План урока центральная нервная система

Разделы: Биология

В процессе изучения нервной системы выяснилось, что обучающиеся с большим интересом и ответственностью относятся к восприятию сложного материала. Развитие интереса учащихся можно рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научной основе. В ходе работы учащиеся овладевают всем комплексом проблем, активно и самостоятельно добывают знания. При этом меняется роль учителя: из источника учебной информации он превращается в организатора познавательного процесса.

Данные разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени (урок длится 40 минут) наиболее полно повторить и обобщить изученный материал.
Повторение теоретического материала происходит в результате блиц-опроса, биологического диктанта, практической работы. Ответы на вопросы не пространные, а конкретные, что позволяет охватить больший объём теоретических сведений.

При решении задач, напротив, предполагается не просто владение фактической информацией, но умение сопоставлять данные, делать логические выводы.
Биологические задачи играют важную роль в понимании функций нервной системы, решение которых даёт возможность спроецировать свои теоретические знания на реальные жизненные ситуации, связанные с деятельностью нервной системы.

Тема урока: Строение и функции нервной системы.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: смотр знаний.

Продолжительность урока – 40 минут.

1. Вступительное слово учителя

Ответы учащихся: диффузная, лестничная, узловая, трубчатая; нейроны; чувствительные, вставочные, исполнительные; серое вещество; нервы; ответная реакция организма на раздражение при участии и контроле нервной системы.

3. Учащимся предлагается практическая работа (время проведения работы – 5 мин.)

Задания работы даны на карточках в двух вариантах.

Рассмотрите рисунок, определите, что изображено на нём?


– Назовите составные его части, обозначенные цифрами 1-5.

Внимательно рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил автор, изображая нейрон? Обоснуйте свой ответ.


Выполненную работу учащиеся откладывают на край стола.

4. После выполнения практической работы, учитель предлагает учащимся назвать отделы нервной системы.
Они называют: спинной мозг, головной мозг, периферическую нервную систему, вегетативную нервную систему (показывают эти отделы на таблицах).
Учитель предлагает вспомнить:

1. Какие функции выполняет спинной мозг?
2. Как называются нервы, отходящие от спинного мозга? Сколько их?
3. Что образует белое вещество спинного мозга?
4. Что образует серое вещество спинного мозга?

Ответы учащихся: рефлекторную, проводящую; 31 пара спинномозговых нервов; проводящие пути; центры безусловных двигательных рефлексов.
Для более глубокого осознания функций спинного мозга и значения его, учитель предлагает учащимся решить две биологические задачи.

Задача 1.

1. Нога двигается, но не чувствует боли (повреждены задние корешки мозга)
2. Нога не двигается (паралич), но чувствует боль (повреждены передние корешки мозга)
3. Нога лишилась чувствительности и парализована (повреждены передние и задние корешки мозга).

Задача 2.

Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.

Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.

Предлагается назвать отделы головного мозга. Учащиеся перечисляют отделы головного мозга и показывают их на таблице и муляжах.
Это: продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

6. Учащимся предлагается ответить на вопросы биологического диктанта.

Диктант

Большие полушария головного мозга

Задача 3

После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?

Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

Вегетативная нервная система

Показав по таблице вегетативную нервную систему, учащиеся решают задачу 4

Объясните, в чём заключается единство и противоположность действий симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.

Ответ учащегося: симпатическая и парасимпатическая н.с. оказывают противоположное действие на работу систем внутренних органов, но вместе они обеспечивают согласованную работу этих органов.

7. В заключение урока учитель демонстрирует рисунки с изображением различных отделов нервной системы (Приложение 2).

8. Подведение итогов урока. Выставление рейтинговой оценки знаний.

План-конспект урока биологии в 8 классе

Цель: Формирование знаний о рефлекторной регуляции.

Задачи

  1. Развить понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.
  2. Сформировать представление о рефлекторной дуге, типах рефлекторных дуг, прямой и обратной связи, рефлекторном круге.
  3. Развивать способность к анализу изученного и нового материала, делать выводы на основе проделанных опытов.
  4. Продолжить развивать интерес к приобретению знаний о своем организме, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Этапы урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Записывают тему в тетрадь.

2. Целеполагание и мотивация. (Рассказ)

Сегодня на уроке вам предстоит убедиться, что рефлекс лежит в основе работы нервной системы, и выяснить, какова материальная основа и механизм осуществления рефлексов .

3. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания проводится в виде письменного теста.

Укажите номера верных суждений:

Укажите номера верных суждений:

  1. Безмякотные нервные волокна толще мякотных.
  2. Участки мякотного волокна, не покрытые миелином, называются перехваты Ранвье.
  3. Нерв – совокупность нервных волокон, покрытая соединительнотканной оболочкой.
  4. Смешанные нервы могут проводить нервный импульс в двух направлениях.
  5. В синапсе мембрана аксона – пресинаптическая, а дендрита – постсинаптическая.
  6. В химических синапсах возбуждение передается от одного нейрона к другому с помощью нейромедиатора.
  7. Наружная сторона клеточной мембраны отрицательно заряжена по отношению к внутренней.
  8. Мембранный потенциал покоя у нейрона равен примерно -70 мВ.
  9. Торможение – это процесс, приводящий к угнетению возбуждения.
  10. Потенциал действия у нейрона может длиться несколько секунд или минут.

Ответы: I Вариант 1, 2, 4, 5, 8, 9. II Вариант 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

По окончании теста ребята обмениваются работами с одноклассниками и производят взаимопроверку, а затем сдают их на проверку учителю. После чего можно провести устное обсуждение вопросов теста, в ходе которого учащиеся выявляют правильные ответы и свои ошибки.

Письменно отвечают на поставленные вопросы, производят взаимопроверку тестовых работ. После сдачи работ в ходе обсуждения с одноклассниками и учителем выявляют правильные ответы.

4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, практическая работа, лабораторная работа)

Центральная и периферическая нервная система .

Схема

Проблемный вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Основываясь на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.

В ходе эвристической беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у кишечнополостных.

Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?

  1. Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.
  2. Если в каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в направлении от него.
  3. Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.
  4. Сворачивание листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним
  5. Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.
  6. Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

(Рефлексы: 1, 5. Раздражимость:2, 3, 4, 6.)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле) .

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Звенья рефлекторной дуги

Функции звеньев

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

Простейшую рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель > нейрон > реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.


Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Объясните, будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден: а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)

Выделяют следующие виды рефлексов:

По строению рефлекторной дуги являются полисинаптическими с участием спинного и головного мозга (кора больших полушарий), но в ее составе нисходящий путь спинного мозга будет представлен либо возбуждающим нейроном, либо тормозным. В зависимости от этого в исполнительном нейроне будет соответственно наблюдаться либо возбуждение (рефлекторный акт осуществится), либо торможение (рефлекс не проявится). В данном случае характер ответа будет зависеть от прошлого опыта. Основой этих рефлексов является научение. Учение об условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

Связи

Прямые

Обратные

Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).

Распределяются по группам. Выполняют лабораторную работу, делают выводы о значении условных и безусловных рефлексов в жизни человека и животных.

5. Закрепление изученного материала

1. Что называют рефлексом?
2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.
3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?
4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?
5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему?
6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?

Отвечают на вопросы,
обсуждают ответы одноклассников.

Записывают домашнее задание.

7. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?

Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности.


Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
ns.docx 29.96 КБ

Предварительный просмотр:

1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.

2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

3.Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Методы урока : работа в группах, в парах, индивидуально, устный опрос.

Оборудование: Мультмедийная презентация, т аблица: Строение нервной системы.

( Устный опрос: отличия желез внешней , внутренней и смешанной секреции, гормоны гипофиза, щитовидной железы ) и задания для НУО, ДУО ( на рисунке отметить надпочечники, щитовидную железу и т.д.)

Главный вопрос пот теме домашнего задания.

Мы все очень волнуемся, у нас стучит сердце, мы часто дышим и частично не слышим. Какой гормон на нас так влияет? Где он образуется и на какую систему оказывает влияние .

III. Изучение нового материала ( слайд №1).

В течении 5-х минут заполните таблицу(2 столбец, можете его озаглавить знаю ) о нервной системе .( слайд №2)

Основа работы н.с.

Какую роль нервная система играет в организме? ( слайд №4)

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма

Запишите функции н.с . ( слайд№5)

Докажите, что информация на слайде – правильная.( ОТВЕТЫ учащихся)

- Как называются клеточные элементы нервной системы?

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы

Какие функции они выполняют?

Основные функции восприятие, передача и хранение информации . (слайд№6)

В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов . К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме

Нервы ( слайд №7 ) – пучки длинных отростков, обернутых миелиновой оболочкой и выходящие за пределы головного и спинного мозга .

Для чего в нервах кровеносные сосуды?

Значение миелиновой оболочки?

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов и вспомогательных нейроглиальных клеток, или клеток-спутниц. Вспомогательные клетки располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани .( слайд № 8)

Давайте вспомним как работает нервная система на раздражение? ( слайд № 9).

Как процесс называется? ( слайд №10)

Дайте определение рефлекса.

Как видите в рефлекторную дугу входит 3 вида нейронов.

Какую функцию выполняет каждый из нейронов.? ( слайд №11, 2 клика )

Передача сигнала от клетки к клетки осуществляется в особых образованиях – синапсах . Такое название им дал в 1897 г. Чарлз Шеррингтон.

Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом . Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – синапсы , которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой ( слайд № 12)

Давайте проведкем эксперимент и ответим на вопрос: Действительно ли так быстро передается информация, которая двигается по длинным нервам?

Проведение эксперимента по определению скорости передачи нервного импульса в организме ( слайд №13)

Эксперимент: из класса удаляются 1 желающий из 2-х пар учеников( 2 парты друг за другом) за дверь (волонтер).

Среди 3 выбирается испытатель, задача которого щелкнуть волонтера по носу , а затем тихонько ущипнуть за голень( как можно ниже).

2 наблюдателя могут засекать время, как быстро почувствует раздражение волонтер.

Наблюдателей просят сделать вывод о скорости проведения импульса.

Вывод эксперимента: импульсы по телу распространяются с огромной скоростью. Время засечь невозможно.

Давайте убедимся в правильности нашего эксперимента и вывода. (слайд №14).

Нервная система – очень сложный коплекс. И как она работает и где находится – следующий наш этап.

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на 2 отдела ( слайд № 15).

Кто был очень внимателен и успел увидеть на какие 2 отдела делится?

Нервная система делится на центральную и переферическую. ( запись под рисунком)

Кто внимательно рассмотрел: что входит в цнс и пнс?

К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную ).( слайд № 16).

Почему один из отделов называется соматический?

III. Закрепление :(слайд №17- 22)

  1. Работа с терминами.

Например, нейрон – аксон,

нерв – нервное волокно,

синапс- аксон, пузырек,

ЦНС- головной мозг.

Подведение итогов : кто из вас заполнил таблицу? Какие новые знания вы

Д/ з. & 46 – читать, заполнить таблицу до конца Стр. 190, вопрос 4 и 6 ( по желанию) - письменно

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

3) поджелудочной железы

4) щитовидной железы

2. Гормоны — это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

3) внутренней секреции

4) слезных и потовых

3. Поджелудочная железа вырабатывает не только поджелудочный сок, но и гормоны, участвующие в обмене

3) углеводов ( сахаров)

4) минеральных веществ

4. Больным диабетом вводят в кровь

2) гормон щитовидной железы

4) половые гормоны

5. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности

Составитель: учитель биологии МАОУ Школа бизнеса и предпринимательства Хасанова Елена Михайловна.

Цели урока: формирование знаний о значении и строении нервной системы человека; формирование навыков работы с наглядным материалом; развитие образного мышления, умения оценивать собственные способности; воспитание лояльности к товарищам; трудолюбия и взаимоуважения.

Оборудование: плакат с изображением центральной нервной системы, листы с напечатанными вопросами и заданиями; карточки с вопросами и заданиями; схема действия безусловного рефлекса.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

1.Актуализация опорных знаний.

Здравствуйте, ребята! Сегодня основной нашей задачей будет сформировать представления о нервной системе и понять, какие функции она выполняет.

( Ученики высказывают свои предположения. В процессе урока учитель может комментировать высказывания, отмечать правильные и неправильные мнения учащихся.)

2. Проверка знаний учащихся.

1. Из скольких отделов состоит нервная система? Назовите их. ( Из двух отделов: центрального и периферического).

2. Как называется серое вещество в виде отдельных скоплений, расположенное в толще белого вещества головного мозга? ( Ядра. )

3. Как называются волокна, соединяющие центральную нервную систему с органами тела? ( Нервы .)

4. Как называются скопления тел нейронов вне центральной системы. ( Нервные узлы .)

5 .Какой отдел нервной системы управляет скелетными мышцами? ( Соматический. )

6. Как называются участки головного мозга, воспринимающие информацию от тех или иных органах чувств? ( Зоны. )

7. Какой отдел головного мозга обеспечивает согласованность движений, равновесие тела и координацию движений? ( Мозжечок .)

8. Какую часть нервной системы образует спинной и головной мозг? ( Центральную. )

9. Как располагается серое вещество в спинном мозге? ( В центре в форме бабочки .)

10. Какова масса головного мозга? ( 1300-1400 г .)

3. Викторина.

( На этом этапе урока учащиеся, предварительно поделенные на 3 команды, получают карточки с вопросом и заданием. По очереди представитель каждой команды дает ответ и выполняет задание. Полноту и правильность задания оценивает другая команда и ставит соответствующую оценку. Следует прокомментировать, почему именно поставлена такая оценка.)

Вопрос: Какие функции имеет центральная нервная система человека? ( Центральная нервная система обеспечивает приспособление организма к воздействию внешней среды – природной и социальной. Отвечает за психическую деятельность человека и его поведение. В физическом смысле нервная система обеспечивает слаженную работу органов и систем в организме. Кроме того, нервная система вместе с органами чувств отвечает за правильное восприятие внешнего мира, обработку и хранение информации и ее использование для удовлетворения потребностей человека.)

Задание: Покажите на схеме нервной системы ее отделы.

Вопрос. Опишите действие безусловного рефлекса. ( Безусловный рефлекс происходит в результате приведения в возбужденное состояние чувствительных нервных узлов, расположенных на задних корешках спинно-мозговых нервов. Вследствие возбуждения нервные импульсы поступают в спинной мозг, а оттуда один поток - к мышцам, другой –в головной мозг. безусловный рефлекс- врожденный. Примеры: болевой рефлекс, чихание, кашель, мигание .)

Задание: Поясните действие безусловного рефлекса, ориентируясь на схему.

Вопрос: Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы? Каким образом он работает ? ( Вегетативный отдел регулирует обмен веществ, работу внутренних органов, желез и гладкой мускулатуры. Центры вегетативной нервной системы посылают нервные импульсы в нервные узлы, нейроны узла регулируют функции различных органов. Вегетативный отдел действует независимо от воли человека.)

Задание: покажите на схеме, где располагается вегетативный отдел нервной системы.

Следующее задание представляет собой вопрос, на который уже дан вариант ответа. В этот ответ закралась ошибка, ваша задача - найти ее и обозначить.

(Ошибочное утверждение выделено курсивом.)

Вопрос: Каковы функции спинного мозга?

Ответ: Спинной мозг регулирует движение туловища и конечностей, работу почек., легких, органов пищеварения и других внутренних органов. В нем расположены центры врожденных безусловных рефлексов, следовательно, спинной мозг отвечает за деятельность. По нервным путям спинного мозга проходят нервные импульсы в головной мозг и обратно. Спинной мозг отвечает за восприятие человеком информации, он передает команды от головного мозга к мышцам, совершающим произвольные действия. Под контролем спинного мозга находится головной мозг.

Вопрос: Каковы функции головного мозга?

Ответ: Головной мозг отвечает за все сознательные действия человека, его память, речь, способность к труду и прочее, кора полушарий головного мозга контролирует работу всех органов. Кора и некоторые другие отделы головного мозга отвечают за анализ и синтез информацию. Также головной мозг регулирует рефлекторные функции.

Вопрос . Какие функции выполняют большие полушария головного мозга?

Ответ : Импульсы, идущие от коры левого полушария, иннервируют правую половину тела, и наоборот. Перекрест путей от коры больших полушарий осуществляется в продолговатом мозге. Большие полушария подразделяются на доли: лобную, теменную, височную и затылочную. В лобной доле находятся центры, отвечающие за вкусовые ощущения. Теменная доля ответственна за кожно-мышечную чувствительность, затылочная – за зрение, височная – за слух; внутренние слои – за обоняние.

Домашнее задание:

Нарисовать приблизительную схему деления больших полушарий головного мозга на зоны. Обозначить их функции.

Составить таблицу, в которой назвать все отделы головного мозга и описать их значение в нервной системе человека.


Тема урока: Центральная нервная система

Цели данного урока:

Образовательная - углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.

Развивающая - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Приложение 4.

Действие прямых и обратных связей

Сядьте на стул. Скрестите руки на груди и попробуйте встать со стула. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Это движение обычно происходит в два этапа. На первом этапе вы наклоняете туловище так, чтобы центр тяжести тела находился над точкой опоры, а после этого поднимаетесь на ноги.

Теперь сядьте снова на стул в той же позе и попробуйте встать, не наклоняя корпус вперед. Это не удастся, потому что по обратным связям в мозг пришла команда, что первая, вспомогательная часть рефлекторного действия не выполнена. Вспомогательная часть двигательного акта обычно не осознается.

Потоки обратной информации от всех органов непрерывно поступают в мозг и осознаются в виде бодрого самочувствия или недомогания, если человек устал или не совсем здоров.

Нарисуйте схему подразделения нервной системы на центральную и периферическую.

Из каких нейронов состоит рефлекторная дуга безусловного рефлекса?

Чем управляет соматический отдел нервной системы, а чем – вегетативный?

Какое значение имеют прямые и обратные связи?

Прижмитесь правой стороной тела к стене так, чтобы правые рука и нога, включая правую ступню, плотно прижимались к стене. Теперь попробуйте отвести влево левую ногу. Удается ли это? Объясните причину.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Образовательная - углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.

Развивающая - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Этапы урока:

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Изучение нового материала (25 мин.)

Физкультпауза (1 мин.)

Закрепление знаний (10 мин.)

Задание на дом (4 мин.)

І. Ориентировочно-мотивационный этап

Приветствуются учащиеся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Итак, приготовьтесь к уроку.

Посмотрите на доску.

тема сегодняшнего урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг. (Слайд №1)

- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

ІІ. Изучение нового материала

(Слайд №3)Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.

Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.

(Слайд №4)Как у всех позвоночных, нервная система человека состоит из центральной и периферической частей. К центральной части относится головной мозг и спинной мозг, к периферической – нервы и нервные узлы.

Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе?

Зафиксируйте в тетради схему. (Слайд №5)

Строение центральной нервной системы (Слайд №6)

Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов.

Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.

(Слайд №7)Головной мозг. Состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Головной мозг состоит:

из стволовой части

Мозжечок (Слайд №8)

Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы. Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.

Продолговатый мозг (Слайд №9)

Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.

Нейрон (Слайд №10)

Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе

Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты.

Болезни нервной системы (Слайд №11)

Арахноидит (Слайд №12)

Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки.

Заболевание развивается быстро с переходом в хроническую форму.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.