Подросток в 17 лет нервная система

Неврозы – это чаще всего неглубокие расстройства психики, которые возникают из-за воздействия на личность разного рода психологических травм. На сегодняшний день с неврозами столкнулось примерно 3-20% населения планеты. Чаще всего от неврозов в подростковом возрасте страдают девочки – примерно в трети случаев.

Из-за невроза происходит расстройство системы отношений, которое больше всего сказывается на отношении к себе. Подросток может иметь или слишком заниженную самооценку или же противоречивую. Также большую роль в развитии проблемы играют конфликты личностного характера.

В случае с подростками крайне отрицательно на психологическом здоровье сказываются конфликты в семье. У одних детей начинает развиваться невроз, другие страдают нарушениями в поведении и влечениях.


Из-за чего происходит развитие заболевания

Есть всего две причины, которые могут спровоцировать развитие невроза у подростков. К ним относят непосредственно причины психологического характера, а также физиологического – тип нервной системы.

К особенностям нервной системы, из-за которых развивается невроз у подростков, можно отнести следующие пункты:

  • Подросток слишком чувствителен или эмоционален. Такие дети очень активно реагируют на самые разные события.
  • Они не могут отстоять свои интересы и чувствуют себя беззащитными.
  • Страдают постоянной тревожностью. Имеют некоторые страхи и склонность к беспокойству.
  • Обладают сильной впечатлительностью – могут на долгое время запоминать какие-то обиды или же неприятные ситуации.
  • Наблюдается интроверсия – ребенок держит все свои переживания, эмоциональные ощущения, противоречия в себе.
  • Имеют слишком высокую потребность в быстром самоутверждении.


Неврозы у подростков возникают из-за слабой нервной системы и слишком высокой психоэмоциональной нагрузки. Причины психологического характера чаще всего проявляют себя во время кризиса в возрасте. В случае с подростками это возраст от 12 до 16 лет. В этом случае, кроме возможных, полученных ранее психологических травм, начинают давать о себе знать постоянные перепады настроения, гормональная перестройка, слишком частые депрессии по пустякам.


Симптомы невроза в пубертатном возрасте

К основным признакам невроза можно отнести следующие моменты в поведении:

  • Постоянная раздражительность и резкие перепады настроения.
  • Подростки становятся очень уязвимыми, ранимыми, чувствительными. Если ребенок будет скрывать все это, как дополнение, появится более серьезный симптом – интроверсия.
  • Симптомами невроза у подростков в большинстве случаев является сильно угнетенное настроение и частые депрессии.
  • Возникают разнообразные фобии или страхи.
  • У подростка, больного неврозом, частыми будут истерики, которые могут проявляться самыми разными способами.

Виды невротического расстройства

По симптомам неврозы у детей и подростков бывают нескольких видов. Правильно определив форму этого заболевания, можно назначить подходящее лечение. Поэтому в случае невротического расстройства необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Неврастения

Заболевание проявляется очень сильной и быстрой утомляемостью. Подросток постоянно чувствует себя уставшим, снижается работоспособность, он очень раздражен, не может получить удовольствие от ранее любимого занятия, чувствует внутреннее напряжение, страдает головными болями, частым головокружением, со временем появляются проблемы со сном. При наличии неврастении в несколько раз усиливается умственное напряжение, ребенок не может сконцентрировать на чем-то определенном свое внимание, постоянно возникают ассоциации или воспоминания, которые отвлекают.


Есть и другой тип проявления неврастении. Она проявляется в виде сильной физической слабости. При любой нагрузке возникает истощение, появляются боли в мышцах и подросток не может полноценно расслабиться. Основой данного вида невроза принято считать конфликт психологического характера. Возникает противоречие между тем, что может сделать на самом деле ребенок, и слишком высокими требованиями к самому себе.

Невроз навязчивых состояний

Заболевание характеризуется постоянным навязчивым состоянием. У подростка внезапно возникают самые разные мысли, воспоминания, сомнения, страхи, представления, которые совершенно не связаны с событиями и мыслями, присутствующими в данный момент. В связи с этим ребенок воспринимает их как эмоционально неприятные, но при этом подсознание выдает их за собственные. При этом больной начинает активно бороться с ними. Иногда подросток придумывает целые ритуалы, которые, по его мнению, помогают защититься от как бы неудач или неприятностей.

Главным психологическим фактором в данной ситуации можно назвать, с одной стороны, противоречия между потребностями ребенка внутреннего характера, а с другой стороны, конфликты между нравственными принципами.


Невроз истерического типа

Истерический невроз может иметь самые разные признаки, которые будут отличаться между собой в зависимости от ситуации.

  • К психическим симптомам относят: страхи, потерю воспоминаний, проявления ипохондрического характера.
  • Моторные: нарушения в движении и походке, мутизм, паралич, парез, припадки судорог, гиперкинез.
  • Сенсорные: глухота, слепота, гиперестезия или гипостезия.
  • Вегетативно-соматические: нарушения в работе сердечной и дыхательной системы, расстройства сексуального характера, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Депрессивный невроз

В этом случае подросток хочет и делает все возможное, чтобы уединиться. При этом постоянно присутствует депрессия, подавленное настроение. В таком состоянии подросток способен на необдуманные действия.

Невроз ипохондрического характера

Возникает из-за сильного страха у подростка заболеть какой-либо болезнью. Лечить невроз в подростковом возрасте обязательно нужно комплексно. Также важно учитывать разные факторы: психологическое состояние, физиологические признаки заболевания.


Лечение неврозов у подростков

Лечить заболевание необходимо с помощью следующих специалистов:

  1. Невролог. Он поможет вылечить именно нарушения неврологического характера. Если будет необходимость, назначит специальные успокаивающие препараты, проведет нужную диагностику.
  2. Детский и семейный психолог. Поможет восстановить психологическое здоровье подростка и благоприятный климат в семье, выберет максимально подходящую в каждом индивидуальном случае модель воспитания ребенка.
  3. Психотерапевт для психотерапии неврозов у подростков. Этот доктор лечит навязчивые состояния, может провести при необходимости несколько сеансов гипноза. В лечении подросткового невроза именно психотерапевт играет самую важную роль.
  4. Иные специалисты узкого профиля. Возможно, понадобится проконсультироваться у психиатра или эндокринолога. Лечить невроз можно с помощью иглотерапевта, массажиста, рефлексотерапевта.

Если подойти к лечению подросткового невроза комплексно, то можно полностью избавиться от всех присутствующих симптомов. Но стоит всегда помнить, что уязвимость нервной системы – это свойство, которое будет преследовать ребенка на протяжении всей его жизни. Психотерапия неврозов у детей и подростков позволяет эффективно избавиться от этого недуга.


Профилактика невроза

Огромную роль играют профилактические меры по отношению к неврозам в юном возрасте. Чтобы симптомы и лечение невроза у подростка не стали частью его жизни, необходимо предотвратить появление этого недуга. Важную роль в этой ситуации должны выполнять родители. Чтобы сделать максимально крепким психическое здоровье вашего ребенка, необходимо всегда стараться соблюдать следующие, очень простые рекомендации.

  1. У подростка должен быть максимально четко сформированный режим дня. Благодаря этому получится стабилизировать работу неуравновешенной нервной системы.
  2. Стоит внимательно следить за нагрузкой на ребенка. Если вы только заметили первые симптомы неврологического расстройства, стоит немедленно обратиться за консультацией к неврологу. Он поможет подобрать специальный поддерживающий курс лечения. Также стоит обсудить вопрос с педагогами, чтобы немного уменьшить ежедневную нагрузку на подростка.
  3. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок занимался посильным видом спорта или выполнял простые упражнения. Это позволит быстро снять напряжение психологического характера.
  4. Если в вашей семье есть психологические проблемы, то не стоит откладывать визит к семейному психологу.
  5. Если есть возможность, пускай ребенок посещает детского психолога. Также подберите несколько вариантов борьбы со стрессом. Это может быть сказко-, арт- или игротерапия.
  6. Желательно пользоваться в домашних условиях подручными средствами релаксации. С подростками можно заниматься йогой. Это позволит расслабиться и снять нервное напряжение.

Как в своей книге утверждает Александр Захаров, неврозы у детей и подростков гораздо проще предупредить, чем потом вылечить. Конечно, шансы на полное выздоровление есть, особенно если вовремя обратиться к специалистам за помощью.

Изменения в организме подростка. Акселерация

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.


Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный "скачок роста", т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них часовой рабочий день слишком большая нагрузка.


По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин "акселерация", обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — "шагнул" из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет "подросли" по сравнению со сверстниками годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. "Ножницы" между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

С акселерацией связывают и определенный "конфликт поколений", когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако "интеллектуализм" современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и "идеально" подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не "дотянула" до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И "легкость", с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Статья предоставлена сайтом для детей и родителей "Здоровый образ жизни"

Невроз у подростков является поверхностным психическим расстройством, вызванным нарушением нервной системы. Такая патология проявляется следующими расстройствами: депрессиями, тревожностью, страхами, перепадами настроения. При благоприятных условиях заболевание полностью излечивается.

Причины и особенности подростковых неврозов

Неврозы у подростков (12-16 лет) формируются под действием различных факторов. Иногда болезнь развивается уже на 2-3 год и проявляется нарушением поведения (агрессией, капризами, упрямством, гиперактивностью).

Навязчивое состояние вызывают гормональные перестройки, которые происходят в организме в переходном возрасте. Сопровождается болезнь переменами настроения и частыми депрессиями.

Развитие расстройств психоневрологического характера провоцируют такие факторы:

  • Генетические.
    Особенности характера (постоянная раздражительность, истерические проявления).
  • Церебрально-органические.
    Незначительные мозговые нарушения, которые вызываются тяжело протекающей беременностью и сложными родами.
  • Психосоциальные.
    Напряженное отношение в семье, алкоголизм матери и отца и др.
  • Неравномерное распределение нагрузки.
    Многие родители водят детей на дополнительные занятия, которые оказывают на организм подростка сильную нагрузку.

Симптомы невроза у подростков

Признаки неврозоподобного состояния в подростковом возрасте:

  • мнительность;
  • боязнь, страх, неуверенность;
  • раздражение на фоне усталости;
  • нарушение сна;
  • патологическая неуверенность, нерешительность;
  • заниженная самооценка;
  • плаксивость;
  • излишняя обидчивость;
  • снижение концентрации внимания.

Параллельно возникают физические недомогания:

  • головокружение;
  • боль в животе;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • понос или запор;
  • потеря аппетита;
  • нарушение стула.


Подростки с психоневрологическими расстройствами нередко начинают задумываться о смерти, боясь умереть во сне. У них наблюдаются перепады настроения, капризы, плаксивость. Истерики у старшеклассников вызываются ситуацией, которая травмирует их психику. У таких детей часто наблюдаются внутренние конфликты, их ущемляют как личностей.

Симптомы невроза усугубляются семейной обстановкой. Нередко в семье между родителями и ребенком нет доверительных отношений, взрослые считают подростка еще маленьким и не интересуются его проблемами. Часто ситуацию усугубляют ссоры и конфликты родителей, нередко на фоне алкоголизма, что наносит ребенку психологическую травму.

Подростковый невроз возникает у юношей и девушек в выпускном классе перед экзаменами. Часто наблюдаются следующие симптомы расстройства психики:

  • депрессия;
  • бессонница;
  • паника;
  • плаксивость;
  • отсутствие аппетита.

Лечение неврозов у подростков

При появлении проблем со здоровьем у подростка, родители обращаются за помощью к врачу. Лечение неврозов подразумевает использование медикаментов совместно с методами психотерапии.

Если болезнь сопровождается бессонницей, то применяют лекарственные препараты на основе валерианы. Они успокаивают нервную систему. При ухудшении настроения врач назначает препарат Левзея, обладающий тонизирующим и стимулирующим действием. Это средство помогает бороться со стрессовыми ситуациями, психоэмоциональными и физическими перегрузками.

Медикаменты на основе пустырника отличаются успокаивающим действием. Их использование замедляет сердечный ритм и снижает артериальное давление. Нередко при неврозоподобных состояниях рекомендуется использовать Нерво-Вит. Препарат изготовлен на основе мелиссы, синюхи голубой, пустырника, валерианы. Он помогает улучшить сон и избавиться от депрессивного состояния.

Кроме медикаментозных методов лечения применяют и психотерапевтические; психотерапия неврозов у подростков помогает устранить психосоматические проявления болезни.

Применяют следующие методы:

  • психоанализ;
  • экзистенциональный подход;
  • гештальт-терапию;
  • когнитивное направление.

Психотерапия является основным методом лечения. Лекарственные препараты необходимы только в качестве вспомогательных средств.

Профилактика невроза в подростковом возрасте

Чтобы у ребенка не развился невроз, родители должны следить за его психологическим здоровьем:

  • наблюдать, чтобы ребенок не подвергался сильным нагрузкам;
  • заставлять его выполнять посильные физические нагрузки;
  • контролировать, чтобы подросток соблюдал режим дня.

При появлении неврозов у детей и подростков родители должны обратиться за помощью к психологу. Профилактика неврозоподобных состояний в этом возрасте зависит от отношений внутри семьи и особенностей воспитания.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Тимофеева Елена Петровна, Рябиченко Татьяна Ивановна, Скосырева Галина Александровна, Карцева Татьяна Валерьевна

Цель: изучить состояние вегетативной нервной системы у подростков 15-17 лет. Обследованы 2015 детей (1080 мальчиков и 935 девочек) в возрасте 15-17 лет. Для оценки состояния вегетативной нервной системы использовались: таблицы А.М. Вейна, показатели кардиоинтервалографии, клиноортостатической пробы, вариабильности сердечного ритма. Показано, что у подростков обоих полов (у 82% мальчиков и 84,8% девочек) имеется дисбаланс вегетативной нервной системы в виде симпатикотонии, ваготонии и смешанного типа вегетососудистой дистонии . Заключение: подростки относятся к группе риска по развитию психосоматической патологии в будущем и поэтому нуждаются в особом диспансерном наблюдении и проведении профилактических мероприятий.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Тимофеева Елена Петровна, Рябиченко Татьяна Ивановна, Скосырева Галина Александровна, Карцева Татьяна Валерьевна

The autonomic nervous system in 15-17-year-old adolescents

Objective: to examine the autonomic nervous system in 15-17-year-old adolescents . Subjects and methods: 2015 adolescents (1080 boys and 935 girls) aged 15-17 years were examined. The tables developed by A.M. Wayne, cardiointervalography, wedge orthostatic test, and heart rhythm variability were used to evaluate the autonomic nervous system . Results. The study showed that the adolescents of both sexes (82% of boys and 84.8% of girls) showed an imbalanced autonomic nervous system as sympathicotonia, vagotony, and vegetative vascular dystonia of mixed-type. Conclusion. The adolescents belong to a group at risk for psychosomatic diseases in the future and therefore require a special follow-up and prevention activities.

Состояние вегетативной нервной системы у подростков 15—17 лет

Е.П. Тимофеева, Т.И. Рябиченко, Г.А. Скосырева, Т.В. Карцева

The autonomic nervous system in 15-17-year-old adolescents

E.P. Timofeeva, T.I. Ryabichenko, G.A. Skosyreva, T. V. Kartseva

Novosibirsk State Medical University, Ministry of Health of Russia; Research Institute of Experimental and Clinical Medicine, Novosibirsk

Цель: изучить состояние вегетативной нервной системы у подростков 15—17 лет. Обследованы 2015 детей (1080 мальчиков и 935 девочек) в возрасте 15—17 лет. Для оценки состояния вегетативной нервной системы использовались: таблицы А.М. Вейна, показатели кардиоинтервалографии, клиноортостатической пробы, вариабильности сердечного ритма. Показано, что у подростков обоих полов (у 82% мальчиков и 84,8% девочек) имеется дисбаланс вегетативной нервной системы в виде симпатикотонии, ваготонии и смешанного типа вегетососудистой дистонии.

Заключение: подростки относятся к группе риска по развитию психосоматической патологии в будущем и поэтому нуждаются в особом диспансерном наблюдении и проведении профилактических мероприятий.

Ключевые слова: подростки, вегетативная нервная система, вегетососудистая дистония.

Objective: to examine the autonomic nervous system in 15-17-year-old adolescents.

Subjects and methods: 2015 adolescents (1080 boys and 935 girls) aged 15-17 years were examined. The tables developed by A.M. Wayne, cardiointervalography, wedge orthostatic test, and heart rhythm variability were used to evaluate the autonomic nervous system.

Results. The study showed that the adolescents of both sexes (82% of boys and 84.8% of girls) showed an imbalanced autonomic nervous system as sympathicotonia, vagotony, and vegetative vascular dystonia of mixed-type.

Conclusion. The adolescents belong to a group at risk for psychosomatic diseases in the future and therefore require a special follow-up and prevention activities.

Keywords: adolescents, autonomic nervous system, vegetative vascular dystonia.

Ros Vestn Perinatol Pediat 2016; 4:82-87

Адрес для корреспонденции: Тимофеева Елена Петровна — к.м.н., доц. кафедры пропедевтики детских болезней Новосибирского государственного медицинского университета

Карцева Татьяна Валерьевна — д.м.н., проф., зав. той же кафедрой Рябиченко Татьяна Ивановна — д.м.н., профессор той же кафедры, вед. научн. сотр. лаборатории иммунологии репродукции НИИ экспериментальной и клинической медицины. 630091 Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 52

Скосырева Галина Александровна — д.м.н., ст. научн. сотр. той же лаборатории

630117 Новосибирск, ул. Тимакова, д. 2

Вегетативная нервная система оказывает на органы тройное действие: пусковое, корригирующее и адаптационно-трофическое. Для окончательного выяснения характера вегетативной дистонии, ее принадлежности

к физиологическим или патофизиологическим механизмам, негативным (связанным с патогенезом) или позитивным (связанным с саногенетической активностью) проявлениям требуется внимательный клинический анализ, основанный на полноценном пропедевтическом осмотре с исследованием реактивности вегетативной нервной системы, т.е. обратимости дистонусных проявлений. Повреждение и раздражение структур вегетативной нервной системы в различных органах или системах приводит к возникновению морфологических перестроек (спазмы сосудов, дистрофия), связанных с выделением медиаторов (норадреналина, серотонина, ацетилхолина), гормонов коры надпочечников, ряда биологически активных веществ (полипептидов, простогландинов). Эти гуморальные изменения в свою очередь усугубляют вегетативный дисбаланс и провоцируют развитие в организме биохимических и иммунных сдвигов, при длительном сохранении которых у ребенка создаются условия для формирования психосоматического заболевания. В настоящее время многими авторами хроническая неинфекционная патология рассматривается как нейросоматическая или вегетосоматиче-ская [1, 2, 8-12].

Цель работы: изучить состояние вегетативной нервной системы у подростков 15-17 лет.

Характеристика детей и методы исследования

Статистические расчеты выполнены на базе пакетов прикладных программ SAS (Statistica v. 7.0) и SPSS параметрическими и непараметрическими методами.

Результаты и обсуждение

При изучении показателей, характеризующих функционирование сердечно-сосудистой системы, было выявлено достоверно более высокое значение систолического артериального давления у обследованных мальчиков по сравнению с обследованными девочками (p=0,0002). Кроме того, с помощью непараметрического U-критерия Манна—Уитни обнаружены различия между значениями диастолического артериального давления (p=0,0271). Анализ нормальности распределения при помощи центильных оценок данных показателей позволил выявить уплощенную форму выборочного распределения значений систолического артериального давления у мальчиков и выраженную левостороннюю асимметрию у девочек, что подтверждалось и основным критерием проверки нормальности — критерием Колмогорова-Смирнова (p Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амплитуда зубца R, мм Муж 2,40+0,14 0,0040 1,00 2,00 2,00 3,00 4,00 0,0248

Жен 1,97+0,08 1,00 1,00 2,00 2,00 3,00

Таблица 3. Результаты исследования ЭКГ-синдромов у подростков

ЭКГ-признаки мальчики (n=1080) девочки (n=935) Р

Синусовая аритмия 0,0 7,5 0,0477

Отклонение электрической оси сердца 19,2 45,7 0,0018

Зубец Т в отведениях V5—V6 ниже 3 мм 1,9 0,0 0,3831

Интервал S—T ниже изолинии 1,9 1,9 1,000

синусовый 66,7 76,0 0,3919

синусовая тахикардия 25,5 17,5 0,1847

синусовая брадикардия 7,8 6,5 0,5939

Нарушение ритма сердца

миграция водителя ритма 0,0 5,9 0,2079

экстрасистолия 0,0 3,9 0,3098

ускорение атриовентрикулярной проводимости 9,6 7,5 0,7238

Нарушение проводимости сердца

нарушение внутрижелудочкой проводимости 25,0 39,7 0,1039

неполная блокада правой ножки пучка Гиса 15,4 5,2 0,0781

неполная блокада левой ножки пучка Гиса 1,9 1,7 0,9373

атриовентрикулярная блокада I степени 1,9 1,7 0,9373

нарушение возбудимости 3,8 0,0 0,2159

достоверно чаше проявлялась синусовой аритмией (41,2% против 16,5% у девочек; р=0,0015) и изменением амплитуды зубца R (16,0 и 2,2%;р=0,0027) и реже — цветом кожи (3,9 и 18,3%; р=0,0159), психической активностью (17,6 и 37,6%; р=0,0138) и нарушением сна (2,0 и 12,9%; р=0,0308). Ваготония у мальчиков по сравнению с девочками достоверно чаше проявлялась нарушением сна (25,5 и 7,5% соответственно; р=0,0033) и реже — изменением сосудистого рисунка (0,0 и 14,0%; р=0,0058), изменением потоотделения (3,9 и 19,4%; р=0,0112), склонностью к отекам (2,0 и 12,9%; р=0,0308), особенностью систолического (2,0 и 29,0%; р=0,0001) и диастоличес-кого (2,0 и 30,1%; р=0,0001) артериального давления, обморочными состояниями (2,0 и 14,0%; р=0,0217), гипервентиляционным синдромом (вздохами) с ощущением неудовлетворенности вдохом (21,6 и 39,8%; р=0,0283), бронхоспазмом (3,9 и 17,2%; р=0,0224) и возникновением тошноты (11,8 и 26,9%; р=0,0368).

Значения центильных статистических оценок показывают наличие бимодальности в балльном показателе симпатикотонии у мальчиков с модами в диапазонах 4-6 и 12-16 баллов. У девочек подобная бимодальность характеризовалась модами в диапазонах 2-4 и 8-10 баллов. Ведущий показатель ваготонии характеризовался умеренной левосторонней асимметрией у мальчиков и выраженной левосторонней асимметрией у девочек. Большое количество подростков с номотопными и гетеротопными дизаритмиями,

с неспецифическими ЭКГ-феноменами, признаками перегрузки или преобладания биопотенциалов левого желудочка и особенностями реполяризации в миокарде патогенетически объясняется дисбалансом вегетативной нервной системы в этом возрастном периоде. Распределение участников исследования по окончательным результатам методики А. М. Вейна позволило сделать вывод, что только 18% мальчиков и 15,2% девочек не имеют признаков вегетососуди-стой дистонии, а большинство мальчиков (58,0%) и девочек (67,4%) имеют признаки смешанного типа вегетососудистой дистонии (см. рисунок).

С помощью кардиоинтервалографии оценивали состояние симпатической нервной системы (по амплитуде моды — АМо), парасимпатической нервной системы (по значению дисперсии или вариационному размаху — АХ), напряжение и централизацию регуляторных механизмов вегетативной нервной системы (по индексу напряжения в покое и ортоста-зе — ИН1 и ИН2), реактивность (ИН2/ИН1), уровень

по сравнению с девочками, что отражает усиление симпатической регуляции, напряжение функционирования системы и подтверждает преобладание сим-патикотонии у мальчиков-подростков (8,0% против 0,0%; р=0,0064). Относительно высокий показатель Мо без достоверных различий у представителей обоих полов свидетельствовал о высоком уровне воздействия гуморальных факторов. Такие механизмы регуляции сердца несовершенны и представляют собой опасность перенапряжения и срыва адаптации [1—3] (табл. 4).

У подростков обоих полов при переходе в вертикальное положение преобладала гиперсимпатикото-ническая реактивность, что свидетельствует об определенной неустойчивости вегетативной нервной деятельности и резком напряжении компенсаторных механизмов организма. Частота нормальной (симпа-тикотонической) вегетативной реактивности у девочек-подростков была в 1,9 раза выше, чем у мальчиков подростков. Обнаружение симпатикотонической вегетативной реактивности является маркером благоприятных тенденций в плане прогноза для подростков. Частота встречаемости асимпатикотониче-ской реактивности у мальчиков-подростков в 1,4 раза выше, чем у девочек (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адекватное вегетативное обеспечение встречалось практически у каждого второго мальчика и девочки

Таблица 4. Количественные показатели кардиоинтервалографии у подростков разного пола (М±т)

Показатель Норма Мальчики (n=1080) Девочки (n=935) Р

Мо, с 0,74±0,02 0,76±0,03 0,87±,03 0,4505

АМо, % 18,0±1,0 25,90±1,85 20,04±2,34 0,0497

АХ, с 0,38±0,04 0,35±0,02 0,37±0,03 0,1198

ИН1, усл.ед. 39,0±6,6 143,22±36,01 51,06±21,88 0,0014

ИН2/ИН1 2,38±0,31 1,8±0,28 4,24±0,45 0,0507

Таблица 5. Качественные показатели кардиоинтервалографии и клиноортостатической пробы у подростков разного пола

Показатель Количество обследованных, % Мальчики Девочки (n=1080) (n=935) Р

нормальная 18,18 34,04 0,0507

гиперсимпатикотоническая 72,73 59,58 0,6785

асимпатикотоническая 9,09 6,38 0,4505

Вегетативное обеспечение деятельности

адекватное 53,1 49,20 0,7870

избыточное 18,00 12,00 0,6785

недостаточное 28,90 38,80 0,6985

Нет Вегетативная ВСД смешанного Ваготония Симпатикотония

Рисунок. Распределение участников исследования по окончательным результатам методики А.М. Вейна. ВСД — вегетососудистая дистония.

воздействия гуморальных факторов на состояние вегетативной нервной системы (по моде — Мо). Строгая статистическая обработка полученных (количественных и качественных) данных позволила обнаружить закономерности в изменении параметров вегетативной нервной системы у подростков разного пола. Определение исходного вегетативного тонуса у подростков разного пола выявило достоверные различия в показателях кардиоинтервалогра-фии по параметрам АМо, ИНГ У подростков мужского пола наблюдалось их достоверное увеличение

(53,1 и 49,1% соответственно; р>0,05). Недостаточное вегетативное обеспечение определялось у 28,9% мальчиков и у 38,8% девочек. Для подростков мужского пола характерно избыточное вегетативное обеспечение деятельности (18% для подростков женского пола — в 12%; (р>0,05) (табл. 5).

Таким образом, кардиоинтервалография выявила гендерные различия. У мальчиков симпатикотония встречалась значительно чаще, чем у девочек. Видимо, мальчики более эмоционально и продолжительно переживают смену социальных обстоятельств на этом этапе взросления, приближение проблем трудоустройства, перспективы службы в армии [1, 4, 5, 7, 9]. Сопоставляя установленные с помощью кар-диоинтервалографии возрастные и половые различия в состоянии вегетативной нервной системы у подростков, можно однозначно утверждать о большей

значимости изменений, выявленных на последних этапах учебного года.

Полученные данные показали, что у подростков обоих полов имеется дисбаланс вегетативной нервной системы. Подростки относятся к группе риска по развитию психосоматической патологии в будущем и поэтому нуждаются в особом диспансерном наблюдении и проведении профилактических мероприятий. Оценку состояния вегетативной нервной системы у подростков нужно проводить с учетом этапа учебного года, в котором происходит медико-физиологическое обследование. Такой принцип оценки здоровья подростка может существенно оптимизировать усилия, направленные на профилактику заболеваемости.

1. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Воробьева О.В. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. Руководство для врачей. Под ред. В.Л. Голубева. Москва: Медицинское информационное агентство, 2010; 637. (Vjn A.M., Vfoznesenskaja T.G., Vforob'eva O.V. Autonomic dysfunction: clinical features, diagnosis, treatment. Manual for Physicians. V.L. Golubev (ed.). Moscow: Medicinskoe in-formacionnoe agentstvo, 2010; 637.)

2. PhillipsR.L., Olds T, Boshoff K., Lane A.E. Measuring activity and participation in children and adolescents with dis-abilities: a literature review of available instruments. Aust Occup Ther J 2013; 60: 4: 288-300.

3. Kishi T.Heart failure as an autonomic nervous system dysfunction. J Cardiol 2012; 59: 2: 117-122.

4. Красноперова О.И., Смирнова Е.Н., Мерзлова Н.Б. Состояние вегетативного статуса и метаболических показателей у детей и подростков с ожирением. Сибирский медицинский журнал 2011; 26: 4: 165-167. (Krasnopero-va O.I., Smirnova E.N., Merzlova N.B. Status of the vegetative status and metabolic parameters in children and adolescents with obesity. Sibirskij medicinskij zhurnal 2011; 26: 4: 165-167.)

5. Кушнир С.М., Стручкова И.В., Макарова И.И. и др. Состояние вегетативной регуляции сердечного ритма у здоровых детей в различные периоды детства. Научные ведомости 2012; 3: 122: 161-164. (Kushnir S.M., Struchko-va I.V., Makarova I.I. et al. Condition of vegetative regulation of heart rate in healthy children at different stages of childhood. Nauchnye vedomosti 2012; 3: 122: 161-164.)

6. Нежкина Н.Н., Кулигин О.В., Чистякова Ю.В. Характеристика физического развития и физической подготовленности студентов 16-17 лет в зависимости от типа их исходного вегетативного тонуса. Лечебная физкультура и спортивная медицина 2011; 5: 89: 25-30. (Nezh-kina N.N., Kuligin O.V., Chistjakova Ju.V. Characteristics of physical development and physical fitness of students 1617 years depending on the type of an initial vegetative a tonus. Lechebnaja fizkul'tura i sportivnaja medicina 2011; 5: 89: 25-30.)

7. Реева С.В., Малев Э.Г., Панкова И.А. и др. Вегетативная дисфункция у лиц молодого возраста с пролапсом

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.