Перинатальная психология и нервно психическое развитие детей

Прохоров В.Н.
доктор медицинских наук

Прохорова О.В.
кандидат медицинских наук

Перинатальная психология – один из сравнительно новых развивающихся последние десятилетия разделов медицинской (клинической) психологии. Собственно выделение этого раздела было обусловлено появлением новых представлений о ранних этапах онтогенеза, способствующих улучшению оказания психологической и психотерапевтической помощи во время беременности, родов, постнатального периода, решению некоторых актуальных проблемам общества, прежде всего, демографических. Перинатальная психология имеет межотраслевой характер, так как изучает возможности и пути повышения психологических ресурсов и адаптационных возможностей женщины и ребенка, гармонизации их взаимоотношений и охраны их здоровья, решая тем самым задачи, стоящие как перед здравоохранением, так и перед образованием и социальной помощью населению.

Основными методами исследования в перинатальной психологии являются методы включенного наблюдения и беседы (интервью). Однако появление нового раздела медицинской психологии потребовало также формирования арсенала для проведения психологических исследований, соответствующих трем последовательным периодам материнской доминанты: антенатальный (зачатия, беременности), интранатальный (родов), постнатальный (выхаживания, лактации). Подбор используемых психологических методик и создание новых инструментов для исследования должны были проводиться с учетом специфики объектов исследования, в связи с этим к ним необходимо предъявлять ряд требований. Методики должны учитывать стадию развития диады мать-пренейт, мать-младенец; состояние соматического и психического состояние здоровья женщины, подвергаемой обследованию. На практике перинатальные психологи применяют как широко применяемые в медицинской психологии методики, так и создают новые специально для своей работы. Важно учесть, что исследования не должны быть чрезмерно трудоемкими, не должны повышать уровень тревоги обследуемых, в противном случае возможно возникновение психологогений.

Рассмотрим некоторые психологические методики, используемые в антенатальном периоде. На стадии планирования зачатия психологические методики могут понадобиться при комплексной оценке репродуктивного потенциала супружеской пары. Особенно это необходимо при ненаступлении беременности продолжительное время как у пар, имеющих проблемы репродуктивного здоровья и получающих лечение у врачей, так и без видимых нарушений соматического репродуктивного здоровья как у женщины, так и у мужчины. При этом перинатальные психологи в процессе беседы выясняют особенности психического состояние супругов, наличие у них проявлений нервно-психических расстройств, насколько гармоничны их отношения. Важно оценить явные и скрытые мотивы желания каждого партнера иметь ребенка, оценивают их совпадение, конструктивность. При опросе женщин о мотивах зачатия они, как правило, называют не один, а несколько мотивов. При этом 80% из них основным мотивом зачатия считали выполнение женского долга, что говорит о высокой обусловленности принятия решения иметь ребёнка социальными установками [37]. Важно выявлять, так называемое, травматическое зачатие, при котором женщина не готова стать матерью, но согласилась забеременеть (или оставить случайную беременность), уступив настоятельным просьбам нелюбимого мужчины или своей матери, мечтающей о внуке, врача [43]. Выявление мотивов зачатия может быть необходимым не только перед зачатием, но и у беременных женщин. Результаты такого исследования нередко помогают объяснить невротические реакции женщин, осложнения течения беременности и принять адекватные меры.

Для выяснения отношения к зачатию, беременности мы разработали методический прием, который назвали ассоциативным ромбом. Мужчине и женщине предлагается независимо друг от друга написать существительные, которые ассоциируются у них с заданным словом, а затем ассоциации, связанные с написанными словами. В результате ассоциативные цепочки выстраиваются в форме ромба. В качестве примера приводим такие ромбы, полученные в результате исследования женщины, обратившейся за психологической помощью по поводу беременности, которая не наступает, несмотря на желание и старания супругов.

Результаты такого и следования наглядно показывают, что необходимо переформулирование запроса супругов. Вначале они нуждаются в семейной психотерапии, направленной на гармонизацию их отношений. Только после ее успешного завершения возможна дальнейшая работа, направленная на возникновение беременности. Перинатальные психологи, проходившие у нас тематическое усовершенствование и ознакомленные нами с этим методическим приемом, положительно отозвались о нем, широко используют его в разных городах Российской Федерации. В настоящее время совместно с профессором И.А. Горьковой мы проводим разработку психологического теста, основанного на использовании ассоциативного ромба.

· беременность ради самого ребенка;

· беременность для любимого мужчины;

· беременность для соответствия социальному статусу;

· беременность как протест;

· беременность для сохранения отношений;

· беременность как отказ от настоящего;

· беременность для сохранения собственного здоровья;

· беременность для получения материальной выгоды;

· беременность как уход от одиночества;

· беременность для рождения ребенка определенного пола;

· беременность для получения поддержки в старости;

· беременность в связи с религиозными убеждениями;

· беременность как привлекательность неизвестного, как интерес

Анализ результатов ответов может установить степень их искренности, а кроме того результаты анкетирования позволяют выявить планировалась ли беременность, желанной она была или нет [24].

Безусловно, в психологическом обследовании и сопровождении нуждаются пары при использования вспомогательных репродуктивных технологий, суррогатного материнства.

На стадии беременности (гестации), помимо указанных методик, используются как находящиеся в арсенале медицинского психолога, так и специально разрабатываемые.

К первой группе относится множество известных методик, используемых перинатальными психологами как в практике, так и для научных исследований. Среди наиболее часто встречающихся нужно назвать проверенные временем методику САН (самочувствие, активность, настроение) [1; 18; 20], шкалу самооценки тревожности Спилбергера-Ханина, представляющую собой разработанную в 1972 году Ch. Spielberger шкалу State-Trait Anxiety Inventory (STAI) и адаптированную в России в 1976 году Ю.Л. Ханиным, позволяющую дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние [1; 5; 34]. Нередко используют для исследования беременных женщин популярные, но трудоемкие анкетные методы оценки индивидуально-психологических особенностей личности, такие как Многофакторный личностный опросник (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire – 16PF) R.B. Kettella, состоящий из трех разделов. Опросник имеет три формы: А, В, С. Причем разделы А и В содержат по 187 вопросов каждая, а раздел С – 105 вопросов. С нашей точки зрения, исследование с помощью этого опросника слишком утомительно для беременных женщин, а сама процедура может повлечь неблагоприятные результаты. То же самое можно сказать о разработанном американскими психологами S. Hathaway, G. McKinley в 1943 году Миннесотском многоаспектном личностном опроснике (Minnesota Multiphasic Personality Inventory – MMPI), включающим 566 различных утверждений, на которые испытуемому необходимо дать положительный или отрицательный ответ, отражающий особенности его личности [1].

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный варианты психологического компонента гестационной доминанты, но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный вариант психологического компонента гестационной доминанты. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Тест Отношений Беременной (ТОБ) – скрининговый. Он даёт возможность судить о типе психологического компонента гестационной доминанты, основываясь на результатах исследования значимых отношений беременной.

При проективных тестах исследуются интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. При оценке результатов очень важны профессионализм и опыт исследователя, в противном случае интерпретироваться будут не только и не столько проекции испытуемого, сколько его собственные.

В кратком обзоре удалось коснуться лишь некоторых психологических методик в области и проблем их создания. Желающие познакомиться с ними поближе могут сделать это, используя приведенные источники. Надеемся, при этом могут возникнуть новые идеи, желания научного поиска, творчества.

Ссылка для цитирования

Клиническая психология | Бадалов А.А., Бровкина С.Н., Арпентьева М.Р., Калинин С.С., Кассымова Г.К.


Пренатальная психология (лит. pre — до, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука о психической жизни не рожденного ребенка.

Мы не являемся только физическим телом, которым руководит сложный компьютер. Внутри нас существует сложная система новообразований, которая копируется из поколения в поколение вот уже миллионы лет. При этом мы, как копии более древних людей, почему-то развиваемся и стремимся к прогрессу. Как копия может это сделать? Что является движущей силой? Безусловно, это душа, которая стремится познать мир через физическое тело.

Но вот возникает вопрос: а когда именно душа попадает в тело? Миллионы примеров подтверждают тот факт, что душа человека прикрепляется к плоду с момента его зачатия.

Ребенок лет до 3х с трудом удерживает в памяти какие-то воспоминания, просто потому что мозг еще не в силах справиться с таким объемом информации. Но эмоциональная память ребенка развивается намного раньше формирования самого тела. Если мама испытывает страх, боль, переживания, то это автоматически передается ребенку и навсегда закрепляется в его сознании. Вот почему многие эмоциональные реакции мы и не можем объяснить, мы часто не понимаем своих зависимостей, своей внутренней пустоты и внутренних конфликтов. Они есть внутри нас, но мы их не осознаем.

Переживания родителей, их ссоры, скандалы и тем более их личные страхи передаются плоду по наследству, точно также как это происходит с копированием кода ДНК. Кстати, если ребенок очень сильно похож внешне на кого-то из родителей, то именно его судьбу он и будет повторять. (Источник: //psypopanalyz.ru/love/342-prenatalnaya-psycologia-pochemu-eto-tak-vajno.html)

Перинатальная психология - это область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психического развития человека на самых ранних этапах его онтогенеза от зачатия до первых месяцев жизни после рождения. Длительность постнатального периода, включаемого в сферу интересов перинатологов, разными авторами оценивается по-разному. Однако если считать основными особенностями перинатального периода симбиотическую связь матери с ребенком, неспособность ребенка выделять себя из окружающего мира, то есть отсутствие четких телесных и душевных границ, несамостоятельность его психики, то максимально этот период может быть расширен до появления самосознания, то есть примерно до трех лет жизни.

Даже условия и процесс зачатия могут влиять на нервно-психическое и физическое развитие будущего ребенка. С биологической точки зрения для его здоровья, безусловно, будут иметь значение возраст родителей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, благосостояние семьи и т. п. (https://psyera.ru/perinatalnaya-psihologiya_7490.htm)

1. Психосоциальный фактор, влияющий на зачатие

2. Психологическая связь мать – дитя

Рассматривая взаимоотношения, возникающие в системе мать-дитя, исследователи изучают поэтапное формирование в субъективном мире ребенка представлений о внешнем мире. Их интересует, каким образом отношение матери к плоду или новорожденному отражает ее собственную историю до и после рождения. Привязанность матери и ребенка возникает не вдруг, а связана с мотивами зачатия, отношением к беременности, родам (влияя на их течение), с личностными особенностями беременной и ее отношениями с партнером (отцом ребенка).

Другим, также широко распространенным в западных странах является направление перинатальной психологии, исследующее взаимоотношения в системе мать-дитя, которое является по сути этологическим. При таком подходе связь мать-дитя трактуется как форма запечатления. То, как происходило общение матери с новорожденным ребенком в первые часы жизни, оказывает большое влияния на их последующее взаимодействие. Согласно теории социального научения, мать и ребенок находятся в состоянии непрерывного обучения, реагируя на поведение друг друга. Таким образом, их взаимодействие является взаимно вызванным стимул-реактивным поведением.

3. Рывки пренатального развития

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Физиологический и психологический компоненты соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для перинатальных психологов.

4. Психологический аспект гестационной доминанты

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними, было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный [Добряков И. В., 1996].

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Гипогестогнозический (греч.: hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат.: gestatio — беременность; греч.: gnosis — знание) тип ПКГД нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная и застает врасплох. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом риск возникновения осложнений повышается. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них не хватает времени встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения. Женщины с гипогестогнозический типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки, манкируют занятиями. После родов среди этой группы женщин часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери очень заняты. При гипогестогнозическом типе ПКГД чаще всего формируются такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.

Эйфорический (греч.: ей — хорошо; phero — переношу) тип ПКГД отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Часто тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. Нередко именно неправильные действия медицинских работников способствуют повышению тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нуждаются в помощи психотерапевта. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивается ребенок, понять, как складываются отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

5. Перинатальные переживания плода

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям.

- стремление к людям;

- стремление от людей (независимость);

- стремление против людей (агрессия).

6. Перинатальные матрицы

St. Grof считает, что отражающие перинатальный уровень бессознательного переживания смерти и возрождения проявляются в четырех типичных паттернах или констелляциях. Существует глубокое соответствие этих тематических кластеров клиническим стадиям биологического рождения. Для теории и практики глубинной эмпирической работы оказалось весьма полезным постулировать существование гипотетических динамических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного, и назвать их базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

Биологической основой первой перинатальной матрицы (БПМ-1) является опыт исходного симбиотического единства плода и матери в периоде безмятежного, почти идеального внутриматочного существования.

Эмпирический паттерн второй перинатальной матрицы (БПМ-2) относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки еще закрыта, выхода нет. St. Grof считает, что ребенок испытывает при этом неодолимое чувство возрастающей тревоги, связанной с надвигающейся смертельной опасностью, усугубляющейся тем, что определить источник опасности невозможно. Символическое выражение БПМ-2 - бесконечное и безнадежное заточение в комнате без выхода, порождающее чувства беспомощности, неполноценности, отчаяния.

Третья перинатальная матрица (БПМ-3) отражает вторую клиническую стадию биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии шейка матки уже открыта. Это позволяет плоду постоянно продвигаться по родовому каналу, что сопровождается сильнейшими механическими сдавлениями, удушьем, часто непосредственным контактом с такими биологическими материалами, как кровь, моча, слизь, кал. Все это происходит в контексте отчаянной борьбы за выживание. Ситуация при этом не кажется безнадежной, а сам ее участник не беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем, чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель.

Четвертая перинатальная матрица (БПМ-4) связана с заключительной стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. St. Grof считает, что акт рождения - это освобождение и, в то же время, безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на пороге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Мучительный процесс борьбы за рождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты ребенок впервые сталкивается с ярким светом, происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и ребенок становится анатомически независимым. Полученная в процессе родов физическая и психическая травма, связанная с угрозой жизни, с резким изменением условий существования, во многом определяет дальнейшее развитие ребенка. Ее интенсивность и последствия можно свести к минимуму, проведя подготовку к родам и правильно оказав родовспоможение.

После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. Если в родах ребенок может получить и, как правило, получает острую психологическую травму, то при неправильном отношении к нему в постнатальном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития.

7. Ребенок как отдельный мир

О том, что лишь через несколько месяцев после рождения младенец вообще начинает воспринимать других людей как других и становится способным реагировать на них улыбкой, что лишь через годы перестает он смешивать себя с миром, в 1932 г. писал Жан Пиаже.

Эти идеи нашли отражение и развитие в работах английского психолога и педиатра Дж. Боулби в 1951-1960 гг. Дж. Боулби показал, что для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло.

7.1 Детские страхи

Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныканьем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состоянии относительной безопасности.

7.2. Поведенческие модели детей

Экспериментальным путем М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью.

Тип А. Избегающая привязанность - встречается примерно в 21,5% случаев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на ее возвращение ребенок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идет на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать.

Тип В. Безопасная привязанность - встречается чаще других (66%). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно. Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия.

Тип С. Амбивалентная привязанность - встречается примерно в 12,5% случаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берет его на руки, он вырывается.

Большинство исследователей психического развития младенцев не учитывали значения для формирования психических функций взаимоотношений матери и дитя или уделяли этому недостаточно внимания.

7.3. Ритмы развития детей

Ж. Пиаже в 1966 г. доказал, что ребенка нельзя рассматривать, как маленького взрослого, отличающегося от последнего лишь меньшим объемом знаний. Изучая в основном развитие когнитивных процессов, Ж. Пиаже показал, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур, формирующихся благодаря равновесию, к которому стремится эволюция. Еще в 1955 г. им была предложена гипотеза о стадиях развития ребенка. Согласно этой гипотезе с момента рождения до двух лет ребенок переживает стадию сенсомоторного развития, разделяющуюся на 6 субстадий.

1-я субстадия врожденных рефлексов продолжается в течение первого месяца жизни. Рефлексы младенцев (сосание, хватание, ориентировочный и др.) вызываются внешними раздражителями и в результате повторений становятся все более эффективными.

2-я субстадия моторных навыков длится с 1 до 4 месяцев и характеризуется формированием у ребенка условных рефлексов, связанных со взаимодействием с окружением (например, сосательные движения при виде бутылочки с молоком).

3-я субстадия циркулярных реакций (с 4 до 8 месяцев), формирующихся на основе уже зрелой координации между моторными схемами (сотрясение погремушки, хватание игрушки, сосание соски) и перцептивными системами.

4-я субстадия координации средств и целей (с 8 до 12 месяцев) характеризуется появлением в действиях ребенка все большей преднамеренности, целенаправленности (например, он отодвигает предмет, мешающий достать игрушку).

1. Импульсивный период (до 6 месяцев) - стадия автоматизированных рефлексов, являющихся ответом на раздражительность. Постепенно они все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.

3. Сенсомоторный период (с 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического мышления. Перцептивные процессы тесно связаны с движениями, у ребенка появляются целенаправленные жесты. Совершенствуются циркулярные формы активности (например, голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу), это способствует прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов.

A. Jessil (1956) полнее, чем Ch. Buhler, раскрывает особенности взаимоотношений ребенка с окружающим его миром. По его систематике развития ребенка первая стадия (1-й год жизни) отличается знакомством ребенка с собственным телом, установлением различий между знакомыми и чужими людьми, началом ходьбы и манипулятивных игр.

7.4. Развитие психических функций ребенка

Л. С. Выготский, а затем его ученики С. Л. Рубинштейн (1946), А. Н. Леонтьев (1972), Д. Б. Эльконин (1978) и другие показали, что психические функции ребенка формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Ими показано, что переход одного этапа возрастного развития к другому связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим.

На основе биогенетической теории этапности онтогенеза В. В. Ковалев в 1969 г. выделил 4 основных возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей. Согласно его представлениям, дети в возрасте от 0 до трех лет в основном реагируют на соматовегетативном уровне.

Работы в этом направлении следует считать основополагающими для развития перинатальной психологии, психиатрии и психотерапии. Изменение социальной ситуации в нашей стране в настоящее время привело к созданию благоприятных условий развития перинатологии и перинатальной психологии и психиатрии в частности. Очевидно, что их дальнейшее полноценное развитие возможно лишь при формировании методологии междисциплинарных связей, обеспечивающей им интеграцию соответствующих биологических, психологических, медицинских и социальных направлений исследований

Итсочник - Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Ничто так не украшает женщину, как ребёнок

Доктора, акушеры — всё это понятно, но очень мало уделяется внимания предродовому психическому состоянию будущей матери. Хотя многие будущие матери и только что родившие неосознанно понимают, что любое их действие или настрой передаются ребёнку в животе или отражаются на младенце. Любая роженица вспомнит кучу примеров, когда её настроение тут же передавалось ребёнку во время беременности или сразу после родов. Активный образ жизни ребёнка более всего известен только матери, но связать все обрывочные события как прямое влияние на будущее ребёнка ей самой не под силу.

Основные "мамские" волны настроений и эмоций малыш, по мнению учёных, улавливает уже на 6-м месяце беременности, когда сформирована кора головного мозга. Тогда и формируется базовый адаптационный потенциал возможностей, который существенно выше у желанных детей, а беременность проходит в здоровой во всех смыслах обстановке.

В родах прослеживается новый момент: если мать во время схваток испытывает страх или боязнь родов, стресс передаётся ребёнку и может сформироваться в будущем в комплекс жертвы. Но есть и другая сторона: при рождении идёт не только физический разрыв с матерью, но и раскрывается потенциал активности для будущих жизненных ситуаций. Правильное поведение мамы закрепит эти ощущения на подсознании малыша и не даст ему чувствовать себя одиноким. Все эти навыки откладываются в памяти человека в неосознанном виде — это так называемый пренатальный опыт, который имеет огромное влияние на его последующую жизнь.

Если депрессия настигла вас в период беременности, то на физическом уровне выброс гормонов может спровоцировать преждевременное сокращение матки, а ребёнок воспримет это как "отторжение" из привычной среды, и любая стрессовая ситуация уже во взрослой жизни скорее всего вгонит его в ту же депрессию. Что уж говорить о нежеланном ребёнке — постоянные мысли о том, как избавиться от малыша, создают агрессивную среду, в которой формируется плод — последствия такой внутриутробной памяти могут заставить человека всю жизнь чувствовать себя ненужным и чужим или даже довести до суицида. Вдогонку к таким "прелестям" развития личности добавляются и психосоматические заболевания: проблемы с сердцем или желудком.

Переживания, конфликты в семье, волнения, повышенная раздражительность, нарушение сна и даже перегрузка на работе проживаются не только беременной женщиной, но и плодом. Пока ребёнок пользуется эмоциями и памятью матери, он считывает все колебания настроения, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Отсюда преждевременные роды, угроза выкидыша или обвитие пуповины вокруг шеи при рождении. Такие дети выходят в мир недоверчивыми и психически неустойчивыми. Отсутствие тесной связи с мамой после рождения тормозит развитие, сменяясь самым страшным — безразличием. За ним следуют апатичность, нытьё, бессонница, множество инфекций и тяжелейшие заболевания.

Ещё мрачнее перспектива будущего нежеланных детей: стремление обратить на себя внимание, выделиться, желание конфликтовать и хулиганить. Испытанное в лоне матери ощущение ненависти и отторжения сохраняется в памяти ребёнка на всю жизнь и усложняет адаптацию в социуме. Приёмные дети находятся в менее чётком положении: негатив до рождения и любовь, которую дарят им приёмные родители. У таких детей идёт внутренний конфликт: неуживчивость и сильнейшее желание проявить свою любовь выводятся в противоречия, и часто такие дети бывают трудноуправляемыми, жестокими и раздражительными.

Негативные факторы влияния матери на внутриутробную память и психику ребёнка: неудовлетворённость своим телом, дискомфорт от беременности и, как следствие, депрессия, токсикозы, осложнения, выкидыши т.д. На этапе младенчества важное значение приобретают телесные контакты и эмоциональные отношения матери с младенцем. Если беременность была нежелательная, то ребёнок рождается болезненным, с плохим аппетитом, беспокойно спит и подолгу капризничает.

Хорошо, что сейчас вновь возрождается изучение пренатального и постродового (перинатального) периодов, ведь, даже прочитав историю, в древних эпосах и мифологии можно проследить традицию почитания беременности и родов. И сейчас будущие мамы начинают (где интуитивно, где осознанно) посвящать больше времени положительному настроению: хорошая музыка, природа, медитация — всю информацию ребёнок считывает с эмоций мамы и формирует своё поведение и жизненную модель. Детское подсознание не имеет границ, и если наполнить его звуками, цветами, яркими символами и позитивными эмоциями, любовью, нежностью и заботой, то у малыша будет больше шансов вырасти гармонично развитой личностью и жить в ладу с собой и окружающим миром.

Поэтому сегодня хочется больше времени уделить важности влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребёнка, формированию доверия к миру. Женщина, полноценно участвующая в акте творения, чувствует собственную значимость, наконец, становится Матерью. И позитивное отношение к своему телу, к отцу ребёнка и к самому ребёнку приводит к тому, что женщина абсолютно легко становится любящей и заботливой мамой, а малыш развивается естественно и гармонично. Материнская установка уже признается наиболее эффективной и могущественной и не поддаётся уничтожению

Есть у бога любимое местечко — это маленькое детское сердечко.
Он туда заходит не спеша в первый миг рожденья малыша.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.