Почему в клетках нет нервов

Подробное решение параграф § 15 по биологии Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. 2016

Вопрос 1. Из чего состоят все живые организмы?

Все живые организмы состоят из клеток.

Вопрос 2. Почему живой организм называют химической машиной?

Живой организм называют химической машиной потому что в нем происходят множество биохимических реакций распада и синтеза веществ.

Вопрос 3. У каких животных впервые появляется нервная система?

Впервые нервная система появляется у гидры и других кишечнополостных.

Вопрос 4. Каковы функции нервной системы?

Нервная система выполняет следующие функции:

- Обеспечивает взаимосвязь между органами и системами путем быстрой и точной передачи информации и ее интеграции.

- Обеспечивает функционирование организма как единого целого и его взаимодействие с внешней средой.

- Осуществляет прием и анализ разнообразных сигналов внешней и внутренней среды и формирует ответные реакции.

- Осуществляет следующие психические функции: осознание сигналов окружающего мира и их запоминание, абстрактное мышление, речь.

Вопрос 5. Какие другие координирующие системы организма вы знаете?

К координирующим системам относят неравную и гуморальную.

Вопрос 6. Почему у одноклеточных животных нет нервной системы?

Одноклеточные животные очень маленьких размеров, поэтому животных функции восприятия выполняют особые участки мембраны клетки и у них нет нервной системы.

Вопрос 7. Что в организме выполняет роль проводов и изоляции?

Роль проводов в организме выполняют нервные клетки – нейроны, а изоляция – мелиеновая оболочка нейронов.

Вопрос 8. К чему может привести утрата миелиновых оболочек?

Разрушение милеиновой оболочки нейронов приводит к необратимому повреждению отростков нейронов и нарушению передачи нервных импульсов.

Вопрос 9. От чего зависят число дендритов и степень разветвлённости аксонов?

От сложности и разветвлённости дендритного дерева зависит то, сколько входных импульсов может получить нейрон. Количество входных импульсов, которые данный нейрон получает, зависит от его дендритного дерева: нейроны, которые не имеют дендритов, контактируют только с одним или несколькими нейронами, тогда как нейроны с большим количеством разветвлённых деревьев способны принимать информацию от множества других нейронов.

Вопрос 10. Зачем так много нейронов?

Для того, чтобы передавать множество информации о переменах во внутренней и внешней среде в организме человека более 100 млрд нейронов, и каждый связан со множеством других клеток – нервных, мышечных, железистых и др.

Вопрос 11. Участвуют ли химические вещества в передаче нервного импульса?

Регулируется процесс передачи нервного импульса с помощью синапса – непосредственной связи между нейронами или нейроном и клеткой. Еще существует, так называемое синаптическое пространство или щель. Когда поступает раздражительный импульс к нейрону, то в процессе реакции высвобождаются нейромедиаторы (молекулы химического состава). Нейромедиаторы проходят через синаптическое отверстие, в итоге попадая на рецепторы нейрона или клетки, которой нужно донести данные. Для проведения нервного импульса необходимы ионы кальция, так как без этого не происходит высвобождение нейромедиатора.

Вопрос 1. Почему в клетках нет нервов?

В клетках нет нервов, так сам нейрон является клеткой.

Вопрос 2. Каков биологический смысл использования электрических сигналов в организме?

Потенциал действия или нервный импульс, специфическая реакция, протекающая в виде возбуждающей волны и протекающей по всему нервному пути. Эта реакция является ответом на раздражитель. Главной задачей потенциала действия является передача данных от рецептора к нервной системе, а после этого она отдает направляет эту информацию к нужным мышцам, железам и тканям. После прохождения импульса поверхностная часть мембраны становится отрицательно заряженной, а вот внутренняя ее часть остается положительной. Таким образом, нервным импульсом называют последовательно передающиеся электрические изменения.

Вопрос 3. Каково строение нервной клетки?

Аксон – обычно длинный отросток, приспособленный для проведения возбуждения от тела нейрона. Дендриты – как правило, короткие и сильно разветвлённые отростки, служащие главным местом образования влияющих на нейрон возбуждающих и тормозных синапсов.

Вопрос 4. Почему дендриты в отличие от аксонов – сильноветвистые?

Дендриты воспринимаю сигналы от других нейронов, рецепторов клеток или непосредственно от внешних раздражителей и чем сильней они ветвятся, тем больше будет принято или отдано сигналов.

Вопрос 5. Отростки нервных клеток иногда покрыты миелиновой оболочкой. Каковы её функции?

Миелиновая оболочка покрывает большинство нервных волокон. Она обеспечивает целенаправленное прохождение нервного импульса на большие расстояния благодаря тому, что является электроизолирующей.

Вопрос 6. Как нервный импульс передаётся от одного нейрона к другому?

Все взаимодействия между нервными клетками осуществляются благодаря двум механизмам: 1) влияниям электрических полей нервных клеток и 2) влияниям нервных импульсов.

Первые распространяются на очень небольшие территории мозга Электрический заряд нервной клетки создает вокруг нее электрическое поле, колебания которого вызывают изменения электрических полей лежащих рядом нейронов, что приводит к изменениям их возбудимости, лабильности и проводимости. Электрическое поле нейрона имеет сравнительно небольшую протяженность – около 100 мк, оно быстро затухает по мере удаления от клетки и может оказывать воздействие лишь на соседние нейроны.

Второй механизм обеспечивает не только ближайшие взаимодействия, но и передачу нервных влияний на большие расстояния. Именно с помощью нервных импульсов происходит объединение отдаленных и изолированных участков мозга в общую, синхронно работающую систему, что необходимо для протекания сложных форм деятельности организма. Нервный импульс, следовательно, является основным средством связи между нейронами. Высокая скорость распространения импульсов и локальное их воздействие на избранную точку мозга способствуют быстрой и точной передаче информации в нервной системе. В межнейронных взаимодействиях используется частотный код, т. е. изменения функционального состояния и характера ответных реакций одной нервной клетки кодируются изменением частоты импульсов (потенциалов действия), которые она посылает к другой нервной клетке. Общее количество импульсов, отправляемых нервной клеткой в единицу времени, или ее суммарная импульсная активность, – важный физиологический показатель деятельности нейрона.

Вопрос 7. От быстроты реакции часто зависит наша жизнь. Как вы думаете, что является главным ограничением скорости реакции: движение сигнала по нейрону или передача через синапс?

Скорость протекания реакций, лежащих в основе возбуждения клетки нейрона также определяется уровнем потенциалов.

Вопрос 8. Придумайте примеры ситуаций, регулируемых процессами возбуждения и торможения.

Возбуждение – это ответная реакция на раздражение, представляет собой биологический процесс, приводящий к изменениям обмена веществ и электрического потенциала клеточной мембраны и появлению биопотенциала. К этому процессу относят одергивание руки при ожоге, уколе булавкой.

Торможение – это противоположный процесс, выражающийся в уменьшении или полном отсутствии реакции на раздражение. Примером может служить угасание рефлексов.

Он поддерживает сердцебиение и заставляет потеть. Он помогает говорить и вызывает рвоту. Это блуждающий нерв, и это информационная магистраль, которая соединяет мозг с органами по всему телу.

Все о блуждающем нерве

На латыни блуждающий нерв — Nervus Vagus. Vagus в переводе с латыни означает "странствие". И этот нерв определенно знает, как "бродить". Он простирается от мозга до самого торса.

Попутно он касается ключевых органов, таких как сердце и желудок. Это дает блуждающему нерву контроль над огромным спектром функций организма.

Блуждающий нерв, также называемый "10 черепным нервом" - это самый длинный, разветвленный и сложный из всех черепных нервов (а еще, пожалуй, меньше всего изученный).

Большинство черепных нервов — 12 крупных нервов, которые покидают основание мозга, — достигают лишь нескольких частей тела. Они могут контролировать зрение, слух или ощущение одного пальца на щеке. Но блуждающий нерв играет десятки ролей. И большинство из них — это функции, о которых вы никогда не задумывались, от ощущения внутри уха до мышц, которые помогают человеку говорить.

Блуждающий нерв начинается в продолговатом мозге. Это самая нижняя часть мозга и располагается чуть выше, где мозг соединяется со спинным мозгом. Это на самом деле два больших нерва — длинные волокна, состоящие из множества более мелких клеток, которые посылают информацию по всему телу. Один на правой стороне продолговатого мозга, другой на левой. То есть, по сути блуждающих нерва два.

"Создается впечатление, что каждый год какой-то исследователь находит новый орган или систему тела, с которыми взаимодействует этот нерв", — пишет Тиффани Филд, доктор медицины и руководитель Института исследования тактильности при Университете школы медицины города Майами.

Также Филд указывает на то, что ответвления блуждающего нерва соединяют его, в том числе, и с лицевыми мышцами, а также с голосовыми связками.

"Нам известно, что у людей, страдающих от депрессии, снижается активность блуждающего нерва, и это связывают со сглаживанием интонаций в речи и менее активной мимикой", — объясняет она. Еще одна ветвь блуждающего нерва проникает в пищеварительный тракт, где пониженная активность блуждающего нерва связывают с замедлением подвижности желудочно-кишечного тракта, что мешает правильному пищеварению и вызывает некоторые болезни, добавляет Филд.

Из продолговатого мозга блуждающий нерв движется вверх, вниз и вокруг тела. Например, он достигает внутренней части уха. Далее нерв помогает контролировать мышцы гортани. Это часть горла, содержащая голосовые связки. От задней части горла до самого конца толстой кишки части нерва мягко обвивают каждый из этих органов. Он также касается мочевого пузыря и сердца.

Благодаря такому длинному пути, нерв выполняет большое количество функций в организме, в том числе:

  • Отвечает за иннервацию слизистой глотки и гортани, наружного слухового канала, черепной ямки.
  • Иннервирует легкие, кишечник, пищевод, желудок и сердце.
  • Отвечает за движение нёба, глотки, гортани и пищевода.
  • Оказывает влияние на выработку желудочного сока и секрецию поджелудочной железы.

Роль этого нерва разнообразна:

  • в ухе он обрабатывает чувство осязания, давая понять кому-то, есть ли что-то внутри его уха,
  • в горле блуждающий нерв контролирует мышцы голосовых связок (это позволяет людям говорить),
  • он также контролирует движения задней части горла и отвечает за рвотный рефлекс, он может вызвать рвоту (чаще всего этот рефлекс просто помогает предотвратить попадание предметов в горло).


Далее вниз блуждающий нерв обволакивает пищеварительный тракт, включая:

  • пищевод,
  • желудок,
  • толстую и тонкую кишку.

Он контролирует перистальтику - волнообразное сокращение мышц, которые перемещают пищу через кишечник.

В большинстве случаев было бы легко игнорировать блуждающий нерв. Это большая часть того, что называется парасимпатической нервной системой. Информация от тела может не только изменить то, как мозг контролирует блуждающие нервы, но также может повлиять на сам мозг. Эти обмены информацией включают в себя сигналы из кишечника.

Бактерии в кишечнике могут производить химические сигналы. Они могут воздействовать на блуждающий нерв, передавая сигналы обратно в мозг. Это может быть одним из способов влияния бактерий в кишечнике на настроение. Было показано, что прямое стимулирование блуждающего нерва может быть полезно для лечения некоторых случаев тяжелой депрессии.

Нарушение функционирования блуждающего нерва может развиваться при наличии следующих причин и факторов:

  • травмы, при которых был задет участок блуждающего нерва (возможно нарушение прохождения сигналов от мозга к органу);
  • хирургическое вмешательство в результате проведения, которого, был задет или ущемлен вагус;
  • повышенный показатель сахара в крови нарушает состояние и проходимость сосудов (в результате ухудшается кровоснабжение и деятельность нервных клеток);
  • наличие инфекции в дыхательных путях (воспалительный процесс в данной системе может вызвать начало воспаление и в нервных тканях);
  • патологии хронического характера (ВИЧ, туберкулез, бронхит хронический). В результате длительности протекания заболевания в организме накапливаются токсины, которые отравляют организм и вызывают развитие воспалительных процессов в тканях, а также и в нервных клетках;
  • частое злоупотребление спиртосодержащими напитками (алкогольные токсины в первую очередь оказывают губительное влияние на клетки нервной системы);
  • заболевания инфекционного характера в головном мозге (менингит, энцефалит). Патологии нарушают передачу сигналов, а также сильно отравляют головной мозг токсинами;
  • аутоиммунные патологии (болезнь Паркинсона, эпилепсия, рассеянный склероз). При данных заболеваниях происходит сбой в работе основных систем организма (иммунной, нервной);
  • отравление металлами и химикатами (провоцируют проводимости импульсов по нервным клеткам, а также вызывают сильнейшее отравление);
  • наличие обширных гематом в области прохождения нерва (сгустки крови нарушают кровоснабжение в данном участке и могут вызвать развитие процесса воспаления);
  • опухолевые процессы в головном мозге доброкачественной или злокачественной природы;
  • регулярное повышение показателя внутричерепного давления;
  • сильные эмоциональные переживания, длительные стрессы;
  • нарушение гормонального баланса в подростковом периоде, во время вынашивания ребенка или в период климакса.

Чтобы определить причины невралгии, надо понимать, какой отдел был поражен и может проявляться следующими признаками:

Место локализации воспаления Симптоматика патологии
Голова Внезапное и беспричинное появление сильных головных болей и головокружения
Чувство дискомфорта в ушной зоне
Снижение качества слуха
Шея Расстройство глотательного рефлекса, ощущение застрявшей пищи в горле
Нарушение речи, возможна осиплость голоса
Ухудшение процесса дыхания
Грудь Боли в грудной области и дискомфорт
Нарушение ритмичности дыхания и кашлевого рефлекса
Неритмичные сокращения главной сердечной мышцы
Брюшина Дискомфорт и неприятные ощущения в брюшной области
Внезапные рвотные позывы или появление икоты
Отсутствие каловых масс или диарея

Неврастения - это раздражение некоторых клеток вагуса из-за пережима в результате травмы или опухоли любого из его участков

  • боль в горле в процессе приема пищи (при отсутствии признаков воспаления слизистой гортани);
  • усиленный рефлекторный кашель;
  • сильная слабость сменяемая предобморочным состоянием;
  • увеличение образования секрета в желудке и поджелудочной железе;
  • ускорение продвижения пищи по пищеварительному тракту (вследствие этого пища не успевает полностью перевариться, и организму не хватает необходимых питательных веществ);
  • нарушение ритмичности сердечных сокращений и процесса дыхания;
  • из-за расширения кровеносных сосудов происходит понижение давления.

В результате снятия напряжения деятельность органов стабилизируется.

Блуждающий нерв восстанавливает прохождение импульсов после прохождения комплексной терапии лечащим врачом по устранению первопричины.

Виды и названия препаратов используемых в терапии:

Фото: chronosclinica. com.br

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.


Студент медицинского вуза, Станислав Витковский, попытался доходчиво объяснить, отчего на самом деле погибают нервные клетки и почему утверждение о том, что они не восстанавливаются, — миф.

Следует отметить тот факт, что нервные клетки гибнут постоянно: каждый день мы теряем некоторое количество нейронов, и это биологически запрограммированный процесс. Каждый нейрон состоит из аксона и большого количества дендритов, при помощи которых он связывается с другими нейронами и образует сеть.

Количество связей — показатель активности: если у какого-то нейрона их нет, значит, он не участвует в процессе обработки информации и передачи сигналов, а следовательно, просто так расходует энергию. От таких нейронов можно избавляться.

В головном мозге есть определенные зоны (субвентрикулярная зона и субгранулярная зона), в которых проходит процесс образования новых клеток — нейрогенез. Часть из них умирает, оставшиеся же образуют новые синаптические связи и включаются в общий процесс.

Сейчас этот вопрос активно изучается, чтобы можно было стимулировать нейрогенез извне, что помогло бы в лечении нейродегенеративных заболеваний.

Само понятие стресса очень расплывчатое. Для организма в принципе любое воздействие — это стресс, потому что любая информация, воспринимаемая нами, закономерно приводит к возбуждению определенных нейронов и, соответственно, к выработке нейромедиаторов, гормонов и так далее.

Гормоном стресса закономерно считается кортизол, также при стрессе повышается и уровень норадреналина и адреналина, в головном мозге увеличивается количество глутамата (активирующего медиатора) и снижается уровень ГАМК (тормозного медиатора, отвечающего в том числе и за способность головного мозга восстанавливаться до состояния покоя).

Повышение глутамата — закономерная реакция на стресс. Оно приводит нервную систему в состояние гипервозбуждения, чтобы можно было реагировать на стрессовую ситуацию как можно быстрее. Но при хроническом стрессе повышенное содержание глутамата приносит по большей части негативные последствия.

Постоянно повышенная возбужденность, снижение количества ГАМК приводит к перевозбуждению нейронов. Непосредственно от этого они не погибнут, они просто выключатся из работы и снизят свою активность.

Но хронический стресс в долгосрочной перспективе может нарушить не только механизм передачи сигнала между нейронами и биохимию нейромедиаторов, но и метаболические процессы организма. И как раз из-за этих нарушений нейроны и могут погибнуть.

При стрессе в организме нарушается обмен глюкозы, кислородный обмен, липидный обмен, повышается артериальное давление.

В конечном итоге можно сказать, что нейроны при хроническом стрессе могут погибнуть вследствие возникающего недостатка питательных веществ и витаминов, а также из-за кислородного голодания, вызванного нарушением кровоснабжения тканей головного мозга и интоксикацией различными продуктами жизнедеятельности.

Например, при стрессе повышается уровень кетоновых тел, которые, в свою очередь, весьма токсичны для организма.

Все это справедливо для действительно сильного стресса, который сохраняется на протяжении длительного времени в случае, если сам человек не пытается себе помочь.



Как погибают нервные клетки? Во всем ли виноват только стресс? Могут ли закончиться нервные клетки, и можно ли их восстановить без потерь? Об этом и многом другом мы расскажем в этой статье.

Основными клетками нервной системы считаются нейроны. Они являются проводниками информации в головной мозг — обрабатывают данные и решают, как тебе реагировать на различные ситуации. Живут они столько же, сколько и человек. Они не склонны к суициду и просто так не исчезнут. Даже если ты нервничаешь по каждому поводу.

Реклама, которая пропагандирует успокаивающие средства, говорит, что во время стресса нервные клетки погибают. Что же на самом деле? Конечно, стресс — неприятный процесс. Но клетки делают свою работу и находятся в трезвом уме и добром здравии. Тогда как организм замечает на себе негативные последствия: снижение иммунитета, усталость, сонливость, полное отсутствие или же, напротив, повышенный аппетит и другие проблемы.

Возвращаясь к мифу, что после каждого стресса часть клеток умирает, стоит уверить тебя, что они живы и всегда будут с тобой.


При каких условиях умирают нервные клетки

Для этого должны быть серьезные основания, например, повреждения головного мозга, которые ведут к поражению нервной системы. Такой исход возможен при инсульте, болезнях Паркинсона и Альцгеймера, при старении нейроны также начинают медленно отмирать.


Если поражено немного клеток, то функции, за которые отвечали погибшие клетки, переходят на другие. Так мозг компенсирует потери. И это не является восстановлением клеток, они уже не вернутся. Стоит напомнить, что потерять их невозможно при стрессе, причинами выступают серьезные заболевания.


Как утверждает фармосистема, употребление успокоительных препаратов при стрессах сохраняет твои нервные клетки. Что же происходит на самом деле? Они лишь смягчают негативную реакцию организма. Ты относишься спокойнее ко всему и не начинаешь войну с неизвестным противником. Ведь стрессовые ситуации наносят урон твоему здоровью. Стоит держать себя в руках, чтобы искать пути решения, а не орудия борьбы. Поэтому no stress and keep calm!


А в этой статье мы писали, как бороться с эмоциональным выгоранием.

Мы поговорили об этом с главой подразделения конфокальной микроскопии Института им. Вейцмана (Израиль), профессором Эдуардом Коркотяном.


1. Даже младенцы теряют нервные клетки.

Сколько нейронов (нервных клеток) в мозге человека? У нас их около 85 миллиардов. Для сравнения, у медузы - всего 800, у таракана - миллион, а у осьминога - 300 млн.

Многие считают, что нервные клетки гибнут лишь в пожилые годы, но большая их часть теряется нами еще в детстве, когда в голове ребенка происходит процесс естественного отбора.

Как в джунглях, среди нейронов выживают наиболее эффективные и приспособленные.


Если нервная клетка простаивает без работы, у нее включается механизм самоликвидации.

Проиграв в честной борьбе, слабые команды выбывают, освобождая место победителям. Это ни плохо, ни хорошо, это нормально. Таков суровый, но необходимый процесс естественного отбора в мозге - нейродарвинизм.

2. Нейронов – миллиарды.

Бытует мнение, что каждая нервная клетка - это простейший элемент памяти, как один бит информации в памяти компьютера. Несложные подсчеты показывают, что в этом случае кора нашего мозга вмещала бы всего 1-2 гигабита или не более 250 мегабайт памяти, что никак не соответствуют тому объему слов, знаний, понятий, образов и прочей информации, которой мы владеем. Конечно, нейронов огромное количество, но их, безусловно, не хватит, чтобы вместить все это. Каждый нейрон является интегратором и носителем, множества элементов памяти - синапсов.

3. Гениальность не зависит от размера мозга

Мозг человека весит примерно 1200 - 1400 грамм. Мозг Эйнштейна , к примеру, 1 230 г, не самый большой. Мозг слона почти в четыре раза больше, самый крупный мозг у кашалота - 6800 граммов. Дело здесь не в массе.


В чем разница между мозгом гения и обычного человека? По обложке книги или по числу страниц никогда не скажешь, вышла она из-под пера мастера или графомана. Кстати, и среди преступников попадаются весьма умные люди. Для оценки нужны совершено другие единицы измерения, которых пока не существует. Но в целом мощность мозга зависит от числа синаптических контактов (мозг состоит отнюдь не из одних нейронов, в нем заключено огромное множество вспомогательных клеток. Его пересекают большие и малые кровеносные сосуды, а в центре мозга скрыты четыре так называемых мозговых желудочка, заполненных цереброспинальной жидкостью. ).

Главную интеллектуальную мощь мозга составляют нейроны его коры. Особенно важна плотность синаптических контактов между нейронами, а никак не физический вес. Ведь не станем же мы по весу в килограммах определять быстроту компьютера.

По этому показателю мозг животных, даже высших приматов, существенно меньше человеческого. Мы проигрываем животным в скорости бега, в силе и выносливости, в способности лазить по деревьям.… Собственно, во всем, кроме ума.


Мышление, сознание - это то, что отличает человека от животных. Тогда возникает вопрос: почему бы человеку не обзавестись еще более вместительным мозгом?

Ограничивающим фактором является сама анатомия человека. Размер нашего мозга, в конце концов, определяется размером родовых путей женщины, которая не сможет родить ребенка со слишком большой головой. В каком-то смысле мы - пленники собственного строения. И в этом смысле человек не может стать существенно умнее, если только в один прекрасный день не изменит себя сам.

4. Многие болезни можно будет лечить, внедряя в нервные клетки новые гены.

Генетика - невероятно успешная наука. Мы научились не только исследовать гены, но и создаем новые, перепрограммируем их. Пока это лишь эксперименты на животных, и идут они более чем успешно. Близится время, когда многие болезни можно будет вылечить, внедряя в клетки новые или модифицированные гены. Не проводятся ли опыты над человеком? Тайные лаборатории существуют только в фантастических фильмах. Такие научные манипуляции осуществимы только в крупных научных центрах и требуют больших усилий. Беспокойство о несанкционированном взломе человеческого генома на сегодняшний день лишено оснований.


5. Человек использует лишь толику возможностей своего мозга? Это миф.

Многие почему-то считают, что человек использует лишь небольшую часть возможностей своего мозга (скажем, 10, 20 и так далее процентов). Трудно сказать, откуда взялся этот странный миф. Верить в него не стоит. Эксперименты показывают, что нервные клетки, не задействованные в работе мозга, погибают.

6. Нервные клетки восстанавливаются.

Несколько лет назад в 83-летнем возрасте скончался очень известный пациент, американец Генри Моллисон. Еще в молодости врачи, чтобы сохранить ему жизнь, полностью удалили из мозга гиппокамп (от греческого - морской конек), являвшийся источником эпилепсии. Результат оказался тяжелым и неожиданным. Больной потерял способность что-либо запоминать. Он остался совершенно нормальным человеком, мог поддерживать беседу. Но стоило вам выйти за дверь всего на несколько минут, и он воспринимал вас как совершенно незнакомого человека. Каждое утро на протяжении десятков лет Моллисону приходилось заново познавать мир в той его части, каким мир стал после операции (все, что предшествовало операции, больной помнил). Так, волею случая, было установлено, что гиппокамп отвечает за формирование новой памяти. В гиппокампе восстановление нервных клеток (нейрогенез) происходит сравнительно интенсивно. Но значение нейрогенеза не следует переоценивать, его вклад все же невелик.


7. Как одна часть мозга спасает другую

Ишемический инсульт мозга - тяжелая болезнь. Она связана с закупоркой кровеносных сосудов, подводящих кровь. Мозговая ткань чрезвычайно чувствительна к кислородному голоданию и быстро отмирает вокруг закупорившегося сосуда. Если зона поражения не находится в одном из жизненно важных центров, человек выживает, но при этом может частично утратить подвижность или речь. Тем не менее, через продолжительное время (иногда - месяцы, годы) утраченная функция частично восстанавливается. Если нейронов не становится больше, то за счет чего это происходит? Известно, что кора головного мозга имеет симметричное строение. Все ее структуры поделены на две половины, левую и правую, но поражена лишь одна из них. Со временем можно заметить медленное прорастание отростков нейронов из сохранившейся структуры в пострадавшую. Отростки удивительным образом находят правильный путь и частично компенсируют возникший недостаток. Точные механизмы этого процесса остаются неизвестными. Если мы научимся управлять процессом восстановления, регулировать его, это не только поможет при лечении инсультов, но и раскроет одну из самых больших тайн мозга.

8. Когда-то левое полушарие победило правое

У животных нет центров речи, поэтому и явной асимметрии полушарий у них не выявлено.


9. У правого полушария словарный запас ребенка, зато фантазия круче


Важнейшая функция правого полушария - восприятие зрительных образов.

Представим себе картину, висящую на стене. А теперь мысленно расчертим ее на квадратики и начнем постепенно закрашивать их случайным образом. Детали рисунка начнут пропадать, но пройдет довольно много времени, прежде чем мы перестанем понимать, что же именно изображено на картине.

Наше сознание обладает удивительной способностью воссоздавать картину по отдельным фрагментам.

Кроме того, мы наблюдаем динамичный, подвижный мир, почти как в кино. Фильм не рисуется нам в виде отдельных сменяющихся кадров, а воспринимается в постоянном движении.

Еще одной удивительной способностью, которой мы наделены, является умение видеть мир объемным, трехмерным. Совершенно плоская картина отнюдь не кажется плоской.

Одной только силой воображения правое полушарие нашего мозга наделяет картину глубиной.

До 18-20 лет мозг активно и неразборчиво поглощает любую информацию. Успешно дожив до этих лет, которые в прошлом считались солидным возрастом, мозг постепенно меняет стратегию с запоминания на сохранение того, что усвоено, дабы не подвергать накопленные знания опасности случайного стирания. Процесс этот происходит медленно и планомерно на протяжении всей жизни каждого из нас. Мозг становится все более консервативным. Поэтому с годами ему все труднее осваивать новое, зато усвоенные знания надежно закрепляются.


Этот процесс не является болезнью, с ним трудно и даже практически невозможно бороться. И это лишний аргумент в пользу того, как важно учиться в молодые годы, когда учеба дается легко. Но и для людей постарше имеются хорошие вести. Далеко не все свойства мозга с годами ослабевают. Словарный запас, количество абстрактных образов, способность рационально и здраво мыслить не утрачиваются и даже продолжают расти.

Там, где молодой неопытный разум запутается, перебирая различные варианты, мозг постарше быстрее найдет эффективное решение благодаря лучшей стратегии мышления. Кстати, чем образованнее человек, чем больше он тренирует свой мозг, тем меньше вероятность заболеваний мозга.

11. Мозгу нельзя сделать больно

Мозг лишен каких-либо чувствительных нервных окончаний, поэтому ему не бывает ни жарко, ни холодно, ни щекотно, ни больно. Это и понятно, если учесть, что он лучше любого другого органа защищен от воздействий внешней среды: добраться до него непросто. Мозг ежесекундно получает точную и разнообразную информацию о состоянии самых удаленных уголков своего тела, знает о любых потребностях, и наделен правом удовлетворить их или отложить на потом. Но себя мозг никак не ощущает: когда у нас болит голова - это лишь сигнал от болевых рецепторов мозговых оболочек.

12. Полезная пища для мозга

Как и все органы тела, мозг нуждается в источниках энергии и в строительных материалах. Иногда говорят, что мозг питается исключительно глюкозой. Действительно около 20% всей глюкозы потребляется именно мозгом, но он, как и любой другой орган, нуждается во всем комплексе питательных веществ. Целые белки никогда не проникают в мозг, перед этим они расщепляются на отдельные аминокислоты. То же касается и сложных липидов, которые перевариваются до жирных кислот, таких как омега-3 или омега-6. Некоторые витамины, например С, проникают в мозг самостоятельно, а такие как В6 или В12 переносятся проводниками.

Следует быть осторожными, употребляя продукты, богатые цинком, например, такие как устрицы, арахис, арбузные семечки. Существует гипотеза о том, что цинк накапливается в мозге и со временем может привести к развитию болезни Альцгеймера.


Многие питательные вещества, особенно важные для мозга, такие как: витамины D3, В12, креатин, карнозин, омега-3 содержатся только в мясе, рыбе и яйцах. Поэтому модное ныне вегетарианство трудно назвать полезным для клеток мозга.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.