фото- и фоностимуляция, гипервентиляция, депривация сна;

- рентгеновская и МР-ангиография;

- синдром повышения внутричерепного давления;

- проведение проб на вегетативный тонус, вегетативную реактивность, вегетативное обеспечение деятельности.

3. Постановка предварительного диагноза больному неврологического профиля.

4. Составление плана исследования больного неврологического профиля.

5. Составление плана лечения больного неврологического профиля с учетом предварительного диагноза.

6. Постановка полного диагноза больного неврологического профиля, проведение дифференциальной диагностики.

Лечебные и диагностические процедуры:

1. Подкожные и внутримышечные инъекции.

2. Внутривенные вливания (струйные, капельные).

3. Взятие крови из вены.

4. Определение группы крови, резус-фактора.

5. Переливание крови и её компонентов: определение показаний, организация процесса.

6. Промывание желудка через зонд.

7. Дуоденальное зондирование: трактовка результатов.

8. Клизмы (очистительная, лечебная).

10. Электроимпульсная терапия.

11. Передняя тампонада носа.

12. Пальцевое исследование прямой кишки.

13. Катетеризация мочевого пузыря

14. Постановка назогастрального зонда

15. Снятие и расшифровка ЭКГ

16. Наложение повязки на рану

17. Лечебные блокады

18. Пальпаторное исследование внутриглазного давления.

19. Оценка общего, биохимического, иммунологического анализа крови и мочи, проведённых ранее туберкулиновых проб.

20. Представление о методах экстракорпоральной детоксикации крови (гемодиализ, гемосорбция, плазмаферез), отбор пациентов.

21. Люмбальная пункция.

Первая врачебная помощь при неотложных состояниях:

Определение основных показателей гемодинамики (ОЦК, ЦВД, УО, МО, фракция выброса, ОПС)

2. Оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях:

−шок (кардиогенный, анафилактический),

−тромбоэмболия легочной артерии,

−приступ бронхиальной астмы, астматический статус,

−острая дыхательная недостаточность,

−острая артериальная непроходимость,

−нарушение сердечного ритма,

−приступ нарушения сознания, включая эпилептический припадок,

−Кома. Дифференциальный диагноз ком. Церебральная и метаболическая комы.

−острые аллергические реакции,

−острые заболевания органов брюшной полости,

−психомоторное возбуждение различного генеза

−Эпилептический синдром. Эпилептический статус

- Болевой синдром: локальная анестезия.

Документация, организация врачебного дела:

1. Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки из истории болезни.

2. Заполнение и ведение медицинской документации в поликлинике: амбулаторной карты Ф-025; статистического талона Ф-025/у; листа нетрудоспособности; направления на госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и других.

3. Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие препараты.

4. Медико-социальная экспертиза:

-направление на МСЭ,

-вынесение обоснованного решения о состоянии трудоспособности,

-участие в составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий по профилактике инвалидности.

5. Организация диспансеризации на участке, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

6. Добровольное и обязательное медицинское страхование.


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА-НЕВРОЛОГА

В соответствии с требованиями специальности врач невролог должен знать и уметь:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы;

- основные вопросы этиологии и патогенеза неврологических заболеваний;

- клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение;

- общие и функциональные методы исследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено-радиологическому обследованию неврологического больного;

- основы фармакотерапии в неврологии;

- показания и противопоказания к хирургическому лечению;

- вопросы определения временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;

- организацию и проведение диспансеризации неврологических больных;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.

- получить информацию о заболевании

-применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;

- выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;

- провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

- дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;

- определить программу реабилитационных мероприятий;

- решить вопрос о трудоспособности больного;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

3. Специальные знания и умения:

Невролог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии:

- травмы головного и спинного мозга;

- острые сосудистые мозговые нарушения;

- острые нейроинфекционные заболевания;

- церебральные коматозные состояния;

- компрессии спинного мозга;

а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс): острой дыхательной недостаточности; острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.).

Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Сосудистые заболевания нервной системы:

- начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения;

- острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;

- спинальный инсульт, дисциркуляторная миелопатия.

Заболевания периферической нервной системы:

- вертеброгенные поражения нервной системы;

- моно - и полиневропатии, плексопатии;

- невралгии, компрессионные поражения периферических нервов (туннельные невропатии);

Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания

центральной нервной системы:

- менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный);

- поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе.

Паразитарные заболевания нервной системы:

Демиелинизирующие заболевания нервной системы;

- острый рассеянный энцефаломиаелит;

Опухоли нервной системы:

- опухоли головного мозга

-опухоли спинного мозга

- опухоли периферических нервов

Церебральные коматозные состояния

Токсические поражения нервной системы:

- интоксикации алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, алкогольная полинейропатия);

- энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);

- лекарственные интоксикации (наркотические аналгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты).

Заболевания вегетативной нервной системы;

- синдром вегетативной дистонии;

-вегетативные расстройства при патологии надсегментарных вегетативных структур;

- вегетативные расстройства при патологии сегметарных вегетативных структур.

- нервно-мышечные заболевания(спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения);

- заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, семейная миоклонус-эпилепсия);

- дегенеративные заболевания с преимущественных поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация),

Закрытые травмы нервной системы:

- черепно-мозговая травма (сотрясение и ушиб созга, субдуральные и субарахноидальные кровоилияния);

- травмы позвоночника и спинного созга;

- травма периферических нервов.

-делать люмбальную пнкцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;

- дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, ангиографии, электроэнцефалографии, реоэнцефалографии, допплерографического исследования магистральных артерий, эхоэнцефалографии, электромиографии, а также картины глазного дна и исследования полей зрения.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПО НЕВРОЛОГИИ

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ УМЕНИЯ *

1. КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО

Навык сбора анамнеза, внешнего осмотра и составление программы клинического обследования больного

Навык использования клинико-генеалогического метода исследования, умение составления родословных

Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам, включая обследование:

3.1 Центральной, периферической и вегетативной нервной системы (состояния сознания, оболочечные симптомы, состояние краниальной иннервации, двигательной и чувствительной сфер, состояние соматических мышц);

3.2 Соматического статуса (аускультация легких, сердечных тонов, сонных артерий, перкуссия и пальпация внутренних органов, навыки обследованиия периферических сосудов, навыки измерения артериального давления)

3.3 Нейропсихологического статуса (умение оценить расстройства речи, апрактические, агностические нарушения, нарушения памяти)

3.4 Психопатологического статуса (умение оценить личностные и поведенческие нарушения)

Навыки постановки топического

Определение признаков клиничес-кой и биологической смерти

2.ЛАБОРАТОРНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уметь оценить показатели периферической крови, данные биохимического исследования крови:

а. содержание общего белка и его

б. содержание ферментов (АСТ, АЛТ, КФК)

в. содержание мочевины и креатинина

г. показатели активности воспалительного процесса

д. липидного спектра

Уметь оценить основные показатели тромбоэластограммы и коагулограммы

Уметь оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови

Уметь оценить гормональное исследование

Уметь оценить иммуно-химическое исследование крови

Уметь оценить и знать практическую значимость общего анализа мочи, исследования мочи по Нечипоренко, Зимницкому и пробы Реберга

Уметь оценить и знать практическую значимость анализа ликвора

Офтальмологическое исследование (исследование глазного дна, полей зрения и др.)

Анализ данных аудиометрии, нистагмографии, камертоновых, калорических, вращательных проб

Проведение и оценка нейро-психологического тестирования (праксис, гнозис, речь, письмо, чтение, счет, ориентировка в пространстве, память, мышление)

Проведение и расшифровка психометрического тестирования

Расшифровка и оценка ЭКГ

Анализ рентгенограмм органов грудной клетки, суставов и костей, краниография, спондилография

Анализ данных компьютерной томографии головного и спинного мозга

Анализ данных магнитной томографии головного и спинного мозга

Анализ данных миелографии

Запись, расшифровка и оценка ЭЭГ

Анализ данных ЭНМГ

Анализ соматосенсорных, слухо-вых, зрительных вызванных потенциалов

Анализ данных магнитной стимуляции мозга

Анализ данных полиграфического исследования в цикле сон-бодрствование

Анализ данных УЗДГ исследования сосудов головного мозга (церебральных и прецеребральных артерий)

Анализ данных реовазографии

3.Лечебные и диагностические процедуры

Основы приемов мануальной терапии

Проведение постизометрической релаксации мышц

Сухая пункция локальных мышечных гипертонусов

Знание основ психотерапии (рациональная, поведенческая психотерапии, холотропная, гипнотерапия, гештальттерапия, аутотренинг)

Уметь составить программу физиотерапии и осуществить контроль за ее реализацией

Уметь составить программу реабилитации двигательных расстройств ЛФК, массажа и осуществить контроль за ее реализацией

Уметь составить программу санаторно-курортного лечения

Уметь составить нейрологопедическую программу реабилитации речевых расстройств

Уметь оказать первую врачебную помощь при следующих неотложных состояниях:

острое нарушение мозгового кровообращения

тромбоэмболия легочной артерии

пароксизмальная тахикардия и тахиаритмия

кома (в том числе провести дифференциальный диагноз между церебральной и соматической комой)

острый отек мозга

слабость дыхательной мускулатуры

острая задержка мочи

черепно-мозговая и спинальная травма

острое нейроинфекционное заболевание

острый болевой синдром

острая интоксикация алкоголем и его суррогатами, психотропными препаратами

психомоторное возбуждение различного генеза

4. Документация ; организация врачебного дела

Заполнение и ведение всех разделов клинической истории болезни

Выписка из истории болезни

Добровольное и обязательное медицинское страхование

*Уровни освоения умений:

1- Иметь представление, профессионально ориентироваться, знать

показания к проведению

2- Знать, оценить, принять участие

3- Выполнить самостоятельно

на программу подготовки врачей по неврологии

на циклах усовершенствования врачей по неврологии

В свете требований к квалификационной характеристике врача невролога подробно отражена клиническая подготовка специалиста. Разработаны и представлены методические вопросы обеспечения заня­тий, формы контроля. Особенностями программы является детальное распределение (по часам) лекций, практических и семинарских занятий с расширенными аннотациями содержания работы.

Большое внимание в программе уделено современным методам лечения патологии нервной системы. Положительной стороной программы является разработка вопросов по отдельным разделам неврологии, позволяющая обеспечить контроль знаний по специальности. С целью текущей и заключительной оценки знаний курсантов представлен пакет тестовых заданий на 1300 тестов, включенный в компьютерную прог­рамму.

Таким образом, основные разделы программы отражают современные направления клинической неврологии, включающие адекватные подходы к изучению основных разделов общей и частной неврологии, актуальных методов исследования, лечения и реабилитации неврологических больных. Предлагаемая программа по кафедре неврологии ФУВа Оренбургской государственной медицинской академии, отвечает основным программным требованиям последипломной подготовки врача по специальности неврология. Рекомендуется как базовая программа для использования в учебном процессе. Заявленная программа базовой подготовки врачей-неврологов может быть расширена по отдельным направлениям неврологии и использована для усовершенствования по отдельным циклам.

Заведующий кафедрой нервных болезней

и нейрохирургии Российского Государственного

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.